Обзор Алексея Фомина по Восточному пиру

Маллар Ме
НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ИСХАФАНА В ШИРАЗ



Как не раз бывало в России на рубеже веков одни ценности сменяются другими и в который раз становится необходима «некая обобщающая культурфилософская идея или модель, которая бы выражала сущность новой фазы культуры» (Хорунжий). Важной составляющей «новой фазы культуры», как и век назад является проблема отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии.

На малом пространстве двух конкурсов, проведенных на площадке Маллар Ме, проявилась еще античная дихотомия «Восток – Запад». Европейское мышление, которое можно изобразить (по Яну из Глогова) в виде дракона, борется с медведем-Азией внутри творчества каждого русскоязычного автора. Однако следует отметить, что в настоящее время некогда равноправная оппозиция «Запад – Восток» трансформировалась в подчинительную «Запад – неЗапад». 

Рассматривая конкурсные (восточные) тексты, можно смело отталкиваться от двух логик:

А) все «восточное» столь самобытно, что интерпретировать материал в европейских терминах нецелесообразно (европейский сонет отнюдь не то, что восточная газель или рубаи);

Б) все «восточное» не более чем «экзотическое» подтверждение уже известных по европейскому материалу тенденций, остается только встроить материал в готовые «европейские» схемы (восточная газель в 14-ть строк или 7 бейтов это сонетоид или аномальной сонет).

Обращение в творческой практике к разным литературам, или актуализирует понятие «свой – чужой», при этом предметом сопоставления может стать любой элемент коммуникативной цепочки: вид, жанр, автор, произведение, образная система и т. д. или актуализирует различные подходы и обращения к интертекстуальности.

Поэзия меняется, т.к. меняется контекст вокруг нее. Отсюда, следует рассмотреть и иные привычные оппозиции: старое – новое, традиция – новаторство, эволюция – разрыв и т. п.

Но и этого (в качестве оценочных критериев) еще недостаточно.

В современном литературном мире все более очевидными становится очередное циклическое умирание постмодерна. Начинает происходить реабилитация таких понятий, как «истина», «красота», через концепты «новой искренности», «новой религиозности», «нового сентиментализма», т. е. происходит возвращение к так называемым «вечным темам и вечным ценностям».

Очевидно, что на смену интерпретации приходит репрезентация, которая понимается как процесс производства значений и их обмена между носителями определенной культуры или субкультуры.

Современная поэзия стала неким «текстовым ансамблем», представляющим из себя переплетение сложившихся систем, закрепленное в социальных практиках.

Конкурсы на площадке Маллар Ме, на мой взгляд это именно социальные практики, с хорошим уровнем авторов и представленных работ, со своими сложившимися традициями.

КОНКУРС СОНЕТОВ ВОСТОЧНЫЙ ПИР http://stihi.ru/2021/12/15/3599

ИТОГИ КОНКУРСА ВОСТОЧНЫЙ ПИР http://stihi.ru/2022/01/16/2608

На конкурс представлена 41 работа 18 авторами и еще несколько работ осталось вне конкурса.

При том сразу произошло тематически-версификационное разделение текстов на три, практически равноценные, части:


1. Ближе к газели

Красавиц много на земле моей,
Но нет тебя прекрасней и милей,
Как серна горная ты грациозна -
Мелькаешь на тропинке, средь камней.
……………….Наталья Радуль

2. Ближе к рубаи

Не надо деньги к пенсии копить,
На них ведь вечной жизни не купить.
А жить по средствам честность вам поможет,
Ну а излишки можно и пропить.
……………….Иосиф Бобровицкий

3. Ближе к касыде

Пишу тебе, Великий мой народ!
Для всей страны печальным станет год!
Надежды на спасенье ждёшь напрасно,
Померк благословенный небосвод!
……………….Ляля Белкина

При этом все представленные на конкурс тексты (за исключением двух) построены по строфическому принципу, обозначенному в задании: 4-4-4-2 /рубаи-рубаи-рубаи-бейт, «английский замок» не более чем заимствованный бейт (двустишие) поэтому в определении элементов строфики, лучше использовать это название.  Все тексты не имеют явных ритмических сбоев (это во многом благодаря Марии, ведущей данного конкурса).

Первое, и самое важное, что произошло на данном конкурсе и может рассматриваться как некая условная творческая модель – Экспериментариум, выражено в определении, данном в конце прошлого века, академиком Гаспаровым: «по образцу традиционных твердых форм могут создаваться и новые, нетрадиционные. Однако для того, чтобы они ощущались в качестве таковых, нужно, чтобы такие стихи или производились сразу в большом однообразном количестве, или имели достаточно четкое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание. Лучше всего для этого годятся рефренные формы.», правда с одной оговоркой: «чтобы утвердить любое открытие в природе стиха, русскому стиховеду нужно найти его у Пушкина».

На конкурсе достигнуто и «большое однообразное количество» текстов и все тексты имеют «достаточно четкое и сложное строение, легко воспринимаемое как формальное задание».  Хотелось бы чтобы данная модель Экспериментариума развивалась и системно пополнялась новыми образцами различных форм, показывая возможности и задавая направления современного творчества, формируя у авторов, участников уверенность в том, что в мире поэзии еще много белых пятен, ждущих своих первооткрывателей.

И все-таки, что в результате конкурса было создано: сонет в восточном стиле? персидский или среднеазиатский сонет? аномальная газель или строенный рубайат ослик с хвостиком?

Попробую, пусть немного, но сказать о каждом авторе. 

1. Наталья РАДУЛЬ, три работы

- Красавиц много на земле моей
- Ох! чёрствый вышел у тебя чурек!
- И булочник, и шерстобит - румян

Все три работы можно подвести под, прозвучавший во втором тексте манифест:
«печаль и слёзы – это очень пресно», тексты имеют небольшие технические изъяны и небольшие логические ухабы, но в целом воспринимаются хорошо. Наиболее интересным (на мой взгляд) является второй текст, если первый настроечная попытка стилизация под восток, то во втором и третьем появляются предметные характеристики, уход от обобщающих размытых образов к более четким деталям и важно, что эти детали подкрепляются и философией:

………………………..Сын ювелира, хоть богат и знатен,
………………………..Он любит блеск, но холоден внутри.

Отдельная благодарность автору за стихо-диалог.


2. Иосиф БОБРОВИЦКИЙ, три работы

- На этом свете верьте лишь друзьям
- Как много есть чудесного на свете
- Известно, дело тонкое - Восток

Тоже не обошлось без манифеста: «Бери от жизни всё, что можно взять», выбор автора повествовательного стиля, рассказа в каждом тексте «о чем-то» делает все тексты как бы более цельными, но есть и обратная сторона – каждая часть катрен-рубаи проигрывает в самодостаточности за исключением одного:

………………………..Не надо деньги к пенсии копить,
………………………..На них ведь вечной жизни не купить.
………………………..А жить по средствам честность вам поможет,
………………………..Ну а излишки можно и пропить.

И, то, о чем говорил во вступительной части, - «Восток - он не поэзия, а проза», т.е. автор обозначил свою оппозицию: «Запад-Россия – неЗапад» или, все тексты написаны в логике «Б» (более европейские)


3. Мария АБАЗИНКА, три работы

- Приходим познавать устройство мира
- Мы все в совсем другой стране росли
- На улице мороз – в узорах стёкла

) В салате все сухарики размокли… вести подобный конкурс (даже два одновременно), быть их участником и еще создать цикл-стилизацию…  не только все сухарики…  но и «с/горит в духовке мясо»…
И опять автор проявляется манифестом: «Я стану долгий бой часов стеречь», сонеты получились «раздерганными» стилистически и по смыслу, но в каждом есть своя изюминка и своя вишенка.  Сложно говорить, потому что очень хорошо понимаю сколько сил, нервов требует ведение подобного мероприятия, постоянно отвлекаясь и сбиваясь на рецензии. Стеречь не только бой часов и дежурное выступление… а все изменения на странице, в постах…  Отдельный поклон и уважение.  В текстах явно просматривается внутреннее напряжение, отражающее: «Запад – Россия – неЗапад»

Отдельная благодарность автору за стихо-диалог.


4. Ивана АКСЕНОВА три работы

- Была я молода и  хороша
- Кто Вы, прекрасный рыцарь – паладин
- Приехавший с неведомых чужбин

………………………..О, как сладка под звуки чанга речь,
………………………..Распущенные косы ниже плеч,
………………………..Красавица танцует в шароварах, (строка-манифест)
………………………..Пытаясь танцем всех вокруг увлечь.

или

………………………..В разгаре праздник и пузат кувшин,
………………………..Пей кровь лозы, но помни паладин,
………………………..Лукав Восток и льстивы речи шейха,
………………………..Фальшив и взгляд бывает и рубин.

Тексты автора более «Запад – Россия-Восток», и сразу происходит несколько иное стилистическое насыщение, слышно звучание чанга:  «Скажу, вплетая рубаи в сонет - Из разных музык чанга слаще нет»  а как хороши и ощутимы:

………………………..Лиловый шёлк прекраснейших  рабынь,
………………………..Халва, щербет и мякоть сладких дынь
………………………..Закружат  голову,   но незаметно
………………………..Я в пиалу добавила полынь.

Чуть больше привел цитат, т.к. погружение в восток в этих примерах, более зримо и глубоко.
и
Отдельная благодарность автору за стихо-диалог.


5. Надежда ТУМАНОВА, три работы

- В глазах твоих искрится лунный лик
- Я, как сосуд, разбитый в черепки
- Весь мир как будто замер без тебя

Открываю конкурсные работы последовательно.  Тексты данного автора стали первыми к еще одной теме/разговору. Использование в стихах обобщающих понятий, практически полный уход от детализации, зрительно-визуального ряда. Воспользуемся очередной манифестной строкой - «Я гимны пел божественной красе» при этом цитата-рубаи из Мехсети Гянджеви, показывает правомерность такого подхода при стилизации (под восточную поэзию). В большей своей массе сетевая поэзия склона к такому самопроявлению.  Удивительно то, что стилизация под восток органично встраивается в данную стилистику и в большинстве своем оправдывает «литературные штампы». Данная модуляция в жанр, на примере данных текстов (и ряда других присланных) это универсальный инструментарий обновления традиционных и, казалось, давно избитых подходов.  Тексты не воспринимаются «из сундука», и даже начинают свой диалог-спор с автором:
«Мгновенья хватит, чтоб разбить сосуд. / Осколки клеить - бесполезный труд.» как раз именно осколки разбитой культуры склеиваются и приобретают вид нового сосуда.


6. Олио ХИКАРИ, три работы

- Когда в красавице есть стать и сила
- Как ветер дуновением играет
- Весна цветет в душе день ото дня *


Видно, что автор работает над собой, ищет пути самореализации, творческого развития… Есть небрежность (спешка) при выражении налетевших образов, мыслей. При чувственной цельности текста не хватает правильных, точных слов отражающих и передающих эмоцию, порыв, дыхание…

………………………..Как ветер дуновением играет,
………………………..На водной глади складки поднимает,
………………………..Так и душа моя в тоске дрожит,
………………………..Подушек шелком слезы утирает.

Еще один момент: то, что отношение к тексту близко к газелям, повлекло «неповиновение» к заданности и в результате получилась конструкция семи бейтовой газели aa ba ca da ea fa ga – а это классическая форма персидской поэзии равная 14-ти строкам. И снова поднимается вопрос, а каким может быть сонет в восточном стиле? Почему 4-4-4-2 а не 4-2-4-4 или 4-4-2-4 или 2-4-4-4? Принципы употребления 3-х рубаи и бейта соблюдены, просто в разных последовательностях. А почему не попробовать укоротить газель до 10-ти строк aa ba ca da ea  и не добавить 4-е строки рубаи ffgf.  Элементарный уход от шаблона сразу предлагает вариативность, дает возможность автору найти свой стиль, почерк, индивидуальность по форме высказывания и написания стихотворений. Это то, что происходило в Европе во времена трубадуров и менестрелей, когда в хороших манерах и правилах было не повторять форму стиха собрата по перу.

Отдельная благодарность автору за стихо-диалог.


7. Ляля Белкина, три работы

- Пишу тебе, Великий мой народ!
- Достойны ль мы Земли, что дал нам Бог?
- Склонился над росинкой соловей

Первые два текста по своей сути – проповедь (ва'з), элемент касыды

………………………..Престол падёт и лживым станет слово,
………………………..Родов старинных рушатся основы,
………………………..Презренны будут мудрость и любовь,
………………………..Всяк будет вправе убивать любого!

или

………………………..Опять всё надо начинать с нуля,
………………………..Ловить синицу вместо журавля,
………………………..Смиренно вверх по
………………………..лествице терновой
………………………..Вершить свой путь
………………………..судьбину не хуля.

В этой связи, хотел бы вернуться к первому абзацу: «который раз становится необходима "некая обобщающая культурфилософская идея или модель, которая бы выражала сущность новой фазы культуры"» и «В современном литературном мире все более очевидными становится очередное циклическое умирание постмодерна… происходит возвращение к так называемым «вечным темам и вечным ценностям».
Хочется, чтобы современные авторы быстрее осознали, что нужно не просто доставать старые транспаранты и платья прошлых эпох. Нужно обогатив себя знаниями прошлого, не разрушая, создавать новое используя весь арсенал средств и приемов.
Автор, выстрадал, а значит имеет право на крик, стон, боль выраженные в поэтическом слове. Это честно, это сильно.
К сожалению, тоже есть незначительные технические огрехи, о которые спотыкаешься, но внутренний посыл настолько очевидный, что при этом глаза не опускаешь, а продолжаешь смотреть на проповедника.
Третий текст ) – вдох… больше весны и света…

Коли(когда) судьба дарует свет любви,
Всё  брось – одною ею лишь  живи!

) Коли колют, Коля коли… будут дровишки, пламя в печи (немного улыбнемся)


Отдельная благодарность автору за стихо-диалог.


8. Владимир ЕВАНГУЛОВ, три текста

- Игольный ветер о тебе напомнил
- С печалью пережил свою страну
- Ты  часто в образе «вороны белой»

………………………..С печалью пережил свою страну,
………………………..И с болью пережил свою жену,
………………………..Теперь себя с трудом переживаю,
………………………..Вытягиваясь в тонкую струну.

………………………..Но слово вдохновенное держу:
………………………..Когда за хвост, когда и за вожжу,
………………………..И бережно, смиренно  приближаю   
………………………..К душе земной небесную межу.

Многие эксперты отмечают, что современная поэзия постарела. Причина в том, что поэзия стала более философской, умудренной жизненным опытом и сединой или более интеллектуальной, обладающей глубокими предметными знаниями. Тем и другим обладать в раннем возрасте практически невозможно. Восточная (накопленная) мудрость, но не западный прагматизм (до гробовой доски) присуще славянству и русскоязычию. Автор «традиционных» взглядов и подходов, бережет свою репутацию, предлагая тексты и темы жизни и из жизни, поэтический реализм.  Эта верность себе и своему слову в эксперименте немного стесняет и выводит из состояния общей комфортности (немного, но заметно). Некоторые фрагменты текстов не столько попытка развития общей мысли, сколько попытка встроится в заданный формат, скорее всего из-за этого в ощущениях возникает «Какой-то непонятный фейерверк».


9. Виктор АЛИМИН, три работы

- Любимую заботой окружая
- Немало мест, где рад бывать поэт
- Забыть нельзя прекрасных тех очей

Три текста ближе по стилистике газели, до этого в этой стилистике представляли свои работы только женщины. Мне, думается, что автор единственный среди мужчин данного конкурса, кто попробовал себя в этой ипостаси с очень легкой иронией и незаметным мудрым наставничеством.

………………………..Любимую заботой окружая,
………………………..Ей обещал – жить будешь в кущах рая,
………………………..Но не понять души её секрет
………………………..В ответ лишь "нет" – тебе не доверяю.

Философский вопрос в том: а кто же в представленных стихах любимая? Женщина? Муза или иная олицетворенная сущность? 

………………………..Забыть нельзя прекрасных тех очей,
………………………..В них яркий свет живительных лучей,
………………………..Жаль только, что не мне они светили,
………………………..Звездой двойной во тьме глухих ночей.

Цельность текстов, их качественная однородность хорошее дополнение к смыслам в них сокрытых.


10. Анна ХУРАСЕВА, один текст

- Познанье – вечный мудрости родник
-----------   
- Как познавать себя и мир вокруг (вне конкурса)

По одному тексту сложно что-то сказать. Единственное, это хорошая попытка каждое рубаи сделать самодостаточным.

………………………..Любовь – подобна терпкому вину,
………………………..За горизонт легко с ней загляну.
………………………..Вы скажете, возможно, это плен,
………………………..Но добровольно мы в её плену.

Отдельная благодарность автору за стихо-диалог.


11. Галина ЛЕНКОВА 2, три работы

- Уйти от злой депрессии, нытья
- Иду домой, а сумрак не пускает
- Таинственны восточные напевы

«Женщины с числом 11 наделены сильной магической энергетикой, которую необходимо контролировать, чтобы не внести в свою жизнь хаос.», посмотрел в нумерологии значение числа 11. Первый автор, кто действительно отнесся к предновогоднему балу (заданию) как к балу, с добрым юмором и хорошими, запоминающимися картинками:

………………………..Хурма и виноград свисают с елей.
………………………..Ручей бежит под маркой ркацители.
………………………..Не устояла от бокала. Зря
………………………..от танцев удержалась Соломеи.

Примеривая к себе формальные ограничения задания, одевая восточные маску и одеяние, каждый автор проявил свою индивидуальность (давно подмечено, что под маской человек более открыт и бывает именно собой). Другими словами, обращаясь в своей практике к новой задаче, авторская реализация более эффективна, нежели постоянное точение камня каплей, не выходящее за границы своего поэтического мира. И, думаю, любому читателю будет интересней разглядывать па «рискнувших танцевать "семи вуалей"», чем па перемывющих посуду.


12. Петр НОВИЦКИЙ, три работы


- Увы, писать стихи мне не дано
- Всевышнего послушал Авраам
- Хоть к ночи гаснет розовый закат

Автор выделился, использовав во всех представленных текстах сквозную рифму, правда, много не точной, но это можно отнести к авторскому приему.

………………………..Хоть к ночи гаснет розовый закат,
………………………..Друзья, меня не мучает тоска.
………………………..Я не скажу от грусти: жизнь такая,
………………………..И в ней одно спасение — стакан.

Возможно из-за смещения акцента к рифме (усложненияя задачи), складывается ощущение недораскрытости тем/авторского замысла.  Две заключительные строки, как правило более цельные и емкие чем сами рубаи. Рассматривая данные тексты возник искус попереставлять  заключительный бейт, располагая его между или над рубаи.


13. Алексей ФОМИН… пятнадцать текстов  (вне конкурса)

14. Татьяна ИГНАТОВА, одна работа

- Желаю в море слов увидеть мудрость

К сожалению, автор представлен только одним текстом.  В работе с новыми формами, пусть даже понимаемыми и очевидными, первый текст, не то, что выходит блином, а имеет настроечную природу. Автор может уверенно владеть пером (что заметно), но, как бы проверяя себя, согласовываясь с собой, он не раскрывается сам и не раскрывает тему, а складывает мозаику из стеклышек вечных своих тем и привычных себе строк.

………………………..Слепец не тот, кто от рожденья слеп –
………………………..А тот, кто зряч, познаний сбавил темп.

Автор не сбавляет темпа познаний, но иногда имеет смысл остановиться, оглядеться и возобновить движение.

) НЕОБЫЧНЫЙ сонет восточной формы… написан в логике европейца.


15. Валентина МЕНТУЗ,  три работы

- Рассеялась тумана пелена
- Живёт со мной нешуточный испуг*
- Что вынесла со школьного урока

Первые два текста ближе к газели, и не просто ближе по стилистике, но второй написан в форме газели (без принятой в таком случае авторской подписи в заключительном бейте) и третий текст это обозначенный в заголовке «Омар Хайям» или рубайят.  Спасибо автору, что он не формально отнесся к заданию, а посмотрел, нашел и не побоялся представить текст с системой рифмовки классической газели.

Если первый текст как-бы зачинный:

………………………..Родник любви моей ты не сберёг,
………………………..простить тебя хочу найти предлог,
………………………..надеюсь всё, хоть знаю, что напрасно...
………………………..Ты, словно звёзды, от меня далёк.

То второй (газель) уже логично вписывается в последующие размышления автора

………………………..Живёт со мной нешуточный испуг -
………………………..а если так случится в жизни вдруг,
………………………..что свет в чужом окне тебя поманит,
………………………..и не простившись, ты уйдёшь, мой друг?
………………………..Как вечер в ожиданье бесконечен,
………………………..когда твоя душа в плену разлук,
………………………..зимой бывает часто обеспечен
………………………..желаньям нашим очень тесный круг…

Если вернуться к вопросу оппозиция «Запад – Россия – Восток», то эксперименты с модуляцией в жанры это нюансные маятники, которыми богат русский язык и позволяет работать с текстами в широких амплитудах и палитрах. Интертекстуальность, интертекстуальные референции, парафразы часто допроявляют автора и это очень хорошо.



16. ГОЛЬГЕРТС, одна работа

- Идея априори похоронна

………………………..Земная жизнь бессмысленно проходит,
………………………..Коль с нами ничего не происходит.
………………………..Вот кровь моя, похожая на спирт.
………………………..Возьми её и выпей – ночь уходит.

Как назначенный прототип пелевинской вампирской саги Empire V, подумал что это посвящение мне, ) а даренному коню, как говорится… Но почему тогда идея похоронна?  «О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, /можешь не торопиться… - Вынув ручку, я дописал: Там на вершине Фудзи улиток полно и так.»

Если уж и затворник Виктор Олегович заговорил о сонете, прописывая его формальные признаки (далекие от канонических). «Вампирическим сонетом называется стихотворение, состоящее из двенадцати строк. Размер, рифма или ее отсутствие – это произвольно. Главное, чтобы последняя строка как бы отсасывала из стихотворения весь смысл, выражая его в максимально краткой форме. Она должна содержать квинтэссенцию стихотворения. Это символизирует возгонку красной жидкости в баблос, который ты затем ритуально предлагаешь комаринской музе……. Еще одно правило вампирического сонета - он пишется обратной лесенкой. Получается как бы лестница смыслов, символизирующая восхождение вампира к высшей сути. Но это, в общем, тоже не обязательно.» То, наверное, и смысл, и результат в такой работе есть. ) За кровь-спирт спасибо.


17. Татьяна ШОРОХОВА 3, одна работа

- Верблюд двугорбый брёл навстречу дню

………………………..Мираж, мираж, смешавший семь чудес..
………………………..Верблюд везёт...Кого? На мир окрест
………………………..Не смотрит дева, с ночью день мешая..
………………………..Кому послать о ней мне эту весть?

Все таже ситуация, промаркированная как «одиночный выстрел». Один текст и даже три (в своем большинстве) не являются триптихами, подчиненными единому замыслу, сюжету. Мне в восприятии все время не хватало объема и потенциального продолжения путешествия из Исфахана в Шираз.  Одно стихотворение - «указательный столбик» на этом пути, с указанием направления «Запад-Восток», «Новое старое», точка, которая есть на пути, но путем не является. «Мираж смешавший семь чудес», бредущий на встречу дню верблюд, возможно тоже мираж… можно ли ему верить?...


18. Дмитрий ЧЕРДАКОВ, две работы

- Я пил вино, как воду дикий зверь
- Я часто сочиняю рубаи

Случались встречи с манерными куртуазонами (со Степанцовым и Ко), которые определяли идеальную женщину, как совокупность лучших черт женщин, собирательный образ.

………………………..Я с женщинами разными блудил,
………………………..Поскольку в каждой что-то находил,
………………………..Когда однажды сделался аскетом,
………………………..Едва в петлю с тоски не угодил.

Ненавязчивая ирония, простой и понятный язык.  Представленные тексты, именно в этой части, отличаются от всех представленных работ. Вопрос, почему два, а не три? Не хватило времени или в том же стиле, написать третий, четвертый, пятый… уже проблематично?  Можно еще немного усложнить размышление – какого рода должны/могут быть тексты, которые бы органично дополнили уже представленные. В этом плане 4-е строчки рубаи более мобильны и подвижны, а здесь их сразу три. В чем минусы и плюсы данной конструкции стиха.

………………………..Внутри меня таятся много "я"
………………………..И каждый рвётся из небытия,
………………………..Характеры у них весьма различны:
………………………..Соседствуют чистюля и свинья.

А внутри сонета в восточном стиле, таятся ли другие «я»?


19. Ирина ВОРОПАЕВА, одна работа

- В сияющей воде луна плывёт

………………………..В сияющей воде луна плывёт.
………………………..Вода стремится вдаль, за горизонт.
………………………..Запрудой остановленная, всё же
………………………..Уходит в почву или в берег бьёт.    

Учитывая все вышесказанное и подводя итог, можно смело сказать – конкурс получился.  Путь привел в столицу, наступила ночь и в облаках засияла луна. Время – вода, жизни – песок. Что останется от современной поэзии, что будут читать будущие поколения? Сонет, которому уже 800 лет и который хрестоматиен, останется в истории поэзии при любом раскладе и будущий филолог-литературовед, анализируя развитие жанра будет обращать внимание не на копии со слепка…

Немного о моем участии: оно оказалось не совсем удачным (не правильно определил и поставил задачу), стиходиалоги должны были бы быть только с авторами, готовыми на экспромт отвечать экспромтом… Несколько безответных попыток и обессилили, и, в некотором смысле, сбили настрой… 

Эпилог

…«Чтобы утвердить любое открытие в природе стиха, русскому стиховеду нужно найти его у Пушкина» (М.Л.Гаспаров). Но и Пушкин, имея ввиду младо-мусульманскую поэзию Саади и Фирдоуси, отмечал: «Слог восточный был для меня образцом…». А может, в этом же абзаце, еще вспомним слова Бердяева, который в работе «Азиатская и европейская душа», написанной в полемике со статьей М. Горького, говорит о том, что «не следует смешивать темного, дикого, хаотического Востока с древней культурой азиатского Востока, представляющего самобытный духовный тип, привлекающий внимание самых культурных европейцев. … На Востоке — колыбель всех великих религий и культур. На Востоке должна быть пробуждена самобытная творческая активность, созидающая новую культуру».

3 апреля 2022 года исполняется 290 лет первому русскому сонету и с, большой долей вероятности (вопрос требует более внимательного изучения) 790 лет рождения сонета. Впереди возможные 10-ть лет предваряющие круглые даты.  Площадка Маллар Ме, обладая имеющим потенциалом и опытом, может стать одной из первых, кто возьмет на себя труд и системную подготовку к этим юбилеям, формируя практический материал, показывая все современные достижения в жанре СОНЕТ.

_________________________
И еще пара слов о победителях данного конкурса и возможностях для авторов:
1. Представления своего доклада (сонетная тематика) на Волошинском фестивале в рамках Научно-практического семинара «Школа сонета»
2. Совместная подготовка видеоролика на Фестиваль Видеостихия (номинация «Сонет жив!» и включение данной работы в экспозиционный материал Галереи Видеопоэзии. / В этом году один из роликов (данной галереи), был включен в Мировое новогоднее шоу показанное телевидением БРИКС (10 млн. аудитория)
3. Многие авторские работы попадут в триплеты и брошюры, которые включаются в раздаточный материал на различных мероприятиях (не только фестивалях)…  Также возможно публикация в глянцевом журнале и газете.

Все бесплатно, но по возможности (к сожалению, в последнее время случаются орг. сбои)


Составленные и размещенные подборки на странице Психоделика:

Тропы. Восточный сонет 55 http://stihi.ru/2022/01/16/2102
Тропы. Восточный сонет 56 http://stihi.ru/2022/01/16/2121
Тропы. Восточный сонет 57 http://stihi.ru/2022/01/16/2138
Тропы. Восточный сонет 58 http://stihi.ru/2022/01/16/2165


Организаторов конкурса и участников, хочу поблагодарить за творческую работу и поздравить со всеми прошедшими праздниками. Пусть в Новом году у вас все ладится.


Алексей Фомин, авторская страница http://stihi.ru/avtor/fox20
Рабочая страница практик Психоделика Или Три Де Поэзия http://stihi.ru/avtor/psid3