Олег Федотов. Экспертный обзор. Итоги года-2021

Большой Литературный Клуб
Предыдущий свой обзор я, помнится, сделал в мае 2019 г.
[см. http://stihi.ru/2019/06/12/6251 – прим. редколлегии БЛК].

Изменилась ли творческая конъюнктура на БЛК, а – главное – обновился ли состав выявленных мной фигурантов? Два этих вопроса занимали меня, пока я читал и отбирал, сразу говорю, не лучшие, а наиболее интересные для меня как литературоведа тексты. Снова могу констатировать: сократить список до 5-10 «самых-самых», как и в прошлый раз, оказалось делом довольно затруднительным по двум не изменившимся причинам.

1) Весьма высокого общего уровня – достаточно профессионального, без раздражающего привкуса дилетантизма или, того пуще, графоманства. Люди, участвующие в конкурсе, преданно любят поэзию, предъявляют свои произведение на суд достаточно широкой аудитории единомышленников и конкурентов, получают от них адекватную реакцию и, думаю, так или иначе корректируют траекторию своего творческого развития. Во всяком случае, большинство авторов, стихи которых попали в число двух моих предыдущих обзоров с пониманием относились как к позитивным оценкам их творчества, так и к некоторым критическим замечаниям теоретика литературы и стиховеда. Кстати, никто из них дважды лауреатом в моих выборках не оказался... Зато снова женская часть выбранных мной подборок в списке стихотворцев, в количественном отношении снова значительно перевесила мужскую.

2) Второй важной причиной, связанной с первой, полагаю, была кропотливая работа экспертов, отфильтровавших «бурный поток» всей поступающей на БЛК продукции до некоего приемлемого в художественном отношении уровня. Не могу гарантировать, что отобранные мной, в свою очередь, пять авторов и пять их подборок бесспорно превосходят те двадцать пять с лишним, которые остались за бортом.  Субъективность отбора в таких случаях всегда неизбежна.

Для начала, как и было предложено организаторами, я представлю «индивидуальный шорт-лист» из 5 примечательных, на мой взгляд, подборок и стихотворений.
Шорт-лист из 10 лучших стихотворений включает в себя 5 текстов из первого шорт-листа и 5 дополнительных. Предлагаю экспресс-анализ всех 15 стихотворений в составе характерных, на мой взгляд, для развития сетевой поэзии в текущий момент, пяти подборок и дополнительно еще пяти текстов по номинации «лучшего стихотворения». Таким образов, в целом обзор охватывает 20 стихотворений.

Заглянул я и на сайт Стихи.ру, чтобы оценить непосредственную реакцию читателей на стихи членов клуба, представленных на конкурс. Она оказалась очень неоднородной, но по большей части однозначно комплиментарной. Авторы в ответ вежливо благодарят своих почитателей. Решусь предложить широкому кругу участников, многие из которых сами не чужды стихотворчества (а лучшие критики поэзии бесспорно сами поэты!), отчасти заменить экспертов, вроде меня. То есть предлагать авторам аналитические разборы, основанные на субъективном прочтении и восприятии текстов. Вспомним, как Николай Гумилев занимался со своими гумилятами: каждый из них читал свое стихотворение, а остальные его анализировали, и непременно чтобы с придаточными предложениями! Разве не привлекательна такая перспектива – многократно расширить гумилевский «Цех поэтов»? Ну а конкурс есть конкурс, к нему могут привлекаться и узкие специалисты, если угодно, профессионалы...


Шорт-лист лучших подборок:

ИНГА СТАШЕВСКА (три шорт-листа в октябре 2020)
1. Хорошо бы http://stihi.ru/2021/04/10/4040
2. Солнце мое http://stihi.ru/2018/01/09/4304
3. Время Осень http://stihi.ru/2019/01/01/2330 

АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ (три шорт-листа в июне 2021)
1. Коммуналка начала 50-х http://stihi.ru/2021/11/17/7106
2. Воробьи и люди http://stihi.ru/2021/11/15/5506
3. На постое http://stihi.ru/2021/06/24/6643

ПОЛИНА ТАУ (три шорт-листа в марте 2021)
1. Метель http://stihi.ru/2021/11/17/7764
2. Разная вода http://stihi.ru/2021/11/17/7773
3. Снежно и неровно http://stihi.ru/2021/11/17/7817

АННА ГЕРМАНОВА (отборочный тур)
1. Заяц http://stihi.ru/2021/06/06/385
2. Железнодорожные жалобы http://stihi.ru/2021/06/14/398
3. Тамбовщина   http://stihi.ru/2021/07/03/3354

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА (отборочный тур)
1. Икарус http://stihi.ru/2021/08/25/5580
2. Холодно в балетках уже http://stihi.ru/2021/01/02/3328
3. Он берёт ружьё и палит по уткам  http://stihi.ru/2021/09/08/2427


Обзор избранных подборок


ИНГА СТАШЕВСКА (три шорт-листа в октябре 2020)

1. Хорошо бы http://stihi.ru/2021/04/10/4040 
Есть ли поэзия в обыденной жизни? Безусловно. Это один из самых надежных источников творческого вдохновения, позволяющий медитировать без излишней риторики и патетики. Просто тягучее течение «плетущегося» ни шатко-ни валко времени благодаря беззаветному служению творца своему призванию рано или поздно оборачивается праздником, расцветом всех наших творческих сил, после чего восклицание «Хорошо бы, допустим, ей замуж!» преображается в «Хорошо как!». Первая строка стихотворения чрезвычайно содержательна. С одной стороны, она констатирует всем без исключения известную закономерность: вначале, особенно в детстве, время действительно плетется невыносимо медленно, уж очень хочется поскорее стать взрослым, но чем старше становимся мы, тем стремительнее ускоряется его бег. С другой стороны, переживание времени зависит и от нашего образа жизни, в данном случае, применительно к лирической героине Инны Сташевской, творческое горение способствует приближению «примаверы». А это красивое итальянское слово означает весну. Все невзгоды неотвратимо уходят и – вопреки скудости бытовых радостей и продолжающейся – без перерыва зиме – на картинах, казалось бы, потерявшей всякую надежду на успех художницы во всю «течет» ликующее солнце.

2. Солнце мое http://stihi.ru/2018/01/09/4304
Несколько иначе построено 2-е стихотворение подборки. Это реализация, на первый взгляд, давно и безнадежно девальвировавшейся из-за слишком частого употребления языковой метафоры в интимном обращении «Солнце моё!». Лирическая героиня так и называет своего возлюбленного, который «каждое утро, потягиваясь, встает», собственно, как беззаконное светило сквозь «мрачный ноябрь» на переходе к зиме. То, что он (или оно?) «дует (сбивая в пену) на облака» можно расценить и как рутинную процедуру бритья и как естественную работу природы. Точно также не ясно, от кого исходит проникновенное признание: «Я по тебе тоскую, солнце мое – / Россыпь веснушек, хрупкий бутон соска, / Спелой антоновки запах. В каких садах / Сколько их было – дней и ночей – вдвоем?». Косвенную подсказку можно уловить в следующей афористической максиме: «Под небесами – высшая благодать – / В каждой и каждом – выстраданном, земном». Здесь лично для меня явственны интертекстуальные переклички с пастернаковским стихотворением «Марбург»: «В тот день всю тебя, от гребенок до ног, / Как трагик в провинции драму Шекспирову, / Носил я с собою и знал назубок, / Шатался по городу и репетировал». А чуть позже, пусть и в скобках, в содержательное лоно текста вовлекается знаменитое сравнение из «Мастера и Маргариты»: «(Кто говорил – любовь, мол – удар ножа?)». Слава Богу, лирическая пьеса завершается не банальной сентенцией «Пусть будут люди – прежде всего – людьми», а заключительной третьей ремаркой (вслед за двумя предыдущими: «Каждое утро потягивается и встает...» и «Он допивает кофе»): «Он улыбается. / И открывает дверь». Уходя? Или возвращаясь?

3. Время Осень http://stihi.ru/2019/01/01/2330
Делить жизнь на времена года – обычное дело. В проникновенной песне из кинофильма Эльдара Рязанова на слова самого режиссера так прямо и говорится: «Осень жизни, как и время года, / Надо, не скорбя, благословить». Именно это настроение воплотилось в 3-м стихотворении Инги Сташевской «Время Осень». Еще как бы и не старость, но уже... осень: «Время варить варенье, читать молитву, / И понимать друг друга без лишних слов». Все жизненные пути лирической героини в скитаниях по чужим странам, под звуки органа и колоколов, закономерно приводят ее, как в фильме Абуладзе, к храму. Вывод один: вера дается человеку «всегда на вырост». Поэтому последний стих многозначительно членится на три части: «Может быть / И получится / Дорасти». Все стихотворение написано 5-ударным дольником на дактилической основе, а последняя – самая ответственная строка – исключительно редкой его формой с двумя пропущенными ударениями и 4-сложными межударными промежутками: 0.44.0 Поэтому и звучит с подчеркнутой сакраментальностью.


АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ (три шорт-листа в июне 2021)

1. Коммуналка начала 50-х http://stihi.ru/2021/11/17/7106
Незаурядной зрелостью и мастерством отмечен поэтический почерк Александра Габриэля. Дополнительным достоинством подборки этого поэта можно считать и бросающееся в глаза разнообразие его тематики, стилистики и поэтики. Рассмотрим три текста, представленных им на конкурс. Люди моего возраста, вся юность которых проходила в многолюдных коммунальных квартирах, безусловно с волнением прочтут стихотворение «Коммуналка начала 50-х» и особенно ее инициальную строку: «Как трудно в коммуналке быть поэтом!», срифмованную с очень непоэтичной сентенцией: «Извечная проблема с туалетом» как напоминанием незабвенных строк из знаменитой песни Высоцкого «Баллада о детстве»: «На 38 комнат всего одна уборная». Подобным зачином, как мы помним, Олеша начал свой роман «Зависть»: «По утрам он поет в клозете», чтобы таким способом подчеркнуть, каким «веселым и жизнерадостным человеком» был Андрей Петрович Бабичев – директор треста пищевой промышленности. Только вот квартиру ему предоставили отдельную. Но в нашем случае это повод к знакомству с типичным обитателем коммуналки Иваном Кузьмичём, который помимо всех своих остальных несчастий «страдает геморроем / и гайморитом, чёрт поймет его». Далее рисуется его исключительно непривлекательный портрет, так сказать, в развитии: «В дырявой майке, хмурый, одноглазый; / мат щерится почти из каждой фразы...» и т.д. Понятно, что «Ивана Кузьмича никто не любит. / Он в комнатном своем унылом кубе / смолит «Казбек», насилует гармонь». Таким он стал после смерти «его супруги Клавы». До того же «был иного нрава», «умел быть обаятельным», ездил вместе с любимой женой на южные курорты. Висящий в его убогой комнатушке портрет великого человека, «дымящего трубкой, / заправленной «Герцоговиной Флор» лучше всяких других образных решений подтверждает наше предположение: перед нами жертва эпохи махрового сталинизма. Передать несколькими штрихами целую трагически не сложившуюся жизнь – для поэта не самая простая задача.

2. Воробьи и люди http://stihi.ru/2021/11/15/5506
Совсем в другой стилистике исполнены «Воробьи и люди», отдаленно «рифмующиеся» с почти одноименным тургеневским стихотворением в прозе «Воробей». В обоих произведениях воробьи аллегорически замещают собой людей, о чем недвусмысленно гласит может быть чересчур прямолинейный заголовок. Но если у Тургенева эта неказистая птаха, защищая своего птенца, поражает воображение незаурядным мужеством, то в данном случае воробьи символизируют собой верных своей отчизне непатетических патриотов: «По законам, угодным Богу, / И надеясь на “Даждь нам днесь”, / воробьи улететь не могут. / Воробьи остаются здесь». Образным стержнем лирической медитации Габриэль избрал метафорически зашифрованный мотив стрельбы: осенний дождь, «начавшись, прицельно лупит / по нахохленным воробьям». Как тут не вспомнить по ассоциации строчки Александра Межирова: «По своим артиллерия лупит, – / Лес не рубят, а щепки летят». А поскольку «выживание – общий принцип / человеков и воробьев», в финале поэт мастерски обыгрывает изобретенный им каламбурный неологизм: «И остался на этом свете / тем и этим один удел: / вечный поиск тепла и хлеба / с долгим счетом земных скорбей...// Но чирикает что-то в небо / менестреляный воробей».

3. На постое http://stihi.ru/2021/06/24/6643
Еще неожиданнее, даже чисто внешне, выглядит третье стихотворение Александра Габриэля, представленное на конкурс под подозрительно прозаическим заголовком «На постое». На первый взгляд, оно узнаваемо перекликается с письмом-рапортом Иосифа Бродского, адресованным от лица деморализованного солдата «генералу Z», или – еще глубже – с аналогичным посланием Сент-Экзюпери – «Письмом генералу X». После внимательного прочтения текста, однако, нетрудно убедиться, что образцом для него оказался не только и не столько Бродский, сколько модернизированный Куприн, только без «поединка», с полнокровным прозаическим сюжетом, подробными прозаическими деталями и даже психологической нюансировкой характеров – как тех, кого описывает автор-повествователь, так и его самого. Этим, помимо всего прочего, мотивируется и отказ от сегментации речевого потока на стихотворные строки. Эпическое повествование, предельно насыщенное лиризмом, требует от автора незаурядного мастерства. Этим даром, кстати, как никто другой обладал недаром уже упомянутый Иосиф Бродский, создатель жанровой ветви «длинного стихотворения». Так что Габриэль, видимо, усвоил и некоторые его уроки. В стилистике авторского повествования вырисовывается один из постояльцев, от лица которого оно идет. Он ироничен, неплохо образован, хотя и намеренно коверкает круг чтения своего командира, «большого интеллигента» («Ахмаева, Лесковский и Ремаркес»), но при этом знает, что Макондо – место действия романа «Сто лет одиночества»; наделен определенной сказовой манерой: захолустье, где стоит их подразделение, он метко называет «Пространством равнодушья и зевоты», и, выражаясь от лица целого коллектива, сообщает: «Мы ходим в чисто поле нюхать мак; пьем то, что предлагает нам продмаг, причем и то, и это без охоты»; наконец, обнаруживает зоркость глаза художника, умение в двух-трех словах передать самую суть личности сослуживца и постоять при этом за честь державы: «Снабженец наш, вертлявый юный шкет, две пары стратегических ракет, по слухам, продал, тварь, на Украину. Конечно, это слухи. Только вот, пускай не записной я патриот, но, ежели узнаю – душу выну». Но трудно быть патриотом в стране, которая их не ценит: «Хотелось быть защитником страны, но мы ей совершенно не нужны». В речи повествователя рассыпаны и некоторые блестки, свойственные идиостилю самого автора, типа остроумного эвфемизма-неологизма, довольно прозрачно намекающего на обсценное выражение «Атас. Как надоел я сам себе, как страшно сам себе остолюбэ...», или такая же каламбурная рифма-сравнение: «Мы бесполезны, словно пыль в углу, медведь Балу на праздничном балу»... Речевой строй лирической партии повествователя выстроен безупречно, кроме, может быть, некорректного употребления устаревшего кавалерийского чина по отношению к сослуживцу-«корнету» (?), сочиняющему на досуге «сонет любимой», как бы не «Василисе-комбайнёрше», к которой он хаживает с «початою бутылкою перно». Завершается прозаизированная не то повесть, не то поэма нетривиальным признанием лирического героя, что настоящая-то жизнь совершается тут же за стенкой: «Хозяйка дома, в коем я стою, иначе проживает жизнь свою – в ней каждая минута вес имеет. Она и муж – две белки в колесе. От бега их зависят всё и все». Причем неспешный разговор этой наверняка счастливой семейной пары его воспринимающему сознанию не внятен: «Как будто говорят они на идиш»...


ПОЛИНА ТАУ (три шорт-листа в марте 2021)

1. Метель http://stihi.ru/2021/11/17/7764
Полина Тау видится мне искусным мастером лирической миниатюры. Все три стихотворения ее конкурсной подборки представляют собой импрессионистические, если не пейзажи, то изящные зарисовки предзимья и, видимо, поздней весны или ранней осени где-то на лоне природы, в деревенской местности, воспринятые человеком с очень спокойным, уравновешенным и мудрым характером. В первом тексте снег, еще не ставший обузой, «станет» в недалеком будущем таковым и «встанет» несомненно «горой», а пока он такой пушистый и рыхлый, что некий «кот растолстевшим пузом» довольно комично «вспахивает» «новорожденный сугроб». При всей простоте и лапидарности избранных для полноты картины деталей, нельзя не обратить внимание на два почти идентичных однокоренных глагола «станет» и «встанет», образующие так называемую начальную рифму, благодаря которой актуализируется их семантический разнобой. Тенденция к логаэдизации, выстраивание подряд дюжины стихов трехударного дольника с одной и той же конфигурацией иктов и междуиктовых интервалов, обеспечивает ритмическую гармонию, способствующую смысловой ясности и графической четкости образного рисунка.

2. Разная вода http://stihi.ru/2021/11/17/7773
Любопытную лирическую разработку составляет вторая миниатюра «Разная вода», развивающая расхожее представление о водной стихии как о неустанном течении времени. Стихотворение распадается на две части, в каждой из которых своя вода. В первом случае она как адресат обращения к ней лирической героини протекает скорее всего по дну какой-то реки или ручья, ближе к безжизненному илу «почти бесследно», символизируя собой нудную череду однообразных дней. Во второй части совсем иначе ведет себя ливень, хлещущий через худую, вросшую в землю под сливой бадью, а затем распяв по пути «кроткий вьюн / на жилистой крапиве» (нельзя не восхититься выбором оригинальных эпитетов!), будоражит вокруг всё и вся: «И дрогнет всё, и вздрогнет всё, / покорно прогибаясь — / неси, вода; / вода несёт — / прозрачно-голубая». Снова встречаются два почти тождественных, но разносмысленных глагола («дрогнет» и «вздрогнет»). Эта вода – совсем иного рода – несущая героиню к мечте и приносящая ей надежду.

3. Снежно и неровно http://stihi.ru/2021/11/17/7817
Самой эмоциональной и выразительной, хотя и заведомо «неровной» представляется заключительная 3-я миниатюра, напоминающая по настроению и мажорной тональности пушкинское «Зимнее утро». Правда, изначально настораживают два противоречия: 1)немотивированно корректируется заглавное словосочетание – вместо «снежно и неровно» почему-то появляется «спешно и неровно»; 2)раздваивается субъект, колющий дрова, во всяком случае обозначающие его действия глаголы – грамматически неоднородны, относятся к разным субъектам: «переметает», «войдёшь во вкус», «крошишь», «берешь» и «думаешь» «и не заметишь, как расколешь». Остается допустить, что лирическому Я кто-то в спешке «переметал» как попало несколько «коротышей для старого титана», а уж он в охотку их переколол даже больше, чем нужно.


АННА ГЕРМАНОВА (отборочный тур)

1. Заяц http://stihi.ru/2021/06/06/385
Исключительно привлекательным и творчески продуктивным, на мой взгляд, выглядит индивидуальный стиль, избранный Анной Германовой, стиль, основанный на многочисленных, хорошо продуманных литературных аллюзиях в расчете на восприятие начитанного, филологически образованного читателя. Первое стихотворение подборки носит название «Заяц». Естественным образом в нашем воображении встает памятник зайцу на окраине Михайловского: на верхушке верстового столба восседает ушастый зверёк, а табличка под ним гласит: «До Сенатской площади осталось 416 вёрст». Он был установлен в 2000 г. и посвящен реальному зверьку, перебежавшему дорогу Пушкину, ехавшему в Петербург, чтобы принять участие в восстании его друзей-декабристов. Как суеверный человек поэт приказал вознице поворачивать домой. Так он избежал смертельной опасности. В стихотворении, однако, поэт держит путь не в Петербург, а в Москву и судя по всему «злая примета» останавливает его во время путешествия по пугачевским местам в преддверии второй болдинской осени, тем более в письме Наталье Николаевне от 14 сентября 1833 г. он описывает аналогичный случай уже с другим зайцем, перебежавшим ему дорогу, когда он из Симбирска пытался добраться до Самары. Но причем же тогда «карантин», «заставы на дорогах» и почему Наталья Николаевна все еще пребывает в «невестах»? Приходится допустить, что автор стихотворения или ошибся, или использовал прием «идеального времени», синтезируя наиболее яркие события из жизни Пушкина вне хронологической последовательности на структурной основе «Бесов». На это же намекают ритмика 4-стопного хорея («Эй, пошел, ямщик! Нет мочи...») и характерный диалог, ямщика с барином, хотя на вербальном уровне дают о себе знать и ямбические стихи: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». В любом случае стихотворение производит весьма яркое, живое впечатление. Заканчивается пушкинская фантазия на заячью тему многоточием заячьих следов, которое почему-то «метит», а не заметает поземка...

2. Железнодорожные жалобы http://stihi.ru/2021/06/14/398 
Столь же насыщено литературными аллюзиями 2-е стихотворение подборки. Заголовок приглашает в светлое поле воспринимающего сознания переиначенные с хорея на ямб «Дорожные жалобы» Пушкина. Вспоминается также элегический вздох Блока в хрестоматийном стихотворении «На железной дороге»: «Тоска дорожная, железная / Свистела, сердце разрывая...». Эпиграф – неожиданно современные строчки Грибоедова, на которые обратил в свое время внимание Юлий Ким, с трагической иронией приоткрывают неопределенное будущее впереди. Можно смутно догадываться, о каком «Дальнем рубеже» применительно к пастернаковскому «пакгаузу» идет речь, кому еще кроме автора кидается на плечи век-волкодав Мандельштама. И снова отзвук блоковских строк: «Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…». Сквозь «котловину мрака» проглядывает сам собою платоновский «Котлован», и даже «Седьмой вагон» (первоначальное название невыносимо страшного романа Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», страницы которого, отпечатанные на папиросной бумаге, мы, чьё возмужание пришлось на 70-е, тайком читали в эпоху оттепели). Речь в столь насыщенном дополнительными содержательными приращениями смысла контексте идет, собственно говоря, об этапировании ссыльных заключенных не в какой-то конкретный момент, а в необозримой исторической перспективе. Общий тютчевский аршин неприменим к матушке России, когда бы мы ее не мерили: в берендеевы фольклорные времена или в «наш просвещенный век». В нее остается только верить... Впрочем, не удержусь и от ложки дегтя: не вполне уместно, на мой вкус, выглядит сказочно-лубочная лиса, уносящая узников «за синие леса», вернее, «за кубометры леса <…> / «в бездымную завесу, / к безвестным полюсам».
               
3. Тамбовщина  http://stihi.ru/2021/07/03/3354   
Сочувствием, граничащим с соучастием, пронизан третий текст подборки – «Тамбовщина». Снова многозначительный эпиграф, в купе с названием, намекающий на трагические события 100-летней давности на Тамбовской земле, а именно на восстание крестьян против продразверстки под предводительством Александра Антонова (между прочим профессионального революционера), жестоко подавленное большевиками. Автор пытается пережить то, что переживали соотечественники, а возможно и земляки столетие назад. В исторической ретроспективе ей мнятся колористические оттенки красного цвета крови в самых парадоксальных сопоставлениях с «пенками на варенье мамином», с «маятой скарлатины», «цветом стекол в облачных подпалинах, / пасхальных шалей и рубах, / с цветом прощального целования» и, в конце концов, с тем же самым цветом «прощальной пены на губах». Прозаическая деталь – разматывание «портянок бязевых» при разувании перед расстрелом, который осуществляют такие же рачительные крестьяне, подготавливает в концовке стихотворения парадоксальное ликование по поводу «легкой» смерти, доставшейся обреченным: «ликуй, что лес, а не баржа, / что к двум березкам не привязывают, / что пули на тебя не жаль».


ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА (отборочный тур)

1. Икарус http://stihi.ru/2021/08/25/5580
По-домашнему, без фамилии, представляется своим читателям Елена Наильевна. Судя по отчеству и разбросанным по ее стихам топонимам, мы имеем дело с поэтессой с татарскими корнями, пишущей по-русски. Под стать своему литературному имени Елена Наильевна в общении с читателями избрала для своей лирической героини задушевную, усмешливую тональность. В первом тексте её подборки, одноимённом с маркой импортного венгерского трудяги-«Икаруса», мы вместе с нею оказываемся в салоне рейсового автобуса, безмятежно едущего «меж золотых полей и пара, / между коров и их рогов» по, надо понимать, райскому захолустью родного края, где «мимо гнезд несутся куры», и напрашивается, по пушкинской модели, соответствующая рифма: «(Читатель ждет уж рифму дуры, / но не найдет ее нигде)». Сродни ей ещё одно очень подходящее при всей своей неожиданности созвучие в предощущении, что вот-вот закончится жизнь беспечных пассажиров, «что в облаках святого неба» они «забудут про свои узлы, / и что они не едут, не-а, / в Муслим, Чаллы, Карамалы, // туда, где внуки в пятом классе, / чак-чак им не везут, балиш...». И в финале – все объясняющая концовка: «и ты внутри, и поняла всё, / и обалдевшая стоишь». «Обалдевшая» лирическая героиня отнюдь не предвосхищает трагическую катастрофу, а просто-напросто моделирует виртуальный полет «Икаруса» в заоблачные выси. Не иначе, эту землю населяют сплошные ангелы, её земляки.

2. Холодно в балетках уже http://stihi.ru/2021/01/02/3328               
В ответ на английское выражение «Мой дом – моя крепость» как бы сами собой сочинились баллада о диалектике души и диалог с Бродским – в придачу. Правда, и у Бродского в «Натюрморте» этот мизантропический возглас вырвался неспроста: стихотворение было написано в 1971 г., во время обострения всю жизнь преследовавших поэта кардиологических проблем, да еще и с подозрением на онкологию. Его лирический герой, одиноко сидит в зимнем парке, ему опротивел весь белый свет: и вещи и люди, которые он сравнивает друг с другом не в пользу последних, также, очевидно, как шекспировский Гамлет, полагавший, что «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке». Так что вряд ли Бродский стал бы настаивать на своем в воображаемой полемике с лирической героиней Елены Наильевны... Поэт, кстати сказать, считал «Натюрморт» одним из лучших своих стихотворений, оставив о нем в беседе с Анн-Мари Брамм краткий, но выразительный, на многое проливающий неожиданный свет комментарий:

В общем оно о том, что в некотором смысле Христос – это натюрморт. Застывшая жизнь.
<…> В этом стихотворении у меня там люди и предметы. И я пришел к выводу, что люди мне опротивели – прошу прощения за это – и что я предпочитаю предметы. В стихотворении это выражено лучше, но Христа я представляю одновременно и предметом, и человеком. Конечно, там содержится нечто большее. Глупо рассказывать об этом. Я не могу.
(Бродский. Книга интервью. М.: Захаров, 2011 // http://clck.ru/ZGu8M )

С другой стороны, как выясняется, и в ее настроении миновал мимолетный кризис. Ей опять захотелось домой и на просьбу любимого пообещать ему нечто, известное только им двоим, она отвечает «Да».

3. Он берёт ружьё и палит по уткам http://stihi.ru/2021/09/08/2427
В третьем своем стихотворении Елена Наильевна раскрывает, как можно предположить, непростые взаимоотношения упомянутой лирической героини с ее возлюбленным, не без юмора описывает его брутальное увлечение утиной охотой, эпизодические попойки с «бандитами» (скорее всего, с забулдыгами-браконьерами), целомудренное воздержание от исполнения своих стихов проституткам и вполне приемлемую манеру держать себя с ней (не учит жить, не ноет, отпускает запросто, куда ей заблагорассудится, даже на ... курултай). Что касается отстрела уток, она радуется, когда он завязывает с охотой, в руке его оказывается «незабудка, / воздух тих, никакой стрельбы» и тогда сердце ее бьется, «как утка, / посреди реки, посреди судьбы». Елене Наильевне, думается мне, следует придерживаться счастливо найденной манеры поэтического проникновения в близкий и дорогой ей мир, стремясь развивать и  совершенствовать наиболее эффективные изобразительно-выразительные средства его художественного воплощения. 


Шорт-лист лучших стихотворений:

ИНГА СТАШЕВСКА (три шорт-листа в октябре 2020)
         Солнце мое http://stihi.ru/2018/01/09/4304

АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ (три шорт-листа в июне 2021)
         Коммуналка начала 50-х http://stihi.ru/2021/11/17/7106
         На постое  http://stihi.ru/2021/06/24/6643

АННА ГЕРМАНОВА (отборочный тур)
         Заяц http://stihi.ru/2021/06/06/385

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА (отборочный тур)
         Холодно в балетках уже http://stihi.ru/2021/01/02/3328

СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в августе 2021)
         Когда человек выбирает стать тенью http://stihi.ru/2019/12/23/5412

СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ (три шорт-листа в сентябре 2021)
         Откроешь двери памяти http://stihi.ru/2021/01/21/4818

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН (три шорт-листа в июне 2021)
         Бессмертны, наги, юны, влюблены http://stihi.ru/2021/09/28/5747

ИГОРЬ ГОНОХОВ (три шорт-листа в феврале 2021)
         Семидесятые http://stihi.ru/2017/06/20/8461

ГЕРА ШТОРМ (отборочный тур)
        37-й http://stihi.ru/2021/07/25/4917


Обзор избранных стихотворений

Первые пять стихотворений разобраны в обзоре подборок. Ограничусь поэтому пятью оставшимися, опять-таки не ранжируя их.


СЕРГЕЙ ПАГЫН (три шорт-листа в августе 2021)
Когда человек выбирает стать тенью http://stihi.ru/2019/12/23/5412

Стихотворение привлекло меня тонким проникновением в запредельный мир душевного состояния человека, может быть и не «выбирающего», а всего лишь предощущающего расставание с жизнью, классическими образцами которого считаю «Смерть Ивана Ильича» Толстого в прозе и гениальную миниатюру Владислава Ходасевича «Когда б я долго жил на свете...» в поэзии, с его потрясающей концовкой: «Какая может быть досада, / И счастья разве хочешь сам, / Когда нездешняя прохлада / Уже бежит по волосам? // Глаз отдыхает, слух не слышит, / Жизнь потаённо хороша, / И небом невозбранно дышит / Почти свободная душа» (подробно я проанализировал его в своей монографии «Стихопоэтика Ходасевича. М., 2017. С. 260—261). Автор, конечно, идет своим путем, но и ему удалось заглянуть в экзистенциальный промежуток между этим и тем светом, почувствовать за умирающего, посочувствовать ему и парадоксальным образом смягчить трагизм неизбежного ухода.


СВЕТЛАНА АНДРОНИК ШИМАНОВСКАЯ (три шорт-листа в сентябре 2021)
Откроешь двери памяти http://stihi.ru/2021/01/21/4818

Перед нами сентиментальное путешествие в детство, на первый взгляд, очень незатейливое, но одухотворенное обостренным ощущением реальности оживленного памятью прошлого. Путешествие совершается во сне. Лирическая героиня отчетливо слышит как «электричка медленно гудит» (найден удивительно точный эпитет!), как она практически наяву сходит «незваной гостьей на перрон», узнает знакомый с детских лет шахтерский посёлок, почти наполовину затенённый терриконом, сквозь распахнутую дверь памяти слышит, как «скрипят и трясутся окна», отзываясь на стремительный пролёт «скорого», и родной голос «бабули, сзывающей всех ребят / на теплый хворост» и воспринимает много других милых подробностей: «Тук-тук... ложится угольная пыль / на бежевый льняной пододеяльник. / Проходит пассажирский под обед, / и на стене шатается икона, / а ты – в окно, чтоб точно разглядеть / откуда нумерация вагонов, / и машешь незнакомцам, как родным, / бежишь, спешишь, счастливая, босая...» и т.д. вплоть до последней финальной фазы короткого дневного сна и напутственных добрых слов бабули, укладывающих спать внуков. К сожалению, не вполне точно выбран глагол по отношению к «шатающейся (?) на стене иконе». Если она висит на стене, ей сподручнее «колебаться».

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН (три шорт-листа в июне 2021)
Бессмертны, наги, юны, влюблены http://stihi.ru/2021/09/28/5747

Автором единственного во всем массиве доставшегося мне материала сонета оказался Александр Крупинин. Как председатель Международного научно-творческого семинара Школа сонета, фунционирующего с 1995 г., признаюсь, что я лицо заинтересованное. Сонет итальянской модификации с тенденцией к сплошной рифмовке написан вполне профессионально. Первая строка – знаменательный перечень отличительных признаков не только двух поэтов, автора и любимца Каллиопы (музы эпической поэзии), «как попарно ходили когда-то поэты» (Георгий Иванов), идущих «дворами Петербургской стороны»; скорее лирический герой говорит от лица целого поколения, перед которым в недалеком прошлом приоткрылась Европа, до того видимая лишь как дневные звезды на дне колодца. Таковы они «в предчувствии Всемирного Потопа», явно не библейского, а эпохального, которого так ждали после того, как один за другим стали уходить геронты-генсеки. Появилась возможность прорвать железный занавес, отделявший «нищую умирающую страну» от заманчивых «потоков придуманной весны». Потому-то в рифменную цепь «Потопа – Каллиопы – тропы – Европы – автостопом – ... микроскопы» затесался и «Андропов», кстати, тоже склонный к стихотворчеству. Правда, последний компонент многочленной рифмы «микроскопы» напрасно заменил «телескопы». В микроскоп на земле с небес ничего не увидеть!


ИГОРЬ ГОНОХОВ (три шорт-листа в феврале 2021)
Семидесятые http://stihi.ru/2017/06/20/8461

Еще один текст, отмеченный ностальгией по миновавшей эпохе – 70-х годов, а на самом деле о дорогом для каждого человека того периоде – времени канунов. Вся фальшь общественного официоза и скудость жизненных благ, отпущенных нам, увы, однократно, – все это редуцировалось, отступило, осталось только утешительное ощущение былой жизнерадостной молодости. Все теперь издалека, во временной ретроспективе, кажется неотразимо искренним и милым: просторнее двор, «земля чернее, / моложе мать, таинственнее ветер, / роднее кролик плюшевый в окне и ...», возвращающиеся из бани  соседи, «пахнущие веником и мылом», и незабвенная «Люська», которую криком вызывали со двора и т.д., и т.п. Обобщенный образ  всего города воссоздаёт целый ряд эмоциональных сравнений: «А город в мае, как... живая люстра, / советский лайнер, межпланетный Китеж». И – закономерный лирический итог: «Ни фальши и ни пошлого комизма. / Из лампочек звезда над проходною. / Вы скажете: “ну, прям, при коммунизме”. / Нет, в детстве. Даже странно, что со мною...». Напрашивается вывод: наши субъективные впечатления по прошествии лет неизбежно становятся гораздо ярче и сильнее объективной реальности.


ГЕРА ШТОРМ (отборочный тур)
37-й http://stihi.ru/2021/07/25/4917

Стихотворение Геры Шторм – одна из двух-трех таких же филиппик в корпусе произведений, представленных на БЛК, против действительно бесчеловечных преступлений, совершенных исчерпавшей себя советской властью в роковой, ставший нарицательным 37-й год. Конечно, эти преступления уже давным-давно заклеймены людьми, которые стали их непосредственными жертвами (Солженицын, Шаламов, Домбровский, Гинзбург) и теми, кто узнал о них понаслышке (Евтушенко, Роман Солнцев), тем не менее, тема, разумеется, не закрыта. Гера Шторм нашла свои достаточно выразительные, нешуточно жесткие детали и образы, изображая, с одной стороны, муки и мужество истязаемых, с другой стороны, садистское ожесточение заплечных дел мастеров КГБ, свое отношение к позорным страницам нашей истории и тревогу, что все запечатленное в них вполне еще может повториться в будущем, ибо «... пока смердя, / мрачная комната теплит твоё молчанье, / рыжий, щербатый юнец протирает тканью / чуть запотевший, лощёный портрет вождя». Не уверен, однако, что этот текст безусловно удовлетворил самого автора. Возможно его следовало бы сократить и освободить от чрезмерного натурализма (к примеру, стих про дохлую кошку, чей хвост облез, вряд ли можно признать удачным), а также прояснить соотношение временных планов: 37 года и нашего времени.