Четверть финала. Итоги Комментарии

Кубок Стихиры
 

1.Итоги.

1.Юлия Александровна Михайлова «Запоминание» vs  Янина Маркова  «Мужу»   4:1
 http://stihi.ru/2021/02/02/49
 http://stihi.ru/2020/07/23/6302   

(Татьяна Игнатова, Вячеслав Ильин, Сергей Скловсский,Челябинск vs Тимофей
Бондаренко)

2.Полонина Ирина   "Был месяц март, суббота, пятый час"  vs  Дмитрий Мальянц  "У меня, мама, снова бессонница" 5:0
http://stihi.ru/2008/03/20/241
http://stihi.ru/2021/02/24/3238

3.Хелена Фисои    "Начало сентября"  vs Серафима 17   "Снова крепчают морозы  2:3
http://stihi.ru/2020/09/11/2623
http://stihi.ru/2021/02/10/10317
(Вячеслав Ильин, Тимофей Бондаренко vs  Татьяна Игнатова, Сергей Скловский,Челябинск)

4.Ольга Хворост  «Сырники» vs Лана Юрина  «Я ей не дочь»   
http://stihi.ru/2019/02/18/7833
http://stihi.ru/2020/05/01/4507
(Татьяна Игнатова,Челябинск  vs  Вячеслав Ильин, Тимофей Бондаренко,Сергей Скловский)

========================================================
ч.2  Комментарии от членов ЖЮРИ.

Татьяна Игнатова:

01. Юлия Александровна Михайлова «Запоминание» vs  Янина Маркова  «Мужу»   
1:0  Юлия Александровна Михайлова «Запоминание»
Лирично и поэтично, и цельно, проведена образная линия в стихотворении «Запоминание», запомнится ли оно само? Время покажет. Идея о запоминающемся миге не нова, но она действительно имеет место быть. Всегда чувствую этот миг, фиксирую его, но редко удаётся поймать  и остановить. У меня, правда, это получается на берегу моря или большого водоёма, а не на чердаке. Но, у кого как… О стихотворении «Мужу»  я уже подробно писала в прошлом туре. На мой взгляд, оно проигрывает именно слишком земным полётом, хотя и «автостопом до звёзд». Мне пришлась более по душе авторская печать мира, «став маленькой космической частицей» из «Запоминания». Кстати, в последнем применена Ронсарова строфа, правда, без укороченных 2-5 строк. Этому стихотворению я и отдала свой голос.

===============================================   

02. Полонина Ирина   "Был месяц март, суббота, пятый час"  vs  Дмитрий Мальянц  "У меня, мама, снова бессонница" 
1:0 Полонина Ирина   "Был месяц март, суббота, пятый час"
При пристальном внимании у меня много замечаний по обоим произведениям. Но ко второму больше, и они, если так можно выразиться, существеннее или весомее. Поэтому перечислю их. Итак, стихотворение «У меня, мама, снова бессонница»…
Стихотворный размер – трёхстопный анапест. В строке «Чернотой (?) квадрата оконного» нарушен из-за отсутствия слога в отмеченном месте. В целом во многих местах рассыпается на мелкие части, как, например, здесь: «У меня,//мама, так// мало времени». Видим два безударных слова в 2 слога в одной строке. Это плохо выполненный анапест. Тем более эти проскакивающие звуки воспроизводят бормотание чередой ме-ма-ма-ма-ме. Рифмы. Все дактилические и… 4  прямые грамматические , включая последнюю, а на неё всё внимание. Неблагозвучно звучит «как об иголку уколится», если учитывать, что ударение в анапесте приходится как раз на «как». Смотрите, что получается при чтении, а поэзия  - речь звучащая: «время кАка бы гОлку укОлется». Согласитесь, некрасиво, получается. Будьте с этим осторожны в русском языке. О содержании… Не представляется как может сердце уколоться, как бы об иголку чернотой квадрата. ЛГ находится в комнате, бессонница. Он смотрит в небо за окно, видя авиалинии (?). Но далее его фантазия переносится на лавочки, где сидят сбитые (?) ангелы. Понятно, о чём идёт речь. Недавно показывали «Небеса подождут». Сбили прохожего, глядь (кто может увидеть), его ангел (?) сидит на лавочке – нервно бы закурил, да некому дать. ЛГ выходит, спускается со своего этажа и предлагает сигареты сбитому ангелу. И всё это он в мыслях продолжает разговор с матерью. Остаётся задать вопрос, согласно сюжету упомянутого фильма, а жива ли сама мама, и сам ЛГ. Или его на время сюда кто-то прислал. Отчего он видит ангелов? Образ иголки выстраивает другую цепь рассуждений, которую не хочется обсуждать. Ночь. Не спится. Люди молятся. И кого-то сбивает машина. Причём сразу нескольких. Да, что-то можно надолго заплутать в таком водовороте событий. НЕ уснёшь, точно! Наличники осталось надеть на людей и утро началось… Кстати, в обсуждении, как лучше назвать маску на лицо, мне больше понравилось такое высказывание: «Маска - это намордник. А наличник - это картонная коробка с наличными.» (шутка)

===============================================

03. Хелена Фисои    "Начало сентября"  vs Серафима 17   "Снова крепчают морозы
0:1 Серафима 17   "Снова крепчают морозы
Оба стихотворения повествуют об уходе от «постылой»// «морозной» реальности. Только в первом случае  - это уход в себя, в свои воспоминания, которые оказываются спутанными и противоречивыми, а в другом случае – реально уход в спящую «февральскую среду», природную среду. Второму верю, потому что не раз такое происходило по жизни. Когда плохо дома, уходишь куда глаза глядят. Потом конечно возвращаешься, но надо написать стихи… так я и начала сочинять, в качестве отдушины ещё в ранней молодости. Подобно описанному в первом стихотворении, естественно, тоже приходится часто бормотать кому и чему попало (обычно не задумываешься об этом) – кошке, столу, стульям, картинам на стене… , чтобы прочитывать вслух ваши стихи, к примеру, для того, чтобы понять, что к чему, как ложится слог, ритм. Но витиеватость  мысли из «Начала сентября» меня не увлекла. Автор, конечно, пленяет изяществом выражений, как всегда, но в данном случае они показались непоследовательными и несколько искусственными. С первого катрена настораживает вклинение возвышенного слога, доведённого до пафоса «даруя им прозренья, радость речи». Т.е. изливая журчащие слова, даруют чему-то радость речи… Интересно. Я думала радость получает тот, кто говорит. Есть возможность изъясняться перед кем-либо, получаешь радость речи. Или учишь кого-то говорить (попугая, к примеру). Про пахнущие губы мятой – это, видимо, после чая или бальзама для губ. Иначе, откуда включается запах, непонятно?  Далее, всё становится запутаннее и запутаннее, как тропинка в лесу. Скачущие бельчата в сновиденья – это ЛГ засыпает под собственную речь? Читая не с первого раза предпоследний катрен, в нём мне вообще с трудом удалось разобраться что к чему. По техническому исполнению: местами ритмически стихотворение не выстроено. Рифма на нья-нье не есть хорошо. Слабая рифма вспомнить –полон предударная с перестановкой Н  в послеударной части. Неточная рифма будет хорошей, если совпадут хотя бы по глухости согласные в послеударной части. А здесь мнить-лон звучат совершенно по-разному. Они вступают в сильный конфликт между собой. А ведь это заключительная рифма. Она самая главная. «как//о/тдушины» -неблагозвучие. Но в целом творчество поэтессы достойно внимания. Оно всегда вызывает интерес и выделяется своей неординарностью. Но на этот раз отдаю предпочтение визави.

================================================

04.Ольга Хворост  «Сырники» vs Лана Юрина  «Я ей не дочь» 
1:0 Ольга Хворост  «Сырники»

И снова в паре соединены тематически созвучные замечательные произведения. Выбираю  первое. Во-первых, масштаб… перед глазами наше больное общество во всей красе. Почувствовала аналогию с зоопарком: кто на кого смотрит – мы на них или они на нас? Так и здесь, кто болен – они или мы? Кстати, больничная тема, включая дурдом, на этот раз нисколько не напрягает. С первых строк погружаешься в представленное действо и начинает работать воображение. Стихотворение «Я ей не дочь» затрагивает проблему одиночества в старости. Хорошие рифмы. По форме – 5-ти стопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Одна строка, согласно содержанию сокращена до одного слова. И это интересно. Мне не понравилась сама привязанность к январям-декабрям. Я не поняла её. Какие январи, или декабри, должны помнить одинокую старушку. Те, кто был там? Кого уже нет? Этот замысел как-то ускользает из восприятия. Далее.. Я запуталась (а это всё-таки не проза, а поэзия) в следующем построении фразы, включая фонетику стыков и слипания: «и, взяв с собой, идёт (почти в исподнем,  накинув лишь халат) в сырой рассвет, стучаться – есть кто дома из соседей?». И ещё одна маленькая деталь. Если старушка пьёт одна чай, как можно узнать, что он с горечью? Кипрейный чай, который всегда есть у меня дома, имеет приятный мягкий вкус и вовсе не горчит. Если не заваривать, конечно, просто растение Иван-чай, этого я не пробовала. И ещё… столетняя старушка, заваривает чай и идёт со всем содержимым по соседям. С трудом верится… И при столетней вряд ли будешь курить одну за другой… Пассивное курение убивает, доказано. Это такие скорее, сомнения, чем замечания, конечно, и всё же отдаю предпочтение «Сырникам».

От Сергей Скловского:

Оценки и комментарии от Сергея Скловского
 
1.Юлия Александровна Михайлова «Запоминание» vs Янина Маркова  «Мужу» - 1:0
 http://stihi.ru/2021/02/02/49
 http://stihi.ru/2020/07/23/6302   
Стихотворение «Мужу» производит на читателя замечательное впечатление: каждый, наверное, хотел бы, чтобы нечто подобное в его адрес произнесла супруга...
Обозначая совместную жизнь, как «жизненный хитрый квест», автор выстаивает цепь сравнений, увы, не всегда безупречных.
Про дорогу, «извилистей серпантина», получилось не очень убедительно: тысячи людей колесят в горах по таким дорогам, но вряд ли кто-нибудь из них сравнит такие поездки с выживанием.
Сравнить биеннале (выставку, кинофестиваль, музыкальный конкурс) с сумасшедшим домом («И цеплялись за наши с тобой картины все безумцы на биеннале.») – это, похоже, перебор... Как и с картинами, «где можно со дна болота автостопом до звёзд. И выше.» (интересно, как автор представляет себе это «И Выше»..?).
Про оберег тоже так получилось, что обозначило сугубо утилитарную функцию мужа... Практично.
Разумеется, эти замечания – вкусовые и не принципиальные... Но мне их хватило, чтобы выбрать в этой паре визави.
 
 
2.Полонина Ирина   «Был месяц март, суббота, пятый час»  vs  Дмитрий Мальянц  "У меня, мама, снова бессонница" -1:0
http://stihi.ru/2008/03/20/241
http://stihi.ru/2021/02/24/3238
Стихотворение «У меня, мама, снова бессонница» начинается с несуразицы: «Сердце как об иголку уколется Чернотой квадрата оконного.» - при всём моём уважении к образности, как средству повышения выразительности произведения, это, увы, превысило мои способности понять авторскую конструкцию...
«Ангелы сбитые», рассевшиеся по лавочкам, - это классно! Но дальше: «Помолчим ... голосами своими бесцветными, Со словами такими беззвучными» - так это оксюморон получился, да и сама фраза вышла кривая...
И с наличниками на людей вместо собачьих намордников, тоже получилось не ахти, хотя и заняло почти целую третью строфу... Но ведь автор зачем-то это написал..? Осталось понять: зачем?
Прочитав про «могикан последних», тоже хотелось бы понять, что автор имел в виду?
И про «тикают часики» - они у всех у нас тикают. И у мамы, к которой Лирический Герой обращается на финише, – тоже. У неё, небось, и побыстрее тикают...
Перечитал произведение ещё раз, но так и не понял – это всё о чём? По-моему, так просто – поток сознания...
И в этой паре мой выбор оказался на стороне конкурента.
 
3.Хелена Фисои «Начало сентября» vs Серафима 17 «Снова крепчают морозы» - 0:1
http://stihi.ru/2020/09/11/2623
http://stihi.ru/2021/02/10/10317
Хорошее настроенческое стихотворение «Начало сентября» открывается авторской находкой – словом «человечить» («человечить ... слова, даруя им ... радость речи».
Яндекс про японских воробьёв говорит, что это амадины, а канары, скорее всего, - канарейки, для упрощения (?) усечённые автором...
«Заговорить так хочется, что губы пахнут мятой.» - это авторское прочтение бузины в огороде (ИМХО)...
Закрытие глаз, как отдушин (отверстий для прохода воздуха) – такое можно себе представить, но что-то перемудрил автор с этим образом... К тому же читатель видит на финише противоречие с начальными живыми картинкам со стихами, птахами и скачущими в сновидения бельчатами...
И всё-таки мне пришлось в данной паре выбрать более чёткое стихотворение визави.
 
4.Ольга Хворост  «Сырники» vs Лана Юрина  «Я ей не дочь» - 0:1
http://stihi.ru/2019/02/18/7833
http://stihi.ru/2020/05/01/4507
 
Стихотворение «Сырники» - это взгляд на наш мир из окон сумасшедшего дома...
Хорошее получилось стихотворение, жизненное. Вот только небольшая натяжка имеет место быть: автор выстроил сюжетную линию таким образом, что лечебное учреждение представляется эдаким отстойником, куда отправляют ненужных родственников (подразумевается, что психически вполне нормальных) доживать свой век... В то время, как попадание в данное учреждение происходит на основании заключения врачебной комиссии. Впрочем, и мои представления о предмете обсуждения – исключительно умозрительные, не имею опыта, о чём не жалею.
Но, как мне кажется, заключительный аккорд («А в дурдоме радостно и тепло И на ужин сырники раздают.») – это ошибка автора. уж больно он перекликается со знаменитым «А в тюрьме сейчас ужин. Макароны дают» из фильма «Джентльмены удачи», переводя вообще-то трагическое повествование на комедийные рельсы...
Странным кажется и отсутствие истории попадания в заведение Лирической Героини, её анамнез пояснил бы читателю степень корректности приведённых оценок.
Произведение конкурента в этой паре показалось мне более цельным и логически выстроенным, поэтому я и отдал ему своё предпочтение.
Комментарии от Тимофея  Бондаренко:

==========================
1.Юлия Александровна Михайлова «Запоминание» vs  Янина Маркова  «Мужу»   
 http://stihi.ru/2021/02/02/49
 http://stihi.ru/2020/07/23/6302   
0-1
Первый стих - неторопливые "осенние" размышления о приближающейся смерти. Вполне традиционные,  собственно, ничего интересного, каких-то поэтических находок, не содержащее. "Стих настроения", и как таковой, никакого сюжета не содержащий. Ничего конкретного об ЛГ и его жизни их стиха узнать нельзя. Концовка невнятная. Что там с чем совпало, и как это "так же" - неясно. Да и думать "а что бы это значило" - неохота: стиль стиха вовсе не располагает к этому.
Форма стиха удачно выбрана для данной стилистики.
Как бы катрен с эффектом повтора нечетных строк. ААБССБ
.
Второй стих - размышления-воспоминания о прожитой жизни, куда более конкретен и сюжетен. И форма из четверостиший с "усеченными" четными строками там тоже на своем месте. Но использована не лучшим образом. В такой форме напрашивается структура изложения: тезис-ответ или тезис-уточнение или вопрос-ответ. Что не везде выдержано.
Например:
"Ты всегда находил мне живую воду,
врачевал, избавлял от боли."
Вторая строка - пустая, по сути повтор, здесь должно стоять что-то другое.
Не очень удачно выстроено начало:
"Только чувства едва ли пойдут на убыль
в этом жизненном хитром квесте.
Если воду, огонь да из меди трубы
я прошла, то с тобою вместе."
Эти "только" и "если" - откровенные затычки, совершенно ненужные.
Ну что бы не сказать:
"Эти чувства едва ли пойдут на убыль
в самом хитром жизненном квесте."
"я прошла, то с тобою вместе." - кисельная фраза.
"Через воду, огонь да из меди трубы
Мы с тобой продирались вместе."
.
Впрочем, первый стих по воплощению тоже не идеал.
Но технически несколько получше (меньше однородных рифм). Но стилистика стиха менее требовательна к "наполнению" и у автора больше свободы.
Здесь сложный выбор.
Лично мне бессюжетные стихи меньше нравятся, да и депрессуха тоже. Поэтому предпочтение отдам второму.
======================================
 
2.Полонина Ирина   "Был месяц март, суббота, пятый час"  vs  Дмитрий Мальянц  "У меня, мама, снова бессонница"
http://stihi.ru/2008/03/20/241
http://stihi.ru/2021/02/24/3238
1-0
Здесь первый стих - технически неплохо написан.
Явный огрех только "этО". Но по содержанию - получается какой-то легковесный стеб. А для такового - невероятно затянут. Если стих рассчитан на улыбку читателя в конце - не надо так затягивать. Сократить бы раза в два. Ибо ничего интересного в этом многословном изложении нет. А идею можно подать и в половинном объеме.
Второй стих - некая жалоба, непонятно кого, непонятно на что. На старость?
В стихе интересно смотрятся только "наличники" - но там это проходной элемент.
А невнятицы хватает и псевдомногозначительных фраз вроде укалывания чернотой квадрата, и молчания с беззвучными словами. "Стих настроения".
Тут я выберу первый стих. Невесть к чему приводимых деталей там не меньше, но все же есть общая поэтическая идея.
======================================
3.Хелена Фисои    "Начало сентября"  vs Серафима 17   "Снова крепчают морозы
http://stihi.ru/2020/09/11/2623
http://stihi.ru/2021/02/10/10317
1-0
Не в восторге от обоих стихов. В первом - невнятица даже с грамматикой - приходится долго разбираться в конструкции уже первого же четверостишия. Первый явно более гладко звучит.
Второй - более конкретен и внятен по деталям, но не очень ясно, что там произошло и почему, и какое отношение все изложенное вначале имеет к делу.
"сломанный ссорами быт" - а что быт, а не чувства?
"ненужный долг" - о чем это?
Такое впечатление, что и тот и другой - "стих настроения", бессюжетный и по сути бессодержательный, направленный на передачу некоего настроения.
Если рассматривать в этой плоскости, то первый стих выглядит явно предпочтительней...
 
=======================================
4.Ольга Хворост  «Сырники» vs Лана Юрина  «Я ей не дочь»   
http://stihi.ru/2019/02/18/7833
http://stihi.ru/2020/05/01/4507
0-1
Первый стих - откровенная пластмасса, никакого отношения к реальности не имеющая. Некий стеб, а на какой предмет - аллах ведает. Так, читателя потешить?
Второй стих, хоть и технически похуже написан, и явный давеж на жалость, все же выглядит куда более жизненно и адресно. Хороша оригинальная концовка!
А в первом - не за что "зацепиться".
========================================
=================================================
 
Комментарии от Вячеслова Ильина:


1.Юлия Александровна Михайлова «Запоминание» vs  Янина Маркова  «Мужу»   1:0 Победитель Юлия Александровна Михайлова
 http://stihi.ru/2021/02/02/49
 http://stihi.ru/2020/07/23/6302   
Мощная четверть финала. Арбитру, мне, очень сложно. Перечитываю оба, перечитываю и не могу найти ни одного явного повода для предпочтения одного другому. Мелочи есть, очень субъективные.
Например, у меня дома за окном деревья с вороньими гнёздами. И по реальным наблюдениям – воронью стаю никакой громкий звук не прогонит. Они будут летать и орать до посинения, но не улетят, скорее сам оттуда свалишь. Поэтому в детский крик, прогоняющий воронью стаю, я не очень верю. Хотя понимаю, что это метафора, а не защитные системы сельхоз угодий, поэтому моё неверие не может быть претензией к стихотворению.
Странный образ «мы плясали на звонких крутых вершинах». Визуальный ряд в этой фразе так себе. Очень личностно и профессионально не люблю, когда понятие «эмоции» используют во множественном числе не расшифровывая. «Упиваясь волной эмоций». Обычно это признак невежества в теме эмоций и чувств. Но здесь я не могу это утверждать, люди действительно так говорят, и мои субъективные предпочтения не относятся к качеству поэтического текста.
Начало этого же текста чуток громоздкое: «Только чувства едва ли пойдут на убыль. … Если… мы прошли…», но тоже нельзя сказать, чтобы эта мелкая корявость уменьшала моё удовольствие от прочтения. Приходится выбирать, выбираю в качестве победителя «Запоминание», хотя ужасно жаль делать такой выбор.

2.Полонина Ирина   "Был месяц март, суббота, пятый час"  vs  Дмитрий Мальянц  "У меня, мама, снова бессонница" 1:0 Победитель Полонина Ирина
http://stihi.ru/2008/03/20/241
http://stihi.ru/2021/02/24/3238
Снова невыносимо сложный выбор. Я не вижу изъянов в тексте «У меня, мама, тикают часики», классно написано. Тема же текста «Был месяц март…» мне кажется ужасно банальной, да и концовка наивнейшая. Мужчина сделал шаг в сторону от лужи – ещё не значит, что вообще поднял глаза на женщину. Если уж её имя «Которую не ждут», то мимо пройти – сам бог велел. У героев словно нет собственной психики и комплексов, своей воли, нет личной ответственности, для лабораторных мышек путь в лабиринте определён свыше. И тем не менее, насколько же интересно читать эту историю, насколько же вкусно она написана! Парадоксально, но выбираю всё-таки текст Полониной Ирины.

3.Хелена Фисои    "Начало сентября"  vs Серафима 17   "Снова крепчают морозы 1:0 Победитель Хелена Фисои
http://stihi.ru/2020/09/11/2623
http://stihi.ru/2021/02/10/10317
«Снова крепчают морозы» – ясное и мощное произведение, мне очень нравится. А «Начало сентября» меня несказанно удивляет не только красотой, но и самобытными неожиданными фразами, метафорами, образами. Выбираю «Начало сентября».

4.Ольга Хворост  «Сырники» vs Лана Юрина  «Я ей не дочь»   0:1 Победитель Лана Юрина
http://stihi.ru/2019/02/18/7833
http://stihi.ru/2020/05/01/4507
Два прекрасных и мощных стихотворения. С «Сырниками» мне в одном только месте сложно. Не могу понять отношение и позицию автора. Если автор сам в замешательстве – то на это нет намёка. Вроде бы автор на стороне пациентов. И действительно, удаётся посмотреть на окружающий мир как опасный, а на пациентов с сочувствием. Но не на всех, и вот тут у меня и теряется понимание, автор какую мысль несёт, за кого. Тема Стаса не раскрыта вообще, Ванечка-инвалид должен лежать в травматологии, не очень понимаю, почему он тут лежит. Но особенно с генералом мне сложно. Я знаю таких «генералов», их жаль, но утверждать, что «доченька довела до психушки» по мне это очень дико. Насколько больно жить рядом с «генералом» дочке-трансгендеру, история не менее трагическая. Да, обитатели психушки так могут считать, бесспорно. Но по мне в этом тексте есть главная недосказанная мысль, что решётка на окнах никого не защищает ни от кого. Ни изнутри, ни снаружи. Что сумасшествие внутри нас. Но эта мысль скорее маячит между строк, и сама по себе не видна.
А стихотворение «Я ей не дочь» великолепно, голосую за него.

Л.К))) Обзор завершен.