Кириллов и Ферапонтово... Музейный плен? - 5

Георгий Куликов
5. САМОЕ  МУЖСКОЕ  ДЕЛО

Фото: церкви – преподобного Сергия Радонежского (что пониже) и Иоанна Предтечи. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Современная фотография

    
     Беседую с настоятелем церкви Преподобного Сергия Радонежского отцом АЛЕКСИЕМ.

     Кирилловского священника  я не обнаружил  ни в храме, ни дома, а застал его в мастерской, где он выполнял токарную, по дереву, работу. Он молод. Местный уроженец. Церковь, в которой он служит, находится на территории музея-заповедника. Батюшка здесь и живёт, в «священнических кельях». Окончил  Тарусское художественное училище и 10 лет проработал профессиональным художником. Теперь же считает, что «дело священника – самое необходимое и самое мужское дело на земле».  А первый мой вопрос был как бы в продолжение разговора с директрисой музея.
   
     – Отец Алексий, возможно ли сотрудничество музея и церкви?
     – Главное, чтобы каждый занимался именно своим делом. Тогда возможно и сотрудничество. В чём ошибка многих, считающих себя вполне просвещёнными, сотрудников музея? Да в том, что они смотрят на музей, как на организацию, способную изменить общество. А дело музея – сохранять культурное наследие. Работа, несомненно, нужная обществу. Но – отселе и доселе!
     Здесь, как я понимаю, будет три хозяина: туристическая организация, музей и собственно монастырь. Итак, пусть первая обеспечивает туристический сервиз, вторая – собирает, хранит и исследует экспонаты, ну, а церковь – церковь будет молиться.
     – Скоро монастырю исполнится 600 лет. Видимо, и ваш приход не останется в стороне от этих торжеств?
     – Лучшим подарком к этому юбилею будут мои активные прихожане да воскресная школа, которую мы недавно открыли.
     – Много ли желающих в ней учиться?
     – Примерно 20 детей и 20 взрослых. Для нашего города вовсе не мало.
     – Как сегодня складывается церковно-приходская жизнь в Кириллове?
     – Энтузиазм по отношению к церкви, который наблюдался в первые годы после 1000-летия крещения Руси, прошёл. Теперь уже не из моды, не из праздного любопытства люди приходят в храм, а действительно по зову сердца. Правда, таких прихожан не так уж и много. Но среди них есть хорошо знающие православное церковное служение, и, конечно же, священнику сними легче и проще служить.
     Упомянутый энтузиазм дал церкви фору. Тогда многие работники культуры сделали ставку на церковь. Им показалось, что она своим авторитетом, опытом и знаниями, как по волшебству, очень скоро преобразит мир, и люди станут счастливыми. Теперь многие из них разочарованы. Недавно один мой знакомый – добрый, симпатичный, интеллигентный человек спросил у меня: «Как же так? Мы надеялись на церковь, дали ей «зелёную улицу». А вы?» – мол, не оправдали надежд. Что ответить этим людям? Не ждите, не наблюдайте со стороны, а сами приходите в храм, и ваши надежды, рано или поздно, но оправдаются.
     – Ну, а кирилловская молодёжь? Приходит в церковь?
     – Есть и молодые прихожане. А возвращаясь к вопросу о сотрудничестве, замечу, что, пожалуй, единственная организация, у которой церковь находит достаточное понимание, – МВД.
     – Чем это, на ваш взгляд, вызвано?
     – Наверно, схожими с церковными чертами: внешняя и внутренняя дисциплина, ответственность, иерархия…
     – Отец Алексий, от одного музейного сотрудника я слышал: вот обоснуется в монастыре воинствующая церковь, тогда нам придётся туго. Что вы на это скажете?
     – Церковь земная, воинствующая, и церковь небесная, славящая Бога… Часто даже называющие себя верующими понимают слово «воинствующая» ошибочно. Начинают войну с людьми, упрекают, дескать, мало крестишься, мало в церковь ходишь… Но ведь это совершенно не та война, которую ведёт церковь! Верующий воюет со своими страстями, похотями, несовершенствами… Конечно, глупости человеческой хватает и с той, и с другой стороны. А чаще всего у людей не хватает элементарного воспитания.
     – Как вы считаете, может ли церковь быть вне политики?
     – Ко мине иногда обращаются: какой партии отдать предпочтение? Иные из активных «партейцев» даже пытались заручиться поддержкой священника. Мне же важно оставаться самим собой, то есть священником, и не примыкать ни к каким партиям. Хотя, несомненно, духовенство играет определённую роль и в политике. Если истина в полноте, то, конечно же, нельзя уж совершенно политику со счетов церковных сбрасывать.
     – У входа в кирилловский Детский центр «Альфа» повешена броская афиша: «Мировая сенсация! Против дьявола – тс молитвой!». Далее можно прочесть, что народная целительница и магистр белой магии снимают порчу, экранируют нечистую силу, исцеляют от самых разных заболеваний. Стоимость абонемента 30 тысяч рублей. Такую же афишу я увидел в областном училище культуры и даже спросил толпящихся перед ней девушек: пойдёте? И услышал в ответ: «Отчего ж не пойти? Это интересно!». Вот вам и конкуренты. У них – «интересно»!
     – Недавно я встречался с главным физиотерапевтом Вологодской области, и он меня заверил, что с Епархиальным управление достигнута договорённость о том, что все приезжающие к нам разного рода целители прежде чем начать свою деятельность обязаны предстать перед компетентной комиссией, в которой есть и православный священник. Так что «колдуны» не должны были у нас появиться. Но – увы!
     – Отец Алексий, по дороге из Вологды в Кириллов я видел несколько обезображенных церквей. Стоят они живым укором. Но, похоже, никому как не было, так и нет до них никакого дела. Люди к ним привыкли. Никого не коробит их жуткий вид. Выходит, храмы не нужны? Неужто их не восстановят?
     – Как знать? Да что поделаешь! Это показатель нашей бездуховности. Но не только. Например, за Талицами через каждые пять километров церкви стоят. Поруганные, разрушенные, без куполов… Стоят одни-одинёшеньки посреди поля. Ехал я там со знающим человеком, который мне пояснял: тут была деревня, тут жил купец, а вот тут стояли три дома… А теперь? На месте деревень пустоши. Огромные обезлюдевшие территории! Земля не возделывается, пчёл никто не разводит, сено никто не косит… Вымершая земля! Кто же и для кого там будет храмы восстанавливать?
     – Ну, а в Кириллове? Разве не нужны церкви?
     – Дай Бог восстановить нам Казанский собор (7). Помню, горожане, как верующие, так и не верующие, били себя в грудь, кричали: мы-де костьми ляжем, но храм отреставрируем! И что же? Ребята из Москвы всё лето работали, но ни один горожанин не пришёл. Пропал пыл! Не могу сказать, что плохие люди. Вовсе нет! Большинство удивительно добрые. Придёшь к нему, объяснишь, дескать, выручай, позарез надо. Отклик тотчас находишь. Он даже последнюю рубашку снимет «для дела». А вот задним числом попеняешь: почему не пришёл? – «А почему не позвали?» – слышишь в ответ. Что ж, видимо, придётся в каждый дом заходить…

ПРИМЕЧАНИЕ

7) 22 августа 1991 года был организован приход во имя Казанской Божией Матери, однако в 1999 году его закрыли. Православный приход был вновь образован 1 сентября 2014 года. 13 сентября 2014 года в соборе состоялось первое богослужение. В ноябре 2018 года Казанский собор стал собственностью Русской православной церкви.–


Начало:
1 - http://stihi.ru/2021/02/14/4281
2 - http://stihi.ru/2021/02/14/8754
3 - http://stihi.ru/2021/02/15/4489
4 - http://stihi.ru/2021/02/15/6592

Продолжение:
6 - http://stihi.ru/2021/02/16/3221