Архаизмы. Ч. XIV. Ударения. Предварит. замеч

Петр Анатольевич Полетаев
1. Предварительные замечания о нормах ударений

Екатерина Михайлова и Дарья Голованова (6) указывают:
               
 «Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека  -  освоить нормы ударения и правильно применять их на практике». 
Ирина Резниченко предупреждает, что «нарушения нормы могут появляться и под влиянием ложных аналогий, диалектного произношения или внелитературного просторечия» (8).
Елена Зубова  обращает внимание, что устаревшие, просторечные и диалектные ударения, отличающиеся от современных норм,  как правило, «недопустимы в литературном языке» (7).
                [527] 
Нормы ударений могут устаревать и изменяться со временем. Культурному человеку нужно стараться в обиходе и в официальной обстановке, и в творчестве пользоваться актуальными современными нормами – образцовыми ударениями, избегая устаревшие, хотя они сохраняются в разговорном языке, в просторечиях, диалектизмах, профессионализмах, жаргонизмах и вульгаризмах и до сих пор имеют высокую частотность их продолжающегося употребления населением. 
Употребление отклоняющихся от норм ударений в писательском и поэтическом творчестве допускается только в случаях стилизации народной и профессиональной речи, но и в этом случае в примечаниях желательно указывать на эти отклонения от современных литературных норм.
Если неправильное с точки зрения современной нормы ударение встречается в стихах знаменитого поэта, для читателя оно может восприниматься как оправданное, запоминается и принимается как вариант литературной нормы, которым вроде бы до сих пор можно пользоваться,  но такое отношение е устаревшим и неправильным ударениям в настоящее время грозит потерей
Нельзя оправдывать отступления от литературных и грамматических норм тем, что они принадлежат великой русской литературе и поэзии, как это допускают некоторые словари для поэтической речи (2,8), полагая, что в ней только безупречные образцы, пригодные для современного пользования. Развиваясь эта литература также проходит проверку временем и корректирует нормы словоупотребления.
Также и узкопрофессиональные особенности произношения отдельных слов, отличающиеся от общепринятых, следует применять только в соответствующей профессиональной среде.
               
В словах иностранного происхождения желательно, на мой взгляд, избегать варваризмов  искажающих оригинальное произношение. Здесь не всегда могут помочь имеющиеся словари, которых издано доольно много. К их содержанию нужно подходить критически, так как авторы-составители этих словарей порой высказывают различные мнения относительно правильных и неправильных ударений. Современные образцовые, предпочтительные, правильные и допустимые варианты ударений указаны в «Словаре образцового русского ударения» (2004-2009) и в «Словаре трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение. Произношение. Грамматические формы» (2016) Михаила Штудинера (2); в словаре-справочнике «Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику» (2010) Елены Окунцовой (344) и в словаре «Русское словесное ударение» Майи Зарвы (345,346), составившей первое орфоэпическое пособие «В помощь диктору» (1951), которое выдержало с 2001 г.  десять изданий (345).
                [528]    
Окунцова старалась «выявить слова, которые произносятся неправильно» (344), считая, что «нужно совершенствовать нормы произношения, приблизить их к языковой практике» (344), но в то же время понимала, что «не каждое произношение слова, даже большинством народа, может стать нормативным» (344), хотя и считала, что «Язык – дитя народа» (344).
Штудинер образцовым ударением считает предпочтительный, основанный на выявленных лингвистами «закономерностях», в частности так называемой «тенденции к ритмическому равновесию», по определению Горбачевича (347), описанной ранее славистом Леонидом Васильевым (1877-1921) (348,349), основной труд которого «О значении каморы [каморой в лингвистике называют «диакритический знак», в том числе знак ударения – П.П.] в некоторых древнерусских памятниках XVI–XVII вв.».
Впервые труд Васильева был полностью опубликованных в «Сборнике по русскому языку и словесности», 1929, т. 1, вып. 2). Он удостоен академической премии им. М. И. Ахматова (348,349).

Леонид Васильев писал :
          
 «Ударение, как бы боясь нарушить равновесие слова, чуждается конечных слогов и стремится занять срединный слог» (2, 349).
Тем не менее, как мы убедимся в рассмотренных ниже примерах, в действительности отмеченная Васильевым закономерность не всегда применялась и до сих пор не всегда применяется, и акенты в словах, в соответствии с современными нормами, зачастую смещаются от срединного слога то в ту, то в другую сторону, т.е в начао или в конец слова.
Из трудов Горбачевича укажем «Нормы современного русского литературного языка» в трёх изданияях (1978, 1981, 1989)  (321);  Большой академический  словарь русского языка в 30 т., вышедший под редакцией Горбачевича (2004) (350) , а также «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке» (2000) (347).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации" (351) утверждены официальные словари, содержащие современные нормы:
                [529]
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 1288 с. (60);

2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 794 с. (95);

3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 943 с. (8);

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008. - 782 с. (30).

Укажем ещё и вышедший позднее «Большой орфоэпический словарь русского языка.  Литературное произношение и ударение начала XXI века». (авторы: лингвисты Каленчук М. Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф.), содержащий 80 000 слов, который вышел в 2012 году и авторы которого  за указанный словарь удостоены премии им. А.С.Пушкина РАН (2016). (352):
               
(Мария Каленчук - директор Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН (с 2017)  (353) ;
Леонид Касаткин  - специалист по фонетике русского языка и диалектологии;  (354);
Розалия Касаткина ( Пауфошима)– специалист по фонетике и орфоэпии русского языка) (355).
Именно с вышеуказанными словарями рекомендуется сверять то или иное словоупотребление, чтобы дераться в рамках принятых современных норм.
В предыдущих разделах приводились некоторые примеры отклонений ударениий в словах и выражениях, встречающиеся в стихах известных поэтов. Далее рассмотрим примеры с архаичными и неправильными с точки зрения современных литературных норм ударениями, выделив четыре темы:

1. Устаревшие ударения в отдельных словах, не соответствующие современным нормам, но отвечавшие старым нормам и встречающиеся в обыденной или народной речи, приводившиеся в словарях;
                [530]
2. Отклонения от принятых норм ударений в устойчивых выражениях и  в некоторых выражениях с предлогами;

3. Устаревшая  и допускаемая современными нормами вариативность ударений;

4. Неправильные ударения, не объясняемые ни устаревшими правилами и нормами, ни их употреблением в разговорной  обиходной речи.



Примечание: Данный раздел эссе «О литературных нормах в русской поэзии»,  приводится здесь в обновлённой редакции с продолжением начатой нумерации страниц и сносок.

СНОСКИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ):

344. См. Окунцова Е.А. «Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику. Словарь-справочник», - Издательство Московского университета, 2010.
345. См.: Зарва М.В. Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС.. 2001.
346. См. «Зарва, Майя Владимировна» в Википедии.
347. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб.: «Норинт», 2000; См. Горбачевич, К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения : ок. 12 000 заголовочных единиц / К.С. Горбачевич. – М.: «Астрель»; «АСТ», 2009. – 476 с.
348. См. «Архив Российской академии наук. Санкт-Петербургский филиал»: http://db.ranar.spb.ru/ru/person/id/20002/
349. См. Васильев Л.Л. О значении каморы в некоторых древнеруских памятниках XVI-XVII веков. М.-Л.: 1929. С.143-144.
350. См. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. — М., СПб.: Изд-во «Русский язык», 1991-1994. (Второе издание остановлено; последний выпущенный том - № 6). Третье издание: Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. — СПб.: Изд-во «Наука», 2004.
351. См. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации"; Росcийская газета. Документы (http://www.rg.ru/2009/08/21/russkiy-slovari-dok.html).
352. См. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века. (Каленчук М. Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф.), 80 000 слов.-  М.: АСТ-Пресс, 2012.
353. См. «Каленчук, Мария Леонидовна» в Википедии.
354. См. «Касаткин, Леонид Леонидович» в Википедии.
355. См. «Касаткина, Розалия Францевна» в Википедии.





Полный список сносок будет опубликовано в заключительном разделе.
Продолжение следует.


Рецензии к этому разделу скопированы из прежнего варианта публикации:

Петр Анатольевич, у современных поэтов я часто встречаю перенос ударения в словах: мЕня, твОя, мОи и так далее. У Пушкина и Лермонтова нет такого. У Рубцова встретился перенос ударения один раз.

Сергей Сорокас   17.06.2017 16:36   

Наверное, современные поэты мало ещё учились у Пушкина, Лермонтова и Рубцова.
Спасибо за отклик!

Петр Анатольевич Полетаев   17.06.2017 18:21
Ударение меняем, но друг друга понимаем!
Наши нормы, как вода, льют туда и льют сюда! с ))))))Лариса

Вехова Лариса   29.10.2017 17:09

Спасибо, Лариса за весёлые и ироничные поэтические строки - отклик на прозаический разбор ударений!

Рад Вам!
Пётр

Петр Анатольевич Полетаев   29.10.2017 18:18   

Замечательно. Глубоко. Много примеров.
И совершенно солидарен с тем, что "нужно избегать поэтам современным". Сам часто спорю с нынешними (в частности местными) "великими" о необходимости соблюдения какой-то формы даже при абсолютно гениальном содержании.
http://stihi.ru/2015/11/23/1344
http://stihi.ru/2013/09/24/10919
http://stihi.ru/2016/10/19/5013
http://stihi.ru/2013/01/09/8524
Для многих же и орфография (не говоря про пунктуацию) - лишь досадная формальность, мешающая истинному творчеству)))! Соответственно, ударения - совсем уж мелочь, а устаревшие нормы безусловно "канают за отмазку". (В каком-то смысле даже радует, когда такой пиит сам выделяет неверное ударение: по крайней мере слышит метрический сбой и предлагает другим лучше исковеркать одно слово, а не ритмику стиха).
Но нет ли у Вас примеров среди классиков нарушений не архаических, а чтобы вообще ни в какие ворота, как мЕня и твОя в приведённой рецензии Сергея?
Мне приходит на ум только ревОльвер Маяковского. Может, у Вас побольше багаж для "унутреннего поиска"?:)

Владимир Саныч Иванов   21.04.2020 13:30   

Спасибо, Владимир, за развёрнутую рецензию!
Обязательно познакомлюсь с мыслями, изложенными в ссылках.
Что касается вопроса о нарушениях норм ударений, не относящихся к архаичным или архаическим, посмотрите ч.3. В её архитектонике, правда, не следовал принципу указания сначала примеров от "не лезущих ни в какие ворота", а затем прочих, но интересующемуся читателю, мне кажется было бы полезно познакомиться со всеми приведёнными в этой части и составить своё мнение об отклонениях от существующих норм. Выражение такого мнения свежим взглядом было бы очень интересно мне.
Конечно, и там многих примеров (много их, например, у Маяковского, на один из которых Вы правильно указали) ещё не достаёт из тех, которые встречались, но вставлять их в текст эссе становится всё труднее из-за разросшегося материала.
В дальнейшем постараюсь выполнить эту задачу и перестроить текст так, чтобы он был более интересным и убедительным.
Работая над разделом о неологизмах и окказионализмах, заметил множество примеров слов, "не лезущих ни в какие ворота", но эти примеры связаны не с ударениями, а по большей части с суффиксами. Рекомендую посмотреть и эти разделы, если будет желание и время.

Петр Анатольевич Полетаев   21.04.2020 15:00   
Спасибо за статью!
Нужно ли мне доработать стих, где есть строка: Когда оранжевый наряд листвы будИт былое... (авторская вольность). Правильное "будит" казалось менее выразительным.
С уважением,

Краснов Виталий Борисович   18.06.2020 16:01   Заявить о нарушении / Удалить
Виталий, отклонения от норм ударения лучше не допускать, но автор, допускающий вольность иного ударения в слове, может иметь своё отношение к этому слову в тексте и при этом сам отвечает за последствия восприятия его произведения и оценку читателем его грамотности.
В данном случае я бы советовал придерживаться правильного ударения, указанного, например, Е.Н. Зубовой - составителем Большого орфоэпического словаря русского языка (ООО «Дом Славянской книги» 2010, 2014): бУдит.

С уважением,

Петр Анатольевич Полетаев   23.06.2020 10:15
Рецензия на «О лит. нормах в русской поэзии. Ударения. Ч. 1» (Петр Анатольевич Полетаев)

Ударение - самая проблемная для меня тема в стихоплётстве. Наверно, отклонение от норм в этом смысле ни одному поэту не удастся избежать.

Вехова Лариса   13.12.2017 10:59   

Поэтому и нужно ознакомиться с нормами, чтобы избежать теперь уже неприемлемых отклонений от литературно правильной речи.

Спасибо, Лариса, что откликнулись!

Петр Анатольевич Полетаев   13.12.2017 20:20 
Пишите смелее, пусть в клетке попугайчики сидят..И те кто их строит

Камень Петров   27.01.2020 07:57