О фильме Сердца четырех, и о ностальгии

Зера Черкесова Новеллы
 на фото - удивительно прекрасная Валентина Серова, рожденная быть звездой. Как жестока порой жизнь...



http://stihi.ru/2021/01/19/603
Сюжет продолжения фильма Сердца четырех.историко-научная фантастика НФ

 http://stihi.ru/2021/02/19/294
 Мистика цифр в советском кино. Сердца четырех

Позавчера смотрела, скачав предварительно, х/ф "Сердца четырех". А вчера также х/ф "Антон Иванович сердится".

Эти ретро-фильмы нужно пересматривать минимум раз в полгода в порядке духовной гигиены очистки души. Нужно смотреть сталинское кино. Я поняла:непременно сталинское кино и сталинскую оперу, сталинский ампир в архитектуре, сталинские песни(Дунаевского и др.) и т.д. Всё что потом — начиная с уже середины 50-х — неуклонное снижение пассионарности великой эпохи. Кино 70-х уже "фаза надлома этногенеза", выражаясь в терминологии Льва Гумилева. А кино 80-х - мрак и конец, несущий миазмы декаданса. В наши же дни кино, как и вообще любого искусства, и кажется, что совершенно идейно и художественно выродились.

 Почему люблю комедию "Сердца четырех", наряду с "Весной на Заречной улице", например? Или последний фильм еще молодой Орловой "Весна"?

"Сердца четырех" я смотрела много раз по ТВ и по интернету. Это спасительная таблетка от депрессии, сколько не пересматривай — не надоест, и всякий раз свежее
впечатление и подмеченные всё новые детали.

Чем же оно пленяет? Не скажешь определенно. Даже не колоризировали, ч/б пленка, может, и к лучшему. Сегодня подумала вдруг в несвойсвтенных мне терминах теологии:"действие "Сердец четырех" проходит в раю".

Вот те раз! Снят как раз накануне начала войны. И дыхание подступающей войны в фильме уже проступает и в образе военных "юрьевских лагерей" под Москвой, и учений и уроков расквартированного контингента. И в грозе, застигнутой на реке Шурочкой и Заварцевым.

И всё же...
Когда несколько лет назад с апломбом анонсировали какой-то сериал "про сталинское время"(естественно, со всеми ужас-ужас того времени) и с непременной любовной линией и снимались в нём "звезды российского кино 2000-х", — один старый зритель, кажется, писатель, не помню, публицист, меланхолично отозвался:

"Столько шума рекламы...Я думал, что увижу Целиковскую и Серову, а там..."А!

Право, все слова излишни:достаточно посмотреть хоть отрывок из культовых фильмов того времени — и попыток передать ту эпоху в кино-романистике-публистике нашего времени. При всей наивности, свойственной тому времени, с высоты наших дней, мы непременно почувствуем, что это "не то и не так". Пусть там самые красивые будут исполнители ролей, все равно они будут не Людмила Целиковская и не Валентина Серова, и не Любовь Орлова, и не Евгений Самойлов,  и не Николай Черкасов. И даже не колоритная Фаина Раневская.

Тут дело не во внешних данных, и не в качестве режиссуры и спецэффектов, ясно, что в наши дни всё это развилось чрезвычайно, куда до нынешних спецэффектов и даже просто качества цветной пленки высокого разрешения тогдашней примитивной для нашего времени черно-белой пленке, плохому местами качеству звука?!

Всё это, кстати, при желании можно поправить, осовременить, почистить, колоризировать.

Дело в том нечто, что словами не выразить предельно точно и определенно.
Магии, какой-то завораживающей магии старого кинематографа, которая доносит до нас "сквозь шип и треск" некачественной пленки — АТМОСФЕРУ ТОЙ ЭПОХИ. И что бессильны воспроизвести все нынешние сценаристы-режиссеры-актеры, сколько угодно талантливые с кучей историков-консультантов. Зритель все равно почувствует, что это лишь жалкая имитация. Не Целиковская с Серовой. И не Орлова с Александровым в одноименном современном сериале. И, вероятнее всего, истинный Николай Вавилов в перестроечном сериале не имел ничего общего с персонажем сериала, как и остальные персонажи.

Всё другое.
 При всей кажущейся легкомысленности сюжета комедийного фильма "Сердца четырех" в нем немало удивляющих при пересматривании заложено позитивных вещей. Так, герои фильма едут из Москвы в лагеря, где будут не только отдыхать, но и учиться и учить солдат. Едут читать популярные лекции старый астрофизик, по пути пропагандирующий шиповник для укрепления сердца и непременно в сочетании со свежим воздухом; едут читать популярные лекции по науке солдатам молодые математик Мурашова, биолог Заварцев; едет готовиться к осенней пересдаче Шурочка Мурашова с томиком Стендаля, как выразителя буржуазного романа первой половины 19 века. Именно такое обучение на природе, между прочим — идеал например "вальдорфских школ", да просто совмещая активный отдых с уроками есть наилучший вариант учебы. И шиповник, свежий воздух и лекции на лоне природы в сочетании с активным отдыхом в живописных окрестностях, да еще то, что именуется не столько любовью, сколько "легким флиртом" — чем не рай последнего мирного лета?

 
Вот так, на лоне природе разворачиваются почти библейские аллюзии. Запретный плод любви вкушает строгая неподкупная эмансипантка-математик Галина Сергеевна, блистательно исполненная Валентиной Серовой, так что даже не верится, что актриса почти не училась, рано начав актерскую стезю и бросив школу, но тут... Как твёрдо в роль свою вошла!...Как хочется вслед за ней открыть учебники математики. Решать задачки на прогрессии...

Что примечательно:герой Евгения Самойлова, офицер советской армии Петр Колчин кажется единственный, кто в фильме не нарисован в красках сатиры и юмора. Все персонажи комедии облечены в флёр юмора, а некоторые  и сатиричны, карикатурны(как, например, образы маникюрши, да и отчасти старого профессора-астрофизика-эксцентричного поклонника шиповника); слегка ироничны и обе сестры, старшая математик и младшая студентка-филолог); ироничен и образ биолога Заварцева, и страдающего солдата, пишущего письмо Нюсе и прочие — но только не красный командир Колчин!

Об этом подумалось при нынешнем пересматривании, раньше не угадывалась эта мудрость создателей фильма. В образе Колчина они создали советского Рембо. Вспомним, как на мотоцикле он перелетает через препятствие лихо - в конце фильма, мчась на станцию! Он отлично разбирается в технике. Испытывает новую модель автомобиля, подрунивает над потугами вождения и ремонта машины — эмансипированной математички Мурашовой, и, выиграв раунд, победно возвращается за руль и включает радио с концовкой песни "Всё стало вокруг голубым и зеленым". Он увлекается математикой и прилежно ходит на уроки к Галине Сергеевне. Он строго выговаривает отстающих солдат и диктует правильный вариант письма девушке.

Да, это было мудро:накануне войны необходимо было, чтобы народ безусловно верил в Красную армию и ее командиров! Ни единого пятнышка не должно быть на чести и достоинстве и достоинствах(!) красного командира.

И все же филигранно авторы фильма придали и командиру Колчину легчайший налёт едва уловимой благодушной ироничности, а точнее сказать, наделив его самого этим качеством. В каждом появлении Колчина является и некая тонкая улыбка иронии за неизменной вежливостью и подтянутостью.

Добавлю, что песню "Всё стало вокруг голубым и зеленым" Юрия Милютина бесподобно исполнила Надежда Андреевна Обухова, что можно послушать на архивных пластинках. А я услышала впервые по радио и восхитилась её обычной изысканности нюансировке и тембрально-темповом(более медленном) решении песни, она спела скорее как старинный романс, чем современную для нее песню из кино. Впервые же исполнила весьма приятным лирическим сопрано сама Валентина Серова в фильме, покачиваясь в гамаке. В те времена артисты драмы и кино были многостаночники:чаще всего владея чем-то помимо игры. Так, Целиковская в фильме сама играет на пианино дома и сама поёт. Ну а многостаночность Любови Орловой давно притча и недосягаемый идеал артистов всех поколений(пианистка, певица, балерина, театральная и киноактриса и т.д.).

Потом уже — заметим!— актеры не играют сами даже на гитаре, как правило. А игру на фортепиано обычно имитируют:их показывают в кадре без рук, бегающих по клавиатуре, что выдает имитацию игры. Кого вы вспомните из позднейших звезд экрана, самих себе реально аккомпанирующих, а не имитирующих это? А кто пели такими ангельскими голосами?

Остановимся на сем..
 А что же было дальше?

Мне захотелось придумать продолжение фильма, как сценарий или повесть. Не ремейк, а именно развитие сюжета на фоне и в реалиях того и нынешнего времён. В переплетении. 
 Здесь есть потенциал продолжения, назавтра была война, и герои расстались...Не навсегда.

18/01/2021

http://stihi.ru/2020/12/05/2266
О х/ф  "Доживем до понедельника".Диалог в актовом зале.

http://stihi.ru/2014/12/22/4228
О х/ф "Служебный роман. Откровенно".

http://stihi.ru/2016/12/30/9664
О х/ф "Тучи над Борском".
Антирелигиозная пропаганда Оттепели. О механизмах образования сект.

http://stihi.ru/2021/01/09/8347
О комедиях Эльдара Рязанова "Гараж" и "Ироония судьбы"

http://stihi.ru/2021/01/29/1662
Ушёл Василий Лановой

http://stihi.ru/2020/11/06/7303
Вера Пашенная в роли Вассы Железновой. Великие старухи Малого театра".

http://stihi.ru/2018/12/09/4959
Ретро. О х/ф "Одиноким предоставляется общежитие".

http://stihi.ru/2020/12/01/3571
Кусочки эпистол. Ревизор и Тартюф.

http://stihi.ru/2020/11/06/203
"Весна на Заречной улице" - кино на все времена

http://stihi.ru/2016/07/25/7766
Любовь Орлова навсегда. О сеиале "Орлова и Александров".

http://stihi.ru/2021/02/07/558
Фильм  Г.Александрова и Л.Орловой "Весна". Тайные знаки будущему.



http://stihi.ru/2020/09/18/6072
О мультипликации оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова

http://stihi.ru/2021/02/19/294

Мистика цифр в советском кино. "Сердца четырёх".

http://stihi.ru/2021/01/18/3207
О х/ф "Сердца четырёх" и о ностальгии

http://stihi.ru/2014/10/17/722
Путешествие к властелину колец. "Cassini" док. фильм.

http://stihi.ru/2021/09/20/407
О Федоте-Стрельце, чехов. Чайке и Леониде Филатове

https://zera-cherkesov.livejournal.com/121357.html