Про Федота-Стрельца, о чехов. Чайке и Леониде Фила

Зера Черкесова Новеллы
Это не киноведческая критика, а просто беглые впечатления, чтобы не пропала непосредственность впечатления и заметки на полях - наиболее верное обозначение жанра.

1.
А это уже почти начало подступов к Федоту-стрельцу, удалому молодцу, это пародия сказочки "Шатуны", утренник! Сегодня Прилетело мне в рекомендах ютуба - Леонид Филатов "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца", начала слушать и нельзя прервать, не дослушав до конца. Леонид Филатов гениально-искромётен и как поэт, и как актер, и режиссер. Каждая строка- в яблочко! А какая декламация, какая игра! и ни единой запинки за 55 минут на сцене! Всё наизусть и всё с легкостью и точностью интонации, ни малейшего напряжения.
Давно не получала такого удовольствия от сценического представления.
Думала по ходу пьесы:а ведь не слабее Пушкина! Сказки Пушкина гениальны, но и Федот Л.Филатова - не слабей!
И то же в первом комментарии:
Гениально! Не уступает Ершову и Пушкину!
и другой:а по языку даже превосходит!
Ну насчет языка не знаю, Филатов сплёл сатирически старо-русский и современный, вышло бурлескно, политическая сатира на все времена на Руси. Не даром в комментариях сразу разгорелась политическая дрязга, 2021г. - а ведь запись 1988 года. Я даже не знаю аналогов произведений такого стиля. А уж чтобы гений и поэтический, и сатирический, и актерский в одном лице - это абсолютный эксклюзив! Это и есть та самая Благодать, что снисходит редко на художника.
По легкости и летучести слога-Пушкин и есть! Реинкарнация. А по сатирической юмористической части - превосходит. И конечно белый костюм-тройка с жилетом прекрасно смотрится на Филатове.
Его движения по сцене, тоже продуманы, а не метания туда-сюда. Владение художественным словом - безукоризненное!
Вот этот опус-пародия на Шатуны - мной подспудно сочинялась кажется по впечатлению от Федота-стрельца, и то целиком я увидела только сейчас.
Федот филатовский - уже классика.
Нельзя не отметить и режиссуру спектакля.
Минимализм здесь работает выигрышно:театр одного актера, как названо в титрах представление - не нуждается в избытке декораций и прочих затей драматургических.  В монологических спектаклях внимание сосредоточено - на Слове и одном человеке на сцене.
Царские терема и хоромы из русских сказок в стиле, может быть, Льва Бакста.
Музыка Чайковского, но не Петра, их несколько в России, Чайковских - композиторов, Федота саундтреком обеспечил Александр Чайковский. Мне особенно понравилось, что музыки было - мало!
Не то что нынешние даже ролики с кулинарными рецептами под грохот ненужной вообще музыки и шумового сопровождения!
 
Музыка была лишь скудной выразительной краской, отмечая переходы к как бы следующей части пьесы.

2.
  х/ф, в котором Л.Филатов играет режиссера-постановщика чеховской "Чайки".

 
Процесс становления Спектакля. у Феллини известный худ.фильм "Репетиция оркестра".
Не менее впечатляет х/ф "Успех" - это репетиция чеховской "Чайки".
 
Фильм действительно мистичный.



а я снова(!!) второй раз за день испытала художественное наслаждение:
пересмотрев в энный раз х/ф "Успех" с Филатовым и другими мастерами.
 
Успех (драма, реж.Константин Худяков, 1984 г.)
 аннотация:"Геннадий Фетисов - талантливый столичный pежиссеp, приезжает работать в провинциальный театp. Репетируя чеховскую "Чайку", он, сам того не замечая, перестает быть разборчивым в методах, он груб и жесток с актерами. После долгожданной премьеры приходит желаемый успех. Но оправдала ли цель средства?"

Редко захватывает. Комментарии зрителей полны неподдельного восхищения мастерством советской киношколы.

Вслед за тем указание на х/ф Чайка по пьесе Чехова, я его еще не смотрела.
Я видела пару постановок Чайки, одну МХТ им Горького. И отрывки из сцен "Чайки" с Татьяной Дорониной-Аркадиной.
Но как хотелось бы увидеть спектакль в эстетике серебряного века, всё в белом, ампир - вот тот, что создавался в фильме "Успех". Жаль, что это часть сценария фильма, а не самостоятельная постановка. Это было обещающе.
А мхатовские постановки, при всем уважении к классической драматургии, в наш век выглядят архаично и скучновато.
 И вообще, что такое чеховская "Чайка", зачем она нужна и актуальна в наши дни? Герой Филатова ищет ответа на поставленный им самим себе вопрос. Но, по-моему, в фильме этот вопрос повис без ответа.

Откровенно говоря, мне эта пьеса никогда не нравилась, не цепляла и её легендарность мне не очень понятна, ну если не считать того, что ей был открыт первый сезон Московского Художественного театра(МХТ) Станиславским.
Но герой Филатова и конечно сценарист и режиссер х/ф Успех создали действительно свежее современное психологически изысканное прочтение. По ходу действа режиссер обронил:что это все повадились:это Чехов, а это не Чехов? А кто знает, каким был Чехов? А вы почитайте письма Чехова! Кстати, стоит взять на заметку.

  19 сентября 2021

https://zera-cherkesov.livejournal.com/177500.html