1 марта. День свиньи

Дмитрий Суханов 4
Великая Отечественная война очевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.

Художники работали во многих направлениях — выпускали политические плакаты для фронта и тыла (задача — вдохновлять людей на подвиг), на фронте сотрудничали во фронтовых газетах, различных редакциях (тут важна роль студии военных художников имени М. Грекова). Кроме того, они создавали произведения для выставок, «выполняя обычную для советского искусства роль общественного пропагандиста».

*********************

Советский плакат

Часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС», которые стали реинкарнацией Окон РОСТа периода Гражданской[2]. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах.

Плакат являлся одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны[1]. Также, как и в годы Гражданской войны, он пережил расцвет; кроме того, традиции периода 1917-21 гг. использовались художниками в период новой войны, причём многие из них поработали в оба периода.

********************

Станковая живопись

Графики-станковисты тоже создавали в этот период значительные произведения. Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений. Обострилось восприятие окружающего, поэтому создавалось большое количество взволнованных, трогательных, лирических и драматических образов.

Многие художники-графики участвовали в военных действиях. Юрий Петров, автор «Испанского дневника», погиб на финском фронте. Во время ленинградской блокады погибли Иван Билибин, Павел Шиллинговский, Николай Тырса. Были убиты художники, ушедшие добровольцами на фронт — Никита Фаворский, Арон Кравцов, Михаил Гуревич.

**********************

Живопись

Советские художники создали своего рода летопись Великой Отечественной войны. Содержание картин напрашивалось само собой — фашистская угроза, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, затем радость победы, чувство причастности каждого к общему делу. «Образное раскрытие переживание советских людей в грозную годину превратилось позже в тематическую традицию советского искусства».

Даже пейзаж приобрел патриотический характер — так его истолковывал, в частности, Николай Ромадин в серии картин «Волга — русская река» (1944). Различные формы проявления нашёл и портретный жанр. Художники писали героев войны, тружеников тыла, учёных, деятелей культуры, иногда обращались к автопортрету — чтобы передать сложные мысли и чувства свидетеля эпохи («Автопортрет» Кончаловского, 1943; «Автопортрет» Сарьяна, 1942)

_____________________

Произведения созданные в годы ВОВ

Рерих. Ждущая. 1941. Русский музей. http://stihi.ru/2021/02/14/7733

Юон. Парад. 1941 года. 1941. Третьяковская галерея. http://stihi.ru/2020/02/25/1927

Пластов. Фашист пролетел. 1942. Третьяковская галерея  http://stihi.ru/2021/06/22/2328

Ватолина. Вести с фронта.1943 http://stihi.ru/2021/06/22/2430

_________________________

Послевоенные произведения о ВОВ

Патриотические чувства, рождённые Великой Отечественной войной, всколыхнули интерес к родной истории вообще. Эта война тоже превращалась в историческое явление. Благодаря этому исторический и бытовой жанр сближались[34]. Такова, например, картина Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951) о Василии Теркине. Борис Неменский продолжает тему, начатую им во время войны («Мать», 1945) полотнами в той же тональности. В 1965 году он написал «Сестры наши» (1956), воссоздающий эпизод войны. Одним из самых значительных произведений послевоенного времени на сюжет войны считалась картина «Возвращение» Владимира Костецкого (1947).

Тема «мирного труда», мирной жизни, также пользовалась особым вниманием. «Они импонировали восприятию зрителя проявлением особой, „вневоенной“ красоты окружающего — человека, природы, предметов и т. д.»[36] Радостная полнота жизни без войны, «радостный труд», благодаря которому человек чувствовал себя особенно молодым и счастливым, выражалась в произведениях живописи.

Костецкий. Возвращение. 1947. Национальный художественный музей Украины. Киев http://stihi.ru/2020/05/19/2527

Кукрыниксы. Бункер Гитлера. 1948. Третьяковская галерея. http://stihi.ru/2020/05/08/5542

Фельдман. Родина. 1950 годы. http://stihi.ru/2020/02/25/1706

Мыльников. На мирных полях. 1950. Русский музей. http://stihi.ru/2020/05/19/2464

Герасимов. Мать партизана. 1950. Третьяковская галерея. http://stihi.ru/2020/02/25/1939

Непринцев. Отдых после боя. 1951. Третьяковская галерея. http://stihi.ru/2020/06/21/5711

Игошев. Она всё сына ждет.1974. http://stihi.ru/2020/05/08/5579

Васильев. Прощание славянки. 1975 http://stihi.ru/2021/11/15/2946

Лихо. Не плачь деда. 1985. http://stihi.ru/2021/05/09/1515