Обзор летнего лонга от Александра Евдокимова

Литературный Фестиваль Рунета
Ниже приведены те тексты, которые чем-нибудь зацепили меня после первого прочтения. Не заинтересовавшее (по любым причинам) забыто сразу же навсегда, так это и происходит... Результатом анализа в конце обзора будет список моих субъективных (это юристы любят так формулировать, чтоб потом можно было отбиваться в судах) предпочтений. Изначально мне абсолютно неважно сколько текстов войдёт в мой список и кто будут эти люди.

09 Марина Изергиль Шоссе через лес http://stihi.ru/2020/07/12/411

Я еду по неведомым краям,
Дорога вьётся лесом, по краям
Растут хвощи, эндемики и злаки,
Здесь всё вокруг рифмуется со всем,
И даже среди дятловых фонем
Маячат то ли рифмы, то ли знаки.

Они роятся, льются через край,
И влажный лес не выглядит как рай,
Плыву под ним и чувствую при этом,
Что этот лес давно уже не лес,
А зарифмован без остатка, весь
Каким-то обезумевшим поэтом.

Ох, этот хаотичный рифмоплёт,
Он жизнь мою без устали прядёт,
И кажется, что пряжа бесконечна,
И, словно в тяжком судорожном сне,
Течёт по лесу мокрое шоссе
Как чёрная извилистая речка.

Из вод её вот-вот прольётся ночь;
Стремясь меня в стремнину уволочь,
Нахлынут то ли звуки, то ли страхи,
И, нимбом облаков окружена,
Взойдёт над лесом полная луна
В замызганной палаческой рубахе.

И в горле у меня сгустится речь,
И, чтобы это марево рассечь,
Я наконец-то вылечу на встречку,
Рефреном лягут заросли окрест,
И всё сольётся в непрерывный текст,
И никого вокруг. Ни человечка.

Не понравилось:

1.Употребление слова «фонем». Как гласит Википедия: «Фоне;ма (др.-греч. ;;;;;; «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка.»  Исходя из этой формулировки слово «фонема» не очень подходит дятлу, ведь он даже не поёт (можно было бы списать на «птичий язык»), он стучит клювом – т.е. барабанит. Найти в ритмических ударах знаки ещё можно, но рифмы - совсем натянутая метафора. 
2. Далее эти удары «роятся, льются через край». Ни «рояться», ни «льються» с ударами клюва по дереву не соотносятся – первое это некое жужжание, второе скорее ассоциируется с пением.
3. «..полная луна В замызганной палаческой рубахе» - представить не могу, поскольку такой луны я никогда не наблюдал.

Понравилось:

«Что этот лес давно уже не лес,
А зарифмован без остатка, весь
Каким-то обезумевшим поэтом.»

«И, словно в тяжком судорожном сне,
Течёт по лесу мокрое шоссе
Как чёрная извилистая речка.
Из вод её вот-вот прольётся ночь;
Стремясь меня в стремнину уволочь,»

**************

20 Крестьянка-Барышня В такие вот абсурдные секунды... http://stihi.ru/2020/06/20/3726

О стёкла бьётся солнце, не впустить ли?
Уходит рано "Ласточка" на Питер,
Туда, где ночь июня, как вода.
Балтийский воздух влажный и колючий – 
Наверное, мне здесь остаться лучше
И пропускать всё время поезда.
«Тыдым, тыдым, тыдым»,  –  несётся поезд,
Там дождь, как дым, дома в дыму по пояс
И каменные подступы к реке.
Чужой пейзаж лишь издали приметен,
Вблизи – он часть меня, хотя при этом
Не оставляет след на локотке.
А здесь, смотря на мир минималистки,
Ждать урожай от яблонь неказистых
Приятней, чем о чём-то сожалеть.
Ещё немного: яблоки нальются
И зазвенят от ложек чайных блюдца,
Наполненные яблочным желе.
Но есть необъяснимая минута:
Проснуться раньше "Ласточки" и утра
И по стеклу холодному водить.
В такие вот абсурдные секунды
Я не хочу довольствоваться скудным
Предчувствием рассвета впереди.

Не понравилось:

«Туда, где ночь июня, как вода.» - Питерская ночь мне кажется куда более многогранной (хотя вполне может быть и «как вода»…)

Понравилось:

Остальное хорошо, хотя и неуверенно (так показалось).

**************

21 Юрий Бердан Какой был день! Безумно голубой... http://stihi.ru/2020/05/14/1022

Какой был день! Безумно голубой...
Скатерка на поляне. Май, суббота.
Вино, гитара, смех... И мы с тобой
На черно-белом чуть примятом  фото.

А я строитель ГЭСов и плотин,
А я рубаха-парень! Свойский в доску!
А я в китайском батнике “made in”
В оранжевую, кажется, полоску.

Под солнцем, среди шелеста осин,
Ни капельки себя не понимая,
Мы щуримся, друг друга обнимая,
Задолго до прихода наших зим,
В конце ошеломительного мая.

А ты смеешься, и над бровью прядь,
А я – небритый и слегка поддатый...
Еще не скоро мамам умирать,
Еще не притвориться не соврать
И нет на обороте слов и даты.

О чем кричу? Про что с собой молчу?
Зачем в себе – расстрельная работа! –
Ежеминутно зарываю что-то
И ставлю поминальную свечу…
На черно-белом чуть примятом фото
Моя весна – лазурь и позолота –
Щекой прижалась к моему плечу…
И ничего другого не хочу.   

Не понравилось:

Фраза «И мы с тобой На черно-белом чуть примятом фото» расположена в тексте так, что её можно прочитать, (а я так и сделал), будто это фото висит в рамке на поляне. На фоне остального, хорошо читаемого, повествования это место явно требует коррекции.

Понравилось:

Общее настроение и внятность изложения остальной части текста.
      
**************

22 Александр Крупинин Пилигримы http://stihi.ru/2020/06/19/8568

Сжимая палку финской колбасы,
к своей мечте идём двенадцать лун мы.
На полпути к отрогам Джомолунгмы
жестоко обморожены носы,
объедена кора плакучих ив,
отловлены бобры и черепахи.
Андре Шенье закончил жизнь на плахе,
но мы, его судьбу не разделив,
бредём туда, где слышится ку-ку,
где бегают Пеле и Марадона,
где отовсюду лезет беспардонно
живая жизнь, подобно червяку.
Мы голодны, как нищие коты,
мы от цинги беззубы и плешивы,
но мы идём не ради бога Шивы,
а ради безупречной Красоты.
То за спиной свирепствует самум,
то впереди безумствует сирокко,
но Красота, в которой нет упрека,
влечёт за облака наш гордый ум.
Мы колбасу, как учит Моисей,
сожжем в костре на пике Эвереста.
Да будет так, ведь нет иного места,
достойного великой жертвы сей.
Вороны злые каркают в кустах,
стервятники ждут пышного обеда,
но еле слышный голос Кифареда
ведёт нас и развеивает страх.
Не думая о мрачном воронье,
мы движемся туда, где нет печали.
Там звезды аллилуйю прокричали.
Там встретит нас живой Андре Шенье.

Не понравилось:

То, что это стёб (или же воспринятое мною таковым).

Понравилось:

То, что это интеллигентный и интеллектуальный питерский стёб.

****************************

27 Игорь Гонохов  Сердечное http://stihi.ru/2020/06/08/7268

           Андрей Иванович подошел к столу и вылил из чашки почерневшую воду.
            И на душе у Андрея Ивановича стало светло.
                Даниил Хармс

Пятнадцатое марта. Тихо в парке.
Звонит мобильник это, верно, мать.
Снежинки, гололёд, нежарко.
Я многое могу вам рассказать,

но не успею. Что-то происходит:
снежинки замерли, мобильник замолчал.
Повисли птицы надо мной в полёте,
как те чаинки, только тут не чай.

Кристальный воздух стал ещё кристальней,
стеклянной глыбой всё кругом глуша.
Сквозь эту линзу хороши детали,
но невозможно сквозь неё дышать.

Остановилось время, сердце встало.
Я сам как будто на стекле стоял.
А подо мной, ни много и ни мало,
колодец в инее, серебряный провал.

Но слышу скрип (так открывают дверцу,
которую уже обвил паук).
Я сделал шаг, и застучало сердце,
вернулись воздух, птицы, взмахи, звук.

Алло, алло... Конечно слышу, мама.
Гуляю... Помню... В пятницу, в обед.
В порядке... Сбросил пару килограммов.
Да, да, здоров... Желаю и тебе...

А в это время птичьи эскадрильи
с ветвей сбивали синеватый лёд.
Такое чувство, словно мир промыли.
Колодца нет, А снег? А снег идёт, идёт...

Не понравилось:

Эпиграф гораздо сильнее текста. Показалось слишком затянутым по объёму, да и описанная ситуация не нова. Можно и покороче формулировать, к примеру: «Остановись мгновение, ты прекрасно».. Главная проблема - абсолютно непонятна драматургия: с чего это вдруг так?

Понравилось:

Мысль ясна и тема поэтична, а это уже не мало.

**************

31 Борис Голубчик Оригами http://stihi.ru/2020/06/03/4600

Сложи меня, как оригами. 
Журавликом. 
Курлы-курлы.
Шероховатыми краями
сойдутся острые углы.

Разбавь предчувствием полёта 
печаль исписанных страниц. 
Я спрячу в сумраке блокнота 
маршруты перелётных птиц. 

Сложи меня, как оригами, 
из старого черновика. 
Я буду задевать локтями 
бумажными 
за облака. 

Не понравилось:

Висящая перед началом текста почётная грамота. Какая мне, да и любому читателю разница? Я ещё понимаю Нобелевская премия по литературе, но тут какое-то второе место… Второе четверостишье бессмысленно высокопарное: в сумраке? Там же темно:)

Понравилось:

Без второго четверостишья - отличное стихотворение.


**************

35 Александра Герасимова и вот нас не бывало как легко  http://stihi.ru/2020/06/04/7312

и вот нас не бывало как легко
плывёт над этим знанием прелестным
створоженное солнцем молоко
и облаково мокро далеко
предобморочно плавать и тебе с ним

покуда ты не столько человек
насколько муравей и куропатка
пока ещё беззвёздно под лопаткой
и сухо между сдвинутых бровей
пока твой голос белый суховей
не поборовший хриплого припадка

и божьему закону всё к лицу
к обеду ложка к вечеру смеркалось
и ты не договаривал отцу
что было прежде я мешала суп
и так нас мало дома оставалось

но всюду стынь всё новое навзрыд
не озеро не печка не/отложка
рукалицо нонфикшен кружкаложка
и важных нас ещё совсем немножко
и всё что я хочу сказать то стыд

но я скажу в реке заподлицо
утоплены полночные рыдания
ты в первый раз придёшь без опоздания
и анна пална выплюнет задания
тебе на парту вот такое знание
такое несадовое кольцо

такая нефиговая замута
не нам с тобой полуденная нежить
но важно так и сложно почему-то
и в воздухе июнь и перламутр
и нежность боже
ну конечно
нежность

Не понравилось:

Отсутствие мощного, запоминающегося чего-нибудь, чересчур оно ровное. Ох уж эта манера писать без пунктуации, вроде как мода на такое уже сошла на нет (не уверен).

Понравилось:

Ровное оно не просто так - из этого и образ конечный состоит. Куда повыше уровень написания вообще, написано крепко и профессионально. Отличное стихотворение.

**************

39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175

В конце концов всё сводится к тому,
что снег летит в расхристанную тьму,
и валенки пекутся в батарее,
нашла в углу лопатка свой ночлег,
и только тот нелепый человек
стоять остался с шарфиком на шее.

А почему нелепый?  Если мы,
спокойный час у вьюги взяв взаймы,
его лепили - значит, лепый, лепый!
Морковка-нос, ведро на голове,
и не забыли пуговицы две -
чтоб не смотрел в пургу ночную слепо.

И всё тянуло выглянуть в окно
(как будто ничего не решено)
и, может быть, окликнуть из подъезда:
"Эй, ты же не уходишь, так войди!"
Но только шаль сомкнула на груди
и в тапочки вельветовые влезла,
открыла земляничный конфитюр.
 
Снежинки в бальных платьях от кутюр
кружили над домами в темпе вальса,
а лепый человек - он был живым,
и ртом своим верёвочным, кривым
мне издали смущённо улыбался,
 
и дочкин шарф от ветра развевался...

Не понравилось:

-

Понравилось:

Всё. Я вообще люблю поэзию Лены, считаю её большим поэтом (или поэтессой – кому как угодно).

**************

42 Михаил Белоногов Символ веры http://stihi.ru/2020/03/18/3299

Обрывки снов шестидесятых –
миг пробужденья после сна
на облаках стерильной ваты;
тоталитарная весна
стучит по льду хоккейной клюшкой...
не сдохнуть, выжить, чтобы жить –
пить молоко солдатской кружкой
и полной ложкой рыбий жир;
ждать папку вечером с работы -
хмельного, с запахом вина;
и помнить сладкий запах пота,
солярки, сена и зерна;
стихи как эхо и награды –
реликвии его войны;
все полусказки полуправды
кривого зеркала страны,
где чебурашка самый верный,
а добрый – Гена-крокодил
знать твёрдо, как и Символ Веры,
что ты сегодня затвердил.

март 2020

Не понравилось:

Не то чтоб не понравилось, нет, но можно придраться к «на облаках стерильной ваты; тоталитарная весна» - образ немного выпадает, потому что стереотипно шестидесятые ассоциируются с оттепелью, а «тоталитарная» как-то диссонирует. Точно так и образ ваты – что-то личное, не совсем мне понятное.

Понравилось:

Да собственно, всё понравилось, ударная концовка - так вообще. Отличный стих.

**************

44 Дмитрий Близнюк самурай http://stihi.ru/2020/03/07/6446

эта женщина -
лакированная змея
в черном обтягивающем платье,
сбросила мускулистого офицера с края доски -
прямо на синтетический ковер.
впилась ногтями в грудь. черт, черт.
эта женщина, как лезвие без рукояти,
в своих обморочных платьях...
режет глаза и руки, как ни держи ее.
ты особая, райское яблоко, уже начавшее гнить,
темнеть. курага сосков,
аромат рыбок, стянула трусики,
а я точно кот возле аквариума.
и, спустя половину ночи,
голый, изможденный я
выхожу на зимний двор,
а она уже спит. на заднем плане картины,
пускает винные пузырьки в потолок,
роза накрытая марлей, рот - тлей,
и я смотрю
на флаг в соседнем дворе - в морозном ночном воздухе,
тяжело, плавно застыл, как холодец.
как медуза, выброшенная на черный берег,
раскрашенная пульверизаторами в желто-голубой.
но где моя родина?
она - это небо,
эта женщина в спальне.
и вспыхивает озарение, как молния, как зубная боль,
понимание всей жизни -
мгновенный  перевод смысла
из точки А в точку Б.
и я, показавшись зимней вселенной во всей красе
подтянутого сорокалетнего кентавра,
возвращаюсь к ней в постель -
холодный, дрожащий как насос
в трюме тонущего корабля.
таю. ледник. горячая кожа. бархатный жар.
списпи.
обнимаю лезвие...

Не понравилось:

Написано без рифмы.

Понравилось:

То, что оно написано без рифмы не мешает образу, наоборот. Написано страстно – а это редкая, ценная составляющая.

**************

46 Ольга Хворост История про непослушную леди http://stihi.ru/2020/04/27/6274

На стареньком велосипеде,
Созрев для крутых перемен,
В турне отправлялась почтенная леди
Из славного города N.
Манили далёкие  страны,
Где солнцем пропитаны дни,
Хотелось к павлинам, слонам, обезьянам...
А власти сказали  — ни-ни!
Но леди сложила в корзинку
Две банки желе из хурмы,
Перчатки, пальто, палантин и ботинки
На случай внезапной зимы,
Стране заплатила налоги,
Взяла водяной пистолет,
Из города N   ранним утром в дорогу
Направила велосипед.
— Куда вы?! — кричали соседи,
— Гуляйте, как все, во дворе!
К рулю прижимаясь,  почтенная леди
Неслась всё быстрей и быстрей!
Мелькали дома и отели,
Потом исчезали в дали,
И вирусов стаи за нею летели,
Но леди догнать не смогли.

Не понравилось:

Детская поэзия, но не для детей. Поэтому есть ощущение сюсюканья со мной, отнюдь не мальчиком.

Понравилось:

Цельный текст - благодаря общей композиции и во многом благодаря отличной концовке.

**************

50 Галия Гали что-то в тебе... http://stihi.ru/2019/12/10/6576

что-то в тебе говорит – то ли тьма, то ли свет.
что-то болит так, что хочется вынуть занозу.
кто-то в тебе вопрошает да ищет ответ,
но не найдя, затихает, пускается в слёзы:
что там внутри, посмотри  – то ли снег, то ли дым,
что-то губительней зла и страшней катастрофы?
нет же, – тюльпаны, фонтаны, арыки, сады,
ветер стихает, и строки слагаются  в строфы.
это деревья до неба растут сквозь тебя,
знаю, что больно... и жалобой счастья – из веток
ивы-крушины, тревожа, садня и свербя,
трель соловьиная прямо сквозь сердце продета.

Не понравилось:
1. Почему-то резануло «арыки» - ничто не предвещало вплетение восточных образов.
2. «это деревья до неба растут сквозь тебя» - «до неба» лишние два слова, потому что деревья же ещё не выросли, «до неба» про них можно сказать будет только когда они станут такими. С другой стороны то, что они до неба - придаёт ясности образному ряду... Т. е. одновременно это даёт понимание того, что это некое сновидение - сразу во всех временах и во всех масштабах. 
3. Слишком уж обобщённо, вне реальности. Ощущение будто автор вышел после психотерапевтического сеанса и решил записать общий смысл наставлений - не рассказав о себе ничего бытового, выразил смысл поэтическими образами.

Понравилось:

Катарсис - критерий искусства, так меня учили. Общая композиция хороша, мысль ясна.

Вот мой итоговый список, от великолепного к отличному:

39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175
42 Михаил Белоногов Символ веры http://stihi.ru/2020/03/18/3299
44 Дмитрий Близнюк самурай http://stihi.ru/2020/03/07/6446
35 Александра Герасимова и вот нас не бывало как легко  http://stihi.ru/2020/06/04/7312
31 Борис Голубчик Оригами http://stihi.ru/2020/06/03/4600
50 Галия Гали что-то в тебе... http://stihi.ru/2019/12/10/6576

*********************

Об эксперте:

АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ
Родился в г. Здолбунов Ровненской области Украинской ССР в 1971 году в семье военного. До переезда в Москву в 2012м году жил в Украине (г. Харьков). Архитектор, музыкант. Композитор и гитарист музыкальных коллективов «Ботаника», «Евдокимов-и-Супергруппа», сотрудничает с группой «Запрещённые барабанщики». Публиковался в журналах «Новая реальность», «День и ночь», «Последняя среда», сборнике «Живая литература», альманахе «45я параллель».