По конк. соч. по фразеол. Где собака зарыта

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/03/17/2896 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2020/04/30/2253 - Итоги конкурса

Наконец настал день для публикации статьи по итогам последнего конкурса из серии сочинений по фразеологизмам. Самое время начинать подсчитывать количество очков, набранных участниками всех конкурсов: "С глаз пелена", "Заколдованный круг", "Последняя капля","Не все коту масленица" и "Вот где собака зарыта". Только сейчас я осознала, что придуманное мною конкурсное задание было трудным: выбранные фразеологизмы только на первый взгляд кажутся простыми и понятными, а вот написать поэтическую "иллюстрацию" ситуации, в которых они вспоминаются  русскоязычному человеку, не так уж и легко! Но серия, мне кажется, всё равно получилась познавательной - она привлекла наше внимание к богатству выразительных средств и возможностям русского языка.

Готовя эту статью, я искренне радовалась: в пакете оказалось много интересных произведений и разнообразие подходов к заданной теме. Даже ошибки техники попадались интересные: по многим стихотворениям мне очень хотелось дать пояснения, что-то похвалить, на что-то - обратить внимание, но, поскольку они были написаны не специально к конкурсу, а ранее, то, увы, приходится оставлять их в статье без внимания. Зато все 14 новых произведений я здесь публикую и комментирую. Многие авторы уже хорошо мне знакомы по предыдущим  конкурсам, за большинство из них я радуюсь: они прочли и изучили прежние разборы конкурсных произведений и с каждым разом пишут все лучше - правильнее, а некоторые авторы удивили: есть и повторы тех же самых типичных недочетов исполнения. Почему так? Упрямство? Или авторы вообще мой разбор стихов не читали? А может быть, это надежда на других - "добреньких" судей с иным мнением? Не знаю.

Ну, мы тут все люди взрослые, каждый со своими критериями качества и вкусом, поэтому моё дело - свое личное мнение высказать, а ваше - прислушаться к нему или отвергнуть.

"Вот где собака зарыта!" -  мысленно восклицаем мы, когда наконец-то начинаем осознавать мотив чужих поступков или суть произошедшего с нами или вокруг нас. Поводов для таких восклицаний - великое множество, пусть и не все предлагаемые сюжеты  заслуживают того, чтобы зваться высокой поэзией, не все становятся ею, но сейчас наша задача - научиться читать, анализировать и  стремиться думать о сюжете и фабуле чужих стихов, восхищаясь великим и могучим языком, отдельные устойчивые выражения которого к чему-то в жизни применимы, а к чему-то нет. Вот этим анализом мы и займемся в этой статье на примере 14 новых стихотворений, написанных участниками данного конкурса. Попутно я буду отыскивать в тексте стихов строчку, выражающую открытие персонажа стихов - того, что автор считает "зарытой собакой" его поэтического сочинения. Фразы, которые по какой-то причине хочется доработать, я  выделила заглавными буквами.

*********************************

1. ОДИН ДОМА. ТАТЬЯНА ШАДУЯ 

Уставшая ( с работы всё же!)
В свою квартиру захожу.
И каждый раз одно и то же
В квартире этой...   Я гляжу
Как живописно-ярки «гнёзда»
Одежды тёплой на полу.
Пальто и куртки виртуозно
Из шкафа разложил в углу.
Скучал. Один, бедняжка, дома.
Изучен с толком сериал.
Приметы новые погрома…
О, как же сильно ты скучал!

Лоскутья полиэтилена
(когда-то был МЕШКОВ РУЛОН)                инверсия
На волю вырвались из плена,
Летают… Не велик урон.
Осколки чашки – нынче призом.
Сегодня  случай тяжелей:
Любимый плоский телевизор
Был сброшен с полочки своей.
А серая в полоску морда
Уже торчит из-за угла.
– Ма-маня, ждал тебя! - И твёрдо:
Чего так поздно ты пришла?!    

Всераздирающие вопли!..
И поз причудливых изыск.                конструкция предложения
В ботинки заглянуть: промокли?
Проверить надо. Частный сыск!
Кот креативен. Вот забота,
Смеюсь и плачу ввечеру.
Я телевизор из ремонта
Тяжёлым камнем подопру.

На первый взгляд "зарытая собака" здесь заключается во фразе "кот креативен" - стихотворение в основном о том, что натворил  в доме кот, скучающий о любимой хозяйке. Но на самом деле все еще глубже: только любящий своего питомца человек может так описать все его безобразия! Стихи в общем-то о взаимной любви человека и животного. Язык стихов - это язык рассказа, язык информации, но все фразы построены ясно и правильно, словарный запас большой и точный, жаль, что пунктуация записи прямой речи и авторских вставок не совсем удачная. Фразеологизм к сюжету подходит: персонаж видит домашний погром, а понимает не то, что, это - бедствие, а то, что о нем очень сильно скучали... Кстати, сюжет построен с применением уже знакомого нам по другому конкурсу приема веллеризма: сначала мы узнаем всё о действиях персонажа, а только в концовке о том, кто этот  персонаж.

6. ЧТО НАША ЖИЗНЬ? НЕУТОМИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ   

Я не верю в судьбу и в масс-медиа,
В эти сказки вникать НЕТУ смысла,
Ведь по жанру жизнь – это трагедия,
Сочинённая юмористом.

Это четверостишие скорее  глубокомысленное заключение в форме катрена, чем сочинение. Смысл его: "жизнь – это трагедия, сочинённая юмористом". Можно, конечно, поддержать это высказывание восклицанием "Вот где собака зарыта!", но по заданию конкурса требовалось все-таки поэтическое развернутое сочинение, а не краткий ответ. Поэтому лично я не номинировала. Кроме того, я не люблю в поэзии слова "нету" и не ставила бы в один "сказочный" ряд  судьбу и масс-медиа. Разный масштаб понятий.

8. ОДНАЖДЫ В ВЕСЕННЮЮ ПОРУ. ИРИНА ГУБАНОВА
 
Однажды в весеннюю пору
Влюбился в соседку сосед,
На завтрак и ужин летел он к подружке,
Тащил ей букет на обед.

Соседи шептались: "Уродка,
Кривая, косая, хрома,
Любови безумства причудливы чувства
Читали мы только в рома..."

Красавицей стала соседка -
Коррекция, пилинг, массаж,
А стала при этом сидеть на диетах,
Так сбился любовный кураж.

Ромео маршрут изменился
И сердце соседки разбил,
Ведь к новой подружке на завтрак и ужин,
К другим пирогам он ходи...

Так вот где собака зарыта,
В Эроте пропала нужда,
Сие шито-крыто (по сути, корыто)
Сердито мы все осужда...

Разгадка проста почему же
Менялся маршрута изгиб:
Известна причина - путь к сердцу мужчины
Лежал через те пироги.

"Собака" стихотворения заключена  в его последней строфе, она же - мораль истории. Написано легко, с иронией, богатым языком. И форма оригинальная: удлиненная на одну стопу амфибрахия 3-я строка катрена:
010 010 010
010 010 01
010 010 010 010
010 010 01
Еще раз хочу обратить внимание всех излишне спешащих быть свободными в форме стихов  начинающих поэтов: четко выстроенная и единообразная строфа и четкость расстановки Иктов по всем одноименным строкам строф - это залог вашего успеха, гармоничного звучания стихов!

10. СЕТЕВОЕ. ЕЛЕНА ШВАРКУНОВА 
 
Травишь байки,
Ловишь лайки,
Ты - герой!
Киски, зайки,
Машки, Ляльки -
Все с тобой.

Связь прервётся,
Жизнь ворвётся
Без прикрас
Та, что теплится
Под солнцем
Здесь, сейчас.

НЕТУ хайпа,
Хоть рыдай ты,
ДРАЙВА – ноль.
Без сетИ
На этом свете
Всё отстой.

Собака здесь зарыта в утверждении: "Без сетИ на этом свете всё отстой". Будем считать, что это - ирония. Язык осовремененный, шутливый, но даже в нем мне не особо нравится употребление в авторской речи всех  этих "нету", "отстой", "лайки", "хайп" и "драйв". Может, они и по сюжету здесь подходят , но ...не поэзия. И сам сюжет не тянет на уместность вспоминания заданного фразеологизма, который по стилю речи на порядок выше и интеллигентнее стиля лексики стихотворения. 

12. О СОВЕТАХ. ПОПОВА НАТАЛИЯ БОРИСОВНА 

Подружки, две весёлые болтушки,
проказницы, невесты, хохотушки
любили обсудить вдвоём не раз:
высокой моды по ТV ПОКАЗ,
романов модных суть и кавалеров,
капризы стиля, иногда карьеру.
"Ты знаешь, - говорит одна другой, -
я слышала, что модно быть худой.
Сейчас худею, ем совсем я мало
и ВЕРНО приближаюсь к идеалу."
"АХ, подскажи, и я хочу худеть,
что и когда не пить совсем , не есть?"
"АХ, милая подружка, дам совет:
не ешь ТОРТОВ, печенья и конфет             !!! не ешь тОртов
вино не пей и с мясом обожди,
соленья и варенья ОБОЙДИ."
"Вот это да,- КРУТИЛАСЬ мысль одна,-
подруга ль после этого она?
такой совет, скажу всем ПРЯМО я,
не дашь врагу, не то чтобы друзьям."
Рассорились, ОКОНЧЕН ПРЕЖНИЙ ЛАД,
И друг на друга даже не глядят!
Мораль: чтоб КРЕПКО не жалеть потом,
советы все давай всегда с умом.

И здесь скорее история с моралью, чем сочинение, иллюстрирующее повод для употребления фразеологизма. Тем не менее, к содержанию стихов претензий нет. Зато к языку - множество. Все слова, которые не понравились (даже если некоторые - на грани возможности употребления), я выделила. Особо резанула грубая лексическая ошибка: "не ешь тортОв, печенья и конфет" (правильно: не ешь тОртов"), и еще не нравится разговорная конструкция "высокой моды по ТV показ". Да и выражения "чтоб крепко не жалеть", "окончен прежний лад", "соленья и варенья обойди" - некорректные: это не литературный язык..

13. ДЕВОЧКА-БЯКА. ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПУЗЫРЁВ

Дружили студенты: Вадим и Светлана,
У них был период цветов и конфет,
Прогулок, кино, задушевных бесед…
Всё, как и положено в жанре романа.                ЖммЖ

И вдруг началсЯ в отношениях холод,
Вернее ПРОХЛАДА СОВСЕМ НЕБОЛЬШАЯ.
Не понял Вадим, в чём причина ТАКАЯ,
Отсутствовал ДАЖЕ какой-либо повод.                мЖЖм

Сегодня случайно на МОДНОЙ ТУСОВКЕ
Светлану с другим наш Вадим увидал,               
Тот девушку нежно к себе прижимал…
Любому тут стало бы ТАКЖЕ НЕЛОВКО.                ЖммЖ

И понял Вадим "где зарыта собака" –              двоеточие
Подруга двуличная "девочка-бяка".                пропуск тире

"Собака" здесь зарыта в заключительной коде, только запись ее мне не по душе, грамотная запись выглядит так:
                И понял Вадим, где зарыта собака:               
                Подруга - двуличная девочка-бяка.   
Кстати, запомните, что фразеологизм в тексте сюжета никогда не употребляется  в кавычках, да и девочку-бяку (как-то  по детски это звучит!) я бы тоже без кавычек в в данном контексте написала. Много в тексте и других мест, где хотелось бы видеть более правильный и литературный язык - эти  места я выделила заглавными. Еще я бы сохранила во всех строфах один и тот же порядок рифм - женских и мужских, а то они постоянно изменяются. Труд небольшой, а звучало бы куда лучше! А по содержанию - нормально. Фразеологизму соответствует.

14. ПЕРЕХОД. НАТЕЙЛИЯ   

Когда тебе возвышенно-легко -
Ты чувствуешь себя большим  цветком,
Растущим на тепличной грядке.
И рядом столь же дивные цветы.
И время веселО проводишь ты.                РУ
И в личной жизни У ТЕБЯ В ПОРЯДКЕ…          ВСЁ в порядке
              01010101010
Вдруг наступает сумрачный сезон –
Закроет бурой тучей горизонт.
Всё видится через БОЛЬШУЮ ЛУПУ,
И кажется и выпуклым, и глупым.                изменение строфы
01000101010

К тебе крадётся призрачная грусть
Не навсегда… Ты веришь: «Я вернусь               перенос
Ещё туда, где свет и мало тени»…
А это просто – планка, переход
В ту пору, где тебя иное ждёт…
Ты пережил ЗАМЕНУ ПОКОЛЕНИЙ.

Много проблем с техникой. В середину двух шестистиший ааБссБ почему-то вклинился катрен - потеряны 2 строки. Есть распад ритмического ударения с фонетическим, отчего читается "и врЕмя веселО провОдишь тЫ". Есть ненужный избыток союзов "и" в начале строк  первой строфы. Есть неудачный подбор слов - выделила все их заглавными буквами, причем, заключительная фраза "ты пережил ЗАМЕНУ поколений" вообще меня смутила: не поняла смысл, не считая того, что здесь требуется слово "смена". Между тем, именно последняя фраза  должна бы содержать ту самую  "собаку" - то открытие, ради которого и написаны были стихи, но получилось не очевидно: автор просто рассуждает, а вовсе не удивляется своему внезапному "открытию".

15. ПУРПУРНЫЙ ВЕРЕСК. ТА НЮ 

ЛОМАТЬ КОМЕДИЮ С УЛЫБКОЙ ЧТО ЕСТЬ СИЛЫ        инверсия
с ним при знакомстве вовсе не пришлось.
Вот так ветра на парусах лилово-синих
ВЛЕКУТ ОТРАДНО в осень ТИХИЙ ДОЖДЬ.             конструкция фразы

Не ОБОЗНАЧИВ ЦЕЛЬ И ЧЕТКИЕ ГРАНИЦЫ,             эклектика стилей
Он КАК ОРФЕЙ, мифический герой,
ВПЛЁЛ романтичную КАНВУ в мои СТРАНИЦЫ,   
увлек дуэлью слов, живой игрой
 
иносказаний, восхищений, пожеланий...
Казалось, близок, но на деле - нет.
И вот теперь в руке потерянно сжимаю
пурпурный вереск* - одиночества букет.

Три ветви пряные, СМУТЯСЬ СЛЕГКА при встрече,         смутившись
мне незнакомец СУМРАЧНЫЙ подал.
И скуп был, беден был язык прощальной речи:
"Прости, я за женою, на вокзал".

      *Пурпурный вереск на языке цветов - восхищение, красота, одиночество.

Очень сложный язык - с инверсиями слов в предложении, которые затрудняют  понимание. Плохое взаимодействие слов и стилей речи: вплетение канвы в ... страницу, а не в ткань, или перенос умения "обозначать цели и четкие границы" почему-то на... Орфея (явное случайно попавшийся по размеру троп сравнения!). В предложении "Вот так ветра на парусах лилово-синих влекут отрадно в осень тихий дождь" логичнее поставить "дождь в родительный падеж, а не в винительный (влекут кого? дождя), иначе фраза слишком трудна для понимания с точки зрения управления словами. По содержанию нет замечаний - иллюстрация фразеологизма убедительная, но над языком стихов еще хочется хорошенько поработать.

17. ЧУЖАЯ. ГАЛА ГАЛКА 

Ну, достали упреками местные:
«Понаехали разные тут»!
За спиной пересуды нелестные
Про девчонку в посёлке плетут.
 
СУД НА ЛАВОЧКЕ ЗДЕШНИЙ ИЗ БАБУШЕК            согласов. слов
Растерзал любопытством своим,
И летит в огород её камушек
С нескрываемым гневом людским.

«Поглядите, какая стиляжная, -   
Кости моют весь день допоздна,-
Щеголиха приехала важная,
Перед нами форсить начала.

Обрасти не успела подругами,
Но врагов средь девчат нажила.
С ярой ревностью ими обругана,
Вот дождётся <->намнут ей бока»…               нет тире после "дождётся"

Да, не просто быть белой вороною,
Под прицелом жить взглядов косых.
Со своими здесь люди законами,
С нелюбовью глядят на чужих.

Рвётся крик из ДУШИ ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ:           возмущённый
«В чем провинность <,>скажите <,>моя»?         нет запятых
Но в ответ ПРИГОВОР ОСУДИТЕЛЬНЫЙ:               
«Жизнь покажет, чужая пока».

Много мест с плохой речью - я их выделила, очень мутная концовка - никакого отношения, к сожалению, не имеющая к сфере употребления заданного фразеологизма. Мешает восприятию и запись текста с ошибками в пунктуации. При этом сам рассказ  насыщен содержанием, к нему бы сделать более удачную концовку - с авторским выводом (либо с выводом персонажа) из-за чего произошло такое отношение к приехавшей (где  тут собака зарыта) и тогда было бы хорошо.

20. ВЫШЕ СЧАСТЬЯ. РЕДЖИНА 80 
 
Между нами стена, где бы мы не бывали:
На концерте, прогулке, в машине, в метро.
Появилась она, прижилась рядом с нами,
Разделив вечно спорящих зло и добро.
Между нами стена, что построили сами.
По кирпичику лепту вложив, не скупясь.
Щедро сыпали соль, укрепляли словами,
Не заметили сразу, что рушится связь.
Между нами стена, "где собака зарыта".            не нужны кавычки
Но не ты и не я не спешим раскопать.
Наши чувства, любовь стали жертвой гамбита.
К этой глупой игре неподдельная страсть.
Между нами стена выше общего дома,
Выше общих проблем, выше общих детей.
Это - замкнутый круг, знаю я аксиомы,
Но не стала от этого в жизни мудрей.

Стихи многоплановые. Возможно, они написаны как интимная лирика, но воспринимаются и на других уровнях смысла, зовут к размышлению. Открытие сути "стены" заключается во фразе "это замкнутый круг": собака зарыта в том, что даже понимание отношений - аксиом, ничего не меняет, мудрость не помогает преодолеть стену. Стихи мне понравились, и их исполнение - тоже, вот только не нужно фразеологизм писать в кавычках (он по определению несет переносное значение), да и, на мой взгляд, он здесь не к тому применен: собака зарыта не в наличии "стены", а в том, что эта стена "выше общих проблем", что попытка ее преодолеть - это замкнутый круг, неразрешимость. Если, конечно, я правильно поняла мысль автора...

22. О ТАРАКАНАХ. АЛЛА КОНСТАНТИНОВСКАЯ 

Как причудливо шутит природа,
Ставя логику нашу в тупик,
Расскажу не о сводках погоды,   
Расскажу ПРО ПОЧТИ БОЕВИК.
 
К нам повадились в дом тараканы
Приходить ни с того, ни с сего
И сидеть на старинных стаканах,
Декорируя стиль рококо.

Расставляла я всюду ловушки,
Прусаки им в обход по ночам
Заводили нахально пирушки,
По квартире во тьме топоча.

Походили пять дней и пропали,
Не оставив мне даже намек,
На причины визитов. Едва ли
Это был насекомых урок.

Осенило: причуды природы
До смешного логично просты:
В головах тараканьей породы
Тоже есть тараканы свои..

Мне нравится сюжет - он убедительно иллюстрирует ситуацию, где заданное выражение "вот где собака..." вполне уместно. И написано иронично и хорошим языком. Почти хорошим... Потому что не хороша фраза "Расскажу ПРО ПОЧТИ БОЕВИК". Правильно или "расскажу боевик"(расскажу историю - почти боевик) или "расскажу про ... тараканов".
 
26. А ТЫ СКАЗАЛ... АЛЛА РОМ 

А я отправлюсь по твоим следам
Безропотно бродить по белу свету -
По шумным равнодушным городам,
По КИШЛАКАМ и ВЫМЕРШИМ ПЛАНЕТАМ.    разный масштаб перечисления

Я буду вместе с Ангелом твоим
Затворницей в обрушившейся штольне,
Я буду ветром, уносящим дым,
Котёнком ласковым у ног - позволь мне!-,

Надёжным пОсохОм, а в страшный год       РУ два ударения в слове
В календаре настенном красной датой,
Защитой от нагрянувших невзгод
И непогоды - ставнею крылатой,

А коль не отвоюю у беды -
Созревшей земляникой на могиле...
Но ты вчера сказал: "Мои следы
Не для того, чтоб все по ним ходили..."

Лирическая история с грустным концом, где персонаж стихов, готовая к самопожертвованию, узнает, что ее жертва не нужна: "мои следы - не для того..." -  вот где собака зарыта! Конкурсное задание выполнено. По исполнению тоже хорошо - язык поэтический, образный, отдельные недочеты я в тексте показала, но они - мелкие!

27. ЗАРЫТЬ СОБАКУ. ВЛАДИМИР ИЛЮШЕНКО

Уж каких ни бывало событий,
Да с такой-то, как наша, судьбой.
Но вот так, чтобы дО смерти биты
Мы бывали самими собой…

Мы гордимся общественным строем.
С нашей удалью без берегов   
Мы не сеем, не пашем, не строим,
Только ищем и ловим врагов.   
То всплывёт недобиток царизма,   
То двурушник, то космополит.   
Став лакеем империализма,      
Нам вредитель повсюду вредит.   
Кто-то где-то нам так мутит воду,
Так сбивает нам общий настрой,         
Что в народе врагами народа   
Станет чуть ли не каждый второй.
Замышляют подлянку троцкисты,   
Из обреза стреляет кулак…
Кое-как успевают чекисты   
Заметать эту контру в ГУЛАГ,
ВЧК не жалеет патронов,   
Карацупа выходит на след,
Вся общественность ловит шпионов,
И стучит на соседа сосед.

Бить врагов мы и дальше бы стали,
Но к победе за пару шагов
К праотцам вдруг отправился Сталин,
И внезапно не стало врагов.

Гражданская поэзия с четкой авторской позицией. Главная мысль - то, в чем зарыта собака, дается в самом начале стихотворения, это мысль: "до смерти биты мы бывали самими собой…". А далее автор последовательно иллюстрирует свою мысль на фактах из истории и в концовке указывает на причину наличия врагов - еще одно "вот где собака зарыта! Интересная композиция, правильный язык и ясное изложение. И не  важно, согласны читатели с данной точкой зрения или нет, но изложено она убедительно, а конкурсное задание выполнено.

28. ТАКОЕ СЧАСТЬЕ. СВЕТЛАНА ЛЕТУНОВА 3   

Уставший за день городок
Готовился уйти В НИРВАНУ.
В квартире снизу, кто-то спьяну
На близких выливал поток

ПОЛУ-ЦЕНЗУРНЫХ выражений.
За окнами пришла в движенье
Чуть заторможенная жизнь:
Несбывшиеся миражи,
Усталость, злость и раздраженье
Выплёскивались без стесненья.

В сгустившейся вечерней мгле
Был ясно слышен бой посуды,
Давая пищу пересудам,
И отражалась на стекле
Увы, зияющая рана!..         
Финал известен был И РАНЕ,               
Чем кончится театр абсурда.
Никто не ждал сегодня чуда
Однако, кто же без изъяна?

"Где тонко - там оно и рвётся".                не нужны кавычки
При свете утреннего солнца
Открылась странная картина:
В разбитое наполовину

Окно, вчерашний наш пропойца,-
Кидает розы и клянётся,
ЧТО ЛЮБИТ! А в окне смеётся         ?
Та, что их ловит и считает...
Да, счастье и таким бывает!

Скажу честно - я умучилась, разбирая, по какой системе построены строфоиды - то идут пары рядом стоящих рифм, то катрены с охватной рифмовкой, то к паре рифм вклинивается однотипная третья... Да, строфоиды - хаотичные рифмы в одном размере - в теории поэзии известны, но каждый раз они используются автором ДЛЯ чего -то, ради каких-то особых способов более выразительного изложения сюжета! Сами по себе они - не украшение, любой хаос - всегда не украшение, если мы не собираемся в содержании стихов намеренно проиллюстрировать наличие хаоса! Здесь нет никакой необходимости писать столь... неряшливо: лучше выбрать единую форму строфы и немного потрудившись, уложить весь текст в эту форму, что-то переставив, а что-то убрав. Никаких проблем! Кроме единственной - отсутствия привычки писать по базовым правилам. Форма исполнения мне решительно не понравилась. По части языка тоже не все хорошо. Что это за определение такое - "полуцензурное  выражение"?!! Это как "осетрина второй свежести"! А при чем тут "нирвана"? Полюбили наши авторы это слово без полного понимания его смысла и области употребления! А от  постановки его рядом с "полуцензурными выражениями" "спьяну" в одном месте мне просто не по себе становится от несовместимости разных стилей речи и разных областей употребления. Фразеологизм "Где тонко, там и рвется" при смысловом употреблении его в тексте в кавычки не заключается. По сюжету возражений нет, фразеологизм к месту, только мне слабо верится в правдоподобность характеров описанных персонажей. Но это уже на совести автора...

На этом новые стихи заканчиваются. Из стихов прошлых лет написания больше всего понравились по сюжету и исполнению:

3. Супружеский долг. http://www.stihi.ru/2014/02/16/5699 Ольга Хворост
7. Муж. http://stihi.ru/2007/12/26/1902 Надежда Либкова 
11. Шахматы. http://www.stihi.ru/2016/09/06/4075 Ольга Светова
16. Ожидание. http://www.stihi.ru/2019/04/02/8341 Сергей Барнев 2
21. Что такое чуткость? http://stihi.ru/2019/12/30/3565 Елена Чалиева
30. Немного о счастье. http://stihi.ru/2019/12/14/8900 Маргарита Шушкова 2

На этом все. Спасибо всем, кто участвовал в конкурсе и прислал свои стихи, без которых не было бы этой статьи. С уважением, Ваша АлКора. 30.04.20.