Петра Калугина. Экспертный обзор. Сентябрь-2019

Большой Литературный Клуб
Прочитанный за один подход и в анонимном формате лонг – для меня это всегда соблазн говорить о каких-то общих тенденциях, совпадениях и расхождениях; рассматривать стихи как «части лонга», а лонг – как нечто целое, пусть эта целостность случайна и иллюзорна. Чем-то эта иллюзия мне важна, чем-то ее возникновение меня радует, и наоборот – когда ее нет, то нет как будто некой оси-основы, на которой всё держится. Ну, не всё, конечно, а только мое субъективное чувство лонга… не такое уж, на самом деле, бесполезное, как может показаться. В конечном счете оно помогает мне лучше увидеть каждое стихотворение в отдельности.

Итак, тенденции. Первое, что бросилось в глаза, это современная манера писать об осени и вообще о грустном: через каламбур, обыгрыш – речевой, интонационный, аллюзивный, какой угодно. «Просто грустно» в стихе сейчас бывает редко, сейчас в ходу меланхо-ироническая рефлексия, то есть всё тот же старый добрый постмодернизм в своих постоянно обновляющихся версиях. Так вот, большинство стихов сентябрьского лонга БЛК можно смело отнести к одной из таких подгруженных новых версий. То есть к неплохой, а местами и очень хорошей, современной поэзии. Давно чаемого и предрекаемого «преодоления постмодернизма» здесь пока нет, но и погрязания в его вчерашнем дне – тоже. 

 Да и стоит ли пытается его преодолевать? В нем плеснево-уютно, иссыра-тепло, мягко от трухи, наточенной древоточцами, и вообще приятно и безопасно, как в большом махровом полотенце. Первая же строка первого текста окунает нас в типичное для современного лирика-постироника состояние: а не спеть ли мне песню?.. «Напишу хоть что-нибудь…» Ага, догадывается читатель, стихи о стихах. Хуже: о выдавливании из себя стихов. Причем стихи наверняка будут плохие, на что указывает уничижительное «хоть что-нибудь».
Но автору этого мало, он добивает читателя: «Опишу как есть». То бишь, настраивайся, брат, сейчас я акынствовать изволю.
Однако дальше текст отворяется вовне, как резные створки ставен в ветхом, но красивом и определённо жилом доме, и у читателя появляется возможность в него выглянуть/заглянуть. И если читательской душе созвучна вся эта эстетика упадка и вырождения («вырождающийся ранет»), то у стихов есть шанс понравиться. Лично на мой вкус, с упадком перебор, ветшанием-запустением-умиранием злоупотреблено, минорные ноты слишком настойчивы; хотелось бы того же самого, но тоньше сделанного.

Хороша натуралистическая зарисовка с плесневелым батоном, вороной и воробьями, хорош паук в углу «вместо иконки», но вот сосед, который «втихаря выметает сор из избы под забор соседки» и при этом подбрасывает в костёр «что-то горькое», совсем неубедителен. Что горькое можно бросать в костёр? Засохшую редьку? Корень мандрагоры? Этот недобрый колдун-сосед как бы не отсюда, не из этого текста, и очень отвлекает от упадка и запустения.
Слепой кот, собравшийся умирать… ну не знаю, по мне так чересчур душещипательно, еще не нарочито жалостно, но уже близко к тому.

1. ЕЛЕНА ТАГАНОВА* «Осколки»
[* имена авторов в лонг-листе восстановлены ГР БЛК]
http://stihi.ru/2019/06/03/2988 отборочный тур для резидентов

Напишу хоть что-нибудь. Опишу как есть.
Как жучок-точильщик дом потихоньку ест
и тускнеет кайма на блюдцах.
Как размачивает плесневелый батон
в жестяном ведре ворона и как потом
воробьи за ломоть дерутся.

Как сухой листок выписывает круги
в теплой луже, и не нужно ему реки,
и не жаль ни себя, ни ветки.
Как сосед, весь день подбрасывая в костер
что-то горькое, втихаря выметает сор
из избы под забор соседки.

Как ржавеет гвоздь, забыв, для чего забит,
и паук в углу налаживает свой быт
вместо бабушкиной иконки.
Как алеет вырождающийся ранет,
и как дедовой чашки, памятной с детских лет,
я зачем-то храню осколки.

Как, с весны ослепший, трется о ноги кот,
извиняясь за то, что осенью пропадет.

Этот текст привожу полностью как самый насыщенный, пропитанный, аки бисквит ликёром, чувством бренности бытия. В остальных бренность дана не так плотно и обильно, но тоже присутствует. Лонг-то осенний, без мотивов осени никуда (осени календарной и метафизической).

Вторая отмеченная мной особенность текстов лонга – это вольное, беглое, ловкое владение языком аллюзий. Аллюзия перестала быть «серьёзным», намеренным приёмом, ею просто говорят – естественно и легко, как дышат. То есть, это впечатление естественности – результат авторских усилий, конечно. Но сами усилия не заметны, не торчат усами из текста, не раздражают. Разве что чуть-чуть.

13. АННА АРКАНИНА «скажи»
http://www.stihi.ru/2019/07/11/4366 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

такое лето в общем без затей
игрушка солнца раковина дней
до горизонта острая трава
рассветный луч разбуженный едва

по краешку бежит по волоску
скажи роса и мокро языку
вишневый вкус у приоткрытых губ
и сладкий поцелуй на берегу

прозрачных крыльев лепет стрекот грай
свобода только здесь ты так и знай
на острие рассветного ножа
скажи люблю научишься дышать

Тут нам и айтматовский пегий пёс, бегущий краем моря, и хрестоматийный лимон, от которого во рту кисло, и песенка советских лет –  про сладкий поцелуй солёных губ. И, в общем-то, получилось неплохо.

Ну и третье, что мне показалось интересным и достойным упоминания: в современной лирике сочетание «природного» с «гаджето-виртуальным» воспринимается теперь (то есть давно уже) как нечто обыденное, само собой разумеющееся. Как и в случае с аллюзией, эффект парадокса, «приёма», уже утрачен. Что и неудивительно: реальность языка просачивается в поэзию и становится реальностью поэзии. К этому просачиванию глупо уже относиться с консерваторским неприятием, но и воспринимать «киберлексику» в одном ряду с берёзками, туманами, забрежинами и валежинами гладко и без запинки – такой навык тоже пока еще не наработан. По крайней мере, у меня. Нужно еще много тренировать глаза, чтобы развидеть инородное в некоторых словах, обозначающих предметы, с которыми я сталкиваюсь в жизни гораздо чаще, чем с забрежинами или даже с туманами.
В нашем осеннем лонге киберлексика присутствует в умеренном количестве (если не считать стих 2. «Человек играющий», полностью посвященный этой теме) и представлена всё же более менее обкатанными, адаптированными к поэзии словами: программа, настройки, гаджеты… ну «зафлажен» еще в последнем тексте. А еще есть сплит-система фирмы «Самсунг» и капсулы для кофе – тоже приметы времени, хоть и из другого ряда.
Это я всё к чему? К тому, что лонг как срез вполне себе состоятелен, актуален. Вмещает и отражает. Наверное, эту его со-временность, адекватность текущему времени, и следует считать той умозрительной и очень условной осью, на которую тексты тем не менее каким-то образом (по прихоти судьбы и принимающих редакторов) нанизались. На других площадках тексты нанизываются совершенно другие.
/Это был комплимент площадке БЛК, если что/

Ну а теперь, поговорив о среднестатистической температуре по больнице, скажем пару слов и о каждом стихе в отдельности. Что-то мне подсказывает, что авторам это более интересно.

1. «Осколки». Этот текст я уже разбирала выше. Вся ставка в нем сделана на красоту распада и умирания, и это слишком очевидно. Чуть-чуть поменьше бы этой очевидности. (http://stihi.ru/2019/06/03/2988)

2. JAG «Человек играющий»
http://stihi.ru/2018/10/09/3219 отборочный тур для резидентов

Интересна психо-культурологическая «игровая локация», в которой застрял герой этого текста. Пушкин/Толстой/Достоевский – с одной стороны, и стрелялка Quake с другой. Как представитель века двадцатого между ними одиноко болтается бравый Швейк… хотя это скорее не Швейк, а кто-то вроде пелевинского графа Т. или Принца Госплана. Но и от Швейка тут кое-что есть: задорная, разудалая форма подачи, этакое весёленькое проумру. А также про старость, про Альцгеймера и про одиночество (несмотря на внучку): хоронить-то героя будут только боты. Незатейливый четырёхстопный ямб (идеальный размер для детских стихов, а также для «бормоталок»), простые и в основном точные рифмы, наивный и как бы такой «дурковатый» стёб на голубом глазу… В подобной манере пишут сейчас многие, но не многим удаётся писать в ней так, чтобы быть похожим только на себя. Не всегда через нее выходят на узнаваемый авторский стиль (как, например, это сделал Игорь Куницын). Здесь, в данном случае, манеры пока больше, чем личности автора.

3. ВИКТОРИЯ СМАГИНА «о дне»
http://stihi.ru/2019/07/05/3827 отборочный тур для резидентов
Сама идея свести в одном тексте Горького и Лавкрафта, Луку и Ктулху, дно и бездну – грандиозна и грациозна. Многообещающа. Но воплотить идею в лирическом высказывании, на мой взгляд, не удалось. Более менее понятны для меня оказались только последние две строки. Герой сравнивает себя с Лукой (на протяжении всего текста), а в этих последних строчках приходит к выводу, что ему хуже, чем Луке. У того – зло социальное, внешнее, «поверхностное». А у героя – тьма и бездна внутренние, заложенные в глубинных настройках, не разрешаемые никак. Он на них обречён. Но – почему? Так хорошо всё начиналось… «Моих историй красная строка // Затеряна на дне бумажных фьордов»… А что случилось? – хочется спросить героя. – В чём твоя бездна, брат? Пробиться к пониманию мешает еще и разнородность, я бы даже сказала – аляповатость лексики. Тут нам и фьорды, тут же и пайка хлеба, тут и эго, и царь, и бал болезный, и домино, и компьютерные настройки… Очень пёстрый подбор слов.

4. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Линия жизни»
http://stihi.ru/2019/07/03/7241 отборочный тур для резидентов
Это стихотворение мне знакомо по другому конкурсу. А вот кто автор – не помню. Но и подглядывать не буду. Могу только зафиксировать как факт: тогда запомнилось, хоть и не показалось каким-то сверхвыдающимся, а теперь отстоялось в памяти и – кажется. Именно выдающимся, хоть и не сверх. Негромкое, прозрачное, стройное по форме и ясное по содержанию. Зрелое. Автор сообщает, по сути, о своих взглядах на устройство этого мира. А взгляды у него – не отвлечённая философия, а нечто глубоко личное, сокровенное. Ощущение, что с тобой поделились сокровенным, – пожалуй, оно здесь и есть главное.

5. ОЛЬГА ГУЛЯЕВА «Листья»
http://stihi.ru/2019/08/30/2355 отборочный тур для резидентов
Почему-то всю дорогу ждала, что автор сделает финт – и листья сольются со свидетелями Иеговы в едином образе. «Следом идут свидетели Иеговы – // листья под их ногами не могут мяться…» Точки после «листьев» ждала. Но метафора и ее развитие, выход в какие-то другие пласты/планы – всё это так и осталось моим читательским предвкушением. Зачем Давиду коньки – этого я не поняла. К бабе, мясу и подраться вопросов нет, но вот коньки… загадка… На уровне звука стихотворение сочное, именно что мясистое, все эти названия городов, этот челентановидный поэт-обезьяна, опять же, листья… Яркая, но немного плосковатая образность, нехватка стереоскопической глубины.

6. ОЛЕГ ПАРШЕВ «И мы поплывём»
http://stihi.ru/2018/10/18/5399 отборочный тур для резидентов
Сказка о потерянном береге, необычный стилистический гибрид «Чукокаллы» и  «Мальчиша-кибальчиша».  Необычный – в хорошем смысле. В освежающем восприятие. Летят самолёты – привет маяку, бегут бегемоты – привет маяку, и гиппопотамы шлют телеграммы: привет, о привет Маяку! Маяку с большой буквы получилось чисто автоматически, но не случайно. Маяковский здесь тоже очень даже причём. А также Хармс, замаскированный под взъерошенного картографа. За игровой поэтикой в тексте прячется собственно лирическое высказывание: Атлантида уходит под воду; берег отодвигается от цепляющегося за него взгляда всё дальше и дальше, пока окончательно не скроется в тумане. Весёлая суматоха на берегу может лишь отвлечь от этой драмы погружения в пучину времён, но заполнить собой пустоту – не может. Остаётся надеяться, что «берег вернётся». Или мы сами к нему «поплывём». Да, именно это мы и сделаем, что бы ни имелось в виду под берегом, под маяком, и даже под нами.

7. ЮЛИЯ МИЛАНЕС «висит опустошённое гнездо»
http://stihi.ru/2019/03/08/10021 отборочный тур для резидентов
Ритмический рисунок –  обаятельно-неправильный, со сбоем –  завораживает. Он тут очень хорош. Но касательно смысловой стороны, к автору есть вопросы. Опустошённое гнездо – это гнездо, которое разорили, опустошили. Гнездо, которое покинули выросшие птенцы, зовётся просто опустевшим. Здесь речь идет именно об опустевшем гнезде (подросшие грачата благополучно резвятся в небе). Но еще большей неточностью является сравнение гнезда с коммуналкой. Это вторая строка, начало стихотворения, автор еще не успел упомянуть грачей, и «гнездо-коммуналка» в восприятии читателя неизбежно обретает черты осиного гнезда (на это же работает и глагол «висит», больше подходящий осиному гнезду, нежели птичьему). Птичье гнездо не похоже на коммуналку, в нем всегда обитает одна семья. И вот я, читатель, уже отчетливо представила себе этого кота, крадущегося по ветке к пустому осиному гнезду (опустошённому осенними холодами, должно быть), но тут автор неожиданно подсовывает мне грачей. Упс. Такая подмена мне не очень по душе. Бабушка, которая звОнит в эмчээсы – это хорошо. Если убрать путаницу с гнёздами, стихотворение получится замечательное.

8. АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ «Считалка»
http://stihi.ru/2019/08/29/9071 отборочный тур для резидентов
Здесь если что-то и обращает на себя внимание, так это концовка, перевёртыш пословицы «Шила в мешке не утаишь». Автор, наоборот, хочет его отыскать. Оригинально. Жаль, что всё, написанное до этой фразы – необязательное и какое-то неинтересное, «заболтанные слова», как сам автор и выражается.

9. СЕРГЕЙ ТРЕГУБОВ «Мост»
http://stihi.ru/2019/06/23/4998 отборочный тур
Вновь картина запустения, развала; раздолье сталкерам. Яркое и нарядное («занавески в петухах») соседствует с убогим и ветхим. Причем это же можно сказать о технической стороне текста. Несомненно удачные, исполненные поэзии строчки соседствуют с откровенно провальными. «В берега вцепился мост – ветхим чудищем» – ну здорово же, великолепная образность! А чуть выше: «Лёг росою конденсат – сыпь туманная.// Видно, жалко небесам сыпать манною». Сыпь, сыпать, тяжеловесный конденсат этот… Странно, что такие разные строчки могут вообще находиться рядом.

10. АРИНА ЯКОВЛЕВА «сбои»
http://stihi.ru/2019/09/12/4137 отборочный тур
Если в предыдущем стихотворении монотонная, нагнетающая тревогу интонация работает на текст, то здесь скорее против. Заунывное, раскачливое звучание стиха едва ли не вгоняет в сон. Хорошо еще, что стих не длинный. Образность же, наоборот, понравилась. Метаморфоза ветра, например: вначале он маленький гламурный пёсик на розовой шлейке, а в третьей строфе – псина, выгрызающий прорехи в тверди. Концовка скорее озадачила. «В суть ли заложено просто ли сбои в программе// но участковый на поезде в небо уехал». Что заложено в суть или является сбоем программы – отъезд участкового? Тогда – хм.

11. ТАТЬЯНА ОГУРЦОВА «Уходящие дни я считаю по капсулам кофе...»
http://stihi.ru/2018/10/18/5895 отборочный тур
Безвестно, бесцветно, безрадостно – не многовато ли «без» для одной строфы? Во второй строфе целая строчка отдана под числительные. Золото, опять же, два раза… Слишком расхожий эпитет для осени, уже не найдешь поэта, который его пользует, да еще так широко – дважды в одном небольшом стихе! А вообще я автору завидую: окна у него выходят прямо в парк. Не в сад, не в палисадник какой-нибудь, а – в парк… По нынешним временам это редкое роскошество.

12. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «жемчужные фермы Х»
http://www.stihi.ru/2019/09/04/2474 номинатор Ильдар Харисов
И здесь про тлен и тление. Но по-другому. Тление – это то же, что и цветение, развитие, форма жизни. Красота цветущих абрикосов сравнима с плесенью, сад – квёлый, март – полусгнивший ковчег. Само человечество – разновидность плесени, выращиваемой на хлебной корке цивилизации. Понравилось, как автор, эстетски полюбовавшись плесенью снаружи-сверху, перемещает точку зрения внутрь-вниз. В условный «метрополитен», в нёдра и хтонь плесени. И еще глубже – внутрь себя. В «мусорное ведро Пикассо», в котором лежат смятыми бумажными комками похеренные замыслы. Далее идет гимн вторичности, хламу и чаду цивилизации: лохмотья ксерокопий, поломанный алюминиевый нимб над головой «я», затерянного в этом отвратительно-прекрасном, трухляво-юном мире. Думаю, автор этого верлибра – Дмитрий Близнюк. Что никак не повлияет на мой выбор топ-10.

13. «скажи». Это стихотворение я разбирала во вступительной части. Могу лишь добавить, что при повторном прочтении обнаружила помарку: «прозрачных крыльев грай». Грай – это громкий беспорядочный птичий крик. Если «лепет» (тихая, невнятная речь) еще можно как-то соотнести со звуками, издаваемом крыльями, то «грай» – уже никак. Орать-горланить-каркать крылья не могут. (http://www.stihi.ru/2019/07/11/4366)

14. ВИКА ТИМЧЕНКО «Вересковый мёд»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/4288 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
По закону парных случаев, в нашем лонге появляется еще один пропавший/украденный берег. Вкрадчивая, медово-наползающая интонация, «балладность» темы, невольное ожидание какой-то если не беды, то драмы точно. Но, как только густой туман первой строфы рассеивается, лирический сюжет выруливает к доброй, лайтовой развязке: здесь будет новый дом, свет в окне, лето, полная чаша… А «плохое» – оно в прошлом, за верхней границей стиха; мы его не застали. Единственное, к чему придралась бы, это шершавые мотыльки. И зачем мотылькам зависать над вереском с наступлением сумерек? Мотыльки – вид бабочек, бабочки не зависают в воздухе на одном месте, им свойственно перелетать с цветка на цветок, порхать.

15. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Die Winterreise»
http://stihi.ru/2019/04/18/8171 квота ГР за ведение Гостиной
Музыка и бомбёжка, «свежий ветерок» по коридорам Оперы, из которой выгнали всех евреев, – и затхлый смрад печей Освенцима. Ретроспектива сожалений, построенная на контрастах, таких резких, что как бы немыслимых: созидание/разрушение, великий немецкий народ/ массовая истерия фашизма, возвышенная скрипачка Моника с оливковыми глазами/ радость этой самой Моники по поводу избавления от евреев. Основное, сквозное, как символ: свежий ветерок/ смердящая вонь. Сколько это ни повтори в поэзии (да и в прозе) – всегда будет работать, потому что в этом кратком историческом эпизоде жизнь превзошла искусство и выродила такое чудовище, которое нам еще долго «описывать»-переваривать. По поводу формы… Можно спорить, стихи ли это. Но раз уж здесь очутились, в лонге, то наверняка стихи.

16. ИЗ БУРГОСА «Шотландскому королю»
http://www.stihi.ru/2019/07/06/2851 номинатор Ильдар Харисов
Вновь закон парных случаев: стихотворение, как и номер 14, вдохновлено балладой Стивенсона «Вересковый мёд». Здесь, скорее, подхват и продолжение стивенсонова сюжета: что было после того, как король Шотландии истребил малюток-медоваров. В интерпретации автора, они продолжили существование в виде вереска. Перешли в некую иную, растительно-магическую ипостась – и в этом виде ни король Шотландии с его волкодавами, ни любой другой враг им не страшен. То есть не им самим, а памяти о них. «Грустной флейте» предания. Утрачен их тайный рецепт варки мёда – но этот утраченный рецепт оказался, возможно, более живучим, чем мог бы быть рецепт сохранившийся. Необаллада с магической глубиной – так я определила бы этот стих.

17. СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «настроение перелётное»
http://www.stihi.ru/2019/08/26/8115 номинатор «Термитник поэзии»
Так оно всегда и бывает: начнёшь замечать парные случаи, и вот они уже повсюду, растут, как грибы после дождя. Помните ворону из текста №1, которая «размачивала плесневелый батон в жестяном ведре»? Здесь у нее появились последователи: «вороньё,// прихватив клювом корочку хлеба, // чародействуют ей под водой». Кстати, на заметку автору: собирательное «вороньё» управляет глаголом в ед.числе – чародействуЕТ. И это не единственное замечание. Вот, например, пассаж: «…ливни частые, где вороньё…» Меня смущают «ливни, где». Это ведь не название населённого пункта – Ливни. Ливни – это «под которыми», в крайнем случае «когда». То же самое встречаем дальше: «свет, где». И имеется в виду не белый свет в значении мир, а «горчичный ослабленный свет, где… будет строгий запрет» (???). Что-то автор намудрил, такое возникает ощущение.

18. ПЬЕР СИНГАПУРЧЕНКО «Вася и Колян»
http://www.stihi.ru/2019/01/17/7758 номинатор Нестор Иванофф
Не знаю, что сказать про этот стих. Наверное, он здесь в пару к старушке из текста № 7, которая звОнит в эмчээсы.

19. КАТЯ СЕЛЮК «Как Вы там, Доктор?..»
http://stihi.ru/2019/01/10/7864 номинатор Марго Сергеева
Не в обиду автору, я бы сократила это стихотворение до двух строк: «Жарить веганские беляши // трудно на суше, хоть кол чеши». И в таком виде отнесла бы Доктору.

20. ТАНЯ НОВИКОВА «интро»
http://stihi.ru/2017/02/21/8833 номинатор Марго Сергеева
Не сразу поняла, что мне так режет слух в этом стихотворении. Вроде неплохо задумано: невеста-интроверт, практически аутист, впавшая в медитативный ступор на собственной свадьбе. Ей кричат «Горько!», а она целуется с морем. Но что-то эта невеста, позиционирующая себя как патологическая одиночка, слишком обращена к внешнему миру. Цитирует аж два фильма («Шоугёрлз», где главная героиня подобным же образом опростоволосилась с «платьем от версэйс», и «Иван Васильевич меняет профессию»). Кроме того, ей почему-то не всё равно, что платье китайское и что кондиционер в зале – фирмы «Самсунг». Какая-то она слишком здешняя, эта героиня, цепкоглазая. И немного наигранная. Даже там, внутри своей грёзы, она сидит на пляже не просто так, а с книгой «Сто лет одиночества» на коленях. Одиночество, одиночество, одиночество. Да-да, спасибо, мы уже поняли, не надо так настойчиво повторять.

21. STERVA «Мужчина, женщина и война»
http://www.stihi.ru/2015/02/23/3767 квота Игоря Бирюкова за редактирование отборочного тура
«Летёха-мальчик, стоящий с мелом у гробовой доски» – вот еще бы два-три таких точных попадания, и стих заиграл бы гранями. А всего одно выглядит скорее случайностью.

22. КАРП ПОЛИКАРП «Советскую власть благодари. Старинный романс»
http://www.stihi.ru/2016/02/15/8782 номинатор Нестор Иванофф
Выбор редакторов в данном случае мне непонятен, причем настолько непонятен, что я даже позволю себе сказать об этом напрямую. Что, нЭужели других стихов нЭ было, м..?

23. АНАСТАСИЯ СПИВАК «Baa-baa»
http://stihi.ru/2019/04/23/1256 квота Ф.А.Хаустова за редактирование отборочного тура
Мучения жертвы-овечки описаны натуралистично и подробно, но лично для меня осталось скрыто собственно сообщение этого текста, его, не побоюсь этого слова, месседж. Одни «они» приносят овечку – нате! Другие «они» говорят: ее нам не надо. Потом говорят: ну ладно, покажите-ка ее зубы и живот. Смотрят – и вроде как берут. Несут куда-то вниз головой, как курицу за лапы (сильные какие! целую овцу не тащат волоком, а несут!). А она думает: хоть бы съели, хоть бы не на помойку. Как читатель я в некотором замешательстве и смятении: я вроде что-то должна почувствовать, а – не чувствую…

24. НАСТЯ РОМАНЬКОВА «нелюди»
http://stihi.ru/2008/06/03/2066 номинатор Елена Лерак Маркелова
Та же неловкая ситуация, что с предыдущим стихотворением. Вроде бы и жаль их, Ланнистеров этих… а с другой стороны – пусть себе, это их выбор. Раз им так нравится (и раз автору нравится об этом писать), то что ж поделаешь.

25. ВЕНИК КАМЕНСКИЙ «Блокада»
http://stihi.ru/2019/02/10/8917 номинатор Елена Лерак Маркелова
Такие темы не допускают неверных нот, неточных слов… мне так кажется. «Всё везёт да шепчет: Сейчас бы рыб, фиников, хлебов – да кусать, кусать…» До чего же неудачные слова вложены в уста матери, везущей на кладбище умершего от голода сына (Христа или не Христа, значения не имеет)! Ну как же так, автор?..

26. ЮЛИЯ МАЛЫГИНА «Всё сводится к любви»
http://www.stihi.ru/2019/06/17/3535 квота ГР за редактирование отборочного тура
Интересное стихотворение, написанное на нарочито недорусском языке, уже известном и широко используемом в поэзии. Этот недо/пара/юродо- язык тем не менее довольно гибок и выразителен, и вмещает в себя много всего, как губка. На этом языке не столько говорят, сколько захлёбываются им, глотают окончания, выгуливают (от слова гулЯть) готовые руладки-формулки (то Лермонтова кусочек, то Хемингуэя; звезда с звездой о том по ком), вводят себя – а в идеале и читателя – в состояние транса, развеянного сознания. «Словесный шум небесный шум во мне» – признаётся автор, уравнивая два эти вида «шума». А может, они и впрямь единоприродны, равнозначны. Может, они и вовсе слитны-спаяны, как вот строчки у автора: оставьменяоставьменяоставь но он горитгоритгоритгорит. Как минимум интересно.

27. АРСЕНИЙ Ж-С «Беспорядки в городе И»
http://www.stihi.ru/2019/09/01/84 квота ГР за редактирование отборочного тура
Я поняла: это стихотворение про Малыша и Карлсона, точнее про малыша Карлсона, который явился лирическому герою через форточку, облачённый в простыню, словно в тогу, и, вероятно, поэтому был принят за какое-то божество. А если серьезно… А серьезно не получается, когда к богу обращаются «малыш» и со вздохом раскрывают ему свою душу, такую одинокую «в этом городе внутренних войск, фарисеев и быдла». Постепенно выясняется, что вся эта длиннющая речь – монолог Иуды. Чтобы читатель опознал Иуду наверняка, автор снабдил его речь специальными маркерами: осинами, монетами (30 монет и дивная рифма к ним – минет), предательским поцелуем «в небритую щёку». Считается, что Иисус был поцелован Иудой в губы, но это уже так, мелочи. «Всё, свободен. Давай, возносись восвояси». На мой взгляд, получилась пошлость. Эпатаж ради эпатажа, без какой-либо высокой художественной цели.

28. НИНА МАТРОХИНА «Без имён и фамилий»
http://stihi.ru/2014/10/01/10154 номинатор Елена Ительсон
Патетика показалась мне здесь несколько устаревшей, хоть и с высоким градусом. Именно с точки зрения формы устаревшей, неактуальной. Сотрясением воздуха.

29. СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ СТИХИ «Последний день зимы»
http://www.stihi.ru/2016/10/11/3582 номинатор Елена Ительсон
Вальсирующее, лёгкое стихотворение. Не претендующая на лавры и литавры вещь в себе. Но коль уж оно здесь, укажем на некоторые несообразности. «Донышки» и «днища» рядом, в одной строфе. «На стенах как на днищах кораблей». Во-первых, откуда в аллеях стены, во-вторых, стены это стены (в вертикальной плоскости), а днища это днища (в горизонтальной), уместно ли ставить между ними это как? «Бездомные и поэты» – штамп; почему не «домохозяйки и поэты», не «юристы и поэты»? Дальше автор разгоняется, набирает обороты в этом вальсе, и текст становится более гладким, выверенным, упругим.

30. ВЛАДИМИР КОБЕЦ «Суп»
http://www.stihi.ru/2010/12/19/3108 номинатор Юрий Семецкий
Тот самый случай, когда о стихотворении можно сказать «нарратив», не вкладывая в это слово  лёгкого уничижительного оттенка. Это нарратив, да. Именно такой, каким он должен быть.

31. ГЕННАДИЙ АНТОНОВ «мне весь период нехорош...»
http://www.stihi.ru/2018/08/22/5891 номинатор Юрий Семецкий
Неожиданный, по нашим временам, эпитет к слову «ветер»… не поймите меня превратно. Но вообще, продвигаясь дальше в текст, понимаешь, что автор может многое и совершенно обоснованно себе позволить. Ну, не считая пассажа про «наше всё», которого он замахивается «огреть в лицо». За одно это готова исключить его из своего топ-10. Но, пожалуй, не исключу. Слишком понравилась и образность, и оригинальные игровые рифмы, и настроение. «Какой там, к бабушке, багрец,// когда всё плеснево?» Ну что ж, начался лонг с плесени, плесенью и кончается. Видимо, это то, что нужно, что витает сейчас в воздухе. В воздухе осени и поэзии – споры плесени. Весело, весело!..

А теперь моя десятка.

1. ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Осколки»
http://stihi.ru/2019/06/03/2988 отборочный тур для резидентов

4. ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Линия жизни»
http://stihi.ru/2019/07/03/7241 отборочный тур для резидентов

5. ОЛЬГА ГУЛЯЕВА «Листья»
http://stihi.ru/2019/08/30/2355 отборочный тур для резидентов

6. ОЛЕГ ПАРШЕВ «И мы поплывём»
http://stihi.ru/2018/10/18/5399 отборочный тур для резидентов

12. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «жемчужные фермы Х»
http://www.stihi.ru/2019/09/04/2474 номинатор Ильдар Харисов

15. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Die Winterreise»
http://stihi.ru/2019/04/18/8171 квота ГР за ведение Гостиной

16. ИЗ БУРГОСА «Шотландскому королю»
http://www.stihi.ru/2019/07/06/2851 номинатор Ильдар Харисов

29. СЕРГЕЙ ГЕРАСИМОВ СТИХИ «Последний день зимы»
http://www.stihi.ru/2016/10/11/3582 номинатор Елена Ительсон

30. ВЛАДИМИР КОБЕЦ «Суп»
http://www.stihi.ru/2010/12/19/3108 номинатор Юрий Семецкий

31. ГЕННАДИЙ АНТОНОВ «мне весь период нехорош...»
http://www.stihi.ru/2018/08/22/5891 номинатор Юрий Семецкий