Конкурс 42. Лепестки сакуры. Скупая поэтика хайку

Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!

   Малая форма при отсутствии рифмы ставит иной раз под сомнение отношение самого текста к поэзии. Возникает вопрос к уместности упоминания той или иной бытовой сцены, описание которой сложно передаёт возвышенные чувства, а ведь именно их относят к задачам, которые стоят перед поэтическим произведением. Не так ли? Известная теоретик жанра хокку (хайку) и поэт Валентина Маркова писала в предисловии к своему поэтическому сборнику:

  "...чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним-двумя штрихами. Задача поэта — заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях."

   Очень метко подмечено. Если вспомнить приводимое  в конце каждой нашей статьи с заданием высказывание, что хайку - это палец показывающий в небо, и на нём не должно быть никаких украшений, чтобы не отвлекать, можно многое понять. Иногда сравнивают хайку с щелью, сквозь которую открывается весь мир. Также можно пойти дальше и представить, что хайку - это камень в японском саду камней, который при должной игре воображения превращается в источник живой воды. Можно привстать на него и тогда, возможно, мир станет немного ярче и интереснее, чем просто смотреть на него, многого не замечая.

   Есть такое понятие как поэтика - это наука, в узком смысле этого слова изучающая «литературность», «превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается». Как это происходит в хайку? Нет рифмы, плавный ритм без стыков и провалов, благозвучия, которые создают приятные звуковые сочетания согласных и гласных, включающие дополнительные образы шума, мелодий и много чего ещё, что не опишешь. Но как быть с бытовыми сценами? Сравним  две призовые работы с прошлого конкурса:

    малыш на горке
  раскачивает ветку
   румяный снегирь    (автор Ляля Белкина)

  огарок свечи
   на открытой веранде
       пучок сухоцвета                (автор   Янковская Татьяна)

  Если первая хайку Ляли Белкиной моментально вызывает чувства читателя, и происходит умиление разрумянившимися на морозе щеками малыша, хотя об этом и не говорится (снегирь не зря приведён, образ работает на восприятие при сравнении), то второе хайку включает умственное напряжение и более тщательное наблюдение: огарок свечи, которая когда-то горела и освещала приятную обстановку, возможно, затянувшуюся до поздна беседу, а упоминание сухоцвета рождает ряд образов, связанных с возрастными изменениями и воспоминаниями былого. Кто скажет, что здесь нет поэзии! Она есть, безусловно. И никакая обстановка, насколько бы прозаичной она ни показалась, не мешает, а наоборот, помогает прочувствовать то или иное, что хочет передать автор. А бывает так, что чем больше вчитываешься, тем больше вытягивается ассоциативных образов  и возникает ощущение послевкусия, как после того, как пригубишь бокал очень дорогого вина. Голова может закружиться. Но вместе с тем, мы не раз упоминали о том, что важна ПРОСТОТА и ПРАВДОПОДОБНОСТЬ. Если мы бьёмся над разгадыванием хайку, как над кроссвордом, это может раздражать. И ещё... Искусственность в хайку тоже заметна. Можно вычитать о чём-то таком мало известном и применить - ради оригинальности и красивости. А читатель не поверит, а значит, не сможет прочувствовать должным образом. А красивость как раз и останется тем сверкающим украшением на пальце, которое отвлекает.

   Часто наши авторы сетуют на то, что нам не по силам освоить японский жанр, потому что невозможно знать уклад жизни и традиции японцев, их язык образности и т.д. Но не стоит заниматься тем, что не по силам. Пора становиться совершеннолетними и обрести свою свободу самовыражения. У нас многовековая история, у нас свои идиомы, свои образы, намёки на которые могут быстро включать воображение читателя. Даже некоторые словосочетания описательного характера могут оказаться известной идиомой, словами из романса, хорошо известной песни - и это обрадует читателя, потому что моментально вспомнится не только весь текст, но и собственные переживания из личной жизни, а значит, читатель включится в диалог с автором. И он не останется равнодушным к хайку.

 Вспомним ещё одну хайку, которая понравилась многим:

   старое пальто
  напоминает друга
    пугало в шляпе…           (автор   Мельник Эдуард )

   Здесь явно лишний глагол, который имеет авторскую оценку и навязывание своего мнения. Бытовая сценка, забавная, вызывающая несомненно чувства. Но лучше как-то вскользь упомянуть друга (возможно письмо от него) и во второй части оставить пугало в шляпе. Читатель сам достроит этот мост. Надо доверять.

   Всё это говорит о филигранности работы над текстом. Даже при самой обыденной обстановке можно сказать многое и увидеть то, что вызовет желаемые чувства.

   Можно сказать, это наша задача: ПРОСТОТА ПРАВДОПОДОБНОЙ ОБСТАНОВКИ, представленная так,  что в данном контексте становится поэзией.

   А поэзия  - это всегда чуть-чуть больше того, что видишь простыми глазами. Просто сказать, как констатировать факт - это проза, а увидеть многое за этим фактом, даже в повседневной и привычной обстановке - это уже поэзия.

   Поэтому мы не будем перечислять признаки допустимых жанровых сцен. В одном конкурсе мы уже посвящали конкурс границе урбанизации http://stihi.ru/2023/11/01/470

  Даже в таких условиях, близких к привычной городской среде можно найти сюжеты для прекрасной пейзажной лирики сезона. Даже в колодце дворов! Потому что там виден кусочек неба и летящий пятипалый лист, сорвавшийся с далёкого клёна и прилетевший на "радость" дворнику. Недаром, чтобы писать хайку, как путевые записки, надо всегда иметь блокнот при себе, чтобы вырвать подходящий эпизод из жизни. А вокруг их так много, как листьев при листопаде, или снежинок в в снегопад, но не всякий, или всякая, может привести к поэзии...

   Повторим ещё раз: количество возникающих ассоциаций, послевкусие после прочтения, недостроенные мосты, яркие краски без их упоминания, или наоборот завораживающее отсутствие оных, знакомые традиции, идиомы, слова из песен и того, что на слуху, хотя и давно забытое, и много чего ещё другого, что может создавать особую поэзию хайку. Остальное подскажут наши тезисы, которые не только предупреждающие, но и напоминающие о том, что уместно не забывать при написании хайку.

================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над ПОЭТИКОЙ хайку, насколько бы СКУПОЙ она не показалась на первый взгляд из-за привычной бытовой обстановки, в которой по своей сути поэзии, кажется, не найти. И тогда, возможно, читатель скажет - а поэтика при всей простоте не так уж и скупа! Вот наша цель!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «СКУПАЯ ПОЭТИКА ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ ДОБИТЬСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИНИМАЛИЗМА ПРИ ПРОСТОТЕ СЮЖЕТНОЙ СЦЕНЫ ИЛИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЗАРИСОВКИ СЕЗОНА.  Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. А на этот раз особенно! Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.

 Для настроения рекомендуется тема «ПРЕДЧУВСТВИЕ ВЕСНЫ», потому что именно она может вызвать дополнительные ассоциативные образы, но совсем не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом сезоне, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 41 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до конца месяца 29 ФЕВРАЛЯ 2024 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность!

Принято на данный момент: 34 хайку! Не смогла отказать! Буду менять условия  - в следующий раз, до 2 хайку! Хорошо, что участников становится больше!

Принимаю только неопубликованные хайку!

Иллюстрация: Японский художник Андо Хиросигэ

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём закрыт! Голосование будет в отдельной статье. Ожидайте начала...

Маллар Ме   17.02.2024 23:21     Заявить о нарушении
Голосование для участников: http://stihi.ru/2024/02/18/5906

Маллар Ме   18.02.2024 17:23   Заявить о нарушении