32. Лепесток сакуры - Граница урбанизации в хайку

Татьяна Игнатова 5
  В предыдущем конкурсе мы работали над уникальностью и неповторимостью наших хайку, стараясь вызвать естественные чувства созерцания и даже восхищения увиденным.
   И если посмотреть на представленные в итогах работы, то можно заметить, что на первых местах пейзажные зарисовки, далёкие от городской жизни. Действительно, за впечатлениями от природы едут за город. Однако, в каждом городе есть скверы, парки, дендрарии, ботанические сады и даже изумительные ландшафтные композиции возле подъездов новостроек. Возможно ли созерцать в черте города, возможно ли насладиться красотой пейзажа сезона не покидая мест обитания, ведь хайку отражает знакомое и близкое, даже повседневное связанное с человеком. Итак, мы подошли к первой ступени по работе выявления баланса человека и природы. Для наглядности вспомним три хайку с прошлого конкурса:

    Снеговик в шарфе
   Возле подъезда дома
    Хоровод детей     (Наталия Белоус)

    Мчатся машины
  Снеговик на балконе
   В лучах заката     (Наталия Белоус)

     снежная буря
 в стакане остывает
   солёный  поп-корн     (Автор Арина Шик)

    Милые зарисовки знакомы всем: дети, снеговик, шарфик, лучи заката, снежная буря, которую можно увидеть даже в в стакане поп-корна, не выходя из дома…
Во-первых, множественное число (хоровод детей), которое напрягает по своей сути, создавая некий городской шум, аналогично – мчащиеся машины. А вот, уединение со стаканом поп-корна? Представьте, ведь это может быть и в деревне? Разве нет? А вокруг гнуться деревья от снежной бури, а тебе так хорошо, сидя в кресле качалке… Снежность и солёность перекликаются между собой цветом и сыпучестью.

   Итак, нетрудно заметить, что если увиденная картинка не привязывается конкретно к городу – урбанизация отступает. Город отпускает зарисовку, её границы распространяются далеко за и во времени и в пространстве. И даже в тесно зажатом дворе  между домами можно отключиться от реальности и начать созерцать, видя кусочек неба, восхищаясь падающим осенним листом или ещё чем-то, пробуждающимся к жизни росточке. Для правильной настроенности в этом направлении вспомним немного из теории жанра пейзажной лирики сезона, каковым является по определению хайку.
***

   Хайку прежде всего — лирика природы. Об этом говорит и непосредственный анализ их содержания и теоретические основы самого жанра в целом. Основным постулатом, лежащим в основе хайку, является так называемый ки — буквально «сезон». Это значит, что основным элементом всякого стихотворения в жанре хайку должен быть «мотив времени года», все содержание стихотворения введено в рамки определенного «сезона», иначе говоря, соединено с тем или иным моментом в жизни природы.

      Мотивы субъективного лиризма, если они вообще фигурируют, должны даваться замаскированными, отраженными на фоне основного мотива природы. Этот последний — краеугольный камень для всего жанра хайку. Для уяснения, в какой форме этот мотив может выступать, достаточно привести несколько хайку:

Итак, Хайку – жанр лирики сезонного пейзажа. Осенние мотивы:

1. Цуки тэнсин.
    Мудзусики мати во
    Тоорикэри.

    Осень. Свет луны
    Льется на убогие
    Улицы в глуши.
                (Бусон)
               
2.  Хи томоситэ
    Нама омосиро я.
    Куса-но цую.

   Засветил фонарь:
    На траве осенняя
    Искрится роса.
                (Исса)               
3. Аса кири-ни
    Хитоцуно тории
    Нами-но ото.

    Утренний туман:
    Только тории видны.
     Плещется волна...
                (Кикаку)


================

  Итак, дорогие друзья, ВОПРОС УРБАНИЗАЦИИ. Насколько близко мы впустим её в свои творения, насколько хорошо удастся отстранится от окружающего нас, повседневности, которая часто давит и мешает созерцать  и замечать изменения в природе? Все эти задачи ставим перед собой. Есть некая мыслимая и немыслимая граница, которую нам бы не хотелось пересекать, чтобы насладиться тем, что безусловно можно увидеть и заметить в любом месте! Давайте же вместе найдём её! Присоединяйтесь к этому творческому процессу!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. 

 В конкурсе «ГРАНИЦА УРБАНИЗАЦИИ В ХАЙКУ» оценивалось:

 НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ СОБЛЮСТИ ДОЗВОЛЕННУЮ ГРАНИЦУ УРБАНИЗАЦИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОМЕШАТЬ СОЗЕРЦАНИЮ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОТРАЗИТЬ ЕСТЕСТВЕННУЮ СРЕДУ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ.

1-Е МЕСТО

     запруда ручья
   кораблик из пенопласта
      клюёт воробей       (автор Арина Шик)
*      

2-Е МЕСТО   

     луна в проводах
     освещает деревья
       фонарь на углу     (автор Татьяна Шадуя)
*         

3-Е МЕСТО 

   ёжик каштана
 на подстриженной траве
   пугливый зверёк        (автор Михаил Юшманов)
*
    скрип карусели
   кружит голову ночью
     запах жасмина       (автор   Иррациональное Число)
*

4-Е МЕСТО   

5)  группы пролесков
  вокруг детской площадки
    лента в полоску      (автор Арина Шик)

*
16) солнце сквозь тучи
    любуется сакурой
    девочка в маске    (автор Ирина Жукова –Каменских)


5-Е МЕСТО 

1) двор-колодец
 расцветает на окне
  веточка тополя      (автор Елена Графская)