Конкурс на досуге - 181. Задание

 Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

  Бывает такое, что начал конкурс в одном году, а итоги подвёл в другом. Это тот самый случай. Не упустим его. А заодно поинтересуемся, что нам откроет латинский язык и вообще история этого популярного, любимого многими, праздника, известного от Римской империи...

            Итак, объявляется тема 181 конкурса На досуге:

                Janus bifrons

                ДВУЛИКИЙ ЯНУС
           __________________________________________
                [янус бифронс]
 
        Фразеологизм  означает -  двуличный, лицемерный человек

  Фразеологизмы-синонимы: и нашим и вашим, фарисеи и книжники

     Происхождение фразеологизма  Janus bifrons /Двуликий Янус/:

   Выражение произошло по имени древнеримского бога Януса. Он был богом времени, всякого начала и конца, бог начинаний и перемен, входов и выходов. Двуликий Янус действительно изображался с двумя лицами, молодым и старым, которые были обращены в разные стороны: молодое — вперёд, в будущее, старое — назад, в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» — производное от этого же слова.

  По-видимому, эта изумляющая двуликость со временем превратилась в обиходном языке в презренное двуличие. Янусу, богу времени, вообще не везло со временем: начав как верховное божество, как демиург, создавший весь мир, он закончил как второстепенный бог-«сторож», атрибутами которого стали ключи и посох.

   Впрочем, как  поучительная история показывает, иногда иметь такой генетический изъян как две головы бывает полезно не только для божественных дел, но и для вполне земных:
    Нимфа Карна своею красотою привлекала многих молодых людей, которые были ей неинтересны. Когда ей досаждал очередной поклонник, нимфа притворно соглашалась разделить с ним ложе и приглашала в пещеру. Пока юноша пробирался вглубь тёмной пещеры, Карна пряталась в густом кустарнике. Янус, воспылав страстью к красивой нимфе, получил такой же ответ. Однако нимфа не учла, что Янус может видеть и вперёд, и назад, и после того, как Карна спряталась, он легко её настиг. После того, как ей пришлось уступить двуликому богу, Янус сделал Карну богиней дверных петель и подарил белый колючий цветок, с помощью которого она могла отвращать от жилища беды и неприятности.

    Но вернёмся к началу месяца, который назван в честь этого бога. Новый год праздновался ещё в Вавилоне, Месопотамии, но он означал приход весны.
Это происходило в марте, во время весеннего равноденствия, после первого новолуния.
    Новый год в Древнем Риме также первоначально отмечался во время весеннего равноденствия. Так было вплоть до эпохи правления Юлия Цезаря. Этот император подарил нам «юлианский» календарь и Новый год, который по сей день большинство населения нашей планеты отмечает 1 января. Название этого месяца произошло от имени древнеримского двуликого божества Януса, бога перемен и начал. Янус символически оглядывался назад на старое и готовился к новому. Эта идея и легла в основу празднования перехода от одного года к другому.

    Римляне отмечали праздник, принося жертвы Янусу в надежде схватить в новом году удачу за хвост. Этот день рассматривался как начало следующих двенадцати месяцев. В праздник все родные, друзья и соседи желали друг другу добра и процветания и дарили подарки. Традиционно это были инжир и мёд. По словам поэта Овидия, римляне старались в этот день непременно работать, если не целый день, то хотя бы его часть. Ничегонеделанье считалось очень плохим началом года.

   Получается, и нам, участвуя в этом конкурсе, не грозит ничегонеделанье в первый день года.  2024 год! Подумать только, как быстро летит время, а традиции остаются.

  Но мы отшли от главного, от значения этого фразеологизма "Двуликий Янус", употребляемое в любое время, а не в Новый год. И как отмечено было выше, двуличность и лицемерность - неприглядные человеческие качества. Но хорошо о них помнить, потому что, как говорится в одном словаре "лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью, якобы благими намерениями." Не в это ли время часто проявляется, когда приглашают в гости, где много народа и зачастую трудно разглядеть за улыбкой косые взгляды... Но, лучше об этом не думать и верить людям, но не терять бдительности. Есть подходящее, редко употребляемое ныне, слово "ханжа".
    Ханжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Со стихотворением В.В. Маяковского "Ханжа" при желании можно ознакомиться самостоятельно, а вот другие любопытные стихи приведём ниже:

          Теперь мне не досуг
                Петр Вяземский

Делец пришел к начальнику с докладом,
Графиня ждет от графа денег на дом,
На бале граф — жену до петухов,
Бедняк — давно обещанного места,
Купец — долгов, невеста — женихов,
Пилад — услуг от верного Ореста;
Им всем ответ: «Теперь мне недосуг,
А после ты зайди ко мне, мой друг».

Но звать приди вельможу на пирушку,
Явись в приказ со вкладчиною в кружку,
Хвалить в глаза писателя начни
Иль подвергать соперников разбору,
Будь иль в ходу, иль ходокам сродни, —
Гость дорогой всегда, как деньги, в пору!
Не слышишь ты: «Теперь мне недосуг,
А после ты зайди ко мне, мой друг».

Чтоб улестить взыскательную совесть
И многих лет замаранную повесть
Хоть обложить в красивый переплет,
Ханжа твердит: «Раскаяться не поздно!»
Когда ж к нему раскаянье придет
И в злых делах отчета просит грозно,
Ответ ханжи: «Теперь мне недосуг,
А после ты зайди ко мне, мой друг».

Брак был для них венцом земного блага,
Их сопрягла взаимная присяга,
Их запрягла судьба за тот же гуж;
Нет года: брак не роз, уж терний жатва;
Жены ль вопрос, жену ли спросит муж:
«А где ж любовь, а где ж на счастье клятва?»
Ответ как тут: «Теперь мне недосуг,
А после ты зайди ко мне, мой друг».

Когда возьмет меня запой парнасской
И явится схоластика с указкой,
Сказав мне: «Стих твой вольничать привык;
Будь он хоть пошл, но у меня в границах,
Смирись, пока пострела не настиг
Журнальный рунд деепричастий в лицах!»
Я ей в ответ: «Теперь мне недосуг,
А после ты зайди ко мне, мой друг».

Есть гостья: ей всегда все настежь двери —
Враждебный дух иль счастливая пери
Въезжает в дом на радость иль на страх;
Как заскрыпит ее повозки полоз
У молодой беспечности в дверях,
Когда подаст она счастливцу голос,
Не скажешь ей: «Теперь мне недосуг,
А после ты зайди ко мне, мой друг!»

         Маски
            Владимир Высоцкий

Смеюсь навзрыд — как у кривых зеркал,-
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал —
Как на венецианском карнавале!

Вокруг меня смыкается кольцо —
Меня хватают, вовлекают в пляску,-
Так-так, мое нормальное лицо
Все, вероятно, приняли за маску.

Петарды, конфетти… Но все не так,-
И маски на меня глядят с укором,-
Они кричат, что я опять — не в такт,
Что наступаю на ногу партнерам.

Что делать мне — бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?.
Надеюсь я — под масками зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, в париках — все как один,-
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.

Один — себя старался обелить,
Другой — лицо скрывает от огласки,
А кто — уже не в силах отличить
Свое лицо от непременной маски.

Я в хоровод вступаю, хохоча,-
Но все-таки мне неспокойно с ними:
А вдруг кому-то маска палача
Понравится — и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным;
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

За масками гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться,-
Что, если маски сброшены, а там —
Все те же полумаски-полулица?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне? —
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

Я в тайну масок все-таки проник,-
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от пощечин.
                1971

      Прелестнице
             Михаил Лермонтов

Пускай ханжа глядит с презреньем
На беззаконный наш союз,
Пускай людским предубежденьем
Ты лишена семейных уз,
Но перед идолами света
Не гну колена я мои,
Как ты, не знаю в нем предмета
Ни сильной злобы, ни любви.
Как ты, кружусь в весельи шумном,
Не чту владыкой никого,
Делюся с умным и безумным,
Живу для сердца своего;
Живу без цели, беззаботно,
Для счастья глух, для горя нем,
И людям руки жму охотно,
Хоть презираю их меж тем!..
Мы смехом брань их уничтожим,
Нас клеветы не разлучат;
Мы будем счастливы, как можем,
Они пусть будут как хотят! —
*

  Как хотите, друзья, но не будем превращать конкурс в поздравительную открытку. Этим можно обменяться после в рецензиях друг к другу. Но сегодня перед нами серьёзная тема. Поэты видят всегда немного больше, чем обычные люди. Ведь мы, хотя и не говорим стихами, всё же мыслим богатыми образами и внутри нас способно зарождаться богатое воображение. Мы видим этом мир иначе. Может быть, чуточку немного другим, чем он есть на самом деле...  И этим можно поделиться. Не упускайте свой шанс!   
 
***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   31.12.2023 01:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.