Конкурс на досуге - 177. Задание

Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

   Всех поздравляем с приходом зимы! А какая зима без снега? Бывает конечно, но у многих из нас от ослепительно белого снега кружится голова и рождаются такие поэтические строки, что у других начинает тоже она кружится. Так давайте заразимся этим состоянием! Но для этого нам  не обязательно писать о зиме. Совсем не обязательно... Ведь мы привыкли вдохновляться одним, а писать о всяком разном. И в этом наша свобода, и в этом проявление нашей индивидуальности, которую способны оценить другие! По крайней мере, мы этому учимся... видеть то, что другие не способны увидеть, или не хотят.

            Итак, объявляется тема 177 конкурса На досуге:

                Corvo quoque rarior albo

                РЕЖЕ БЕЛОЙ ВОРОНЫ
           __________________________________________

              "Даже реже, чем белая ворона, реже белой вороны"
                Ювенал, "Сатиры", VII, 202:

   Fеlix ;lle tamеn corv; quoque rаrior аlbo.
    "Однако такой счастливец реже белой вороны".

     Ювенал, говоря о переменчивости человеческой судьбы, приводит пример Вентидия Басса, который, попав пленником в Рим во время Союзнической войны, из погонщика мулов достиг должности претора при диктаторе Цезаре, а в дальнейшем за успехи в военных действиях против парфян получил триумф.

   Интересно, известное выражение "белая ворона" исходит из фразы, где подчёркивается редкая удача! Давайте сравним с нашим выражением:

    Белая ворона — метафора, используемая в русском языке идиоматическим образом для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности. Воро;ны с белым оперением в природе очень редки, так как их цвет обусловлен довольно редкой мутацией — альбинизмом. Они более уязвимы для хищников из-за своей заметности. Белая ворона — противоречивый символ необычности, инаковости, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением со стороны окружающих, и, в то же время, некой избранности, чистоты, беззащитности.

   В этом же справочнике дальше ссылаются на происхождение фразы: "Выражение, как обозначение редкого, исключительного человека, впервые зафиксировано в 7-й сатире римского поэта Ювенала (I—II вв. н. э.)"

  Да, может быть, белая ворона в нашем обществе и в чём-то ущемлена в виду своей непохожести на других, включая взгляды на мир, но РЕЖЕ, ЧЕМ БЕЛАЯ ВОРОНА, происходят уникальные вещи, когда, к примеру, отчуждение от общества приводит к уникальности и даже гениальности, которая позже будет признана обществом. И такое происходило в нашей истории с талантливыми людьми, поэтами в том числе.

   Давайте немного изменим ракурс рассуждений. В зимнее время на территории России  снега видимо не видимо. Но в свете нашей темы мы говорим о чём-то редком, крайне редком - явлении ли, человеке ли, образе жизни... Откуда же возник другой фразеологизм «Зимой снега не допросишься»?

  Фразеологизм «Снега не допросишься» появился в русском языке еще в XVIII веке, во времена, когда снегопады и зимние метели были обыденным явлением. Зимний фразеологизм “Снега не допросишься” – это выражение, которое означает, что нужный и желанный результат не всегда достигается, т.е. с его помощью выражают разочарование или неудовлетворенность.

     Происхождение этого выражения возникло в действительности в зимнее время года. Раньше снегом привозили крупу, муку, соль, песок и др. Время от времени возникала необходимость пополнить запас этих товаров, но из-за сильных снегопадов нельзя было доехать до города за покупками.   Так появилось выражение “Снега не допросишься”.

     Сегодня это выражение используется в широком контексте, обозначая недостаток или нехватку чего-либо. Кроме того, оно может использоваться для обозначения того, что нельзя получить желаемый результат в данной ситуации.

     Многие считают, что фразеологизм “Снега не допросишься” имеет отношение к погоде, когда есть нехватка снега, но это не так. Он базируется на исторических фактах и связан с трудностями зимнего периода в России.

  В наше время тоже может быть что-нибудь редкостью. Например, профессия. Можно поискать в интернете список редчайших профессий, о которых вы даже не слышали, например,  переворачиватель пингвинов. Зачем их переворачивать и где это происходит вы можете тоже самостоятельно поинтересоваться. Белый снег, пингвины, которых много, а рядом кто-то, редкий по своей профессии. Удивительно, не правда ли? И весьма символично. Получается, чтобы искать новые символы для самовыражения надо интересоваться окружающим нас миром. А он такой удивительный и многообразный! И как мало мы его знаем! А ведь каждый из нас тоже уникален по-своему, и неповторим абсолютно! Пусть будут такими же наши стихи! И тогда нас не обвинят в графоманстве и банальности.

   Прислушайтесь к поэтическому слову великих и признанных, и ещё не совсем, откройте для себя редчайшее состояние, особое откровение, чтобы проникнуться словом, редким, насыщенным, живым...

            Поэзия
           (Николай Платонович Огарёв)

Когда сижу я ночью одиноко
И образы святые в тишине
Так из души я вывожу глубоко,
И звонкий стих звучит чудесно мне,—

Я счастлив! мне уж никого не надо.
Весь мир во мне! Создание души
Самой душе есть лучшая отрада,
И так его лелею я в тиши...

И вижу я тогда, как дерзновенно,
Исполнен мыслью, дивный Прометей
Унес с небес богов огонь священный
И в тишине творит своих людей...


   Определение поэзии
                /Борис Леонидович Пастернак/

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.

Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.

Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
*

         "Письмо Снежной королеве"
                /Владимир Плющиков/

Ну, здравствуй, ошибка моя фатальная.
Я тоже застрял в ледяной глуши,
и тщетно пытаюсь найти проталину
в заснеженных дебрях твоей души.
Вчера я раскладывал карты веером,
в пасьянсах на части судьбу дробя,
безумно желая, чтоб ты поверила,
что мир не обязан вокруг тебя
вращаться, одаривать светом ласковым,
скулить у твоих королевских ног,
раскрашивать будни цветными красками…
Ты знаешь, а я бы, наверно, смог
тебе подарить пусть не всю Вселенную,
но свой уголок на её краю.
Я даже согласен, пускай разменная
монетка согреет ладонь твою.
Из пальчиков выскользнет и покатится,
легко затеряется где-нибудь.
Ты снимешь корону, и в белом платьице
проводишь монетку в последний путь.

На все ледяные четыре стороны
ты можешь отправить меня – пойду.
А, хочешь, я стану придворным вороном,
как в сказке? Но только имей в виду,
что воронам свойственно одиночество,
во взгляде таится немой укор,
а их потрясающий дар пророчества,
как правило, сводится к "Nevermore!"

И всё б ничего, но уйти по-доброму
уже не получится - злись, не злись.
Зверек, что от боли кричит под ребрами,
когтями стальными кромсает жизнь,
судьбу изменяет по наущению
той силы, что всякой другой сильней...
И пройдена точка невозвращения,
и стимула нет возвращаться к ней.

Короткие тени скользят по комнате,
луна безразлично глядит в окно.
В моем беспокойном, но тихом омуте
чертей разномастных полным-полно.
Они на свободу рванут при случае,
и всё это действо, как мир старо.
Потрепанный бес, одолев излучину,
уткнулся рогами в мое ребро.
Увы, как бывает порой, не сразу я
сумел догадаться, что он не враг.
На ниточках, к пальцам твоим привязанным,
душа моя пляшет не просто так.
В экстазе порочном гремит оковами,
звенит бубенцами, как верный шут.

Но, Ваше Величество, расколдовывать
меня бесполезно - напрасный труд.
Мы верим, упрямо творя грядущее,
едва ли не каждому миражу.
Нарядная жизнь, как строка бегущая,
мелькает, а я на неё гляжу.
Поэтому пусть всё идет по-прежнему,
своим чередом в суматохе дней…
…Искрится на солнце вершина снежная,
и ворон устало кружит над ней…

 
       "Я не здесь"
                Римма Казакова

Я не здесь.
Я там, где ты...

В парках строгие цветы.
Строгий вечер.
Строгий век.
Строгий-строгий первый снег.

В первом инее Нева.
Беспредельность. Синева.
Чьи-то окна без огня.
Чья-то первая лыжня.

Опушенные кусты.
Веток смутные кресты.
И, медвяна и седа,
вся в снежинках резеда.

Длинных теней странный пляс
и трамваев поздний лязг...
Сладко-талая вода.
Сладко-тайная беда.

Неразменчиво прямой
ты идешь к себе домой,
на заветное крыльцо,
за запретное кольцо.

Там тебя тревожно ждут,
электричество зажгут,
на груди рассыпят смех
и с ресниц сцелуют снег...

В ваших окнах гаснет свет.
Гаснет четкий силуэт.
Гаснет сонная волна.
Остается тишина.

Остается навсегда
в тихих блестках резеда,
строгий вечер,
строгий век,
строгий-строгий первый снег...
*

  Мы начали со снега, белого и ослепительного, им и заканчиваем "строгим снегом". Часто ли Вы встречали такой эпитет - строгий снег? Может быть, для уникальности не так много и надо? Просто найти своё слово, редко употребляемое в данном контексте... но как много раскрывающее!

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. На этот раз допустимы на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён!!!
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация: художник Светлана Савицкая "Зимний пейзаж с воронами"

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   03.12.2023 02:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.