Конкурс на досуге - 175. Задание

 Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

   В прошлый раз мы убедились, что мы здесь не в поиске славы. А за чем тогда? За вдохновением, которое мы получаем от различных тем и даже картинок-заставок конкурса? Или за чем-то ещё? Возможно, мы ищем своего читателя, взаимопонимания, другими словами. То, что мы не находим вокруг себя в реале, мы находим здесь. Что именно? Остановимся, пожалуй, на этом...

            Итак, объявляется тема 175 конкурса На досуге:

                Similis simili gaudet

               ПОДОБНЫЙ ПОДОБНОМУ РАДУЕТСЯ
            __________________________________________


     Макробий, "Сатурналии", VII, 7, 12: Similibus enim similia gaudent "Подобное радуется подобному". Или есть такой перевод этой поговорки: похожий радуется похожему.

  Амвросий Феодосий Макробий (лат. Ambrosius Theodosius Macrobius, V век н. э.) — древнеримский писатель, филолог, философ-неоплатоник.

   Сходные выражения нередко встречаются у античных авторов, иногда с указанием на их поговорочный характер - сравните
1)  Цицерон, "О старости", 3, 7: Pares enim vetere proverbio paribus facillime congregantur. "Ведь ровесники с ровесниками, по старой поговорке, легко сближаются"
2) Платон, "Пир", 18, 3, 195 в: Справедливо старинное слово что подобное всегда стремится к подобному

   "В действительности мы не встречаем ничего абсолютного: потому не можем сказать по опыту, какое впечатление произвела бы на нас абсолютная красота; но то мы знаем, по крайней мере, из опыта, что similis simili gaudet, что поэтому нам, существам индивидуальным, не могущим перейти за границы нашей индивидуальности, очень нравится индивидуальность, очень нравится индивидуальная красота, не могущая перейти за границы своей индивидуальности." (Н. Г. Чернышевский, Эстетические отношения искусства к действительности.)

    "Умным женщинам, батюшка, жутко. Их, во-первых, на свете очень немного, а во-вторых, как они больше других понимают, то они больше и страдают и рады встрече с настоящим умным человеком. Тут simile simili curatur или gaudet, не знаю, как лучше сказать: подобное подобному радуется." (Н. С. Лесков, Интересные мужчины.)

    Радость наступает именно по причине обнаружения чего-то редко встречающегося в другом, ведь даже среди родных, имеющих внешнее сходство, может быть полное непонимание между собой на основании разных наклонностей, характера и просто отсутствия уважения и элементарной любви. Хотя разве может быть элементарной?

    «Рыбак рыбака видит издалека» — так говорят, чтобы подчеркнуть, что люди со схожими интересами или целями легко найдут друг друга. Остановимся, пожалуй, и на нём.

   Это выражение относится к группе фразеологизмов и существует в русском языке с давних времен. Его фиксируют письменные источники еще второй половины XVIII века. Исследователи считают, что оно возникло, поскольку рыбалка была одним из основных способов добыть пропитание. Рыбаков считали людьми мастеровитыми, с особыми навыками: они знали, где и кого удить, какие выбирать инструменты, в какое время выходить на водоем. Два рыбака — два умельца, которые владели секретами ловли и обладали опытом. Они могли распознать друг друга по деталям поведения, выражениям, привычкам. Со временем пословицу стали использовать в том числе в значении «узнать своего».

   Во многих языках существуют похожие фразы. Например, в английском она звучит как «птицы одного окраса собираются вместе» или «вор знает вора, а волк — волка». Немцы говорят «те же братья — те же кепки» и «торф и древесина должны быть вместе», французы — «свой своего ищет».

   В русском языке тоже есть несколько похожих выражений. В современной речи подобное значение сохраняет фразеологизм «два сапога пара». Также у пословицы есть несколько вариантов: иногда говорят «свояк свояка» или «дурак дурака».

   Некоторые источники указывают, что у фразы существовало продолжение, которое меняло ее смысл: «рыбак рыбака видит издалека и стороной обходит». В практическом смысле оно отсылает к привычке удить рыбу на расстоянии — чтобы не испортить клев другому человеку. В переносном — похожие люди знают свои не только хорошие, но и плохие стороны и поэтому стараются держаться подальше друг от друга. Однако это значение в повседневной речи практически не встречается. И потому к нашей цитате не имеет никакого отношения, ведь речь идёт о радости!

   Если бы вы встретили своего двойника - не обрадовались ли? Но хотя внешнее сходство впечатляет, оно не может надолго удержать внимание друг к другу. Людей привлекает нечто большее - внутренне состояние и похожее отношение к жизни. Возможно, даже похожая судьба или что-то ещё. И здесь, стоит отметить, разница в возрасте не играет такого большого значения. Если вспомнить библейский пример дружбы Давида, когда он был призван служить царю из пастухов, и сына царя Саула  - Ионафана, то можно убедиться, что возраст действительно не самое важное, как и положение в обществе. Во время заверения их дружбы Давиду было около 20, а Ионафану – около 50 лет. Ионафан рисковал жизнью, когда поддерживал Давида, а Давил плакал, когда Ионафан был убит вместе с отцом в сражении против филистимлян.

 Да, настоящая дружба - редкое явление, проверяется годами. Но она есть, как есть люди близкие, хотя и в тоже время далёкие. Какая же радость сохранять такие отношения и дорожить ими, убеждаясь в непреходящих ценностях. Как об этом писали поэты...

   Стихи о настоящем
                Терентий Травник

А знаешь, есть закон для счастья!
Быть может, знаешь ты его:
Для счастья нужно… настоящих!
И больше… больше ничего.

Для счастья нужно настоящих –
Надёжных, преданных друзей,
Таких, чтоб стала бы летящей
Основа у любви твоей!

Чтоб настоящими здесь были
И тыл, и фланги у тебя,
Чтоб настоящими здесь слыли
Твои работа и семья.

Чтоб слово было настоящим
И верил сказанному ты.
Всё это очень нужно счастью,
Как берегам нужны мосты,

Как небу синему — просторы,
Как морю всякому — ветра,
Как уходяшим в горы – горы!
Как писарь — остроты пера,

Так счастье ищет настоящих
(Кого не важно, но таких –
Не окрылённых, а летящих!),
По-настоящему живых!

Не знаю, много ли то, мало,
Но не могу я не сказать:
Для счастья нужно, чтобы мама
Была с тобою, а не мать.

Чтоб милый папа был с тобою
Почаще, а не твой отец.
Такое, знаешь ли, любовью,
Я слышал, звал один мудрец.

Дай Бог, чтоб всё-таки сложились
В четыре эти дважды два
Моих стихов и проявились
В том настоящие слова!

Кто знает, может, и удастся
Стихом проторенной тропой
По ним до счастья и добраться
Тебе, мой друг, читатель мой.

    ***
                Анна Ахматова
Конечно, мне радости мало
Такая сулила гроза,
Зато я случайно узнала,
Какие у счастья глаза…
*

  Можно написать много, можно - мало. Есть разные жанры и способы выражения того, что ты хочешь сказать. Но если мы достигли сердца нашего читателя, значит, день прожит не зря, значит, не зря мы здесь сегодня собрались...

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. На этот раз допустимы на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён!!!
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация: художник Попов Лукиан Васильевич (1873–1914)

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   19.11.2023 02:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.