Конкурс на досуге - 173. Задание

Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

   Давайте немного расслабимся  в эти выходные. Довольно сложных и глубоких тем! Жизнь и так сложна. И мы в ней много ошибаемся. И часто ошибки нам запоминаются даже больше: нелепые, смешные, непосредственные, иногда приводящие к чему-то неожиданному. В прошлом конкурсе возник вопрос о правилах русского языка и уместности неологизмов. Где грань между неологизмом и просто ляпом? Ведущая не заметила и пропустила 3 грамматические ошибки в одном конкурсном тексте. А так ли важны эти описки, ошибки и прочие мелочи? Давайте остановимся на этом...

            Итак, объявляется тема 173 конкурса На досуге:

                Lapsus calami

                ОШИБКА ПЕРА или ОПИСКА
            __________________________________________

   Известный фразеологический оборот часто приводится писателями в первоначальном виде на латыни. К примеру: "Это с моей стороны непростительный lapsus calami, тем более, что в черновом списке у меня стоит так, как следует." (А. К. Толстой - М. М. Стасюлевичу, 20.V 1869.)
  Сalamus - полая тростинка с расщепленным косым срезом, употреблявшаяся для письма чернилами

  Есть подобное латинское выражение касающееся разговорной речи: Lapsus linguae -
оговорка, обмолвка, ошибка в разговоре. Большой разницы нет, мы можем оговориться и при чтении стихов вслух. Возможно, такие оговорки склонны делать те, кто постоянно находятся в творческом процессе, когда каждую минуту фразы ложатся по-разному. Знакомо такое? Поэтому многим авторам тяжело запоминать свои стихи...

  Но прислушайтесь и присмотритесь к самому этому латинскому выражению. Что оно вам напоминает? Если вспомнить литературного героя из "Мёртвых душ" Н.Гоголя Ляпкин-Тяпкина, то красноречиво горящая фамилия наведёт на другую причину оговорок и помарок, описок и прочего.

   Фразеологизм «ТЯП-ЛЯП», или готово/сделано, означает выполнение чего-либо небрежно, неаккуратно или непрофессионально. Эта фраза выражает идею того, что работа была выполнена быстро и без должного внимания к деталям, качеству или точности.  Выражение «Тяп-ляп» имеет звукоподражательное происхождение и отражает небрежный и неряшливый подход к выполнению задачи. Оно ассоциируется с быстрым и поверхностным выполнением работы, без должного внимания деталям или необходимому качеству.

     Такое выполнение может привести к нежелательным последствиям, ошибкам или недоработкам. Фразеологизм «Тяп-ляп и готово/сделано» часто используется для выражения неудовлетворения или критики качества работы, которая была выполнена без должной тщательности. Оно подчеркивает непрофессиональный подход и несерьезное отношение к работе. 

   Но не всегда небрежно относящимся к работе не везёт. Бывает, и наоборот, происходят открытия нового или как в сказке "По щучьему велению", лёжа на печи, многое можно получить. Здесь уместно вспомнить и другое русское распространённое выражение, говорящее само за себя - АВОСЬ.

АВОСЬ   нареч. (а-во-се, а вот, сейчас) иногда используется с частицами: ко, то, же, ну, вот, либо; может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды (латинское fore ut).

  Примеры из словаря Даля: Авось Бог поможет. Авось - вся надежда наша. Авось, небось, да третий как-нибудь. Авось - хоть брось. Наше авось не с дуба сорвалось, рассудительное. На авось мужик и хлеб сеет. На авось и кобыла в дровни лягает. Авось и рыбака толкает под бока. На авось казак на конь садится, на авось его и конь бьет. Русак на авось и взрос. Ждем, пождем, авось и мы свое найдем.  От авося добра не жди. Авось плут, обманет. Авось в лес уйдет. Авось до добра не доведет. Авосю не вовсе верь. Авосю верь не вовсе. Авось да живет, не к добру доведет. Авось, что заяц: в тенетах вязнет. Авось задатку не дает.

  На авось (делать что- н.) - без достаточной основательности, с расчетом на случайную удачу.   /Студент пошел экзаменоваться на авось/

  Авось да небось или авось, небось да как-нибудь - поговорка о беспечности, неосмотрительности, разгильдяйстве.   /Время скудное и тяжелое, только тем и живется, что авось да небось/.

   Да, речь, конечно, не идёт о таких особенностях поэтики, как диалектизмы, неологизмы и прочее, когда мы говорим о небрежности. Но мы иногда путаем эти понятия, принимая за ошибку особенности местного говора в виде неожиданных выражений. В нашей местности так не говорят и мы не желаем прислушаться к речи других, и даже не пытаемся иной раз понять, вешая ярлык неграмотности. Но ведь за что мы любим стихи Есенина? Не за эту простоту и раздолье чувств и образов? Ему, кажется, можно простить всё и по форме и по содержанию, даже если мы так никогда не говорим и такого нам не написать. Родившийся в 1895 году в простой крестьянской семье поэт очень самобытен и читаем до сих пор!

 Давайте немного остановимся на одном явлении в его творчестве - окказионализмах.

    Окказионализм (от лат. occasionalis «случайный» ; occasio) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка.

   Примеры: крупноболотье (по модели слова «мелколесье»), чипсонос (по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»), кажущесть (существительное от причастия «кажущийся»)

Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
                /С. Есенин «Голубень» (1916)/

Окказионализм крутосклон, составленный из выражения «крутой склон», образован по аналогии со словом небосклон (761).

 Мне нравится запах травы, холодом подожжённой,
И сентябрьского ЛИСТОЛЁТА протяжный свист.
     «Пугачёв» (1922)

Неологизм листолёт образован по типу известного слова листопад.

   Как приходят такие поэтизмы в виде неологизмов и окказионализмов? По особой свободе слова, надо думать...

 Так рождаются особые тихотворения или стиховторения. Не правда ли? И каждому пишущему наверняка это знакомо. Так прославим же иной раз подобную описку и порадуемся удачной находке! Но есть некая грань, чтобы не перейти её просто защищая элементарную неграмотность. Для этого надо иметь поэтическое чутьё и художественный вкус. А это развивается на хороших примерах! Или не только?

   В стихотворении «Есть речи — значенье...» Михаила Лермонтова можно увидеть такую строчку: «Из пламя и света рождённое слово». Звучит, безусловно, красиво, но по сути – безграмотно. Но как же так? Ведь это стихотворение публиковали серьезные издатели. По этому поводу есть известная история, которой поделился в свое время для потомков издатель, главный редактор «Отечественных записок» Андрей Краевский. Когда Лермонтов принес ему листок с вышеупомянутым стихотворением, он указал поэту на ошибку. Лермонтов согласился и хотел разорвать лист, однако Краевский тут же остановил его. Он пояснил, что все-таки напечатает эти стихи: уж очень они ему показались хорошими. Издатель констатировал, что когда ничего другого придумать в рифму не можешь, такая ошибка допустима.

       ***
                /Михаил Лермонтов/

Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
                1840 г.

  Что же ожидается от участников этого проекта на это раз? А чего хотите, только отпустите сами себя. Не думайте  - как вас поймут, понравится ли другим стихи. Получайте удовольствие! На этот раз ведущая не будет отслеживать всевозможные описки и ляпы, а просто, как всегда, проследит за соблюдением выбранного автором ритмического размера. Ведь с первых строк он легко определяется. Важно в нём остаться до конца и не на авось...
 
 ***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   05.11.2023 01:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.