Конкурс на досуге - 166. Задание!

Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

 Все мы рождаемся с чувством справедливости. И как же обидно когда кажется, что с нами поступают несправедливо. В детстве обижаются и плачут, когда вырастают - обижаются и затаивают злобу. Или нет? Когда то, что происхолит, заслужено было нами? Давайте остановимся, потому что это касается чувств, сильных, а где чувства, там поэзия! Не так ли?

           Итак объявляется тема 166 конкурса На досуге:

          Id demum est homini turpe, quod meruit pat

       ПОЗОРИТ ЧЕЛОВЕКА ЛИШЬ ТО НАКАЗАНИЕ, КОТОРОЕ ОН САМ ЗАСЛУЖИЛ
            __________________________________________

   Автор этого серьёзного высказывания, как это не удивительно, извемтный римский комедиограф Тит Макций Плавт (лат. Titus Maccius Plautus, ок. 254 до н. э., Сарсина, Умбрия — 184 до н. э., Рим)

  Позор   (ст.слав. – вид, внимание) – это социально-психическое состояние, испытываемое в условиях всеобщего обозрения и общественного осуждения проступка человека. Это ощущение собственного бесчестья, усиленное вниманием к проступку (преступлению) общественности. Когда-то на Руси существовало слово «позорище», которое не просто усиливало отношение говорящего к «позору» от деяний, но обозначало гульбище, зрелище, выставленное на всеобщее обозрение. Так что двойственное отношение церкви к театру корнями уходит в дохристианскую русскую культуру. В условиях образования «позор» и его испытание ребенком возникает в ситуации всеобщего осуждения поведения, учения, каких-то личных нравственных качеств. Чувство позора приводит человека к чувству вины, усиливающему духовную жизнь личности. Правда, иногда испытание позора приводит к озлоблению и еще большему нарушению нравственных норм жизни.

   Это определение из справочника лишь подтверждает, сказанное в начале. Как видим, человеку, не отягощённому моральными и нравственными принципами, легче живётся, а вот духовному... вечная работа над собой и своими качествами, благодаря постоянной самопроверке. Конечно, легче недостатки увидеть в другом, чем в себе, но это мало полезно.

    Но речь здесь ещё идёт о наказании. Как видим из определения, оно служило воспитательной мерой не только для совершившего проступок, но и для других наблюдателей, очевидцами позора. Чтобы не повадно было... Примеров история представляет много - что и как происходили подобные зрелища. Но вот если не заслуженно? Тогда как? Ведь наказание может быть весьма болезненным и длительным. И не всякий может выдержать.

   Есть любопытные цитаты из Библии, вот одна из них:

"Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности." /Послание к Евреям 12:11/

   Но часто воспринимают случившееся несчастье как наказание свыше. Но так ли это? Видимо, мирный плод праведности через серьёзные потери , к примеру близких, не назовёшь... И этому есть объяснение. Бог злом не наказывает! /Иакова 1 глава/

    Но что чувствует человек, когда страдает незаслуженно? Укрепляет это его волю или, наоборот, ослабляет? Приобретает он или теряет? Здесь есть над чем подумать...

   Рано или поздно всякая неправда разоблачается и честь возвращается к тому, кто её не терял. Но не всё так прямолинейно и просто быаает в жизни. У каждого свой опыт жизни, а также рассказы друзей и близких. Можно ли им доверять? Не всегда. Люди порой ещё те сочинители. Много раз рассказывая одно и тоже, они и сами начинают верить в то, о чём красочно рассказывали много раз. А с возрастом вообще стираются границы между вымыслом и реальностью. Но нам, пишущим и сочиняющим, это на руку! Наш литературный герой может быть любым, к примеру, собирательным образом. Почему нет? Была бы достойная цель и ясна суть доносимого до читателя. Да так, чтобы он не смог забыть. А не забывают тогда, когда затрагивают сердце. А для этого есть много средств. Посмотрим, какие находили известные:

        ***
             /Александр Блок /

Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном.

Вся жизнь, ненужно изжитая,
Пытала, унижала, жгла;
А там, как призрак возрастая,
День обозначил купола;

И под окошком участились
Прохожих быстрые шаги;
И в серых лужах расходились
Под каплями дождя круги;

И утро длилось, длилось, длилось…
И праздный тяготил вопрос;
И ничего не разрешилось
Весенним ливнем бурных слез.
            4 марта 1908

         Евгений Евтушенко "Муки совести"
                /Д. Шостаковичу/

 Мы живем, умереть не готовясь,
забываем поэтому стыд,
но мадонной невидимой совесть
на любых перекрестках стоит.

И бредут ее дети и внуки
при бродяжьей клюке и суме —
муки совести — странные муки
на бессовестной к стольким земле.

От калитки опять до калитки,
от порога опять на порог
они странствуют, словно калики,
у которых за пазухой — бог.

Не они ли с укором бессмертным
тусклым ногтем стучали тайком
в слюдяные окошечки смердов,
а в хоромы царей — кулаком?

Не они ли на загнанной тройке
мчали Пушкина в темень пурги,
Достоевского гнали в остроги
и Толстому шептали: «Беги!»

Палачи понимали прекрасно:
«Тот, кто мучится,— тот баламут.
Муки совести — это опасно.
Выбьем совесть, чтоб не было мук».

Но как будто набатные звуки,
сотрясая их кров по ночам,
муки совести — грозные муки
проникали к самим палачам.

Ведь у тех, кто у кривды на страже,
кто давно потерял свою честь,
если нету и совести даже —
муки совести вроде бы есть.

И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится: «Что я наделал?»
можно сделать с землей кое-что.

Я не верю в пророков наитья,
во второй или в тысячный Рим,
верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»

И целую вам темные руки
у безверья на скользком краю,
муки совести — светлые муки
за последнюю веру мою.
             1966
 
       ***
          Эдуард Асадов

От хворей много на земле мученья,
Но мир воюет с ними сотни лет.
Теперь от всех болезней есть леченье,
И лишь с одной бедой всегда мученье -
От глупости, увы, лекарства нет.

       ***
          /Анна Ахматова /

Моею Музой оказалась мука.
Она со мною кое-как прошла
Там, где нельзя, там, где живет разлука,
Где хищница, отведавшая зла.
                Осень 1960

       Бессонница
              /Геннадий Шпаликов/

Бессонница, бываешь ты рекой,
Болотом, озером и свыше наказаньем,
А иногда бываешь никакой,
Никем, ничем — без роду и названья.

Насмешливо за шиворот берёшь,
Осудишь, в полночь одного посадишь,
Насмешливо весь мир перевернёшь
И шпоры всадишь.
***
*
    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация:  «Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньягвиди. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   17.09.2023 01:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.