Конкурс 27 марта - День театра

Дорогие наши постоянные участники и гости! Рады приветствовать всех!

   Продолжаем наш конкурсный проект "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ".
 
  «Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?».

   Слова великого русского публициста, литературного критика Виссариона Белинского цитируют, когда хотят подчеркнуть величие Театра, признаться в любви к театральному искусству, людям, беззаветно преданным сцене.

                27 марта 2023 года - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
                _____________________________________________
 
   Праздничная дата, которая не закреплена на законодательном уровне, не является выходным днем. Однако именно 27 числа во всем мире проходят торжественные события, посвященные людям, преданным сцене, служению его величеству – театральному искусству.

                Весь мир – театр

    27 марта Всемирный день театра отмечают режиссеры, драматурги, актеры, театральные критики, продюсеры. Поздравления принимают люди, без участия которых не состоялся бы ни один самый гениальный спектакль. Работники сцены, осветители, художники, декораторы, суфлеры, музыканты, билетеры, гардеробщики, звукорежиссеры. Праздник отмечают студенты и преподаватели театральных вузов, руководители кружков, секций.

   К виновникам торжества в полной мере относятся театралы – без людей, увлеченных искусством, театра как такового, не было бы. Их миллионы – в нашей стране и в мире.

                Общая история театральной деятельности

    Без истории нет ничего. У каждого события – свои истоки. Зрителями первых представлений были древние египтяне, увидевшие спектакль, посвященный богу Осирису. В полной мере театральной постановкой назвать это невозможно, считают критики. Скорее, это был религиозный обряд, сыгранный публично.

   Родиной театра называют Грецию – первые полноценные театральные представления, где актеры появлялись на специально возведенных театральных подмостках, одетые в наряды, отражающие дух спектаклей, прошли именно здесь. «Место, где смотрят» (в переводе с греческого teathron) стало первой сценой, где перед зрителями выступили поэты, музыканты, актеры.

   Позже в Греции появилась арена, места для зрителей, оборудованные ярусами. Спектакли разделили на комедии и трагедии.

            История театра в России

    Предшественниками театра на Руси считают шутов-скоморохов, которые развлекали бояр, и бродячих артистов – они веселили народ. Театр скоморохов упоминают летописцы, жившие в XI веке.

   В эпоху Петра  Первого I появился публичный театр. Правда, немецких артистов, игравших в этой труппе, зрители не приняли. Расцвет театра пришелся на эпоху правления императрицы Елизаветы Первой. В этот период открылись театры, ставшие центром притяжения не только для россиян, но и для жителей заморских стран. Сыграть на сцене Александринского и Императорского театров почитали за честь как российские, так и зарубежные актеры.

   Эпоха отечественного театрального искусства, которое крепло на глазах, пришлась на середину XIX - начало XX веков. Это было время формирования традиций того, что впоследствии критики назовут «русская театральная школа». В этот период на Руси появились первые профессиональные актеры, качеству постановок стали завидовать за рубежом. Театральное искусство, созданное россиянами, признали в мире.

                Когда был создан праздник

    Предшественником праздника, который во всем мире отмечают 27 марта, считают Международный институт театра (МИТ). В задачи организации входила поддержка исполнительского искусства в целом. Официальные представительства МИТ находились в разных странах.

   В СССР центр, представляющий интересы организации, появился в 1959 году. Через два года МИТ принял решение учредить праздник, посвященный всем служителям театра. Официально его отмечают, начиная с 1962 года.

     Примечательно, что в год, когда мировая общественность впервые отмечала знаковое событие, с обращением к поклонникам Мельпомены выступил известный французский писатель и художник Жан Кокто. Позже авторами обращения стали популярные артисты Кирилл Лавров, Михаил Царев, композитор, которого знают во всем мире, Дмитрий Шостакович.

                Великие люди – о театре

    В любви к театру, который во все времена является магнитом для гениев искусства, зрителей, которые не мыслят жизни без созерцания таинств, происходящих на сцене, признавались писатели, художники, музыканты. Фразы, сказанные ими, стали афоризмами. Их цитируют школьники, студенты, театральные критики, поклонники храма Мельпомены:

«Волшебный край». Александр Пушкин
«Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры». Антон Чехов
«Зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец жизни». Мигель де Сервантес
«Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человечества». Фридрих Шиллер
«Театр это кафедра, с которой много добра можно принести людям». Николай Гоголь
«Актер – это еще и профессия». Фаина Раневская
«Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Дени Дидро
«Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист». Константин Станиславский
«Поклоны – составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост». Майя Плисецкая
«Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко
«Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд
«Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком». Альфонс Доде
«Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин
«Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях». Сара Бернар
«Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни». Оскар Уайльд

                Знаете ли вы, что?…

    Покровительницами театра считаются две древнегреческие музы. Одна из них – муза трагедии Мельпомена. Вторая – муза комедии Талия.
    В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей.
    Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров. Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста. На вееры, которые служители театра раздавали зрителям, наносили программы, отрывки из пьес.
    Слово «фиаско» появилось благодаря флорентийскому комику Бианконелли. Решив в очередной раз развлечь зрителей, он подготовил пантомиму, которую играл с бутылкой в руке. Когда представление с шумом провалилось, словом «фиаско» (с итальянского – «бутылка») стали называть актерские неудачи. Позже слово перешло в обиход. В наши дни оно означает провал, неудачу.
    История женщин-актрис развивалась нелегко. Когда-то они появлялись на театральных подмостках исключительно в роли рабынь или служанок. Их персонажи создавали специально для того, чтобы вызвать смех. Даже костюмы, в которых женщины-актрисы выходили на сцену, служили этой цели.
    Современные сериалы, длящиеся до бесконечности, придуманы отнюдь не в XX столетии. В древние времена в Сицилии ставили спектакли, которые могли длиться целый год. По вечерам зрители собирались в театре, чтобы увидеть продолжение действия. К слову, в Сицилии и сейчас есть представления, длящиеся месяцами.

                Другие интересные факты

  -  На Сицилии существовали спектакли, которые длились несколько месяцев. Желающие ежедневно приходили посмотреть на продолжение.
  -  Европейский театр, который зафиксирован в книге рекордов Гиннеса, как самый маленький, расположен в Австрии. Называется он «Кремлевский двор». Вмещает только 8 зрителей, а размер сцены чуть больше метра.
  -  Император Нерон очень любил играть в театре, считая себя великим артистом. Он заставлял всех подданных приходить на его спектакли и восхищаться его игрой. Многие римляне считали его бездарностью, однако проигнорировать выступление не представлялось возможным. Солдаты ходили по домам и выявляли ослушавшихся. Таким людям грозила смертная казнь.
  -  Самой большой сценой в Европе считается Московский театр Российской армии. Он повторяет форму пятиконечной звезды и вмещает около 1000 человек.
  -  Существует спектакль, который происходит в спичечном коробке и длится 10 минут. Каждая сцена играется, пока горит спичка, а озвучка смонтирована из записи голосов великих деятелей искусства.
  -  Первый российский спектакль длился 10 часов без антракта, причем зрители смотрели его стоя. Можно представить, что не всем он пришелся по душе. Однако царь Алексей Михайлович оценил постановку и щедро наградил участников.
  -  В древности все спектакли проходили на аренах и помостах. Поэтому, чтобы зрители с дальних рядов могли видеть эмоции и мимику актеров, они выступали в разных масках, а для слышимости использовали рупор.
  -  В греческом театре в постановках участвовали лишь 3 актера, которые играли разные роли. У них, как правило, был спонсор, который выписывал смету только на троих человек.
 -   Самым старым действующим театром считается театр Маноэль на Мальте, построенный в 1731 году. Он вмещает 650 зрителей и имеет шикарную акустику. Сейчас в его стенах открыт музей.

   27 марта есть смысл вспомнить о людях, для которых театр стал призванием, вторым домом, а не просто профессией. Поздравления в такие дни звучат, как высшая награда. И многие поздравления звучат в стихах. Но нас интересует другой уровень стихов. Каких? Давайте пройдёмся по этим строкам, где часто трудно понять, где жизнь, а где театр и игра настоящих актёров. Ведь и мы с вами часто соблазнились использовать такие метафоры в своих стихах:

          Белла Ахмадулина "О, мой застенчивый герой...":

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

1960-1961

        Николай Гумилев "Театр":

Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога
Все мы — смешные актеры
В театре Господа Бога.

Бог восседает на троне,
Смотрит, смеясь, на подмостки,
Звезды на пышном хитоне —
Позолоченные блестки.

Так хорошо и привольно
В ложе предвечного света.
Дева Мария довольна,
Смотрит, склоняясь, в либретто:

«Гамлет? Он должен быть бледным.
Каин? Тот должен быть грубым…»
Зрители внемлют победным
Солнечным, ангельским трубам.

Бог, наклонясь, наблюдает,
К пьесе он полон участья.
Жаль, если Каин рыдает,
Гамлет изведает счастье!

Так не должно быть по плану!
Чтобы блюсти упущенья,
Боли, глухому титану,
Вверил он ход представленья.

Боль вознеслася горою,
Хитрой раскинулась сетью,
Всех, утомленных игрою,
Хлещет кровавою плетью.

Множатся пытки и казни…
И возрастает тревога,
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!

              Владимир Маяковский "Театры":

Рассказ о взлезших на подмосток
Аршинной буквою графишь,
И зазывают в вечер с досок
Зрачки малеванных афиш.
Автомобиль подкрасил губы
У блеклой женщины Карьера,
А с прилетавших рвали шубы
Два огневые фокстерьера.

И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.

Борис Пастернак Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

1946

          Арсений Тарковский  "Актер":

Все кончается, как по звонку,
На убогой театральной сцене
Дранкой вверх несут мою тоску —
Душные лиловые сирени.

Я стою хмелен и одинок,
Будто нищий над своею шапкой,
А моя любимая со щек
Маков цвет стирает сальной тряпкой.

Я искусство ваше презирал.
С чем еще мне жизнь сравнить, скажите,
Если кто-то роль мою сыграл
На вертушке роковых событий?

Где же ты, счастливый мой двойник?
Ты, видать, увел меня с собою,
Потому что здесь чужой старик
Ссорится у зеркала с судьбою.

1958

           Белла Ахмадулина  "Театр":

                В. Высоцкому
 
Эта смерть не моя есть ущерб и зачет
жизни кровно-моей, лбом упершейся в стену.
Но когда свои лампы Театр возожжет
и погасит — Трагедия выйдет на сцену.
Вдруг не поздно сокрыться в заочность кулис?
Не пойду! Спрячу голову в бархатной щели.
Обреченных капризников тщетный каприз —
вжаться,
вжиться в укромность — вина неужели?
Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет.
Я не помню из роли ни жеста, ни слова.
Но смеется суфлер, вседержатель судеб:
говори: все я помню, я здесь, я готова.
Говорю: я готова. Я помню. Я здесь.
Сущ и слышим тот голос, что мне подыграет.
Средь безумья, нет, средь слабоумья злодейств
здраво мыслит один: умирающий Гамлет.
Донесется вослед: не с ума ли сошед
Тот, кто жизнь возлюбил
да забыл про живучесть.
Дай, Театр, доиграть благородный сюжет,
бледноликий партер повергающий в ужас.

1983

======================================

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой строго по образцу:

Имя автора - Название - ссылка на публикацию  (в одну строку, пожалуйста!)

2) Принимаются только новые стихи, опубликованные  после начала конкурса. Внеконкурсной ветки не предусмотрено. От каждого участника - одна заявка.
Количество участников не ограничено!

ВНИМАНИЕ! Дополнительное условие к данному конкурсу: в поэтическом тексте должно быть хотя бы одно однокоренное слово к слову ТЕАТР

3) Внимание! Новое! Произведение принимается объёмом от 6 до 40 строк!!! Длина строки - до 7 стоп.

4) Заявки принимаются в течение недели до 3 апреля 2023 года, включительно.

5) 4 АПРЕЛЯ начнётся голосование. Ведущая откроет под этой конкурсной статьёй рецензию с перечнем принятых стихов. А участники в замечаниях под этой рецензией проголосуют согласно условиям, которые будут указаны в рецензии.

6) Потом будут подведены итоги. На сутки появится вместо иллюстрации таблица для проверки. После награждения баллами праздничная иллюстрация будет возвращена, а таблица удалена. Не будем перегружать конкурсную страничку техническими моментами.

1 праздник - 1 конкурс - 1 конкурсная статья - 1 стихотворение от каждого участника.
                ______________________________________
            
  Список принятых конкурсных работ:

1. Аля Воронкова - "Театр проводит нас..." - http://stihi.ru/2023/03/28/4583
2. Лина Светова - "Заносит" - http://stihi.ru/2023/03/28/5418
3. Марина Быстрова-Докс - "Полукруг" - http://stihi.ru/2023/03/28/5549
4. Вероника Тышкевич - "Кто там, на сцене" - http://stihi.ru/2023/03/30/4883
5. Сеня Протуберанцев - "1470 Не верю" = http://stihi.ru/2023/03/30/5219
6. Людмила Ревенко - "Со сцены" - http://stihi.ru/2023/03/31/1403
7. Гена Гульчеев - "Зеркало" - http://stihi.ru/2023/04/01/4251
8. Надежда Медведовская-"Гамлет Крэга, Станиславского и Качалова"-http://stihi.ru/2023/04/03/1218
9. Бабка Ёшка "Театр – это жизнь" http://stihi.ru/2023/04/03/1871
10. Екатерина Чаусова - "Лир" - http://stihi.ru/2023/04/03/5882
11. Наталия Медведева – „Кот притворщик" – http://stihi.ru/2023/04/02/5827
12. Арина Шик "Судьба актрисы" http://stihi.ru/2023/04/03/6724
____________

Итак, объявляем итоги конкурса:

1-е место (500 стихобаллов премия) получает:
-----------------------------------------
№1. Аля Воронкова - "Театр проводит нас..." - http://stihi.ru/2023/03/28/4583 - 106 баллов.

2-е место (400 стихобаллов премия) получает:
-----------------------------------------
№9. Бабка Ёшка "Театр – это жизнь" http://stihi.ru/2023/04/03/1871 - 104 балла

3-е место (300 стихобаллов премия) получает:
-----------------------------------------
№12. Арина Шик "Судьба актрисы" http://stihi.ru/2023/04/03/6724 -  103 балла
________

Поздравляем призёров конкурса!

1947 13.04.2023 00:44 Перевод автору Аля Воронкова -510
1946 13.04.2023 00:44 Перевод автору Шик Арина -306

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём стихов закрыт! Объявляется ГОЛОСОВАНИЕ для участников под этой рецензией:

1) список конкурсных стихов перед вами, дорогие участники. Не спешите, познакомьтесь со всеми работами, чтобы оценить их.
Внимание! Объём одного из стихотворения немного превышает допустимое количество строк. Ведущая делает исключение для автора, которая работала экскурсоводом. В дальнейших праздничных конкурсах ограничение по объёму будет снято. Вторая причина исключения из правил - небольшое количество работ. Просьба не снижать за это оценку.

2) оцените все работы по 10-ти бальной системе, поставив каждому стихотворению от 1 до 10 баллов. Мы выявляем лучшее из лучших. Все стихи достойны, чтобы не остаться без оценки. Но, если вдруг вы не желаете оценивать, укажите прочерк за номером. Оно получит средний балл из суммы оценок, поставленных другими участниками этому стихотворению, в итогах. Одинаковые баллы не будут приняты. Стихотворение не принявшего в голосовании участника в итогах не участвует.

3) опубликуйте ваши оценки в ЗАМЕЧАНИИ к этой рецензией по образцу:

№1 - 7 (возможны краткие комментарии)
№2 - 9
№3 -
№4 - 10
№5 - 3
...

4) все новые рецензии во время голосования будут удаляться ведущей. Итоги появятся в таблице на сутки после голосования и в конце конкурсной статьи.

Время голосования с 5 - 10 апреля 2023 года!

Всем огромное спасибо от ведущей за участие. Каждое стихотворение уникально в своём роде! Спасибо за поддержку проекта! Каждое стихотворение - это уже история уникального конкурса, относящегося к определённому празднику навсегда!
Пожалуйста, отнеситесь серьёзно, чтобы выявить лучших трёх призёров, которые будут награждены по уже знакомой всем системе:

1-е место - 500 баллов
2-е место - 400 баллов
3-е место - 300 баллов

Маллар Ме   05.04.2023 00:01     Заявить о нарушении
1-
2-8
3-10
4-9
5-9
6-8
7-8
8-8
9-10 (одно из лучших стихотворений!)
10-8
11-8
12-10

Аля Воронкова   05.04.2023 09:24   Заявить о нарушении
1-10
2-10
3-
4-9
5-9
6-9
7-9
8-9
9-10
10-9
11-8
12-10

Марина Быстрова-Докс   05.04.2023 14:45   Заявить о нарушении
1. - 10
3. - 9
4. - 8
5. - 10
6. - 9
7. - 8
8. - 7
9. - 10
10. - 10
11. - 8
12. - 9

Лина Светова   05.04.2023 18:03   Заявить о нарушении
1 - 10
2 - 10
3 - 9
4 - ×
5 - 8
6 - 8
7 - 9
8 - 8
9 - 8
10 - 9
11 - 8
12 - 10

Вероника Тышкевич   06.04.2023 14:26   Заявить о нарушении
1. - 10
2. - 10
3. - 9
4. - 8
5. - 9
6. - 9
7. - 8
8. - 8
9. - 9

11. - 9
12. - 9

Екатерина Чаусова   06.04.2023 19:30   Заявить о нарушении
1-8
2-8
3-9
4-9
5-9
6-8
7-
8-8
9-8
10-8
11-8
12-8

Гена Гульчеев   06.04.2023 20:18   Заявить о нарушении
1 – 10
2 – 9
3 – 9
4 – 7
5 – 10
6 – 8
7 – 8
8 – 8
9 – ...
10 – 8
11 – 8
12 – 9

Бабка Ёшка   07.04.2023 21:30   Заявить о нарушении
1 - 9
2 - 8
3 - 8
4 - 8
5 - 8
7 - 8
8 - 8
9 - 9
10 - 8
11 - 8
12 - 8.

Людмила Ревенко   08.04.2023 09:52   Заявить о нарушении
1 – 9
2 – 8
3 – 10
4 – 8
5 – 8
6 – 9
7 – 10
8 – 8
9 – 10
10 – 10
11 –
12 – 10

Наталия Медведева   09.04.2023 17:25   Заявить о нарушении
1-10
2-8
3-9
4-9
5-9
6-8
7-8
8-*
9-10
10-8
11-8
12-10

Надия Медведовская   10.04.2023 20:46   Заявить о нарушении
1 - 10
2 - 9
3 - 9
4 - 7
5 - 10
6 - 8
7 - 10
8 - 8
9 - 10
10 - 10
11 - 11
12 -

В целом получилось представление, которым зачиталась...

Шик Арина   10.04.2023 23:59   Заявить о нарушении
Всем спасибо! Все проголосовали! Подвожу итоги...

Маллар Ме   11.04.2023 00:59   Заявить о нарушении
11 номер - 10 баллов. Описка...

Шик Арина   11.04.2023 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.