Конкурс на досуге - 127. Задание!

             Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

  С приходом зимы, дорогие! Начнём всё с чистого листа, белоснежного, как снег. Кстати, известно, идентичных по форме снежинок не найти, хотя их не сосчитать. Интересный факт. А как обстоит дело с нашим творчеством?
   126 конкурсов подряд мы прикладывали много усилий в плане самовыражения, искали новые ракурсы раскрытия темы, находили соответствующие различные формы, меняли размеры, как-будто примеряли платья - подходит ли оно по стилю. Потом пропускали то, что получилось через восприятие участников и опубликовывали своё детище на авторской страничке, где снова находили отклики и восторги по поводу найденных идей. Или всё происходило в точности наоборот? Один размер, похожий объём, одни и те же стилистические приёмы и... нас узнавали даже при анонимном голосовании. Тоже неплохо. Но кому-то становилось скучно и он выбивался из колеи, реагировал остро, писал эпатажно и всё заканчивалось - для него, а мы продолжали идти дальше. Какой из двух вариантов вам больше нравится? Какой больше устраивает. Но может ли получится так, что... а впрочем, это нам подскажет одна любопытная известная латинская поговорка. Жаль, что у нас она редко используется...

   Итак объявляется тема 127 конкурса На досуге:

                Crambe bis cocta

                ДВАЖДЫ СВАРЕННАЯ КАПУСТА
        ___________________________________________________

              (КРАМБЭ БИС КОКТА)
   
    Дважды сваренная капуста, или подогретая капуста - о чем-либо надоедливо повторяющемся. Сравните с русским выражением "с бородой".

      Древняя греческая  поговорка, упоминается во фразах видных деятелей Римской империи 1 века н.э.:

   Crambe bis cocta mors est (крамбэ бис кокта морс эст) — «дважды подогретая капуста — смерть» (Плиний Cтарший, Гай Плиний Cекунд (23 или 24, Kомум, совр. Kомо, Италия, 79, Teрренское м.), др. рим. учёный естествоиспытатель и гос. деятель)
      
      Эта поговорку также упоминает Ювенал, Де;цим Ю;ний Ювена;л (лат. Decimus Iunius Iuvenalis, часто — просто Ювена;л; годы жизни: между 50 и 60 годом, Аквино, Римская империя — после 127 года, Рим, Римская империя) в "Сатирах", VII, 152-154:

N;m quaecudo l;gerat, h;ec eadеm stans
P;rferet ;tqu(e) ead;m cant;bit v;rsibus ;sdem;
;ccid;t miser;s cramb; repet;ta mag;stros.

Сидя читается речь, а потом то же самое стоя
Ритору класс преподносит, и то же стихами поет он:
Теми же щами совсем убивают наставников бедных.
               (Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

 По смыслу: "Crambe repet;ta" - тоже, что и "Crambe bis cocta"

   Говоря о бесконечном повторении одних и тех же декламаций "убивает наставников бедных подогретая капуста", Ювенал имеет в виду греческую поговорку "дважды капуста - смерть".

  Кстати, первоначально заложенный смысл о щах и капусте тоже интересен. Сделаем небольшое отступление в область кулинарии, особенности нашей русской кулинарии. Ну кто как не мы являемся знатоками варёной капусты, в щах, например:

   "...капустные щи в русском доме не варили впрок. Семьи тогда были не нынешние, ртов по восемь-десять, а самый большой чугунок на шесть литров, никак не больше.
Вот и готовили их каждый день, а в избе русской стоял неизменный "щаной дух", возмущавший заезжих иностранцев.
    Ставили щи в печь после выпечки хлебов, ранним утром. А к обеду аккурат они доходили, да все еще горячими оставались. Обедали же летом в 3 часа, а зимой - намного раньше, в 12.  Зимой, впрочем, щи варили из квашеной капусты, которая заканчивалась ко дню Марии Египетской, 14 апреля по новому стилю. Вот и называли тот день - Марья-пустые щи.
     Знаменитые суточные щи - это из той же оперы. Их не подогревали, а готовили из подмороженной за ночь, предварительно томленой квашеной капусты, того, что Забылин в "Домоводстве" называет приварком. Заливали кипятком или бульоном - мясным, грибным, рыбным, и варили.  Да и вообще - римляне и греки не квашеную капусту имели в виду..."  /Максим Сырников, 2006 год. Кулинарный журнал/

     Точно также, как не принято было подогревать дважды капусту, убивая вкус еды, так и повторять одно и тоже, получается, только отталкивать слушателя, надоедать своими наставлениями или чем-то ещё. А это уже повод для упрёка!

  Посмотрите, как использовал эту поговорку в прозе Вальтер Скотт:

     "В стране, где кони постоянно стояли оседланными и воин редко расставался с мечом, война была неизменным и естественным состоянием для населения, а мир существовал лишь в качестве изменчивого и короткого перемирия. При этих условиях у автора не было недостатка в возможности запутать и распутать по своему усмотрению эпизоды своего повествования. Однако при описании пограничного района возникло затруднение, так как все его ценности в свое время уже были расхищены как им самим, так и другими. И тут необходимо было представить все в новом свете, иначе имелись бы все основания упрекнуть автора crambe bis cocta." (Вальтер Скотт, Монастырь.)

    Но есть же и другая мудрость "Повторение - мать учения"?  Получается, что здесь важно вносить новизну, как в прозаической цитате упоминалась необходимость представлять всё в новом свете.

    А как же быть поэтам? Один размер, снова любовная или пейзажная лирика... Снова падает снег, пороша, узоры на окне, да мало ли чего ещё из года в год повторяющееся и... не надоедает. В природе вообще всегда всё разнообразно. Нет ни одного одинакового рассвета и заката. А в поэзии есть столько приёмов! Стилистическим приёмам повтора мы в проекте Алфавит посвящали ни один конкурс. Загляните, вспомните. И об одном и том же можно писать бесконечно разнообразно, да так, что как будто в первый раз такое услышал и увидел! Время удивлять. Время завоёвывать читателя. 

    И здесь снова вырисовываются два пути раскрытия темы:

 -  раскрыть значение древней поговорки, познакомив её с читателем

 - самому написать, применяя всевозможные стилистические приёмы повтора, не давая повод для упрёка в скучном однообразии и заштампованности поэтического текста.

    Выбирайте, можно даже охватить необъятное и совместить эти два пункта, ставя достойную задачу максимально извлечь из поговорки пользу.

   Для вдохновения найдём подходящие стихи у классиков:

      Из рассказа в стихах Аполлона Григорьева "Встреча":
               /Посвящается А.Фету/
1.
Опять Москва, — опять былая
Мелькает жизнь передо мной,
Однообразная, пустая,
Но даже в пустоте самой
Хандры глубоко безотрадной
В себе таящая залог —
Хандры, которой русский бог
Души, до жизни слишком жадной,
Порывы дерзкие сковал, —
Зачем? Он лучше, верно, знал,
Предвидя гордую замашку
Жить чересчур уж нараспашку,
Перехвативши налету
И пережив почти за даром,
Что братья старшие в поту
Чела, с терпением и жаром,
Века трудились добывать,
...

          Федор Сологуб "Дорогой скучно-длинною...":

Дорогой скучно-длинною,
Безрадостно-пустынною,
Она меня вела,
Печалями изранила,
И разум отуманила,
И волю отняла.

Послушен ей, медлительной,
На путь мой утомительный
Не жалуясь, молчу.
Найти дороги торные,
Веселые, просторные,
И сам я не хочу.

Глаза мои дремотные
В виденья мимолетные
Безумно влюблены.
Несут мои мечтания
Святые предвещания
Великой тишины.

            9-10 марта 1896

       Максимилиан Волошин "Лебедь":

         /Малларме/

Могучий, девственный, в красе извивных линий,
Безумием крыла ужель не разорвёт
Он озеро мечты, где скрыл узорный иней
Полётов скованных прозрачно-синий лёд?

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки
Он знает, что ему не взвиться, не запеть:
Не создал в песне он страны, чтоб улететь,
Когда придёт зима в сиянье белой скуки.

Он шеей отряхнёт смертельное бессилье,
Которым вольного теперь неволит даль,
Но не позор земли, что приморозил крылья.

Он скован белизной земного одеянья,
И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,
Окутанный в надменную печаль.
***

     Иван Никитин "Живая речь, живые звуки...":

Живая речь, живые звуки, —
Зачем вам чужды плоть и кровь?
Я в вас облёк бы сердца муки,
Мою печаль, мою любовь.
В груди огонь, в душе смятенье
И подавленной страсти стон,
А ваше мерное теченье
Наводит скуку или сон…
Так, недоступно и незримо,
В нас зреет чувство иногда,
И остаётся навсегда
Загадкою неразрешимой,
Как мученик, проживший век,
Нам с детства близкий человек.

1859

        Анна Ахматова "Вместо мудрости - опытность, пресное...":

              /В.С.Срезневской/

Вместо мудрости — опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?

Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

1913

          Константин Бальмонт "Я не знаю мудрости":

Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
***

           Александр Полежаев   "Сашка":

Глава первая

«Мой дядя — человек сердитый,
И тьму я браней претерплю,
Но если говорить открыто;
Его немного я люблю!
Он — чёрт, когда разгорячится,
Дрожит, как пустится кричать,
Но жар в минуту охладится —
И тих мой дядюшка опять.
Зато какая же мне скука.
Весь день при нём в гостиной быть,
Какая тягостная мука
Лишь о походах говорить,

Супруге строить комплименты,
Платочки с полу поднимать.
Хвалить ей чепчики и ленты,
Детей в колясочке катать,
Точить им сказочки да лясы,
Водить в саду в день раза три
И строить разные гримасы,
Бормо? ча: «Чёрт вас побери!» —
Так, растянувшись на телеге,
Студент московский размышлял,
Когда в ночном на ней побеге
Он к дяде в Питер поскакал.
...

  Поэма «Сашка» была написана 21-летним Александром Полежаевым в 1825 году как пародия на опубликованную в феврале того же года первую главу «Евгения Онегина». Ее главный герой Сашка («альтер эго» самого Александра Полежаева) попадает в ситуации, схожие с онегинскими, но подаются они автором в нарочито сниженном, грубоватом тоне. Как Вам такая повторно сваренная капуста? Любой пародийный текст подходит под нашу пословицу, если он скучно написан. Не забываем об этом обстоятельстве, несущем отрицательное свойство.

    Но пародийный жанр не для нашего проекта, а вот аллюзии использовать - почему бы и нет!
______________

    Итак, дерзайте, друзья, используя выходные дни! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросить о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям.
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

      Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить приём. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация:   художник Abed Alem

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   04.12.2022 01:29     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2022/12/04/558

Маллар Ме   04.12.2022 02:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.