Конкурс на досуге - 88. Задание!

Дорогие друзья! И снова здравствуйте!
 
    Невозможно не затронуть тему длительного досуга, который предстоит всем разделить со своими домашними, друзьями, соседями. Ведь мы открываем наш конкурс в последний день года. И надеемся, что Вы найдёте силы и возможность посвятить этой теме несколько строк, если конечно будете в состоянии. Но мы надеемся на это. Ведь праздники пройдут, а стихи останутся..

   Объявляется тема 88 конкурса на досуге:

                Non semper erunt Saturnalia —
            HЕ ВСЕГДА БУДУТ САТУРНАЛИИ (праздники, беззаботные дни)
                _____________________________________

                [нон сэмпэр эрунт сатурналиа]

   Приводя данную цитату, рекомендуют её сравнить с поговорками: «Не все коту Масленица», «Не всё с припасом, поживешь и с квасом».

   Эта фраза встречается в приписываемом Сенеке сочинении «Апофеоз божественного Клавдия». Сатурналии ежегодно отмечали в декабре (с 494 г. до н.э.), в память о золотом веке (эпохе благоденствия, равенства, мира), когда в области Лаций (где находился Рим), по преданию, царствовал Сатурн, отец Юпитера. Люди веселились на улицах, ходили в гости; останавливались работы, судопроизводство, разработка военных планов. На один день (19 декабря) рабы получали свободу, садились за один стол вместе со своими скромно одетыми господами, которые, к тому же, им прислуживали.

    Обратим внимание на преемственность этих многодневных праздников, и сравним их с современными обычаями.

   Известен древнеримский праздник Сатурналии, в честь бога Сатурна, с именем которого жители Лацио связывали введение земледелия и первые успехи культуры. По легенде, записаной Геродотом, основатели праздника этруски, поклоняющиеся богу Сатре,  пришли в Италию из малоазиатской Лидии, т.е. Центральной Анатолии, где находится Чатал-Гююк.

    Праздник Сатурна приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на Форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особые костюмы.
    В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia. Обрядовая сторона празднества имела исконно римский характер, хотя с 217 года были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения.
    По мнению Марквардта, это был праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства. Рабы и их владельцы основательно менялись ролями, так что в каждом доме, в каждой семье всем теперь заправляли рабы, и только они принимали все решения. Рабам дозволялось даже оскорблять своих хозяев, а те не могли подвергать их наказаниям.   Характерными для Сатурналий являются массовые переодевания («трансвестизм»). Оттого же древнейший безыскусный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым.

     Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в заключительный период Республики — семи).
    Двенадцать дней Сатурналий символически предвосхищают двенадцать месяцев предстоящего года. Этим периодом правит Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король и Гороховая Королева. В двенадцать ночей Сатурналий на землю возвращаются мертвые. Кроме того, это время принесения в жертву старого царя или замещающего его животного (козла отпущения), символизирующих истощающееся плодородие, и призывов к возведению на престол в качестве оплодотворяющей силы нового царя. В некоторых частях Римской империи существовал обычай по завершении праздничного действа совершать человеческие жертвоприношения. Человек, которому предстояло воплощать собой бога Сатурна, должен был перерезать себе горло возле его алтаря. В ходе праздника он мог позволить себе любое удовольствие, даже такое, которое дозволялось только «бессмертным».

   Среди праздничных подарков Сатурналий фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

    Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — «посев»), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию. Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. По Вергилию, это бог, пришедший с Олимпа в Италию. В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашёл у Януса дружественный приём и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. По Аврелию Виктору, он прибыл в Италию при  царе Янусе, воздвиг город Сатурнию.

    Поскольку Сатурна чтили как приплывшего с Востока в Италию во времена царствования Януса, поэтому на римских монетах изображался с одной стороны корабль Сатурна, а с другой стороны – двуликий Янус. Сатурну был посвящен месяц декабрь, а Янусу – январь. Храм Януса находился на Форуме и отличался крайней простотой: это был своего рода проход, коридор с двумя дверьми и изваянием двуглавого божества, держащего в правой руке скипетр, а в левой – ключи. Янус является символом недвойственности двух порядков, божественного и человеческого, двух побегов единого корня.

      С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. В его время жизнь была изобильна, всё было общим. Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание.

   В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (по другим – Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.

    Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий, третий царь Древнего Рима (правил с 673 по 641 г. до н. э.; этруск, являлся родоначальником Луцеров). Постройка храма Сатурна на месте древнего святилища относится к первым временам Республики. Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг.
***********

   Судите сами, друзья, ушло ли в забвение описанное выше, или только частично? Безусловно, такие яркие дни имели отражение в творчестве поэтов, в театральных постановках на протяжении многих веков.

   Есть даже такое понятие как Сатурнийский стих!

   Сатурнийский стих (лат. Saturnius numerus), сатурнов стих древнейший, народный стих латинского стихосложения. Называется по имени Сатурна, италийского бога золотого века. Структура сатурнийского стиха полностью до сих пор не определена; сохранилось немногим более 120 строк, причем большинство этих строк принадлежит поэтам, уже знакомым с греческой метрикой и, возможно, упорядочивавшим древний ритм по греческим правилам.

  Древнейший сатурнийский стих, вероятно, состоял из 2 полустиший, 7-сложного и 6-сложного; при этом первое членилось по образцу кельтского стиха (3 + 4), второе отличалось от первого только усечением на слог спереди (3 + 3); т. о. полный слоговой состав стиха — 3 + 4 || 3 + 3.

    Поздний сатурнийский стих трансформировался одновременно в двух направлениях: от силлабической к тонической и от силлабической к квантитативной метрике; в таком деформированном виде сатурнийский стих дошел до нашего времени.

Эволюция к тонической метрике состояла в следующем:

  -  разрушалось постоянство слогового объема;
  -   сохранялось число ударных слов, 3 слова в первом полустихе, 2 — во втором;
    развивалась аллитерация начальных звуков в начале полустихов, по образцу германской тоники.

   Эволюция к квантитативной метрике состояла в том, что постоянство слогового объема разрушалось с появлением пар кратких слогов вместо исходного долгого. Отсюда восстанавливается квантитативная схема, описывающая все сохранившиеся образцы сатурнийского стиха. Эта многовариантная схема допускает большое разнообразие ритмов:

UU UU UU   | UU UU   || UU     | U UU U
X  X  X  X | X  X  X || —  U X | X —  X

При этом предполагается, что тенденция к тонической трансформации возникла раньше (когда в латинском языке ощущалось сильное начальное ударение, благоприятствовавшее аллитерации), к метрической — позже (когда латинский стих теснее соприкоснулся с греческим). В этом отношении сатурнийский стих представляет собой такой же этап перехода от доквантитативной метрики к квантитативной в латинском языке, как эолийская метризованная силлабика — в греческом.

Пример сатурнийского стиха из поэмы Невия о Первой Пунической войне (перев. М. Гаспаров):

    Ses;qu[e] e; per;re || m;volunt ib;dem,
    Qu;m cum st;pro red;r[e] ad || s;os popul;res.
    Sin ;llos d;serant || fortiss;mos vir;rum,
    M;gnum st;prum p;pulo || f;eri per g;ntes…

    Сами лучше желают || погибнуть на месте,
    Чем к своим родичам || вернуться с позором.
    Если ж им не помогут, || доблестным героям,
    Срам будет великий || народу меж народов.

     Сатурнийский стих был заимствован жрецами для религиозных гимнов; им писались эпитафии на гробницах полководцев. Стих повсеместно употреблялся до Энния (нач. II в. до н. э.), который, в подражание Гомеру, написал свои «Анналы» дактилическим гекзаметром и тем самым положил начало грецизации латинского стихосложения. На русский язык сатурнийские стихи почти не переводились.

  Разумеется, всё изложенное выше приведено для ознакомления, и вовсе не обязательно в эти шумные дни изучать и использовать этот древний стихотворный размер. Но мало ли... Может быть, кто-то заскучает  в одиночестве? Ведь мы живём в период нескончаемой пандемии, где остаётся проводить время перед телевизором в одиночестве.

  Но несомненно, тот кто дойдёт до этого места, прочитав данную статью, возможно, проникнется и захочет поразмышлять на эту тему или... просто написать что-то приятное и благодарственное, ведь речь шла и воспоминании Золотого века, времени освобождения! Так не будем сдерживаться, а почувствуем, как волна вдохновения унесёт нас куда-нибудь вдаль от банальности, которая готова поглотить всё и вся.
  БУДЕМ ОРИГИНАЛЬНЫ, не теряя здравый бодрый дух и поэтический настрой!
___________________________

  Итак, дерзайте, друзья! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди друзей, которые  по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.

***

   Не будем узко подходить к раскрытию темы. У всех разные взгляды, жизненные ориентиры. И есть чем поделиться всегда. Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и приняли то, что вы пытаетесь донести. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства, даже если пишем простым языком! Не забывайте про искренность. И тогда всё получится!

   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
 
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

Приём до 24.00 СУББОТЫ в новом 2022 году!!!  Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут!

Иллюстрация: Калле, Антуан-Франсуа (Париж 1741-1823) – Сатурналии

Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова


Рецензии
Всех приветствуем в Новом 2022 году! Здоровья и радости творчества! Будьте с нами! Спасибо за участие!

Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   02.01.2022 00:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.