Итоги июля. Ирина Василькова

Чур, помидорами не бросаться!

Первое, в чем я, увы, убедилась – это моя абсолютная неспособность оценивать стихи баллами. И второе – необъективность собственного мнения, которое зависит от настроения, времени суток, количества выпитых чашек кофе, здоровья папеньки и тому подобного. Вчера я расставила стихи так, а сегодня по-иному - понятно же, что завтра сложится третий вариант. Решающий аспект – коммуникативный, то есть я выбираю себе автора, с которым мне хотелось бы пообщаться в данный момент. Сегодня утром в десятке оказались следующие имена.


МАРИЯН ШЕЙХОВА, «Пиросмани Я в три цвета люблю»
http://www.stihi.ru/2009/02/19/1893

Мое природное пристрастие – стихи-«картинки», имеющие свойство создавать визуальное пространство, воздушный пузырь, содержащий точно детализированный фрагмент иной реальности.  У Мариян она живая. Янтарный виноград, щепки в горсти духанщика, пальцы нежнее халвы - все сплетается в замысловатый орнамент. Видеоряд сам по себе безоценочен, но печальные отсылки к мандельштамовским и окуджавским интонациям делают стихотворение ностальгически-щемящим. Многослойность тексту придают и всплывающие в памяти сюжеты картин Пиросмани, и опора на архетипические образы – хлеб, вино, слезы. Щедрая восточная цветистость с горечью внутри - то, что можно долго смаковать, исследовать на
предмет послевкусия (уж извините гастрономические термины!).

О, простите мой дым..  этот старый мангал.. о, Нино,
Твои печи полны благодатного жара и тени+
Разве хлеб выпекают еще? ..  Разве льется вино?..
Разве есть еще миг, чтобы плакать в чужие колени+


ЕЛЕНА МОРЕВНА, «Дельта»
http://www.stihi.ru/2002/09/16-853

воздушный пласт
прохладен и упруг,
и с дьявольским упорством
и сноровкой
как наволочку с бельевой верёвки
рвёт рукава
и отвороты брюк

Стихотворение понравилось  какой-то давно забытой чистотой исполнения, графичностью  и отсутствием лишних деталей, что в сочетании с экспрессией создает эффект упругого присутствия в воздушной струе – будто полет на дельтаплане происходит именно с тобой.


АЛЕКСАНДР ФРИДМАН, «Я и Пушкин»
http://stihi.ru/2006/12/28-1674

Меня всегда зачаровывали тексты, написанные людьми с природно высокой энергетикой. Наблюдать, как автор, не напрягаясь, вяжет длинные цепочки слов - это почти как смотреть на бурно текущую воду. Медитативное такое удовольствие. Стихами это называть или стихопрозой – какая разница. Манера Дмитрия Быкова, а почему бы и нет? За смысл при этом можно и не цепляться – скользишь, как на коньках, и получаешь удовольствие от плавного скольжения. Если автор при этом остроумен и ироничен – тем лучше. Тут даже одиозное «Я с Пушкиным на дружеской ноге» не раздражает, а веселит и забавляет.

Летели мысли Александра сквозь нерадивую толпу от Александровского сада к Александрийскому столпу. Смотрел в окно Сергеич. Очень хотел вернуться он домой. Потом, закрыв руками очи, в сердцах воскликнул: "Боже мой! Ну как же это всё обрыдло! Меня за сноба не сочти, но сам гляди: повсюду быдло и исключений нет почти! По свету рыщут, как шакалы, лелея пьянство и разврат!" А я, плеснув вина в бокалы, сказал ему: "Согласен, брат. Настала мерзкая эпоха - теперь ворюги правят бал. Какие радости у лоха? Когда другого наебал! Всегда живущие без чести и те, чья совесть нечиста, стремятся быть друг с другом вместе, заняв высокие места. Никто не видел, чтоб голодным бывал кремлёвский царь Мидас, поскольку рядом с местом лобным есть место хлебное у нас. Занявший ныне это место хитрей того, кто был там до и дирижировал оркестром, но не владел совсем дзюдо. Его пример другим наука, как нужно жить и как вести себя, однажды чтоб без звука над всеми власть приобрести. Но он не самых честных правил, поскольку, делая свой ход, кого-то он в тюрьму отправил, ну а кого-то и в расход".


ФЕЛИКС ХАРМАЦ, "Рыбалка"
http://stihi.ru/2008/06/13/1800

Это стихотворение точно из того же ряда – очередное упражнение автора, не лезущего за словом в карман, но здесь есть еще и подчеркивание виртуозных внутренних рифм, что потребовало графической разбивки стихопрозы на строки. От смысла отстранимся – он достаточно банален. Но всегда приятно наблюдать, как человек упоенно и мастерски резвится. Уважаю.

будет в яслях тетя валя будет в садике тама-
ра петровна на рояле шлягер исполнять сама-
ра и в туалете письку ты покажешь лене в.
а затем пойдешь по списку в самый первый абв
будет первая учительница нина павловна
будет икс в твоем числителе и игрек в знамена-
теле что ты взгляд набычил спросит пьяный как всегда
николай ильич учитель физкультуры и труда


ТАТЬЯНА ГУРОВА, "На троих"
http://www.stihi.ru/2008/12/26/2558

Стихотворение достаточно жесткое – «поэтика подворотен», in vino veritas, но в нем чувствуется не поза, а подлинный самоироничный драматизм. И, как ни странно, трезвость и стоицизм лирической героини. Хотя в смысле изящности слога можно и подредактировать.

Да, моими молитвами заполыхают мосты,
Стоит только решить - алес гут, порезвились, и хватит.
А пока разольём, чем богаты, возрадуемся, и накатим
На троих на изнанке у пустоты.


ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, "На склоне заката, облитого кровью реликтовых птиц"
http://stihi.ru/2009/06/24/2726

Тоже картинка - Дикая Охота небесных казаков:

…черны их бешметы, черны сапоги и папахи черны,
и только в зрачках - сумасшедшая сталь восходящей луны...
Ни гика, ни стука; не звякнет нечаянно бранная снасть -
как будто и звуки боятся на тёмную землю упасть.
Несутся безмолвные сотни к мерцающей первой звезде
по мёртвому Дикому Полю, которое ныне - везде+
Вдоль гиблых лиманов, отравленных рек и бесплодных полей
размашистой рысью, а после - намётом пускают коней…

Стихотворение заражает какой-то мрачной живописностью и мистической энергетикой, разве что высокопарное выражение «по древнему космосу русской тоски» сильно его портит.
При чтении таких текстов включаются цепочки мифологических ассоциаций, и ты вычитываешь всегда больше, чем автор хотел написать.


КЛЕР, «без названия»
http://stihi.ru/2006/05/21-675

не полез в петлю, не глотал коньяк,
не вскрывал в грязной ванне вен,
и никто не знает зачем и как
между старых облезлых стен
выживал курилка.
здоров?
едва ль.
ах, не надо про божий дар.
ведь манера рифмой вязать слова -
просто способ держать удар.


Краткость – сестра таланта. Имеющий уши – да услышит. Мне больше нечего сказать.


СЕМЁНОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, "Уехали вместе с врачом..."
http://www.stihi.ru/2009/07/05/285

Это тоже хочется процитировать полностью. Суровая правда жизни, против которой не возразишь – стихи в самом деле ни от чего не спасают. Вчера я этого не заметила, а сегодня – надо же...


"Уехали вместе с врачом...", -
Строка для начала,
И в общем, и ясно о чем...
Хорошего мало.

Так мало, что хочется взять,
С размаху, о стену...
Ты видишь, об этом нельзя,
Как будто ты цену

Не знаешь такой вот строки;
Но некуда деться,
И ты понимаешь: стихи
Не цель и не средство.

Отвлечься, как быть ни при чем -
Неловко, нечестно.
Уехали вместе с врачом...
Еще не известно...


ЧУШЬ СОБАЧЬЯ НЕПОРОТАЯ, "кузнецовое счастье"
http://www.stihi.ru/2009/04/24/2100

кузнечик всегда ненасытен. не зная разбора,
он слабые жвальца вонзает попало во что.
под ним разверзаются жерла - тарантулов норы,
над ним крестовик приглашает в свой цирк-шапито.

……………………………………………………………………………………………………………….
но помни - когда-то любой огород отцветает,
а истина носит короткое имя - зима.

 Такие тексты - это уж лично мои вкусовые заморочки, садовницы, гринпсовки и фаната гармонии с природой. Ничего общего с теорией стихосложения. Что тут присутствует, кроме живописности и точности? Метафизика огорода и философия стоицизма. Можно считать это аллюзией на «Стрекозу и муравья»  - но не обольщайтесь, здесь все тоньше.


СЕРГЕЙ ИВКИН, "Смотрит ампула плоти в январские рёбра моста"
http://stihi.ru/2009/06/19/3924

Смотрит ампула плоти в январские рёбра моста:
инженерные рельсы, собором осыпалось небо.
На ладонях моих пресноводная береста.
 
У Бориса и Глеба
прорастают в глазах голоса, золотые круги.
Вдосталь тянется праздник (рождественский? преображенский?)
от медвежьих голов или до голубиных княгинь,
не мужских и не женских.
Я не ведал других (отворотных? червонных?) болот.
Подстаканник не слышит: когда растворяется сахар.
Невесомое тело в ладони одежды орёт,
избавляясь от страха.

Поэзия имеет право быть «темной». Образ невнятный, но светится. Что из того, что Ивкин пасется на Мандельштамовой делянке? Мне нравится смотреть, как он нащупывает свое. Внятности пока не хватает,  но силовые линии он нащупывает и слова льнут друг к другу, как магнитные опилки – это тоже уметь надо.




Итак, десятка оказалась в значительной степени случайной. Вчера я отметила бы некоторых других, поэтому остановлюсь на том, что мне показалось небезынтересным.

Игорь Царев, «Ветер с севера»
http://www.stihi.ru/2009/06/08/5176

Это, конечно, «бардовская» поэзия, и оценивать ее следует по особым критериям, и все бы прекрасно, если бы не слишком прямое подражание Высоцкому. Но лирический напор есть, не спорю.

Голова от горьких дум и винных доз тупа,
С колокольни протрезвонить не мешало бы...
Жаль, что Главный Абонент вне зоны доступа,
Не желает больше слушать наши жалобы.


Дмитрий Мурзин, "Памяти Бориса Рыжего"
http://www.stihi.ru/2005/03/26-331

Глотали в туалете суррогат -
По кругу шла бутыль из-под кагора.

Да-да, правда жизни, и написано не без остроумия, и с посвящением культовому Рыжему, но как же эти
«физиологические очерки» не радуют уже!


Ржавый Ангел Го, "заводится..."
http://stihi.ru/2001/03/26-28

В шахтерском поселке полночь
Окрашена в антрацит.
Глаза ее - папиросы.
И, вызубрив свой урок,
Ржавеющие абрикосы
Шевелятся у дорог.

Вроде бы, о том же. Но вот за эти абрикосы – автору ура.


Елена Викман, "В этом мире"
http://www.stihi.ru/2009/05/18/8041

В этом мире давно не стирают руками,
Не пекут пирогов на двенадцать коржей;

Течение времени, ностальгия по прошлому – но без лишней риторики, аккуратно, и через бытовые детали.
Очень ясное, простое стихотворение, и без помарок.


Sterva, "Резюме. Next"
http://stihi.ru/2009/06/18/4488

Тоже современная стихопроза. Легко пишет, без напряжения, энергии не занимать. Но… гламурщина махровая, Верочкой опять же повеяло.


Ты знаешь, что замуж она не хочет. Не хочет ни гнездышка, ни птенцов. Меняет перчатки, мужчин и почерк - красиво, с достоинством и ленцой. Любой из поклонников предсказуем - на "бентли"/на "ауди"/на коне. "Шампанское? Мидии? Потанцуем?" Она, улыбнувшись, ответит нет.


Петр Бессонов, "Такая весна"
http://stihi.ru/2009/06/30/5621

Крепок, по-русски крепок в мае березовый сок!
Ждут и рыбак, и чайка, на юге сверкает блесна,
Хрен - говорю - вам, ребята, это у вас заскок,
Это весна, не осень; не осень - такая весна!

Интонационно хорошо, но текст еще надо до ума доводить, есть там отдельные корявости.


Adonatti, "Тени"
http://stihi.ru/2009/05/07/200

.Типа ретро
Читала с удовольствием – но… В каком-то смысле слишком  уж гладкопись и многословие.
Закрыла – и забыла, про что.


Мол вот и всё. Гори моя звезда.
Дрейфуй мой бот, мой призрак, мой спаситель.
Я нацепил на гик парадный китель,
И впился в руль, а мёртвая вода
Уже течёт с бортов. Рябой матрос
Бормочет всё о бабах и женитьбе,
О третьей и о том, что закурить бы,
Да, как назло, не видно папирос.


Светлана Холодова, "Сорока"
http://www.stihi.ru/2008/01/31/1269

Очень простое, ясное и чисто сделанное стихотворение. И оптимистичное в каком-то смысле.

Перо твое - сахар, и синька, и гарь,
читаю, читаю сорочий словарь
у парка на снежной дорожке -
там гнева и боли ни крошки.


Дмитрий Тамбовцев, "Дремотное семя"
http://www.stihi.ru/2006/01/14-849

Какая-то первобытная мощь и косноязычное бормотание. Стихотворение – как вырубленное из камня. Впечатляет дикостью. 

Язык, ох шершав.
А кто лев, а кто прав, не поправ, не украв, не узнаешь вовек
Губы грешат.
Да под черной сожженой губой, то ли зуб золотой, то ли смех.
Не крашен, не ладен, в сгоревших глазницах,
Которым не спится, не снится
Пророс человек.


Рецензии
Ирина!
Ну вот, наконец-то человек, для которого стихотворение Елены Викман является простым и ясным.
Пожалуйста, проинтерпретируйте привидений пажей Гекаты под быками мостов и столетья, качающиеся под столиком.
Можете добавить и полушки за плечами, которые лично мне ясны, но мало ли.
И, если Вы так зависимы от перечисленного ряда факторов, как говорите, можно тогда дать, скажем, утреннюю и вечернюю интерпретации?
Я абсолютно серьезно.

PS. Господа, грозящие помидорами и кирпичами!
Закиньте сюда лучше свои шорты, пардон, свои версии шортлистов.

Мария Москалева   01.08.2009 11:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.