Турнир поэтов 2025 выпуск 6

Участвуют Марианна Мартыненкова и Яна Ишмухаметова, критик – Валерия Пустовая, ведет программу Евгений Сулес

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

86 баллов
122 балла
Родилась и живет в Москве. Окончила Московский городской педагогический университет. Кандидат филологических наук. Работает начальником отдела по связям с общественностью. Публиковалась в альманахах Российского союза писателей и сетевых сборниках, а также в литературных журналах. Автор книги «Легкое стихопатство» и соавтор серии книг «шТРИхи». Восьмикратный финалист национальной литературной премии «Поэт года». Организатор и участница поэтических проектов «СтихоСакс» и «Ланч с рифмой». Член Российского союза писателей. Член Союза писателей России. Автор представлен редакцией Литклуб.ТВ.
Родилась в городе Салавате, живет в Санкт-Петербурге. Окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. Публиковалась в альманахах «Феникс», «Возрождение», «Русский Stil», альманахах Российского союза писателей, а также в литературных журналах: «Аврора», «Окно», «Литературные знакомства» и других. Финалист международного фестиваля-конкурса духовной поэзии «Покровская свеча», финалист национальной литературной премии «Поэт года». Лауреат Всероссийской литературной премии имени Александра Маздорфа. Автор представлен редакцией Литклуб.ТВ.
Эксперты: 42 (6 чел. по 7 баллов)
Зрители: 44
Сумма: 86 баллов
Эксперты: 56 (8 чел. по 7 баллов)
Зрители: 66
Сумма: 122 балла
Стихи Яны показались мне более взрослыми (это плюс) и технически более совершенными, и они мне понравились. А стихи Марианны более искренние, более непосредственные (что не всегда плюс, но в данном случае, мне это понравилось).
 Есть некоторая двусмысленность во фразе: Мне кажется, что я тебя июль.
Из контекста июль - любовь. И в то же время июль - это месяц названный так в честь Юлия Цезаря.
И посему ждёшь, что в финале появится Рубикон и мосты будут сожжены. А бедная девушка останется один на один со своим июлем. Но этого не случилось, она просто июль. А я дочитал и подумал: ну и ладно. Я бы так написать не смог. Значит, это здорово. И очень непосредственно.
А ещё мне захотелось выровнять счёт. :)

Юрий Семецкий (08.10.2025 в 02:43) – Экспертный совет
Марианна не понравилась, но она была убедительной. Яна менее убедительна – и в текстах, и в рассуждениях, но стихи ее производят приятное впечатление. Вот такой парадокс.
 Вообще, признаюсь, я не сторонник излишне свободных форм в стихосложении, мне мешает отсутствие строгих размеров, рифм и прочих атрибутов, собственно и определяющих стихи. С другой стороны, Марианна имеет на них неоспоримое право. Подобную изящную расшатанность я наблюдал и у великолепных поэтов, у которых она просто является частью стиля.  Примеры: Александр Крупинин, Глаша Кошенбек и др. Марианна до них, конечно, пока не дотягивает, но какие ее годы!
У Яны всё гладко настолько, что оставляет впечатление скольжения по поверхности. Это (очевидно) юное и (несомненно) дарование, безусловно, имеет перспективы роста, не меньшие, чем ее визави. Но немного настораживает и в стихах, и в общении некоторый избыточный  романтизм и воцерковленность не по возрасту. Люди приходят к Богу (если приходят) путем долгих размышлений, переживаний и преодоления тяжких жизненных ситуаций, а не вот так, потому что это выглядит прилично или так научили. У Юрия Ряшенцева помню: «Ты выглядишь всего лишь мило,/ Котенок с бантиком в хвосте!/ Не плакала, не хоронила – Откуда ж взяться красоте…» - вот я примерно об этом.
Да, чуть не забыл, Блок не поддерживал революцию. И стихопишущий человек должен влёт узнавать Арсения Тарковского!
С симпатией к обеим, но мой голос на левой стороне.

PS. Приношу извинения у почтенной публики, но забыл переключиться и нечаянно проголосовал со страницы БЛК. Но не думаю, что лишний балл на этой стороне перевернет ситуацию.

Владислав Сергеев (04.10.2025 в 21:48) – Экспертный совет
Первое желание было проголосовать за Яну. Читала-перечитывала, смотрела-пересматривала обеих, внимательно слушала беседу с ведущим и критиком. По сумме впечатлений и наблюдений отдаю голос Марианне, поскольку вижу в ней более обещающего автора для следующего тура. В её стихах больше жизни, больше интересов, больше поиска, в то время как у Яны тишь, гладь и божья благодать, и вот эта «образцовопоказательность» - и в выборе тем, и в технике - в какой-то момент начинает наскучивать. Я не знаю, чем она может подкрепить и усилить уже достигнутый отличный, но, по мне, слишком стерильный результат отборочного тура. Так и хочется встряхнуть её: Яна, больше жизни! Увеличьте радиус перемещений, загляните вместо булочной в молодёжное кафе, в конце концов (понравился у Марианны термин «едальная поэтика», надо запомнить!) Почаще включайте кокетку, у Вас это очень хорошо получается, я внимательно смотрела эфир!
 Валерия и Евгений – выше всяческих похвал. Прекрасный выпуск, замечательный выбор редакции.

Удачи и счастья обеим чудесным участницам.
Удачи и счастья всем!

Надежда Бесфамильная (02.10.2025 в 21:48) – Экспертный совет
База: поэзия – способ познания мира. Цитата: «В вопросе и истина. Поэты – вопросы» (А. Вознесенский). 
 Добавлю, пожалуй: иногда и до ответов поднимаются.
Справа. Стихи автора справа – пусты гносеологически. Здесь автору всё ясно. Вопросы? Да конь не валялся! Sapienti sat. Зализанные, гладенькие тексты. Благостненькое, но мёртвое. Импотентно- безопасное. 
Слева. Автор слева живёт в своих стихах. Ошибается, набивает шишки, но живёт. Ищет.
Я за поиск.
Тем не менее, спасибо и Марианне, и Яне.

Евгений Овсянников (01.10.2025 в 09:03) – Экспертный совет
И опять же я полностью согласен с оценками Валерии Пустовой. Но это потому она была так точна, что был предмет поэзии.
 Стихи обеих участниц понравились на самом деле. У Марианны, да, всё несколько калейдоскопично - кусочки мозаики, некоторые более яркие и внятные, другие менее, но в общую картинку они укладываются с трудом. Но все равно это интересно.
У Яны же с этим, как правило, все в порядке, но вот мешают некоторые слова и выражения. И мало неожиданного, того, чего я еще не знаю.
У Марианны неожиданного намного больше, потому и голосую за неё. Хотя долго колебался.

И некоторое недоумение. В праймериз у Юрия Семецкого, который, собственно, и проводится для отбора участников Турнира, голосуют каждый раз более четырехсот человек. Огромное количество. А на самом турнире - 100 с небольшим хвостиком. Я не понимаю, почему.

Александр Спарбер (25.09.2025 в 22:54) – Экспертный совет
Голосую за  калейдоскопичный  самобытный мир Марианны.
 Причина проста - мне всегда интереснее те, кто ищет, а не те, кто нашёл, 
тем более, если ответ готовый. В рамках определённой конфессии для меня не может быть истины, а перепевать священное предание и писание не вижу смысла, даже если это сделано талантливо.

Евгения Костюкова (25.09.2025 в 16:20) – Экспертный совет
Голосую за слабейшего, чтобы никто не победил, из графоманов.

Сергей Бакланов 67 (08.10.2025 в 19:59)
Художественная самодеятельность для областного Дома культуры. У Яны- для районного. Скажите ей кто-нибудь, что см. "...При царствовании Saint Nicolas…" Сен Николя не гражданин Романов, а французский Дед Мороз, также- покровитель рыбаков.

Терджиман Кырымлы Третий (08.10.2025 в 08:36)
На мой взгляд, обеим девушкам еще есть куда расти и необходимо это делать. Но более зрелой показалась Марианна. Яна прекрасна, но пока что она выглядела (для меня) как очаровательный талантливый подросток.

Лена Скачко (08.10.2025 в 04:44)
Елена Георгиевна (08.10.2025 в 03:14)
Моя душа потянулась к Марианне, хотя стихи Яны более понятны и убедительны, особенно в прочтении автора. Я не сторонник религиозной теме на турнирах, но то, как это преподносит Яна очень достойно, без фанатизма и очень  своеобразно. Буду рад увидеть в следующих турах любую участницу, так как влюбился в обеих. И ведущий и критик весьма хороши! Всех поздравляю с прекрасным турниром! С уважением, Валерий Женин!

Валерий Женин (07.10.2025 в 22:40)
У Яны как-то все эхом эхом…и музыка и слова …
 возможно и бывает не индивидуальная поэзия…

Марианна же цепляет каждым произведением
Здесь музыка чувст великолепно звучит в Перьях.
И Дольки, кстати, потрясающе. Это честно! Я не любитель хвалить чужие тексты.

Ольга Файзова (07.10.2025 в 13:00)
1111111010101111101011101011111111111111
 ... не понравилась, но она была убедительной. Яна ...
и подвиньте кресло - дует, эх ма

Владимир Харитонов Энергия (07.10.2025 в 05:13)
у Марианны такие неудобные, местами кривобокие стихи, что просто руки чешутся там порядок навести! но как пугающе отчётлива иная мысль, как зорко сердце. её подборку я многажды прочла. что-то брезжит, беспокоит, приглашает к внутреннему диалогу.
 
у Яны есть поэтическая стройность, приятность и, как мне кажется, обращённость только к себе. мне милы плавучий краб и афалина. возможно, я тоже горчичное зёрнышко или птица. но сопереживать ЛГ или проецировать на себя какой-либо текст автора мне не удалось. хотя автор невероятно симпатичный.

а если можно, я бы за Сулеса и Пустовую проголосовала. обожаемый тандем.

Ольга Демиденко Заярская (06.10.2025 в 22:42)
Андрей Крючков 1 (06.10.2025 в 12:12)
Голосую за поэзию.
 Более зрелую, более близкую, более...

"Мир, конечно, был придуман под тебя..."
"Отражаются в сумерках времена..."

Удачи автору!

Алёна Воля (05.10.2025 в 23:59)
Сергей Лебедев 27 (05.10.2025 в 18:09)
Когда Ангелочек Яна признается в безусловной любви к Блоку, я как-то настораживаюсь. Коробочка с двойным дном приходит на ум... То ли дело Марианна! Молодых поэтов сейчас таких действительно "рой" и пока дело не дошло до "карцера с литой крышей"  заунывные песни их наполняют эфир и дают мне повод для иронии.
  Голосую с благодарностью за вдохновение и дарю Марианне свой опус на её подборку:
 
Внутри меня война ведёт в тупик,
Я отщепенец, долбаный, ужасный,
Бессмысленное видится прекрасным,
Под плетью рая, свой смиряю  крик.
Рисую рифмой круг или квадрат
И холодно, и жарко мне без цели.
Не помню чисел, месяцев и дат
И в блеске пуль бессмысленные цели...
Но я тебя поэзия - Июль,
Хоть все сезоны болью в подреберье
И в сердце Неразгаданная Тюль,
А в мыслях Неосознанные Перья.

Константин Жолудев (07.10.2025 в 01:49)
Ната Ка (05.10.2025 в 00:36)
Стихи Марианны для меня более яркие и интересные, более живые! Удачи всем

Качаровская Елена (03.10.2025 в 16:23)
Светлана Тимашева (03.10.2025 в 09:19)
Ми Тенников (03.10.2025 в 05:26)
Этакое промышленное состязание: генератор случайных сигналов против линии по розливу киселя.
 Но и это на порядок качественнее первых трёх программ.

Дмитрий Сергеевич Данилов (02.10.2025 в 12:46)
Лина Маго (01.10.2025 в 17:23)
Елена Морозова 24 (01.10.2025 в 16:46)
Сергей Джураев (01.10.2025 в 12:50)
Очень понравились стихи Марианны! Думаю, что это настоящая поэзия!

Станислав Чурилов (30.09.2025 в 18:38)
За организатора!

Евгений Деденко (30.09.2025 в 12:24)
Настя Белых (30.09.2025 в 11:53)
Владимир Нефёдов 4 (29.09.2025 в 22:29)
Формат передачи стихов таков, что зритель воспринимает не только стихи, но и самого автора, его облик, его голос, его мимику, речь и всё прочее.
      Понимаете, если ЛГ Марианны и сама Марианна, которую я вижу и слышу,  во мне согласуются ( я Марианне верю), то ЛГ Яны и сама Яна согласуются во мне только внешне и то лишь отчасти.  Я не верю Яне. Именно Яне, а не её ЛГ. Вы скажите: " Ну и что, автор не обязан быть таким же, как его ЛГ. " Да, но почему то мне кажется, что в этом случае, для того чтобы правильно увидеть стихи Яны, нужно абстрагироваться от её  милого лица и голоса и посмотреть на стихи так, как будто саму Яну вы никогда не видели и не слышали.
      Попробуйте, и вы обнаружите стихи почти школьницы -  простые, милые, местами небрежные. Валерия Пустовая отметила некоторые сомнительные места, но, как сказала сама Яна (отнюдь и далеко не школьница), критик пожалела её. И это действительно так. Подозрительных мест, конечно, больше, все перечислять не буду, скучное это дело. Только спрошу об одном. 
      Цитата:
 ".. попугай, черепаха и афалина.
С ними разлука - истинная епитимья
для меня как для человека и христианина.."
А почему не гражданина?  :-)  Какое отношение имеет христианство к черепахам? Почему разлука с попугаем это  "истинная епитимья"  для христианина? И почему "она"( в начале стиха) стала вдруг "он"(христианин)?
     Словарь и устройство стихов Яны довольно бедны, почти примитивны. Но это было бы хорошо (я, например, такое люблю), если бы мысли, чувства и эмоции оправдывали  непритязательность формы. А здесь есть почти только одна милота:

я маленькая, я - зернышко, я - птичка, я - Дюймовочка, я всё время обо всём молюсь, попугайчиков люблю, мне приснилось, что Блок меня поцеловал, я верю, что Блок попал в Рай и молюсь, чтобы я там с ним встретилась и поцеловалась, я никогда не умру, потому что..   Потому что, хоть и верю, но боюсь..

Да, это очень мило. Ноль труда для читателя. Вы скажете: " Ну, вот же, и ладно, и достаточно, главное, чтобы трогало и  щекотало." Я понимаю тех, кто голосует за Яну, и принимаю.    
       Но мне недостаточно.  Яна -  взрослая (!), причём очень уверенная(!) в себе женщина.  Какие там Дюймовочки с муравьями? Работать надо над стихами, и не являть  нечто недоношенное по пути между домом и булочной. ((
------------------- 
Марианна.
А вот здесь совсем другое дело. Здесь (для меня)  полное совпадение автора и ЛГ. На слух это "бос"  автору действительно подгадило. Думаю, что Марианна не знала, что так получится. При чтении же только глазами - нормально.
     И знаете, когда я сама прочитала подборку Марианны ВСЛУХ, вот тогда я поняла, что это очень хорошие стихи. Так легко и естественно, можно сказать комфортно,  они ложатся на чужое (на моё) сознание, когда читаешь вслух. Не думаю, что я исключение. Попробуйте, кому интересен этот эффект и не безразлично голосование. Да, нужно немножко потрудиться и   становится понятно, что стихи абсолютно искренние, ясные, не надуманные,  экспрессивные, нервные, своеобразные (оригинально о любви? - редкость нынче).  Марианне верю. А для подтверждения , чтобы никуда не ходить, а сразу сравнить с детскими сопельками Яны (милыми, не спорю, ) приведу здесь последнее стихотворение из подборки Марианны. Пару слов скажу о нем.
     Оно тоже божественное;  про любовь, про молитвы и мольбы, про рай и ад  (может быть про те рай и ад, что на земле, а не где-то.. ТАМ), про осознание своей и его (или - её) греховности (такой человеческой!), а может и не греховности, а, наоборот, жертвенности (впрочем, это одно и то же)).  Потому что звучит в стихотворение не покаяние,  а как-будто  отчаянный вызов,  и даже горький упрёк, что ли (САМОМУ!? Или кому?).  И это очень круто!  Оно и по особенному чудесно музыкальное (но это отдельный разговор). И последняя длинная строка - она именно такая и должна быть .  По этому стихотворению я точно  узнаю серьезно и осознанно-нестандартно  работающего,  талантливого и честного(!) поэта.   
  Итак, Марианна:
                Плеть
Я так молюсь за тебя, что боюсь – ты попадёшь в Рай
И сладкоголосые птицы будут тебе петь
А я – отщепенец несчастный,
Видящий только край
Даже не Рая, отброшенную им плеть.
Её потеряли, видимо, при перевозке
В то место, в котором гораздо жарче
И, кажется, меньше звёзд.
Туда собирают тихонько в одежде более ноской,
"Оставьте себе свои раны, остальное – кладите на пост".
И мы туда спустимся – в карцер с литой крышей,
Мы будем смотреть наверх, и кто нам что запретит.
И будем молиться роем, чтобы те, кто нас (никогда) не услышит,
Смеялись под пение райских на краешке солнцем прогретых и мягко застеленных
плит

Наташа Божкова (29.09.2025 в 20:06)
Марианна более зрелый автор, имеющий достаточный жизненный и поэтический опыт. На фоне прекрасной и восторженной Яны она чуть более сурова, но более убедительна.  Многослойность её образов заставляет шевелить мозгами и включать воображение. Симпатичная девушка, интересный автор. Хотя, Яна очень милая и непременно пойдёт в рост. Молодость - не порок, а бутон перед расцветом.

Наталья Харина (29.09.2025 в 00:25)
Мне ближе реализм

Владимир Караевский (28.09.2025 в 22:23)
Сам не знаю почему. Наверное, чтобы уменьшить разрыв в очках между двумя равными, но разными авторами.

Ливерий (28.09.2025 в 01:44)
Елена Ительсон (28.09.2025 в 18:33)
 Не для придания голосованью веса:
Ведь Шут в поэзии не смыслит ни бельмеса!
Надеюсь, сей пиар простится мне, балбесу...
Благодарю за вдохновенье поэтессу!

========== *** ==========

           Босс ли ты, если бос?


«Босс или не Босс? Из-за чего же я бос? — Гневно Хозяин вскричал. — Принеси-ка мне тапочки, пёс!»
— «Но ведь и я как-никак тоже бос!» — Возмутился беззлобно Барбос, хотя тапки он всё же принёс.
С той поры, до сих пор этот спор не смог, увы, разрешить: кто был истинный Босс, а кто просто был... бос?

Владимир Волков 59 (27.09.2025 в 15:21)
комментарий удален модератором

Сергей Винтер (27.09.2025 в 07:50)
Очень хорошие девушки. Слышащие, светлые (повторюсь за ведущим), талантливые, перспективные. Выпуск лёгкий, на одном дыхании. Всё впереди, умнички!

Михаил Будников (26.09.2025 в 20:38)
После первых выпусков «Турнира поэтов» можно было подумать,
 что девиз программы:
«О поэтах или хорошо, или ничего!»)

В этот раз «разборы полётов» были обстоятельны и предметны.
Потому что, как верно заметил Александр Спарбер, появился сам предмет).
Мало что можно добавить к уже сказанному. Но я попытаюсь).

Марианна

И ты бос

Это стихотворение подтверждает простую мысль: автор должен думать
не только об удобной для читателей графике текста, но и о том, как его стихотворение воспринимается на слух.
Другими словами, отслеживать звуковые накладки, искажающие смысл.
Когда я слушал Марианну — текста передо мной не было.
Именно поэтому, рефрен «и ты бос» я воспринимал, как надпись на кружке — «Ты — босс».)
Представьте моё недоумение.
Я не смог догадаться ( пока не увидел текст), что я слышу краткую форму прилагательного «босой».
А как, скажите, я мог это сделать, если слово «бос» мужского рода, а главный герой — женщина?
Понимаю, что фраза «и ты боса» звучит так себе.
Но с ней хотя бы синтаксис бьётся. Вместе с семантикой).

Тема

Саму тему я бы сформулировал кратко: «одни нас встречали руки, другие — назад понесут».
Тема раскрыта. Пазл сложился.
Но некоторые фрагменты/детали показались лишними.
К слову, финал перекликается с первой строкой стихотворения Бродского:
«Каждый пред Богом наг».

О лапслоке

Здесь он выглядит, как дань моде.
Обычно, лапслок применяют, когда хотят, чтобы ничего не «выпячивалось» из текста и не отвлекало читателя от потока авторской мысли.
А в данном случае лапслок просто навредил — парцелляция, к которой обратилась Марианна, разделяя текст на короткие предложения, требовала, как раз, заглавных букв.
Приблизительно так:
«Тишина. Ты бос. Ты наг. Свет горит внутри. Мама на кухне. Долечки на столе».
Но, конечно, я не настаиваю.
Автору всегда виднее.

«И я тебя июль»

Необычная конструкция точно запомнится). Верю, что кто-то скажет:«гениально».
А кто-то улыбнётся.
Даже немного жаль усилий автора.
Пафос важен для эмоциональной окраски стихотворения.
Но иногда он бывает чрезмерным,
Меня улыбныло не только то, 
«как пронзают снег рапирой»,
но и фраза «в …адовом везде».
Автор, мне кажется, должен чувствовать,
где начинается перебор.
Но я понимаю, что мои ожидания —
это мои проблемы).

Об узнике

В своё время, я прочитал статью Анны Саблуковой «Тюрьма в моей голове строит стены», которая как бы вытекала из спорной строки Веры Полозковой «ничего нет страшнее тюрьмы в твоей голове» из стихотворения «Я пришёл к старику берберу и спросил».
Мысли в статье и в стихотворении Полозковой изложены достаточно ясно, чего я не могу сказать о стихотворении «Узник».

О перьях, плети и важном.

Три последних стихотворения в подборке воспринимаются, как одно целое.
Но нет ничего плохого в том, что все эти стихи на одну тему.
Вот написал же, упомянутый  в программе, Александр Александрович, 687 стихотворений на одну тему.
И ничего). Правда через шесть лет он тему всё-таки сменил.
Так что у Марианны всё впереди.
Сумбур немного смутил, но экспрессия текстов запомнилась.
Будем считать, что это триптих.

Яна

Ответ Яны на критику был до гениальности прост.
Действительно, какие замечания могут быть к стихам, написанным за две минуты?
Понятно, что Яна была смущена, но,
что ни говори, все аргументы выбила).
Тут только и остаётся, что восхититься талантом автора.

Владимир Ворожба (26.09.2025 в 14:35)
Яна очаровательна, пленяет  искренность, её ангельская наивность, нежность, а подборка стихов обкатана более прицельно, конечно эмоционально цепляет сильнее. Марианна более хаотична  и в подборке текстов, и в подаче смысловых образов. Если стихи Яны располагают к пению,  то стихи Марианны к  мысли,  для меня не только к размышлениям над смысловыми образами, игрой слов, но и конструкциями их подачи, работы со звуком,  то есть  тем многим элементам , что влияют на  качество поэтических строк. У  Марианны мне есть чему поучиться помимо эмоций и метафорики.

Ирина Губанова (26.09.2025 в 09:14)
Марина Изергиль (25.09.2025 в 22:42)
Марина Вишнякова (25.09.2025 в 20:36)
Думаю, что про Бога и Храмы  не пишут стихов. Ему молятся наедине и в Храме. Марианна со своей любовью тронула. Организаторам спасибо за интересный турнир.

Марина Морозова 10 (25.09.2025 в 14:48)
И Марианна, и Яна - обе одинаково талантливы, в стихах обеих множество достоинств, но если Марианна динамична, её стихи порывисты, как мягкий неопределившийся ветер, стремящийся успеть везде, как видимо и её характер, то Яна более склонна к интровертности, мечтательному обдумыванию.
 Для меня вложенный ими труд равен, жаль, за обеих нет возможности проголосовать.

Влада Эмет (25.09.2025 в 13:13)
Милана Секоненко (25.09.2025 в 09:58)
впечатление,понравилась критика,в добром тоне.
 выбор,создала Марианна,интересными,ассоциациями.

Евгений Церетели (25.09.2025 в 00:13)
Дмитрий Шунин (24.09.2025 в 23:38)
комментарий удален модератором

Юлия Ковале (26.09.2025 в 21:38)
О стихах и Марианны, и Яны здесь уже было сказано немало критических слов. Понимаю критикующих, зачастую согласен... и всё же подчеркну: в представленных подборках есть главное – поэзия. Да, она присутствует не во всех строчках и строфах. Да, есть моменты либо откровенно неудачные, неловкие ("ласковой колыбельной я тихо внемлю" – по контексту "масло масленое"; "не помню чисел, месяцев и дат" – дата и есть, собственно, число+месяц) либо просто "никакие", не несущие в себе ничего индивидуального. Но есть и достоинства. Есть выразительные образы, "несущие" стихотворение. Есть композиционные удачи – выделю второе стихотворение в подборке Яны и последнее в подборке Марианны. Есть подлинность переживания, передающаяся читателю. И есть то необъяснимое, неуловимое... что и зовётся поэзией. :)
 Подборка Яны понравилась на данный момент несколько больше, но вижу перспективу хорошего развития у обеих участниц.

Ильдар Харисов (08.10.2025 в 20:46) – Экспертный совет
У обеих соперниц достойные тексты, поэтому передача не вызывает раздражения и недоумения, как первые выпуски. Радует, что культурой поэтической речи участники владеют не на примитивном уровне,  вызвавшем оторопь в начале сезона.
 Жаль, что Марианна не продумала состав своей подборки. Ей не вполне удалось презентовать свои сильные стороны (я ознакомилась со страничкой на сайте: там много заслуживающего внимания). Рефрен программного ст-я "и ты бос",  на слух воспринимается как "босс". Этот конфуз полностью опрокинул моё впечатление от выступления. Неплохой уровень остальных стихов его не исправил.
Напротив, сильная вещь  Яны о горчичном зёрнышке на ладони задала всей подборке очарование, от которого мне уже не удалось отделаться.
Обеим поэтессам желаю удачи и любви.
Евгений и Валерия — очаровательный тандем!

Наталья Малинина (07.10.2025 в 12:59) – Экспертный совет
Каждому своё, конечно, но вот для меня этот выпуск Турнира - ещё одна иллюстрация, подтверждающая простое правило (которое многие видеть не хотят ну или не могут, что ещё тяжелее) - даже при наличии интересной образной системы внутри автора - разговор о Стихах можно вести только тогда, когда стихи имеют технический уровень выше хорошего (а не среднего, что важно!). Т.е. рассуждать о возможных внутренних сейчас и будущих в потом достоинствах зелёной сливы странно просто потому, что это нельзя есть, потому что рот вяжет (это я вообще, а не к кому-то из участников).
 Тут можно сказать ещё много,но ограничусь констатацией правила номер один: техника в стихе не менее важна, чем идея и образность, вместе взятые. И, если она слаба, никакая идея и все благостные намерения автора стих не вытянут.
Т.е. послевкусие рулит, и если оно рулит в сторону "ну,тут ещё править надо.." - вы как поэт недоработали, и пирожок с полки взять вам не по росту))
*
Обе участницы в плане тем-идей-исполнений прочитанного мне были интересны, они говорят живыми словами, у каждой свой мир, своё вИдение, своя печаль и своя радость, и это хорошо. А техника - это навык, навык приходит с опытом, а опыт - со временем.

Дмитрий Ревский (01.10.2025 в 10:35) – Экспертный совет
Если во все предыдущие выпуски мне было все равно кого мы потеряем в ходе турнира, то сегодня бесконечно жаль будет расставаться  с Марианной ли, с Яной ли…
 
Они для меня одинаково ценны. Обе – поэты. Искренние, честные сами с собой и с читателем. Ни ужимок, ни ломачества. Читали прекрасно. В студии от обеих исходил излучаемый внутренний свет.
Как контрастны они тому, что я вижу зачастую на московских площадках «молодой» поэзии, когда девушки возведя в абсолют сексуалитэ, разводят бесконечную тягомотину о бдениях ночных. Как чисты и ясноглазы наши сегодняшние поэтессы! Спасибо выборщикам.
Удовольствие от увиденного и услышанного… Марианна еще разовьется. Наддаст еще горячности своей. Ее потенциал очевиден. Сбивки ритма исчезнут, когда научится ровно дышать. Сейчас они от переизбытка чувств. Говорит с невидимым – а он раздражитель тот еще) не до самообладания). Вырастет в большого поэта. Для меня это очевидно из явленного дистроя  строки, но цельного чувственного выдоха: глубок и силен.  А человек способный так чувствовать - эту способность потеряет вряд ли.  Научится смотреть на свои вирши со стороны, не как молодая мать на свое дитя , а как соседская тетка с вечной претензией молодости и красоте. Тогда и ляпы увидит, и неточности и небрежность рифм.
  Научится не скобки внутри раскрывать, поясняя (ну не себе же- читателю, разумеется)  а выносить за скобки любое предположение о тупости читателя. Таковых нет. Если и есть- он не её…Тогда зачем он ей сдался?

Вот здесь я любовно собрала  алмазики, поэтически ограненные Марианной. Спасибо за них. Это то, что очевидно говорит о ее таланте чувствовать, а что ценнее может быть в поэте? 

-и невиданным царством оказываются дворы

-ты роняешь платье на пол и дно

-ты умеешь больше, чем ничего

-ты идёшь туда же, откуда шёл.

-Узник (ты знаешь) увозит тюрьму с собой.
Он ею смывает пот, утирает слёзы.

-И узник встаёт, улыбается, ходит жить

-И узник, ты знаешь, уносит свою любовь,
Приходит с ней в дом пустой, наливает чаю.
Тюрьма в голове покачивает стеной.
И узнику шепчет: я тоже по вам скучаю.

-Мне кажется, что я тебя июль

-Я так молюсь за тебя, что боюсь – ты попадёшь в Рай

Но голосую я, все же, на стороне Яны. Может быть и потому, что когда-то оказалась в меньшинстве со своей  экспертной рецензией, голосуя за Лизу Евстигнееву . Лиза выбыла из турнира. А потом , через год- я увидела ее на «Шапировском вечере»  и не могла сдержать слез в восторге душевном, слушая ее стихи.

Лиза выросла в большого настоящего поэта.   Яна очень напоминает мне Лизу.  Ясность мысли, стройность образного ряда. Цельность замысла. Счастливое сочетание чистого звука и высокой ноты. Умница!  Пусть поэзия этой небесной девочки продолжится и возмужает… пусть ей благоволят  даже стены…

Спасибо Евгению Сулесу за профессиональное не выгорание.) Столько лет с нами- но каждый выпуск турнира , как новенький) 

Ни один приглашенный поэт не поставил его в тупик) любая Тема- сразу получает свое развитие. Его эрудиция – поражает! 

Безусловное ценнейшее приобретение турнира ВАЛЕРИЯ ПУСТОВАЯ.  Критик ли она? Не в той мере, что заложена в слове …
Валерия, скорее душа ребенка в мудреце … все видит, все слышит, все чувствует. Она сама рождает новую поэзию русского языка - сколько новых словоформ и неологизмов от нее уже прозвучало!))


Спасибо всем за выпуск! ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!

Елена Талленика (30.09.2025 в 11:44) – Экспертный совет
Мне очень понравился этот выпуск, обе участницы - такие разные, но тем не менее перекликаются в своём творчестве.
 Понравилось и чтение обеих девушек: уверенное - у Марианны, одухотворённое и лиричное - у Яны.
Речитативность стихов Марианны привлекает длинной ритмичной строкой, поиском новых конструкций и смыслов.
Но мне здесь показались лишними рифмы, которые ради рифм, как бы упрощающие тексты. Пришла даже в голову мысль, что Марианне возможно будут удаваться верлибры.
В православной поэзии Яны - чистосердечие и поиск ответов на вечные вопросы: откуда я, кто я, куда я? Каюсь, здесь я пристрастна, потому что сама молюсь и ищу ответы на эти вопросы.
Большое спасибо Валерии Пустовой за деликатный разбор текстов, а Евгению Сулесу - за прекрасное настроение передачи.

Лора Катаева (29.09.2025 в 13:10) – Экспертный совет
При оценке участников турнира всегда имею в виду конкретную подборку. Наверно, у авторов есть и другие стихи, более качественные, но вынесли они на рассмотрение именно эти. Если подборка неудачная, можно подтвердить и в этом пожелание Валерии Пустовой о воспитании в себе внутреннего редактора. Стихи Марианны трудно назвать стихами. Это сочинения без четкого понимания законов поэтического творчества. Если записать их в прозаическую строчку, то и тогда получится весьма посредственная проза. Только наглядней проявится обилие лексических штампов: любовный жар, утопить тоску, охлаждает пыл, ни капельки не любил, искрит вино, безмерно уставший, сонм несчастий и так далее. Видны будут и несуразицы, которые не так заметны в подобии стихов, их можно принять за находки: всерьёз любя, галькой о бровь, отражаются в сумерках времена, из тряпок вокруг полотно, бесконечность преодолевая, бессмысленно просыпаться. Не стану долго перечислять недостатки, скажу еще для автора о случайности деталей, которые ничего не выражают, отсутствии точных и свежих определений, которые создают поэтическое настроение, неудачные инверсии, вялые глаголы, не придающие написанному необходимую энергию. Попытки сказать что-то остаются лишь попытками. Замыслы не воплощаются, хотя они есть. Представленные тексты пока только черновики, над которыми надо работать дальше. Именно работать, но, возможно, с опытным наставником. Еще раз подчеркну, что говорю о конкретной подборке. Яна Ишмухаметова - поэт. Это несомненно. Она создает цельные, продуманные образы хорошим литературным языком. Не могу сказать, что все они яркие. Яна и не претендует на это. Она другая, входит в душу теплом, нежностью, вызывает доверие к сказанному, побуждает желание размышлять над строчками. Достоинства стихов наглядны, и говорю о них только в целом, не останавливаясь на отдельных находках. Это займет много времени. Если Яна пройдет в турнире дальше, скажу и об этом. Главное достоинство - уже присутствующий авторский стиль, что крайне важно. А то, что образ Яны совпадает с ее стихами важно вдвойне. О некоторых недостатках. К ним отнес бы некоторую назидательность, свойственную молитвам. Говорю об этом потому, что направленность творчества Яны, если сказать упрощенно, православная. И сама она утверждает это. Но все-таки достаточная грань между молитвами и стихами в большинстве случаев соблюдается за счет образного решения. Есть строчки, где  доверительность переходит в бытовой разговор: "Друг, ты ведь тоже - зернышко на ладони...". "знаешь, если когда-нибудь ты приедешь туда тайком, пообещай мне...". Это можно назвать и составляющей авторского стиля, хотя в стихах такое можно посчитать излишеством. Я  определил бы поэзию Яны, как постоянный поиск собеседника, которого ей не хватает, в стихах прослеживается одиночество и страдание ее души именно от этого. Желаю талантливому человеку обрести понимающего собеседника, в том числе читателя. Голосую однозначно за Яну Ишмухаметову.

Сергей Хомутов (29.09.2025 в 09:47) – Экспертный совет
Есть вещи, которые обезоруживают.  Так увешанный копьями и стрелами замирает перед ребёнком, который тянет к нему открытые ладошки, так прожжённый скептик слышит вдруг тихое слово и перестаёт нести чушь...
 Когда читала Марианна, я понимал: да, это хорошо, прогрессивно. Это голос и тон человека наших дней, со всеми плюсами и минусами этого самого человека...
Когда читала Яна я просто улыбался, понимая насколько это наивно, открыто и безоружно... Это словно позволило возвратиться в то время, когда подобные чистые слова ещё имели значение для тебя самого и окружающего тебя большинства.
Ничего специально «религиозного» в этих стихах нет. А то, что есть — естественно и искренне. Ничего навязчивого или диктующего. Наверное такими и должны быть чувства, связанные с верой: смиренными и неагрессивными.
Я прекрасно осознаю, что как и многие зрители попадаю под «магию» Яны. Но образ её настолько гармоничен и без каких-либо противоречий легко перетекает из стихов в манеру отвечать на вопросы и общаться, что этому веришь. Хочется верить. То, что читает Яна вдруг усмиряет и отрицает твоего внутреннего циника... А это очень приятное чувство:))
Да, возможно, в следующем туре (если он будет) эта магия уже не сработает, поскольку за первым словом должно последовать второе, а не точное повторение первого. 
И ещё: пока читала Яна, мне вдруг невольно вспомнилось любимое из Блока:
«Девушка пела в церковном хоре...»  … и уж тут я точно почувствовал за кого хочу голосовать...
(Спасибо Евгению за вопрос о Блоке. Спасибо Яне за ответ)
У Марианны хорошие стихи. И она ничуть не уступает Яне.  Пожалуй, только можно сожалеть (и я не первый в этом), что жребий свёл этих милых девушек именно в этом выпуске, а не в тех, начальных, которые... (тут тактично умолкаю, поскольку внутренний циник ещё некоторое время нейтрализован этой удачной программой)

Игорь Бирюков (28.09.2025 в 00:10) – Экспертный совет
Мне удивительный вчера приснился сон:
 Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал…
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…

Именно эти стихи Игоря Северянина пришли на память после прочтения подборки Яны. Что-то есть в подборке этой девушки, что-то что завораживает. Критик Валерия
Пустовая, несомненно права, нужно ещё много работать, править, доводить до ума. Но уже есть с чем работать.

Насчет Марианны: для меня её стихи эклектичны, даже в чём-то рассыпаются. Возможно, в будущем она станет писать по-другому. Хотя и сейчас тексты Марины интересны.

Игорь Гонохов (26.09.2025 в 16:08) – Экспертный совет
Слова этого автора ложатся просто и целенаправленно, в сердце. Нет никаких заумных и эфимерных образов, понятных только их описавшему. Простая чистая песня, которая несет образ не беспокойного , но гармоничного мироздания.

Игорь Горний (08.10.2025 в 22:12)
Стихи обоих авторов шикарны и замечательны. Но поэзия Яны немного перетянула по впечатлению, поэтому мой голос за неё.

Таня Зачёсова (08.10.2025 в 18:08)
Трогательно и глубоко...

Ольга Воталинская (08.10.2025 в 02:17)
Нина Жерносек (07.10.2025 в 20:32)
Лариса Сидякина 3 (07.10.2025 в 20:27)
Татьяна Шадуя (07.10.2025 в 16:14)
Голосую за Яну, мне очень понравилась её лирика. Яна обращается к душе, а Марианна к разуму. Я за поиски духовного пути. Марианна больше относится к тем, кто теряется, как автор, в общем строю современных авторов. У Яны больше индивидуальности, поэтому я голосую за Яну. Яна живёт тем, о чем она пишет, её стихи гармоничны и выстраиваются естественным образом, как она  сама сказала, по дороге из булочной, именно потому, что она ничего не выдумывает, стихи сами вытекают из неё.

Татьяна Вийом Сыч (07.10.2025 в 02:40)
Стихи больше понравились

Короткова Юлия (06.10.2025 в 22:43)
Лю Орлова (05.10.2025 в 23:20)
Ерофеева Надежда (05.10.2025 в 20:08)
Мой голос на этот раз здесь, у Яны. У неё получилось как-то душевно, тепло, без каких-либо скрытых смыслов и подстрочников, необходимых для понимания этих смыслов,  в своих стихах открыться перед нами. И я её услышала, почувствовала, поняла, а этого для меня вполне достаточно, чтобы проголосовать на этой стороне.
Неожиданно захотелось после отклика Натальи Малининой, дополнить свой, но написать уже о сопернице Яны. Не знаю, в чём тут дело… Игры разума, не иначе…
Но  мне стихотворение Марианны про  “босс”-а точно запомнится. Воспринимать его на слух - это как рассматривать фото с неоднозначными спорными цветовыми оттенками, «феномен синего или белого платья» называется.
Ведь прежде чем смотреть выступления участниц, я сначала прочитала их подборки. И точно (хотя, теперь уже и не поручусь) у Марианны в первом стихотворении на протяжении почти всего текста, кроме первых шести и последних семи строк, мне отчётливо читалось -  “и ты боСС”. Я решила, что в этом есть какой-то глубокий непонятный мне смысл, с которым ещё надо разбираться. Понадеялась, что после авторского чтения всё прояснится. Но даже потом, когда стихотворение читала сама Марианна, я всё время слышала именно то, что ЛГ чувствует себя большим начальником, а не как не босоногой. Сегодня практически на исходе голосования перечитала  этот текст снова и… о, чудо! ЛГ всё-таки оказалась не боссом, а босой. Ну, тут уж точно - игры зрения у меня, не иначе.

Хорошилова Анна (07.10.2025 в 13:22)
Стихи Яны Ишмухаметовой  мне ближе по духу и ритму, а турниру процветать...
 
С уважением, Анатолий.

Анатолий Михей (05.10.2025 в 12:54)
За Яну ... усмиряющую циников и раздражающую бесов))
 С этой стороны поэзии несомненно больше.
А мы всё таки оцениваем сегодняшний результат, а не то, во что всё это выльется в отдаленной или близкой перспективе.
Ну а что касается устаревших тем, то в наш 21 век очень трудно  найти что-то важное,  но ещё не воспетое. К тому же Яна осмысливает  вечные темы по-своему, через призму своего душевного и духовного опыта, формируя свой собственный и уже вполне узнаваемый стиль. Правда, когда читала подборку, чуть не уснула. Смотреть и слушать было приятнее. Поддерживаю Валерию, тоже подумала, слушая выступление, что надо  бы откопать краба ... но это наверно больше проблема слушателей, а не автора((
Да, и конечно Евгений в этой передаче был интеллектуально прекрасен))

Татьяна Чиженкова (04.10.2025 в 19:06)
Ну конечно же Яна!  У неё хотя-бы стихи, и довольно интересные! Не "моё" правда, но кому-то заходит это направление.
 
Чего не скажешь о "наборе несочетаемых слов" второй участницы.
Если таких графоманов в наше время называют поэтами, то я разочарована в поэзии!!!
Жуть несусветная!!!

У меня в "Избранном" люди гораздо талантливее!!!

Юля Ларина-Дрогалина (04.10.2025 в 05:03)
Больше понравилась поэзия Яны. Её поэзия естественно дополняет её натуру.

Николай Манаенков (03.10.2025 в 22:01)
Юлия Юффа (03.10.2025 в 19:04)
Антонина Белоусова (03.10.2025 в 05:57)
Очень приятный выпуск! Огромное спасибо ведущим! Всё по делу, доброжелательно и профессионально. Оба автора интересны как поэты. Но я голосую за свет, выражаемый в творчестве, за тему о Главном. Путь веры не так прямолинеен, он и есть поиск, будут и другие стихи. А то, что некоторые рецензенты были неадекватно недобрыми в своих оценках, только подтверждает, что Яна идёт правильной дорогой. Не оставляет равнодушными читателей. Храни Вас Бог! 

Ирина Кобзева 5 (02.10.2025 в 19:36)
Омарт Криевс (02.10.2025 в 14:54)
Алёна Азаренко (02.10.2025 в 13:44)
Я знаю, где поэзия. Ты справа, и слава богу, что жива.

Игорь Калинин Тверской (02.10.2025 в 07:23)
Елена Лысенко (01.10.2025 в 20:30)
Хороший человек.

Кованов Александр Николаевич (01.10.2025 в 19:49)
Сближать далекое. Стихами. Писать высокое. Словами.
 Близко, светло. Единение с внутренним редактором-продукт времени. Душа и опыт неплохая пара, все получится, Яна.

Татьяна Бубнова 8 (30.09.2025 в 22:03)
Svetlyachok (30.09.2025 в 19:14)
Ольга Якимова 2 (30.09.2025 в 17:14)
Марианна Мартыненкова - слишком много наносного, надуманного, вычурного. Сумбур, хаотичность. Согласно с Валерией Пустовой: Марианна хорошо читала свои тексты, и в быстроте и ладности чтения была не так заметна пустота сумбура. При чтении с листа это сразу становится явным. Тексты Марианны, как их назвал один из предыдущих рецензентов, скорее черновик.
 Марианна Мартыненкова - автор одной темы (безответной любви) согласно представленной подборке и других нескольких текстов на её страничке (больше я не смогла осилить). Но ведь девушка уже взрослая и можно было бы поговорить и на другие темы.
Но это примета «Турнира поэтов» этого года - очень много авторов одной темы. Я для себя их называю капсульными авторами. Творчество таких авторов назвать даже женской поэзией и то много.
В этом смысле выгодно отличается Яна Ишмухаметова, хотя она совсем ещё молодая девушка. У неё много текстов о любви, при этом ей ничто не мешает осмысливать жизнь во всей её красе.
Удачная подборка для этого тура - дополнительные очки для Яны и, конечно, отличное  чтение своих стихотворений.
В Яне при всей её внешней ангельской незащищенности, есть огромная сила убеждённости, и, как следствие, убеждения. Очень интересен в этом смысле был диалог Яны с ведущим.

Любовь Ульянова (29.09.2025 в 14:44)
Безусловно, и читать, и слушать духовную поэзию Яны, наполненную
 красотой и любовью — большая радость.

На мой взгляд, самое ценное, что я уловила в размышлениях и
переживаниях автора — это вкус свободы. Свободы от суеты и
свободы от страха смерти.

У Марианны замечательные стихи, прочитала её подборку к Турниру
с удовольствием.

Спасибо за достойный выпуск всем причастным

Марина Апфельбаум (29.09.2025 в 13:50)
Без комментариев.

Ю.Цыганков (28.09.2025 в 18:22)
Поэтское
 Александр Сретенский
Сахар - сахар - сахарок.
Что ж ты, братец, занемог.
Бредишь всякой всячиной.
Ходишь в раскорячину.

Чай, не Бродский, не кури.
И вообще-то не дури -
Вслед за Евтушенкою
Прыгать летка-енкою.

Сахар - сахар - сахарок.
Поправляй-ка лучше слог.
Интеллект искусственный
Наполняем чувствами.

Доживёшь до пенсии,
Загуляешь с песнями.
Мысль что грех. Салат в стихах.
Век гудит. Судьбина ах.

Сахар - сахар - сахарок.
Саша Чёрный, Саша Блок.
Дни бегут "твардовские" -
Шоколад с извёсткою.

Рассинеется с зарёй.
Глухари затеют бой.
А потом кукушкино.
Не рифмуй по Пушкину.

Александр Сретенский (28.09.2025 в 17:41)
Тонко, хрустально, зримо. Спасибо

Гульнара Сулейманова (28.09.2025 в 16:05)
стихи у Яны более содержательные, глубокие и вместе с тем легче для восприятия

Наталья Барс-Муратова (28.09.2025 в 12:22)
Трогательный талант; потенциал. Дай-то Бог, не свернётся в религиозность.

Елена Шипина (28.09.2025 в 08:54)
Максим Потарин (28.09.2025 в 00:07)
Лера Мурашова (27.09.2025 в 18:59)
Оба автора талантливы.
 Но....
В стиха Марианны я заблудился.
В первом стихотворении, на слух, долго не мог понять: кто такой босс и причём здесь его мама.
А когда стал читать тексты- заблудился ещё больше. Образы, сами по себе интересные, не склеивались во мне в единое целое.
Хотя, повторюсь, интересных находок много.
" Я тебя июль" - необычно, спорно, но мне понравилось. Это во мне останется.
Теперь буду знать, что и так можно.
И ещё: в стихах Марианны мне было сумеречно.

А в стихах Яны - светло.
Слушал, читал и перечитывал.  Всё пытался понять: как простыми словами можно создать такую гармонию и красоту?
Ответ в передаче прозвучал: Господь за две минуты нашёптывает.
Каждый, кто пишет, знает, что такое поток.
Успевай только записывать. Слова идут и идут. Написал за пять минут, а потом неделю-месяц правишь. Потому что дошло в искажённом виде.
А у Яны ничего править не хочется. Страшно править . Вмешиваться человеческим в небесное.  Кажется: заменишь слово - и уйдёт хрустальная чистота.
От "себя" за две минуты такие стихи не напишешь!
Евгения Костюкова сказала, что ей интереснее тот кто ищет, а не не тот, кто нашёл.  Смотря что искать. Главная цель человека на земле найти Бога в своём сердце. Яна нашла,
И Он ей стихи нашёптывает.
Как можно за это не проголосовать?

Анатолий Семкин (27.09.2025 в 12:30)
Надежда Либкова (27.09.2025 в 10:04)
- С добрым утром, Бах, - говорит Бог,
 С добрым утром, Бог, - говорит Бах...
(Галич)

Я бы ни в коем разе не назвала лирику Яны религиозной. Просто она живет в мире, в котором есть Бог, и им, как светом, все в ее мире пронизано. Ее стихи юны и трогательны, как наивная живопись, которую я очень люблю.

Доктор Нэля (27.09.2025 в 05:27)
Чудесная Яна и чудесные у неё стихи!

Людмила Сильдам (27.09.2025 в 02:34)
У Яны красивые и глубокие стихи.

Ирина Юзефович Юрьева (27.09.2025 в 01:17)
У Марианны наткнулась на рифмы "бровь-любовь" и "слёзы-розы". Прямо сильно наткнулась ) И (субъективно, само собой) её стихи претенциозны. В таких стихах рифмы, по моему мнению, должны быть свежее.
 У Яны, на мой взгляд, стихи интереснее.

Елена Лерак Маркелова (26.09.2025 в 21:24)
Сегодня была очень хорошая атмосфера, и Валерия, и Евгений, оба молодцы.
 Честно сказать не знал кого выбрать, у Марианны слишком много всего нахлобучено, а Яна наоборот, не хватка , хорошо досмотрел до конца, Очень мне понравилась искренность Яны и честность, вот это и победило меня.
.

Всё было в этот раз достойно
Поэты, критик и  ... Сулес
Сказал бы даже...хлебосольно
И не было , кого, кто ...съест
С набором слов витиеватых
С стихом , листом наперевес
Он бос, но он не виноватый
То просто жизненный процесс
Потом тюрьма и узник странный
Слова из слов круговорот
Ну, в общем образ тот туманный
А дальше? Тот же , хоровод
Тут Яна добрая девица
Подняла всех на небеса
Наивным взглядом , круглолица
Ах, кумушка, как хороша...
Про муравья и про мазурку
Всё было б это хорошо
Хотел спросить- А можешь...Мурку?
Жаль , Петербург, он далеко.
Спасибо вам , провел я время
Послушал то, послушал сё
Не Карло то рубил поленья
Но, тут уж, что, кому дано
.

Ну, вот и хорошо, девушки провели время , уже благое дело , а стихи? Да, что там стихи, было бы что выпить, а повод всегда найдется.

Александр Шелякин (26.09.2025 в 19:37)
Отдаю голос Яне.
 Просто потому что стихи Яны мне больше пришлись к душе.

Эдуард Мижаков (26.09.2025 в 17:06)
Фабрика поэтов работает достаточно продуктивно. Ведущий - приятен, умен, сдержан, интеллигентен, литкритик - выше всяких похвал - все по делу, точно , прицельно и аргументированно. С участницами, как мне показалось, дело обстоит чуть иначе. Лохматая, сбивчивая, вертящаяся вокруг каких-раскачивающихся осей поэзия Марианны против
 аккуратной, мелодичной, ручейковой, полустерильной поэзии Яны. Но впечатление такое, что жизнь и поэзия у этих замечательных женщин не одно и то же, а хобби в перерыве между связями с общественостью и государственной службой. Не почуствовал пламени (даже холодного), запредела в текстах и глазах,надрыва, творческого психоза. Но все равно спасибо- за приятное шоу перед сном.

Эд Пуримшпиллер (26.09.2025 в 16:50)
Улыбка сказочная, стихи хороши на слух. Разнообразные . Она достойна пройти далее.
 Юрий.

Юрий Подопригора (26.09.2025 в 15:04)
Олег Москалик2 (26.09.2025 в 13:54)
XX X,, ,, голуба, приглашаю в клуб . . .

Тома Пиквикский (26.09.2025 в 08:30)
Валентина Беркут (26.09.2025 в 03:14)
Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,
 Одному — мои стоны, и другому — мой вздох,
Одному — мои крики, а другому мечты,
Но вы оба велики, вы восторг Красоты….
(К. БАЛЬМОНТ)
Пару тройку лет назад у меня наконец то до конца выкристаллизовался  вопрос в  отношении стихов с религиозной тематикой. Произошло это при просмотре одной беседы- интервью. Кажется на одной из передач стихи.ру. Там, один из собеседников, бесспорно талантливый, эрудированный, воцерковленный человек заявил своему оппоненту, что находит не допустимым  стихи на религиозную, в частности христианскую  тематику в которых порой содержится в определённой степени отсебятина, искажение религиозных догм, фантазии на счёт сущности божественного, приписывание слов и поступков и так далее….  Поскольку для него, как для человека верующего, всё это чистейшей воды ересь. В праве ли человек верующий вольно обращаться с Библией, Евангелием и Кораном, как с любым другим литературным первоисточником, используя его для своих вольных переложений и прочего? И здесь у меня полное разногласие с персонажем Де Ниро. Сомнение есть, значит это сомнение есть до сих пор.
С той поры мне особенно интересно наблюдать даже заочное, не объявленное творческое соревнование авторов пишущие стихи на религиозную тему с некоторыми допущениями и, наоборот, придерживающиеся строгих церковных канонов.
Как для человека ещё не до конца окрепшего с вере своей, духовно разболтанного и противоречивого, мне естественно ближе вещи со своеобразным взглядом, пытающиеся вселить в библейские образы и события нечто от себя, взглянуть на всё со стороны своего личного земного опыта. Обычно такие вещи более интересны и привлекательны в творческом плане нежели бесконечные строго выверенные восторженные осанны. Обычно, но не в этот раз. Благодарю Яну Ишмухаметову за её творчество. Голосую в этот раз за неё, совсем не отвергая составившую ей пару Марианну Мартыненкову, просто то что ныне справа оказалось на сей день более насущным.
Всюду ясность Божия,
Ясные поля,
Девушки пригожие,
Как сама земля.
Только верить хочешь всё,
Что на склоне лет
Ты, душа, воротишься
В самый ясный свет.
(А. БЛОК)

Фарит Валеев (25.09.2025 в 23:27)
Сергей Бибиков (25.09.2025 в 22:54)
Передачу не смотрел. При чтении подборок был очарован стихами Яны.

Савельев (25.09.2025 в 20:15)
Наталия Эмер (25.09.2025 в 19:41)
Ники Галини (25.09.2025 в 18:51)
? ?? !?!? ??!? !?
 0 0.. 0 0..
. . .
кусАка
. . .
0 0..
. . .
превеет,. мы тут помидорок поели(своих)

Лёши Лажов (25.09.2025 в 18:38)
Денисова Шалагина (25.09.2025 в 16:47)
Яна Ишмухаметова – удивительный человек и поэт! Слежу за её творчеством, и этот "Турнир поэтов" для меня – лишь подтверждение моим словам. Близко её мыслечувствие: хрупкая стойкость, нежная сила, святая детская наивность, обращение к вечному, а не топтание на месте. Сцепленные и мелодичные стихи. Не хочу писать лишнего про соперницу Яны. Любопытные моменты были и у Марианны Мартыненко. У обоих участниц было то, что за что можно зацепиться, но для меня выбор один и он более чем убедителен.
 Желаю обеим участницам доброго во всём!

Елизавета Евстигнеева (25.09.2025 в 15:18)
Стихи Марианны как раз для программы "Турнир поэтов" и других декламаций. Визуально яркое выступление Марианны.
 Стихи Яны - для чтения с листа. Но её стихи мне и захотелось прочитать все.
Девушки пока просто поэты, без жизненного опыта. Но поэты! Восхищения у меня не произошло. Ничего нового не узнала.

Сами по себе фразы "И я тебя июль" -  "и ты бос"  не смогу принять из-за напрашивающегося второго смысла. Списываю на возраст "нам не понять, мы не любили".

Попытаюсь вчитаться в строки Яны. Скромность поэта и склонность к познаниям православной литературе обещает многое.
Уж очень молодые, но лауреаты, лауреаты... Думаю, Марианна вскоре будет писать совершенно по-другому. А вот Яна будет двигаться в том-же направлении, но будет оттачивать качество стихосложения.
Выпуск понравился. Что не скажу о комментаторах. С Игорем солидарна. Всем тепла и уюта.

Некрасова Татьяна 2 (25.09.2025 в 14:31)
Стихи Яны хочется читать и перечитывать.  Что и собираюсь делать.  Ничего плохого не могу сказать о творчестве оппонентки.  Оно просто не моё.  Прошу прощения за вкусовщину.

Геннадий Казакевич (25.09.2025 в 12:52)
Напевное исполнение напевных строк

Илья Кривоносов (25.09.2025 в 06:41)
Глубокая духовная лирика, музыкальные стихи!

Михаил Серебринский (25.09.2025 в 03:48)
Безусловно, за Яну.Ибо "другой альтернативы нет")) у соперницы из желания написать "нечто" получается несъедобная мешанина, такое впечатление, что писал подросток 14ти лет, когда хочется сказать много, необычно, а получается пшик, за который читателю неловко. Яна знает, о чём пишет, её стихи не вычурны, как у соперницы, а прозрачны и искренни. Здесь уже видно мастерство, Божья искорка.

Поликарпова Дарья (25.09.2025 в 03:41)
Яна яснее, поэтичней, искренней, кмк... Есть потенциал.
 Да, и после Тинякова -- Июль не стоит трогать никому...
ПС. Калейдоскопический мир…
это же жуть какая?!
Это что-то из Хичкока… Точно не похвала!..
Это: «Пал Андреич, вы шпион?
– Видишь ли, Юрий…».
И точно ли ищет что-то некто,
блуждающий в трёх соснах?
(Не-не-не-е-е, здесь не про Марианну!!!
Здесь риторические вопросы к эксперту…)

Александр Лазарев 2 (25.09.2025 в 18:15)
Добрый вечер!
 Ну просто обалдеть, как оба Автора чрезвычайно сильны в поэзии.

Редкий случай, очень редкий.
Жаль нельзя рецензионные восхищения поделить пополам...

Сеня Протуберанцев (24.09.2025 в 22:26)

Подпишитесь в группе «Турнир поэтов» на VK, чтобы получать свежие анонсы программ: vk.com/turnirpoetov

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие