Родился в и живет в Домодедово Московской области. Окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), работает инженером-проектировщиком. Поэт, музыкант. Автор песен. Участник поискового движения, краевед. Публикуется на литературных порталах. Победитель ряда сетевых литературных конкурсов. Дипломант литературного конкурса МВД России «Доброе слово». Автор представлен членом Художественного совета Анной Арканиной.
Родилась в городе Салавате, живет в Санкт-Петербурге. Окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. Публиковалась в альманахах «Феникс», «Возрождение», «Русский Stil», альманахах Российского союза писателей, а также в литературных журналах: «Аврора», «Окно», «Литературные знакомства» и других. Финалист международного фестиваля-конкурса духовной поэзии «Покровская свеча», финалист национальной литературной премии «Поэт года». Лауреат Всероссийской литературной премии имени Александра Маздорфа. Автор представлен редакцией Литклуб.ТВ.
Эксперты: 77 (11 чел. по 7 баллов)
Зрители: 86
Сумма: 163 балла
Эксперты: 49 (7 чел. по 7 баллов)
Зрители: 113
Сумма: 162 балла
Больше всего я не хотел бы сейчас голосовать.
Я не хочу обсуждать людей, характеры, вычитывать мимику, усматривать поведенческие проколы, включать какой-то странный внутренний детектор лжи (кто его настраивал?), взвешивать опыт (где эти весы?) или предполагать для кого возраст благо, а кому наказание. (он — опыт — и то, и другое). Это всё вообще иная область... Потешить себя своими рассуждениями? - это интересно. Обидеть или ранить своими субъективными и взятыми с потолка оценками (не текста, а личности) — это... дурно (выбрал мягкое слово).
Хотите беспристрастного голосования? Без эмоций и прочих сопутствующих факторов: симпатия, гендер, землячество, за красивые глаза, за искренность и мимимишность и т.д.? Загрузите тексты участников в нейросеть, получите шаблонный и до омерзения правильный ответ и считайте кол-во слов вообще и положительных/отрицательных в частности. Сложите-вычтите-умножьте и радуйтесь «объективному» результату. (Надеюсь, все узрели в моём предложении иронию? А то, читая отдельные реплики, я начинаю сомневаться в способности некоторых «оценщиков» заглядывать глубже букв)
В ленте встречается некоторая часть публики, которая будто бы самоутверждается отрицанием и уничижением чужого. Приятно же: зашёл, высказал своё «фу», отчего стал даже выше в собственных глазах и пошёл обратно на свою страницу, где и близко не дотягиваешь до того уровня который только что охаивал. Если ты жёсткий — ты молодец. Если хамский — так просто настоящий критик и герой. Может быть поищите другие, более гуманные к окружающим способы физиологического само-удовлетворения?
Поэтому, давайте о стихах. Или, точнее — о собственных впечатлениях от стихов.
Чтобы голосовать за Яну, нужно смотреть на Яну, слушать Яну, но... не читать Яну. Она очаровывает (что было в предыдущем выпуске и со мной). Но нынче я попробовал отделить увиденное в этой программе от самих текстов и, прочитав их, спросил себя: - А понравились бы тебе эти стихи, если бы ты воспринимал их безотносительно к передаче и сопровождавшему диалогу?...
И тут многое (для меня) стало на свои места. Стихи без образа самой Яны кажутся некоей стилизацией. Я очень надеюсь, что это не так и скорей всего ошибаюсь, но отделаться от этой мысли уже не могу. Не происходит какого-то магического взмаха десницы, какого-то щелчка волшебного переключателя, который вдруг превращает застывшие слова в живые картины в моём сознании.
Мне очень-очень-очень не хотелось озвучивать сейчас параллель (которая, впрочем, возникла мгновенно) и сопоставлять увиденное в этой программе с тем, что было в выпуске Саши Сикириной... Тему развивать не буду. Это не их «поединок». Но кто знает...
Илья Шмельков музыкант и поймёт (хотелось бы) одну маленькую «претензию», которая на первый взгляд выглядит странно.... Каждый исполнитель или группа выпуская альбом делают в нём 1-2 хита, на которые выпускаются синглы, клипы и т. п. Вещь, которая тащит остальной материал. Дурацкий пример, но кто бы всерьёз стал слушать альбомы «Иглз», если бы на них не сошёл «Отель Калифорния»? Я к тому, что у Ильи нет в подборках «хита» (в литературном смысле этого слова:))
У Яны, кстати, это «Горчичное зёрнышко». Именно оно глубоко запало и из него произросло всё очарование подборки предыдущего тура.
Упрёки в использовании «запрещённых» тем отметаю. Нет (не должно быть) в поэзии запрещённых тем. Есть только способность/не способность передать их на уровне... «высокой эстетики» (это во мне заговорила нейросеть:))
Подобные стихи на конкурсе? … иногда хочется поделиться и это не всегда из расчёта на сострадание публики. Яна не производит впечатления «расчётливого» человека. Верю в искренность.
Простите за многослов.
Мне нравятся оба участника. Яна прекрасна.
Не хотел голосовать. На резонный вопрос: - А чё голосуешь…? - отвечаю: голосование на этой стороне — от необходимости принимать решение. Сегодня оно в пользу Ильи.
Игорь Бирюков (26.11.2025 в 12:14) – Экспертный совет
Есть такой термин в разговорных поэтических кулуарах — «рваные котята».
Им обозначают стихи, эксплуатирующие печальные темы, которые у любого нормального человека находят эмоциональный отклик сочувствия ВНЕ зависимости даже от качества самих стихов:
смерть мамы
смерть ребёнка
предательство
аборт
Освенцим
котёнок под грузовиком
калека
бьют женщину
и проч.
Очень значимый этический барьер, который служит водоразделом между авторами — одни безусловно никогда не принесут эти стихи НА КОНКУРС (вдумайтесь в подмену понятий в этой ситуации), а другие считают вполне этичным со стихами о глубинном горе выходить на кон-кур-сы всех видов.
Насколько это нравственно — каждый решает для себя сам. И слушатели турнира тоже это решают для себя.
Про остальное написано достаточно, не буду повторяться.
Спасибо. Неплохое поэтическое сражение. Поддерживаю Илью.
У Яны понравилась прогулка под звёздным небом в пшеничном поле. Остальное тоже всё ровно и неплохо, только пустовато, на мой взгляд.
Поэтический мир Ильи – более разнообразный и многогранный, а потому более интересный. «Старый двор» и «Говорящие с морем» особенно хороши. Желаю новых творческих находок обоим авторам.
Присоединяясь ко всему сказанному ранее о стихах Яны с этой стороны голосования, могу лишь добавить, что строка из стихотворения Яны «Как будто настоящий душистый фимиам» как нельзя лучше характеризует её же стихи. Яне пора перезагружаться, она далеко уже не тот ребёнок, который смотрит на читателя с фотографии на авторской странице. В её возрасте Ольга Берггольц писала стихи о Блокадном Ленинграде. При образцово-показательной гладкописи, отмеченной буквально всеми голосующими справа и слева таблицы голосования, и мной в том числе, веры всему этому мало, уж слишком старателен нажим пера в прописях, слишком манипулятивна подача взрослым человеком детских стихов.
«Зыбкая колыбка» - классная игра слов. Это очень понравилось. А «некоторая часть воскресшего населения» в заплыве Яны под перекрёстным опросом ведущего и критика на религиозные темы где-то на тридцатой минуте передачи – перл из перлов! Это я точно запомню и буду цитировать. Евгений Сулес знал о чём поговорить с Яной – не в простой семье вырос.
Как и в предыдущем туре – мой голос Илье. Ему точно есть что почитать – как из сегодняшних стихов, так и из ранних.
Отдаю голос Илье.
Слушала его стихи и вдруг подумала, что на каждый сюжет можно написать картину. Илья сложившийся поэт со своим образным стихорядом. Мне его поэзия близка. Этому поэту веришь.
Спасибо авторам за интересные поэтические находки.
Юлия Зазимко (24.11.2025 в 21:32) – Экспертный совет
Ранее я голосовала и за Илью, и за Яну, потому что в стихах обоих авторов есть то, что меня цепляет и не оставляет равнодушной.
Сейчас мне, с одной стороны, очень легко голосовать за Илью - потому что "Говорящие с морем" моё на двести процентов. Илья - сложившийся поэт со своим голосом, темами и умением их раскрывать.
А с другой стороны - мне очень трудно не голосовать за Яну, потому что её духовная лирика - очень тонкая поэтическая ткань, написанная автором с юной чистой душой.
Вот только хочу сказать Яне на правах не эксперта, а просто женщины с жизненным опытом, что не нужно писать стихи о смерти, тем более младенца - так гипотетически, пожалуйста. И тем более не нужно выносить такие стихи в конкурсы - извините, это эмоционально нечестно.
Желаю обоим авторам удачи.
Лора Катаева (24.11.2025 в 14:01) – Экспертный совет
Приземленные, но содержательные стихи Ильи против гладенькой и возвышенной «гимназической» поэзии Яны. С одной стороны – так прожито. С другой стороны – так прочитано, так научено красивому.
На мой взгляд, у Ильи есть, пусть слабый, но шанс пройти через следующие ступени турнира. У Яны таких шансов я вообще не вижу.
Давайте не будем вредить юному дарованию, вселять в милую барышню напрасную надежду на успех и, в целом, неадекватную самооценку своего творчества. Может быть, когда-нибудь, при благоприятном стечении обстоятельств… Но не сейчас…
Мой голос Илье Шмелькову.
У Яны есть потенциал. Но пока что ей не хватает смелости и жизненного опыта говорить своим настоящим голосом. Она будто идёт по правильным вешкам, расставленным до нее. Это главное. Техника при желании наработается.
Конечно я голосую за стихи Ильи Шмелькова, сильные, личные, где каждое слово прожито, продумано и сложено в хорошие поэтические тексты. Наизусть запомнила: «…выбор между светом и тьмой всегда где-то посередине». Мощное философское высказывание.
Что касается Яны, буду предельно честна. В конце программы Евгений Сулес сказал: «Яна ходит по тонкому льду». Соглашусь. В моей поэтической вселенной Яна не прошла по этому тонкому льду. Образы нарочито трагические. В одном цикле собраны ключевые «болевые точки»: умирающая мать, тяжело больной ребенок и предательство. Такое ощущение, что меня очень хотели растрогать. А я такое не люблю.
Анна Арканина (21.11.2025 в 20:12) – Экспертный совет
Перечитала подборку Ильи и снова перечитала. В его стихах подкупает спокойная доверительная интонация. Автор не продавливает свою "самость", он приглашает читателя в собеседники. " Говорящие с морем" - это особая каста мечтателей, им дано многое услышать и увидеть, и смотреть на мир их глазами интересно!
В стихах Яны очень много декларативного, а избыточная назидательность вызывает как минимум недоверие.
Илья - удачи!
Алла Арцис (21.11.2025 в 08:20) – Экспертный совет
Голосую за Илью. В этот раз его подборка получилась интереснее.
Честная, настоящая, живая, трогательная.
Что касается творчества Яны, меня не покидает ощущение вторичности, и,
если говорить начистоту, есть темы, писать на которые имеет право человек,
который лично пережил такого рода трагедию. Тогда не будет такого финала,
как в предпоследнем стихотворении, не будет нелепой вторящей трясогузки
Никакой рай в такой ситуации утешением не будет, фальшиво всё это.
То, что победит Яна, к сожалению, понятно: народ очень любит стихи про "одноногих собачек".
Илья, я очень искренне желаю победы именно вам. Но не ценой — соперник снялся с конкурса — а настоящей победы вашей прекрасной поэзии, которую вы заслуживаете безусловно. Пусть в этой дуэли победят ваши зрелые и искренние слова, которые не могут оставить слушателя/читателя равнодушным. Отличная подборка!
Только потому что прежде почитал страницу Яны и убедился, что это не должно победить. По-моему, человек в таких летах , пишущий об ЭТОМ так публично и легковесно, не пережив ЭТО лично(и это видно сразу), на самом деле, может сам того не осознавая, НЕ ВЕРИТ по-настоящему и, в принципе не может претендовать..
В отборочном туре голосовал против Ильи.
Мне тогда не понравились его высказывания, очень нервное поведение, да и подборка стихов, в которых не нравится определённая вычурность, нагромождение лишних слов, специально вставленных в строки "просто для значимости", по моему мнению. Вероятно, я не прав, но надо быть несколько проще, и люди потянутся...
Здесь же голосую за Илью.
Вернее, за последнее стихотворение, прочтённое им в противостоянии с Яной. Не знаю, когда оно написано, но, как по мне, описание корриды ассоциируется с турниром поэтов.
Можно бы много ещё чего написать, но это лишнее. Желаю дальнейших успехов!
Яна сказала мне, что не сможет продолжать участие и попросила проголосовать за Илью. У меня было желание голосовать за Яну, чтобы послушать и другие её стихи в её исполнении. У неё уникальный авторский голос. Не случайно критик Елена Пестерева похвалила подборку Яны. Я не хочу никого идеализировать и вообще у каждого свои понятия о красоте, мастерстве... Мне не все, но многие стихи Яны понравились.
Илья на конкурсе предстал интересным собеседником, добрым, искренним, душевным, доброжелательным, эрудированным.! А как Илья объясняет свои стихи – можно заслушаться! Но содержание его стихотворений – для множества других читателей, я только вижу, что он талантливый, но душой тянусь к Яне, к глубине, искренности, авторской самобытности, к композициям её стихотворений
"— Мама, бабушка умерла навсегда?
Навсегда-навсегда?
Даже если громко заплакать?
Даже если на улицу – в холода –
без пальто, босиком,
ну... совсем... без тапок?
Даже если дядьБорин вреднючий Пират
вдруг сорвётся с цепи и меня укусит –
всё равно она не придёт надо мной обмирать?
Пожалеть, полюбить, пошептать:
— Не куксись...
всё до свадьбы, увидишь, сто раз заживёт,
вот поверь мне – нисколько не будет больно.
Слушай сказку, золотко ты моё,
про жука с Дюймовочкой.
— И про троллей!
— Скоро папа должен прийти,
разберётся, ужо, с дядьБорей.
Ишь, наделал Пират историй:
покусал ребёнка, помял цветы!
— Мам, а ты не умрёшь — навсегда?
Я без тебя спать не буду, играть и кушать...
— Никогда не умру... Не верь никому, не слушай.
— Мам, и я не умру?
— И ты".
.
Это стихотворение одного из членов экспертного совета, да простит меня автор за то, что привёл его здесь в качестве примера того, как надо писать о настоящей человеческой трагедии, а не потёмкинском горе (отсылка к известным потёмкинским деревням), в изобилии представленном в стихах Яны.
Откровенно говоря, не собирался голосовать за кого-то в этом выпуске и посмотрел передачу исключительно ради удовольствия слушать и созерцать Елену Пестереву, добрую самаритянку от критики, в голове которой скорее всего просто не укладывается, что Яна не столько про стихи, сколько про актёрскую игру. Правда, и игра так себе: стихи свои читала спокойным, ровным голосом, ничуть не сочувствуя своим ЛГ, о смерти говорила так, словно приглашала на вечеринку по случаю отправки в рай очередной партии узников тел. И как многие комментирующие заметили, Яна по-детски наивна и трогательна. До такой степени, что поведай она в студии о том, что её нашли в капусте, мы бы ей без сомнения поверили. А где же ещё находят ангелов?!
По ходу передачи Яна старательно записывала все замечания критика, словно доказывая фразу из своего стиха "а я молчу, стараясь, стараясь очень сильно..." Потому что сказать Яне абсолютно нечего, её сознание по сути чистый лист. А когда она всё же пытается изобразить духовность, вспоминается фраза из пьесы Евгения Шварца: "Умоляю вас, молчите. Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи".
Но проблема в том, что и гораздо более симпатичный мне Илья Шмельков тоже очень далёк от того стандарта поэзии, который мог бы вызвать искренний отклик в моей душе. Пересказ фильмов и песен - это совсем не то, чего бы я хотел от стихов. И мой голос на этой стороне лишь потому, что Илья не просто пытается рифмовать, но и вкладывает частичку сердца в то, о чём он пишет. Ему дороги его ЛГ, потому что зачастую это он сам. Его глаза живут, голос дрожит, мимика лица передаёт целый спектр эмоций и когда он читает свои стихи, и, в особенности, когда дело доходит до их обсуждения. Это не спектакль ради публики, чьи голоса надо бы привлечь, чтобы пройти дальше. Это часть жизни автора, которой он хочет поделиться со своими читателями, как делятся радостью и счастьем. Илья настоящий, а Яна - нет.
В любом случае, кто бы из этих двух участников не прошёл дальше, я не вижу у них ни малейшего шанса дойти до финала. Потому что и в том, и в другом случае не хватает такого количества составляющих, превращающих рифмованные строки в стихи, что потребуются годы и годы, чтобы море влюбило в себя читателя, а смерть перестала напоминать детскую считалочку.
Стихи Яны более примитивные, хуже написаны, рифмы прямые грамматически, глагольные. Темы некоторые нашла спекулятивными (задевающая чувства тема смерти, включая младенцев, настораживает). Безусловно явный перевес на стороне у Ильи Шмелькова. Удачи! Хотя всё зависит от мнения большинства. А большинство - это ещё не показатель качества, как известно. Так что, если что, Илья, не огорчайтесь! Пишите!
Илья, конечно, "в друзьях-соперниках". Мой голос за Вас и за Ваши прекрасные стихи. Яна мне тоже понравилась, но иначе я проголосовать не могла. Вдохновения и дерзновения Вам при любых итогах голосования!
Прочитала подборки. Стихи Ильи более глубокие и зрелые.
Яна интересный поэт. "Тени прошлого ВЫЛАЗЯТ" резануло. Видимо, сейчас так можно, но я не приемлю.
Мой голос - за Илью.
Илья сам зарабатывает концертами, без бум.публикаций, конечно платных.
что до стихов Яны:
и тени прошлого не вылазят (?!) из головы...
крещёНого атеиста...( одна н в данном случае!)
(атеистом бабушки в платочках у церкви за глаза зовут и тех, кто церкви не жертвует; Яна зарифмовала их басенку, плоскую прозу в стихи, и только, и нечего антимонии разводить)
Эмма, у которой матушка помирает, не рассмеялась у иконы! а хоть бы улыбнулась!
в предыдущей подборке я заметил: Сен-Николя не гражданин Романов, а Св.Николай, туземный Дед Мороз- это бросается в глаза! и вообще, всем тутошним снова советую: пишите о себе любимых, о своём любимом, не забирайтесь в " мифь", а то смешаете карфагены с коринфами и всё на одну полочку, как безделушки из вояжа, трофеи дескать;)
Потенциал? У Яны никакого нет. Надо ж сутулиться, морщиться над книгами, а премудрость убивает красоту и молодость. Перспективы? Феерические! Чтоб с такими стихами нахватать столько звёзд, надо иметь солидную поддержку. Но... всё может, всё он может, а вот этого, вот этого никак. Пугачёва ( запрещённый в России иноагент) пела, помните?
Яна ничего не исправила и не исправит.
Меня удивляет странная аберрация восприятия многими голосующими Яны и её стихов. Почему им кажется, что Яна - юна и неопытна, как и её стихи, но Богом поцелована? Да не Богом она поцелована, а Блоком. ) Я не шучу, правда. И это очень даже не плохо.
Почитайте ранние её стихи, в которых она предстаёт совсем другой девушкой - действительно, очаровательной, живой, поэтичной, даже страстной, порой. Блоковские сюжетные мотивы и его музыка звучат в этих ранних стихах, но явлена в них и Янина оригинальность. Короче, БЫЛО очень хорошо. А потом, что, были годы молчания? И какие стихи она СЕЙЧАС нам показывает ? Приходит одно слово на ум - "постные". Может Яне когда-то кто-то посоветовал избавиться от влияния Блока и она, действительно, пытается это сделать? А может она просто за годы сильно личностно изменилась и та юная искра погасла?
Эти новые стихи (не все, но многие из обеих подборок) у неё всё-таки надуманные, образы, метафоры отсутствуют, сюжеты ходульные, речь проста, порой, в стиле "детские". Многие хвалят именно простоту, но есть хорошая народная мудрость, что порой "простота хуже воровства". И я бы никогда так не подумала, если бы не прочла Янины ранние стихи. Они то как раз свидетельствуют о том, что Яна, ой, как не проста. И ЭТО меня радует. Я желаю ей избавиться от постности (выбросить хлам, сама знает какой, в корзинку для бумаг), вернуться, может быть, к своему любимому Блоку, к другим замечательным старым и новым поэтам, загореться новой искоркой. Удачи вам, Яна.
------------------------------------
А Илья - молодец! Вторая его подборка мне просто почти вся понравилась (первая - нет). Другие стихи почитала, тоже много хороших. И Илья сам понравился - живой, волнующийся, очарованный поэзией, явно развивающийся, как поэт (а не наоборот)))., копает глубоко. Мне кажется, что у него уже весьма неплохо получается, а дальше, если так дело пойдёт, будет просто здорово! Будет интересно!
Благодарю всех участников за прекрасный четвертьфинал! Поэзия Ильи подкупает своей жизненной правдой и мужественностью, красивыми и незатёртыми рифмами, замечательной образностью. Оба участника супер интересные, разбор критика изумительный, ведущий - высший класс! Спасибо всем!
Илья Шмельков просто никакой, но на безрыбье и рак — рыба. Хуже нарочитой сентиментальности и религиозности ничего, наверное, не бывает. Удивительно, что слабые ученические тексты, почти цитата: « в альбомчики тщеславным гусыням», нашли такой бурный отклик у мужской части голосующих.
В первом туре я голосовала за обоих участников.
Яна прекрасна, Богом поцелована, её стихи печатают и с удовольствием будут печать многие издания. Некоторые стихотворения из подборки я недавно читала в «Литературном Петербурге». Яна нашла широкую торную дорогу для своей поэзии. Желаю ей успехов. Но в финал ей, по-моему, пока не надо. Не проблема, но трясогузка – очаровательная, вертлявая птичка, которая, кстати, не прыгает, не скачет, а бегает по дорогам, будто маленький страус))), и голосок которой – это редкие, быстрые, писклявые вскрики, похожие на торопливое «иди-иди» или «уйди-уйди».
Илья интереснее, интеллектуально насыщеннее. И нельзя сказать, что его строки не входят в резонанс с душой читателя. Ещё как входят! Мне приходилось выключать запись, чтобы успокоить этот резонанс, освоив свои чувства путём перенесения только что услышанной строки на бумагу. И одну строку, из стихотворения о фонаре, центрального, как мне кажется, и по месту в подборке, и по идее, я даже взяла – не удержалась! – эпиграфом к своему, недавно написанному. Спасибо!
Согласна с Владимиром Ворожбой, что «говорить» с читателем должно само стихотворение. Но в диалоге критика и поэта или поэта с поэтом речь может идти не только о стихотворении как конечном продукте творчества, но и о поэтической кухне. Илья – редкий случай, когда автор так интересно, незанудно, ненелепо, толково комментирует свои стихи. Открытость меня подкупает.
Полагаю, что Илья может подвинуть поэтическую глыбу лидера Турнира. Вперёд, Илья!
Яна очаровательна, но стихи Ильи более земные и близкие. Нужно ли современному читателю настолько отрываться от земли, как это делает Яна? Почему не восхититься мелочами и деталями настоящей жизни?
Впервые заглянув на стихиру в 22-м году, я с любопытством блуждал по страницам и однажды прочёл стихотворение, как метко заметила Яна, на «похоронную» тему. Умываясь слезами, я заглянул в комментарии и прочёл следующий диалог:
— Дорогая, как ты можешь такое писать!? Ты же рвёшь себе сердце!!!
На что «дорогая» отвечала - «я через себя эти стихи не пропускаю».
Редкий конкурс обходится без подобных стихов.
Цель их авторов понятна — победить любой ценой,
сыграв на человеческой сентиментальности.
Тема смерти — сложнейшая в поэзии.
Берясь за неё, нужно понимать, что люди уже в детстве узнают о конечности жизни
и с этой, глубоко скрываемой, тревогой, пытаются радоваться жизни, но со временем, к этой тревоге добавляются и страхи за жизни близких.
Мне кажется, что в этой тематике не должно быть места стихам,
написанным с использованием всевозможных клише или «в лоб» —
с жёстким ударом по чувствам.
Но на самом деле, существуют авторы, пишущие на тему смерти
талантливые, высокохудожественные произведения.
Яну к их числу я отнести не могу.
Илья
Анна Ахматова однажды написала:
«у поэта существуют тайные отношения со всем, что он когда-то сочинил».
Вполне может так сложиться, что тезаурусы автора и читателя не пересекутся
в том или ином стихотворении, но это не повод «раздеваться».
Автор, рассказывающий о чём он написал стихотворение, выглядит нелепо.
«Говорить» должно само стихотворение.
Конечно за Илью, настоящее из жизни.
Поэзия изменённого сознания Яны, возможно, заинтересует зумеров, фриков, богословов, пусть разбираются, почём опиум для народа.
Работяги, отпахавшие двенадцать часов, в поездке домой, в метро, почитают скорей Илью.
Кстати, у Ильи подборка - по нисходящей. Первые три произведения прекрасны, остальные - провал.
Илья - автор, обладающий своим уникальным голосом, уникальной интонацией, собственным стилем. При этом стиль ясный, в нем нет заигрываний с читателем, стремления быть модным или попытки быть кем-то иным, а в уникальном голосе слышится голос поколения. Импонируют энергия стиха, жизненная позиция, богатство и сложность ассоциативных рядов.
На мой взгляд; Илья более зрелый мастер в поэзии. Яна мила, приятна и нежна и чувственна, как и её строки. Но в этот раз предпочтение зрелости и мастерству.
Голосую ТУТ, а не ТАМ, исходя из двух резонов:
1. В "тутошнем" авторе близкая мне и хорошо изложенная тема ностальгической романтики.
2. "Тамошний" автор не зря объяснилась в любви к творчеству г-жи Сикириной. С учетом того, что есть далеко не нулевая вероятность прохода обеих в финал, он получится эдаким загробным в исполнении женского "батальона смерти".
Не очень-то хотелось.
Обе подборки, и Ильи, и Яны, сами по себе хорошие, слушала с интересом.
Яна, как распускающийся цветок, стихи её такие же нежно-трепетные. Несмотря на то, что тема довольно тяжёлая, тема Смерти, читателю подаётся лёгко, возвышенно, с бережным придыханием, с каким-то даже обожествлением смерти.
Что это? Любование этой темой или холодный расчёт, умелая, практически беспроигрышная "игра" на чувствах, эмоциях читателей? Склонна думать, что Яну просто влечёт эта тема, как и многих поэтов. Нам, читателям, просто повезло, что автор излагает данный материал филигранно, играючи. В её стихах мрачная мортальность не довлеет. Не всякому поэту это удается, поэтому следует думать, хорошо ли играть на струнах душ именно такую, мрачную музыку. Всё -таки на турнире выбирают по стихам.
Что касается Ильи, в данном туре он прекрасен. Его подборка отлично составлена, разнообразна и в то же время связаны все стихи темой жизни человека. Поскольку опыт жизни у людей разный, познания и интересы разные, то видимо не всем и не все стихи будут понятны в ка их-то моментах. Но значит ли это, что так писать не следует?
Желаю Вам победы, Илья. От души. На Турнире поэтов должны побеждать сильнейшие стихотворцы.
Яна, Вы по-настоящему прекрасны и светлы... И Вы не в самом начале пути, нет, конечно. На Вашем жизненном пути есть и будут победы, безусловно, даже более значимые для Вас. Каждый проигранный бой - это опыт, помогающий нам разобраться в себе: что нам мешает, чего мы боимся, чего мы хотим на самом деле на том пути, который избрали. Верю не только Вашим стихам, но и в Вас )
Голосую однозначно за Яну Ишмухаметову. Что рождает стихи? Лирические переживания. Вот подсказка интернета: «Лирическое переживание — это эмоциональное состояние…» Хотя отдаю предпочтение Яне, буду говорить о ее сопернике в турнире. О чем стихи Ильи Шмелькова, и какие у него переживания? «Говорящие с морем», «Эль Матадор», «Мир мой, Мио», «Подлинность Лун»… Я не чувствую здесь никаких переживаний, за редким исключением. Если Яна Ишмухаметова пишет «Я маленькую Эмму веду в большому храму…» Это сразу трогает болью. А большинство строк Шмелькова читаешь равнодушно. Не стал этот Мио для меня никем (фильм 1987 года). Автор живет в прошлом, как тысячи других с определенного возраста, да и без необходимых обобщений. Я могу написать о моей кошке, но эта кошка должна стать любимой всеми. В прошлом нас многое волнует, но об этом уже написано многократно в то время. Молодых такое едва ли заинтересует, они даже не поймут, о чем идет речь, а лично мне эти стихи не интересны потому, что я уже всё это знаю. А главное свойство поэзии – открытие для читателя чего-то нового. Не вспомню сейчас уже кто сказал, что мы пишем для будущего поколения, а здесь всё наоборот. Стихи Ильи Шмелькова для прошлого поколения, которого уже и нет частично. И поэзию надо знать лучше, тот же «горнист» еще у Бориса Рыжего был: «Когда бутылку подношу к губам, чтоб чисто выпить, похмелиться чисто, я становлюсь похожим на горниста из гипса, что стояли тут и там…» Но он писал тогда о себе. Рыжий не самый любимый мой поэт, но он отразил время. И теперь по его стихам вспоминаем прошлое.
Думаю, если Шмельков повернется лицом к современности, отталкиваясь от прошлого, то что-то получится. «Мио» и «правительство Чили» (сейчас вот Украина рядом), и портвейн «Золотистый» мало кто помнит, больше «Солнцедар» и «Рубин», которым отравились тысячи «любителей». И, конечно, стертая, прозаичная лексика не украшает стихи: О философском осмыслении говорить не приходится вообще. Талант есть, но весьма скромный, нет профессионализма, который и делает тексты поэзией. Есть известное выражение: «Это стихи, но не поэзия». Или наоборот: «Это поэзия, но не стихи». Надо читать теорию. Кроме «Поэтического словаря» А. Квятковского, откройте хотя бы книгу выдающегося теоретика Леонида Тимофеева «Слово в стихе». Сколько в ней глав: «Стих как система», «Стих и язык», «Стих и звук», «Стих и ритм», «Стих и слово», «Стих и лирический герой», «Стих и произведение», «Стих и стиль», «Стих и метод». И это одна книга, а их много.
О, Боги, Боги, если бы можно было не голосовать! А просто сидеть, вздрагивать от точных попаданий, от стрел метафор, от вспышек ассоциаций! Я бы присудила каждому из сегодняшних поэтов лавровый венок и училась бы чему-то бесценному. Но, увы! Правила жанра жестоки. Долгими были мои колебания. Потому что оба сегодня - Поэты. Настоящая, чистокровная, живая т пробуждающая к жизни поэзия посетила этот мир. Образы Ильи зрелые, мускулистые, точные, отлитые и жизненным опытом, и философским складом ума, и широкой эрудицией, и правдой в понимании собственных чувств. ПОчему же всё же приняла решение голосовать за Яну? Ну вот есть фонарь, а есть свечка. Он освещает мир, а она - ладонь. Она горит и не сгорает. Эта её сосредоточенность в круге очень важных, жизненоносных переживаний. Наверное, эта сокровенная сосредоточенность показалась мне симптомом правильности выбора. Илья для читателя умного, зрелого. Яна - для незрелого душой человека. Это очень юношеская, беззащитная и в то же врем роковая проблематика. Любовь - первая или не первая, но ранимая и обижаемая. Тысячи и тысячи юных сердец маются сегодня, не зная, как правильно и подлинно сформулировать то, что с ними творится, как пережить драму пробуждающегося сердца. Вот им Яна дала голос. Она вывела точные и светлые формулы для этого раннего горя взросления. Такая поэзия жизненно нужна. Я хочу и искренне желаю, чтобы у Яны была издана книга стихов.
Поэзия Ильи Шмелькова — интеллектуальна, интересна, мастеровита.
Но полёта, выхода в запредел — нет. Очевиден перевес багажа. Перепевы сюжетов из кино не вдохновили. Допущение литературного хлама в виде "миртовой неги" или сравнения звёздочек с драгоценными камушками вкупе с избитой романтикой советского двора — уже поднадоело. Не пора ли начать расхламляться (с)
То, что я услышала и поняла через стихи Яны, я определяю как надмирность. За неё и голосую.
Справедливости ради скажу, что в этом сезоне она встретилась мне только у Саши Сикириной (Алекс Колфилд). Надмирность—то общее, что объединяет столь разных авторов.
*
Кто я?
Горчичное зёрнышко на ладони,
ласковой колыбельной я тихо внемлю…
Если Господь случайно меня уронит,
я прорасту корнями в сырую землю…
Годик-другой и с елями встану вровень,
даже не вспомню младенчества своего я…
Друг, ты ведь тоже - зёрнышко на ладони,
так что не бойся, если тебя уронят…
(Яна Ишмухаметова)
В этом стихотворении нет ощущения гравитации, а когда появляется такое впечатление, то и не важно, от чего оттолкнулся поэт. Можно — от земли, можно — от ладоней Бога, а можно и от бесед с душой ушедшего Учителя.
*
Даже если Яна останется для меня автором одного приведённого здесь стихотворения, это не отменит моего голосования.
Яна, пожалуй, единственная, та самая сакральная «дудка божья», которую я видела в турнире. Ну, и Сикирина, конечно. Хочется видеть обеих в финале. Это будет финал чистого поэтического звучания. Обвинять Яну в слезодавильной намеренности - не человечно. Так же гнушались над Сикириной. Бедная Александра, сколько грязи получила она за свою любовь. За преданность свою… Уже и диагноз поставили, и лекарства выписали. А кто уполномочил? Кому чваниться пайцзу выдали, и кто? Теперь Яна, под раздачей. Слава Богу, Елена Пестерева еще не заброненосила , не затолстокожила – ее душа слышит. Славно становится, когда добро побеждает. Даже если Яну сейчас прокатят, она все равно победила - ибо за нее Пестерева вписалась) простите за слэнг, а Елена просто так авансы не раздает.
Что касается Ильи. Впечатление, что технично собрал подборку для всех вкусовых пристрастий из разряда «белый верх - черный низ - с перламутровыми пуговицами». Тут и обязательное дворовое прошлое (ну как без него) такие стихи любят в библиотеках - зайдет и в это раз. Не зашло…от этих «тёть» и «дядь» с именами и фамилиями из увековеченного, якобы, детства – тошнит уже. Все как у всех.
Пересказы фильмов на скорую руку, но так пролонгированно во времени – тоже утомили. Я устала от сентиментов. И устала от Ильи. Видно было, как устали и Сулес с Пестеревой. Но на странице впечатление поменялось. Там голые строки. Без хозяина – они звучат лучше, ей Богу.
«Заурядная драма останется здесь,
Как победа над дикой, но загнанной силой.»(С) Илья Шмельков
Р.С.
Прошу, все же, обращать модерацию внимание на инсинуации типа той, что прозвучала в этой колонке в адрес экспертов от некоего хама: «Не понимаю экспертов, но зная, как ими становились – ничего удивительно». Хочется спросить: И как же становились? Фантазируйте дальше. Сказав А, - скажите и Б.
Не обращать внимание, на подобные хамские выпады, к чему меня призывают – я не могу. НЕ умею. Без – умие должно быть изолировано. Избавьте , пожалуйста! Мало того, что в личку пишут всякую гнусь – еще и в публичном пространстве оскорбляют. Как видите, и мне, например, тоже некоторые вещи странны: почему этот комментарий – оставлен без последствий. А такой ненавистник, заметьте, имеет бесплатный кабинет на сайте – откуда и вещает миру всякую чушь.
И мне тоже бывает странно, не дорогой не товарищ N.
О выпуске в целом, . Елене Пестеревой – огромное спасибо за то, что ни на йоту не отошла от формата. Это был, действительно, профессиональный (- нейший) разбор. Очень полезный всякому пишущему, и не только начинающему. С удовольствием пересмотрю выпуск еще раз.
Евгения Сулеса хочу поздравить с новой ролью. Сейчас на «Первом» идет фильм «Враг у ворот» - у Евгения там очень выразительная роль отца еврейского семейства. Роль второго плана, без слов, но…….. так молчать в кадре и говорить глазами, так исходить испариной и передавать боль, страх, ненависть, ужас и стыд – могут только большие мастера! Спасибо, Евгений, гордилась, знакомством: измучила всех , кто рядом: Это наш Сулес!) (Ронинсон)
традиционно цитата выпуска:
Елена Пестерева:
- В Моцартовском смысле , в прекрасной простоте...
Для меня Елена Пестерева сделала эту передачу. Аплодирую стоя. Насколько она прочувствовала Янины стихи! Елена очень мудрый человек, она увидела главное в Яне, не вторичность, как пишут многие, не даже особенность религиозной темы, но искру настоящего поэта, огромный потенциал. Недаром в финале передачи она вернулась именно к стихам Яны.
Моё голос за Яну
Игорь Гонохов (25.11.2025 в 14:50) – Экспертный совет
Руководствуясь принципом "фэйр-плей", конкурсанты проголосовали друг за друга. Считаю, что этот принцип требует компенсировать Яне голоса, полученные Ильёй от рекомендующего члена Художественного совета, поскольку изначально шансы должны быть равными. Рано Александр Спарбер (и я вместе с ним!) обрадовался тому, что в этом сезоне мнение зрителей и членов экспертного совета всегда совпадают. В этот раз они пока голосуют разнонаправленно. На предыдущем этапе я не голосовал ни за Илью (счёл необходимым поддержать его соперницу), ни за Яну, поскольку у меня имелись серьёзные претензии к ее стихотворению об Александре Блоке, но не настолько серьёзные, чтобы проголосовать за её соперницу. Яне очень нужна встреча с Галиной Ивановной Седых, которая, не будучи склонной к сантиментам, могла бы корректно, но безжалостно высказать Яне все претензии к её стихам. Илья с недостатками своих стихов справится самостоятельно.
Кто бы из этих двоих конкурсантов ни стал полуфиналистом по итогам голосования, едва ли он сможет претендовать на выход в финал, если, конечно, два явных фаворита Турнира не встретятся между собой в полуфинале. На всякий случай хочу заранее поблагодарить Яну и Илью за участие вТурпире и пожелать им дальнейших творческих успехов.
Георгий Бойко (23.11.2025 в 17:51) – Экспертный совет
Довольно трудный выбор.
Честно говоря, изначально собирался голосовать за Илью. У него есть свой опыт и свой голос. И рассказанные им истории интересны. Но тут Лена Пестерева права - мостков от автора к читателю недостаточно для сопереживания. Чуть-чуть бы побольше обобщения, что ли...
Стихи же Яны трогательны, прозрачны и легки, несмотря на трагические темы. Она продолжает традицию "утешительства".
Другое дело, что стихи эти пока слишком литературны, они созданы не на основании опыта, а на основании прочитанного. На основании неких представлений о том, какими должны быть стихи. Из них вылезает то ранняя Ахматова, то Блок, и вообще веет Серебряным веком. То есть своего голоса, кажется, еще нет. Зато есть талант и чувство языка, что уже немало.
...Ну, и перевес голосов экспертов слева тоже чуть-чуть повлиял на моё решение.
Догматизм - форма ограниченности. Как же достали эти запрещальщики: про то не пиши, этому не место на конкурсе! Это кто сказал? В каком уставе записано? Где вы живёте с этим уставом "не пущать и запрещать"?
Почему нельзя писать про хромых собачек и котят? Вон Галина Рымбу вообще поэму про вагину написала и охтватила высокую премию.
Если талантлив, пишите о чём угодно. Неуместна только бездарность. Здесь — талантливо. Хорошим русским. Молодой голос, да. Прекрасный, хоть и необработан ещё . Надо ли обрабатывать- вопрос.
Так и вспоминаются гонения на импрессионистов и снос экскаватором художественных выставок. Стыдно, господа. Особенно экспертам. Есть стихи, есть спекуляции. Здесь - стихи. Нарочно помещу сюда стих
Про больную собачку.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Представляю, какие булыжники летели бы в автора,, появись это стихотворение здесь
Здесь однозначно, без всяких колебаний. Я за Яну.
Не очень правильно и не очень честно, делая выбор, отдавать предпочтение тому, чему с легкостью можешь подражать, а из того, что тобой уже создано многое уже превосходит то, за что отдаешь свой голос.
К сожалению, более чем двухсот лет с момента зарождение материализма и более чем столетнее его господство оказало сильное влияние на наше мировоззрение. Мы не знаем и не хотим знать, что человеческий разум всего лишь частица вселенского высшего разума в материальном мире и лишь поднимаясь в направлении к высшему разуму мы можем понять зачем и для чего мы рождены.
Если великие исторические личности нашего недалекого прошлого сумели вывести нас из духовных миров и погрузить в материальное, то задача истинных поэтов подняться над материальным миром, повести за собой и вернуть нас в духовные миры. У Яны получилось подняться и повести немногих, но чтоб повести многих нужно еще больший подъем на выбранном ей правильном пути.
Неудивительно, что люди откликаются на "загробные" стихи. На дворе 2025 год, не до романтизму...
Не хотела голосовать, потому что оба автора оставили приятное впечатление и решила, что оба достойны пройти дальше. Не расстроюсь, кто бы ни победил.
Но всё таки, по моим личным ощущениям, Илья, как и многие здесь, пишет больше головой, а на Яну нисходит, и как это происходит - для меня всегда непонятное чудо, которое привлекает больше, чем игры разума.
Спасибо за передачу, интересный получился выпуск.
А вы заметили, какой гипнотический голос у Елены Пестеревой? Я сразу попадаю под этот гипноз и верю каждому слову)))
Проголосовал за Яну, потому что она и её Поэзия подобны глоточку чистейшей родниковой воды! Дай Господь её светлой головушке всё преодолеть и не растерять этот незамутнённый талант в мороке жизни!:)
Может для песен и не очень важно (можно спеть, что угодно), но для стихов сбои существенны! Не понимаю экспертов, но зная как ими становились - ничего удивительного
Приходилось бывать в Салавате и даже одно время учиться там в школе: довольно неплохой городок, уютный. У меня о нём очень хорошие воспоминания. Но, конечно, голосую на этой стороне непоэтому. Я заслушалась: такая светлость и нежность, такая душевная чистота... Ещё есть на свете такие хрустальные, такие прозрачные, чистые души? Тогда мир небезнадёжен. Слева тоже хорошие, добротные стихи мастера, но стихотворица Яна пленяет своим внутренним светом. Это стихи, которые не хочется разбирать на составляющие. И кто вообще вправе решать: что можно, а что нельзя приносить на конкурс? Хочется поделиться тем, чем хочется, что на сердце? Да пожалуйста. Наверное, нахлобученные короны мешают многим быть просто людьми, а не оценщиками. Всё субъективно, в том числе и мнения сомнительных экспертов, и наши скромные мнения, простых смертных. Тут кое-кто упрекнул Яну, в частности, в прямых грамматических рифмах. А что есть кривые, косые рифмы? Главное всё-таки смысл. Можно много с умным видом рассуждать и надувать щёки, но Янины стихи от этого хуже не станут и прелести своей для читателей не потеряют. Так что, небесная Яна, делайте то, что сочтёте нужным. Цветите звонче! И дай Вам Бог не только успеха на поэтическом поприще, но и счастья! Пусть тонкая тропинка творчества превратится в широкую дорогу! И пусть на этом пути будет много приключений, находок и озарений!
Как рациональный атеист, переживший смерть близкого человека, скажу, что концовка Яниного стихотворения на эту тему наивна и чересчур прямолинейна. Это так не работает. Вообще, нарочитая религиозность стихотворений лично меня всегда отталкивает, и мне бы за Яниного оппонента голосовать, но увы, стихи Ильи мне совсем не понравились. Мне они показались натужными, извините, пластиковыми, не живыми.
Поэтому голосую за "Моцартовскую лёгкость и простоту".
Интересный получился бы полу, или даже финал между Яной и Александрой Сикириной...
В стихотворениях Яны ощущается: лёгкость, естественность, простота, но в то же время глубина, возвышенность, благородство, чувственность. Это очаровательно, прелестно.
Я на этой стороне, чтобы попросить Редакцию наконец ограничиться впоэтических жанрах и отсечь песенную поэзию, юмор, может даже верлибр, поскольку верлибр это самостоятельный жанр. Организуйте для них отдельные Турниры, если уж на то пошло...
Я просто очень тронута поэзией Яны Ишмухаметовой. Насколько искренне, по-женски или, можно сказать, по-детски она пишет даже о трагических моментах. Нравится её слог, и выражение мыслей - читается легко, буквально на выдохе.
Я лично в восторге от всех стихов Яны.
С уважением, Ольга Куданова.
Стихи Ильи понравились.
Стихи Яны - очаровали.
Их хочется читать, перечитывать и запоминать наизусть.
В стихах Яны нет никаких "хромых собак" . "Собаки" присутствуют исключительно в воображении госпожи Костиковой. Яна не пишет о смерти - она пишет о бессмертии. Похожи ли её стихи на стихи поэтов прошлых лет? - не в большей степени, чем стихи любого из нас. Все мы пишем на русском языке, а значит, при желании, в стихах любого автора можно найти и Ахматову, и Бродского, и даже Ляпис-Трубецкого. Было бы это самое желание.
Многие написали, что Яна не нашла ещё свой голос? А вы сами попробуйте написать так звонко и чисто. Чтобы звенело. Чтобы было ощущение "по тонкому льду".Я так написать не сумею.Читаю её стихи, а вокруг мир преображается. Не сам мир , конечно, а моё восприятие мира. Но разве этого мало?
Яна давно нашла свой голос.
Очень приятные впечатления от самих произведений
и от манеры чтения Яны. Всё идёт из души, всё прочувствовано.
Подкупает естественность, искренность и глубина чувств.
Желаю Яне непременной удачи в этом турнире и счастливой творческой судьбы!!!
Какая разница есть подобный опыт или нет подобного опыта? Были примеры, когда не видевшие войну писали о войне так, что им фронтовики верили и считали за своего. Я Яне верю, я знаю кому из моих знакомых прочесть ее стихи. Тем, кому раньше читал вот это:
<Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел, берет дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все его любимые места. По пути ангел с ребенком набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо, где они расцветают еще пышнее, чем на земле. >
<Ханс Кристиан Анлерсен АНГЕЛ>
Будет у вас подобный опыт, не дай конечно Бог, и бы будете искать во всём если не утешения, то понимания и поймёте в чём между ними разница.
Как говорила героиня Раневской в одной короткометражке по Чехову: <Этот момент у меня личный>. Он несколько иной, чем другой. Но о нём в полуфинале.
Илья, прости, всё было здорово, умнее, лучше… НО…..
Хотел промолчать за обоих.
В прошлом году при промывке холодильных конденсаторов, временно убирал из него птичье гнездо с яйцами. Трясогузка, так возмущалась, жалобно щебетала, когда прилетела и бросила гнездо. В этом я не стал мыть его автомойкой вообще вновь увидев гнездо. Потом наблюдал со стороны яйца, птенцов. Слушал как семейство встало на крыло. Радовался как младенец. Вот такое пение….
Сам, родом из Стерлитамака.
Республика Башкортостан.
Как можно не голосовать за земляка - девушку из Салавата!)
Голос, уверен, что у неё хорошие стихи, отдаю полновесно- поэтессе Яне Ишмухаметовой!)
С уважением ко всем присутствующим!)
З. Т. М.)
Такое ощущение, что попал в мышиную норку. Все в сереньких шкурках, включая участников.
***
В мышиной норке, пропахшей сыром и старыми газетами, царило небывалое оживление. Хвостатые журналисты толкались, пытаясь занять лучшие места, а миниатюрные видеокамеры дрожали в лапках операторов. Сегодня здесь вершилась история – первый в истории мышиного мира поэтический турнир.
Две серые мышки, Пушок и Крошка, облачённые в крошечные галстуки-бабочки, вели церемонию. Их писклявые голоса, усиленные микрофонами из жёлудя, разносились по норке. "Приветствуем вас на первом поэтическом слёте!" – объявила одна. "Да здравствует Муза!" – подхватила другая.
На сцену, сооружённую из перевёрнутой шляпной коробки, вышла первая поэтесса. Её стихи, полные тоски по украденному сыру и страха перед котами, вызвали слёзы у впечатлительной публики. Вторая мышка, с дрожащим голосом, декламировала о красоте лунного света, проникающего в щели норки. Аплодисменты были оглушительны.
Внезапно, сквозь тонкие стены норки раздался грубый шорох. Земля задрожала. Свет погас. В дверной проём, расцарапывая дерево, ворвался Ёжик. Его колючая спина угрожающе нависала над публикой. Паника охватила норку. Мыши завизжали и бросились врассыпную, сметая всё на своём пути. Стихи, микрофоны, галстуки-бабочки – всё было забыто.
Ёжик, оглядываясь по сторонам, проворчал: "Искал здесь яблоко прошлогоднее, а тут… цирк какой-то." И, не найдя ничего интересного, удалился, оставив после себя лишь разруху и перепуганных до смерти мышей. Поэтический турнир был сорван.
p.s. Любопытная статистика голосования определилась на сейчас. Проголосовало 107 читателей, включая экспертов. Из них 54 чел. мужского пола и 53 чел – женского. За Илью отдано 15 муж. голосов, за Яну – 39 (27,8% и 72,1% соответственно).
Из тех, кто голосовал за Илью (44 читателя) женских голосов – 29 (65,9 %) и 34,1% – мужских голосов. За стихи Яны отдано 63 голоса, из них женских - 24 (38,1%) и 61,9% мужских голоса. Похоже, до конца тура это соотношение существенно не изменится. Интерпретировать не буду, недостаточно иных данных. А так-то, люблю статистику))
Прекрасные светлые стихи, исполненные смыслов. Стихи Ильи тоже понравились, но я за Свет! Никаких хромых собачек не увидела. К вере приходят всегда непростым путем! Радости Вам, Яна! Не расстраивайтесь, побеждает обычно другое! Возможно, этого и не надо. Храни Вас Бог!
Огромная благодарность Евгению и Елене за тонкость и эмпатию!
Потому что есть смысл в стихах , последовательность мысли. Грустные стихи с безнадёгой какой то. Не люблю когда сумбур в стихах мысли блудливо улетают цепляясь за случайные рифмы. В данном случае есть лёгкость в рифмах без заумных слов и пафоса. В противовес оппоненту конечно голосую за Яну.
Понравилось поэтическое окно в вечность или поезд... Обожаю лаконичную насыщенность смыслами и чувствами... Голосую, хотя хочется молчать... От наполненности...
/ / // // //// // / / /
1111111111111111Супер1Яна111111111111
из буръянов вырастает мгла предзимья
и коленок похвала скамеек
а на пагоде вырастает рог печалькой
он один в тумане утра пьёт скамеи
вот так , ,,, ,, ,,,
Яна на редкость цельная личность, а ее стихи как глоток родниковой воды.
Илья очень экспрессивен, это нужное качество для поэта и у него явно есть что и как сказать.
Два удивительно разных автора.
Пытаюсь поддержать очередного молодого автора который только начинает дышать поэзией
Не смотря на несправедливость и чёрствость.
Неужели нельзя хоть чуточку быть сердечнее по отношению к молодым авторам которые только пытаются придти к творчеству? Не забивая их палками.
Отдаю голос Яне потому что стихи её меня тронули,мою душу,спасибо Яночке за это.
Хорошо пишет Илья!
Читает славно, одно удовольствие слушать!
Настоящая романтика всегда удивительна и прекрасна.
Почему я выбираю Яну?
Очевидно, потому что в поэзии Яны чувствуется уверенность
в возможности истинного утешения в трудные времена.
Утешения не только для Эммы, но и для многих других,
нуждающихся в помощи и поддержке.
Славная девушка Яна, пишет стихи чистыми мыслями и описывает так всё искренне, без ужимок и рефлексий, всё как есть. У неё белое - белое, не надо объяснять, придумывать, расчленять на спектры, пояснять, всё как есть. Откуда это видение - от Бога несомненно, то есть от чистоты веры в Высшие силы, настоящей веры, без страха, без заискиваний, взглядом через познание, а это очень много. Кто-то написал "жизнь побьёт" - это видение тех, кто так воспринимает жизненные невзгоды, а Яна о них наверняка знает, но в том-то всё и дело что она будет всегда видеть так же как сейчас, а с годами вера ещё более укрепиться, а это уже будет опыт и расширение кругозора, представляю как тогда она будет писать, почитать бы. Всего ей самого наилучшего желаю!
За что лично я люблю поэзию? За иррациональность и вневременные беседы поэтов с читателями. В стихах Яны этого гораздо больше, нежели в стихах Ильи, поэтому мой голос — подборке Яны Ишмухаметовой.
Я не знаю второго автора с такой же хрустальной лирической нотой, как у Яны Ишмухаметовой. Может быть, отдельные стихи больше получились у её соперника, но самого вещества поэзии у Яны, безусловно, больше.
С уважением отношусь к Евгении Костюковой, но всё же хотела бы спросить, почему эксперт не верит, что автор пережила то, что описывает в своей лирике?
Если смеяться на "бис" ещё "можно", то плач и боль – то, что человек и поэт испытывает в келье своей души.
И, к слову об искренности чувств Яны: не помню на веку ТП ещё случаев, когда участник или участница голосовали бы за своих соперников, как сделала это Яна. Для меня это многое значит.
Выпуск мне понравился, не оставил меня равнодушным. И Елена Пестерева и Евгений Сулес справились со своей задачей на отлично. Смогли раскрыть творчество авторов своими наводящими вопросами и комментариями. В итоге я выбираю, Яну. Она пишет эмоциональнее, чем Илья. Её стихи мне интереснее слушать и читать, они мне ближе. Любой труд облагораживает Человека, тем более мытьё полов. А если ещё и появляются хорошие мысли, идеи и стихотворения, то нужно почаще стремиться к порядку и к чистоте. И у меня возникла мысль: " Стремление к порядку снаружи переносится к порядку внутри, что в свою очередь меняет взгляд на жизнь, обнажая поэзию автора выражаясь в незабываемых чувственных образах его лирических героев". Теперь точно буду мыть полы почаще и убираться, глядишь и писать стану получше (Ура, мой характер меняется на глазах). Елена и Яна, большие умницы! Они своим диалогом сумели заставить меня размышлять, о высоком, о поэзии!
Голосую на этой стороне, и даже не знаю, за то больше - за Янины стихи или саму Яну. Вторая подборка Яны оказалась сильнее первой. Это уже не «наивная живопись», а тончайшая вуаль из мрамора.
В религиозном мировоззрении Яны очень заметны нотки гностицизма, который я не разделяю. Но это турнир поэтов , и как поэт, Яна впечатлила сильнее , чем Илья.
Яна, если Вы уверены что всем на том свете лучше чем на этом, то давайте стреляться. Если в рай попадают только дети, то, зачем их здесь портить? А если испорченным здесь лучше чем там в аду, то давайте жить вечно.
Я о том, что когда девочка видит сияющие души, то хочется думать, что это души живых людей и, что они не только в стенах храма водятся.
Яна, а представьте, что есть определённое сочетание, пусть не двух и не трёх, а, к примеру, ста или тысячи слов, прочитав которые, у каждого человека родившегося на Земле быстро проявляется одна и таже реакция. Яна, Вы какую реакцию хотите для всех? И да, духовность не в стенах храма, а там где все, конечно же. Пусть все живут вечно или пусть все живут столько сколько сами захотят? И почему больная мама Эммы захотела умереть или захотела умереть потому, что этого захотел тот кого мама Эмы очень любит?
Яна, персонаж "мама Эммы" реальный или Вы его создали и заразили желанием умереть ради красного словца или ради того, чтобы таким образом обозначить наличие светящихся душ в большом храме? Ну тогда этот храм побольше, стен в нём нет, а "на носочки", "с иконы чудотворной", и "фимиам" лишние.
А "похороны на Колокольной" только подтверждают вышесказанное, но, Яна, любить ни кто не должен. А любить больше или меньше, вообще, не возможно.
Иногда проститься - значит увидеться.
Стенки кофейной чашки - храм до кофейной гущи.
Яна, милый не спал один?
Бог не забирает детей, дети настолько любят всех вокруг, что готовы исполнять легчайшее дуновение любой души лишь бы всем от этого было лучше. Взрослые же мрут всё больше по меркантильным интересам.
Яна, тело если и гостиница, то одноразовая. Заплатил, снял номер и когда решишь съехать - она в момент рассеивается, будто бы и не было. Встаёт вопрос: куда направляется сознание? Очевидно, что в следующую гостиницу, но быть может и с хвостом. Что такое сознание вне телесных шаблонов, языка и механизма ощущений? Божественная десница?Ничто не существует, а значит не быть не возможно. Главное выбрать гостиницу поудобнее и чтобы от этого ни кому не стало хуже.
Значит смерть - ключ от другой, не факт, что лучшей другой гостиницы. Но не десница вертит смертью, а логика. Алогичность убивает, уничтожает, истребляет всё включая мир духовный.
Значит мир духовный там где все и логика. (Логика как и любовь - либо есть либо нет, женской или любой другой логики не бывает.)
Илья и Яна - авторы, за которых я голосовала в предыдущих турах. Жаль, нельзя проголосовать за обоих симпатичных мне авторов.
И всё же - Яна, всё представленное ею попало в меня без промаха. В этой девочке такая самость, что мимо не пройдешь, не заметив её. Прекрасное чтение своих стихотворений, как продолжение этой самой самости. Пусть не оскудеет данное ей свыше.
Стихи объективно лучше. Легки, чувственны и понятны.
Не требуют никаких дополнительных объяснений автора.
Нет перегруженности различными наименованиями, как у её оппонента.
С удовольствием узнал от автора о побочной пользе мытья полов во время чего у неё и происходит творческий процесс!
Ведущий и литературный критик очень внимательные и корректные люди, на недостатках внимания не акцентировали.
В ходе обсуждения стало даже интересно узнать по поводу трясогуски. Даже погуглил. Автор обоснованно исходил из того, что все птицы поют.
Стихи Яны интересны, они проблемные. Они цельно звучат, и в них имеется цельный зрительный ряд, то есть, происходящее легко представить зрительно. Новый, возникающий при чтении образ, цепляется за предыдущий, и таким способом зрительная картина развивается.
У Ильи, её оппонента, стихи хороши для чтения вслух, но они мне показались не очень цельными. Зрительная картинка строится на перечислениях, от этого рябит в глазах, и она не очень-то составляется. Море в стихотворении "Говорящие с морем" кроме лунной дорожки, никаких зрительных образов не создаёт совсем. "Мост" - хороший образ, но привязать его не к чему. Тем не менее стихи Ильи интересные, и я прочёл их с удовольствием. И наверное, они хорошо поются. Удач ему.
Этот тур производит очень приятное впечатление в сравнении с предыдущим, на котором эксперты дружно объединились в хор плакальщиков.
Голосовала за обоих...Стихи Ильи прекрасны, интересны, наполнены глубоким смыслом и добрым посылом, но подборка Яны упала с неба нам, грешникам, на потребу, потому за них.
В первом туре голосовал за обоих участников этого четвертьфинала. Трудно cебе представить более разных авторов. Илья - мастер и интеллектуал. Яна подкупает молодостью и искренностью. За Яну. У неё всё ещё впереди, и она обещает стать незаурядным поэтом. Успехов обоим.
Вот тоже оказался для меня неожиданным эффект восприятия, первый раз прослушал вместе с прочтением, не видя чтецов, но читая текст.
Решил посмотреть только на чтецов и оказалось другое восприятия и смысл.
Так что уже не думал и сделал выбор, хотя до был не уверен , а скорее даже наоборот.
.
Как важно всё же эмоция в стихе
И голос, нерв, и выраженье тоже
И оказалось всё так непохоже
Что было в слове и то, что на лице
Опять вернусь, я тут чтоб не судить
Но чтоб услышать и понять другого
Чтобы почувствовать наверно силу слова
Наверное чтобы с чтецом прожить
Прожить всё то, что он вложил в строку
И вот опять же, лишь это повлияло
И не ищу давно я идеала
А вот услышать хочу я ...тишину.
.
В общем проголосовал, но как и прошлый четвертьфинал, для меня нет здесь победителя и , увы мне, нет поэта , есть хороший стихотворец.
Но пусть решает наверное судьба, кому сегодня шепнет на ухо...Да.
.
Простите друзья, но точно бы не смог бы остаться на выступление этих поэтов, если бы они читали свои стихи в зал.
Стихи должны быть не только красочно оформлены словом, но и заставить слушателя их СЛЫШАТЬ...
.
Всем удачи!
.
Долго выбирала - за кого голосовать: за зрелую, состоявшуюшуюся поэзию Ильи или за невероятно искренние, по-детски чистые зарисовки Яны. Выбрала Яну. Лет через десять, когда жизнь её немного побьёт, добавит житейского опыта, это будет поэтище. И дай Бог ей сохранить свою чистую душу в этом грязном мире.
Илья, конечно, автор мастеровитый, словоохотливый, подробный такой, в общем, умеет писать хорошие грамотные стихи — тут двух мнений быть не может. Но вот какая загогулина: сопереживал я стихам и ЛГ Яны; более того, если бы (гипотетически) я не знал, как попасть на станцию «Мир духовный», то спросил бы об этом Яну, ибо она искренне верит в то, что такая станция существует. Простая светлая душа — простые светлые стихи.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.