Турнир поэтов, четвертьфинал 3

Участвуют Евгения Костюкова и Елизавета Евстигнеева, критик – Елена Пестерева, ведет программу Елена Албул

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

102.7 баллов
97.3 балла
Родилась в Ростове-на-Дону, живет во Фрязино, Подмосковье. Публиковалась в различных журналах и альманахах, периодических изданиях и коллективных сборниках, среди которых: «Таллинн», «Дон», Литературная газета, сборники «Волна за волной», «ЛиРа» и другие. Автор двух книг. Автор представлен членом Художественного совета Юрием Семецким.
Родилась и живет в Москве. Училась в Литературном институте имени Горького. Публиковалась в различных журналах и альманахах, среди которых: «Формаслов», «Улитка», «Окно», «Звезда», «Этажи», «Южный маяк» и других. Лауреат премии Союза литераторов «Перо и слово», победитель поэтического конкурса Литинститута «Новые имена», конкурса «Хрустальный родник», международной литературной премии «Фонарь», международного фестиваля «Мгинские мосты» и других конкурсов. Автор представлен членом Художественного совета Полиной Орынянской.
Экспертных голосов: 9 – это 56.3% от суммы 16
Зрительских голосов: 58 – это 46.4% от суммы 125
Евгения Костюкова получает 56.3% + 46.4% = 102.7 баллов
Экспертных голосов: 7 – это 43.7% от суммы 16
Зрительских голосов: 67 – это 53.6% от суммы 125
Елизавета Евстигнеева получает 43.7% + 53.6% = 97.3 балла
Давно я не читал стихи Жени. А тут посмотрел, почитал - и впечатлился. Свой мир, свое мышление, своя метафорика - причем не придуманная, а именно увиденная.
 И вполне понятные стихи. Даже не понятные, а близкие. Пробивают.
Наверное, есть недостатки, но пусть тот, кто без греха...
А Елизавете, как говорится, респект )

Александр Спарбер (29.11.2023 в 20:05) – Экспертный совет
Замечательная передача, спасибо всем участникам и всем причастным!
 И, как всегда, отдельное удовольствие - читать комментарии голосующих. Здесь и «голосую за молодость» (ах да, это очень важно, как и объем талии автора)), и обвинения голосующих в заговоре против молодости и таланта, и, что совсем отвратительно - пакости в адрес членов Экспертного совета, впрочем, Дмитрий Московский своим хамством лично меня уже не удивляет…

И да, как верно заметила Ольга Забирова - как-то позорно регистрироваться на Стихире только ради участия в ТП, нет?

С поэзией Евгении Костюковой я знакома давно, и не перестаю удивляться и восхищаться слогом и великолепной образностью ее произведений. Низкий вам поклон за стихи…

Инга Сташевска (29.11.2023 в 12:32) – Экспертный совет
Познакомилась с творчеством Евгении только лишь на Турнире поэтов и очень рада этому знакомству. Образы, рифмы, поиск своей темы - вот что привлекло внимание и порадовало.
 Да, наверное есть огрехи - а у кого их нет? Но так же есть молодость и творческий потенциал. Женя, желаю удачи!

Алла Арцис (28.11.2023 в 23:31) – Экспертный совет
Понравились обе подборки: и у Евгении, и у Елизаветы.
 С некоторым перевесом: за стихи Евгении. За красоту, рожденную в боли.

Ильдар Харисов (28.11.2023 в 22:52) – Экспертный совет
 Поэтическое высказывание Евгении – это "иероглиф умолчания". Глубокая внутренняя жизнь, о которой поэт не рассказывает, но проговаривается на своём языке, позволяя читателю самому догадаться и интерпретировать  исповедь поэта.
    Это глубина лирического высказывания и это интересно.
 Поэтическое повествование Лизы, в сравнении с Женей, возможно,  более внятное для широкой публики, но менее глубокое.
  Создаётся впечатление, что Лиза в стихах больше фантазирует на тему чувства,  чем проживает его, порой пересказывая много раз читанное  (про эхо в колодце, например).  Манная каша осени, опрелости апреля, "мама, роющая оркестровую яму" – очень мило;    неологизмы: "пирамидящие" (малыши в песочнице), "вивальдящие" (скрипки), "тиктачащее" (время) – обаятельны.
   Но всё это на фоне общего мелководья больше напоминает очаровательные детские неожиданности (в хорошем смысле), чем приёмы взрослой поэзии.
     Подожду глубины.
  ...Лиза, и Женя, обе– прозвучали великолепно,   лирично. Спасибо!

Наталья Малинина (27.11.2023 в 20:19) – Экспертный совет
 Елизавета заинтересовала меня. Она уже состоялась как литератор, обрела мастерство,  у нее есть и мастерство, и уверенная образованность. Пожалуй, при другом сопернике я проголосовала бы за нее. Но у соперницы большой опыт сопротивления чему-то трудному, грусть, постоянный риск, и при этом утверждение, что внутри "снегопада нет". Это очень близко. Хочу ее победы.

Алла Шарапова (26.11.2023 в 12:55) – Экспертный совет
Однозначно Евгения. На Её стороне и понимание жизни, и талант, и мастерство. И при всём уважении к обеим талантливым девушкам Елизавете будет затруднительно тягаться с Лорой (если выиграет и пройдёт до финала), а вот Евгения может и побороться. И вообще, стихи Евгении для меня более увлекательны.

Игорь Гонохов (25.11.2023 в 21:22) – Экспертный совет
Пока слушала Евгению и вспоминала то, как читала и что читала Елизавета в предыдущем своем поединке – твердо решила голосовать за Елизавету – так мне мешал захват из разных лексических мезозоев в ее (Евгении) первом стихотворении.  Тут все в одно: и гештальт (терпеть не могу это слово, равно как и ныне модное чужеродное коллаборация)  тут и борщ, и Китеж -град, и лорелея, и чернозем, и медвяно. и неваляшка, и шок, и Шаляпин, и пластинки и скалы, и душонка, и брусника, и кофе в кобуре  и пр.    Елена Албул назвала это компотом, Елена Пестерева – синтетическим языком – согласна с обеими. Образность Евгении, подчас зашкаливающая, безусловно отличный посыл к собственному ее чувствованию (тех, кого она собиралась душить – не жаль- пусть душит)  и чувствованию читателя – тут могут быть варианты – эмоционального отклика:  Кто-то и сам на брэйншторм разохотится - …пусть.
 Но потом Евгения увлекла , как сирена на дно своей души и поселила там до выяснения обстоятельств , которые предложили не дремлющие  обе Елены: «А для чего все пишется, произносится и подается  таким наваристым компотом?»  дослушала и досмотрела программу до конца. Ответа не последовало. Да он мне и не нужен. Стихи поучающие, воспитывающие , формирующие  и т.д. мне не сильно близки. Не та возрастная группа. Поиски ноты высокого «ДО»  кому-то бред- мне самое то – ОНО. 
«С листа» на странице стихи воспринимаются еще сильнее. Очаровала совершенно..
Задышалось -залюбилось зажилось –запелось, дернулось внутри меня сердечной мышцей.  Спасибо!

Разочаровали: молчащая рыба (рыба что разучилась петь)   - явно образ Лоры Катаевой, игра в Бога (как говорится : не поминай в суе) и горькая вода в реке –это было два выпуска назад не помню сейчас у кого из авторов.

Елизавета буквально влюбила в себя понятностью и близостью каждого образа, чувством меры, умением держать паузу, умением ставить правильную коду и многими другими умениями…и за всем этим конечно же проглядывает Литинститут.  , и в конце концов это умение стало восприниматься как программа.
 
А это не есть хорошо. НО..как она из  оркестровой ямы сделала потрясающий образный ряд, так она и, уйдя в сильный свой полет , когда ее перестанут учить и поучать – ТАКОЕ ВЫДАСТ!))  Я верю ей..верю в нее. Она замечательная! И очень талантливая…

В ее возрасте я еще ничего подобного не произнесла бы :

«Я написала хорошее и очень им проникаюсь»

   *Затонувшее детство в глазах стариковских –

*Все равно нам недолго осталось до тех островов,
Где всегда расцветают завядшие розы ветров
И все судьбы весною навеки становятся морем.

*И деревья на цыпочках листьев уходят.

*Если хочется – помолчи.
Как молчат после битвы воины.

*Ты прости свою мать упрямую,
Ту, что дочке родной всю жизнь
Оркестровую рыла яму.

*Мы с Ним говорили на чистом эдемском,

*Прикажешь ли Боже, поспорить с Законом?
Но я – человек. И я друг макаронам.

Гениальный ребенок!

Сегодня Особенно хочется отметить Елену Пестереву. Точнейшие характеристики:
«А покажите мне точки роста!»
«Синтетический язык»
«жалко безусловно, но я про художественный образ»
«сформулируйте свою систему критериев оценки» .

Ей было непросто с Евгенией, упертой до: «Я так вижу»  и не слишком словоохотливой, когда можно было бы размотать клубок правды-неправды и все на поверхности.. сирена, которая ушла на дно и косит под молчащую рыбу – не слишком простая штучка  и удочке, и крючку.  Но когда рядом Елена Албул, которая все вещи называет своими именами – ничьих разъяснений уже не требуется. Тонкая настройка  «расстроенного рояля» ею обеспечена))


Цитата выпуска:

Елена Албул: «Интересная мысль: начать с начала».

Вот и начнем в следующем выпуске. В Финале, то бишь)

Спасибо всем за  нынешний! Суперский. 

Елена Талленика (29.11.2023 в 15:28) – Экспертный клуб
Женина поэзия мне всегда импонировала и будет импонировать. Мудрость в её стихах и, несмотря на кажущуюся тревожность текстов, - послевкусием приходит успокоенность.

Майк Зиновкин (23.11.2023 в 11:45) – Экспертный клуб
Макс Зимов (29.11.2023 в 18:23)
Афоризмы, даже такие остроумные, "мама рыла яму" (оркестровую) - это ещё не стихи.  Умиляет,  можно на конкурс афоризмов или юморизмов.
 При чём же здесь поэзия?
Мне понравилось другое:
*
сгорели бесплодные. корнями вросли в тоску –
шипящую, чернозёмную, до сведения скул.
небо – всё дальше, тише... забытый творцами хит.
осталось борщи сочинять да стихи варить.
*
Участнику турнира  воспитывать  неразумных,  по его мнению "девочек"  – соперниц и экспертов –это очень благородно.
*
Девочки, вы  – чудесные.

Алёна Деева (29.11.2023 в 18:42)
Это больше, чем поэзия...
 Я рада встрече с вами, Евгения.

Удачи!

Лёля Лето (29.11.2023 в 12:46)
Обе барышни Е прекрасны, как и их творчество. При всей непохожести их поэтических средств кажется. что они вполне могут слить воедино жизнь и поэзию и вместить все Божии творческие дары,  которые им предписаны.
 Елизавета совершенно правильно выстраивает карьерную стратегию, надо чтобы о такой абсолютно "штучной" умнице и умелице узнало как можно больше читателей. Касаемо Евгении - она уже нашла свой мир и своих читателей и они ей благодарны за вкуснейшие свидания с ее Творчеством.
Жаль, что  голосование в этой паре  омрачено злым волчьеягодником перепалок исторически противоборствующих свор с дежурными выскоками дуэта балалаечников, сквознячковым митькованием со "стенами, гвоздями, кукушками и петухами" итп. Но без этого здесь наверное нельзя. Надо же как то привлекать к себе внимание.
Евгения и Елизавета, спасибо Вам и Да здравствует Поэзия!

Тень От Дыма (29.11.2023 в 11:35)
Продолжаются голосования по принципу - Поддержи слабого(?!).))
 Когда благородные намерения начинают противоречить здравому смыслу, они становятся злом.
Я против зла, поэтому голосую за сильнейшего. Цель турнира выявить лучшего и по дороге сохранить младенца, а не таз.))

Борис Керен (29.11.2023 в 02:35)
Пришел московский Ангел, наподдавал всем ребром крыла))) Девушек гнал отсюда.  Обеих. К чему бы это?
 Ну, к делу теперь.
Одна поэтесса похожа на мою сестру в 15 лет, другая тоже на сестру, но в 20))
     Голосую за красивые глаза! Не хуже других критерий!
     А не надо про "мироточащий мистраль" и про "цыпочки листьев" писать, Лиза!  Откройте словарик и наберите "цыпочки", "мироточить" и "мистраль"
Оригинальничать лучше "по классике"
Спасибо за передачу. Девочки, вы героини! Издержки медийности переносите достойно!

Валерий Смирнов (28.11.2023 в 23:18)
У меня сейчас разделились ум и душа — он требует голосовать за одну поэтессу, а она просит за другую.
 Одна — мудрая сова, другая — чудесный воробушек!
Одна затягивает тебя глубоко в омут, и неизвестно, выберешься ты из него или нет. Другая крутит тебя в калейдоскопе, картинки быстро меняются, они красивые, но многие уже давно уже видел.
Победил ум.

Евгений Ермолин (28.11.2023 в 21:03)
Татьяна Шадуя (28.11.2023 в 15:42)
Геннадий Антонов (28.11.2023 в 06:06)
Мы раз за разом задаёмся извечными вопросами "кто виноват?" и "что делать?"
 Виноват ли автор в том, что я не понял всю глубину его таланта? Или же это только моя вина, недостаточное количество прочитанных книг, отсутствие развитых органов чувств, способных видеть, осязать, распознавать запахи?
Что делать с этой бедой автору и что делать мне, чтобы мы нашли путь друг к другу, научились слушать и слышать не только свой собственный голос, но и голоса других людей?
Ответы на эти вопросы безусловно важны, но я благодарен Еленам, критику и ведущей за тот редкий вопрос о целеполагании, который мы, как авторы своей жизни, а не только стихов, задаём себе крайне редко.
Ведь понимание истинного мотива, который лежит в основе того или иного стиха, помогает нам найти наиболее точное слово для нашего высказывания. Чтобы мысль изречённая не была ложью. И тогда путь к читателю будет короче, и иероглифы молчания не станут приговором нашей живой и страстной речи.

У Евгении было очень много этого жемчуга слов, потерявшегося где-то по пути от замысла к его воплощению. Это было похоже на запретное знание, разглашение которого несёт столь неисчислимые беды человечеству, что на описывающие это знание слова нанесли печать забвения. Раз так, может не стоит говорить об этом, а поведать о чём-то другом, не менее значимом, благо важных тем много.
Елизавета, как шахматист, использовала в своей игре слов разные известные ей партии, что порой выглядело весьма недурно, а порой опереточно. В её стихах наблюдалась философия и юмор, что многим понравилось, включая и меня. Но того ощущения глубины, погружения в тайное знание, которое складывалось во время чтения стихов Евгении, у меня не возникло. Это очень хорошее начало и завидный потенциал, но и только. Надо ещё выбрать для себя - хайку или классика. А может ещё что-то, третье, пока не испробованное.

Было очень интересно. Есть о чём подумать на досуге.
Спасибо всем!

Колокол (28.11.2023 в 02:14)
Наталья Дорофеева (27.11.2023 в 21:03)
Евгения один из талантливейших стихирских авторов. Мало кто может с ней тягаться.
 
Поражает наглость и/или цинизм, с которым к турниру на голубом глазу привлекают автора, не имеющего ни малейшего отношения к порталу Стихи.ру и обзаведшегося аккаунтом только по этому поводу и буквально накануне.
Воды Стихиры, конечно, обмелели и мало кто из мэтров остался и наперекор всему не закрыл свою страницу,
но неужто же старушка Стихира так скудна и немощна,  настолько, как сейчас модно говорить, утеряла свою субъектность, что своими силами обойтись уже не в состоянии и ни для какого ристалища уже не годна?
Неужто  пришла  нужда  рекрутировать?

Пора сбрасываться на костыльки, а может и протезы (зубные в том числе), слуховой аппарат и инвалидное кресло для старушенции Стихирушенции?

Забирова Ольга (27.11.2023 в 22:18)
Янур Василиев (27.11.2023 в 18:05)
Александр Евницкий (27.11.2023 в 15:50)
Очень впечатлён, но, скорее, не столько стихами, а беседой. Да, именно беседой которая чудесным образом получилась и это заслуга всех. Оказывается и профессионала можно поставить в тупик..., и это выглядело очень поучительно, и прелестно. Как преподавателя Елену  хотелось пожалеть и поддержать, и была очень понятна её заминка, о стремлении поэта написать что-то знАчимое,  и, для меня, очень созвучен был ответ Евгении. Всё прекрасно и полезно! Спасибо большое всем!

Валерий Женин (27.11.2023 в 11:33)
Марина Изергиль (26.11.2023 в 19:14)
Граф О Quot Ман (26.11.2023 в 10:51)
Омарт Криевс (26.11.2023 в 00:56)
Татьяна Бубнова 8 (25.11.2023 в 23:25)
Анатолий Семкин (25.11.2023 в 17:09)
Хорошо написанно про ворона,как он нелепо,не по книжному,сидел на суку,
 Может даже не на ёлке))

Сергей Девяткин 2 (25.11.2023 в 15:02)
Прекрасная поэзия. Читаю и люблю уже много лет.

Вечная Ученица (25.11.2023 в 14:16)
Доверяю мнению и вкусу Ю.Семецкого

Виталий Таланов (24.11.2023 в 21:56)
Наталья Ковылина (24.11.2023 в 20:38)
Выбрал Евгению только после самостоятельного прочтения четвертьфинальных подборок авторов. Ее стихи взрослее.

Александр Сенатрев 3 (24.11.2023 в 20:27)
Пожалуйста, изложите ваши впечатления от турнира, и почему выбрали именно этого автора: - вот так написано над окном комментариев к голосованию. По турниру к настоящему моменту хочется прямо заявить - жалко авторов, согласившихся участвовать. Ну, или они такие, знаете -  "есть упоение в бою". Две барышни из этого четвертьфинала точно не такие. Голосующие - не надо приписывать им несуществующих качеств типа высокомерия и, наоборот, отказывать в понимании собственных стихов. К чему эта суета с огромными комментариями, где любой сдававший когда-то лабораторные работы (а здесь таких много) сразу вычислит основные посылы, которые ставятся во главу угла, определяют результат, и вокруг которых - где вежливо, а где и грубовато, накручивается будто бы работа. Это довольно высокомерно выглядит, когда психологические этюды выстраиваются, с ожидаемыми реакциями, словно на подростков. Видно же всё. Особенно нашему человеку. Особенно пишущему человеку. Тщательней надо, тщательней.

Гай Юлий (24.11.2023 в 20:15)
Владимир Солвер (24.11.2023 в 18:32)
 ничего не скажу, а то затроллит))) некто из "экспертов", ага))

Виктор Сюрдо (24.11.2023 в 15:34)
На мой вкус и цвет, стихи Елизаветы хороши для толстых литературных журналов, стихи же Евгении — для людей, и так как я не толстый литературный журнал, а рядовой любитель поэзии, голосую за подборку Евгении.

Анатолий Измалков (24.11.2023 в 15:24)
Предлагаю закрыть Турнир и не продолжать. От этой графомании уже стыдно должно быть.
 Зашел к Евгении Костюковой на страницу ознакомиться с подборкой стихов для четвертьфинала. Ну и что?
Первый стих. Первые две строки:

"вечно мы кого-то ищем:
ты – меня, а я – себя."

Во второй строке противопоставление, согласно союзу "а": ты меня ищешь, а я ищу...
У автора - тоже меня. Выходит по логике -  "ты меня ищешь, а я - меня".
Это ляп и графомания. Далее этот стих я читать не стал и перешел ко второму:

Первая строка: "боже, когда я проснусь и вылечу чёртов сад,". Слово "вылечу" звучит двояко: от слова "лечить" и от слова "летать". К тому же на слух не хватает слова "этот". : "боже, когда я проснусь и вылечу ЭТОТ чёртов сад,".
Вывод - автор пишет с ляпами и технически неграмотно.

Переходим к подборке стиховЕлизаветы Евстигнеевой.
Первый стих, первые две строки:

"Умирать? Аb ovo. Может быть, очень даже,
Я умру и стану смиренней сажи "

Честно сказать даже не хочется разбирать этот бред про "смиренную сажу". И с чего автор решил, что читатель обязан знать, как переводится "Аb ovo" на русский язык. К тому же разное количество слогов в этих первых двух рифмованных строках. А это сбой ритма. Далее читать не стал.

Второй стих. Первый катрен.

До Пасхи, до новой жизни
Я, может быть, доживу.
В саду мироточат слизни,
И падает солнце в траву.

Чуть лучше в техническом плане. Но нет связи между первыми двумя строками и вторыми двумя строками. А в катрене все строки должны быть связаны друг с другом единым сюжетом и единым смыслом.
Образность корявая и несуразная. Советую автору ознакомиться с понятием "мироточение". К тому же "солнце падает в траву" где? В саду ? (согласно третьей строке действие происходит в саду). Скорее всего автор имел ввиду - траву в более широком смысле, чем маленький сад. Далее читать не стал.

Вывод: автор пишет с ляпами и технически неграмотно.

Сергей Винтер (24.11.2023 в 14:50)
Сложно оценить. У Лизы живые строки, но меньше внимания к рифме, ритм часто страдает. У Кати меньше жизни в стихах, больше "рифмования". У Лизы - свежесть взгляда, у Кати - опыт. Вот есть три фактора: рифма, ритм, свежесть взгляда. Нужно обозначить важность, вес этих факторов для экспертной оценки.  Перетянет ли свежесть взгляда Лизы рифму и ритм Кати? Причём и у Кати часто попадаются интересные строки. Думаю, всё-таки не перетянет. Поэтому голосую за Катю. Стихи должны быть стихами, с рифмой и ритмом. И не говорите мне про "белые", пусть они останутся уделом тех, кому просто-напросто сложно писать в рифму.

Татьяна Де Вриз (24.11.2023 в 13:41)
Не всё легло, но захотелось почитать, поразмышлять, добавить в избранные.

Валентина Ташбекова (24.11.2023 в 13:15)
Понравилась Евгения.

Любовь Одинокова (24.11.2023 в 12:42)
Святослав Огненный (24.11.2023 в 10:19)
Мне понравились два стихотворения , а именно Родина и Иуда.
 Искренне желаю автору победы в этом турнире !😃

Лёха Артамонов (24.11.2023 в 01:08)
Игорь Сытник (23.11.2023 в 20:04)
Я попала под обаяние поэзии Евгении. Теперь плыву вечерами на облачке, греюсь в лучах солнышка и читаю-читаю, получая эстетическое наслаждение. Волшебство.

Некрасова Татьяна 2 (23.11.2023 в 20:15)
 Прослушав обеих авторов очень долго мучилась за кого проголосовать.Манера изложения конечно же разная.Однако, что я заметила, ни у того и ни у другого автора нет западания в слишком лирическое изложение, где жизнь прекрасна и удивительна. Несмотря на разницу в возрасте и Елизавета смотрит на мир глазами вполне взрослого поэта. У Евгении мир вполне реальный без удаления в умиление - просматриваются реалии, где есть над чем подумать. Елизавета для своего возраста - большая молодец.И ощущается, что внутренний мир даёт возможность довольно удачно описывать свои ощущения. Однако, и этот факт совсем не умаляет хороших возможностей Евгении, ведь каждый из них - талантливы по своему.

Альфия Габсатарова 2 (23.11.2023 в 18:23)
Елена Кармадонова (23.11.2023 в 16:21)
Эстрела Мар (23.11.2023 в 14:27)
Да просто вкусовое предпочтение…

Геннадий Казакевич (26.11.2023 в 15:10)
Вячеслав Ботук (23.11.2023 в 14:06)
Какая мощная энергетика в подборке Евгении Костюковой! Браво!

Светлана Когаринова (23.11.2023 в 13:49)
От противного. Против высокомерия Елизаветы: из публикаций одна подборка за столько месяцев! Ab ovo - не к месту. Умирать как засыпать, и воскресать- просто! Как в комп.игре. Дхарма... Елизавета, объясняю на пальцах: дхарма огромна, как дедова победа. Не безделушка с полки. Одна!  И японизированный март, и закат-харакири... против гламура.
 Евгения мне по душе ещё тем, что не выступает, судя по профилю, на фестивалях. Которые непонятно кем финансируются, и в каком объёме.

Терджиман Кырымлы Третий (23.11.2023 в 13:32)
Это тот случай, когда очень хочется, чтобы голос простого читателя весил 100 баллов.
 
Потрясающие стихи.
Победы вам, Евгения!

Алёна Августовская (23.11.2023 в 13:25)
Вперёд, землячка!

Алина Махолёт (23.11.2023 в 13:19)
Светлана Тимашева (23.11.2023 в 11:37)
Берта Лучева (23.11.2023 в 11:11)
Впечатления от Турнира не очень. Стихи все замысловатые, заскорузлые, иногда просто неотесанные.
 Сильная рифма всего лишь полдела-
Гармония звуков еще не стихи...
Чтобы душу Поэзия крепко задела,
Чрез Сердце свое ты ее пропусти.
И лучшая рифма всего лишь полдела,
Созвучные строчки еще не стихи,
Чтоб сердце и душу поэзия грела,
Надежду на Счастье ты людям Дари!

Высшая задача творческого человека —   
                своим произведением дать людям понять
                смысл и цену жизни.
  В Поэзии должна быть Мысль,
Которой нужно Восхищаться.
Особый и глубокий смысл,
Чтоб мог ты в жизни Разобраться...

Аннета Верещака (23.11.2023 в 10:39)
Девушка совёнок с глазами ангела ;)
 Пишет душа и поэтому это моё. Так! ;)

Эдуард Мижаков (23.11.2023 в 10:13)
Пусть меня простят критики, но я их пропустила и слушала авторов стихов... душой...
 Душе моей ближе стали стихи Евгении.
О турнире. Слушаю и смотрю редко, но с удовольствием.
Спасибо.

Стихирянка (23.11.2023 в 07:42)
Самый простой для меня выбор.
 Давно знаю стихи Евгении Костюковой. Помню её стихи по конкурсам и по *Вечерним Стихам*. Так вышло, что в те времена ее выступление попало в мою шутливую хронологию *Вечерних Стихов*
И ещё. Евгения Костюкова отвечает на рецензии на сайте, пишет их другим авторам.
Конечно, поставила подборку.
Ее соперница хочет быть над сайтом
Надо ли ей соревноваться именно здесь?
Многие читают только подборки.
Мне жаль, что не прошла в четвертьфинал Елена Гурфинкель.
  Было  бы действительно интересное соревнование.
.
Желаю успехов Евгении Костюковой.

Елена Ительсон (23.11.2023 в 07:23)
Выбор было сделать очень сложно. Обе поэтессы самобытны и по-своему интересны. Рука тянулась проголосовать за Елизавету, ее стихи были чуть более понятны для меня лично что ли, но и поддержать Евгению хотелось, потому что она достойна высокой оценки. Вот такой противоречивый выбор.

Натали М-10 (23.11.2023 в 05:10)
Дмитрий Шунин (22.11.2023 в 22:41)
Вы просто послушайте, как это прекрасно, тонко, поэтично: «И деревья на цыпочках листьев уходят», «Сквозь опрелость апреля», «Фортепьяно глядит расстроенно», «я иду по тонкому канату настоящего
 и смотрю только
в себя или вверх». Это же Поэзия самого высшего толка, которая находится в месте соприкосновения мира вещного и вечного. Очень понравилось. Спасибо за знакомство с юным дарованием Полине.  Елизавете только победы!

Анна Арканина (29.11.2023 в 20:13) – Экспертный совет
Голосую за Елизавету!
 В столь юном возрасте писать такие зрелые стихи - просто замечательно! Автору есть чем поделиться со своими читателями и слушателями. Хочу поблагодарить Полину Орынянскую за открытие этой талантливой звёздочки.

Юлия Зазимко (29.11.2023 в 19:41) – Экспертный совет
Написал довольно многословное объяснение почему я не голосую за Елизавету, чтобы разместить его на противоположной стороне и… в последний момент голосую за Елизавету. Вся логика уводит на ту сторону. Необъяснимый эмоциональный фон — на эту.
 Разделится нельзя. Но, поскольку это не соревнование в точных науках, отдаю предпочтение именно спонтанному решению, хотя раза четыре перечитал подборки и пару раз пересмотрел чтение, убеждая себя в ином исходе…
Удаляю всё написанное ранее, оставлю только -
PS: Не думал, что настолько сложно будет принять решение...  В последнее время обычно стараюсь не читать комментарии. Уж слишком в некоторых из них выражается не столько отношение к самим стихам авторов, сколь настойчивое желание повлиять на выбор других, что кажется мне непристойным. Опять зацепил глазами какой-то бред про «заговор экспертов» (пусть и закавыченный), или то, что голосуя здесь — ты прогрессивный чел, а на другой стороне — кислый отсталый пережиток...  И снова бесконечная сказка про смену правил... Но если вы приходите в гости в чужой дом с устоявшимся этикетом, который вас вдруг не устраивает, то просто займите пустующий участок земли (её, если поискать, полно), попытайтесь построить собственный дом, заведите там свои правила и кушайте суп руками.
Однако, справедливости ради, свободу высказываться должны получать все. Это их право. Право читающих — читать наискосок или просто не читать. И это тоже нормально.
… но это слегка наболевшее нелирическое отступление и прошу прощения, что оно не по сути самого голосования и несколько многословно.
Осталась пара часов до конца голосования? Голосую, искренне надеясь, что мой голос не повлияет на установившийся на данный момент результат. Удачи Е.

Игорь Бирюков (29.11.2023 в 18:17) – Экспертный совет
Каюсь, не без некоторого предубеждения приступал к просмотру третьего четвертьфинала. Знал, что страничка Елизаветы на сайте открыта исключительно для участия в Турнире, отклики игнорируются, четвертьфинальная подборка отсутствует (она появилась только в субботу 25 ноября), "послужной список" (неполный, Елизавета ещё и победитель фестиваля "Филатов Фест 2023") очень впечатляет, не слишком ли много для такой молодой участницы?!  Все эти соображения отступили на второй план после прослушивания её выступления. Потом я, конечно, несколько раз перечитал подборку, но первое впечатление осталось: удивительно яркий ( и при этом зрелый !) автор, обладатель уникального поэтического дарования.  Находки разбросаны по всем стихотворениям, а  слова о "маме, которая роет своей дочери оркестровую яму" грозят стать крылатыми и получить распространение в нашей обыденной речи (мы ещё  приоритет Елизаветы будем подтверждать!).
 Ничего плохого не скажу о стихах Евгении, в четвертьфинал попадают лучшие, а ей есть что показать и в полуфинале.

И последнее. Близится четвёртый четвертьфинал. Очень хотелось бы избежать политизированного подхода к голосованию...

Георгий Бойко (29.11.2023 в 15:29) – Экспертный совет
На мой взгляд, подборки и там и там преимущественно неудачные. У Евгении Костюковой все складно, гладко и сладко, но ничто для меня не стало откровением. У Елизаветы очень понравилось первое стихотворение. За него и авансом за будущий рост, на который искренне надеюсь, отдаю свой голос ей.

Полина Орынянская (28.11.2023 в 20:14) – Экспертный совет
Оценивая эту пару участниц, я испытываю определённое неудобство: с одной стороны, Евгения и её стихи, написанные в подавляющем большинстве своём десять и больше лет назад, обкатанные на конкурсах, неоднократно публиковавшиеся в различных журналах, звучавшие в программе «Вечерние стихи» в 2013 году и, по словам самой Евгении, проверенные временем в её собственном отношении к ним. Своего рода дежавю. Стихи замечательные, что и говорить, и подача прекрасная, и сама Евгения, своим обезоруживающим и беззащитным взглядом и  всей манерой общения напоминающая мою любимейшую Инну Чурикову в роли молоденькой Паши Строгановой в фильме «Начало»… С другой стороны, Елизавета с её стихами, написанными, судя по возрасту автора, не так давно, но , как мне кажется, более подходящими внутреннему миру той же самой любимой моей актрисы, но уже повзрослевшей… Странно, ведь всё должно быть наоборот…
 Очень жаль, что на странице Елизаветы опубликованы только подборки для Турнира, и пришлось искать её стихи в интернете, чтобы утвердиться в своём впечатлении. Нашла, утвердилась. Умница, умница!
Прекрасны обе. Решение чисто прагматичное: в сезоне Турнира поэтов 2023 года я отдаю предпочтение стихам этого же и близкого к нему периода.
Удачи и новых стихов - обеим!

И ещё хочу добавить: очень сожалею о том, что в червертьфинал не вышли Андрей Хамхидько и Елена Гурфинкель, и что вследствие неудачного, на мой взгляд,  составления пары - Лора Катаева - Сандра Ово мы лишились возможности услышать стихи Сандры в полуфинале. Это голосование я пропустила намеренно, поскольку обе участницы  для меня равнозначны по потенциалу, при всей разнице поэтической подачи. Стихи Сандры "Потому что" определённо беру в свой ТОП лучших стихов Турнира этого сезона, наряду с "Февроньей" и "Рекой Потудань" Андрея Хамхидько.

Надежда Бесфамильная (28.11.2023 в 15:19) – Экспертный совет
В этом туре я голосую за ослепительную юность. Стихи Елизаветы я впервые услышала на Филатов-фесте и они покорили меня мощным звучанием и невероятной искренностью. Да, пожалуй, подборка составлена неровно, и несчастный макаронный монстр вызывает некоторый когнитивный диссонанс, но почти в каждом тексте у Елизаветы есть ее собственные поэтические открытия, знаменующие большой талант - честно, я в ее возрасте рифмовала кровь-любовь и двух строк без ошибки связать не могла. И я прекрасно понимаю, как важно для молодого поэта заслуженное признание - именно тогда, когда чувства еще свежи и литературные игры воспринимаются остро. Желаю Елизавете победы!

Ника Батхен (28.11.2023 в 22:17) – Экспертный клуб
Александр Лазарев 2 (29.11.2023 в 20:15)
Татьяна Стецула (29.11.2023 в 18:29)
Все это было бы смешно, когда бы не...
 Про глаза не буду. Вроде как надо про стихи. Про стихи сказала Е. Пестерева.
Но кто здесь слышит критиков?)

Елизавета поставила всем шах и мат, в З хода. Молодец!

"Завидный потенциал, но и только..."
Ну да, но надо добавить, — мало у кого он был и есть вообще. И это не "только", а ого-го как! Талант всегда вызывает тревогу там, где все по полочкам, а именно: вековая пыль: кто он такой, не наш!  Гнать его!

Вообще-то  участники представляют себя, и только себя!

Идём дальше, вместе с экспертами, прямиком к  Буридану. Столько последователей, другим философам и не снилось!  От невозможности сделать выбор отсиживаются  в кустах или  по другим причинам, не понять. Как не понять свободу, точнее анархию поведения — хочу приду, хочу не приду, — заведомо ставят участников в неравные условия.
А где регламент, его нет?

Чтобы за этим "конкурсом" спокойно наблюдать, надо быть философом.

Эмкей (29.11.2023 в 17:08)
Ты сделал опасность своим искусством, и за это тебя нельзя не уважать, даже если ты неизбежно упадёшь в пропасть. Эти слова так и хочется сказать канатоходцу у Ницше и лирическому герою подборки Елизаветы Евстигнеевой. Соглашусь, что два хайку-верлибра Елизаветы — это лучшее в четвертьфинале из представленного. Автор молод, но необыкновенно мудро мыслит, и этим импонирует в каждой строчке. При этом далеко не всем мыслям и чувствам даёт пока волю.
 
Стихи Евгении Костюковой отпугнули меня некой ремесленной необязательностью образов, потому что автор слишком образами увлекается, не разворачивая и не проговаривая свои чувства, не давая читателю чёткий ракурс. Моё читательское понимание этой причудливой образной “системы” окончательно упёрлось в стихотворение "Биться в твоё стекло", где “чай за стеной готовят”. Упёрлось в эту, фактически, бытовую молитву, думаю, как и у многих. Вспомнил великолепный дореволюционный стих:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить!

И вот этот ироничный фольклорный тон дико коррелирует с моими впечатлениями от текстов Евгении как от пачки с пугающим поэтическим субстратом. Для меня это домашний компот из высушенных мыслечувств, местами довольно затейливо сморщенных метафор и метонимий, с которым непонятно, что делать.

Также большой вопрос для меня лично, удачно ли работает в поэтике Евгении смешение мифологем? Например, Китеж-град очевидно дисгармонично смотрится с Лорелеей в одном тексте. Автор широко использует религиозную тематику, но кажется, просто как книжку с набором аллегорий без веры, что крайне безответственно для поэта. При этом мне понравились обращения к родственникам: отцу и деду. И это кажется настоящим, чистым и искренним. В конце автор говорит "Поиграю в бога", но он лукавит. В Бога невозможно играть, его можно только безуспешно искать на Земле.

Читая обе подборки, вот о чём подумал: слово должно быть взято и выбрано не для кого-то и чего-то: не для красоты, не для читателя, народа, веры, эпохи, даже не для самого автора и его боли. Слово должно быть единственное выбрано и встать на место, потому что именно на этом месте без него на пространственно-временном отрезке не обойтись. Только тогда можно избежать литературщины и банальности, только тогда завершается гештальт, получаются произведения искусства, которым веришь. Строгий ли это сонет, хайку, короткий верлибр ли.

Самым непонятным в четвертьфинале оказалось стихотворение о пастафарианстве? Мне кажется, о пастафарианстве достаточно знать, что это пародия на религию. И сатирический стих Елизаветы Евстигнеевой, собственно, есть призыв не путать божий дар с макаронами и яичницей. Кстати, вполне актуальное требование в наполненном пошлостью мире, который испытывает кризис духовности. 

Да, творчество Евгении Костюковой и Елизаветы Евстигнеевой - это два категорически отгороженных от читателя (точнее, от читающего Постороннего) творческих мира, где визуальные эффекты не случайно преобладают над акустикой, где попыток собрать “Олимпийский” никогда не было и не будет, как и намеренно, ценою всей жизни посредством своего "опасного ремесла" закрепиться в Вечности. Но в поэзии Елизаветы ... ещё будут зелёные ростки веры в Слово, это точно. Мой голос за неё. 

Кирилл Румянцев (28.11.2023 в 23:59)
Покорило первое стихотворение... Понравилось также хоку про колокольный звон. И еще про поэтов и прогноз погоды.

Андрей Игоревич Тихомиров (28.11.2023 в 22:02)
Голосую за Елизавету Евсстигнееву. Подкупили чистота и прозрачность мыслей. Успехов автору.

Лика Вуд (28.11.2023 в 22:00)
Ольга Петрова (28.11.2023 в 17:49)
В поэтическом доме Евгении как ни пытался, так и не нашёл ни одной капитальной стены, в которую можно было бы вбить гвоздь здравого смысла. У Елизаветы они нашлись, коими стали большая ясность мысли, уважение к читателю через традицию литерациии пунктуации и, главное - благодатное и благодарное отношение к Творцу, что являет основу поэтического дара.

Андрей Крючков 1 (27.11.2023 в 21:13)
Не хотел голосовать за Елизавету, но после удивительного по своей словоблудности выплеска ярославской юристки, сочинителя русскоязычных виршей, обласканных эмигрантскими лирами, хочу обратиться к Елизавете Евстигнеевой: девочка, у тебя есть самое главное, что может быть у поэта -  поэтическое мышление, и это – факт.
 
А не хотел я голосовать за тебя, Елизавета потому, что вижу твоё скрытое стремление понравится тем, кому нравится ни в коем случае нельзя. Но, однако, очень хочется, ибо они, в твоём представлении, что-то решают, куда-то могут продвинуть, на что-то поднять, и чем-то наградить.

Запомни, девочка: прежде чем куда-либо двинуть и поднять, они тебя сначала переформатируют – полностью, лишив всех твоих настоящих достоинств, данных тебе Творцом. А потом начнут обсыпать тебя своими грошовыми восторгами, своими словоблудными похвалюшками укутывать будут тебя, милая девочка.

Но ты тогда уже будешь им подобная – нежить, или полунежить, смотря, как пойдёт разрушение и поглощение твоей души, которая у тебя, безусловно, есть.

И не надейся на свою природную рациональность, а лучше – выключи её полностью, тогда и сама станешь иной, и стихи твои получат новые импульсы, и обретут новое звучание.

Главное, девочка, беги! Кстати, и Евгении могу посоветовать то же самое, пока не стало совсем поздно, пока ещё не стало…

Дмитрий Московский (27.11.2023 в 20:35)
Невозможно спокойно пройти мимо "Оркестровой ямы" Многое покорило в поэзии Лизы.

Благова Любовь (27.11.2023 в 19:52)
Престарелая стихира вновь давит молодых талантливых авторов. Неужели местным предпенсионным кукушкам и петушкам не надоело восхвалять друг друга в придуманных ими же  самими
  конкурсах и искать глубины, которых нет. Ностальгические стихи без каких-либо свежих идей и даже образов стали вечным трендом сайта. Приторная квазитворческая  экспертная среда отталкивает любого интересного автора, тем более молодого.
 В связи с этим их давно уже тут нет (за исключением известных всем неадекватов).
Ну, давайте и дальше наслаждаться стихами о закручивании банок, о кипрее и левкое, воспоминаниях, как дед пёк картошку, которые подытоживаются потрясающими по новизне тезисами о торжестве добра и мира. Правда, это не отменяет желание создателей подобного "добра" проползти подальше по турнирной таблице по молодым головам.

Кудесников (27.11.2023 в 18:57)
Мила Тонова (27.11.2023 в 11:50)
Заговор экспертов? Второй раз тянут в финал Евгению вопреки зрительскому голосованию. В этот раз у Елизаветы, стихи которой ярче и интересней, на 20% больше голосов, чем у соперницы. И ни одного голоса экспертов за её поэзию. Неужели она так плоха, а мы, необразованные графоманы, этого не понимаем?
 Представляю себе унылый и плаксивый финал... Печально.

Влад Имирович (27.11.2023 в 11:31)
Несколько дней назад в одном из своих откликов я написала, что молодо - оно всегда зелено, кислит, вяжет на вкус, недозревшее. Как я была не права! Знала же, что категоричность бывает наказуема. ))
 И подборка Елизаветы к четвертьфиналу стала тому подтверждение.
Стихи этой молодой девушки настолько эмоционально зрелые, интеллектуально (в хорошем смысле слова!) продуманные, что удивляют с самого начала, и оставляют в этом приятном удивлении до самого конца.
Передать в словах, поэтическими образами о желании любить и быть любимым, о своём (и не только!) одиночестве - не напрямую, в лоб, а между строк, удаётся не каждому умудренному жизнью. А здесь юное создание! И почти все стихи из подборки Елизаветы именно о том, о чём я написала выше. Но с каким чувством такта, без лишних надуманных слов, экзальтации она говорит нам об этом.
И как хочется, чтобы имеющий уши - да услышал, имеющий глаза - да увидел, а имеющий разум - осознал это!

Хорошилова Анна (27.11.2023 в 11:17)
Стихи Елизаветы понравились больше — ритмическим рисунком.

Сергей Бибиков (27.11.2023 в 05:04)
Марина Вишнякова (26.11.2023 в 22:04)
Евгения архимолодец, глубокие и заставляющие задуматься стихи.
 Проголосовал за Елизавету, барышня ищет себя, очень талантливо ищет, мощнейший потенциал. Чувствую, что мы ещё услышим о ней.

Михаил Будников (26.11.2023 в 20:27)
Подам, пожалуй, руку в Оркестровую яму, да позвоню в колокола. У Елизаветы больше уважения к русскому языку и почтения ко Всевышнему.
 То, что турнир любит "не думать", а теперь ещё и "играть в бога", становится самоочевидным.

PS. Игорю Гонохову: А Лора уже(зачёркнуто) ещё в финале? Ничего не попутали? Точно там? Не сразу на самом пьедестале?

Владимир Алексеев Псков (26.11.2023 в 18:04)
Интересный турнир.Понравились стихи Евстигнеевой больше.

Лана Мерник (26.11.2023 в 17:48)
Ирина Саяпина 2 (26.11.2023 в 16:07)
Елизавета - прекрасный автор с собственным голосом.

Селезнева Татьяна (26.11.2023 в 13:36)
Таланту необходима поддержка! Турнир - прекрасный шанс заявить о себе, а читателю поддержать начинающего поэта

Наталья Смирнова Верена (26.11.2023 в 13:35)
Мне нравится поэзия Елизаветы.

Ольга Блохова (26.11.2023 в 13:32)
Осенева Маргарита (26.11.2023 в 11:43)
Егор Ежаров (26.11.2023 в 09:47)
Потрясающая глубина мысли впечатляет.Стихи интересны оригинальной подачей. Сильная и эффектная поэзия.

Светлана Барашко (26.11.2023 в 07:31)
Впечатлена мощным даром! Удачи!

Антонина Белоусова (26.11.2023 в 05:25)
Олег Гонтарь (26.11.2023 в 00:56)
Великолепное выступление!

Александр Михайлович Рыжков (26.11.2023 в 00:26)
Марина Черемисова (25.11.2023 в 23:13)
Евгению можно уже было не обсуждать после слов Елены, на 16.30., когда она сказала.
 "Какие-то кусочки мне очень нравятся, а какие-то я просто не слушала." Примерно так.
Всё, на этом точка.
Так такой набор разный фраз , что где-то попадает , о как! А по сути и слушать нечего. Нет взаимосвязи никакой .
Хорошая девушка, вопрос только один, как она попала в четвертьфинал?
.
Понравилось как ведущая программу Елена, мол давайте всё поищем где не надо думать плохо или хорошо, а так себе..))
Извините, дальше не слушал уже о чем и что....
.
Он был колюч как кактус, несговорчив
И как Икар взлетал в ночную высь
Вот так болтаю черти что, от строчки к строчки
Да, пусть другие найдут свою здесь мысль..))    Да, люди?
..
Будем ждать второго кандидата на полуфинал.)
.
Да, уж....
А , что здесь еще можно сравнивать?
У Лизаветы хоть стихи, а не набор мыслей .
Извините Елены, но обсуждение не слушал, смысл? Для меня здесь победитель очевиден, какая разница, что о ней скажут, если она пройдет дальше, дальше и посмотрим.
.

Запутавших средь буквы этой...Е
Евгения, Елизавета и Елены
Поймал себя, что где-то в глубине
У каждого на то свои проблемы
Мотив как жить и, что такое жизнь
Не орнитолог, но мыслю я о птицах
Другая слогом рвется к Богу...ввысь
Иль пропадает где-то в небылицах
.
.
И пусть как будет, я им не судья
Вперед к финалу утопая в рифмах
Бывает пешка превратится вдруг в ферзя
А лайнер, класса -люкс, присел на рифах))
.

Александр Шелякин (25.11.2023 в 22:26)
За творчеством Елизаветы слежу. Меня всегда удивляет как Елизавета умеет видеть мир - замечать и точно описывать очень тонкие моменты, образы, чувства. Такая юная и такая мудрая. Восхищаюсь!

Инесса Фа (25.11.2023 в 21:17)
Поэтессы хороши. Елизавета ювелирнее.(Елена точна в разборе.)

Сергей Лебедев 27 (25.11.2023 в 21:01)
В Елизавете сошлись физик и лирик (шахматист и профессиональный поэт!)
 Отсюда - мудрая поэзия, красивая форма.
Спасибо!
Удачи!

Живущий Рядом (25.11.2023 в 19:14)
Наташа Барва (25.11.2023 в 19:13)
Приветствую любителей поэзии!
 Что происходит?
Некоторые самые внимательные слушатели продолжают голосовать за первую подборку Елизаветы)))
Да ... чудны дела твои, Господи! У нас в этом туре удивительные подборки, почти в каждом стихотворении есть мысли о Боге, о высоком, о вечном.
Решила проголосовать всё таки за Елизавету, потому что хочется услышать третье хайку))) два первых - восхитительны. Подражание Карену Джангирову вообще неожиданное. Если бы я не знала и меня спросили, опиши того, кто это написал, я бы сказала, что убеленный сединами мудрец. Не срезонировало со мною разве что После грозы. Но возможно меня кто- то отвлек во время прослушивания ... не уловила его глубокий замысел. Остальное всё понравилось.  Погрустила с  "впавшей в лето" и " застывшей умом в хрустале" одинокой бабой Ниной, вынужденной продать дачу, потому что кроме неё она никому не нужна, а у самой нет сил, и вырезающей из старых газетных статей деревенские яблоки райского цвета. В этом стихотворении каждый образ подчинен единой идее и усиливает общее звучание главной темы. Образы как бусинки нанизываются на нить, создавая ожерелье и перед нами вырастает просто осязаемый образ старости, беспомощности и одиночества. Юмористические стихи тоже шикарно у Вас получаются ... про человек - друг  макаронам точно Вы подметили,  хорошо представляется и свобода после музыкалки, и мама, которая к сожалению не мыла раму , а рыла яму, да ещё и оркестровую (интересно как это  перенес Анатолий Сёмкин). В целом отличная подборка, печально, что Вы так тщательно её скрываете)))
    
       Вообще на Стихире я  бываю редко,  никого практически не знаю, Турнир смотрю первый раз, но у меня складывается какое- то непроходящее ощущение, что тут какие- то два непримиримых клана ведут сражение, идут какие- то игры, в которых я ничего не понимаю))) я голосую, как мне подсказывает в данную минуту сердце, но как наверно тяжело тем, кому надо придерживаться линии своей группки, а сердце подсказывает другое. Хотя тем увлекательнее читать некоторые комментарии.  Бывают очень даже любопытные. Сейчас вот прочитала и прям захотелось выпить винца с Фаритом, хотя я не любитель и не разбираюсь во всех этих элитных и столовых винах, красиво пишет, не оторваться (надо будет зайти, почитать стихи). Но цитирует скверно... Ну какие "выстраивания конструкций" опять ... давайте будем теперь лепить это к любому неудобному для нас поэту. Об этом могут написать только люди, которые сами этим занимаются или пытались заниматься и знают, как это делать. Несведущему человеку такое даже в голову не придет. Наши четвертьфиналисты все пишут уже не одно десятилетие, у них давно уже выработался свой авторский узнаваемый стиль. На турнир, думаю, все представили свои лучшие стихи, которые они "написали - как выдохнули".
С таким неконструктивным конструкционным подходом о каждом можно сказать, что они выстраивают свои конструкции, создавая стихотворения своим узнаваемым стилем, а Лиза просто ещё не определилась. У неё получается всё и она пока ещё ищет свой, ни на кого не похожий голос. Ведь каждый известный поэт отличается прежде всего своим голосом. Даже не зная автора, мы понимаем, что перед нами стихи Маяковского, например, а не Цветаевой.

И о какой огранке бриллианта многие тут сразу замечтали)))
Уберите руки - испортите!)))

Лиза как- то росла всё это время без вашего отеческого участия и творила так, что вам порой и не снилось ... и дальше справится.
Я верю, что всё точно не закончится тем, что "синоптик опять ошибся"  )))
Синоптики не умеют предсказывать погоду на завтра. Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Цветаева, Бродский - это всё о прошлом, тут уж не сможет предсказать только ленивый. Уверена, что в каком- нибудь 2123 году какой- нибудь поэт к Вашему, Лиза, стихотворению добавит:
Елизавета Евстигнеева -преимущественно ясно, туман не возможен.

Евгения, надеюсь,  Вы читаете и колонку справа тоже))) хочу сказать, что у Вас очень красивые глаза. Надеюсь, Вам часто это говорят и Вы уже не очень смущаетесь)) а глаза - это зеркало души, как мы помним. Если в человеке сочетается талант и красивая, добрая душа - это редкая и очень сильная вещь. Никого не слушайте  ни про какие конструкции, пишите, творите. У Вас много поклонников, каждый текст находит своего читателя, если "написала - как выдохнула". Очень мне понравилось это Ваше высказывание. Как и "Мы иероглифы молчанья, которые обречены на речь". Для меня эта фраза одна уже произведение искусства, я не искусствовед, мне можно))) но, думаю, это не плохая задачка попробовать написать без таких вот  энергетических провалов, чтобы никому невозможно было сказать, что вот эта фраза сильная, а за ней совсем уж слабая на  фоне предыдущей. Не
  знаю,  возможно ли это, но хотя бы исключить слишком уж видимый контраст. Цветаева так могла писать. У неё градус накала в стихотворении всегда повышался, хотя казалось, что выше уже и невозможно,  но кульминацией и самой высокой и громкой нотой всегда  звучала финальная строка.

А вообще, кто был прав как всегда рассудит время.  Кого- то оно оставит в  памяти людей, а кого- то смоет со своей кочки в болото безвестности.

Татьяна Чиженкова (25.11.2023 в 17:46)
Удивлен четырехкратным перевесом не в пользу выбранного мной автора.
 Какая-то повторяющаяся зомбированность...
У Елизаветы - мудрая, интересная, понятная, живая, образная поэзия, лишенная банальности во всех жанрах!
Жаль, что это не увидели поэты портала!
Но смогли оценить различные жюри высоких конкурсов, в которых Елизавета Евстигнеева побеждала.
Удачи ей и впредь!

Александр Михайлович Токарев (25.11.2023 в 17:38)
Не стреляю в белые стихи.

Алексей Головко (25.11.2023 в 12:52)
За Лизу, пусть зелено, но зато всё понятно. Жаль подборка не выложена.
 А стихи Евгении нужно читать с переводчиком, критик и то в ступоре была. Не всякий рядовой читатель дочитает. Она сама сказала, что люди просят объяснить о чём написано...

Алёна Азаренко (25.11.2023 в 11:45)
Люция Звёздная (24.11.2023 в 22:49)
Дельфи Нео (24.11.2023 в 19:35)
В последнее время в разборах стихов и комментариях мне всё чаще стало попадаться слово «послевкусие». Похоже кое кто из авторов и критиков подрабатывает сомелье? Что ж, если метафорически сравнивать винные градусы с поэтическими, то я не ахти какой употребитель ни тех, ни других. За пределами стихи.ру вообще мало что читаю, а стихирь могу сравнить с удобной кафэшкой, куда порой захожу распробовать не элитного, доступного для себя сухого вина.
 Так вот, если говорить не о послевкусии, а о непосредственно о чтении. Начну, как предложено.
Евгения Костюкова.
«вечно мы кого-то ищем:
ты – меня, а я – себя.»
Не совсем соглашусь с критиком, что это неудачное начало. Это ужасный первый глоток. Оба кого-тот ищут, оба не знают кто она, и она сама тоже…. Поди к тому не знаю к кому….  Для меня, после некоторого буквоедства и плутания в смыслах, определённая несуразица, появившееся как попытка выдать нечто оригинальное чуть-чуть поправив банальность. И это не единственная подобная попытка в подборке, не всегда правка банальностей превращаются в несуразицу, но уж они точно отдают искусственно забуторенным купажом, а не плодом глубоких размышлений, озарений или всплеском вдохновенных чувств. В качестве приправки тут наблюдается дольки образного восприятия, но они именно дольки. Ни «скрип дверей памяти», ни «город-ворон в сети дождей» с «отсутствием внутри снегопада» (Конечно с отсутствием, ведь его присутствие не на косах, так в душе или сердца есть у каждого второго автора на стихире) ни коем образом не взаимодействуют, не развиваются. Они упомянуты, брошены в бокал и ладно, что-то на дно, что-то сверху плавает, по отдельности и распробуется, не до букетов.  Букетом тут больной сад, вокруг статично находящегося в одном окружении автора, образчика «дачной поэзии». Вся атрибутика присутствует: Философия от насекомых, до старых пластинок. Хорошая дачка, роялю место нашлось, в самом деле не выкидывать же, мебель, хоть и фальшивая. Так потихоньку, с размышлениями о рифмах, птичках, снегирях и диалектике сезонов добрались и до закатанной банки с варением.  А ассоциации с заветами ветхими и не ветхими, мифами, это чтобы иной раз распрямится над грядкой, да приподнять тему над грешным чернозёмом. Иначе не солидно.
Тут, прошу прощении, только для точности, я употреблю слова из комментария Полины Орынянской на счёт творчества другого автора. Только потому, что они точно отражают моё личное мнение на счёт прочитанного у Евгении Костюковой, но, разумеется это не её, Полины Орынянской, о творчестве Евгении.

«Для меня в ее стихотворениях совсем нет жизни, живой струны. Я могу быть сто раз неправа, но я буквально вижу, как выстраивается эта конструкция -- и, ей-богу, не понимаю, чего ради.»

Наверное, не всё конечно так плохо, как мне кажется, но со своей кочки я пока вижу, что так пишут многие, ну вот многим и понравится. Отчасти нравится, конечно же и мне, порой….  И сейчас бы ничего, если бы не турнир, если бы не Елизавета Евстигнеева. Что мне сказать об услышанном и прочитанном от неё. Вот её то как раз удалось всё то, о что не совсем получилось у её оппонента и «собрата» по перу.  Тут, извините, от меня особых излияний восторга, по крайней мере в той степени, в которой он у меня присутствует, не будет. Во-первых, не растекаться же мне одними антонимами к выше написанному. А во-вторых, по моему убеждению, нет тут на ресурсе достойного ювелира, кто бы подошёл для огранки и шлифовки этого сверкнувшего бриллианта. И я, совсем не он. Вот кто живёт не статично, потому что чувствует и понимает всё выше своего физического роста. Мне порой кажется это не она раскрывает свой мир передо мной, а мой вытаскивает из меня. Но это не свойственный к моей обыденности пафос. Уважаемые, давайте не будем уподобляться птичьему двору из сказки Андерсена «Гадкий Утёнок, ибо он уже не утёнок, а сами видите кто.  Кто скажет молодо–зелено? Может тот сам уже не ко времени стар и сер? Кто скажет, что наивно? Может те, кто сами через чур расчётливы и рациональны? Кто скажет о цветущем – компот, а о насыщенном густо? Может тот сам просто пресыщен и утомлён. Может человек, чья профессия работать с массой своих и чужих текстов просто устаёт от них, как кузнец от наковальни, а хирург от скальпеля? И тогда одним из достоинств стихов становится их краткость, а недостатком большое количество. Краткость не единственная родственница таланта, их у него очень много. Среди них хватает длинных, худых, высоких и толстых. Одна из меток таланта в том, что он щедр. Тот кто умеет не пресыщаться им без «диет», наверное и сам столь же непомерно талантливый человек.
P.S. Что касаемо меня. Я извините за винцо и стихи раз в месяц.

Фарит Валеев (24.11.2023 в 19:23)
Послушал прекрасные стихи Евгении. Замечательно, спасибо, Евгения!
 «Город-ворон» великолепен! Перечитываю сейчас в тысячный раз любимого «Ворона» любимого Хьюза — а тут нахожу у Евгении обратный взгляд, где уже сам Вороногород стряхивает с себя дождевую пыль.

А потом… а потом наступила очередь прекрасных стихов Елизаветы! Чудесно, спасибо!
Образы настолько вкусные, что только успевай облизываться! И разве можно устоять, когда на чистом эдемском читают великолепное хайку с перетекающий центральной строкой, а затем и посвящение Карену Эдуардовичу Джангирову, чьи чёрные кирпичи «Антология русского верлибра» и «Современный русский свободный стих» уже четвёртый десяток лет всегда наготове, на расстоянии вытянутой руки от моего письменного стола?!
[кстати, не нашёлся ли тут случайно ответ на знаменитую загадку «Чем ворон похож на письменный стол»?]

Спасибо за прекрасное соперничество двух прекрасных поэтов, и пусть победит, кто победит!
Всем добра и мира!

Александр Анатольевич Андреев (24.11.2023 в 16:49)
Тамара Рыбакова (24.11.2023 в 16:23)
Алексей Пчельников (24.11.2023 в 14:30)
Спасибо Евгении и Лизе. Если бы можно было выбирать, хотела бы оказаться  именно с ними в паре, по очереди)).
 У обеих есть перспектива, понимая под перспективой то, что обеим  есть над чем работать. И это хорошо, что есть. Многое зависит от умения слышать, в первую очередь, себя, — что я пишу, вообще понимаю, что я пишу, или как тот тетерев на токовище, поглащен звукоизвлечением, впадая в катарсис от самого себя.
Перспективы сужаются, причем фатально, если отмахиваться от подсказок по делу. Мол, всё дело вкуса. ОК, всё дело вкуса, но не случаен следующий вопрос Е. Пестеревой, про творческую мастерскую — А что нравится самой, есть ли понимание, что удалось в тексте, а что не совсем? И Евгения в очередной раз уходит от вопроса, который надо бы задавать себе почаще, — вот это конкретное слово или фраза, они удались, я что хотела сказать?
Все это, если коротко, называется стилистикой, когда ты воздерживашься, осознанно либо по размышлении, от того, чтобы сравнивать божий промысел с хитом(
Таких мест, когда смысл не поддерживается словами, много, слишком много, для меня.
Общее впечатление —  кайф от самого парения, над  реальностью, которая хотя и присутствует, но чтобы в неё поверить, что это все всерьёз, читателю не хватает точки опопы, точного авторского слова.

У Лизы  больше готовности и понимания, что надо работать. Больше цельности, и, главное,  есть стремление к цельности. Пока нет чёткого понимания цели, хотя это утверждение Е. Пестеревой представляется спорным. Уже сейчас в стихах Лизы нет явного диссонанса между смыслом и словом. Что является камнем преткновения даже для более опытных и раскрученных.
  Кругозор, серьёзное отношение к тому, что делаешь, желание работать  — все это говорит о настоящей Перспективе.

Удачи!

Сандра Ово (24.11.2023 в 12:58)
"Слезоточат миры, и слизни миротОчат...
 И даже точки здесь мирослезят!"
Удачи! ))

Максим Кушанов (23.11.2023 в 23:38)
Татьяна Аржакова (23.11.2023 в 22:23)
Ну очень сложно выбирать между иероглифами молчанья, обречёнными на речь, и мамой, роющей оркестровую яму своей дочери!
 Елизавета, жаль, что вы не выложили тексты подборки к этому туру. Надеюсь, что вы исправите сие недоразумение)  Евгения прекрасна, органична в своём мыслеформенном, таком хрупком ( как и сама Евгения) мире - он бездонный, безграничный - настолько, что даже теряешься... У Елизаветы даже при очень глубоком погружении можно найти выход... выходишь - а там время тиктачит) а когда с тобой ещё и на чистом эдемском, так можно и не только за жись поговорить. Ну и за опрелости апреля отдельное мерси.

Лена Ступак (24.11.2023 в 12:59)
Самобытность, многоообразность, поэтичность,
 не оставляющие скучать и не приносящие де жа вю
Только "за"!

Григорий Беркман (23.11.2023 в 20:05)
Таша Баранова (23.11.2023 в 19:53)
Удачи юному поэту!

Яна Батищева (23.11.2023 в 19:36)
Сегодня ещё раз перечитала то, что затронуло  у Евгении и Елизаветы. И убедилась - первое впечатление самое правильное и по эмоциональному восприятию и  по принятию написанного. Евгения - сложившийся автор. У Елизаветы, думаю, всё впереди. Не буду много говорить. То, о чём и как пишет  Лиза мне очень близко и понятно. Спасибо и удачи тебе, Елизавета. Жаль, что  мало стихов на страничке. А вот это стихотворение  поразило меня  до глубины души. Просто, но как ёмко. Как много сказано несколькими строчками!
 
Мне три. Мы с подругой Машей
В песочнице пирамидим.
Россия ещё не Раша,
И ко;вид ещё невидим.

И Маша в жёлтой манишке –
Не мать, не жена, не невестка.
И Машиному братишке
Ещё не пришла повестка.

Спасибо!

Татьяна Беклемышева (23.11.2023 в 19:25)
Там где высоко летать, так сказать,
 Тишина и благодать.
Вообщем, решили боги понизить планку для веселья и ощущений поострее.
И понизили. Заигрались, бедные, и забылись.
Но, они же боги и с помощью кое-чего типа йоги
Вспомнили кто они такие и поднялись ввысь.
Снова там жили и снова решили понизить планку...
Но, чтобы не забываться боги стали не всерьёз
Играться. Взяли они деревянные мечи
И деревянные латы, вместо ядер воздушные шары И копья их латте (зато вроде в рифму).
Так вот, господа игрушечные судьи всех мастей, если уж играть, то  осознанно и нечего свои кисельные речи по игрушечной тарелке размазывать, мы же тут не в ресторан играем. У нас здесь битва битв. Всех участников мы любим, они одни из нас, но чтобы поиграть на собственных нервах, так сказать можно осознанно, непременно осознанно, выражать свою деревянную точку зрения. Кисель надоел, поймите. Если вдруг на турнире поэтов кто забылся, то Вас ждут в ситуации СВО.

А теперь дичь на ужин, чтобы не взяться за руки. И душонка-неволяшка говорит о том, что планка понижена как надо. Евгения, пора проснуться. Дзынь-дзынь.
"боже, когда я проснусь и вылечу чёртов сад,
где вили гнездо из пледа пернатые чудеса,
где в липовом цвете медвяно жужжала жизнь,
а души-деревья молились-тянулись ввысь?!"
Евгения, пора этот детский сад лечить, но не борщём и даже не ребром крыла. Лучше деревянным мечом с надписью "эта потребность закрывается". Но настроить рояль, всё же, надо. Кому может понадобиться фальшивый рояль?...
Народу мир, а нам сто грамм.
Дедуля явно не в раю, значит ему и подарили.

На город смотрит дитя. Ничей...
Речка решила потечь по городу,
Но дитя решил это остановить, очевидно построив дамбу.
Самый грешный человек тот кто взорвёт эту дамбу.
Взрыв произойдёт когда вырастет боль...
Дитя - сын, самый грешный из людей - отец.
Сын побежит, прям как речка, превращать убийцу-папочку в лёд, но вдруг остановится потому, что задумается о том что у него внутри. Внутри меня? Только пицца и непоследний горний свет.

Нормально, чё. Биться о твоё стекло тоже прекращаем и "о книжный лёд" туда же. Евгения, дальше даже читать не хочется, тем более в этом копаться.

Переходим к чемпионке.

Умирать подражая Бродскому смысла не вижу. Да, не хочу видеть этот смысл.
Слизни мироточат, но воскресать уже можно, Лиза, под хорошую песню, само собой.

"Мы будем преданы каждой кофеинкой." Лиза, а сейчас мы, че, не преданы? Или сейчас мы преданы, но не каждой кофеинкой? Во предатели то.
Одно только "тело с работы" говорит о том, что планка Лизы опустилась ниже Жениной . И это грустно. Один сплошной закат.
Неужели крест без распятия - скорая помощь? Значит не всё ещё потеряно. Стрелять в белые стихи? Не буду.

А вот и буду.
С папой не повезло, понимаю. Практически случайный прохожий. Братишку жалко.
Неужели хочется в большие папины руки?
Если бы хотелось, то было бы
"папины руки -
большое моё счастье".
И даже пёсика не было. Лиза, плачу и плачу.
Быстрее чужих детей никто и ничто не растёт.

Трещины в горном храме. Богу здесь тесно без даже.

За молодость!  Как велел великий Борякин.

Юлия Ковале (23.11.2023 в 18:48)
Уважаемая редакция, исправьте в резюме Лизы Евстигнеевой информацию о том, что она учится в Литературном институте, она на передаче объяснила, что учится в Педагогическом  институте на преподавателя филологии.
 Я не знаю мелочь это или нет, но каждый год вы приписываете  кого-то к Литу, а  Соэль Карцев будет голосовать как шахматист за шахматистов и писать о том, что не любит "литинститут" c  маленькой буквы.
У Евгении Костюковой просто рифмованная проза, которую она может писать километрами, поэтому и читает она её с листа, поэтому и запомнить не может, и никто не сможет запомнить. И каждый год нам эксперты навязывают такую проэзию, накручивая  слова об оригинальности, глубине, мудрости  и неповторимости.
  Всего 41 зрительский голос был за Евгению в её выпуске, и с таким количеством зрительских голосов занять вторую строчку в отборе в ЧФ?  А Константин Уткин с 65 голосами зрителей не прошёл отбор?  Потому что 8 экспертов против 5?
  Поменяйте правила голосования в Турнире поэтов! Верните Клуб поэтов! Экспертов в поэзии не бывает и быть не может.

Борякин Ола (23.11.2023 в 16:15)
(ЕЕЕ)МЕЛИНА НЕДЕЛЯ
 ***
Образа`ми  в  о`браз, а у речки- гречка,
Без Емели  едет нонче   Яндекс-печка.
Господи, прости, Господи, помилуй,
Ищущим,  абряшшым  путь-дорогу милуй.
---
Мой  «авансовый»  голос за  колоссальный  потенциал Елизаветы.
Евгении творческих успехов на поэтическом поприще.
-
С наилучшими пожеланиями!!!
© А.В.Б.*2023г.

Александр Бобровских (23.11.2023 в 14:07)
хотя б денёк без конфет.... ну Лиз....

Александр Сретенский (23.11.2023 в 13:43)
Савельев (23.11.2023 в 13:00)
 В стихах Елизаветы есть жизнь, а не игра в жизнь.

  Удачи!

Владимир Шлюзов (23.11.2023 в 12:21)
Молодо-зелено, наивно, местами сыро, местами гениально, искренне и чертовски притягательно.

Владимир Караевский (22.11.2023 в 23:48)
Незнаком с творчеством Елизаветы и за литинститут голосовать не люблю, но тут понравилась интонация. Да ещё приглаженная, но она есть. У Жени может даже и посильней, у Лизы цельнее.
 
"Да, глаза мои, вы видели много:"

Это странно и слабо на мой вкус.
Вообще поэту, тем более начинающему, следует избегать подобных сентенций, ибо они никуда не ведут.

"Мы будем друг другу преданы
Каждою кофеинкой."
Ну прелесть же...

"Липнут рыжие пчелы ночных огней."
я ж говорю, наивность, она вся в эпитетах:) Украшать текст следует очень осторожно- это не новогодняя ёлка))

"Но дорогу осилит себя везущий
В подмосковном автобусе человек."
А вот это понравилось: без претензий, но точно.





"Думаешь, Бога в округе нет?
Выйди во двор: там октябрь, полночь.
Холод. Сирена. Фонарный свет.
Крест без распятья – скорая помощь."
Тут вроде тоже просто, но интонация авторская вызывает доверие. Это не интенция, а именно интонация, можно назвать её верой- это подкупает.

"старость наградила его
нимбом седины
разлила по коже пятна
цвета кофе с молоком
его глаза щурятся
словно старость
ослепительное зимнее солнце
идти к которому надо
но больно
и ноги вязнут
в сугробах прожитых лет"

Это вяло написано, похоже на упражнение, в отличие от стихотворения про отца.

"
Мне три. Мы с подругой Машей
В песочнице пирамидим.
Россия ещё не Раша,
И ко;вид ещё невидим.

И Маша в жёлтой манишке –
Не мать, не жена, не невестка.
И Машиному братишке
Ещё не пришла повестка."

Недостаточно тонко, но достаточно смело по нынешним временам.

вообщем... У меня ощущение, что выиграет Женя, у неё просто больше будет голосов экспертов. Но оставляю свой голос на правой стороне.

Соэль Карцев (22.11.2023 в 22:35)

Подпишитесь на канал Литклуб.TV на видеохостинге Youtube, чтобы получать свежие анонсы программ: www.youtube.com/LitclubTV

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие