Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru
Для голосов экспертов применяется новое правило: если эксперт не опубликовал развернутый комментарий с обоснованием своей позиции, то его голос учитывается как зрительский.
Родилась и живет во Владивостоке. По образованию архитектор-дизайнер. Публикуется в литературных журналах и альманахах: «Литературный Владивосток», «Вакуум», «Аврора». Автор книги стихов. Входила в лонг-лист литературной премии «Лицей». Участник Международного Форума молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья «Липки», дважды финалист фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест», обладатель Гран-при литературного конкурса «Гул океанского прибоя», лауреат первой степени конкурса «Море слов». Автор представлен редакцией Литклуб.ТВ.
Родилась в Белгороде, живет в Москве. Имеет высшее филологическое образование, работает учителем русского языка и литературы. Публиковалась в литературных журналах и альманахах: «Юность», «Арион», «Новый Мир», «45-параллель», «Формаслов», «Литературная газета». Автор двух книг стихов. Дважды входила в лонг-лист литературной премии «Лицей». Участник Международного Форума молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья «Липки». Участник литературного форума «Таврида». Победитель VI Международного литературного конкурса Константина Симонова, лауреат международных конкурсов «Верлибр» и «45-й калибр», лауреат Кубка мира по русской поэзии. Автор представлен членом Художественного совета Надеждой Бесфамильной.
Экспертных голосов: 6 – это 50% от суммы 12
Зрительских голосов: 73 – это 49% от суммы 149
Елена Киселёва получает 50% + 49% = 99 баллов
Экспертных голосов: 6 – это 50% от суммы 12
Зрительских голосов: 76 – это 51% от суммы 149
Анастасия Кинаш получает 50% + 51% = 101 балл
Стихи Елены - неожиданные, интересные, яркие.
"Я принесла домой щенка" меня просто покорило. Надо иметь смелость с таким выйти. Потому что доброжелатели, стоит лишь написать о смерти, о живом, о настоящем, а уж тем более о собаке (щенке, смею заметить!), - так вот, доброжелатели что скажут? Правильно, скажут, мол, слезодавилка ))
И Елена наверняка это знала. И не побоялась.
Мне вся подборка понравилась, но это стихотворение для меня - лучшее.
За смелость.
И пусть камни не мрут. И никто не мрет ))
Удачи дальше!
Мне чрезвычайно понравились обе девушки, глубоко тронули и прямо взяли за живое. У обеих высокий накал драматизма, свежесть, душевная чистота и ответственность за мир. Жаль, что условия турнира не позволяют взять и отметить обеих участниц. Тогда я всё-таки выбираю Елену Киселёву. Почему? Разительность. Её тексты разительные, пронзительные, протыкающие. По сути, есть стихи целиком развёрнутые метафоры. И почти притчи. В неё много первичного, конкретного, прямо-прожитого, неповторимого. Концентрация первичных опознавательных знаков, из которых складывается картина эмоционального обобщения. В её стихах нет размывающей драматургию чувства ткани общих слов, вообще нет общих слов, общелирических оборотов. Она пишет, словно колет рапирой. Вот за это поражающе конкретное мышление плюсую ей свой голос.
Девушки, вы обе - чудесные!
Так бывает: слушаешь, улыбаешься, думаешь - не буду голосовать, пусть несправедливая судьба (а справедливость и судьба - это парраллели, они не пересекаются) сама сделает свой выбор.
А собственно - почему не голосовать? Тем более, повод нарисовался сам собой: против филологов играют архитекторы!
Удивительным образом в подборках Елены и Анастасии оказались сопоставимые составляющие: забор-ограда, смерть-смерть... Они и послужили отправными точками выбора: именно то, как обозначены эти недетские константы в стихах замечательно юных особ, показалось мне важно.
Подкупила легкость, с которой Елена обращается с архитектурно-поэтическими формами. И ещё об "архитектуре": это вечный внутренний спор между эмоциональным и логическим, и он удивительно обогащает поэзию.
Искренне желаю успеха обеим!
Алла Арцис (16.08.2022 в 14:09) – Экспертный совет
Мне одному показалось, что на фото сёстры?
А если серьёзно: это тот случай, когда особенно жалко терять одного из авторов. Но менять условия Турнира вряд ли целесообразно, потому что тогда это будет совершенно другая история.
Голосую на этой стороне. Нужно иметь отчаянную смелость, чтобы выйти в данный формат с верлибрами. Елена довольно убедительна в рамках выбранного ею стиля.
Будет интересно следить за результатом…
Это был очень живой и увлекательный выпуск. Поэтому, голосуя за Елену, я всё-таки точно знаю, что если суммой голосов дальше пройдёт Анастасия, то мой голос на следующем этапе будет за неё.
Игорь Бирюков (16.08.2022 в 11:34) – Экспертный совет
Анастасия – молодчага. В ее стихах хороший поэтический материал. Сейчас, думаю, ей стоит обратить особое внимание работе над композицией, чтобы она в ее стихах была (еще) более убедительной.
Композиция – сильная сторона стихов Елены. Поэтический голос Елены крепнет, и я желаю ей (как и Анастасии) успехов и новых достижений.
Не вижу в этой паре более слабого и более сильного. И бинарной оппозиции нет никакой: есть, пожалуй, взаимное дополнение. Голосую за Елену, потому что стихи Анастасии – они какие-то более ожидаемые, что ли. Искусные и в большей степени искушающие внутреннего читателя.
Стихи Елены показались более рисковыми-раскованными. Более неочевидными. «Неочевидное-невероятное». )
Нравится свободное использование лексики: «СНиПы» – которые тоже ох, как неплохо держат здания. Вот и внутренняя метафора крепкой композиции, о которой написал Ильдар.
Ещё мелкая ремарка – стих «про ЭТО» замечательно поэтически перекликается с повестью «За миллиард лет до конца света» Стругацких. )
Спасибо и всяческих успехов Елене и Анастасии.
Спасибо девочки за ваши прекрасные произведения, но увы выбор делать придется. Очень понравились произведения Елены Киселевой. Девочка, ты талант. Пусть жизнь всегда оставляет для тебя запасные выходы нетронутыми, не потому что поздно, а потому что не понадобились.
Голосую за дальневосточную тихоокеанскую Чайку. Сильно. Заразительно.
Очень доходчиво и образно написано и прочитано в поединке.
Небанально, зрело, интересно.
Я тоже не люблю верлибры, но в таком исполнении принимаю и аплодирую стоя.
Удачи, Елена, даю вам фору и надежду на победу!
______________________________________
Поскольку написать обоим авторам технически в этом финале невозможно, скопирую здесь свой отклик на её подборку:
Анастасия, было бы неплохо, если бы вы разместили подборку для конкура верхней публикацией и открыли комментарии.
На слух ваши стихотворения для меня прозвучали хуже, чем при внимательном прочтении.
Я пробежала по ним взглядом, вошла в роль, влезла в шкуру молодого педагога и мне понравилось.
Про школу и чугунный забор понятно.
В конце подборки - непонятно, смахивает на декаданс, я, как неисправимый оптимист, исправила бы:
Моё молчание лучше разговора,
Честнее шума, больше чем гроза.
Ушли слова, другим болеть нескоро.
Открой окно.
Закрой скорей глаза.
Моё молчание - часть разговора.
Честней скандала - внутри гроза.
Словарь распятый не повзрослеет скоро.
Всплывают окна...
Открой глаза.
Я не поклонница верлибра и т.п. (правда, стихи Такубоку люблю, что сути дела не меняет).
Решила выступить по двум причинам.
Во-первых¸ не уверена, что настоящая поэзия рождается при открытых окнах и закрытых глазах, что собственно и опровергает практика самой Надежды Бесфамильной.
Во-вторых, странно, что выигрывает Анастасия, набиравшая на протяжении всего этапа конкурса меньшее количество голосов, чем Елена. Получается, что этот конкурс – для членов экспертного совета? Тогда при чем здесь мы, нетитулованные участники процесса? Решайте себе в кулуарах, а нас оставьте в покое :)
Голосую за Елену Киселеву. Она - настоящий поэт! У неё даже камень оживает !
"Я принесла домой камень.
Утром камень умер."
Умер камень утром, значит всю ночь был жив!
Мне очень нравятся стихи Елены. Стихи по-настоящему живые. Она доносит глубокие мысли до читателя. После их прочтения можно переосмыслить моменты жизни. Стихи читаемые и впечатляющие. Заостренность и широта ее стихов потрясающая. Желаю ей дальнейших успехов.
Анастасию Кинаш и её стихи знаю давно, вижу её рост как автора в пространстве и во времени, но стихи Елены Киселёвой более близки, живы и состоятельны, на мой взгляд, в этой паре.
автор прост, понятен, не пытается выглядеть лучше чем он есть, имеет своеобразное мышление, с интересными образами,
за словом в карман не лезет, как получается, так получается и наконец захватывает, примерно со второго стихотворения,
идёт по нарастающему с позиции понимания...
по крайней мере, четыре стихотворения очень даже интересны, тем более для любящего классическое стихотворчество...
- я за море, за щели в заборе и за Чайку!
Выбрала Елену Киселёву за необычность и самобытность её стихов!
Перечитывала конкурсную подборку несколько раз и стихи не теряли свежесть...и море.
Это талант!
С уважением, Шведова Наталья Анатольевна.
Обе поэтессы очень сильны, не даром они вышли в финал.
У обеих мощнейшие глубокие образы. Обе воспевают печаль тонко чувствующей и
от этого болезненно одинокой души. Но образы Елены - парадоксальнее, неожиданнее.
Кроме того, на момент написания этого комментария Елена уступала Анастасии по количеству баллов.
Безусловно оба поэта хороши, у каждой из девушек свой голос. Стихи Анастасии ближе мне по стилю, но стихи Лены действительно особенные - мне кажется, я узнаю их из всех других даже без упоминания Владивостока. Удачи всем!
После трёх туров складненькой "ретро-ниочёмщины" сразу два интересных автора. Проголосовал бы за обеих.
Верлибр я не понимаю как жанр, но тексты Елены почему-то тронули. У неё меньше шансов на победу, поэтому поддержу.
Какой поучительный турнир. И этот диалог о непроизносимом и невыразимом, о рождении поэзии в тексте и продолжении за пределами текста. Преклоняюсь перед зрелым даром Анастасии - она удивительный поэт и мыслитель. Со стихами Елены хорошо остаться наедине - они притягательны, драгоценны.
Финальную часть выпуска, пожалуй, посмотрю ещё раз.
В восхищении.
Мне нравится, что пишут о поэтах
И в рассужденьях развивают мысль свою,
И образы, написаны поэтом, хранятся в памяти,
Как у художника картины на стене.
Здравствуйте! Выбрала стихи Елены, очень понравились! Притягательные, интересны, концентрируют внимание до конца, до самого финала держишься за ниточку, за стерженëк стихотворения, и стихотворение не отпускает, да, и сам не хочешь отпускать. Яркая образность, неожиданные решения: самобытные, очень индивидуальные. Хочется читать и перечитывать, очень талантливо написано! Понравилась авторская манера чтения, строки оживают, пронизывают: слушаешь автора и вдруг понимаешь, это ты вместе с ним пытаешься поговорить "про это", смотришь в мир, вдыхаешь аромат песто и учишься жить и быть в новизне восприятия автором, и это захватывающе.
На вопрос ведущей турнира о том, как понимаем "за чугунной оградой школы" автора Анастасии Кинаш, хочу отметить, что понимается однозначно, сразу, что школа закончена, действие - вне школьной ограды, началась другая жизнь. Анастасия Кинаш, бесспорно, талантлива, темы освещает актуальные.
Поэзия Елены Кисилëвой мне ближе, импонирует непредсказуемостью, яркой образностью, креативным нестандартным видением.
Отдаю свой голос Чайке - Елена Кисилëвой.
Турнир оставляет самое позитивное впечатление, какое только возможно: прекрасно организован, проходит в доброжелательной обстановке, даëтся глубокий анализ произведениям, создана приятная конкурсная атмосфера. Благодарю за возможность виртуального участия в слушаниях конкурсантов, в видеопросмотре.
Желаю молодым авторам успехов, рада познакомиться с их произведениями.
С теплом, Елена Колтунова.
Здравия и доброе небо над головой.
--
Чьи стихи выбрать?
Даже сиюминутного сомнения не было.
--
Первый стих в подборке Елены, скажем,
с элементами публицистики, а остальные – ЗДОРОВО.
--
На вопрос о чугунной ограде (Елене Албул),
в стихотворении Анастасии – авторский посыл считывается,
НО – "чугуний" не чуток, а в "иную степь",
а ограда к месту и в яблочко.
Этот стих, в подборке Анастасии, тёплый лучик поэзии в сегодняшнем дне,
самое зримое, с послевкусием стихотворение.
--
С тёплой улыбкой уважения, Александр.
Как приятно видеть молодых поэтесс (не хочется писать авторов или авторок), не обременённых опытом жизни, борьбой за место под солнцем! И уже не первую передачу очень хороша пара — Е.Пестерева и Е.Албул! Как интересно они назвали молодые стихи гулением. Действительно, мы радостно слушаем гуление детей, ещё не научившихся произносить слова, и уверены, что понимаем их!
Елена Киселёва
Её стихи я бы назвал сознательными. Елена очень наблюдательна, это её козырь, который позволяет дарить стихам ниоткуда не взятые, но ею увиденные, придуманные образы, которые действительно очень интересны! Она изучает мир, смотрит на него широко раскрытыми глазами, часто удивляясь его устройству. И это удивление притягивает и читателя, несмотря на верлибр.
Она немножко просит не придираться к ней за верлибр. Попробую поделиться своими соображениями на эту тему. Читал, как он появился, например, в Америке — поэтам стало казаться, что ритм и рифма ограничивают свободу как автора, так и стихов. Постепенно он перекочевал и в Россию. По таким стихам и авторам, пишущим верлибром на сайте Стихи.ру, вижу низкий интерес к ним. Думаю над этим, пробовал, привело к многословию. Не знаю, правильно ли Елена делает, выкидывая лишние слова из него, или нет, возможно, что она получит что-то новое в поэзии, а, может быть, в лирической прозе, т.к. многословие — чуть ли не главный признак верлибра. На мою душу и слух он тоже не ложится. И кажется мне, что получив «свободу», стихи теряют огранку в виде утерянных ритма и рифмы, т.е. переходят из бриллиантов обратно в природный «свободный» алмаз, который может привлечь только заоблачной ценой. Похоже, что русские стихи лучше себя чувствуют не в плоском состоянии, а в многомерном, т.е. в присутствии сюжета, смыслов, образов, ритма и рифмы. Стихи Елены держатся только за одну составляющую, и этого в дальнейшем может не хватить.
Анастасия Кинаш
Стихи Анастасии я бы назвал подсознательными. У стихов нет названий, она не может объяснить, что хотела сказать, призналась, что только стихи её понимают. Кажется, что у Анастасии глубокий конфликт с окружающим миром, и стихи ей позволяют выплеснуть наружу всё, что наболело, причём иногда вулканом извергается не её собственное, а то, что вроде бы и не должно её касаться. Как пел В.Высоцкий: «Я всею скорбью скорблю мировою».
Передача, в целом, понравилась! Спасибо всем, кто принимал участие в работе над ней!
К сожалению, я тоже была бы рада кнопке "Против всех" - предпочла бы нажать на неё. Относительно творчества Анастасии - согласна с критиком о расплывчатости её стихов, отсутствии чётких мыслей и образов. Такое чувство после прослушивания, что она что-то хочет поведать миру, но что - сама пока не знает. У Елены верлибры неплохие, я опять же согласна с критиком и ведущей. Но что это за поэт, который кроме верлибров ничего писать не умеет? И в передаче, и на её странице кроме верлибров нет ничего. Очень узкий диапазон - плохо.
А вот о страницах обеих участниц конкурса хочу сказать особо. Передача снималась в июне, как было упомянуто Еленой. И страница Елены была заведена в этом же июне, где автор в срочном порядке опубликовала аж 8(!) произведений. Так где же и, главное, кто откопал эту прекрасную Елену? Во всяком случае не на данном сайте. И что это за скромная фамилия "Редакция", которая представила её на этот конкурс?)))
Анастасия свою страницу завела в 16 году, судя по первой публикации. В 17 году она с сайта благополучно исчезла, да так, что и пароль от своей страницы безвозвратно потеряла. И, судя по всему, вспомнила о Стихире только тогда, когда одна из экспертов решила её прославить на этом конкурсе. Хвать, а пароля-то и нет. И пришлось эксперту просить администрацию сайта дать ей возможность войти на забытую пять лет назад страницу, что и было сделано.
Так вот, в связи с этим хочу спросить рекомендателей этих поэтесс: а что, у нас на Стихире нет больше молодых или старых, но интересных авторов, которых можно рекомендовать на Литературное телевидение на конкурс? Авторов, которые здесь часто бывают, выкладывают свои стихи, пишут рецензии другим авторам (у обеих участниц нет ни одной написанной рецензии), участвуют в различных конкурсах на этом сайте, а не где-то на других ресурсах обитают. Может всё-таки соизволите поискать, если вы согласились быть в экспертном совете? Думаю, что найдёте.
Творческого человека всегда подпитывает среда его обитания, иногда профессиональная деятельность.
Литературный герой Елены Киселевой научился преодолевать трудности и противостоять им в общении с внешним миром. Он (ЛГ) рассказывает о себе, о своих чувствах ярким, образным языком поэзии, сжато, емко, как открытая ладонь, выставленная для защиты. В свой внутренний мир литературный герой впускает настолько, насколько считает возможным, а дальше говорит он: "Мосты моего подсознания, по ним не ходят."
Это было давно. На берегу океана у костра сидели люди. Ночью тигры подходили к ним совсем близко. Смотрели на них немигающими глазами, пытаясь понять, зачем они здесь и что они здесь делают.
Люди строили город.
Прошло много лет. Сейчас Владивосток - город моряков, большой торговый центр, и тигры сюда больше не приходят.
Но в городе живут поэты, художники, музыканты, творческие люди - это сердце Владивостока. Пока оно бьется, город жив.
С уважением к творческой личности, поэту Елене Киселевой - Анна Ходыч 06.08.2022г.
Добавляю коммент, прочтя рецензию эксперта Ревского ("я на минутку представил себе, что ВСЕ начали писать верлибры..")
1. Представила что все графоманы перешли на верлибры . . . ух, класс!
2. После стихов Г. Остера многие "ломанулись" в белый стих. И где они, эти многие? И где эти стихи? А Остер остался Остером.
Стихи Елены - штучный товар, живой и хрупкий, в попытке что-то поправить - можно сломать.
У обеих молодых поэтесс хорошо сохранились детские воспоминания, но они уже повзрослели и набрались некоторого жизненного опыта, позволяющего им по-новому изложить ранние переживания. Елена - с точки зрения дизайнера ( я не поклонник верлибра, но её авторское решение мне понравилось, тем более, что я уроженец Приморского края и бывал во Владивостоке), а Анастасия - с точки зрения учителя ( вспоминаю свои школьные годы, и как я всё преподносимое мне учителями литературы оставалось внутри ограды учебного заведения, а понадобилось уже в зрелые годы). Думаю, что у них прекрасное будущее на выбранных дорогах.
Santa simplizissius /Ян Гус о старушке с вязанкой хвороста для его костра
Так что вытворяет эта самая "поэтическая простота на Турнире? Последовательно "сожгли" верлибристку Талленику, патриотку Баракаеву (при явной мобилизации "иночитателей"), крутую репершу Чмыхайло, неистовую "шестидесятницу" Крюкову... "Сожгут " и Киселёву-чайку, не сомневайтесь! А что останется? Останется лютая поэтическая попсА, вирши за погоду и чистую любофф...
Хотите глас поэтического "народа"? Получите! А ведь мудрый Гегель ещё когда учил: " Нет ничего более пошлого и глупого чем мнение большинства". Специальные вещи (к которым безусловно относится оригинальная новаторская поэзия) позволено судить только специалистам! А "простоте" можно иметь мнение в виде читательско-зрительских "симпатий"...
Саша
Меня впервые зацепили верлибры, Елене удалось интересно выразить суть и показать всё это интонацией,
множеством оттенков, до меня легко доходил смысл при прослушивании и понимание всего действия,
удивлена простотой её изложения, но тем не менее есть о чем задуматься и над чем поразмышлять.
Получила массу удовольствия и положительных эмоций, её стихи необычны, но притягательны,
задела за живое и дала пищу к размышлению.Мне очень понравилась её подборка, надеюсь ещё
не раз вернуться к её творчеству и ознакомиться с другими произведениями. Так держать, Елена!
Очень интересная встреча двух интересных и чуть ли не диаметрально противоположных – по художественному методу, не только географически – поэтесс.
Сначала – слово в защиту Анастасии. Образ чугунной школьной ограды, на мой взгляд, прозвучал чётко и без всяких глаголов. Окончив школу, выходишь в жизнь за эту ограду – а когда приходит пора, тебя за (другую, да) чугунную ограду возвращают.
Анастасия – это чёткие образы, чёткая, хотя порой непростая и витиеватая, строфика. Анастасия красиво и стильно развивает силлабо-тонические традиции, и у неё строение стиха подкрепляется жёсткой, практически директивной рифмовкой. Дидактика как она есть, ясная и недвусмысленная. Чугунная ограда стиха ))
Елена словно рисует крылом чайки по воде, по песку на отмели, и возникают чёрточки, круги, они накладываются, на их пересечении причудливо играет свет. В стихи Елены хочется вслушиваться, они открывают себя не сразу, и возникает ощущение, что даже маленький текст глубок, что читателя в нём ждёт награда. И тексты не обманывают. Невысказанное столь же красиво и интересно, как высказанное.
Мой голос – за туман и за Елену.
Стихи Насти Кинаш мне кажутся очень интересными, я вижу в ней большой потенциал. С интересом наблюдаю за ней и желаю удачи! В свое время я рецензировала ее стихи на литературных курсах, с тех пор многое изменилось в ее стихах, Настя невероятно выросла как поэт.
Выбирать сегодня достаточно сложно, поскольку у обеих участниц есть в подборках свои интересные идеи и "фишки", они же - преимущества. если про выбор. Повторяться с их перечнем здесь не вижу смысла, всё достаточно подробно было рассмотрено Еленой Пестеревой. Фактически слушатель выбирает, поддерживает ли он традиционное стихосложение, или же он склонен в данный момент к более новаторским формам подачи.
И то, и другое имеет право на жизнь, тут спору нет, конечно же.
Тогда вопрос в точке отсчёта. Для меня он решился так:
я на минутку представил себе, что ВСЕ начали писать верлибры... И понял, что лично для меня является более преимущественным преимуществом :))))
Что не мешает мне пожелать обеим участницам всяческих успехов и в турнире, и в дальнейшем творчестве.
Талантливый молодой автор. Слежу за судьбой Анастасии несколько лет. Ее хрупкая, принципиально незащищенная позиция в поэзии мне близка и как редактору (я была автором предисловия к ее первой книге), и как поэту.
Прежде о Елене и её верлибрах. Произошло удивительное. Сначала я увидела выступление Елены в студии, и её тексты были окрашены для меня всеми пубертатными цветами радуги – настолько жизнерадостным было лицо Елены, столько детского или, лучше, девчоночьего было в её облике и голосе, и это завораживало и вызывало чувство ликования, уводя внимание от текстов. Потом я прочитала подборку на странице Елены и… не узнала стихов – тех, что слышала в студии. Как будто кто-то лампочку в комнате выключил, как будто вместо детской книжки с цветными картинками мне в руки дали черно-белую газету с очерками о городе глазами молодого репортёра, ожидания которого от жизни начинают давать трещину с перекосом, которую не спрячешь за весёленькими обоями на стыке стен дома, давшего просадку. И не знаешь, чему и кому верить – той девчонке в студии или этим чёрно-белым стихам на «бумаге» экрана, и хочется вернуться в студию Литклуба и проверить, сработает ли снова в оптимистический плюс иллюзия живого восприятия.
В случае с поэзией Анастасии Кинаш этого не происходит по определению: человек повзрослел ещё в детстве и уже в детстве (читай, юности) начал писать взрослые стихи, очень осмысленные и глубокие, как будто вобрал в себя небеспечальный опыт жизни всех людей, что жили до него и, безусловно, напитался поэтическими соками лучшего качества. И если Елена Киселёва пишет с широко распахнутыми глазами, даря читателю внешнюю картинку окружающего и поэтически воздействующего на неё мира, то в стихах Анастасии чувствуется огромная внутренняя работа, и строка из её стихотворения, упомянутая в дискуссии последних минут эфира
Ушли слова, другим болеть нескоро.
Открой окно.
Закрой скорей глаза.
не вызывает у меня никакого сомнения. Именно так рождается настоящая поэзия.
По технике стихосложения: Елене очень хорошо удаются верлибры. Жаль, что она не представила ни в выступлении, ни на её новой авторской странице стихов, написанных в классической традиции – была бы единая база для сравнения. Не нашла я их и на её стихирской страничке, которую Елена вела в 2013-2014 году. Там, в ранних её бунтарских стихах, очень чувствуется влияние поэзии Маяковского, перевесившее в последующем, видимо, и задавшее вектор в сторону свободного стиха. В турнирной подборке есть один текст «Панельные памятники эпохи», начинающийся со свободного стиха и с третьего четверостишия непонятно почему вроде бы оформляющийся в жёстко ритмизированную строку, но попытка эта мне кажется здесь неудачной и неоправданной. Анастасия Кинаш прекрасно владеет обеими формами стихосложения.
Очень интересный выпуск, очень сложные - в хорошем понимании этого слова - ощущения.
Удачи, счастья и вдохновения желаю обеим участницам, но свой голос с лёгким сердцем отдаю Анастасии.
Давно наблюдаю автора. Стихи нравятся, умелые, местами профессиональные. Если чего им и не хватает, так это именно то, что сформулировал Ходасевич по отношению к первой книге Георгия Иванова. Но это либо придёт, либо нет. Так или иначе, мой голос за Анастасию.
Обе барышни интересны. При этом визуальное впечатление (положительное, разумеется) абсолютно не совпадает с впечатлением от написанных ими стихотворений (и тоже положительным). Бывает же такое! :)
Однако свой голос без колебаний отдаю Анастасии: не потому что не люблю свободные формы, а потому что особенно ценю филигранность отделки стихотворных текстов. И вообще, Анастасия у меня в избранных, посматриваю за ней :)
У стихов Анастасии Кинаш есть несравнимое преимущество — в них есть особенная внимательность к состоянию. Именно к состоянию как перетекающей сущности из одной в другую, как непрерывность слова и звука в человеческой речи. Настя — поэт с замечательной наблюдательностью в области зрительного и слухового образов, и любая тема, взятая в центр стиха, преобразуется в осязаемый, тонкий и болящий звук (какими бы эти определения ни казались несочетаемыми). Голос за Настю :)
Сложно делать выбор между двумя авторами, когда оба стараются совершенно искренне писать о том, что их действительно волнует. Волнует по-разному - исходя из пережитого опыта, кол-ва прочитанных книг и, разумеется, выбранных ими ценностей. Хочется каждому дать шанс пойти дальше, чтобы их талант (а талантливы оба автора) получил и поддержку и дальнейшее развитие. Но приходится выбирать того, кто видится, ощущается ближе. Потому что говорит не столько о себе, сколько о том, что важно и тебе, и твоим соседу и соседке и ещё миллионам совершенно посторонних тебе людей, с которыми у тебя общее только планета, на которой мы все живём.
И потому, что "поэт в России больше, чем поэт"... Что не исключает наличия тысяч и тысяч маленьких поэтиков, рассказывающих свои глубоко личные истории...
Отдельная благодарность двум Еленам, ведущей и критику, без которых этот праздник жизни был бы не таким запоминающимся и ярким.
По большому счёту, мне очень пришлась по душе притча про "камень умер". Если Елена Киселёва сама её придумала, то это - класс! Кажется (и по другим стихам подборки) такой жанровый элемент может быть её фишкой. В первом верлибре концовка про "крашеную(?) голову" и "худое(?) горло" , по-моему, лишняя ( додуманная?). Последний верлибр просто слегка забавное "бла-бла-бла". А вообще-то, по-моему, слишком много "я" в подборке.
У Анастасии Кинаш всё очень хорошо, красиво сделано, эмоционально, поэтично, но тема всей подборки мне показалась чуть-чуть банальной, не вполне взрослой, точнее, не достаточно осознанной, что ли. Хотя, скорее, как говорится, просто "не моя" тема. Последнее стихотворение показалось самым красивым.
О верлибре кое-что хочу сказать. Верлибр, по-моему, более, чем обычный стих, НЕсвободен. Потому что ни одного слова в верлибре нельзя заменить. Слова максимально приближаются к их абсолютному смыслу, не теряя при этом их относительный смысл на протяжении всего стиха. Например, "Мороз и солнце. День - чудесный.." Или: "Выхожу один я на дорогу.." Это верлибры. А если зарифмовать, получаются шедевры. )))
Что касается "за оградой", то это с какой стороны смотреть. Анастасия и Елена Пестерева находятся и смотрят ИЗ ограды - вовне. А я, например, как и Елена Албул, нахожусь и посмотрела ИЗВНЕ - внутрь ограды. Тоже "споткнулась". Оригинальный, по-моему, психологический тест. Тот, кто находится внутри ограды, наверное, чувствует себя защищенным (или запертым в клетке?), а тот, кто находится снаружи - незащищенным (или свободным?).)))
«Что для Вас Пушкин ?» … ух… отличный вопрос, Елена! Отвечать на который, все равно, что пытаться сделать рентген себе самому: невозможно, сложно, и, при неизбежном затягивании процесса – убийственно)) Потому что: «Наше все» – а это наиболее распространенный ответ – звучит уже запанибрата, а все остальные рассуждения выглядят банально. Вопрос – лакмус, вопрос – последняя затяжка перед приговором. Как ни ответь - все равно расстреляют) Ответы, как по школьной методичке, ни о чем не говорят, конечно. Но все равно печалят. Ничего, девушки вырастут)) Нас же уверили в этом ведущая и критик.))
Общее впечатление: Анастасия…ее как-то сразу стало слишком много вначале. Некоторая зацикленность на внутренних переживаниях и рефлексия с агрессивным окрасом - отвратила. НО… если в конце передачи мой маркёр на листе был: « умничка» - значит растопила лед отчуждения.
О стихах. Понравилось 4-е её стихотворение. Оно о чувствах. И это классно… Все остальные, как под копирку: «что вижу - то пою». В разговоре много цитирует великих. Зачем? Для демонстрации эрудиции? Ведь и сама вполне оригинально мыслить и излагает. Или это такая палочка-выручалочка?) Пока Анастасия читала – я скучала, когда она рассуждала – я с интересом слушала, когда зашла (ответственно) ) на ее страницу – не застала ее дома. Но волшебные стрекозы там роятся. И это хороший знак)
Елена Киселева, наоборот, зацепила сразу, хоть и не люблю стихов, ни надрывных «про умру», ни бравурных «про солнце светит» , и верлибр - не мое ни разу (ни одного гениального верлибра до сих пор не читала - ибо легко писать, легко завальцовывать, закольцовывать, затыркивать слова любые: рифма не довлеет- вольному воля!)) . Этакий литературный изоморфизм ) И благодатно обсуждать, кстати)) мне показалось, что критику было легко и ведущей было легко…и мне было легко слушать) и как же быстро они убедили меня в эксклюзивности всего написанного)) ( Елена Пестерева – гениальный переводчик с любого поэтского на читательский язык). Но, когда я пришла почитать с листа – начались муки. Глаз режут повторы, не единожды пережитые чувства, все слилось в одно полотно, хоть с середины читай, хоть с конца наверх. Честно: очень хотелось продолжать пребывать в том же настроении, что создали критик и ведущая, но не случилось. Тронули второе и последнее стихотворение в подборке - за них цепляешься чувством. Спасибо!
Не согласна с фразой, относительно стиха про камень : «Человек, у которого всё мрет». Мощный посыл к сопротивлению) моя натура вопиёт: – не справедливо! иногда нас окружают сплошные суицидники, готовые подло умирать, а лучше так: «мереть» - как только получат печать нашей любви…
-----------------------------------
------ Елене Албул … на вопрос о чугунной ограде) я бы ответила: ни там ни тут) «За школьной оградой» – это то, что внутри нас навсегда…
и бывшее в то золотой время и полученное в полное распоряжение после.
Спасибо Критику и Ведущей за ИСКУССТВО)) дискус – не кактус – требует полива )
ВЫ большие молодцы! Всегда интересно смотреть программы. Высокий уровень!)
У Анастасии Кинаш удивительные образы, которые будоражат и не оставляют равнодушным читателя. Удивительно, что такая молодая девушка, так глубоко и объемно видит, чувствует, описывает, просто таки вливает в душу читателя жизнь... и смерть тоже...
У этого автора уже есть отличающаяся от других просодия, своя интонация. Немаловажно: стихи Кинаш музыкальны, в том смысле, что зиждятся на звуке и темпоритме. Это тоже — признаки неслучайности и подлинности дарования.
Многие высказывания поэта Кинаш весьма афористичны и метафоричны, порой кажется, что эти зрелость, мудрость, — не по возрасту, однако открытия — налицо, не отнимешь, не утаишь.
Даже при подробном обзоре окружающего пространства, что называется, по близлежащим углам, Кинаш всматривается во всё с космической пристальностью. И потому снег у неё в стихах идет не придуманный, а библейский, судьбоносный, горний. И история похорон сельского кота превращается художнической сопричастной волей во вселенскую трагедию.
Мне кажется, не совсем правильно сравнивать произведения этих авторов. Верлибр и классический стих... Подумалось - как в спорте - разные дисциплины - брусья и прыжки в длину. Может не было в пару для Елены Киселёвой других авторов читающих верлибр? Жаль, что так не случилось.
Простите меня, Елена, я отдал свой голос Анастасии - её стихам. Оценивать Ваш жанр не могу - нет знаний.
С удовольствием слушал критика в *разборе полётов* Анастасии - всё было замечено и оговорено.
Спасибо Анастасии и всем Еленам за этот выпуск.
В стихах Анастасии нет холостых прокрутов, штампов и проходных образов. Они наполнены подлинным лирическим импульсом и экзистенциальной глубиной. Читаю их, затаив дыхание.
Как хорошо, что заинтересовали обе поэтессы. Не сразу, трудно шло признание: непривычный мне верлибр у. Елены Киселёвой, смутный смысл у Анастасии Кинаш. Как хорошо состоялся разговор у критика и ведущей. Их сомнения и прозрения были и моими. В результате сомневалась, за кого голосовать. Выбрала Анастасию за более близкую мне форму стиха и очень понятные переживания учителя перед детьми, а по сути уставшего человека перед говорливой толпой.
Поскольку стихи Елены - это или хорошие верлибры, или не совсем они, поскольку на меня тоже произвели впечатление (хотя верлибры я не люблю) красивой творческой картинкой и созвучными переплетениями, которые многие поэты кстати считают рифмой. Понравилось весьма, если бы не одно непонятное нечто про камень и прочих умерших, не увидела в нём ничего и мне кажется оно испортило подборку. Стихи Анастасии поразили глубиной и силой воздействия на читателя. Само её поведение искренностью ещё больше усилило симпатию к творчеству. Голосую. Было интересно.
Анастасия чище сочиняет, потому что все "дыры" (проигрышные моменты) убрала в подборке до прочтения, а Елене ещё этому учиться надо. Молодцы ведущая и критик многое заметили, думаю многие авторы после этого выступления обратят на свои косяки внимание. Пусть победит... сиииильнейшая по стииииихоооосложеееению. ;-)
Поэзия Анастасии каждый раз пробирает меня до нутра, словно автору удаётся зацепить самые глубокие, сокровенные струнки, которые старательно прячешь ото всех. Возможно, это стихи не для каждого - всё-таки поэзия сильнее прозы привязана к эмоциональному, не зависящему от разума восприятию. Мне повезло. Чаще всего моё эмоциональное состояние совпадает с настроем Настиной поэзии, поэтому я могу в полной мере наслаждаться каждой её строчкой и открывать через её образы что-то новое в себе.
Как ни странно, я тоже поймала себя на том, что мне понравились верлибры Елены, так что я их прослушала с интересом. Но всё же, стихи это ритм, рифма, и сгусток мысли выраженный именно в такой форме. Насчет выражения - выйти за ограду, даже просто сказать - за оградой, это и так понятно, к вопросу Елены Албул, кто понял или не понял. Я даже об этом не задумалась, само словосочетание и есть смысл что вне, за пределами. По-моему ясно.
Не люблю верлибры и, как верно заметили обе Елены (Пестерева и Албул) тексты Елены Киселёвой таковыми не являются. Стихи Анастасии мне понравились. Спасибо Надежде Бесфамильной за выложенную подборку. Ответ на вопрос Елены Албул относительно стиха Анастасии "Зря проходим Тютчева и Фета": Нет, конечно, никакого глагола или вообще слова, указывающего направление выхода из школы не требуется. Мне как читателю очевидно, что "За чугунной школьною оградой" - имеется в виду взрослая жизнь по окончании школы и её несоответствие тем высоким идеалам, которые школа пыталась заложить. А в целом стих очень светлый из-за последнего катрена.
Анастасия - бурные апплодисменты, местами переходящие в овации. Нет, действительно - супер!
Елена - очень хорошие мысли и задумки. Но, может Вам стоило бы обратиться к прозе. Миниатюрам, рассказам, эссе...
Спасибо Надежде Бесфамильной за подборку стихов Анастасии! Прошу прощения, что на слух не смогла оценить её стихи. Познакомившись с данной подборкой, я переголосовала, отдав свой голос глубоким и цепляющие стихам Анастасии. Всем участникам Турнира поэтов огромное спасибо! Всем самые добрые пожелания!
Елена Пестарева была сегодня в образе японки, очень даже симпатично..)
.
От Москвы до самых до окраин
От дизайнеров и до учителей
Шел турнир, заполненный стихами
И причем здесь будет Моисей?
Может потому, что лет так 40
Он водил людей туда сюда
Этим он наверное нам дорог
Здесь по мойму та же ерунда
Ходят на турнир толпой поэты
Каждый ведь на что-то да горазд
И рисуют жизни нам портреты
И за это критик им воздаст
...
Ну, здорово было, особенно с вопросом о Пушкине, и мне так показалось, что они слышали о нем что-то, но не вспомнили он русский или африканский поэт.
Да и неважно, ведь в поэзии столько направлений души, вперед девушки к вершинам Парнаса..
.
Ну, и конечно битва, как без нее , Колизей никто не отменял..)
Сегодня молодость столкнулась на арене
Кто ж победит? Но это всё потом
Да, час в седле, Пегас давно уж, в пене
Но хлещут его слогом как кнутом
Узнал про безопасность, коль случится
Сидеть в автобусе, а выход далеко
Я понял, что тут надо умудриться
Хоть чем, но выбить во спасение...окно
Другая дева, ну просто застращала
Детишки в школе, готовьтесь к вам иду
Спасибо , что заранее сказала
Что вам придется чуть чуть побыть в аду
Закончен бой, все вроде в настроенье
Елены как всегда вершили суд
Я ж не дождался, ушел, прошу прощенье
Имею я другой в стихах маршрут..)
.
Всем как всегда творческих побед, я поворчал, да , что там ,я уж дед.)
Уважение — субъективная позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности (пусть и гипотетических), чувство почтения или почитания кого-либо.
Уважение является одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признаётся достоинство личности. И тд и тп (Википедия)
И снова и опять совершаю действие. Совершаю его, само собой, приперевшись или припёршись на страницу(цы) автора(ов) . А, автор меня не уважает и всем видом отсутствующей подборки говорит: "Зачем вы здесь, мадмуазель, зачем? Зачем мне ваше внимание и, тем самым, признание. Мне и без вас пишется и читается, и спится спокойно. Полно вам, ступайте, ступайте прочь".
Требовать уважение - действие не заслуживающее уважения. Но бывает так, что уважение надо заслужить,, если отсутствует культура, мораль и интеллект, конечно. Я попробую заслужить, но вряд ли получится, ведь уважающий человек практически не заслуживает уважения, ага.
Теоритически то мы все хорошие, а идеалистически - ужасные, но преподавая деткам труд как бы не спотыкнуться на превеликом уважении к обучаемым клеить и отклеивать. Анастасия, Вы же к урокам как преподаватель готовитесь? Вот и - к турниру бы, хотя бы как ученица, что ли.
Стихи Ваши хорошие, чего в них не хватает Вы и сами уже поняли.
"Однажды, я знаю, он все же в меня поверит.
Когда я проснусь в мокрой хвое.
Я буду Зверем."
Елена прелесть. Все эти дыры, полушария, папиросы и матросы - милота да и только. За это можно всё простить и "пожить" (от Елены Пестеревой) ещё какое то время.
Вообщем, мир устаканился. Стакан практически не разбить, а стихи не стереть. Да.