Елена Трепетова - написанные рецензии

Рецензия на «Ремесло поэта» (Надия Медведовская)

Большое Вам спасибо, Надежда!

Елена Трепетова   25.02.2023 00:56     Заявить о нарушении
Елена, пожалуйста.
Я надеюсь, что вы теперь чаще будете заходить на сайт, и скоро порадуете нас новыми стихами.

Надия Медведовская   25.02.2023 01:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «55 томов выдумок» (Евгений Туганов)

Здравствуйте, Евгений!
Большое спасибо за интереснейший материал.
Разрешите задать вопрос относительно возникновения "Библиотеки приключений" в 1955 году. Возможно ли сейчас выяснить, кто именно отбирал тогда книги для публикации в серии? Кто составил список из этих 20 томов, вошедших в план издательства? Те же главные начальники над советскими детскими писателями (Лев Кассиль, Агния Барто и Сергей Михалков) или совсем другие лица?
Действительно складывается ситуация, что, возможно именно из-за тогдашнего попадания в "рамку" (и последовавшей затем волны переизданий) в России до сих пор помнят имена, полностью забытые на Западе. Я имею в виду, в частности, Буссенара и Эмара. Мне давно интересно, кто же своим волевым решением буквально изменил посмертную судьбу этих авторов, воскресив их из небытия и обеспечив им неожиданную и довольно продолжительную читательскую славу. Был ли выбор чистой случайностью или объясняется детскими пристрастиями кого-то из редакторов серии?
Меня уже давно интересует этот вопрос. Где ещё можно поискать, чтоб найти "виновников", включивших именно этих 14, а не других иностранцев в издательский план?
Ещё раз большое спасибо за статью!

С уважением,

Елена Трепетова   12.04.2013 23:29     Заявить о нарушении
Елена, спасибо!
К сожалению, не могу ответить, КТО ИМЕННО подбирал и утверждал состав БП-1. В оформлении серии нет никаких данных ни о составителях, ни о членах редколлеги, ни о существовании редколлегии. Интуитивно ясно, что настоять на включении в состав БП-1 третьесортной беллетристики прошлого века могли только люди солидного возраста, в юности воспитавшиеся на такой беллетристике и имевшие право голоса при составлении серии. Проделывалось это наверняка кулуарно, волевым порядком, безо всяких обсуждений и протоколов. Возможно, историю формирования БП-1 могли бы рассказать те, кто тогда работал в издательстве "Детская литература". Но если кто-то из этих людей ещё здравствует, то им всем сейчас по меньшей мере далеко за 80 и под 90, и я совершенно не представляю, как их разыскать.

Евгений Туганов   13.04.2013 00:10   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Евгений!
Да, вопрос и впрямь сложный и интересный... И, наверное, уже ничего не найти... Вот так, кулуарно и решается зачастую судьба литературы...

Ещё раз благодарю Вас за ответ!
С уважением,

Елена Трепетова   13.04.2013 12:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «У поэта грустные глаза...» (Слава Бетонов)

Здравствуйте, Вадим Львович!
К этому стихотворению постоянно хочется возвращаться, даже если знаешь его наизусть. Оно ведь не только автобиографическое, оно о любом творце в любую эпоху. Читаешь его - и вспоминаются грустные глаза других поэтов.
В стихотворении органично переплетено обыденное, непоэтическое, и самое глубокое и возвышенное. Совершенно потрясают небеса на дне колодца. Это так просто, но это такое открытие.
Я рада, что Вы открыли страничку со стихами Вячеслава Владимировича (называть его панибратски "Славой" мне как-то неловко), ибо этот сайт более массовый, чем иронический, здесь с его стихами могут познакомиться и те, кто от иронической поэзии далёк.

Елена Трепетова   13.12.2009 14:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Лена! Я тоже очень люблю это стихотворение. В марте 2008 г. мы собирались в Коврове на презентации посмертной книги Славы. И каждый выступающий дожен был что-то прочесть из Бетонова. Я выбрал именно эту вещь.
Действительно, по паспорту поэта звали Вячеслав Пелевин. Слава Бетонов - литературный псевдоним. Как Саша Чёрный. Но ведь если сказать: я вчера читал Александра Гликберга - никто не поймёт о ком речь.
В отношении "иронической поэзии" - чем больше живу, тем больше убеждаюсь в несовершенстве этого термина. Как порой говорит мой друг Алексей Добрынин по поводу каких-то моих стихов (с хитрым прищуром): "Да ты же пронзительный лирик!" Поэзия Бетонова - лирика прежде всего.

Вадим Забабашкин   14.12.2009 09:49   Заявить о нарушении
С мнением Алексея Добрынина нельзя не согласиться. Ведь что такое лирика по определению? Это художественное выражение внутреннего "я", сокровенных чувств и переживаний автора. Чистой лирикой являются многие Ваши стихи, взять хотя бы "Я не пророк, скорее я...", "Я на нитке над бездной вишу", "Любовь кашалота", "На шести сотках" - что это как не сокровенное, личностное, предельно откровенное высказывание о себе и своём времени? Чисто бытовая или ироническая сторона здесь сведена к нулю. Душа автора видна здесь без прикрас. Может, конечно, не так уж и много Ваших стихов стоит однозначно причислять к лирике, но лирический компонент у Вас ощутим и несомненен.
Лиричность бетоновского "У поэта грустные глаза" также несомненна. Про другие стихи я пока не могу сказать этого однозначно. Иногда чувствуется сердце автора, но пока я не могу разгадать для себя, какая она. Ну, ранимая, ну, стремящаяся воспарить на миром, отвергающая обыденность, тривиальность, пошлость, томящаяся по нездешнему... А ещё какая?.. Впрочем, наверное, и этого уже немало, чтоб сделать вывод о лиричности.

Елена Трепетова   14.12.2009 22:30   Заявить о нарушении
Я бы сказал - чистая. Вообще, мне от автора много лирики и не надо. Лирикой в поэзии никого не удивишь, её в ней - тонны. У Бетонова - тот самый необходимый минимум. Я вот сейчас подумал, что в стихах вообще важна минимизация: грусти, смеха, даже ума ("поэзия должна быть глуповата") - ничего чересчур. Лучше недо, чем пере. Мне недавно Игорь Кашин замечательное стихотворение прислал. Его автор Сергей Князев:

Я когда-то был в доме одном.
Там у маленькой девочки грустной
Черепаха живёт под столом
И питается белой капустой.
Я спросил: «Почему ты грустна?»
Но она отшатнулась со страху
И чуть слышно сказала: «Весна», –
И прижала к груди черепаху.

Только не спрашивай - в чём смысл. Каждый сам его находит.

Вадим Забабашкин   15.12.2009 19:41   Заявить о нарушении
Я долго думала, но соображения по смыслу стихотворения у меня всё же возникли.
Весной прошлогодняя белая (зимняя) капуста кончается, а до новой ещё далеко. Она переживает, что её любимая черепаха будет питаться невесть чем. Ей её жалко. И у меня они обе вызывают жалостливо-щемящее сочувствие и симпатию.
Эх, если бы и мне такие стихи слал Игорь Кашин... Поневоле завидую Вам.

Елена Трепетова   16.12.2009 22:14   Заявить о нарушении
Весной у детей бывает аллергия на цветение у некоторых, да и не только у детей и глаза при этом точно грустные...
Извините мой прозаизм...

Лариса Евмина   20.10.2022 19:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бах» (Добрая Кобра)

Здравствуйте, уважаемая Ирина Михайловна!
В связи с тем, что Бах - один из моих любимейших композиторов, Ваше стихотворение вдумчиво прочитала два раза, и нет строчки, с которой бы я не могла согласиться. Все описанные Вами чувства и ассоциации мне хорошо знакомы. Падение в бездну - такие ощущения у меня всегда вызывала Токката и фуга ре-минор. Сияние духа над бездной - это, например, Sanctus из Высокой мессы. Я даже не знаю, что ещё сказать. Каждая строка проста и правдива, поэтому всё стихотворение замечательно.
С огромным уважеением,

Елена Трепетова   06.12.2009 16:01     Заявить о нарушении
Елена, спасибо Вам огромное!
Вы всё поняли: именно Sanctus - то необъятное и необъяснимое чудо, которое происходит со слушателем. И ещё - Crucifixus - вершина, с которой началась симфоническая музыка.
Рада, что мой опыт постижения Баха созвучен с Вашим.
Благодарю за тёплый отклик.
Счастья Вам и новых прозрений!
С наилучшими тёплыми пожеланиями,

Добрая Кобра   06.12.2009 22:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «И я увидел черный шар» (Владимир Пучков)

Вот это да! Эх, люблю такие стихи - сначала нечто сверхъестественное, а потом всё так просто, что душа по-детски радуется, сбросив ужас первого впечатления!

Елена Трепетова   29.11.2009 00:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Зима, а снега нет» (Владимир Пучков)

Ещё не открыла стихотворение, лишь прочла название, как в голове зазвучало:

Вокруг белым-бело,
Так чисто, пусто так.
Зима? Нет, не зима.
Светло, а снега нет.
Ах, этот белый свет,
Ах, эта чистота...
Зачем палаты
Красят в белый цвет?

Ваше стихотворение совсем не о том, однако ритм тот же. Мне это как-то понравилось, заворожило. Подумалось о том, что всё-таки есть такое понятие "владимирская литература", "владимирская традиция". Когда происходит соприкосновение (даже неосознаваемое) совершенно разных авторов.

Стихотворение выпуклое. Концовка просто завораживает.
Но это ведь не нынешняя "зима"? Прям всеми фибрами души чувствуется, что она у Вас сухая насквозь, выдутая ветрами (если лес звенит), а не мокрая, как теперешний ноябрь.

А тени планет, проходящие по лицу? - какое чудо, как Вы такой поразительный образ откопали?

Кстати, хорошо, что всё разъяснилось, и Вы - не А.Н. Впрочем, я могла бы и сама сообразить. А.Н никогда бы мне не отвесил комплимент, разве что с подковыркой...

Елена Трепетова   26.11.2009 00:27     Заявить о нарушении
Елена! Действительно, удивительное совпадение ритма и музыки. Это страшная армейская зима, которая убивает походя, не замечая, или открывает нечто волшебное, если удается спасти шкуру. Потому что там, впрочем как и здесь нет ничего и никого. Ни отклика, ни звука. Только ты и Бог. И у каждого там так. Да и здесь у нас не лучше. Хорошо, что есть еще такие неравнодушные люди, как вы.
В.Пучков

Владимир Пучков   26.11.2009 00:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Щетина антенн городских» (Борис Пучков)

Зашла по Вашему приглашению. Прочитала все стихотворения на страничке. По содержанию наиболее сильное впечатление произвело про "триколор и три медведя - тридцать третий регион", потому как до боли и до зубовного скрежета узнаваемо.
А по форме - вот это. Даже показалось, что стихотворение написано в традициях именно владимирской литературы. Почудилось нечто пучковское. У Владимира Павловича тоже воздух непременно "дробится", листва леденеет, а слова вполне могут плыть над землёй. Как ни странно, эта общность символики мне понравилась. Как бы создаётся некий "владимирский поэтический язык".
А вообще над формой надо работать.
Удачи Вам!
С уважением,

Елена Трепетова   21.11.2009 23:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мольба» (Виталий Волков)

Здравствуйте, Виталий Александрович!
С большим удовольствием перечитала стихотворение. Я знаю его уже давно, оно моё самое любимое в Вашем первом сборнике "Люблю". Приходилось несколько раз его исполнять публично. В нем есть непостижимая, завораживающая магия.
Но только одно четверостишие мне всегда давалось с трудом. Я вообще не могла его прочувствовать. Когда читала - мямлила. Вчера я тщетно попыталась его найти в стихотворении, и отметила для себя, что на сей раз оно кажется мне совершенным. Только уже ночью меня вдруг осенило, что этой строфы - с "клювом" и "ветхозаветным термином" на странице действительно нет.
О, Господи, как же хорошо получилось! А мне та строфа так давила на душу своей непонятностью! А так - просто чудо!
Готова подписаться под каждой строчкой. Разве что я бы предпочла, чтобы поэзия спасала и от любви, от мук её... Но это уж личное восприятие (любви, не поэзии). А позиция лирического героя мне кажется просто героизмом.

Елена Трепетова   18.11.2009 23:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена! Когда-то я читал про кого-то из поэтов серебряного века (кажется, Андрея Белого), что он без конца переделывал даже свои давние стихи. В это есть смысл. Меняется время, меняется взляд на поэзию, меняются читатели... Изменяется сам автор. Поэтому немало своих стихов модернизировал, прежде всего сократил, по возможности убрал разные туманности и красивости, эхо штампов.
Спасибо за поддержку. Значит, вы одобрили моё вмешательство в свой старый текст, его обновлённую редакцию?
Любовь несчастная даёт поэту куда больший эмоциональный заряд, чем счастливая, здесь в чувствах больше разнообразия. Так что не поэту просить об избавлении от любви, даже самой трагической.
Желаю Вам любви и счастья. Несколько раз забредал на вашу страничку в Стихире, но ничего нового не находил, к сожалению. Надеюсь, что творческий кризис у вас скоро кончится. - ВВ

Виталий Волков   29.11.2009 20:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий Александрович!
Обновлённую редакцию приветствую всеми фибрами души!
А вот с любовью не всё так просто. Кому-то, может, несчастная любовь что-то и даёт, а лично в моей ситуации она полностью уничтожает личность. Становится не то что не до стихов, но и не до жизни вообще. Так что упаси Бог.

За этот год написала три небольших стихотворения, должна кончить и четвёртое. Одно из них не выложено в связи со скандальностью. Так что в общем-то кризиса как такового не чувствую.

Елена Трепетова   29.11.2009 23:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тени стоят, как цезура в строке» (Владимир Пучков)

Уважаемые В. П. и А. Н.!
Прочитала несколько десятков стихотворений, но решила оставить отклик под этим, хотя то, что я хочу сказать, наверное, больше бы подошло к другим стихам - но мне особенно нравится это. Я давно его знаю, конечно же, не наизусть, но нередко вспоминаю в общих чертах, столь оно наглядно.

В стихах Пучкова я особенно люблю космичность, ощущение единства человека и безбрежного окружающего мира - мира, который создан Господом, и Его взор виден в просветах неба, в спутанной траве, а дыхание ощущается в воздухе. Поэтому чтение стихов Владимира Павловича - это непременно прикосновение к божественному, нездешнему, таинственному, мистичному.

Во владимирской поэзии есть схожий, но совсем иной взгляд на природу, на окружающий мир. Один, к примеру, пишет: "Всё в природе пасхально, вся воскресна она", а другой ему вторит: "Православны кошка и собака, православны озеро и лес". Честно говоря, второе из этих настроений мне вообще не понравилось. Мне очень трудно удержаться от иронической улыбки. И сразу вспоминается Пучков. Природа у него божественна, но не "православна" - в ней больше ветхозаветного, чем евангельского, а кроме того, почти нет "русскости". Это абсолютная природа, а не владимирская и не российская. Нет этих ограничений, поэтому она кажется бесконечной, беспредельной и завораживающей. встреча с Господом в пучковском Саду вызывает нервную дрожь от соприкосновения с Чудом - но это не страх. Пучковский Сад - это прообраз рая, но грустный (потому что прообраз - в этом саду нет людей или ангелов, только растения и животные). Но неся в сердце пучковский Сад, мы всегда будем думать о Рае подлинном, и никогда не забудем, что нас везде окружает грустный, но любящий взор Творца - нужно лишь уметь его видеть...

Елена Трепетова   15.11.2009 15:34     Заявить о нарушении
А не показалось вам, Елена, что в этом стихотворении очень редкий размер: анапест, переходящий в гекзаметр?

Вадим Забабашкин   15.11.2009 21:35   Заявить о нарушении
Нет, Вадим Львович. Я долго не отвечала, потому что Вы меня совсем запутали. Во-первых, это не анапест, а дактиль. Во-вторых, гекзаметр - это шестистопный дактиль с хореическими окончаниями, допускающий стяжение. А у нас тут дактиль пятистопный. Так что нет. Увы, не перерастает. Обычный и правильный пятистопный дактиль.

Елена Трепетова   16.11.2009 23:25   Заявить о нарушении
Это Вы меня не поняли. Сказано же:

Улицу, длинную, словно анапест на ряд
Нежных разломов. Над крышами птицы парят
Как ударенья. И холод растет, распевая

Город, как четверостишье, но дальше, за край,
Тянется строчка и перерастает в гекзаметр...

Вадим Забабашкин   17.11.2009 08:58   Заявить о нарушении
Теперь поняла. У меня ж туго с абстрактным мышлением, что тут говорить. А с юмором ещё хуже, по свидетельсву иных стихирян.
Я надеюсь, что этот "очень редкий размер" не ухудшает стихотворение. Так как слоги продолжаются "за край", то это приводит не только к увеличанию стоп в конце, но и нескольких слогов в начале строки. То есть в заданных условиях анапест действительно может перерасти в гекзаметр, я не усматривааю здесь противоречия здравому смыслу.

Елена Трепетова   17.11.2009 12:56   Заявить о нарушении
Гора с плеч!

Вадим Забабашкин   17.11.2009 15:22   Заявить о нарушении
Друзья мои! Слушать Вас одно удовольствие. А читать удовольствие еще большее. Эх, совместить бы это как нибудь, да за бутылочкой, да в саду!
В.Пучков

Владимир Пучков   20.11.2009 02:05   Заявить о нарушении
С удовольствием!
При условии, что это бутылочка виноградного сока или кефира, например...

Елена Трепетова   20.11.2009 17:55   Заявить о нарушении
...или коньячка.

Вадим Забабашкин   20.11.2009 19:01   Заявить о нарушении
Други! Возможен консенсус: для мужчин коньяк, а для дам - сок, или слабенькое, но такое домашнее виноградное вино.
В.Пучков

Владимир Пучков   21.11.2009 01:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Времена меняя года...» (Вадим Забабашкин)

Недавно имела счастье ознакомиться с Вашей новой книгой "Изюм", обставив иных ретивых читателей библиотеки, а вот теперь вынуждена выразить глубокое сожаление, что это замечательное стихотворение туда не вошло.

Елена Трепетова   12.10.2009 14:01     Заявить о нарушении
Правда,жаль, что не вошло...Стихотворение чудесное!хотя- это будет для новой книжки

Косая   12.10.2009 17:01   Заявить о нарушении
Спасибо! А не вошло, потому что написано дней 10 назад.

Вадим Забабашкин   12.10.2009 18:07   Заявить о нарушении
Ну так я и знала! Ибо его художественные достоинства просто поразительны. Не могла молчать.

Елена Трепетова   12.10.2009 19:54   Заявить о нарушении
Значит, расту.

Вадим Забабашкин   12.10.2009 20:52   Заявить о нарушении