Стивос - написанные рецензии

Рецензия на «Одиночество» (профиль удален)

Что же вам сказать, поэт и композитор Дмитрий Анатольевич Винокуров, пишущий эстрадные песни с 90-х годов? Таинственный и очень-очень скромный вы человек по сегодняшним меркам. Так говорите, что написали немало песен для Земфиры, Ваенги, Трофима, Сплина и прочих? Поистине надо быть гениальным человеком, чтобы вместить в себя столь различные по стилю музыкальные произведения.

Я вполне мог бы допустить, что некоторые гениальные люди могут быть косноязычны. Но не до такой же степени, что косноязычность в одних случаях зашкаливает, а в других пропадает вовсе. Да и не надо быть большим лингвистом, чтобы отметить: все представленные вами произведения написаны разной рукой.

Впрочем, нетрудно догадаться, что это совсем не обывательская жажда славы человека с маленькой невзрослой душой. Это весёлое хулиганство, сознательно нарывающееся на скандал. А если ещё точнее, Дмитрий Анатольевич Винокуров – есть сознательный проект предприимчивых юристов, занимающихся автороведческой экспертизой, и разместивших тут же ссылку на свой сайт.

Что ж, тем, наверное, забавнее коллективному автору читать хвалебные отзывы стихотворствующих обывателей на свои дерзновенные вирши вроде этих:

Драма из слез и теней
Забытого города тлен
Пожухлой травой у дверей
Листвы опадающей плен

И рыжею кровью дождь
Травил водосточных труб
Забытою скрипкой сквозь
Просыпанных звездных бурь

Вы уж, уважаемый коллективный Дмитрий Анатольевич, согласуйте, что ли, все «ваши» «произведения искусства» меж собой. А лучше – лингвиста в свою группу призовите. Пусть даже не талантливого, но, по крайней мере, – профессионала.

«Одиночество-скука», говорите?

Стивос   15.05.2016 10:47     Заявить о нарушении
Рецензия на «Синдром печали» (Катерина Некрасова)

Добрый день, Катерина! Задумался, с чего начать. После того, как прочел не одно Ваше стихотворение, сложилась некая связная картина. Ну, то что Вы поэт – Вы и сами знаете. Не потому поэт, что научились красиво нанизывать слова на строки (этим нынче мало кого удивишь), а потому, прежде всего, что у Вас есть то, что я называю поэтическим мышлением. Оно либо есть – либо его нет. Это как с музыкальным слухом. Вы думаете как поэт, чувствуете, как поэт. В этом смысле поэтом может быть и тот, кто за всю жизнь не написал на бумаге и одной поэтической строки. И это – то, чему не научат ни на одном поэтическом семинаре. Это – данность.

Ну и существует другая данность, прямо вытекающая из первой. Поэты живут трудной внутренней жизнью. Даже те поэты, которые, как кажется многим со стороны, живут или жили нераздельно с природой. Это, в первую очередь, Афанасий Фет и Борис Пастернак. По признанию издателя Погодина, молодой Фет чрезвычайно тяжело переживал действительность своего времени. Сейчас такое состояние мы называем депрессивным. А Борис Леонидович, разговаривавший с природой на одном языке, терпеть не мог… дня своего рождения. Только его близкие знали об этом и усиленно оберегали его от докучливых поздравлений со стороны. Я вообще давно пришел к простой формуле – чем ближе и крепче в человеке связи с природой и мирозданием, тем сложнее ему переживать несуразность в мире людей. Впрочем, в мироздании всё тоже далеко не так просто. Однако истина даётся бесстрашным. Тем, кто смеет всматриваться в темноту и, всматриваясь, находить ответы.

Зачем я Вам всё это говорю? Потому что Вы сейчас пытаетесь найти опору. (Это следует из Ваших же стихов). Опору своей мысли. Так же, как её нашли, каждый в своё время, Фет и Пастернак. Да и не только они одни. Иначе можно себя пережечь, изжечь. И тогда уж – ни покоя, ни воли…

И поскольку Вы носите (а может быть, лучше сказать «вынашиваете») в себе поэта, то Вас каким-то непостижимым образом выносит Ваша же поэтическая мысль: «Синдром печали - звёзды за плечами». Это – ключевая мысль. Но дальше – снова обрыв и обвал:

Холодными, бездомными ночами
Душа - сплошная чёрная дыра.

Да, душа действительно может в какое-то время стать и чёрной дырой. В которой, кажется, без всякого умысла, но и без всякого сожаления утонет всё, что туда нечаянно упадёт. Да, душа может превратиться так же в безжизненную пустыню, в которой ни травинки живой, ни ветра. Одна только голая пустыня от горизонта до горизонта. Когда даже мука смотреть на всё это горестными глазами перестаёт быть. Но Вы ведь где-то в глубине души (на самом её потаённом дне) знаете или догадываетесь, что сама душа имеет странную особенность вырастать из ничего. Из пепла даже. И потом расти до гигантских размеров, теряя ощущения собственных берегов. Всё это в ней заложено. Изначально. Ибо в этом и заключён образ Бога в человеке.

А что же стихи? Стихи поэта расширяют пространство его души. Далеко не все стихи. Даже не те, может быть, которые кажутся, нам лучшими с нашей земной точки зрения. А те, в которых живая (именно живая!) мысль отражается в кристаллической решётке стихотворения. Есть какие-то вещи, когда законы физики и законы метафизики, обычно парадоксальные друг другу, пересекаются.

И напоследок. Чтобы было понятно, что с Вами разговаривает не кабинетный теоретик, а человек, чья душа проходит через такие же темные дыры, выжженные пустыни и, тем не менее, снова выходит на сверкающие чистотой огромные пространства, я расскажу Вам своё стихотворение, которое передает состояние, в котором я в тот далекий уже период времени жил. Впрочем, «жил» не совсем правильное слово, потому что отсутствие жизни (внутренней жизни) не есть жизнь.

Не взываю и не плачу
По покинутым страстям.
Принимаю жизнь, как сдачу:
Год за годом – по частям.

Оглянуться не пытаясь,
Не оставя сожаленья,
Я встречаю осень мая
Сердцем – брошенным селеньем.

Ничего там не осталось –
Жутко, мёртво и убого.
Если б сил хотя бы малость –
Выпросил слезу у Бога.

Где найти такую муку,
Чтобы в сердце влить страданье?
Всё покрыто умираньем, –
Правит сердцем только скука.

Все пошли-ка вон отсюда!
Опошляйте быт свой – бредом:
Голову несут на блюде,
Чтобы вкусно – отобедать.

Боже мой, о чём я это?
Я сегодня пьян, как плотник.
Если ты рождён поэтом,
Отрекись от грубой плоти.

Хорошо сказал ты, мастер,
Только длинно и – ненужно.
Ты – один: умри от счастья,
Затянув петлю – потуже.

Считайте, Катерина, это продолжением нашего разговора. Напомню, Вы говорили о «цветаевском» ощущении нескольких моих стихов. Ваше уточнение мною с улыбкой принято.

С тёплой улыбкой, Станислав

Стивос   14.05.2016 20:57     Заявить о нарушении
Уффф..Спасибо, Станислав. Внимательно..несколько раз перечитала вашу рецензию, ибо таких длинных отзывов, мне, признаюсь, никто еще не писал. Вы так много и так глубоко проанализировали мои стихи...меня где-то даже...
Незнаю, что и сказать. Потому, наверное, что не привыкла "копать" глубоко. А может потому, что просто в голове и в душе моей часто хаос и неразбериха полные.
Но с некоторыми вашими мыслями согласна на все сто процентов, ибо живу с ними изначально, сколько себя помню. Например вот с этой: "Но Вы ведь где-то в глубине души (на самом её потаённом дне) знаете или догадываетесь, что сама душа имеет странную особенность вырастать из ничего. Из пепла даже. И потом расти до гигантских размеров, теряя ощущения собственных берегов. Всё это в ней заложено. Изначально. Ибо в этом и заключён образ Бога в человеке." Вот это ощущение - отсутствия собственных берегов души...И щемящий восторг по этому поводу накатывали на меня в жизни не раз, при разных обстоятельствах, но всегда - словно лавина, когда почти невозможно дышать..когда сносит крышу и сметает рассудок, растворяются в бездне величия бесконечности все оценочные суждения и земные понятия...Это было..Это есть..И, надеюсь, будет со мной до последнего вздоха.
Спасибо, что сопереживаете моим стихам, мыслям...И за то, что пишите хорошие, настоящие стихи.
С теплом, Катя.

Катерина Некрасова   14.05.2016 23:14   Заявить о нарушении
А еще мне всегда бывает немного жутко и очень странно и непонятно, когда меня кто-то начинает действительно понимать..Таких людей единицы...Вот сейчас мне тоже немного жутковато

Катерина Некрасова   14.05.2016 23:19   Заявить о нарушении
Ну вот, нагнал на Вас нечаянно жути. Совсем не хотел вызвать такой реакции. Тогда считайте меня просто добрым волшебником!

Стивос   15.05.2016 11:10   Заявить о нарушении
Хорошо, так и буду о вас думать)))

Катерина Некрасова   15.05.2016 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «И за бедой грядет беда» (Амина Исаева)

Странная это штука - ощущение вины за не свои проступки. Это в какой-то степени бремя. Одни (их не так много) живут неся в себе это бремя, другие (таких большинство)- и за себя-то не всегда способны отвечать. Есть еще меньшее число людей, которые несут на себе бремя ответственности (не удивляйтесь) даже за своих предшественников. Так чувствовал и думал, например, Александр Александрович Блок, сказавший однажды: "Я не сомневаюсь ни в чьем личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое - отвечаем мы? Мы - звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? - Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать "лучшие".

Разжечь костер и согреть ладони, как Вы говорите, возможно, если научить себя смотреть на происходящее с высоты. С высоты духовной, с высоты исторической. Именно такой взгляд дает правильную перспективу видения. Овладеть таким взглядом сразу не получится. Это труд. Сложный и упорный труд мысли.
Важно только доверять своим сокровенным ощущениям. А Ваши ощущения, Амина, Вас не обманывают.

Стивос   20.02.2016 11:47     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Мне важно было услышать это!
Я прислушалась к Вам, буду усердствовать!

Амина Исаева   11.03.2016 13:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «А мне что Крым, что Рим - одна планета!..» (Олеся Максимовская)

Действительно, "Поэт поэту рознь", и с этим приходится считаться. И талантливый поэт может быть негодяем. Поэтический талант - это не индульгенция, во всяком случае.

Силы духа Вам и света!

Стивос   09.02.2016 14:53     Заявить о нарушении
Согласна с Вами. Спасибо. И Вам тепла и радости!)

Олеся Максимовская   09.02.2016 15:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Русская смута» (Павел Краснокутский)

Такого рода стихи невозможно оценивать как некое произведение. Это, скорее, вздох - тяжелый, пасмурный, но при этом присутствует в нём ничем не обозначенная, буквально на подкорке, надежда.
Последние четыре строки практически поглощают всё стихотворение и вполне самостоятельны.
Успехов Вам!

Стивос   21.12.2015 17:34     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Большое Вам спасибо за то, что прочли и поняли. Честно говоря, я уже чуточку устал говорить людям о том, что это не стих "на злобу дня" и не политическое заявление. Я не пишу о политике принципиально. Только - о жизни, о том, что волнует. И это стихотворение - такая спонтанная реакция-размышление на тему прочитанных книг о русской революции, да и вообще об истории страны. Ещё раз большое Вам спасибо за внимание, интерес и добрые слова.
Искренне,
Павел

Павел Краснокутский   21.12.2015 22:00   Заявить о нарушении
Павел, но жизни без политики не существует.Она обязательно настигнет и отшельника в лесу!

Юрий Тютюников   16.05.2017 14:40   Заявить о нарушении
Юрий, но это не значит, что я хочу, буду, или (не дай бог) должен о ней писать. Для каждого найдутся свои темы.

Павел Краснокутский   17.05.2017 15:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зачем мы тронули...» (Вийон)

Добрый день, г-н Вийон! («Г-н», - потому что на «Вийон» это обращение ложится чисто автоматически).

Спасибо за знакомство с Вашим творчеством! Читая, попытался понять, кто там по ту сторону чёрной шторы. Строгий ценитель «поэтических фраз», утомлённый жизнью, в меру циничный, смотрящий на окружающих с пулулыбкой-полуусмешкой, игрок в жизнь? Или ушедшее в глухую оборону, тихо пульсирующее сердце – дабы не подставляться той среде, которой Александр Сергеевич присвоил название-печать «чернь»? Пока не определился. Но если верно второе, то ведь печоринская маска может незаметно так прикипеть к лицу, что и отодрать потом будет невозможно. Потому что долгая игра чужой роли – это ведь по существу перепрограммирование собственной сути. Так ведь зачастую бывает, что выходит из пункта А один человек, а прибывает в пункт Б совершенно другой. У Александра Александровича Блока есть такое замечательное прозрение, что все мы в детстве гораздо ближе к божественному плану, а взрослея, мы всё дальше от него удаляемся. Так неблаготворно влияет на нас среда обитания, к которой мы всегда готовы приспособиться.

Что же касается Ваших стихов. Они действительно хорошо и добротно сделаны. Но как-то уж, что ли, отутюжены. Им, может быть, не хватает спонтанности? Или крови. Я не «кровавых мальчиков в глазах» имею в виду. Я - о той роли, что «не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз». Думаю, что Вы меня прекрасно поняли.

Ну, и не могу не привести две строки как будто бы очень простые, но на самом деле наполненные таким тонким поэтическим смыслом, что и сама попытка их комментария – уже есть разрушение. Как ни удивительно, о похожем состоянии (практически даже не о бестелесном «касании рукавами», а еще тоньше, – поскольку за гранью какой бы то ни было телесности) я на днях размышлял. Вернее будет сказать, размышлял о форме передачи такого «состояния».

Эти две Ваши строки, конечно же, прекрасны:

Как две остывшие звезды
Едва орбитами коснулись.

Творческих Вам успехов, г-н Вийон!

Стивос   21.12.2015 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за внимание.

Вийон   21.12.2015 23:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Справляться с бедами гораздо тяжелей...» (Константинов Роман)

Ключевое слово в Вашем коротком произведении - "трудней". Скрытый акцент на преодоление, несомненно, всегда действенней.Владимир Маяковский тоже сделал его ключевым в поэтическом ответе Сергею Есенину на его последнее "До свиданья, друг мой, до свиданья!..", поставив задачей остановить волну самоубийств, вызванных силой поэтического воздействия поэта-современника. Обращаться с этой силой художник должен, конечно же, осторожно, ведь она - своего рода джин до поры до времени сидящий, как в закупоренной бутылке, в любом из нас.

Доброго Вам творческого пути!

Стивос   21.12.2015 12:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Я незаконченная песня» (Зулайка Суюналиева)

При всей неброскости Вашего стихотворения в нем есть живая мысль, которая не заслоняется даже техническими изъянами. Потому что любое стихотворение держится именно благодаря поэтической мысли. Нет её - нет и единого целого, как ни заполоняй его словесными украшательствами. И чем проще мысль, тем гениальнее. Но людям, к сожалению, легче увидеть сложное. Так хорошо сказал о простоте Борис Пастернак: "Она всегда нужнее людям, но сложное понятней им". Но истины всегда очень просты, что и сбивает людей с толку.

Успехов Вам!

Стивос   20.12.2015 13:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Не кружевное» (Наталья Мироненко)

Спасибо за стихи! Позвольте просто, без лишних слов, пожать Вашу руку!
А по основной теме Ваших стихов - всё лучшее рождается в муках. Помните, у Михаила Пришвина, размышления о навозе из которого потом произрастёт роза. И она ведь на самом деле произрастёт. Только мало кто это пока понимает.

Стивос   18.12.2015 18:35     Заявить о нарушении
Я тоже пожимаю Вашу руку! И там написала у Вас... Мне кажется, Вы не можете уйти в "нигде", даже если захотите этого. Просто Вы уже мудры, и многое понимаете, без суеты и лишних звуков. А ещё, мне очень понравился Ваш ответ о будущем, которое начинается в настоящем.))

Наталья Мироненко   18.12.2015 19:23   Заявить о нарушении
Ну, уйти в "нигде" на самом деле не настолько "невозможное" действие, как об этом полагают люди, которые никогда близко к этой черте. Надо просто однажды перестать держаться руками за вещи. Это, как если сорваться с обрыва и перестать хвататься за выступы, кусты (вещи, людей и т.д.) И это "нигде" имеет довольно огромную мощь притяжения, когда подходишь к "нему" близко. Становится и страшно и влекуще одновременно. Страшно по той причине, что нутром понимаешь: пересечёшь некую красную линию и навсегда потеряешь возможность возврата. Конечно же, внутри этого "нигде" тоже есть выбор, но это уже другая игра. И правила там другие.

И вот ещё что. Растворение в "нигде" вовсе не означает потерю воли. (Впрочем, это полностью зависит от черт самого субъекта). Главное же кроется в другом: растворение одновременно открывает другой дар - начинаешь видеть мир тысячью внезапно открывшихся глаз. Со стороны это всё выглядит, пожалуй, романтично и заманчиво, но на самом деле такой переход может стать непреодолимой ужасной мукой для того, кто не решил все свои проблемы с миром.

Рад нашему знакомству!

Стивос   19.12.2015 18:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Закончусь» (Анастасия Лимбо)

Знаете, у Бориса Леонидовича Пастернака тоже есть нечто похожее - "Я кончился, а ты жива..." Только заканчивается стихотворение несколько иначе:

И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.

Зашёл в Ваши стихи, как в дремучий лес. Где и неба-то не видно. Сами стихи "сделаны" добротно и хорошо, но это вовсе не отменяет лесной дремучести. В темноту этого леса можно так углубиться, что и не выйти совсем. Стихи, особенно хорошо и сильно высказанные, несут в себе некое энергетическое поле. Сначала, в момент их создания, мы действительно освобождаемся от мучительного груза внутри нас. Но это лишь на короткое время. А потом, наоборот, - сделанные нами стихи крепко, как в невидимых сетях, удерживают нас в вялотекущем депрессивном состоянии. И это состояние, в каком-то смысле, становится для нас комфортным. В чем и состоит опасность.

Попробуйте просто, когда начинает идти стихотворение, волевым усилием закончить его не так, как оно само хотело бы быть законченным - впустите в него луч света. Это совсем непросто, но это возможно. Для человека всё возможно, пока он сам верит в то, что ему всё возможно. Человек всемогущ - только он сам не догадывается об этом. И любой непроходимый лес на самом деле проходи'м.

У Вас получится!

Стивос   17.12.2015 14:38     Заявить о нарушении