Ирина Ремизова - написанные рецензии

Рецензия на «Лучшее 2023. Победители 2-ой этап» (Творческая Мастерская Ежи)

Здравствуйте, уважаемые финалисты. Внимательно прочитала все стихотворения из шорт-листа - отличные тексты, достойные авторы, но выбирать всё-таки пришлось. Всегда оговариваюсь, что оценки на литературных конкурсах - дело субъективное, но свою субъективность я постаралась объяснить в кратких комментариях. Итак, мой выбор таков:

1 место - Александр Крупинин - Слонорыбов и мясопотам - http://stihi.ru/2023/09/27/6920
Стихотворения Александра Крупинина можно с уверенностью называть «мир Александра Крупинина». Они одновременно всегда узнаваемы и всегда неожиданны. Им свойственно то редкое ныне качество, которое можно назвать «культурой стиха» - безупречная грамотность, хороший вкус и сочетание иронии и трагизма. Этот текст – не исключение. Как многие стихотворения автора, он напоминает средневековое живописное полотно, где заполнен буквально каждый сантиметр холста, но полотно живое, движущееся и мыслящее.

2 место - Лина Маго - На плантациях тростника - http://stihi.ru/2023/04/30/1833
Изысканно-образный текст, одновременно динамичный и созерцательный, полный трагизма. Тот самый случай, когда в стихотворении все слова на своих местах, они плотно пригнаны друг к другу, а самого автора почти не видно за тканью текста – а ему и не надо показываться, потому что всё сказано картиной, которую он нарисовал перед читателем.

3 место - Речная Нимфа - Эвридика - http://stihi.ru/2023/01/21/8859
Невесомый текст, ограниченный пунктирными линиями и смёточными стежками. Наверное, очень личные истории можно рассказывать только так – чтобы всё было понятно, но без возможности пересказать, что именно понятно, своими словами. Минимум реалий-гвоздей, на которых подвешено воздушное полотно стихотворения, и финальная фраза-ключ, к которой автор вёл читателя, как Орфей Эвридику.

Ирина Ремизова   05.05.2024 19:19     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо! Очень приятно прочитать такую рецензию на мою "Эвридику".

Речная Нимфа   05.05.2024 23:24   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо на добром слове!

Александр Крупинин   06.05.2024 01:13   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо Вам за такое тонкое понимание моего не самого простого стихотворения.

Лина Маго   06.05.2024 07:17   Заявить о нарушении
Про средневековую картину - хорошее сравнение ))

Александр Спарбер   06.05.2024 12:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Праймериз к Турниру поэтов 2022 Финал» (Юрий Семецкий)

1 Жиль Де Брюн спасти нельзя оставить http://stihi.ru/2021/06/26/7370
2 Света Носова Василькова http://stihi.ru/2021/11/14/5351
4 Елена Гурфинкель У ворот http://stihi.ru/2020/08/31/4950
5 Ника Батхен Аллилуйя http://stihi.ru/2021/10/07/1972
6 Юрий Макашёв Вечность http://stihi.ru/2021/02/04/7015
7 Лазоревка Мне был обещан снег... http://stihi.ru/2020/02/04/4601
8 Катя Су Покрова http://stihi.ru/2022/09/21/6002
9 Татьяна Шкодина 2 Улиточное... http://stihi.ru/2013/06/03/7147
10 Инна Заславская Ни бронзою, ни мрамором, ни глиною http://stihi.ru/2010/12/04/150
11 Александр Ник Соколов Мать http://stihi.ru/2017/04/13/383

Ирина Ремизова   02.10.2022 00:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «The Neverending Story» (Тиль Уленшпигель)

Былинное и даже, не побоюсь такого слова, эпичное действо.
Хорошо, что Вам пишется, Тиль.

С Новым годом! Пусть в нём будут только сказки со счастливым финалом.

Ирина Ремизова   09.01.2022 01:00     Заявить о нарушении
кого забыли наперёд –
того отыщет снег:
по спящим улицам пройдёт,
как бывший человек,
минуя сеть бродячих свор,
сбиваясь на полёт,
заглянет в каждый божий двор,
где все наперечёт,

и ночь, отбросив лунный нож,
сболтнёт – твоя взяла! –
о том, чьё имя не прочтёшь,
не раздобыв тепла:
куда-то наискось и ввысь
несла его строка,
да только буквы напились
парного молока.

пока врубается конвой
в раскидистую тьму,
не признавайся, что живой
покуда, никому –
назначат суд, объявят срок,
отправят налегке…
и снег завяжет узелок
на скомканном платке.

Ирина Ремизова   21.10.2021 20:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Подборка к Турниру» (Марина Изергиль)

Марина, мне очень понравилась Ваша подборка на Турнире, и как Вы читали стихи, тоже очень по душе пришлось.

Живая, зримая и осязаемая (и обоняемая, как жимолость) поэзия.

Ирина Ремизова   27.05.2021 17:49     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое.

Марина Изергиль   27.05.2021 18:16   Заявить о нарушении
полную чернильницу)

Куда б утекли фонари околотка
С пролетками и мостовыми, когда б
Их марево не было, как на колодку,
Набито на гул колокольных октав?

Галина Самойлова Новая Страница   15.02.2020 11:48   Заявить о нарушении
О!

Но кто мы и откуда,
когда от всех тех лет
остались пересуды,
а нас на свете нет?

Александр Спарбер   15.02.2020 12:13   Заявить о нарушении
Спасибо :)

Ирина Ремизова   15.02.2020 15:58   Заявить о нарушении
это к первому:

острое

однажды сквозь небесные мосты
прозрачные – увидишь с высоты
свой город, оставляемый без боя:
там нитями дороги и реки
окрестных дач цветные лоскутки
сметали наспех в полотно рябое.

там скоро будет вечер – без примет.
из-за заборов чуть заметный свет –
окно с окном – устроит переглядки,
задышит маттиолой темнота
и в сонном муркотании кота
услышится родное: всё в порядке, -

уже не слухом, чем-то изнутри, -
так близко, хоть возьми да отвори
и выйди к тёплым ним –да вот досада:
уже и обернуться тяжело –
дорогу застит острое крыло,
но ты смотри – покуда хватит взгляда.

Ирина Ремизова   17.02.2020 23:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Поэтический Всестихирный Мегаконкурс - Номинанты» (Творческая Мастерская Ежи)

_________________________________ ОБЪЯВЛЕНИЕ _________________________________

Завтра, 14 ИЮЛЯ, будут объявлены результаты Конкурса.

Ирина Ремизова   13.07.2009 21:58     Заявить о нарушении
Наверное, ровно в полночь по Гринвичу.

Морж Владимир   14.07.2009 23:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ловец» (Татьяна Орбатова)

Античное что-то слышится. И тяжёлая поступь этого ловца человеков тоже. Знаешь, командорская такая, жуткая, каменная...
Свободу рыбам!!! :)

Очень понравились катрены-кольца, превращённые в двустишия. Не смоневаюсь, что героине удалось уговорить Гостя отпустить бедных рыбок :)

Ирина Ремизова   16.10.2006 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Ира! А я когда написала стих, словно почувствовала Его дыхание. Даже мурашки по спине забегали. Ощутила его таким огромным, холодным. Вот ты его с Командором сравнила, а я подумала, до чего же верно ты заметила. Хотя мне в голову это сравнение не приходило:)
А катрены как-то сами по себе так завернулись. Меня они немного удивили. Но мне всегда любопытно наблюдать, как в стихах форма вырисовывается. У каждого образа своя энергетика, которая форму лепит. И мне интересно это многообразие форм.
Рада тебе!

С симпатией,
Таня

Татьяна Орбатова   16.10.2006 16:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «39. Конкурс Еже Писах Писах с 12 по 23 октября» (Еже Писах Писах)

Выполняя обещание, данное Николе на прошлой неделе, выставляю стих с картинками :)

Отмеря вдоволь...
http://www.stihi.ru/2006/08/11-2566

Отмеря вдоволь смеха, слёз и снов
(Щепотью дня или стаканом века),
Желтки светил, опару облаков
Перемешав, готовит тесто Пекарь.
Намётан глаз, движения легки,
Рецепта партитура безыскусна.
В клепсидре рук - мучные ручейки:
Ржаной, пшеничный, ячный, кукурузный.

Вот семь хлебов на скатерти лежат
Небесной,
разделённые на доли:
Их, разобрав не глядя, наугад,
Несут на землю ангелы в подоле,
Спасая от остуды хлеба плоть
для нас, хранимых.
Кто-то под сурдинку
Посыплет мелкой солью свой ломоть -
А кто-то разукрасит, как тартинку.

Что мякиш, что горбушка - всё одно,
Везде изюм встречается, хоть редко.
Порой в припёке спрятана монетка,
А в сухаре - бобовое зерно.

Ирина Ремизова   12.10.2006 18:36     Заявить о нарушении
Ага, вот так вот Вы философию хаоса проповедуете! ;))
Очень понравилось стихо. И то, что конец здесь не психоделичекий, а философичный - это очень уместно.

Чёрный Георг   12.10.2006 18:48   Заявить о нарушении
Ирина, большое спасибо, стих угадан здорово (и совсем для меня - мельника), и картинка у меня для него есть , вариация на тему "корзинки с хлебом" Дали, чуть ли не единственной его работы, которая мне взаправду нравится. Я, когда этот стих читал на страничке, почему то постеснялся рассказать легенду с этой небольшой картинкой. Раз Гала (в пору, когда ещё не получила замок, в котором Дали мог появляться только с письменного разрешения), в ответ на какие то посулы сказала что то вроде: "Хочешь сделать меня действительно богатой - подари "Корзинку..." Хлеб там изнутри светится, я не верил, пока не увидел. И ещё была ассоциация:
"То не тучи ходят
За овином и не холод
Замесила Божья матерь
..........." (с)
Удачи!

Никола   12.10.2006 23:29   Заявить о нарушении
Ирина, это стихотворение у Вас - одно из моих самых любимых.
Про Пекаря - здорово. И образ ангелов, несущих в подоле теплые хлеба, спасая их от остуды...

Галина Самойлова   12.10.2006 23:42   Заявить о нарушении
Георг, тесто действительно чем-то напоминает хаос :) А вообще меня всегда интересовали всяческие обрядовые действа с хлебом - например, новогодние гадания, когда в пирог запекается монета или другие символические предметы. Кому попадётся - тот и счастливчик :))

Никола, мельник, как известно, "колдун, обманщик и сват" ;) Ассоциация с Дали - очень интересная, надо будет взглянуть на "Корзинку..." Спасибо за найденную параллель.

Галина, спасибо. Очень рада, что Вам понравилось это стихотворение. Оно явно дрожжевой природы - потому что долго подходило :)

Смарагда   13.10.2006 08:10   Заявить о нарушении
Ирина, по моему лучше на первый план вывести не объёмностЬ щепоти, а её "жестовость" - щепотью дня или размахом века. Здесь можно даже так сказать - щекоткой века, подразумевая тем самым, что мера века в отношении человеческого века как некая щекотка бываетнеощутима и увязывая смех из первой строки с щекоткой во второй. Ячный вами "произведён" от ячневой крупы? Это та же пшеница, поэтому может быть вы выберете пшено? - Ржаной, пшеничный, пшённый, кукурузный.

Frank   13.10.2006 09:51   Заявить о нарушении
Frank, я согласна с Вами - "жестовая" плоскость интересна, в ней есть динамика, но дело в том, что это стихотворение-"картинка", т.е. реальная, предметная сторона тоже очень важна. Первая строфа запечатлевает процесс приготовления хлеба, и если вместо объёма применить жест, получится кухня, засыпанная мукой, - а технология будет нарушена :) Если бы вместо Пекаря был Сеятель - никаких вопросов, размах века - то, что надо. Пекарское же дело требует аккуратности и расчёта.

Ячный - это ячменный. Взгляните:
"ЯЧМЕНЬ м. яровое хлебное растенье Hordeum, сев. жито, житарь, весьма близкое к полбе. У ячменя самый остистый колос. Ячмень самый северный колосовой хлеб. [...] О муке, крупе, говорят: ячневый или ячный сев. житный или яровой (иной ярицы там нет); инде произносят ясменный, ясник, ясный. Петр I признал ячную кашу самою спорою и вкусною. Ячные блины. Ячное или ячменное пиво. Ячник и ячневик, ярушник, ячный хлебец: к тесту примешивают ржаной муки, или выливают ячное тесто во ржаной сгибень, чтоб оно не расплывалось" (Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Всё-таки пшеница и ячмень - разные злаки.

Смарагда   13.10.2006 15:01   Заявить о нарушении
Ну вот, сейчас придет Никола-мельник и все расставит на места. :) Возможно, даже без заговоров.

А еще есть бали (barley), из которого кускус делают, и разные другие странные вещи, типа куиноа (quinoa)... ;)) [это к вопросу о разных злаках и злачных местах]

Чёрный Георг   13.10.2006 15:31   Заявить о нарушении
Кстати, я тут подумал - и решил, что бали - это ячмень и есть. :)) Если я не прав, то поправьте меня, кто-нибудь.

Да, Ирочка, забыл спросить: откуда в сухаре - бобовое зерно возьмется? Вы, наверное, знаете, что бобовые зерна в древнем Египте не ели, поскольку считалось, что они похожи на человеческие эмбрионы? ;))

Чёрный Георг   13.10.2006 15:40   Заявить о нарушении
Георг, с бобовым зерном вот какая история. В Европе существовал (а может, и до сих пор существует) рождественский обычай - в праздничный пирог запекали один-единственный боб. Тот, кому доставался кусочек с "сюрпризом", объявлялся "бобовым королём" и становился главной фигурой застолья. Он избирал себе "бобовую королеву" и свиту.
Иногда в пироге прячут монетку. Кто её нашёл - тому весь год будет везти. Суеверие, конечно, - зато какое весёлое :)

А древние египтяне лишали себя такого удовольствия ;))

Смарагда   13.10.2006 16:21   Заявить о нарушении
Вообще-то правильно не "ячный", а "ячневый".

АФ

Александр Фридман   13.10.2006 17:42   Заявить о нарушении
Да, в современном русском языке осталась форма "ячневый". Но у Даля есть и "ячный", причём рядом с "ячневым". Чесслова, я ничего не изобретала :)
А по стилю архаичное "ячный" вполне, на мой взгляд, подходит ко всему остальному, например, клепсидре и остуде ;)

Смарагда   13.10.2006 17:53   Заявить о нарушении
А.Ф. - Не, правильно - ячный, т.к. ячневая крупа "кирза" - это один из ужасов советского солдатского рациона, почти столь же печальнознаменитый, как "фосген" - капуста.
Георг - и не буду я ничего расставлять, ты же у меня на "Мельнице" был, видел - там другие зёрна мелются.
Ирина - к сожалению, репродукции красоту "корзинки..." не передают, это надо ехать в город с чудесным названием
Фигейрос.

Никола   13.10.2006 18:02   Заявить о нарушении
Насчёт ячменя извините меня - бывает, надо было провериться себя, но я как-то с армии считал, что ячневая - пшеничная, вот те и на ! Спасибо за науку, пусть и простую. А по фонетике пшённый всё-таки лучше, чем ячный.
Насчёт жестов - не согласен, что у пекарей они отсутствуют - работа у них ручная и жест весьма развит, так что подумайте, хотя я не настаиваю - дело хозяйское. :)

Frank   13.10.2006 19:36   Заявить о нарушении
Frank, я не в жестах вообще усомнилась, а в "размахе". А на меньшее век, как Вы справедливо заметили, не тянет - амплитуда движения должна быть соответствующей. Идея жеста сама по себе очень хороша - спасибо за совет :)
Кстати, и щекотка недурна, но для "щекотки века" нужны дополнительные смысловые звенья - иначе получится слишком широкий прыжок, читатель может не поспеть за авторскими ассоциациями.
А вообще, Frank, Ваши рекомендации очень интересны - Вы показываете текст в необычном ракурсе, словно разворачивая его.

Смарагда   13.10.2006 20:23   Заявить о нарушении
Ирина, я начал с того, что меня поразило ваше сравнение щепоти со стаканом и суток с веком - получается, что щепоть примерно в 36500 раз меньше стакана и я вообразил его объёмы - отсюда и появился размах, который вам не нравится - но он у вас всё равно есть. Ещё раз сожалею о ячневой :) и снимаю своё предложение с пшеном, дело в том, что это крупа и каша - пшённые, а зерно - проса, просяное и потому не годится, ведь у вас перечислены как раз зерновые культуры, а не виды каш. Такие вот дела.

Frank   14.10.2006 11:00   Заявить о нарушении
Frank, с математической точки зрения мне самой не нравится это несоответсвие. Но речь идёт также и о метафорической стороне. Век - не обязательно 100 лет. Это также "исторический период в развитии природы и общества" и "продолжительность жизни кого-л." Хороший кулинар редко следит за делениями на мерительном стакане - он работает "на глазок", так что в данном случае век - не столетие, а просто отмеренный срок, тем более что речь идёт не о календарном времени, а о "мифологическом", если можно так выразиться.
Но арифметическая уязвимость, конечно, имеется - если поверять алгеброй гармонию ;)

Смарагда   14.10.2006 11:44   Заявить о нарушении
У Ожегова слово "ячный" отсутствует даже с пометкой "устар."

АФ

Александр Фридман   14.10.2006 18:18   Заявить о нарушении
майору Булочкину понравилось?

Виктор Авин Ученик Сопина   14.10.2006 18:28   Заявить о нарушении
АФ, Вы предлагаете дуэль на словарях? Ожегов, конечно, массивнее, но зато Даль - в 4-х томах :)

А у меня ещё впридачу есть Малый Акдемический Словарь(под ред. Евгеньевой), тоже четырёхтомник:
ЯЧНЫЙ, -ая, -ое. Устар. То же, что ячневый. [Бобыль:] А Бобылю Ведерный жбан --- ячной браги Поставь на стол, так будешь друг. А. Островский, Снегурочка.

Смарагда   14.10.2006 18:34   Заявить о нарушении
Ирина, а я ещё раз прочитал, и, таки привяжусь с мукомольно-хлебопекарным вопросом. Что у вас "припёк"?

Никола   15.10.2006 23:09   Заявить о нарушении
Ирина, по-моему, совершенно замечательное стихотворение!
Меня больше смущает вот что: а точно "отмеря", а не "отмерив"?

Курица   16.10.2006 06:30   Заявить о нарушении
Никола, припёка (ж.р.) - самая традиционная.
Даль: "Припек или припека, что пристало, прилипло от печенья, спеклось в одно. С боку припека, докучливый, навязчивый человек. Это не родня, а так, с боку припека. || Присушенное в печи, пригорелое место. || Волдырь, шишка на хлебе"
Ожегов: "ПРИПЁКА: сбоку припека (припеку)(прост.) - о ком-чем-н. лишнем, ненужном, совершенно постороннем.
Всё это к тому, что в на первый взгляд бесполезном и горелом может вдруг оказаться что-то ценное и дорогое.

Аня, вначале было именно "отмерив", но мне не понравился взрывающийся стык слов: "отмериВВДоволь". Проведя розыскные мероприятия, обнаружила случаи употребления "отмеря" в русской классике - у Лескова и Баркова.
Это немного успокоило мою совесть :)
Спасибо!

Смарагда   16.10.2006 09:26   Заявить о нарушении
"отмеря" наверняка встречается не только у Баркова и Лескова, но и у Алексея Ремизова. Судя по Вашим стихам, Вы принадлежите к числу его прямых потомков, если не по крови, то по духу уж точно. Правда, здесь, на Писахе, Вы не одна такая. Видимо, само название конкурса привлекает сюда подобного рода авторов...

АФ

Александр Фридман   16.10.2006 15:13   Заявить о нарушении
Так, вечер перестаёт быть томным :)
Про связь названия конкурса с "подобного рода" аффтарами хотелось бы узнать поподробнее.

Собачья Роза   16.10.2006 16:49   Заявить о нарушении
Под "подобного рода авторами" я подразумевал тех авторов, для творчества которых "харектерны архаичная стилистика и ориентация на литературу и устное творчество допетровской Руси" (формулировка, применяемая для характеристики творчества Вашего дедушки - прим. А.Ф.) . Как Вы наверняка заметили, таких авторов здесь есмь. А название конкурса взято из древнерусского языка. Вот оно, видимо, их и превлекает...

АФ

Александр Фридман   16.10.2006 17:08   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснения :)
Ну, с дедушкой Вы загнули. Алексей Михайлович годится мне в лучшем случае в прадедушки, а то и в прапрадеды :)

А я-то по наивности полагала, что ориентируюсь на образцы всего лишь столетней давности ;)
Оказывается, всё гораздо запущеннее. Древняя Русь рулит!

Смарагда   16.10.2006 17:27   Заявить о нарушении
Ирина, стихотворение у вас и впрямь замечательное. Но вот меня смутила "партитура рецепта". На мой взгляд, это было бы оправданно в случае дальнейшего разития темы. Появились бы некие ноты, звуки, тональность и так далее. А так - возникла партитура как красивый образ и тут же исчезла. Тут же -переход к клепсидре. Только я настроилась на одну линию, а меня уж повернули совсем в другую сторону. И опять: красиво, но мимолетно. И эта тема, наметившись, не получил развития.

И еще мне кажется, что стоило бы поставить многоточие после "кукурузный". Иначе происходит некий смысловой разрыв: мука - и сразу же хлеб. Остальные технологические этапы - замес, брожение, формование, выпечка - выпали. Поставьте многоточие - и не будет вопросов.
(ИМХО, конечно)

С уважением,
Наташа

Наталия Юрьевна Иванова   16.10.2006 18:21   Заявить о нарушении
Наташа,
выпекание хлеба показано как творчество, и партитура рецепта - лишь один из атрибутов, входящих в систему этого образа. Развивать дальше образ-деталь, наверное, не имеет смысла - у него вспомогательное значение, он является частью более крупной "образной единицы" :) Клепсидра рук соотносится с временными образами второй строки - щепотью дня и стаканом века.

А вот за подсказку с многоточием спасибо. Только поставлю я его не в конце первой строфы, а в начале второй. Пожалуй, пропущенные фазы процесса приготовления хлеба будет логичнее отобразить именно так. Если многоточие оставить после перечисления сортов муки, возникнет ощущение, что перечисление оборвано и "за кадром" остались рисовая, овсяная мука и т.д.

Очень признательна Вам за совет.

Смарагда   16.10.2006 19:42   Заявить о нарушении
С моей любовью к многоточиям я бы поставила и в конце первой, и в начале второй... :)))

С временнЫми ассоцициями соглашусь, а вот партитуру все равно не могу воспринять...

Наташа

Наталия Юрьевна Иванова   16.10.2006 20:11   Заявить о нарушении
Партитуры и клепсидры - "ежеписахская мистика", вроде ни одна неделя без неё не обошлась.
Ирина, про припёк я примерно так и представлял, откуда то должно же было взяться это "сбоку припёку", но, если интересно, у совпременных хлебопёков значение совсем другое. Припёк, мука "с припёком" - это если мука с пониженной влажностью и хорошей влагопоглотительной способностью, можно из одного количества муки "припечь" больше хлеба при нормальной влажности. К сожалению, как правило, что для них "припёк" - для нас, мельников - "промол"(недополучение расчётного выхода муки). В такие вот, не слишком красивые, игры играю иногда.

Никола   16.10.2006 21:30   Заявить о нарушении
Да, Никола, слова припёка и припёк различаются значениями - просто в предложном падеже они становятся омоформами. Между прочим, я предвидя все злаково-технологические дискуссии, даже в справочники и энциклопедии залезла, чтобы хоть немного ориентироваться в предмете :)
Не знаю, то ли перфекционизм так сказывается, то ли профессиональная бдительность - работая с аудиторией, следует ожидать любого вопроса и знать на него ответ. Или хотя бы уметь выкручиваться :)

Смарагда   18.10.2006 12:57   Заявить о нарушении
Ирочка, придираться не хочется - чудный стиш!

Миронова Елена   20.10.2006 13:13   Заявить о нарушении
Лена, спасибо :)

Ирина Ремизова   21.10.2006 09:48   Заявить о нарушении