Рецензия на «Меланхолия» (Перстнева Наталья)
Наталья, мне сейчас пришло в голову: Вы же Кассандра нашего времени. "Но что за музыка, откуда Манит мучительный мотив Изнанки ужаса и чуда?" "Закрою глаза - никого, ничего. Пустая вселенная, космос без края. Где все я могу, не могу одного - Где боги с планетой своей умирают..." "Море в дверь мою стучится. Чайка в комнату влетает". "Этот поезд в никуда, Этот поезд прямо в бездну". "А по правде, дело к ночи. Кончен вечер ни за что. Как обычно - всех прикончат. Жри же, моль, мое пальто!" Земной мир болен смертельно, наша эпоха закончится гибелью человеческой цивилизации. И это время не так уж далеко. А люди не желают этого видеть, не хотят расставаться со своей безмятежностью. Говоришь им - они и ясных, чётких предсказаний слышать не хотят. Края нашего мира уже погрузились в бездну, в ад - мы сами это позволили. ("«Пусть растет из пепла сад, Поднимаясь там, Где вы дали берегам Опуститься в ад».) Из бездны медленно поднимаются медузы, жуткие мифологические существа, их волосы колышатся, закрывая им лица,- а нам кажется, будто это медленно вырастает странный безжизненный лес. Или же вариант (ведь "У бездны нет границы четкой…"): в том месте, "у приграничья", от ядовитого дыханья медуз умер земной лес, птицы в нём не поют, в нём теперь только тени птичьи - откуда же тогда этот "мучительный мотив"?.. Не хотим мы видеть признаки близкой гибели, не увидим и Всадника в облаках. А Кассандра всё это видит. Люди восхищаются звёздным небом, его красота и гармония традиционно считаются доводом в пользу того, что Бог есть. Но если так, если Бог есть, как же тогда объяснить бессмысленность всего того, что творится на нашей планете? "А где-то в звездах дремлешь ты, Презревший опыты и смыслы... А если лишним был глоток, Прикрой - скажи, что так и надо". "Но есть бутылочка плацебо - И в ней ни пользы, ни вреда, Ни смысла тоже, слава богу". Так ли уж важны для нас звёзды? Куда важнее было бы разобраться с Землёй, а любоваться звёздами - это плацебо. Так говорит стихотворение «Млечный Путь», но есть ещё и «При всех своих богах»: "Кто запер море в берегах? Кто ограничил нрав стихии?.. ...Оно не знает ничего Помимо божьего закона. Он вместе с жизнью в мире есть Для капли, океана, моря". Головоломные раздумья, и какие-то выводы тут не сделаешь... ("Чтоб только в часе сосчитать / Его минут тысячелетья" - очень поэтично. И оригинально. Морю понравится...) "...Где боги с планетой своей умирают, Слагая завидное бремя богов. Пока ты на глиняной флейте играешь, Пока не считаешь своих колосков, Не зримый землей и не видимый раем". / "«Посмотри в свои ладони, - Говорит, - и не проси Все, что раньше похоронит, Чем сумеешь унести»". - такой вот диалог - Кассандра/Ты (Творец). "И ступай как хочешь с Богом. Донести бы одного". Как много глубоких, трагических стихов Вы написали тогда за короткое время, Наталья, прямо поразительно. 2022 год, мне показалось, был у Вас поистине взлётом. «Млечный Путь», «Волосы», «Рыбаки», «Дорога», «Счастливые», «При всех своих богах» - это классика. Вселенские темы и музыка. И ещё - ирония и самоирония. «О родине», «Орех», «Объяснение в любви» - если стихи из 1-й группы - масштаба вселенского, то из 2-й - более земные, личные. "Вы, закрывшие глаза, Вспомните меня..." "Как сумел, предупредил..." "...И гласом вопиющего в пустыне / Мой каждый стих звучал в краю родном" (А. Тарковский). Марина Андреева 10 12.04.2024 01:10 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |