Рецензия на «М6. Мастерская Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК Студёный ветер яркую листву Кружит, несёт дыханием осенним. Безжалостно на жухлую траву Бросает. Так всегда – сюжет бессменен… Брела дождём по серости аллей, В уютный плащ закутавшись и в мысли. На деревце кленовый лист алел. Порывом сорван был и в небо взмылся, А через миг под ноги полетел, На луже распластался пятернёю… Укрыться снегом – вот листвы удел – Стать перегноем – чёрною землёю, Развеяться золой, сгорев в костре. Печальна участь хрупкого шедевра. На нём оттенки, будто на холсте Художник - осень миксовала щедро, Даря неповторимую красу… Пока не пали белые покровы, Домой, как драгоценность понесу И сохраню на память лист кленовый – Прощального наряда лоскуток, Последний, в тёмной пустоши предзимья. Меняла у него судьбы итог, Когда тянулась в лужицу за ним я. Татьяна Зыкова-Климова 18.11.2022 15:26 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Татьяна!
Задумка у Вас интересная, но есть шероховатости формы: где-то рифмы слабоваты, где-то построение предложения тяжеловато, режут слух и звуковые стыки… Вообще, когда Вы заранее задумываете сюжет, а потом пишете на заданную тему, часто получаются вот такие суховатые, малоэмоциональные, стилистически несовершенные и, главное, достаточно искусственные стихи. Для того чтобы реализовать в стихах готовые сюжеты, нужно обладать очень высоким мастерством стихосложения, чтобы и историю складно записать, и вдохнуть в неё жизнь. Как исправить? Прежде всего нужно убирать сложные конструкции согласования, а ещё избавляться от интонации констатации – ну вот как здесь: Безжалостно на жухлую траву Бросает. Так всегда – сюжет бессменен… Очень статичная и тяжёлая фраза. Плохо звучит «безжалостно-нажух», строчка «Бросает. Так всегда – сюжет бессменен» теряет смысл из-за логического переноса. В таких авторских пересказах одна из главнейших задач – сохранить естественную интонацию человеческой речи, её плавность и внутреннюю логику. К тому же даже в одном этом четверостишии у Вас слишком много зрительных образов, с которыми читателю не так просто справиться. Образы должны давать работу воображению, а не заталдычивать подробно всю картинку. Находя эпитет, мы запускаем механизм ассоциаций. У читателя с осенью и без того связано очень много личных ассоциаций, а когда Вы ещё и уточняете, что листва яркая, ветер студёный, трава жухлая, то это уже больше напоминает драматургические ремарки в пьесе для режиссёра-постановщика. Все эти жёсткие уточнения загружают стих деталями и работают как раз против основного образа – осени, осеннего дня. Хотя достаточно было бы упоминание одного «дыхания осеннего», чтоб вся картинка с листьями и травой выстроилась более гармонично. Я бы добавила глаголов и убрала статичность. Например: Студёный ветер, подхватив листву, Несёт её дыханием осенним На тротуар и жухлую траву – Сюжет привычен и, увы, бессменен. Или: Студёный ветер лёгкую листву Кружит своим дыханием осенним, Безжалостно швыряя на траву – Сюжет банален и, увы, бессменен. А вот следующее предложение ставит в тупик: «Брела дождём по серости аллей». О ком речь? Как можно брести дождём по серости? Зрительные образы снова рассыпаются. Нужно обязательно добавить местоимение «я», сделать «брела в дождь» или «по дождю», а не дождём, и так далее. Дальше тоже не легче: одновременно закутаться в плащ и мысли довольно трудно, нужно, по крайней мере, чтобы мысли обволакивали плащ. Это тоже слишком искусственно и надуманно выражено, нежизнеспособно совершенно. Нет и логического порядка с точными взаимосвязями между алеющим листом и уже сорванным. Можно немного улучшить согласование: Бредя по мокрой серости аллей, Привычные прокручивая мысли, Вдруг вижу: лист кленовый, что алел, С порывом ветра злого в небо взмылся. Или «В свои привычно погрузившись мысли». Третья строфа вполне может остаться в первоначальном виде. Дальше тоже хорошая строфа, разве что не «миксовала щедро», а «смиксовала» – действие уже произошло. В таких стихах, где много движения, нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы глаголы ставились и соседствовали друг с другом в правильном времени. Чтобы не получалось, что сначала идёт будущее время, потом прошедшее, и так до бесконечности. Делаю вот так: Прощального наряда лоскуток, Последний в тёмной пустоши предзимья, – Враз изменив судьбы его итог Тем, что нагнулась в лужицу за ним я… Вы можете поискать свои варианты. Исправляю пунктуацию, а ещё соединяю строфы (здесь не очень уместно разбивать стихи на отдельные куплеты) – и вот что пока получается: Студёный ветер лёгкую листву Кружит своим дыханием осенним, Безжалостно швыряя на траву – Сюжет банален и, увы, бессменен. Бредя по мокрой серости аллей, Привычные прокручивая мысли, Вдруг вижу: лист кленовый, что алел, С порывом ветра злого в небо взмылся, А через миг под ноги полетел, На луже распластавшись пятернёю… Укрыться снегом – вот листвы удел, Стать перегноем – чёрною землёю, Развеяться золой, сгорев в костре… Печальна участь хрупкого шедевра. На нём оттенки, будто на холсте, Художник-осень смиксовала щедро, Даря неповторимую красу… Пока не пали белые покровы, Домой, как драгоценность, понесу И сохраню на память лист кленовый – Прощального наряда лоскуток, Последний в тёмной пустоши предзимья, – Враз изменив судьбы его итог Тем, что нагнулась в лужицу за ним я… Валерия Салтанова 24.11.2022 18:13 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |