Рецензия на «Дождь по крышам...» (Игорь Басанов)

Умение построить сюжет по касательной — показатель внутреннего особого стиля и почерка, некий авторский экслибрис, позволяющий читать не столько текст, а то, что остается после последней строфы. Послевкусие слов. Образ центральный — дождь передает свои права фоновому — рыжей соседке. И в этой вилке возникает тема, которая вообщем-то формально не прописана в самой композиции — уходящее прошлое.

Мотив движения, который представлен и вертикалью (капли дождя, солнце пропавшее, лист осенний покружит, слезой упадет), и горизонталью (дождь по крышам, память..в алых гроздьях рябин, соседка по лужам улыбаясь, пройдет, мимо окон, мимо стены) создает пространство стиха, где сюжет, скорее внутренний, чем внешний. Природа и окружение — это динамика вертикали, юдоль неба. Человеческие чувства — земля (горизонталь). В этом пересечении живет лирический герой.

Несмотря на то, что визуальный ряд представлен зрительными и яркими образами — крыши домов, солнце в бездне серых глубин, алые грозди рябин, позолоченные ветки, рыжая соседка, лист осенний, — все написанное резонирует на уровне подсознательного, там, где хранится память теплых касаний мира вокруг. Тех необязательных вещей, которые, проходя мимо тебя, оставляют след, соединяя твое несбывшееся (только память осталась)и чью-то перспективу (соседка по лужам).

Особый шарм тонкой грусти стиху придает финальный катрен с усилением мотива упущенного времени. В слове "мимо", имеющего еще и омонимический дериват (мим-клоун) живет резонансом читателя грустная улыбка о времени, проходящем мимо дома судьбы...А не того, в котором живешь.

Не очень вписался в мой райдер прочтения последний восклицательный знак. Прочлось все на миноре, не упадничестве, нет, на миноре безотносительного примирения с тем, что уже сотни раз сказано до нас "все пройдет, как с белых яблонь дым". И в таком настроении восклицание не воспринимается, даже как посыл или обещание обновления. Хочется остаться в сожалении о том, что было. Но это уже частное мнение.

Понравилось, как автор играет со временем. В первом катрене дождь запрятан в наречие "намедни", то есть в суточную парадигму. В следующей строфе целый сезон, по закону хронотопа лирики помещен в такой же масштабный алгоритм — было лето вчера. Вот эта тонкая грань игры со временем, когда лето и дождь, сезон и явление природы могут стать объектами суток, придает стиху атмосферность, позволяющую читателю не замкнуться в чужих образах, а остаться на правах той соседки, идущей мимо, но причастно. Масштабирование темпоральных величин искривляет волну восприятия, оставляя читателя на свободе, а не запирая его в клети авторского мира.

Метафоры неброские, но осознанные, эмоциональные, пропущенные через авторское "я" — слеза листа, серые глубины, окна без света. Соотношение авторских приемов и общеупотребительных вариантов, вроде "гроздья рябин", "курносом носу", "лист осенний" находится в такой пропорции, что не возникает отторжения от использования штампов, хотя они не переработаны контаминационно. Но в череде личного пространства автора, они уже интонацией и настроением окрашиваются в особые тона, получая статус художественного текста, а не шаблона.

Как-то так, все легло на поляну резонанса. Кроме финального "!". Но автор — хозяин, конечно.

Кшесинская Деметра   20.10.2022 05:00     Заявить о нарушении
Спасибо!!!

Игорь Басанов   20.10.2022 06:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Басанов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Кшесинская Деметра
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.10.2022