Рецензия на «Колесо» (Михаил Гуцериев)

Как бы высокопарно это не звучало, но я принимаю это произведение как продолжение откровенной любовной лирики поэтов Серебряного века. Это произведение написано в лучших традициях эротической эстетики интимной поэзии.
Достаточно вспомнить или перечитать «Зимний вечер» Александра Блока, или «Хочу» Константина Бальмонта, чтобы убедиться в этом. А Владимир Набоков своей «Лилит» не оставляет ни капли сомнения.
Конечно, другое время, другой язык, другие нравы, всё немного другое, но суть навечно остаётся прежней - тот самый «жар соблазна»…
Но всё же это произведение Михаила Гуцериева, именно в части любовной лирики, ближе всего к Набокову.
«Сатанеет заря в похотливую ночь», «В сладорадостном лае теней» - именно эти красивые строки поэта ведут к кульминации произведения.
И здесь Михаил Гуцериев не был бы самим собой если бы просто продолжил любовную тему, но всё не так просто…

«В раж вхожу, духарясь, забираюсь в гнездо,
Счастье - узник вселенских страстей.
Получаю постельный шедевр - колесо,
Я сильнее ста тысяч смертей.»

Именно эта строфа представляет для меня наибольший интерес. Она меняет смысл всего произведения. При этом сама сюжетная линия остаётся практически без изменений...

Стоит только вспомнить, что колесо с восемью спицами - это эмблема буддизма, символ мироздания, символ освобождения от сансары - череды бесконечных смертей и рождений, диктуемых безжалостной кармой.
Этот закон о неизбежности судьбы, поэт и разрушает этим самым колесом, определяя отныне свою судьбу не хорошими или плохими поступками совершенными им в прошлой жизни, а самостоятельно, сейчас и сегодня, становясь «сильнее ста тысяч смертей».
И как тут не вспомнить другое произведение Михаила Гуцериева, в котором есть такая строка «Мерило каждого - судьба»…
Потому, как я небезосновательно полагаю, своему новому произведению поэт и дал это название - «Колесо».

Сергей Ростовъ   14.07.2022 22:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за отзыв. Сравнение моего стихотворения с лирикой Серебряного века воспринимаю как комплимент - это мой любимый период в русской поэзии.

И все же я согласен не со всеми Вашими утверждениями. Так, например, сближение «Колеса» с «Лилит» Владимира Набокова представляется мне спорным. При откровенном эротизме набоковского стихотворения оно написано не столько о любви, сколь о мучительности нереализованного чувства, о сексуальной фантазии и осознании ее греховности. Любовь, в том числе плотская - всегда сила созидающая. Набоков же пишет о разрушающей силе, о подавленном чувстве вины. Об истинной любовной страсти, которую не надо стыдиться тонко и выразительно пишет Игорь Северянин:

Ах, взять тебя и трудно, и легко…
Не брать тебя - и сладостно, и трудно…
Хочу тебя безбрежно, глубоко! …
Прости мой жест, в своём бесстыдстве чудный.
Ведь страсть чиста! …

Вы называете в рецензии и другие произведения: «Хочу» Бальмонта, «Зимнюю ночь» Пастернака (видимо, именно это стихотворение Вы имели в виду, вспоминая про «жар соблазна»). Разделяю Ваше мнение: экспрессивность Бальмонта - это не просто выразительность текста, это особый темперамент художника, душа, открытая страстям, расколотая противоречиями, создающая множественность лиц лирического героя. Откровенность и прямота чувства, выраженного в стихотворении «Хочу», подкупает: есть моменты отношений мужчины и женщины, в свидетели которым не нужны ни Боги, ни люди:

«Уйдите, боги! Уйдите, люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоём».

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   14.07.2022 13:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Гуцериев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Ростовъ
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.07.2022