Рецензия на «Полотно льняной зари» (Валерий Новоскольцев)
Вот оно – моё небо ночное, Пред которым как мальчик стою… О. Э. Мандельштам Лот «Тайная вечеря», Николай Ге …На нём был длинный, до полу, старый халат; подходя к картине, он засучивал рукава выше локтя. Но он не принимался сразу. Садился против картины в кресло, крутил папироску. Сидел, подперев кулаком щёку, покачивал ногой, стараясь не уронить висящую на пальцах просторную домашнюю туфлю без задника. Искоса и будто лениво разглядывал холст, дымил. Потом резко вставал; обжигая пальцы, торопливо гасил папироску, изо всей силы тыча её в широкую медную чашку; путаясь в халате, теряя туфли, спешил к картине, брал палитру, кисти… Он писал быстро, смело; его распирали идеи – он решительно переписывал лица, изменял ракурсы, по-новому решал освещение; шлёпая туфлями, отбегал в другой конец мастерской – взглянуть – и уверенным боевым шагом возвращался к картине, будто шпагу, держа в вытянутой руке нацеленную кисть. Он не замечал, как в мастерскую входила Анна Петровна, принимала у него халат и подавала взамен тёмную, свободную в поясе рабочую блузу. Может, он и руку-то в рукав просовывал, не выпуская кисти. По ночам ему снилась его картина. Сердце отчаянно колотилось, он просыпался от страха и сомнений. Всё не так… С трудом попав ногами в растоптанные туфли, он быстро шагал в мастерскую, волоча по полу тёмно-красный, словно взятый напрокат с полотен Рембрандта халат. Подносил свечу к самому холсту – «не так, не так»… <…> Всю группу «Тайной вечери» Ге вначале вылепил из глины и с этой модели писал. Однажды ночью он зашёл в мастерскую, поставил свечу на новое место – и вдруг увидел, что его скульптура освещалась с новой точки лучше, выразительнее. Но при таком освещении композиция ему не понравилась: вот если повернуть всю группу вправо вокруг вертикальной оси, тогда будет так. Ге схватил мел и прямо по записанному холсту, по оконченной почти картине набросал всё заново. Он работал весело и дерзко. А до отъезда в Петербург, на выставку, оставалась всего неделя. Это что! Через тридцать лет, работая над «Распятием», в поисках выразительности отхватит ножом правую часть картины! Домашние в подобных случаях поглядывали на него с опаской – в своём ли уме? А он горячо говорил молодым художникам: – Не бойтесь своих картин, иначе вам смерть! Едва заходит речь о «Тайной вечере», сразу припоминаем Леонардо да Винчи; Ге и сам часто повторял: – Ах, Леонардо! «Тайная вечеря»! Я шёл за ним! Шёл-то, может, и шёл, да только совсем не туда пришёл. У Ге и замысел и решение – всё своё. Между художниками разных эпох и поколений есть более высокий и достойный способ общения, чем подражание. Лев Толстой, будущий близкий друг Николая Ге, рассказывал, что читал однажды том прозы Пушкина: «И там есть отрывок „Гости собирались на дачу”. Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман…». Вышла «Анна Каренина». Так художники передают из рук в руки горящий огонь. Ге говорил о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи: – Вот вам и самый страшный из всех страшнейших суд… В. Порудоминский, М. Искусство, 1970г. Это Просто Дождь 04.07.2022 11:02 Заявить о нарушении
Когда Ге, уже известный художник, увидел в репинской мастерской «Бурлаков», он пришёл в восторг:
– Слушайте, юноша, вы сами ещё не сознаете, что вы написали. «Тайная вечеря» перед этим – ничто. Очень жаль только, что это не обобщено — у вас нет хора <…> Надобно было выделить две-три фигуры, а остальные должны быть фоном картины: без этого обобщения ваша картина – этюд. Ах, впрочем, вы меня не слушайте, это уже специальные придирки. И Рафаэль, и Джотто, и Чимабуэ не задумались бы над этим. Нет, вы оставьте так, как есть. Это во мне говорит старая рутина. «Картина моя была уже окончена, – вспоминает Репин. – Но как он осветил мне её этим замечанием зрелого художника. Как он прав! Теперь только я увидел ясно скучную, сухую линию этих тянущих людей, нехудожественно взятых и сухо законченных, почти все одинаково. „Да, разумеется, это этюд, — подумал я, — я слишком увлекся типами“. Но у меня уже не хватало духу переделать все сызнова. [„Тайная вечеря” – ничто?] Нет, она идеал картины. Какая широта живописи и обобщения, какая гармония, какая художественность композиции». (с) Валерий Новоскольцев 04.07.2022 10:23 Заявить о нарушении
РАПОРТ Н. Н. ГЕ В СОВЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
1 сентября 1870 г. [Петербург] Работы мои, оконченные за границей (в Италии), были вы ставлены в залах Академии весной 1870 года; из них одна картина – Перевозка мрамора в Карраре – была приобретена, еще во Флоренции, его императорским высочеством товарищем прези дента Владимиром Александровичем, теперь она принадлежит его императорскому высочеству государю наследнику. Оставаясь здесь, в Петербурге, я предполагаю продолжить свои занятия по живописи исторической. Профессор Академии Николай Ге. Марина Сергеева-Новоскольцева 04.07.2022 10:50 Заявить о нарушении
Дорогие, у вас замечательные стихи…
Только потише, потише кричите! Пусть у вас всё будет лучше всех 🌷 Покров и благословение) Это Просто Дождь 04.07.2022 20:56 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |