Рецензия на «Разбуди меня завтра, Мама» (Виктор Пашков)
"Поэтическая биография" Эссе по творчеству Виктора Пашкова. Часть 2. Окончание. Много стихов в электронной книге поэта посвящается его друзьям. Стараюсь пореже трогать эти произведения, чтобы лишний раз не уколоть сердце поэта воспоминаниями о тех, кто остался только в стихах. Все три друга. Всё понятно из строк: "Приходится жить Одиноким отныне: Не радует солнце, Нет чистой воды- Мираж. День глядит из его середины На ночь приютившую близких черты" "Приятелей много -друзей маловато" http://stihi.ru/2014/08/11/7914 В памяти поэта навсегда. Поэт не любит отвечать на вопросы читателей о себе. Ответ, который встречается часто в его разговорах с читателями звучит примерно так: всё написал в стихах. И он прав. Я процитирую отрывки лишь из нескольких стихотворений Виктора, где он рассказывает О СЕБЕ. Смелое заявление уверенного в себе мужчины, но тем не менее без рисовки и ложной скромности : "Что скрывать - слыл любимцем у Бога, И у женщин имел я успех." "Не пишу, не звоню, не тревожу" http://stihi.ru/2014/01/28/36 Эмоциональность и яркие чувства свойственны поэту: "Эмоции помешаны на чувствах, Живут со мною в пламени огня, И в этом состоянии безумства Идёт по жизни тело, ум и я" http://stihi.ru/2014/06/10/3718 Поэту не чужды мелкие жизненные слабости, судя по названию стихотворения "Не говорю:совсем не выпиваю" "А выпивать без меры не умею: Не позволяют вера, честь и вес, и пошлыми словами не владею, а слушать с детства запретил отец" Об одиночестве: "Я знаю одиночество наощупь"http://stihi.ru/2014/11/02/2771, о времени , которое быстрь летит , изменяя жизнь:"Забавы серьёзного возраста" http://stihi.ru/2016/04/04/2461.... Можно перечислить много стихов-откровений, но мне невозможно это сделать в рамках моего небольшого эссе. Вернее, тогда мне пришлось бы прокомментировать все произведения из пяти электронных книг, добавив к ним девять стихов не включённых в книги. Думаю, заинтересованный читатель сам прочитает стихи Виктора, заслуживающие пристального внимания. Я перейду к следующей серии стихов, широко представленных на сайте, отражающих ещё одну сторону жизни поэта: его ОТНОШЕНИЯ С ЖЕНЩИНАМИ. Начну, пожалуй,с описания внешности героя моего эссе, взяв отрывок из его прозаического произведения "Несъедобное счастье": "Один – высокий подтянутый, аккуратно, но просто одетый в обычный светлый костюм, с резким, стремительным взглядом серых глаз, - на его лице, обросшем небольшой бородой, они, если смотреть со стороны предмета, на который устремлён взгляд, выглядели серым сверлом большого диаметра с заточенными поблескивающими кромками. " Так Виктор говорит о себе, а я смогу лишь немного подправить. Что касается внешнего вида:аристократичен, вежлив, доброжелателен и одновременно строг. Повторю его слова из стихотворения:"... у женщин имел я успех". Верю, что на мужчину с такой привлекательной внешностью женщины обращают внимания, а ему самому не чужды чувственность, влюбчивость, как любому мужчине. Отсюда встречи, расставания... Иногда краткие, как в стихотворении "Ну зачем ты звонишь будоражишь", и , как оказывается, не нужные встречи. "Я искал тебя, верил, что в недрах недоступной другим глубины отыщу и созвездием нервов обниму сердце юной жены. Невозможно: твой мир искалечен - недоступен, испуган и чёрств; ночь безлунная – тень бесконечна, - говорим через призрачный мост." Екатеринбург, 11.07.14 http://stihi.ru/2017/12/02/2811 Часто в стихах слышится тема недоверия к женщине, сомнения в искренности чувств. Не удивительно. Высоки требования к той, с кем поэт связывает свою жизнь. "Я тебе не верил и не верю" жестокие слова, но очевидно есть причина, почему они сказаны. Цитирую: "Я тебе не верил и не верю, Как и ты, живя со мной всю жизнь. До погоста путь душой промерял; Чувствую- До смерти не простишь" Тайна "непрощения" останется за строкой. Кто виноват, судить трудно. Да и не нужно вмешиваться в личное. Мне хочется процитировать слова В.Ф.Потанина из "Провинциального человека", встав при этом на сторону героя стихотворения: "В прощенье всегда- сила бабья". Думаю, дополнять ничего не надо. Стихи открывают ещё один момент, совершенно жизненный, когда просто перестаёт наш герой любить. Послушаем его: "Сжигаю прошлые страницы В ночном костре другой любви- Искрит былое вереницей, сгорают запахи твои" "Нет, не люблю тебя, как прежде". http://stihi.ru/2013/06/27/2371 Хороши две первые строки! Пламя страсти, любовный чувственный пожар незатухающий, разгорающийся вновь и вновь... Моё внимание привлекает стихотворение "Я хотел бы тебя разлюбить". http://stihi.ru/2014/07/31/7646 На перекрёстке любви оказался автор стихотворения. Интересные размышления, двойственность мысли: "Я хотел бы тебя разлюбить, Да боюсь потерять навсегда, Я хотел бы другую забыть, но боюсь не найти никогда" Невозможность просмотреть все стихи любовной лирики, заставляет меня закончить стихотворением, которое я давно назвала "мужским", настолько образно поэт отразил с нём мужскую суть. Публикую целиком. Однообразия в моей любви не сыщешь - Она как море плещется у крымских берегов: То шепчет, не дыша, то дышит еле слышно, То заштормит безумием неласковых ветров. Тональность, сила, цвет меняется внезапно, И, по-мужски, напористо из глубины наверх. На фоне светлых брызг её ты ждёшь напрасно: Унёс девятый вал последний лёгкий всплеск. Таврия, сентябрь, 2006 Есть ещё один момент в жизни поэта. Он тесно связан с САНКТ -ПЕТЕРБУРГОМ,городом, который он очень любит, подолгу там живёт и посвятил ему немало стихов. Веха жизни, ещё один шаг в его судьбе- славный город на Неве. Из "Петербургского цикла"(моё название ряда стихов, неутомимое желание всё классифицировать!), я напомню одно стихотворение. "Мне нужны твои узкие улочки". http://2014/07/27/2733 "В светлой луже , наплаканном озере, отражается свет фонарей, тают ночи и дни в белом образе стая диких ручных лебедей" Не правда ли чудные строки поэта-романтика любующегося белыми ночами с прекрасном городе! Решила остановиться на этом моменте. Не так легко читать эссе, не так легко прочитать предложенное количество стихов поэта. Это под силу истинно заинтересованному читателю. Я пишу работы, ориентируясь на настоящих любителей поэзии,которым стихи Виктора, будут намного ближе, если они прочитают совсем краткую поэтическую биографию- собранные воедино стихи поэта о себе самом. Словно верстовые столбы, они обозначили дорогу его жизни, которая ведёт далеко-далёко, где нас ждут новые поэтические творения главного героя всех моих эссе. В этот раз заключение мне писать не нужно. Автор стихов "помог" мне , написав стихотворение, которое упомянула в начале работы "Ну, судите,я- весь перед Вами" http://stihi.ru/2018/04/07/952 Заканчиваю словами из этого произведения: "Билось сердце в словах перед Вами, на коленях стоял перед Ним, но усеяна Жизнь тупиками, - тело битое – дух невредим. Говорил по особому – грустно: правду - в слово, - событиям - честь, а без этого в памяти пусто - не понять, не узнать, не прочесть. Не судите за грустную правду: сложным был исковерканный век, - я желанием сердца оправдан сохранить наш безумный ковчег." 11.09.14/07.04.18 Лана Порошина 28.05.2021 16:11 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю Вас за продолжение встречи! Постараюсь коротко, правда, если называть вещи своими именами, а иначе и смысла нет разговаривать, то мне сказать нечего: полный экскурс в прошедшее время первоисточников автора, поданное в виде стихов и прозы, безусловно, и продолжающееся с единственным отличием: новое не публикую на странице сайта. Причины разные, основная – зачем, кому это надо, а видно это по обращению приобретения напечатанных книг. Понимаю, почему и отчего. Происходят странные вещи не только в литературе. Многие знают Александра Градского. Если не трудно, любой человек может поинтересоваться в интернете, что он говорит о программе «Голос». Что он вообще говорит о телевидении, о его программах, о том, кого формируют телеканалы, какие прививают вкусы, как воспитывают патриотизм. «Нет пророка в своём отечестве», добавлю - не было и, видимо, не будет. С ясельного возраста уродуют души русских, а заодно и других народностей, детей, то есть наше будущее, развлекая их не настоящими добрыми мультиками, а «пупсиками и муксиками», что абсолютно понятно почему: воспитатели – это, то самое новое поколение. Нам это надо? Странно то, что о деградирующих народ России пластах культуры, говорят многие известные люди: Михалков, Шукшина, Градский, известные писатели-классики, но ничего не меняется. Значит, надо менять что-то, или кого-то, другое. Простите: как всегда, по поговорке «у кого, что болит». С уважением и признательностью, Виктор Пашков. Виктор Пашков 31.05.2021 16:28 Заявить о нарушении
Очень личное, глубокое и эмоционально правдивое эссе.
Читаешь эссе и невольно представляешь Поэта с его мыслями, чувствами и волшебным творчеством. ГЕНИАЛЬНО! СПАСИБО. С теплом и добром. Валентина. Валентина Маркова 2 22.07.2022 12:43 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |