Лана Порошина - написанные рецензии

Рецензия на «Не спешу расставаться с привычками» (Виктор Пашков)

Вдохновение от стихов Виктора Пашкова.
"Я уйду и назад не вернусь" http://stihi.ru/2013/06/25/8009
"...а время ставит свечи к изголовью"
http://stihi.ru/2016/05/03/1573
...ЧЕРЕЗ ВСЮ МОЮ ЖИЗНЬ ...
И всё же детские впечатления самые яркие. Часто они определяют восприятие мира, окружающих на всю жизнь. Впечатываются в память, идут рядом, обогащаются по мере взросления и проживания мгновений своего существования на земле.
Всё сказанное- вывод из своей жизни.
Не раз и не два, обращалась в своём творчестве к образу тройки запряжённых лошадей. Почему так вросла она в меня, чем впечатлила?
Иногда не верится самой. Совсем кроха - девочка , рождённая в далёкой северной деревне, на всю жизнь была покорена празднично запряжённой в сани тройкой лошадей. Молча, никому не рассказывая, любовалась сильными животными, с расчёсанными гривами, с яркими, вплетёнными в них ленточками. Обязательно сидел в санях, по праздничному поводу, гармонист, слегка хмельной и пел озорные частушки, растягивая меха гармони.
А кони! Ох, как прекрасны кони!
Давно не видела этих чудо -созданий природы.
Хороши! Плавный прогиб спины, гордо задранная голова, иней на ресницах ошалелых глаз, иней на раздувающихся ноздрях, храпящих от нетерпения, от того же нетерпения вздрагивают стройные ноги... Вот, вот рванут и понесутся по дороге, отшлифованой морозами, а то и взлетят, забыв закон земного тяготения. Куда, куда понесётся тройка, восхищая и увлекая, радуя и волнуя?!
Прекрасен конь, молодой, ещё строптивый не совсем послушный жеребец- образец мощи, жизненных неизрасходованных сил.
Эти мысли приходили уже позднее. Не отпускали. Поддерживались.
В школе меня, умеющую молча прислушиваться к своему воображению, покорил отрывок(учили наизусть) из произведения Н.В. Гоголя из поэмы "Мёртвые души"
Оглушил и необыкновенно взволновал меня. Через годы слышу:
"Эх, тройка! птица тройка,кто тебя выдумал?...наскоро живьём с одним топором да долотом собрал тебя ярославский расторопный мужик...Не так ли и ты, Русь,что бойкая необгонимая тройка несёшься?..."
Да, уже связала образ русской тройки с образом Руси, свободолюбивой, непокорной. И откуда это понимание? Конечно, генный код, который не даёт мне забыть, кто я и в какой стране родилась.
Время идёт.
Память выхватывает из запасников отдельные, поразившие меня моменты, связанные с образом тройки или верного человеку красавца коня.
Фильм "Бег " по произведениям М.Булгакова. Потерявший себя на чужбине генерал Чернота вспоминает, как нёсётся он на коне, да в белой бурке... С тоской... С предчувствием конца.
В образе "привередливых коней" пролетает жизнь в песне В.Высоцкого "Кони привередливые". Так быстро несутся кони - дни, что "И дожить не успел мне допеть не успеть". Торопился, подстёгивал ...Нет возможности остановить "бег коней к последнему приюту".

Болезненно откликнулись в моём сердце кадры прощания с конём и гибели коня в фильме "Служили два товарища ". Бросившись за хозяином в море, конь погибает. Порвалась ниточка, связывающая героя Высоцкого (он снимался в этой картине) с родиной. Стреляется.
Эти эпизоды вспомнились мне сегодня.
Но не закончился каскад моих впечатлений. На вершине мгновений, начавшихся в моём незабытом детстве, стихи впечатлившие своей строкой.
Со мной, во мне, тревожат. Сказал, пропел, а лучше, образно выражаясь, прорыдал своей душой Виктор Пашков.
Нет, нет, да и придут на память поразительные строки откровений поэта.
Только чёрствая, равнодушная душа промолчит, читая их:
"...несётся в тройке конь мой белогривый,
съедая временем тугие удила.
Блестит металл,
поводья режут губы;
бег норовист,
стремителен
и скуп.
Не слышно слов.
Упрямо сжаты зубы.
Язык устал!,...
а в недрах глаз
испуг.
15.04.2016
"...а время ставит свечи к изголовью"
http://stihi.ru/2016/05/03/1573

Стихотворение ли это?
Да нет! Мысль , живая, горячая, оставляющая незаживающую рану на сердце.
Жизнь поэта в образе белогривого коня, несущегося в тройке.
Помнится, но всегда тревожит и печалит ешё одна работа Виктора.
Восхищает, но почему тревожит? Не хочется, чтобы поэт зацикливался на теме ухода.
Хотя, кто об этом не думает?!
Вот эти слова, которые помню, пытаясь забыть.
" А последние вешние воды,
что остались тревожить меня,
пусть вольют мои стылые годы
в молодого степного коня.
Оседлаю настырным желаньем,
силой воли с утра накормлю,
и согрею последним дыханьем
ту последнюю, что полюблю."
2011г.
"Я уйду и назад не вернусь" http://stihi.ru/2013/06/25/8009
Ещё один короткий сбой сердечного ритма...
Вот так и мчатся тройка за тройкой через всю мою жизнь, без остановки, пока не уставая.
Не остановилась работа моего сознания и воображения после того, как я прочитала стихи Виктора.
Взметнулись мысли, получили новое направление, вдохновилась. Я не молчу, как молчала маленькая девочка с косичками, стесняясь говорить о том, какие мечты - фантазии обуревали её, будоражили.
Наполненная эмоциями, пытаюсь написать скромные строки своих стихов, напитанные образами из работ поэта.
... снова взлетает над землёй тройка чудо - коней, унося меня по межзвёздным дорогам в мир моих фантазий и грёз:
"Снова сказкой зима, и метели, снега. Тройка- ветер несётся дорогой.
Слёзы выжмет из глаз, колокольчик взахлёб и возница в угаре:"Эй,трогай!".
Гривы по ветру, глазом косит коренник, удила закусил, шибче мчится.
Эх, зима, хороша, задохнётся душа, только иней блеснёт на ресницах.
Я с тобой в никуда, позабыв обо всём. Замираю, на грани предела.
Погоняй, погоняй, обнимать успевай... Тройка к звёздам далёким взлетела.
Да по звёздным путям, по далёким мирам, мне не страшно, в объятьях растаю.
Я с тобой, дорогой, стылой зимней порой своё счастье - мечту догоняю."

Лана Порошина   21.01.2022 08:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю Вас за внимание к теме и к инструментам, способным отчасти передать с помощью образов стремительность происходящего!
Скорость, грация, логика поведения, нрав и многое другое соединяет умное животное с жизнью человека. Безусловно, настоящее время не для них, но не случайно мощь автомобиля до сих пор определяется мерой «лошадиная сила».
Автору разбираемых стихов не удалось проехать на тройке, осталось мечтой, думаю, вряд ли осуществимой теперь, но в санях, запряжённых одной лошадью, приходилось изредка ездить – отсюда и сложившиеся образы. Возможно, не удачные, но то, что навеяло, было - факт.
Ещё раз скажу - у Вас с избытком получается выразить прозой внутреннюю энергетику трепета и чувств, но не только ею. Последний аккорд в виде Вашего, Лана, стихотворения понятен и хорош, как формой, так и посылом читателю. Конечно, не каждый поймёт, но до кого надо, уверен, дойдёт.
Не могу не сказать, что стихотворение, как самостоятельная работа, требует доработки отдельных образов, например коренник в тройке не "косит" глазами. Если не возражаете, подумаем вместе и позже вернёмся к Вашей работе. А меня за открытую принципиальность простите, надеюсь, что «врагом» искренности не станете, и не исчезните, как человек, читатель и литературный аналитик.
Что касается моих работ, то они абсолютно просты, потому что не выдуманы, а списаны с действительности то ли жизни, то ли переживаний, что одно и то же.
Ещё раз, простите. Надеюсь, до скорой встречи. С уважением и признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   21.01.2022 10:34   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.
Очень рада, что мои работы находят доброе понимание у Вас, автора стихов.
Вы, как никто другой , внимательны и понимаете, раумеется, о чём я пишу и в прозе, и в моих коротких зарифмованных строчках.
А неточности?
Так они есть и будут. Хорошо, есть Вы, подправляете, помогаете.
За это только благодарю. Таких читателей, как Вы, поискать!!
Чего всегда боялась и боюсь, это равнодушия.
Доброе участие - бесценно.
Спасибо, Автор стихов, волнующих меня и побуждающих писать отклики на них, не важно в какой форме, главное дающих мне возможность не молчать, а открывать свою душу.
До встречи, Виктор!

Светлана Климашова Дерягина   21.01.2022 11:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Метель, нет, молодая дева» (Виктор Пашков)


"... развесив кружево тончайшее по веточкам безлиственным..."
Моя очарованность зимними восторгами в стихах Виктора Пашкова.

"Куржак" http://stihi.ru/2014/12/27/8580

"Дым из труб расписался неровно"
http://stihi.ru/2015/01/17/2180

"Метель, нет молодая дева"
http://stihi.ru/2015/11/24/7879

Почти забытая, кому - то совсем незнакомая...
Откуда- то из глубины памяти, с помощью моего воображения, стремлением к сказочности, очарованностью стихами, вдруг появится, околдует своей необычностью в современности, позабытости исконно русского, радующего душу-
тройка лошадей! Белогривая, запряжённая в сани- розвальни.
А лошади косят налитым нетерпением глазом, похожим на сочную, спелую сливу, да всхрапывают, да жуют мундштуки, сбруей звенят, кожей атласной подрагивая...
Хороши! Только и ждут окрика- повеления от Государыни - Зимушки.
Развалившись в санях, на охапке душистого сена, в шубке соболиной, в уборе жемчужном, в сапожках сафьяновых , не заставит себя долго ждать:" Но-о-о!Пошли!"
И понеслись по декабрю над городами , весям , лесами, полями Восточно-Европейской равнины. Осыпают из- под копыт снежинками- льдинками.
Не жалеет Зимушка покрывала пуха лебяжьего. Остудила землю, да принакрыла от морозов стылых.
Ждут с любопытством своего часа Метели, нежные, женственные. Обнять бы кого, понежить своей метельной лаской накопленной!
А Вьюги? Степенные, опытные! Вот- вот вырвутся на волю, да ворвутся не постучав в калитку. Да по стенам, в окна домов забьются, застонут, завоют, пугая всё живое.
Но рано пока, не даёт им ходу Государыня.
Да и морозы студёные попридержала. Отправила пока для разминочки за Каменный пояс Земли Русской. Сибирский люд попривычнее, переносят лютость стылую.
Вот и разойдутся в своей удали молодецкой на просторах Сибири: реки могучие проморозят до донышка, небо выбелят стылостью, щёки нарумянят стойкому сибирскому люду. Свежестью напоят допьяна.
Не труслив сибиряк! Жизни радуется, да только поохивает, да песню пропоёт свою душевную- поэтическую. Хорошо -то как!
Зимушка смягчит холода нестерпимые, разбросав бриллиантов немерено, да развесив кружево тончайшее по веточкам безлиственным. Украсит и разлапистые ёлочки в их вечно зелёной упрямой колючести.
Куржак!
Вот она красота и радость человеку в стужу непреодолимую, вот оно "Изящество мороженых свечей." А душа -то поёт, а сердце- то радуется!
Жизнь, как же ты неповторимо хороша!
*"Изящество мороженых свечей."- строка из стихотворения
Виктора Пашкова "Куржак"

Лана Порошина   14.01.2022 09:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лана!
Благодарю Вас за встречу на странице!
Если Вы помните, однажды говорил, что Вам удаётся проза.
Точнее сказать, словесные художественные зарисовки. Знаю, что
у меня так никогда не получится: не дано. Читаю Ваши работу, а сам
тяжко вздыхаю: так хочется поместить своё тело и дух на розвальни, в солому,
"Смирновской" с пельменями с собой, да Русскую Неженку рядом и по первопутку в лес.
Мои же работы просты до нельзя на фоне Вашего труда, что хорошо и отрадно. Ваше приятно читать и представлять.
Лана, с удовольствием поздравляю Вас с Новым годом по старому стилю!
Желаю крепкого здоровья, быть в приятном ожидании белой многообещающей зимы и счастья! Виктор Пашков.

Виктор Пашков   14.01.2022 11:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор. Благодарю за приятную оценку моей работы, навеянной Вашими стихами. Восторг и зимние фантазии Ваших работ очаровываюит и появляется желание пофантазировать, поразмышлять.
Вы скромны, оценивая свою прозу.
В моей памяти навсегда Ваши работы:повести и рассказы.
Вот и думаю, не Ваши ли авторские отступления вместе с перечисленными стихами, натолкнули меня на написание моих фантазий? Очень скромных по сравнению с Вашими отступлениями в текстах, которые помню почти наизусть. Как же они хороши!
Пока даже не осознала. Но совсем не удивиельно, если всё переплелось и результат - на Вашей странице.
Я же говорили, что мне повезло!!

Виктор, благодарю Вас за поздравление с наступившим Старым Новым годом.
Не могу не поздравить Вас несмотря на то, чтт главный в моём понимании праздник уже прошёл.
Мои пожелания Вам: доброго наступившего года!
Не хотелось бы, чтобы жизнь, бесконечно обманывала нас.
Радости в Вашем творчестве, дорогой поэт!
Увидимся в морозные январские дни. Встречи с Вами и Вашими работами согревают.

Светлана Климашова Дерягина   14.01.2022 12:06   Заявить о нарушении
Спаси Вас, Господь, Светлана!
Да, если что, керогаз прихватите!!
Видите, что в некоторых странах происходит,
так что имеет смысл иметь своё - надёжное и почти родное.

Виктор Пашков   14.01.2022 13:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тучи надменно сгущаются над Петербургом» (Виктор Пашков)

Отклик на стихотворение Виктора Пашкова
"Встречаю Новый год - и весело, и грустно."
Здравствуйте, Виктор.
Прочитала Вашу новую работу. Ещё не затихли шаги уходящего года, ещё помнится 2021 год, события, люди, радости и горести Старого года. Ваша работа не опоздала, к месту опубликовали своё стихотворение.
Хотелось бы взглянуть на него с технической точки зрения, не перессказывая сюжет, не добавляя свои впечатления об уходящем годе. Приоритет Вам и Вашей работе.
Преде всего, определяю тему:" Раздумья поэта при встрече Нового года".
Подтема:" Итоги года и взгляд в будущее".
Идея:"Познакомить читателей со своими взглядами на события уходящего года.
Представить символ славянского тотемного календаря".
Формулируя тему и подтемы, отмечаю насыщенность стихотворения.
Все мысли автору удалось плотно уложить в четыре катрена.
Всю работу легко поделить на три главы.

Первая глава(первый катрен). "Настроение автора на новогоднем празднике."
Передано лексикой:весело, грустно,жаль, сомнений , гнусных.
Не надо пояснять что настроение не радужное, хоть "в вечность с головой".
Образно о беспокоящих сомнениях:"За всё, что впереди, напьюсь сомнений гнусных".

Вторая глава(второй и третий катрены). "Итоги уходящего года."
Опираюсь на лексику:пустеет, тишина, сумятица, тревога, холодна.
Образность:"пустеет склад годин, на полках тишина".
Сюда же отнесём катрен посвящённый символу Старого года - Кричащему Петуху.
Этот катрен сплошной образ. Судьба Петуха - судьба русского народа, которому удалось выжить, несмотря на то, что его "пытались укротить, усыпить, блокировали (думаю, намёк на ситуацию с введением куаркодов!), обдали кипятком...". Слава Богу, выжил.
Выжил народ, выжил символ Старого года, собираясь в 20- 22 марта передать бразды правления Златорогому Туру.

Об этом и о видении будущего говорите в третьей главе.
Которую так и назову "Мысли поэта о будущем страны".
Охарактеризовав Златорогого Тура, сомневаетесь (опять "гнусные" сомнения), что тотемное животное выживет.
Об этом образно в строчках:
"Резвиться не дадут: ни выхода, ни входа,-
недолго жить в неволе Золотым Рогам."

Рассмотрев сюжет стихотворения, хочу перейти к особенностям построения стихов.
Строки ровные и неровные, композиция линейная. Сюжет выстроен последовательно.
Рифмовка перекрёстная.
Интересные рифмы.
Есть прямая рифма: живой -головой, тишина - луна...
Рифма с выпадением согласного :грустно - гнусно.
С адекватными гласными:итоги - тревога.
Акустическая:колокольни - волю ( громко звучат согласные! ).
Связующая: теплом - повезло.

Все виды рифм не нарушают ритм и мелодию.
В словах, подобранных Вами, больше согласных . Это придаёт чёткость стихам при чтении.
Вам удалось, Виктор, в сжатости стихов, сказать о многом, выразить полностью тему стихотворения.
Стихотворение не надумано, из нашей жизни, в нём правда без украшательства.
В стихах Вы не только ищете самого себя, Вам удаётся выразить взгляды большей части русского народа, того, кто ещё "выжил", но вместе с Вами выпьет бокал "сомнений гнусных", к сожалению.
Спасибо поэт за работу, которая меня взволновала и захотелось не только перечитать её, но рассмотреть поглубже, если можно так сказать, пройтись не с фасада по строкам, а попытаться заглянуть на "кухню" , где творит поэт.
Виктор, поздравляю Вас с наступившим Новым Годом!
Надеюсь, не перестаю надеяться на положительные изменения в стране в Новом году под правлением великолепного могучего Златорогого Тура. Надежды, веры, здоровья желаю Вам, уважаемый Поэт!

Лана Порошина   06.01.2022 18:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана! С Новым годом!
Вижу, что прочитали и не просто прочитали, за что и благодарю!
Не стану говорить, что Ваш труд огромен и значим для автора: многое
до автора не доходит, когда пишет, особо не задумываясь над техникой письма,
и когда взгляд со стороны филолога раскладывает работу на отдельные компоненты,
рельефно выделяя нужное и значимое, лишний раз проходит школу техники творчества.
Что касается поиска себя, то это вечный труд, изматывающий и приятный одновременно.
Спаси Вас, Господь, за поздравление и пожелание! Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова!
Поздравляю с Новым годом! Желаю доброго здоровья, счастья, приятного чувства от сделанного, от творчества!
До скорой встречи. С признательностью и уважением, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   07.01.2022 04:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.
Благодарю Вас за то, что принимаете мой скромный труд, который для меня не просто труд.
Испытываю глубочайшее наслаждение, читая Ваши работы. Новые стихи для меня всегда словно подарок. В этот раз подарок на Новый год и на праздник Рождества.
Да, не просто читаю, оставляя в памяти отдельные строки, а то и сразу всё стихотворение, мне всегда хочется разложить его на молекулы,(простите за такое выражение), понять , почему сказали именно так, а не иначе.
Сказать, что Ваши стихи прекрасны, думаю этого мало и как - то не очень подходит к Вашим работам.
Они наполнены, они значимы, они не блестящая мишура, при всей своей поэтической ценности.
Если стихотворение заставляет задуматься если сам собой пишется отклик, если хочется задать вопрос: а почему автор сказал так, а не иначе, повторюсь - это то, что останется не только в моей памяти, работа войдёт в историю. Я это не только чувствую, я уверена в этом.
Спасибо, Виктор, за добрые слова поздравления.
Вас уже поздравляла, но сегодня в праздник Рождества ещё раз примите мои добрые пожелания возможного спокойствия в этом году!
С уважением к Вашему труду, с благодарностью за то, что Вы есть, что Вы творите, за наше творческое общение на страничках!

Светлана Климашова Дерягина   07.01.2022 09:08   Заявить о нарушении
Вот слушаю Вас, а сам думаю:
отчего же эта страница теряет сложившихся читателей.
Ведь они заходили, читали, разговаривали с автором и исчезли потом.
Ведь не обязательно надо хвалить то, над чем нужно трудиться и трудиться,
чтобы слово, строка зазвучала отчётливо и чисто, потому то и не пишу хвалебных слов в ответ,
надеясь, что люди понимая, сделают вывод, будут продолжать заходить, читать, разговаривать,
но и трудиться над своим словом. Нет, уходят и практически безвозвратно. Про плагиатчиков не говорю,
это, иначе сказать, преступники, да ещё кичатся, зарабатывая на чужом, а отдельные товарищи им потакают,
хотя знают о грехах плагиата. Странно, странно. Но, Бог им судья.
С Новым годом! С Праздником рождения Христа!

Виктор Пашков   07.01.2022 09:27   Заявить о нарушении
Ответить , Виктор, могу вопросом: истинна ли любовь к слову у тех, кто почитал, почитал и ушёл?
Видимо, всё таки ждали хвалебных слов, стремясь попасть на первые строки рейтинга.
А может, душа устала трудиться?
Читать настоящую поэзию, это большая душевная работа.
Трудится поэт, трудится читатель.
Но зато какая радость у того и другого , когда оба достигнут намеченного.
Поэт выложится в стихах, читатель восппримет прочитанное.
Нет большего счастья.

Светлана Климашова Дерягина   07.01.2022 09:44   Заявить о нарушении
Да, наверное, но иногда обидно.
Только что поздравил некоторых своих "старых" читателей,
которые ушли, ну не мог не поздравить, ведь почти год с ними
говорили, беседовали, находили что-то общее - подожду на реакцию,
думаю, будет странной, но обычной. Ладно, переживём. Всё будет хорошо!

Виктор Пашков   07.01.2022 10:08   Заявить о нарушении
Вы всё сделали верно.
Поступок Человека, не забывающего добрые встречи.
А если поздравили женщин, которые тоже "забыли" Вашу страничку, так это поступок настоящего Мужчины.
Виктор, хорошего отдыха!

Светлана Климашова Дерягина   07.01.2022 11:07   Заявить о нарушении
Спасибо!

Виктор Пашков   07.01.2022 16:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «С ума сойти, от песенной культуры» (Виктор Пашков)

С НОВЫМ ГОДОМ!

Предзимье, Предновогодье - эти слова употребляла в своих прозаических размышлениях о быстро текущем времени, о переходах сезонов, стремительно мелькающих днях, которые считала листочками отрывного календаря.
Но не только пейзаж за окном, в золотых оттенках или в неудачно выбранных чёрно - серых нарядах ноября, напоминал о природных изменениях. Погрузившись в стихи поэтов на сайте стихи.ру, я прочитывала их, видела, скажу так, "нарисованные" на пленэре тончайшими, наверное, беличьими кисточками, картины роскошной осени, грустную серость перехода к зиме,стремительный, неожиданный, но не разрушительный снежный набег под предводительством то ли феи, то ли жеманной красотки, то ли воинственной амазонки, скорее, сказочной королевы - Зимы, возвестившей во всеуслышание:"Я пришла!"
И вот уже понеслась по своей орбите, то замораживая, то оттаивая, зимняя история седого Декабря.
Декабрь суров, тёмен. Полузакрыв свои сонные глаза густыми, окаймлёнными инеем, ресницами, позволяет Зиме проявлять кокетливость и, свойственный капризнице, шарм, которая, почувствовав своевременность прихода, наряжает себя в немыслимо дорогие наряды "от кутюр", стремясь успеть "выгулять" дорогущие соболиные шубки, поражая окружающих сверканием дорогих бриллиантов, по её хотению, оправленных в серебро.
И радуется Зима, и, словно застеснявшись немыслимой роскоши своих туалетов, дарит живущим, с милостивого позволения Декабря, праздник- Новый год.
Таинство празднества свершается в ночь на первое января.
И вот уже близко это действо - невидимое неощутимое, которое каждый из участников ночного перехода представляет по - своему.
Воображение и наивная вера в сказочность осуществляемого, рисуют одну картинку за другой: кто-то закрывает за собой невидимую дверь, кто- то переступает черту...
Но свершится!
И в утро, усталое, тихое после бурной ночи, расцвеченной салютами, взрывающими полуночную стынь небес, молодой, ещё неуверенный в себе Новый год, начнёт своё двенадцатимесячное путешествие по земле, подрастая и мужая.
Переходим, закрывая за собой дверь, но как много и как многих берём с собой из старого года!
Покидая состоявшийся уют 2021 года, прихвачу с собой не маленький багаж, в котором надежды, мечты, нереализованные планы. Самое важное место в багаже занимают любимые стихи. Они много лет со мной, заполняя самые комфортные уголки моей души и всё пространство моего сердца.
Вы правы, мои дорогие постоянные читатели, я говорю о стихах Виктора Пашкова. Радостные и печальные, ласковые и тоскующие по нежности, ждущие понимания, обладающие мощнейшей, скрытой в их, кажущейся "негромкости" энергетикой, строчки стихов согревали меня в разные моменты моей жизни, никогда не предавали, не обижали и мне всегда хотелось ответить им, словно живым существам, такой же преданностью и теплом.
По сложившейся традиции перечитываю "Новогодний цикл" стихов.
Стихи передают настроение поэта, встречающего или ждущего один из любимых праздников. Сказка осталась в его душе с детства. Очарование праздника, словно возвращая в новогоднюю мандариново - конфетнюю атмосферу, говорит строчками из стихов Виктора.

"Я всё ещё жду Новый год.
И верю, что будут подарки.
По прошлому времени вброд
Шагаю вперёд без оглядки."
(Я всё ещё жду Новый год. http://stihi.ru/2013/12/18/5)
Забывшись на секунду, оглянувшись в далёкое мальчишеское прошлое, словно со стороны взглянет поэт на "притворства подвыпивших взрослых", но ...тут же вернётся в действительность, в которой, увы!, "Не выспаться, … и не проснуться."

Детское желание похулиганить прозвучит в строчках :

"С Новым годом, с новым счастьем!
Будьте молоды всю жизнь,
Любы, Люды, Светы, Насти, -
вы желанней Василис!

Всех уже не перечислить:
Старый год, ведь, проводил, -
слава Богу, могу мыслить,
сознавать, что Вас любил."
(Что ж, последний день закончен.) http://stihi.ru/2016/01/01/3911
Неостановимо время, "Новый год - ночная сказка"(название следующего стихотворения) повторяется, околдовывая и даря поэту мгновения радости.
Рисует свой миг перехода из декабря в январь:

"Новый год -
я в середине: ни начала, ни конца".
(Новый год - ночная сказка) http://stihi.ru/2017/12/31/2941
Проникаясь январскими ощущениями и условностями, поэт напоминает о славянском календаре, пришедшем к нам из глубокой старины. Лишь в марте наступит Новый год и в последний раз закричит символ 2021 года - Кричащий Петух. На смену заступит Златорогий Тур.
Я снова вспомню стихи поэта:

"Тотемная птица кричит над Россией -
хрипит петушиное горло.
Не слышат славяне:
больны амнезией,
достоинство русское стёрто."
(Тотемная птица кричит над Россией")http://stihi.ru/2021/01/06/2414
Вот так, в сомнениях, в противоречиях, со множеством вопросов, на которые пока не находим ответов, встречаем Новый 2022 год.
И всё же теплится огонёк надежды. Силён русский человек, так неужели не проснётся, неужели не рассеет "тьму изуверов"?
Совершила краткий экскурс в стихи Виктор, напиталась предчувствием новогоднего праздника с его суматошностью, с оглядкой на прошлое , с мыслями "А что дальше?".
Послышалось тиканье стрелок на часах, стремительное, спешащее, но "подающее в вечность знак". В ВЕЧНОСТЬ!
Знаю, что повторится праздничная суета, красиво накрытые столы, тосты поздравления, шампанское...
Включаясь в хор голосов, добрых слов Вам, поэт, будет сказано немало, поздравляю Вас, Виктор, с наступающим Новым годом. Пожелания просты: не терять стойкости духа,несгибаемой воли, непоколебимой веры в себя!
Но, что бы не говорила, основное - здоровье, дающее ощущение полноты проживаемых дней.
Здоровья Вам и Вашим родным!

Закончу эссе словами поэта Алёны Серебряковой:

"Только кто-то потом врастет
В твою душу и станет вечностью…"
(Алёна Серебрякова. "места нет...") http://stihi.ru/2019/09/08/8401
* "тьма изуверов"- образ из стихотворения Виктора Пашкова
"Тотемная птица кричит над Россией".
Повторила слова в свободном изложении.
**"подающее в вечность знак"- образ из стихотворения
Виктора Пашкова "Новый год через секунду, -".
Повторила слова в свободном изложении.

Лана Порошина   27.12.2021 09:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лана!
Благодарю Вас за то постоянное внимание,
которое заставляет автора перечитывать свои работы!
Безусловно, то, что написали Вы, не рецензия и даже не отклик,
скорее всего - это передача настроения, возникающего внутри после
прочитанного, а передавать у Вас получается хорошо в прозе, как-то уже
говорил об этом, во всяком случае, читать приятно и даже где-то познавательно.
Спаси Вас, Господь, за поздравление! Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю Вам счастья,
крепкого здоровья на зло врагам, на благо себе, творческих поисков и желаемого результата!
Надеюсь, до встреч в этом году. С уважением и признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   04.01.2022 10:51   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.
Вы правы, постоянно нахожусь в атмосфере стихов любимого поэта.
Возникают определённые ассоциации, появляется желание высказаться, выплеснуть тот океан мыслей, который копится в душе.
Не важно , какая тема": осень, зима, философская лирика...
Разложила стихи по темам, очертила круги, вокруг каждой, каждая тема волнует по -своему.
Переполняет, выходит за рамки очерченного круга и появляются мои работы.
Скорее всего это тоже отклики, но переработанные годами чтения в моём сознании. Дополняю их картинами, возникающими в моём воображении. Слав Богу, дана мне эта маленькая способность , видеть, представлят , воображать то, о том , что прочитано.
Меня наполняет радость, если вдруг появляется мысль и я могу её , как умею, изложить и написать свою скромную работу.

Мне очень повезло, что есть такая возможность читать Ваши стихи, Виктор, осмысливать и переосмысливать их. Но, понимаю, не всё исследовано(если можно так сказать) моим сознанием до конца. Вероятно, осуждена!!! навечно. Недаром пишу, "любимые" стихи. Не просто любимые, а проникшие в самую глубину души, отпечатавшиеся в ней навсегда.
Сейчас вникаю в Ваши работы в новом сборнике. Вникаю не просто в работы, я читаю Ваши мысли, откровения Вашей души, всё больше и больше убеждаясь в том, что попала на "золотую жилу".
Как я богата! И всё благодаря Вам, Виктор!Благодаря Вам Поэт, который заставляет биться учащённо моё сердце. Снова повторюсь, не преувеличиваю. Зачем мне это? Преувеличивать.
Спаси Бог, Вас за поздравление с Новым годом!
Моё поздравление Вы прочитали, повторяться не буду, но, думаю, пожелать здоровья Вам и близким не помешает.
Порадуйтесь наступившему году, будем ждать от него приятных моментов.
До встречи, Виктор!
Всегда рада общению с Вами!
С уважением!


Светлана Климашова Дерягина   04.01.2022 12:17   Заявить о нарушении
Так Вас и понимаю, Светлана.
К сожалению, мало истинных и искренних читателей.
Беспокоит то, что если таковых, получивших знания
в лучшей системе обучения СССР, мало сейчас, то, сколько будет
и будут ли такие в будущем, если теперь не учат, а отпускают услуги.
Светлана, до звания "Поэт" мне далеко, за поздравление спаси Вас, Господь!
Поздравляю с Новым годом! Пусть жизнь наладится у нашего народа, особенно у
государствообразующей его части - дай, Бог! До встречи.

Виктор Пашков   04.01.2022 12:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слякоть приморского севера» (Виктор Пашков)

Трогательность осенних моментов в стихах Виктора Пашкова.
Мои бесконечные осенние фантазии после их прочтения.

"Слякоть приморского севера"
http://stihi.ru/2014/01/26/31

"Вкус осени немного горьковат"
http://stihi.ru/2014/12/06/5305
"Осень в ночь в тишине прокурлыкала"
http://stihi.ru/2015/10/19/8647

"Сомнения прошли. Холодный день бодрит
http://stihi.ru/2018/09/21/6984
Неожиданно-ожидаемо, украдкой, по закоулочкам- переулочкам подошла. Робка, ещё не набрала силу. Только примеривается, только приглядывается.
Пробежалась по садам, собирая в безразмерность подола листочки с узловатых ветвей яблонь, напугала стройные по- девичьи вишни, отряхнувшие с дрожащих веточек нежные листочки. Не тронула георгины, почти безобразные в своём роскошестве.
Оставила в покое астры, смело бросающие вызов даже первым заморозкам.
Опустошила клумбы, пожалев "огоньки" календулы.
Осень!
Набравшись смелости, в отчаянном порыве, распахнула бездонные сундуки со своим приданым.
И разошлась!
Не жалея, разбрасывала "золото", развесила рубины на женственно – очаровательных рябинах и на их скромных сестричках-калинах.
Небрежно раздев шиповник, оставила ему в награду за непримиримую колючесть плотненькие, наполненные шершавыми семенами ягоды- бусинки.
Полными горстями раскидывала прохладу и, замешивая плотные туманы, рассыпала на травах жемчужинки - росы.
Щедра, богата, роскошна...
Но вдруг, заигравшись – закружившись, словно спохватилась, и, заручившись неостановимым движением всесильного времени, решительным взмахом «порыва» леденящего северного ветра раскрыла занавес - перед нами премьера нового спектакля, может быть драмы, в котором действующими лицами являются молчаливо грозные тучи, беременные не только проливными затяжными дождями, но и отягощённые примесью первых снежинок; злые ветры, беспощадные к сиротливо торчащим обнажённым веткам деревьев; чавкающие слякотью тропинки и озноб, при долгих прогулках вызывающий непреодолимое желание вернуться домой и согреться чашкой горячего чая, непременно укутав ноги в плед.
Осень завершает свой ежегодный спектакль, поставленный умелым дирижёром - Природой, которая безошибочно выбирает время и место действия.
Не только яркими красками, но и мелодией своего оркестра, сопроводит продуманное действо: чёрно- белые клавиши, а может лёгкое, переходящее в настойчивое, постукивание капель дождя, исполнят незабываемый вальс Шопена.
Под их звучание растрачено всё "золото", куда-то исчезла бархатистая нежность тепла, радующие своей серебристостью нити задумчивых дождей, ёмкая вкусность и щедрость природных подарков. С тоскливыми криками, прощаясь с гнездовьями, улетают лебеди в далёкие, тёплые страны. Наваливается серость, может быть, даже скука ожидания первых заморозков и хрусткости снежного покрова, сладости морозного воздуха...
Почти «неслышные», пока слабо слышимые, зазвучат вдали за очарованием начинающейся бодрящей морозности ноты "Метели" Свиридова...

Лана Порошина   23.12.2021 21:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лана!
Благодарю Вас за ссылки: вдруг, кто заинтересуется!
Вы хорошо и уверенно чувствуете себя в прозе - видно невооружённым взглядом.
Ну а ноты Свиридова не только слышатся, но и не отпускают. К сожалению. До встречи в старом году. Виктор Пашков.

Виктор Пашков   26.12.2021 11:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тотемная птица кричит над Россией -» (Виктор Пашков)

По стихотворению Виктора Пашкова "Сумерки"
http://stihi.ru/2014/10/26/7584

Возвращение в "Сумерки".
Здравствуйте, Виктор. Моё крохотное письмо касается моего возвращения к таинственному и загадочному для меня стихотворению "Сумерки".
Таиственным оно было до вчерашнего позднего вечера.
Вдруг вынырнуло из моей памяти и я,наконец-то,его разгадала.
Это не значит, что не понимала его.
Видела людей, словно тени в серых одинаковых балахонах, идущих под " осторожными взглядами луны", слышала их дыхание и шаркающие шаги в молчаливой, монотонности движения. Движение в сумерках, , в символических сумерках, пока в сумерках.
Всегда занимала мысль, в каком настроени были написаны эти десять кратких строк.
Что виделось Вам? Неужели наш, может быть, завтрашний день?
Впечатляющая краткость, вместившая будущее?!
Вчера нарисовалась в сознании в аллегорическоф форме иная картиня: бредущее стало коров и быков...усталых, равнодушных, молчаливых, не видящих друг друга,
Чужие в своём душевном одиночестве, с подавленным сознанием и все с клеймом на лбу, с цифрой...Пронумерованы, отцифрованы? Тьма, уже не сумерки, равнодушная луна, бесстрастно наблюдающая за послушным стадом, бредущим в никуда.
Нерадостная разгадка стихотворения, несколько лет занимающего мои мысли. Отпустила, но не порадовала.
Стихотворение написано в 2013году, за окном приближается к финишу 2021 год...
Моё письмо-неожиданность для самой меня. Простите за беспокойство.
Лана. 17.11,2021 год.
P.S. оставляю ссылку для желающих прочитать стихотворение - предвидение "Сумерки".
http://stihi.ru/2014/10/26/7584


Лана Порошина   17.11.2021 10:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лана!
Благодарю Вас за индивидуальный луч света
в сторону сгустившихся над страной сумерек!
Не обижайтесь, но не думаю, что автору короткой работы
есть смысл говорить о том, что виделось в момент передачи настроения.
Скажу о другом. Можно было бы конкретизировать отношение к сегодняшней вакханалии,
но, как сказал мне сын, прочитав об этом стихотворение, наживу врагов в лице "прививочников",
а у меня их и так хватает из-за замкнутости, камерности, из-за нежелания играть в общественные игры,
игры на этом сайте: без игр времени осталось мизер, а надо успеть хоть что-то оставить после себя, хоть что-то.
Что же касается "беспокойства", за которое Вы просите простить, то оно непреходящее: чувствую много тревоги вокруг.
Да, не сказал, конкретность - больше журналистика, не поэзия - даже художники, пишущие с натуры, не описывают детали подробно.
До встречи. С уважением и признательностью, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   19.11.2021 09:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Птица счастья не верит в удачу» (Виктор Пашков)

...с мечтой о великой России.

Отклик на стихотворение "Ты меня не буди утром рано:"
из сборника "Свет сомнений"

Да, вот они, русские характеры:
кажется, прост человек,
а придет суровая беда,
и поднимется в нем великая сила –
человеческая красота.
Л. Толстой
ВСТУПЛЕНИЕ.

Подранком...Не сломленным, но израненным , страдающим от нависшей тьмы, с трепещущим, бьющимся сердцем, пытающимся избавиться от боли, от оков печали,... не только своей печали, а от печали поколения - таким чувствую поэта.
Удастся ли вдохнуть воздух свободы, превозмочь атаки бесконечных невзгод, влияние чёрных сил, свалившихся на страну, близко принимающих их своим сердцем?
Если и получится вырваться из клетки лжи, равнодушия, беззакония, пренебрежения к человеческим жизням и почувствовать возрождение русской души, русского человека в родной России, то, видимо, не так скоро, как хотелось бы.
Снова железные прутья клетки, и новые раны в бессильной попытке сломать их, найти выход, привлечь внимание к своему крику ли, воплю ли, вою ли ... Скажу так: к своему Слову.
И только душе наполненной КРАСОТОЙ и чистотой помыслов и чувств, удаётся расправить сильные, не сломавшиеся в суете проживаемых будней, крылья, обрести свободу, согреться в лучах надежды и глубокой веры, а затем, поймав направление движения своих мыслей и потока бурных слов, воспарить над печалью, над Бездной низменных чувств, недоверия, равнодушия. Проникнув в Царство Света и Величия Любви, Спаведливости, Законности, Честности , Порядочности и просто Человеколюбия и Жизнелюбия, живущих в ней, удаётся напитаться жизненными силами, подаренными человеку, изначально, незамутнёнными скверной и ложью.
Не сжечь, не развеять на ветру, изложенные в строчках надежды поэта.
Благодарна человеческая память. Всё сохранит в своих закромах, как сохранила, признала творения Великих, не забытых многими поколениями. Некоторым пришлось пережить времена запрета на их творчество, времена гонений,забвений. Как старатель, добывающий золото, отсеивает песок, вымывая крупинки драгоценного металла, так и память делает верный выбор, отметая лишнее, ненужное, пустое.
Ведь и моя душа, забыв немоту и глухоту, услышала и попыталась вникнуть в мелодию душевной песни поэта, вдохновлённая сюжетами стихов, мыслями, изложенными поэтически неповторимо, в его работах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Знакомлюсь сама и хочу познакомить читателей со стихотворением Виктора Пашкова "Ты меня не буди утром рано:" из сборника "Свет сомнений".
За непритязательным сюжетом стихотворения кроется такая бездна затронутых проблем, что можно разговаривать о них бесконечно.
С первой строфы автор погружает в глубокие размышления,задаёт направление мыслям, которые наслаиваются по мере прочтения.
Процитирую первую строфу, чтобы читателям было понятно, о чём говорит поэт, о чём сказала я.
Вот эти строчки:

"Ты меня не буди утром рано:
час спокойно во сне поживу -
кровоточит уснувшая рана,
но ещё тяжелей наяву."

Не правда ли, сочетается высказанное поэтом в первой строфе со словами моего вступления, написанного до чтения этого стихотворения с другой целью?
Но, прочитав стихотворение, оставила свои слова, которые писала ,словно предчувствуя, что ждёт меня на странице книги. Провидение, не иначе, вело меня по пути встречи с работой поэта.
Вернёмся к первой строфе стихотворения.
Понять её возможно, посмотрев на дату написания стихотворения- 23.12.1988г. Отредактировано 23.01.1989г. В окончательном варианте автор "дал ему свет" 29.10.2019г, опубликовав в сборнике стихов 2021 г.
Долгйй путь прошла работа, прежде чем читатель смог её прочитать.Почему долгий?
Автор сам прокомментирует свою работу над стихами. Его слова, думаю, интересно прочитать всем пишущим людям:

"... Наверное, понимаю Вас, во всяком случае, надеюсь, но согласиться не могу: не имею права, а потому не соглашусь никогда – оставлю в себе сомнения и неудовлетворённость, которые требуют и заставляют работать со словом с большей самоотдачей, не претендуя на дифирамбы, почести и признание.
Самая главная оценка результата – собственная жесточайшая по требовательности к качеству и доступности образов и точности применения слов, а она пока далека до положительных значений. Слава Богу, время есть – впереди ежедневная, без выходных работа. Вот только иногда голова не даёт – побаливает, да эмоции через край, но это проходящее."
(Ответ поэта на мой отклик к стихотворению "С земли ночное небо трогаю глазами" 28.03.2021г.)

Уточню, что стихотворение, о котором идёт речь сегодня, писалось в непростые для страны годы, годы перестройки. Начиналось Новое время, отметалось прошлое, в стране дестабилизация.
Не об этом ли речь в первой строфе? Не от того ли нет покоя "наяву" и не заживает рана, "кровоточит"?
Не все изменения ,происходящие в стране, принимает автор стихов, относясь критически к случившемуся.
Без его комментарий, написанных позднее, но ясно, что осмысленного в годы начала перестройки, не обойтись.
Цитирую слова поэта:

"Да, страну развалили. Началось с Горбачёва, откровенно слабого руководителя,
который Краем не мог толком руководить, как результат появился наглый пьяница-карьерист,
на усмирение которого у Горбачёва не хватило силы воли, да и какая сила воли, если руководила
Президентом СССР Раиса Максимовна, а значит и страной. Вот и доруководили. Страну якобы спрашивали,
чтобы создать видимость демократии. Ладно, этот разговор не к месту. Простите. А "гром" грянет, туч много."
(Ответ Виктора Пашкова читателю к стихотворению "Белоруссия, Русь,Украина" от 20.02.2020г.)

Шли годы, страна менялась. Что-то изменялось к лучшему при переходе на рыночные рельсы, что-то, к сожалению, наоборот.

"Вижу свет на далёком Востоке,"- не обойти эту строку сегодняшнего стихотворения. Под словом "Восток" подразумеваю "Россия". Страна с богатой историей и ресурсами, с православной верой, с огромной территорией, примерила на себя западный образец развития.
Привожу слова автора из его разговора с читателем:
"Мне крайне обидно за русский по крови народ:...смогли сломать основной хребет славянской национальности..."
(Виктор Пашков к стихотворению"Белоруссия, Русь,Украина" 16.02.2019г.)
После написания стихотворения написаны эти слова. Продолжает "кровоточить уснувшая рана". Что,как не предвидение последствий перестройки волновало поэта в далёком 1998 году!
Примеров привести можно много.

В третьей строфе автор пишет о том, что можно было бы жить по западному образцу, тем более, что(цитирую):

"...Запад
звал к себе из холщовых трущоб"

Великолепная краткая метафора "из холщовых трущоб", представляющая образ России, в которой не легко жилось народу.
Не легко ЖИЛОСЬ, но не легко и ЖИВЁТСЯ в Новом мире. Не могу обойтись без
цитирования слов поэта. Кто лучше может прокомментировать строки своего стихотворения:

"Метаморфозы страшные произошли, к сожалению, не в лучшую сторону,
но вот парадокс: стали жить лучше с точки зрения обычного потребителя,
но внутренней радости не прибавилось, более того, раньше радовались искренне "сухарям",
теперь не рады "автомобилям". Как не вспомнить интервью Чубайса, где он говорит о своей ненависти
к СССР, потому что прилавки были пустыми. Что ж, теперь полны, что радости прибавилось у народа?!"
(Виктор Пашков к стихотворению "Бесится ветер .Затянуто небо" 20.05.2021)
Что близко поэту? Конечно вопрос о культуре. И опять болезненно сжимается сердце, и опять звучит строка:"Стыдно в возрасте плакать", но как не плакать,(цитата) "если "Первый канал с этой горе-певицей на Евровидении в открытую позорят Россию, русского человека, русскую Женщину, русскую Культуру. Где министерство культуры, где высшая власть? Или они не считают себя русскими или хотя бы приобщёнными к великой Русской Культуре?! Не надо глубоко анализировать текст "песни", выдуманной человеком, далёким от всего русского, чтобы понять - за текстом враги России, всего русского. Потому-то и нравится эта гадость Европе - что тут непонятного.
"Грустно" ой, как грустно. А как "воевать" нам с Первым каналом, государственным каналом? Всё же в России, где пока русских больше восьмидесяти процентов, надо думать кого назначать на соответствующие должности или, на худой конец, отслеживать, что они вытворяют.
Рано или поздно взорвётся страна, не помогут натасканные элитные звери: у них есть семьи, родители, друзья, знакомые, и спросит я: - Великая Россия или неизвестная миру страна.
Простите за многословие, но нет сил терпеть издевательства над русским духом."
( Виктор Пашков к стихотворению "Бесится ветер. Затянуто небо" 21.05.2021 г.)
Не прозвучат ли слова поэта о "взрыве" снова предсказанием?
И сегодня, порой, не хочется просыпаться, а "поспать до работы хоть час", чтобы немного успокоиться и забыться. Получится ли?
Вряд ли получится у поэта , близко к сердцу , через боль, бессонные ночи, расплачиваясь своим здоровьем, забыть нависшую над нами жестокую действительность.
Забыть:"... могут только полностью оболваненные средствами вранья.
Дело не столько в том, что там наше прошлое, - там было
будущее наших детей, а теперь, если чуть подумать, его нет.
Есть миллиардеры и миллионеры, есть будущее у их детей, причём,
не заслуженное будущее, есть артистическая элита, помогающая оболванивать
молодёжь, уводя их от желания думать и анализировать, есть многое, чего не надо бы,
но нет того главного, что делает человека Человеком, а не рабом в обществе потребления."
(Виктор Пашков к стихотворению "Не спешу расставаться с привычками" 15.06.2019г.)
Более чем полно "комментирует" поэт своё стихотворерие.
Оно так написано, что каждая строка словно "накалена", переполнена информацией и по каждой строке можно говорить, основываясь на анализе проживаемого нами периода. Я попыталась назвать это время- Новый мир,но , пожалуй, ошиблась:
"...трудно понять , в каком общественном строе живёт народ, но то, что построили и продолжают строить, вряд ли устроит людей..."
(Виктор Пашков. К стихотворению "Грусть греет сердце осознанием разлуки" 27.06.2021г.)

(Продолжение ниже)

Лана Порошина   28.10.2021 10:02     Заявить о нарушении
Присоединяю свой голос к голосу поэта, к голосам умных, думающих людей, которые пытаются разбудить сознание русского человека, забывшего о своих корнях, о величии Росии, о её многовековой истории.
Не потому ли перестали уважать нашу родину? Да перестали, не надо закрывать глаза на это. Чего стоит ещё один ярлык, приклеенный на днях к слову Россия- "бездомная Россия".
Не потому ли перестали "гости" , приехавшие на заработки в нашу страну, уважительно относиться к русской женщине, девушке .
Вот как об этом написала я, разговаривая с читателем по теме об облике современной девушки, женщины:

"Мной написана работа о "Пашковской женщине" по стихам Виктора Пашкова.
Я вспоминаю в ней об известном мне облике женщин и девушек из литературы. В частности о "Тургеневских девушках", о "Блоковской незнакомке" и мне не приснится в страшном сне, чтобы у них были коллекции из более, чем ста мужчин.
Вернёмся в "сегодня". Непочтительность и неуважение к русской женщине у приезжих на проживание в нашу страну. Отношение ко всем, как к "ночным бабочкам". Не буду называть другим словом. Презрительное называние всех "Наташками".
До какого уровня скатились девушки и женщины, славные, милые, красивые русские женщины, чтобы к ним так презрительно относились!
Есть вина самой девушки в том, что её принимают за гулящую.
Может быть такие "коллекционерки " и задают тон всему?
Разные ситуациии бывают в жизни, но сложившийся взгляд на русскую девушку, надо сказать- беда!"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Случилось так, что наши бабушки и дедушки , матери и отцы переживали нелёгкие времена, вписанные в историю страны. Война, жестокая, кровавая выпала на их долю. Не так прожили свои жизни, как хотелось бы. Тяжёлый след войны и периода послевоенных лет ничем было не загладить.
Вспоминаю слова моей мамы:"Не жили хорошо, не стоит и начинать". Именно о трудностях послевоенных лет говорила она, о годах "застоя",затем доперестроечных, да и в более поздний период не так радостно жилось.
Думали ли мы, что наше поколение будет буквально "выживать", не понимая, куда идём и к чему придём.
Радует, что есть передовые , умные люди, пытающиеся "открыть глаза на происходящее". На площадке стихи.ру таким человеком я назову Виктора Алексеевича Пашкова.
Не устану читать его стихи и прозу, не устану разговаривать с ним, талантливым Поэтом, честным , порядочным очень скромным Человеком и, что там говорить, настоящим Мужиком, целеустремлённым, с русской душой, с характером настоящего сибиряка, закалённого жизнью, не боящегося взять на себя заботу о целом поколении в своих работах и встать на защиту своей Родины- России.
"Вмешалась" в его творчество своими откликами совсем не для того, чтобы "показать себя".
Мне важно говорить о творчестве поэта и привлечь внимание читателей не только к его стихам , но и к его высказываниям, которые сегодня процитировала.
Говорит Поэт, говорит Русский Человек! ГОВОРИТ И ЖИВЁТ С МЕЧТОЙ О ВЕЛИКОЙ РОССИИ.
Не только грусть в его словах. В них желание повлиять на изменение ситуациии в стране к лучшему.
Прислушайтесь!
Закончу свою работу по стихотворению, прочитанному сегодня, словами поэта. Они подтверждают сказанное мной:
"...вот и пытаюсь тем, что делаю, изменить хоть что-то
или хотя бы оставить следующим поколениям сегодняшнее настроение большинства.
Время пройдёт, безусловно, но, если молчать, ситуация останется той же - нельзя."
(Виктор Пашков к стихотворению"Ну почему моей свободе тесно" 03.11.2020)

Лана Порошина   28.10.2021 10:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю Вас за продолжение знакомства с новым сборником «Свет сомнений»!
В очередной раз будем говорить о том, что прочитают немногие, так как пожелавших иметь книгу немного.
Написанное Вами по следам стихотворения «Ты меня не буди завтра рано» - самостоятельный труд. Вот отвечаю Вам и думаю, почему не пишу прозу, сам себе отвечаю – с моим характером, эмоциональностью не уложить накопившийся объём невысказанного в рассказы, повести и романы. Стихи – сливки, в каждую строчку можно уложить сотни страниц, в прозе не получится: другой порядок формирования произведения, другие размер и соразмерность. Ну а сливки появляются после долгих раздумий, переживаний, часто, после проблем с сердцем.
Добавить к сказанному Вами нечего: Вы сказали больше, чем следовало бы по одной простой причине – мало у кого из начавших читать хватит терпения вчитаться, а уж тем, кому следовало бы прочитать, задуматься и принять исчерпывающие меры, не снизойдут никогда.
А ведь Русскую Культуру, основу существования государства, формирующую чувства родины, патриотизма, уничтожают, начиная с пелёнок.
Недавно краем глаза увидел передачу «Лучше всех», где ведущий разговаривает с девочкой шести лет, спрашивая о героях сказок. Она, не задумываясь, взахлёб рассказывает о чуждых России персонажах, но ни одного из русских народных сказок не назвала. Не воспитываются дети на светлых, скромных образах Снегрочки, Царевны Несмеяны, Никиты Кожемяка, Василисы Прекрасной. А что говорить о воспитании в бывших республиках Союза.
Формирование «бездомных», будущего без Родины, преступного отношения ко всему русскому, в том числе к девушкам и женщинам, нигилизма к России идёт с двух сторон: в самой России и в бывших союзных республиках. Результат виден. Страшно то, что преступников защищают диаспоры, защищают оголтелым образом. Русские так не могут в силу своего терпимого характера.
Представьте себе подобное тому, что произошло в Удмуртии, в Ижевске, произошло бы в Азербайджане - русский мужчина глумился бы над местной несовершеннолетней девочкой. Что бы было, думаю, представить страшно. Или то, что недавно произошло в Москве в метро, произошло бы там у них, а преступниками были бы русские ребята.
Само собой разумеется, что едут к нам на заработки не лучшие: лучшие находят места на своей родине. Вспомните фильм, где герой Анискин говорит председателю колхоза, что строить силосные башни должны бригады из местных. Председатель возражает – нет людей, нет специалистов. На что Анискин говорит – воспитывать надо своих, делать так, чтобы не было демографических ям, чтобы росли дети, перенимали опыт, да и оплачивать, как полагается, труд.
Многие понимают причину привлечения мигрантов в страну. Но уж если принимаете, так следите за поведением, не делайте их россиянами, гражданами страны, ведь не лучшие приезжают, да и Русскую Культуру вряд ли примут приезжие.
Немного о личном. Лана, не надо выделять меня: так думают, пишут и переживают многие нормальные люди – странно то, что ничего не меняется, делается только хуже и страшнее. А ведь за нами дети, внуки, внучки и правнучки, но такое ощущение, что чиновники бездетные.
Напоследок, ещё раз скажу, что ничего особенного стихами не говорю: простые слова, сюжеты из действительности, умозаключения, как у многих.
Простите за многословие, но о любви к Русскому нужно говорить, пока можно.
С уважением к Вам и признательностью за разговор, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   29.10.2021 07:58   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.
Благодарю за ответ.
Благодарю за ту "сотню страниц", которую Вы вложили в своё стихотворение.
Мой отклик потому и получился объёмным, конечно, "при помощи" опять же Ваших ответов. Тема, по которой можно говорить много.
Вы доказали это своим ответом.
Горькие факты. Про девочку из Удмуртии прочитала. Страшно!
Виктор, а что касается "личного", то скажу так: читаю Ваши стихи, вникла в Ваши стихи, понимаю их, волнуют и отвечают моему представлению о поэзии. Узнала Вас по Вашим работам. Вот и высказываю свои мысли о творчестве человека, которого безмерно уважаю за то, что он делает: за взгляды, за отношение к творчеству, к читателям. Высказывания мои честны, чисты и откровенны в той мере, в какой Вы откровенны в своих работах и в ответах мне.

Удачи Вам, Виктор! Дней посветлее и поспокойнее, а вдруг произойдёт чудо и наша жизнь наладится!
До новых встреч, Виктор, которые необходимы мне как воздух!

Светлана Климашова Дерягина   29.10.2021 10:59   Заявить о нарушении
Спаси Вас, Господь, за пожелания!
Кстати, сегодня сто третья годовщина Комсомола,
так вот и поднимем рюмки и за праздник, и за завтрашнее "вдруг".
С Праздником поздравляю, нашим праздником, хорошим праздником, чтобы не говорили!
Правда, признаюсь, позабыл и, если бы не Владимир Александрович, то и не вспомнил бы.

Виктор Пашков   29.10.2021 15:13   Заявить о нарушении
Виктор, моё Вам ответное поздравление.
О праздничных датах тоже забываю.
Конечно, рюмку поднимать не буду(!!), но день, когда меня принимали в ряды комсомола, вспомню. Перед глазами , как вчера, весной.
И снова жду встречи!

Светлана Климашова Дерягина   29.10.2021 16:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Помню, как всё случилось» (Виктор Пашков)

Надо ли отменять память?
Лана Порошина
Отклик на стихотворение "Грустит повзрослевшее лето" из сборника
"Свет сомнений"

Здравствуйте, Виктор.
Мы с Вами много говорили о стихах философской лирики в предыдущих "письмах без конвертов".
Они волнуют, побуждают к переживаниям.
Но разве меня оставят равнодушной стихи любовной лирики? Не раз и не два обращаясь к теме любви, Вы умеете тронуть самые глубокие , самые потаённые чувства в душе, разбудить, а потом невольно заставляете переживать, вспоминать строки прочитанных стихов.
Моя душа открыта для восприятия и полученные ощущения словно проникают в глубину Ваших трогательных, таких трепетных воспоминаний- откровений, что невольно спрашиваю себя: можно ли ещё чувственнее написать стихи о любви.
Стихи пленяют, не яркой раскраской слов, не кричащими фразами, в них нет, так называемой эротики. В образах жизнь и запредельная чувственность. Этим и прекрасны Ваши произведения - воспоминания мужчины о прошлой любви, о первом, может быть, любовном опыте, по крайнем мере со стороны девушки.
Вы откровенны, поэт, поразительно откровенны, этим "сбиваете с ног". Не переживать рассказанное в таких стихах не умею . Вникаю слишком глубоко и в меру пытаюсь быть откровенной.
По-другому можно ли?
Охватывает волнение при чтении стихотворения "Грустит повзрослевшее лето" из сборника "Свет сомнений".
Вы спросите :Зачем так волноваться? Откуда столько эмоций!.
Но, Виктор, иначе быть не может.
Ответ такой: Воспоминания о свидании с девушкой в "белом платье" врезались в Вашу память и не дают покоя , приходя снова и снова. Они настолько сильны, что "заряжают" меня, будоражат.
Прошли годы, "лето повзрослело", но в летний дождливый день снова

"...вспомнится белая птица,
которой не вышло помочь".
Продолжаете далее:

"А ты обязательно вспомнишь
то белое платье и страх,
обиду, что сжала нескромно
голубку руками впотьмах"

Ну конечно же, рвущие сердце картины интимного свидания, расставание навсегда:"Я выйду промокну и сгину", даже желание забыть, ведь "так проще, чем помнить и жить"... всё в этом стихотворении. Писали, не публиковали долго.
Только предполагаю, незаканчивающаяся история воспоминаний - долгая история этого стихотворения.
Я прочитала исповедь мужчины сначала в стихотворении "Помню, как всё случилось:"http://stihi.ru/2016/09/30/9130
Строки более подробные о встрече юноши и девушки:

"Ночь плакала и пугала-
насквозь промок сарафан,-
тебя мы не сохранили от ранних девичьих ран.
Прощались.
Голубку видел-
гнездилась на чердаке,-
тебя я тогда обидел, сжав птицу в шальной руке"

Время не зачеркнуло прошлое, и "повзрослев " летний день снова напомнил происшедшее. Тревожит! Повторяя сюжет, накладываете новые штирихи. Уже не столько картина из прошлого, а Ваше отношение к тому, что было. Навязчивое, не оставляющее в покое прошлое.
Возможно, пишете Вы, хочется забыть этот день. У Вас не получится. И снова стихотворение , и снова льёт дождь...
Слишком прочные нити связывают Вас с прошлым. Может быть даже в сравнении с настоящим "вечером и тёмной ночью". Может быть!
Откровения вашей доверчивой души написаны с надеждой на понимание читателей. Такая откровенность по силе не каждому мужчине. Так может написать тот, в ком сильно мужское начало, присутствует ответственность за сказанное.
Виктор, Вы умеете сказать о сокровенном, не замутив чистоты такой далёкой, ушедшей, дождливой ночи.

Спасибо поэт за строки стихов. Пусть они волнуют, пусть после их прочтения долго не уснуть, но мне кажется, не надо "отменять память".
Идут годы, а мы остаёмся "живыми". И в который раз переживаем момент когда "голуби падали вниз"(Помню, как всё случилось"). Забыть то, о чём написали, значит забыть свою юность, самый прекрасный жизненный этап.
Ранее прочитанное стихотворение "Помню, как всё случилось" повлияло на прочтение сегодняшнего. Не смогла, да и не смогу абстрагироваться, всё связала в один узелок.
Прощаюсь с Вами , Виктор, до следующей встречи!
Светлана.19.10.2021.
P.S. Виктор, строки из Вашего стихотворения "Грустит повзрослевшее лето"
закавычила.

Лана Порошина   20.10.2021 06:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Благодарю Вас за то, что вчитываетесь в сборник «Свет сомнений»!
То, что откликаетесь, приятно, но ещё раз выскажу сомнение – надо ли здесь: сборник есть у небольшого количества читателей, а публиковать на странице сайта содержание книги нет желания: мало Читателей, а бескорыстных практически нет.
Вы называете стихи «любовной» лирикой - думаю, это скорее описание того, что происходит с человеком в жизни, короче, жизнь. Поэтому не автор «умеет тронуть самые глубокие», а пережитое и действующее волнует и переворачивает его сознание, а дальше - передача образами. Всё просто.
Что касается откровенности, мы уже говорили – иначе нельзя. Но откровенность бывает разная. Вспомните фильмы русской культуры, где биологическая откровенность остаётся за кадром, где у каждого зрителя она своя, личная. Сравните её с сегодняшней прозападной культурой, где, чем страшнее, чем больше обнажённого и натуралистичного, чем циничнее, тем больше кассовый сбор. За кадром ничего не остаётся - личное не появляется - насаждается и принимается увиденное, как сигнал к подобным действиям тем, кто смотрит.
Поэзия – более тонкая часть культуры, не каждый её принимает и понимает. Есть желающие написать раскрепощено, как им кажется, откровенно о сокровенном, но это не раскрепощение, а биологическое вскрытие, скатывающееся к пошлости и мерзости. Можно и нужно говорить откровенно, но слова подскажет лишь внутренняя культура и отношение к слову.
Многое хочется сказать - не получается: куцый личный словарь русского языка и не придуманы особенные образы, но стараюсь, авось что-то и напишу путное: впереди жизнь.
Да, пишу о прошлом: события должны быть пережиты, осмысленны, а чувства и эмоции сохранены: по горячим следам обжечься можно. Отчасти, поэтому некоторые работы подолгу лежат: созревают. Некоторые считают - надо жить сегодняшним днём, – надо, но нет следующего без предыдущего. Важно, чтобы новые поколения, у которых прошлого мало, знали больше о нём, иначе нормального будущего не будет.
Лана, понимаю, что не умею сказать, как следовало бы, но пытаюсь, стараюсь. Пожалуй, на этом и остановимся. И так сомнения: кому мы нужны со своими разговорами, но, к сожалению, другого места нет.
До встречи. С уважением и признательностью за разговор, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   21.10.2021 11:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
С интересом читаю Ваш ответ. Думаю, понимающий читатель с таким же вниманием прочитает наш разговор. Иногда, не написав отклик.
Не важно! Пусть "пробежит " глазами по строчкам или вчитается, чего хотелось бы, но запомнятся ,надеюсь, мои мысли по Вашим стихам, Ваши размышления - ответы, не повторяющиеся, ответы эрудированного, начитанного человека по темам, которые волнуют всех пишущих, да просто всех живущих.
Пишете о жизненно важном.
Что заботит Вас поэта и человека? Культура, воспитание, сегодня и завтра.
Из Ваших слов складывется мнение, каким представляете современного человека, какой должна быть культура и самая важная её часть поэзия, которая, мне кажется, соединяет в себе всё: способность "создавать" художественные полотна, поражать музыкальностью стихов, кроме того, она воспитывет и насыщает человеческие души красотой мира, красотой чувств.
Велика её роль! Не напрасно говорите о кино, не напрасно высказали своё мнение о том, что значит, писать о любви, что для Вас любовная лирика.
Когда-то записала в своей тетради с названием "Мудрые мысли" , понравившиеся слова кинорежиссёра Георгия Козинцева " В том и есть цель искусства- чтобы люди не скотели".
Не об этом ли говорите Вы? Конечно, о том же. Именно, чтобы "не скотели", а скажу высокими словами, чтобы были достойными представителями Великой России.
Простите, Виктор, за некоторую плакатность, но считаю, "громкие" фразы тоже надо говорить.
Виктор, наверное, пора "закругляться". Хочется разговаривать с Вами по всем жизненным вопросам, затронутым в Ваших стихах и ответах. Получается накоротке.
Но, остаюсь при своём мнении, что говорить о Ваших стихах надо, даже если не всё прочитают Ваши работы из нового сборника "Свет сомнений".
Ваше имя на сайте известно, а вот приобретают сборник немногие.
Мне жаль, что поэты проходят мимо. Много теряют. Говорю не в целях рекламы, ни в коем случае. Просто считаю, что знакомство с настоящей поэзией, не навредит.
Я ведь говорила, что Ваши стихи -страничка в истории нашего поколения.
Невозможно её перевернуть, не прочитав.
Виктор, прощаюсь с Вами с благодарностью за ответ на мою работу!
Надеюсь, ещё поговорим не раз и обязательно по стихам из нового издания.
Удивитесь, но читаю по одному стихотворению, не заглядывая в следующее.
Хотела сказать "смакую" каждое, но пожалуй лучше подойдёт слово "проживаю".
Виктор,относительного покоя каждого дня, рабочего настроения!
Следующую встречу никто не отменял!!

Р.S. На всякий случай напомню для тех, кто возможно, прочитает наш разговор,что книгу "Свет сомнений" можно приобрести , написав о своём желании мне в личку.


Светлана Климашова Дерягина   22.10.2021 01:29   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Всё, что Вы написали обо мне, как об авторе,
многократно преувеличено: просто Вам так хотелось бы,
потому что, глубоко вникнув в отдельные строчки, Вы понимаете - Ваше.
Большинство не разделяет этого, что, считаю, обосновано: ничего особенного
в работах нет: всё как у многих, тогда зачем терять время на чтение, разговоры,
тем более, что толку, какого хотелось бы, от другой стороны нет и не предвидится.
Вы говорите об известности - нет её, да и откуда взяться, я же не Пугачёва, не Быков,
скромность простой фамилии не скрываю под псевдонимами, фамилиями матерей и отчимов.
Ну а книги мало кому нужны: свои девать некуда, да и отношение к ним изменилось в корне.
Вспоминая методы воспитания патриотизма, начинаешь понимать, что Русская Россия не нужна власти.
Но она нужна нам! Пересматриваю фильм "Есенин" и невольно, между кадрами, за кадрами, как бы между строк,
вижу, что наделали и продолжают делать с Родиной. Кончится ли это?!
Да, конечно, "следующую" или, как я говорю, очередную "никто не отменял" - до встречи. Ваше участие оценить трудно!



Виктор Пашков   22.10.2021 07:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор. Благодарю Вас за продолжение разговора.
Никогда не сойдёмся во взглядах на Ваше творчество.
Оно и понятно. Вы настолько требовательны к себе, что всегда будете недовольны работами. Креатив!
Но, я читатель. О поэте судят читатели. Я составила своё мнение о Вас, вживаясь, пробуя вжиться в каждую строку. Не всегда получается.
На основании прочитанного увидела Вас, так и пишу о Вас.
Да, Вы правы, Вы- "мой" поэт, Ваши стихи "мои"стихи.
Всегда будем "ссориться" по этому поводу!!
До встречи, Виктор!



Светлана Климашова Дерягина   22.10.2021 09:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ночь тяжёлая и беспросветная,» (Виктор Пашков)

О НЕВЕСЁЛОМ.
Мой отклик на стихотворение Виктора Пашкова
"Не строят доступных дорог во Вселенной"
Добрый день, Виктор!
Сегодняшнее письмо к Вам начинаю с Ваших строк, не удивляйтесь.
Свой предыдущий разговор со мной Вы закончили ,напомню, такими словами:
"...надеюсь, в следующую встречу поговорим о хорошем, но вот беда- мало оснований".
Вы правы, Виктор, "мало оснований".
Читаю Ваше стихотворение "Не строят доступных дорог во Вселенной:" и словно продолжаю разговор , начатый в работе "Живые"вчитаются и поймут",в которой
поговорили о Вашем произведении "Екатеринбург. Затянуло небо".
От "затянутого неба" над городом, образно над жизнью, я перехожу к строке "За главным небесным простором свобода" в стихах, которые читаю сегодня.
Навязчивые мысли об уходе? Печаль?
"Грустинка"- так любят писать в откликах на стихи читатели.
Может быть слезливость в стихотворении?
Нет! Трезвый, продуманный взгляд, взвешенные в сознании мысли, человека, принимающего спокойно и достойно все моменты жизни, в том числе и "уход", предстоящий всем нам,который тоже часть нашей земной жизни, её финал.
Не раз и не два затрагивали эту тему в своих работах.
В первую очередь вспоминается Ваше произведение "Я уйду и назад не вернусь"
Цитирую наиболее "говорящую" строфу:
"Я уйду и назад не вернусь:
Смысла нет повторять всё сначала.
Пусть закружится снежная грусть,
и весна затуманится талым."
***
http://stihi.ru/2013/06/25/8009
Стихотворение, продолжающее тему, "Уйду".
Снова цитата:
"Живу, дышу,
но сердце на пределе, -
вдыхаю ложь -
пронизывает грусть,
а о душе молчу – заиндевела:
сугробы Родины
прикрыли
снегом
грудь."
http://stihi.ru/2017/03/19/4371
Кому -то покажется странным неоднократное обращение к теме "ухода".
Но я никогда не назову Вас ,Виктор, "рыцарем печального образа".
Вы - реалист, сильная личность. В выше названных стихах, не просто говорите о прожитом, Вы высказываете мысли о жизни, объясняя, почему "Смысла нет повторять всё сначала."
Сложившийся взгляд самодостаточной личности в каждой Вашей работе.
Не изменяя себе, "характер сложился", продолжаете свой разговор с читателями в новой работе.
В этом стихотворении решила выделить третью строфу. Уж очень она "Ваша".
Спроецированы Ваши мысли, Ваши взгляды, знакомые мне по предыдущим работам.
С Вашего позволения познакомлю читателей с этими строчками:
"Я был и останусь до крайности русским:
Россия- моя,
остальные в гостях,
а с тихим народом терпел перегрузки:
не жил - выживал
при бессменных властях"
Совершенно поразительные строки, в сжатости и краткости которых, осмысление жизни большинства русского народа, представителей нашего поколения.
Каждая строка "нагружена" глубоким смыслом.
По каждой строке можно много рассуждать. В этом особенность всех Ваших работ.
Что увидела я в этих строчках?
Прежде всего:верность, уважение, любовь к своей стране, несмотря на трудности ,которые приходилось переживать вместе со всем народом. А они были и ещё какие!
Неприятие чуждого, ненужного, насаждаемого в стране и неуважение к русскому человеку. Можно привести массу примеров, об этом говорили не раз.
Не намекаете, а прямо указываете на "бессменность" властей, которые (цитирую) "Пытались, пытаются выжить родное".
Можно ли более глубокомысленно сказать о представителях высших эшелонов власти, которые ведут народ! Но куда?
Человек, умеющий анализировать происходящее, делать выводы понимает, многое нужно изменить в нашем обществе.
В том числе социальную систему. Пролегла глубочайшая пропасть между имущими и нищими, систему управления. Далее можно повторить о культуре, образовании, распределении материальных благ, о воровстве, о коррупции ... О фрустрации, которая возникает от понимания происходящего и от невозможности что -то изменить, от бессилия нашего "тихого"народа.
Обо всём можно, при желании , прочитать в строчках третьего катрена Вашего стихотворения.
Виктор, говоря о наболевшем, не изменяя своим принципам, сохраняете силу духа. Об этом в строке:"...но рукопись духа в огне не горит".
Может быть, высказавшись в стихах, не позволяете себе расслабиться, дать "выжечь родное", что так прочно впитали с самого детства и навсегда оставшись "до крайности русским".
Уважаемый поэт! Не получилось сегодня поговорить о весёлом , радостном.
И совсем не дождливый осенний день тому виной, не новое Ваше стихотворение. Слишком хорошо понимаю Ваши мысли, слишком многое переживаю сейчас в жизни вместе с Вами, вместе с другими.
Теряюсь, не понимаю и очень, очень хочу вернуться в то время, когда не надо было сидеть дома на самоизоляции, не надо было шарахаться от прохожих, носить надоевшие маски, но при этом не иметь возможности попасть на приём к врачу, ездить в переполненых автобусах...
Говорить можно бесконечно. Много вопросов, ответов нет.
Неужели "пылает одежда, сгорает земное"?
Заканчиваю Вашей строкой. Простите , Виктор, за мой невесёлый разговор.
Присоединилась к Вам и высказала свои мысли в отклике.
Всего доброго, Вам!
Конечно, с надеждой на встречу! Светлана.
P.S. Виктор, цитируемые строки и слова из Вашего нового стихотворения из сборника "Свет сомнений", я закавычила.

Лана Порошина   15.10.2021 09:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Ваше письмо получил, за что и благодарю прилюдно!
«Каждому воздастся по вере его» Библия {Пс. 61:13; Мф. 16:27.
Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» перефразировал эту фразу и уже Воланд говорит голове Берелиоза, который не верил в загробную жизнь, «каждому будет дано по его вере». Православные, значит и я, верим в вечную жизнь после жизни на земле, так почему же не писать о «переходе» туда, если не очень грешил. Это к рассуждениям об «уходе». Об этом думать необходимо и писать надо, вот и пишу, думая, что оставлю продолжению рода, что будет с русскими, какой будет Россия.
Вообще, пишу, так как могу, используя образы, обычным русским языком без плакатности, исторических ссылок, языка трибун, вполголоса, чтобы слушали внимательнее, а не восторгались, «мол, вот я Вас как». Наверное, и так надо, впрочем, так и пишут, и пишут хорошо - стихи некоторых авторов читают известные артисты, например, Александр Михайлов, мною уважаемый русский актёр, но сам пишу иначе. Стараюсь никого не обличать, а передавать отношение, личную боль от того, что происходит с людьми, в обществе, в стране, мире.
Лана, я до крайности русский, и, безусловно, с народом. Но не народ, же растерзал уважаемое мировым сообществом государство, не народ перекроил богатства Родины, не народ создал условия, при которых не уважают истинных Девушек, Женщин, стариков и не берегут детей, не народ зовёт к себе иммигрантов – он от них плачет. Разве народ исковеркал смысл слова «девушка», мы, что забыли, кого называли девушками в России, а кого называют сейчас! Искажение понятий насаждается со всех сторон, включая телевизор, радио, кино, с высоких трибун власти, с их молчаливого бездействия. Народ вынужден молчать: попробуй, выйди на площадь. Можно продолжать, но это и об этом знают многие, конечно, у кого открыты глаза.
Кстати, в стихах можно называть происходящее напрямую, прямым текстом и языком, но Поэзия ли это будет, скорее всего, плакатные стихи.
Лана, цитата "Пытались, пытаются выжить родное" звучит несколько иначе: "Пытались, пытаются выжечь родное", потому-то и дальше строка идёт "но рукопись духа в огне не горит". Но не беда: смысл остался.
Два слова о самоизоляции.
Выборы провели. Скопление людей было неизбежным. Теперь настала пора резких движений. Дойдёт до того, что пенсии перестанут платить тем, кто не привит. Зарплату, по сути, уже не дают: увольняют. А прививка – это вторжение в организм. Кто дал право, если человек не хочет?! Президент, давая интервью, говорит, что не заразился, потому что имел большой титр антител, а другие, кому поручено, говорят, что наличие антител не является причиной отказываться от вакцин. Кому верить?
Ладно, вообще-то, разговор о стихах, а содержание писем получается на расстоянии от поэзии. Вы уж простите, пожалуйста! Больше не буду!!
С уважением и признательностью, за общение, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   15.10.2021 18:37   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор. Прежде всего благодарю Вас за Вашу работу, работу ума, работу сердца, когда Вы отвечаете на мои отклики на Ваши стихи.
Насыщены информацией, которая мне, думаю , могу назвать себя внимательным, желающим проникнуть в суть, читателем, очень помогает при чтении Ваших стихов, помогает вникнуть и понять Ваши взгляды. Ближе становятся образы, ближе Ваше видение мира.
На Вашу негромкость стараюсь отвечать тоже не громко, если только не перехлёстывает чувства, как было при чтении недавней Вашей работы "Ты меня никогда не любила" из сборника "Свет сомнений".
Но, думаю, мне ,как женщине и при моей эмоциональности это простительно.
Думаю, простите, уже простили мою опечатку в строке .
Опять нарушила правило, не читать Ваши стихи на ночь. Слишком волнуют, а прочитала, не могу не писать. Думаю, работа уже под утро и "сделала опечатку".
Виктор, считаю, что наша творческая переписка , особенно Ваши ответы, всегда в теме Ваших работ. Ваши ответы расширяют горизоты сказанного в ёмких, коротких строках стихов. Разве Ваше письмо не дополняет третий катрен стихотворения!? Конечно дополняет, за что я Вам очень благодарна, как будут благодарны "живые" читатели, которые, надеюсь, прочитают наши письма.
Всего доброго Вам, Виктор. Будьте здоровы и берегите себя. Не пренебрегайте самоизоляцией! А что делать?
До встречи, Виктор, с Вами и Вашим творчеством!



Светлана Климашова Дерягина   15.10.2021 19:26   Заявить о нарушении
Спаси Вас, Господь, за пожелания!
Только и остаётся, коли власти и Вы заодно!!
Прощаюсь до встречи с пожеланиями крепкого здоровья
и встреч с людьми, не поражёнными вирусами различных мутаций!

Виктор Пашков   15.10.2021 20:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Я не хочу сверяться с временем своим» (Виктор Пашков)


Отклик на стихотворение Виктора Пашкова "Екатеринбург.Затянуло небо"
"Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов"
(Шарль де Монтескье. 1689-1775г.г. французский писатель
правовед и философ эпохи Просвещения)

"ЖИВЫЕ" ВЧИТАЮТСЯ И ПОЙМУТ.
"Екатеринбург. Затянуло небо", задождило, а мне послышались шаги солнца по крышам. С этой строки начинаю писать свой отклик на стихотворение Виктора Пашкова из нового сборника "Свет сомнений".
Название произведения закавычила в первой строке.
Здесь же вольно перессказала строчку из своей работы. "Услышать шаги солнца по крыше"- значит для меня читать и понимать стихотворения поэта.
Передо мной новая работа, возникли мысли после её прочтения.
Начать хочу вот с чего: кому-то эта работа покажется "проходной".
Пробежав глазами, такие читатели не зацепятся ни за фразу, ни за строку. В ней нет,так выражусь, красивости.
Невольно возвращаюсь к словам автора о "простоте"работ, написанных им.
Но,эта простота обманчива,если не задуматься над образами, над сюжетом и не вникнуть в сказанное.
При беглом прочтении замечательное стихотворение "не увидится и не услышится", не покажется значительным в отличии от стихов набирающих баллы, где читаю строку"он наклонил меня к себе и мы танцуем танго". Набирающее баллы только потому,что авторы таких стихов "играют в игру "ты мне - я тебе"
Пусть простят меня авторы подобных виршей, пусть простят мой менторский тон.
Причина для таких высказываний есть, а моя неуспокоенность тому виной.
Продолжим о работе поэта.
Прежде всего, сразу определила тему:" Будущее России"
Подтема: "Воспитание молодого поколения".
Поэт называет место действия :Екатеринбург.
Точно указано время: середина дня,обеденное время.
Действующие лица: поэт, сосед, приглашённый на обед.
Погода описана в нескольких словах:
"Затянуло небо.
Хлынул дождь в обед- лужи, пузыри."
События, а именно, разговор мужчин за столом, автор передаёт подробно. Эмоционально.
Эмоции в лексическом подборе: гневаясь, неудобно сдерживать, рвут они тишину столовой, каюсь вслух.

Вот теперь я подхожу к заявленной мной теме и подтеме.
Беспокоит собеседников вопрос воспитания молодых в наше время. Речь идёт не только о своих детях и внуках. Поэт говорит о "школьниках", в души которых "клин вранья забит". Воспитываются на примерах из жизни тех, "чёрные дела"которых не заслужили памятников.
Болезненный вопрос, который давно беспокоит автора стихов. Об этом в его стихах, прочитанных мной ранее, об этом в его разговорах с читателями.
Губительное влияние средств массовой информации, образование с навязыванием ЕГЭ, падение уровня культуры в обществе, пренебрежительное отношение к русским традициям, жизнь с "оглядкой" на западные ценности, "вирус бескультурья" и "расчеловечивания", которые поразили общество и как результат потерянные поколения, не только сегодняшние дети, но и предыдущее- их родители.
Не об этом ли говорят поэт и его гость за столом?
Каким будет будущее у молодых, воспитанных на вранье?
Что ждёт Россию?
Вот эти вопросы волнуют до боли поэта. Об этом его стихотворение, которое кому-то может показаться "проходным", ничего не значящим.
Не о личном, о нашей жизни, категориями будущего мыслит поэт.

Очень важным, для меня показалось слово "Екатеринбург".
Памятники,которые созданы якобы для воспитания, разные бывают. Созданы Центры, которые вряд ли могут чему-то научить. (Прошу прощения, сама не посещала подобные, но веря поэту ,говорю с его слов).
Так вот есть такой Центр в Екатеринбурге, филиал в Москве, на содержание которых тратятся огромные деньги. В эти Центры водят школьников на экскурсии и твердят "что достойны славы," те, кто не заслужил народного уважения, "от реальных дел прячут зеркала".
В заключении возвращаюсь к тому, что не все могут верно оценить работу поэта. Её мало прочитать, в стихи надо вчитаться.( Прочитать и вчитаься- разные глаголы.) Иначе не поймут его искренность, заботу не только о себе, печаль его о всех русских людях. Не умеет автор уходить от действительности. Тесно связан, словно пуповиной с любимой Родиной, радеет о её могуществе , процветании , а может даже о её выживании, повинуясь своему внутреннему призванию.
Когда-то прочитала слова Белинского, которые меня поразили своей простотой и глубиной. Передаю в свободном изложении, как запомнила:" Среди живых тоже есть мёртвые".
Верю, что стихи поэта прочитают "живые", отзывчивые, неравнодушные, понимающие.

*Слова "расчеловечивание", "вирус бескультурья" взяты из ответной
речи Марии Шукшиной в Кремле при вручении ей награды.
Стихотворение Виктора Пашкова "Екатеринбург. Затянуло небо"
опубликовано в его новом сборнике "Свет сомнений"
Желающие приобрести сборник стихов могут обратиться ко мне,
написав личное сообщение.
Связи с Виктором нет.

Лана Порошина   06.10.2021 08:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Свет льющая Лана!
Слава Богу за то, что он наградил Вас даром, который мало кому даётся,
а Вас благодарю за добротную профессионально выполненную большую работу!
Уже говорил раньше, что обсуждать стихотворение, текста которого на странице нет, смысла не вижу. А Вас понимаю: прочитав, Вы делитесь впечатлениями с автором и с теми, кто приобрёл сборник «Свет сомнений», - остальным передаёте свою аналитическую работу. Допускаю, что кто-нибудь заинтересуется сборником, но таких, уверен, будет мало.
Несколько общих слов.
Если смотреть мимолётным взглядом, у Пашкова все работы проходные. Почему? Да потому что знаю - подавляющее большинство тексты пробегает взглядом, следовательно, надо облегчить им участь казаться учтивыми. Невооружённым взглядом видно, кто хочет читать, а кто делает вид. Что поделать: время – самое дорогое, что есть у человека. Для подтверждения рассуждений приведу слова Достоевского «Человек находит время для всего, чего он действительно хочет».
О возможном будущем России.
Хочется сказать много, но лучше не надо: краски покажутся с оттенками печали из-за переживаний за будущие поколения, если сейчас творятся события в истории родины, которых не должно быть. Взять то, что привнесли иммигранты. Сегодняшнее готовилось не вчера, намного раньше, ну а сейчас нужны срочные меры. Например, система патентов на короткое время с выдачей виз. Да и патенты не нужны, если честно платить за работу – своих хватит. Но чиновникам легче не думать о коренных жителях или делать вид, что главное закрыть надуманные бреши в недостатке рабочей силы, чем реагировать на горе и трагедии отдельных семей.
Коснёмся ещё одной стороны жизни народа, страны: цен на всё. Навязано мнение, что частная собственность снизит себестоимость продукции за счёт полного контроля производства. Но ведь это галиматья: как воровали, так и воруют, вкладывая стоимость ворованного в себестоимость. Воровать стали больше, причины известны. Если по мелочи, то хозяин далеко – утащить проще, ну а по крупному все знают или догадываются, как это происходит. Кстати, в себестоимость отдельной статьёй входит и зарплата, а кто её регулирует в том же ЖКО, Газпроме, на железной дороге, да везде практически – сами себе устанавливают, впрочем, примером служат слуги народа, депутаты?! Так складываются цены.
Есть крылатая фраза «Если вам все равно, где вы находитесь, значит, вы не заблудились». Так вот, у меня такое ощущение, что я заблудился в собственной стране и то тут, то там встречаюсь с чудовищами другой враждебной мне и моему народу планеты.
Наверное, на сегодня достаточно.
Лана, надеюсь, в следующую встречу поговорим о хорошем, но вот беда – мало оснований.
Простите, Лана, простите, не хочу, да приходится: ну нет в характере привычки страуса.
С признательностью за труд и беседу, Виктор Пашков.

Виктор Пашков   08.10.2021 14:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор.
Прежде всего, благодарю Вас за оценку моего отклика, а также за наполненность Вашего ответа- раздумья.
Я иногда думаю, труд ли это? То, что я делаю, пишу отклики на Ваши стихи, ,скорее даже не труд, а моё желание ответить Вам на Ваши мысли, заложенные в стихах. Можно ли к ним быть равнодушной?
Было такое время , когда не хотелось вникать в происходящее,
Пряталась, пыталась отрешиться, отмолчаться.
Легче ли так было? Трудно сказать, ведь от жизни не спрячешься, но пыталась.
Сейчас всё стала воспринимать острее, вчитываясь и вдумываясь, анализируя, принимая и понимая.
Побудили к этому Ваши стихи!? Не скрою. Да.
Немало лет читая их, внимательно каждую строку, каждое слово, доверяя Вам , Вашим знаниям и эрудиции, вникаю в прочитанное, разговариваю с Вами.
Сейчас говорю, касаясь Вашего ответа на новое стихотворение, Вашей философской лирики, дополненной примерами из реальной жизни, Вашими ГЛУБОКИМИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯМИ.
И снова хочу повториться: Ваши стихи способны разбудить мысли, заставляют думать. Вот и просыпается даже глубоко спящая душа, вот и начинает биться сердце в такт с Вашим , беспокойным, не прячущимся от действительности. А информации в стихах, в Ваших ответах так много, что её хватит читать и читать последующим поколениям, хватит на то ,чтобы следом идущие, если не дай Бог, "уснут", "проснулись и ожили". Пустословия в них нет.
Им надо будет знать, как жили мы и что оставили после себя. Ради этого, "стучитесь" Вы в "закрытые" души, в сознание тех , кто взял на себя огромную ответственность за жизнь всей страны, в которой живём.
Не знаю, кто "заблудился" , но про Вас этого не скажу. Чистая душа, светлый ум, порядочность и честность, жизнь с "открытыми глазами"- просто не позволят Вам этого.
Правильно говорите, хочется больше радости, но куда деться от того, что нам преподносит жизнь.
Не щадит она, не щадит.
И всё же закончу свой ответ такими словами: мне доставляет радость Ваше творчество, мне доставляют радость Ваши ответы на мои отклики, мне доставляет радость общение с Вами и то, что есть такие не равнодушные, не молчащие люди, Виктор, как Вы.
А это не мало! Вы умеете приносить радость, Вашими работами из "Осеннего июня", Вашими работами из Сборника "Свет сомнений". В них Жизнь со всеми оттенками грусти и радости. Просто надо понять Вашу грусть и найти отблески света в стихах.
Всего хорошего, Виктор! Впереди новые работы, новые встречи.
Простите, ответила Вам позднее. Сразу не получилось.
Роль

Светлана Климашова Дерягина   09.10.2021 17:38   Заявить о нарушении
Простите, слово "роль"- опечатка.

Светлана Климашова Дерягина   09.10.2021 17:42   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Светлана!
Спаси Вас, Господь, за пожелания!
Светлана, да ничего не останется, кроме трёх сыновей и
следующих за ними поколений, третьи из которых меня помнить не будут.
И пишу посредственно, просто, конечно, ничего не придумывая кроме образов,
обобщая мысли окружения и сопоставляя их со своими. Вот и всё что делал и делаю.
Дай, Бог, Вам крепкого здоровья! И, конечно, до встреч назло любым обстоятельствам.

Виктор Пашков   09.10.2021 18:09   Заявить о нарушении
Виктор, простите.
Не промолчу.
Прекрасные сыновья, прекрасные внуки , а ещё Ваши, якобы(!) проходные стихи - Ваше богатейшее наследие.
До встречи!

Светлана Климашова Дерягина   09.10.2021 19:27   Заявить о нарушении