Рецензия на «В гостях у Ирины и Александра» (Большой Литературный Клуб)

Здравствуйте, Александр, Ирина

Александр, думала, что добавить к тому, что вы сказали, и поняла, что ничего и не добавлю, потому что это оч близко мне. И что иногда здорово, когда можно просто согласиться. Лёгкость совпавших мыслей.

Да и мне всегда интересно говорить о близких (или нет) идеях, а не искать оценки +/-. Не работает это как батарейка (для меня)
----------------------

А стих такой
http://stihi.ru/2019/08/10/4226

Когда пришла последняя вода
и унесла с собою города
и ветхое бельё былых историй
носилось заполошное туда,
откуда возвращаться никогда
не стоило, поскольку там не стоил

ни вести оплохевший человек,
ложился на порог, ороговев,
не то ли век, не то ли нестолетье,
оконченное резко, как в кино,
в котором всё давно предрешено
и титры так прекрасно беспросветны.

А мы в последних сценах у реки –
не то отражены, не то близки
к не настоящим нам, а незнакомцам,
не знающим, за что убили век,
что носит под исподним человек,
а только – что в реке воскреснет солнце

и чёрная холодная вода
отпустит неземные города
и выскоблит гранитных истуканов,
стирая их черты и их оскал,
пустивший кровь в бессмертие зеркал,
осколочных людей не отпуская

и не прощая смертные грехи,
прозрачные молитвы у реки,
и вышедшие души обогреться,
прижаться к онемевшим валунам
и сниться нерождённым скоро нам
и умершим не нам, а поселенцам.

Марина Гареева   12.05.2021 02:01     Заявить о нарушении
Добрый день, Марина. Прекрасное стихотворение, просто прекрасное. Сживусь с ним поближе и напишу подробнее о своих мыслях.

Александр Крупинин   12.05.2021 16:39   Заявить о нарушении
Александр, спасибо. Take your time, сживайтесь, сколько нужно

Марина Гареева   12.05.2021 18:00   Заявить о нарушении
Как я уже говорил - прекрасное, по-настоящему поэтическое произведение. Мне представляется, что поэтическое произведение - это то, которое рождается само собой, ну, почти само собой, как кристалл вырастает в перенасыщенном растворе. Оно бывает даже больше автора, и сам автор не всегда может объяснить его во всех подробностях. Само приходит и наплывает один образ за другим, а автору остаётся только как-то по возможности организовать этот поток. Мне как-то одна умная женщина, доктор философских наук подробно объяснила одно моё стихотворение. Например, она докопалась, что под брусничным вареньем имеется в виду мировой дух.Я был поражён глубиной объяснений, поскольку ничего подобного не имел в виду, просто люблю брусничное варенье. И тогда она мне сказала: "Саша, вы, главное, пишите, а уж мы вам всё объясним".
Я, к сожалению, не доктор философских наук, поэтому так глубоко копать не умею.
Но невозможно не заметить, что стихотворение наполнено предчувствим окончания века, окончания мира. Которое, то ли вот-вот наступит, то ли как раз сейчас и происходит. И мы, конечно, знаем, что явилось тому причиной - наша оплохелость", "ветхое бельё былых историй"

Александр Крупинин   15.05.2021 19:48   Заявить о нарушении
Прошу прощения, текст прорвался, сейчас продолжу.

Александр Крупинин   15.05.2021 19:49   Заявить о нарушении
Но мы в этих последних кадрах фильма, именуемого историй, не можем быть собой, не в состоянии признать свою ответственность за трагизм конца истории, и смотрим на этот конец истории, как персонажи фильма, незнакомцы. И хочется верить, что за смертью будет воскресенье. Хотя бы солнце воскреснет, и всё плохое и постыдное выскоблит и не простит смертные грехи неких поселенцев то ли живших, то ли нет, то ли реальных, то ли персонажей некоего фильма.
Просто мы слабы, это атрибут нашей природы, мы не виноваты или не совсем виноваты. Всё это так огромно, а мы малы, а может быть, это вовсе и не мы,а какие-то поселенцы.
Очень глубокое стихотворение, всечеловеческое. Я коснулся только самых верхушек смыслов, а их можно находить всё глубже и глубже

Александр Крупинин   15.05.2021 20:03   Заявить о нарушении
Саша, спасибо огромное!
Мне эта вода дорога тем, что после неё ощущение, что ты смогла на секунду приоткрыть завесу, записать и не исказить. Мне до сих пор кажется, что эта вода где-то рядом, просто мы не видим. А вы её очень здорово почувствовали! Почти все ощущения совпали с моими. Да и я тоже думаю, что нельзя создать из варенья мировой дух, если заранее решили: варенье - это мировой дух. Хотя иногда одна мысль приходит (хотя я чаще чувствую) и ты садишься писать - и форма сама подтягивается. Я никогда не выбираю ее заранее, я начинаю писать - и если мелодия мне не подходит, я понимаю, что это тональность не той мысли, а не в той тональности слова не идут, поэтому ищешь иную.

А вода действительно сама пришла.
Сначала мне чёрная вода приснилась: было лето, я много читала, не хочу уточнять что, чтобы не сужать контекст, и она приснилась. Наутро осталось ощущение, а картинка ушла. Потом поняла, что надо написать, села и записала - легко и сразу. Я почти всё пишу легко и сразу, но ее особенно легко было писать, хотя когда читаешь -- удивляешься, потому что строчка не обрывается и затягивает тебя, и хочется вдохнуть, и кажется, не отпустит уже, а потом отпускает (еще до появления самого слова в стихе).

Знаете, у меня есть стихи, которые я легко пишу, а читать мне их больно. А тут дыхания было больше, когда писала. Когда пишешь -- не чувствуешь, что ли? Как анестезия.

Потом уже думала над ней и тогда поняла, что в ней и отсылка к Шевченко и его "і мертвим, і живим, і ненародженим", причем не к самому стиху, а как послание. И отсылка к "шершню" Саши (хотя она была, когда писала): он написал шершня тем же летом и считал его ерундой, вообще хотел прибить. И смертные грехи, наверное, оттуда.

И хотя тут есть и отсылки к прошлому, в котором и "не стоил ни вести оплохевший человек", но сама вода и мне кажется вне времени, как вы и сказали. Она и туда носится, и оч близко к нам... Предчувствие конца мира, угу. И ощущение проживания конца мира... Когда не можешь разглядеть лиц всех поселенцев, осколочных людей, но можешь дать им голос. И мертвым, и живым, и нерожденным.

Вы точно подметили о поселенцах. Были ли они? Какая-то наивная вера в то, что смерть понарошку, не могу объяснить. И что мы такие маленькие рядом с.

Но я еще чувствовала разделение между истуканами и осколочными людьми. И это тоже парадокс, но оскал вода стирает, как и не было, а осколочных людей не отпускает. И они живы этим неотпущением? (Хотя в стихе нет обвинения и определения виновных, это бы упрощало. Есть забвение оскала. И вы его тоже почувствовали.Да и "мы" сегодняшние знаем, "мы" в прошлом могли и не понимать, за что).

Наверное, хорошо, что каждый видит свои сцены у реки и "мы" может восприниматься по-разному. Может "мы" и должно вмещать всё: боль за все человечество/природу человека, горечь ненастоящести. Я тоже отчасти это чувствовала, наверное. Но ещё когда начинала часть "А мы...", чувствовала, что мы знаем всё, и знаем, что всё. Но это умышленная наивность, когда ты отказываешься знать, за что убили (тебя ли? вас? тех, кто был до вас? кого никогда не будет после? или будет, вопреки всему? век?), просто чтобы ощутить легкость. В последние сценах пробыть беззаботно. И так как мы тут как голограмма, ты это делаешь в большей степени для них, чтобы все смерти были легки и преходящи. Даже если вода на всех одна, кого-то она унесет навсегда, а кого-то не отпустит. И почему-то это дает надежду.

Марина Гареева   16.05.2021 11:32   Заявить о нарушении
Хотя шершня Саша летом 2018 писал. Но я и тогда, и тогда была у бабушки, когда читала шершня и писала воду, поэтому эти лета наложились.

Марина Гареева   16.05.2021 12:09   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марина Гареева
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.05.2021