Рецензия на «Приметы» (Евгений Кожахметов)
Уважаемый Евгений. Рискуя вызвать Ваше недовольство, я поделюсь, тем не менее, своим пониманием Вашего стихотворения, поскольку оно уже существует отдельно от Вас и у меня, как Вашего заинтересованного читателя, возникают свои интерпретации. Первая строчка напомнила мне изображение 12 аркана Таро "Повешенный". Его ещё называют "Жертвой бога", иногда связывая с историей получения тайных знаний богом Одином, одним из верховных асов скадинавской мифологии. Чтобы получить ключи к тайным знаниям - руны - Один провисел 9 дней на дереве Иггдрасиле, связывающем миры. Последующие строчки о "ритуально" опешившей луне и затмении, занедужившей звезде не противоречат этому мистериальному прочтению, как и филин, вещая птица, частый атрибут шамана и колдуна, соединяющая мир живых и мёртвых. Кроме того, вспомнилось Пушкинское " и внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход...", а далее, как мы помним по сказанному в том стихотворении, поэт наделяется пророческим даром. В Вашем стихотворении прикусивший язык "великий и могучий" для меня означает то, что лирический герой получил способность выражать что-то, имеющее дословесную природу или по крайней мере разговаривать не только с помощью привычных слов. С уважением, В.И. Валерия Исмиева 31.05.2020 22:36 Заявить о нарушении
Валерия, благодарю вас за столь неожиданный (и лестный)взгляд на мой маленький "опус".
Надо признаться, я не искушён в мифологии: что называется ткунл пальцем в небо и попал...Второе сопоставление тоже очень блазнит мой падкий до комплиментов слух. Тем не менее есть одно существенное "но" в самом жанре подобных "пророческих" стихотворений. А именно тот факт, что когда они осуществляются - в этом нет ничего хорошего, если только это не приводит к самадхи и просветлению (что возможно(я имею в виду "самоубийство" конечно, не стишки) в отдельных практиках дзен-буддизма или у суфиев - но это уже другая песня). Что же касается наших лингвистических манипуляций , то ещё не было ни одного примера(Омар Хайям и Басё не в счёт: они были просветлёнными но, разумеется не по причине своих "литературных" занятий) чтобы это могло привести к просветлению или там хотя бы каким-то пограничным состояниям. Зато обратных примеров,когда люди напророчили себе черт знает что, - хоть отбавляй.Думаю у русского "серебрянного века" здесь прочное первое место. Я бы не хотел,конечно,болтаться некое время на дереве как Один или там как Александр Сергеевич получить себе пулю в живот(хвататься за пистолеты после написания "Онегина" где сам же и описал всю бессмысленность подобного типа поведения?!). Спрашивается чего ради я взялся писать нечто подобное вещательному жанру? А фокус тут вот в чём: в наше время, когда сказать что предыдущая эпоха была - постмодернизм, - уже ничего не сказать.Это было последнее поколение писателей у которых ещё был читатель. Мы их ещё читали.У нас -"постжизнь". Нас не будет читать никто. Мы пишем "в стол" по определению. Даже если выпустим по нескольку книжек любым тиражом. У меня за 30 лет моего писательства заинтересованных читателей - было не более 10. Вы можете стать 11-той. Это при том, что количество пишущих увеличилось на порядок - количество людей глядящих с пиететом на кирпичик Кавки или Платонова с Замятиным упало(на пр-ве СНГ по кр. мере) порядка на два а то и три. То есть раз в сто или тысячу. Причины я разбирать не хочу. Они известны Вам и Валерию и Данилову и всему "культурному слою" который ещё остался. А вот разного рода следствиями такое положение вещей весьма богато.Например что всё меняется(оборачивается) на 180 градусов. Верх становится - низом, чёрное - белым... Мой стишок - гимн жизни, через её отрицание. Если взять регистром ниже (скажем на октаву,две) то это истошный вопль базарной женщины.Спрашивается в чём дело? Почему она кричит? Видимо ей не очень хорошо.Её что-то не устраивает. Когда вам меньше четырёх лет и вы смотрите на цветок или бабочку или аляпистую игрушку - есть чудо бытия как такового - вы ещё не знаете что вы не есть этот цветок(еще нет сравнения - нет разделения на субъект- объект) всё едино и вы и цветок и процесс смотрения. Вы вне времени, кусок пространства с привкусом удивлённости.Все ваше дальнейшее "развитие" постепенно убивает этот чисто экзистециальный опыт восприятия вечности. Начинается Грибоедов,Гоголь,Достоевский и Сартр с Кавкой...А вопль женщины он абсолютно жизнеутверждающ - он говорит о том, что этот опыт никуда не делся - что он был, есть и будет иначе с чего бы ей так кричать...Говоря языком Окуджавы: А шарик вернулся, а он голубой... С уважением Евгений. Евгений Кожахметов 02.06.2020 02:57 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |