Рецензии на произведение «Приметы»

Рецензия на «Приметы» (Евгений Кожахметов)

очень добротно почти эталон

Антанд   17.11.2020 14:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Приметы» (Евгений Кожахметов)

А и неплохо!
Алаверды...

Когда вдруг прикусит Могучий
Немного, родится посыл -
Что было намного бы круче,
Когда бы сильней прикусил.

Не только луну бы Ярило,
Но осень настигла б весну.
Глядишь, и не нужно бы было
Однажды влезать на сосну.

Мы все у Великого в смете -
Задатками "с" или "не".
Как жаль, что никто не заметит,
Что кто-то висит на сосне.

Клим Питер   06.07.2020 10:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Приметы» (Евгений Кожахметов)

Уважаемый Евгений. Рискуя вызвать Ваше недовольство, я поделюсь, тем не менее, своим пониманием Вашего стихотворения, поскольку оно уже существует отдельно от Вас и у меня, как Вашего заинтересованного читателя, возникают свои интерпретации.
Первая строчка напомнила мне изображение 12 аркана Таро "Повешенный". Его ещё называют "Жертвой бога", иногда связывая с историей получения тайных знаний богом Одином, одним из верховных асов скадинавской мифологии. Чтобы получить ключи к тайным знаниям - руны - Один провисел 9 дней на дереве Иггдрасиле, связывающем миры. Последующие строчки о "ритуально" опешившей луне и затмении, занедужившей звезде не противоречат этому мистериальному прочтению, как и филин, вещая птица, частый атрибут шамана и колдуна, соединяющая мир живых и мёртвых. Кроме того, вспомнилось Пушкинское " и внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход...", а далее, как мы помним по сказанному в том стихотворении, поэт наделяется пророческим даром. В Вашем стихотворении прикусивший язык "великий и могучий" для меня означает то, что лирический герой получил способность выражать что-то, имеющее дословесную природу или по крайней мере разговаривать не только с помощью привычных слов.
С уважением,
В.И.

Валерия Исмиева   31.05.2020 22:36     Заявить о нарушении
Валерия, благодарю вас за столь неожиданный (и лестный)взгляд на мой маленький "опус".
Надо признаться, я не искушён в мифологии:
что называется ткунл пальцем в небо и попал...Второе сопоставление тоже очень блазнит мой падкий до комплиментов слух. Тем не менее есть одно существенное "но" в самом жанре подобных "пророческих" стихотворений.
А именно тот факт, что когда они осуществляются - в этом нет ничего хорошего, если только это не приводит к самадхи и просветлению (что возможно(я имею в виду "самоубийство" конечно, не стишки) в отдельных практиках дзен-буддизма или у суфиев - но это уже другая песня). Что же касается наших лингвистических манипуляций , то ещё не было ни одного примера(Омар Хайям и Басё не в счёт: они были просветлёнными но, разумеется не по причине своих "литературных" занятий) чтобы это могло привести к просветлению или там хотя бы каким-то пограничным состояниям. Зато обратных примеров,когда люди напророчили себе черт знает что, - хоть отбавляй.Думаю у русского "серебрянного века" здесь прочное первое место. Я бы не хотел,конечно,болтаться
некое время на дереве как Один или там как
Александр Сергеевич получить себе пулю в живот(хвататься за пистолеты после написания
"Онегина" где сам же и описал всю бессмысленность подобного типа поведения?!).
Спрашивается чего ради я взялся писать нечто подобное вещательному жанру? А фокус тут вот в чём: в наше время, когда сказать что предыдущая эпоха была - постмодернизм, - уже ничего не сказать.Это было последнее поколение писателей у которых ещё был читатель. Мы их ещё читали.У нас -"постжизнь". Нас не будет читать никто. Мы пишем "в стол" по определению. Даже если выпустим по нескольку книжек любым тиражом.
У меня за 30 лет моего писательства заинтересованных читателей - было не более 10.
Вы можете стать 11-той. Это при том, что количество пишущих увеличилось на порядок - количество людей глядящих с пиететом на кирпичик Кавки или Платонова с Замятиным упало(на пр-ве СНГ по кр. мере) порядка на два а то и три. То есть раз в сто или тысячу.
Причины я разбирать не хочу. Они известны Вам и Валерию и Данилову и всему "культурному слою" который ещё остался.
А вот разного рода следствиями такое положение вещей весьма богато.Например что всё меняется(оборачивается) на 180 градусов.
Верх становится - низом, чёрное - белым...
Мой стишок - гимн жизни, через её отрицание.
Если взять регистром ниже (скажем на октаву,две) то это истошный вопль базарной женщины.Спрашивается в чём дело? Почему она кричит? Видимо ей не очень хорошо.Её что-то не устраивает.
Когда вам меньше четырёх лет и вы смотрите
на цветок или бабочку или аляпистую игрушку -
есть чудо бытия как такового - вы ещё не знаете что вы не есть этот цветок(еще нет сравнения - нет разделения на субъект- объект)
всё едино и вы и цветок и процесс смотрения.
Вы вне времени, кусок пространства с привкусом удивлённости.Все ваше дальнейшее "развитие" постепенно убивает этот чисто экзистециальный опыт восприятия вечности.
Начинается Грибоедов,Гоголь,Достоевский и Сартр с Кавкой...А вопль женщины он абсолютно жизнеутверждающ - он говорит о том, что этот опыт никуда не делся - что он был, есть и будет иначе с чего бы ей так кричать...Говоря языком Окуджавы: А шарик вернулся, а он голубой...
С уважением Евгений.

Евгений Кожахметов   02.06.2020 02:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Приметы» (Евгений Кожахметов)

Давайте ,Евгений ,рассмотрим участников -столь праздного события ,-предполагаемого,мыслимого,желаемого или задуманного. Как вам будет угодно. Итак -
первая удобная сосна,то есть неудобная отпадает , - луна ,совершающая некий ритуал ,то есть -луна в религиозном трансе,луна удивляющаяся ,опешившая,испугавшаяся- имеющая лик ,ибо как тогда мы разглядим весь этот ужас , - солнце ,тоже ,видимо ,одинокое и жмущееся к луне . Но здесь -можно углядеть всю несуразность вашего поступка ,потому как ,когда мы увидим луну и солнце вместе ,уже не будет тех орбит и законов по которым совершаются их движения .То есть получается , что ваше -Когда я однажды повешусь -отдаляется далеко в будущее и принимает мечтательный ,фантастический характер - дальше , звезда ,любая ,видя болтающееся ваше тело на первой удобной сосне ,забьётся в падучей ,не выдержав пытки наблюдателя -филин ,проглатывающий свой крик ,то есть замолкающий при таком раскладе ,прекращающий ночную охоту - и одновременно со всем этим одушевлённым вами сборищем ,с этими свидетелями вашего поступка - наш русский ,великий ,могучий (язык),по вашим соображениям -сам себе прикусывает язык -немного , это очень важное замечание -Под этим я понимаю ,что никто о вашем таком стоическом уходе из жизни -и не скажет . И потому ,если всё сказанное выше собрать воедино -можно только сказать о времени суток -это конец сумерек -начало ночи .Но о дате по этим приметам не скажешь точно . Но скорее всего -это конец света этого и начало света того ,хотя я могу ошибаться . И ещё -одно замечание - для того ,чтобы узнать ,что вас больше с нами нет -нужно находиться в лесу , где живут хищные птицы -иначе никак. И постоянно смотреть на небо. Так я думаю . Что ж будем ждать . Может что и поменяется -

Валерий Анатольевич Богданов   25.05.2020 18:03     Заявить о нарушении
Привет Валерий, спасибо за рецу. Я немало посмеялся конечно. Но, раз уж такая"пьянка", присовокупим сюда ещё и полный авторский разбор стихотворения.
Ты же в курсе о патологической скромности автора. Поэтому для такого "исторического" события как уход оного из жизни нужны какие то "крайние" последствия в окружающем нас бытии. Заодно  1) очень редкого характера
(чтобы лишний раз подчеркнуть всю неординарность личности уходящего) и 2) событие должно быть достаточно маловероятным (на случай если автор струсит, не решится, передумает).
Но, всё по порядку. 
1. Сосна обязана быть удобной. Ну в самом деле:трудно вообразить человека решившего свести счёты с жизнью и идущего с лестницей к ближайшей сосне.
2. Событием этим равным по своему значению  некому "светопредставлению" как раз и является астрономический его вариант:явление солнечного затмения, плюс выполнены требования 1) и 2).
3. Есть такое выражение (почти реклама) -
ритуальные услуги ( всё что связано с похоронами). Отсюда ритуально опешившая луна (хотя сам по себе образ ритуального  опешивания стилистически и эмоционально на порядок богаче его составляющих частей).

4. Мне повезло быть свидетелем двух
солнечных затмений; одного полного и второй раз частичного. Так вот: во время полного затмения  а) заметно холодает
б) становится тихо: птицы приумолкают
в) можно разглядеть несколько самых ярких звёзд. Думаю с филином теперь всё ясно.
5.  "Падучая звезда, тем паче астероид
на резкость без труда твой праздный
взгляд настроит". И.Бродский
Игра слов, сами понимаете…
Плюс ещё более невероятность происходящего действа. Хотя есть мифология, что душа каждого человека связана с некой звёздочкой, которая скатывается когда он уходит.
Во всяком случае при затмении это вполне можно разглядеть…
6. Дошли до самого главного: невероятной
скромности автора.
О том, что язык (в лингвистическом аспекте) есть самое сложное и самое большое что у человечества есть вообще - не мне тебе объяснять. И когда я начинал писать свой стишок, я как-то даже и не рассчитывал на подобную метафору ( думаю она пришла ко мне в награду за смелость что ли: всё-таки писать о своём конце в изъявительном наклонении…).
Думаю, что когда уходили Пушкин,Баратынский, Оден, Рильке, Бродский, Цветаева и подобные им язык этот(эгрегор языка) оставался в каком то смысле без "языка" т. е. метафорически очень сильно его прикусывал. И вот тут-то и разыгрывается карта невероятной "скромности" автора позволившего себе лишь маленький кусочек от изобретённого им "пирога".
Что касается примет, то они не обязаны быть "народными", "погодными" и т. д.
То есть вполне могут  украсить и некий поступок человека возомнившего о себе бог знает что…
Ну вот, собственно и всё, что хотелось добавить  на весь этот сыр-бор.

Евгений Кожахметов   25.05.2020 23:42   Заявить о нарушении
Принимая во внимание всё сказанное тобою ,Евгений - получается ,(если уж был упомянут Бродский )- ,что стишок твой был написан -1-по какому-то таинственному плану ,и 2 -,что ты и сам его написал - -то есть ,не великий и могучий двигал твоей рукой(пером) ,а лично ты -явился создателем такого сказочного и метафорического ухода из жизни . Про отсылку к -падучей звезде - тут было понятно сразу -и я не стал тебе на то указывать по той простой причине ,что в твоём стишке немного иной смысл - не такой как -в 55 -ой годовщине, но это не главное . Главное то ,что ты ставишь точку -,мол ,всё разобрались ,я с этим никак не могу согласиться . И потому предлагаю несколько изменить угол зрения и посмотреть -что из этого получится . Дело ,я тебе скажу -весьма нехорошее и вот почему. Ты своим повешиванием на первой удобной сосне -просто портишь всю картину прекрасного происходящего в момент солнечного затмения . Ну вот представь - всё вокруг замолкает ,становится прохладно ,луна затмевает солнце -у тебя солнце жмётся к луне ,-пусть даже метафорически ,звёздопад , -состояние природы божественно , не нужны никакие неоплатоники и прочие интерпретаторы идей и символов , перед нами космос - с его законами ,эллипсами ,регулярностью ,регулируемостью,-частички присовокупляются у целому -даже в аду перестали топить ,- и тут ты болтаешься на сосне,- на фига спрашивается -эта первая строчка сюда влезла ,чтобы объяснить -что?- Вот ,если бы ты выбрал другую смерть на этом фоне ,ну ,к примеру - бился бы со львом ,или защищая от маньяка женщину истекал кровью -а она бегала вокруг тебя и спрашивала ,как вас зовут -спаситель мой ,или дрался бы на дуэли ,и будучи смертельно раненым цитировал Боратынского и улыбался-,тогда да ! -полная завершённость ,попадание в цель . Эстетика и этика сливаются в одном ландшафте- Но у тебя что происходит -Во -первых -это надо ждать -до 12 августа 2026 года ,во-вторых -не ясно вполне решишься ты или нет на этот шаг ,в третьих -я застрелиться пробовал ,но сложно - чёрт всё -не по- людски.В четвёртых -неприкаянный дух православия , -ты не воскреснешь ,ибо непонятно снимут тебя или нет ,а если нет ,то в каком виде ты предстанешь на Страшном суде ,и последнее -у тебя насколько я знаю -сын и женщина ,что скажут -они . То есть безобразное и красивое -они в твоём стишке соприсутствуют ,-сопряжены ,как сказала бы Исмиева,я бы сказал сталкиваются лоб в лоб -И получается так - что всё что написано после первой строки ,включая удобную сосну ,должно уберечь тебя от этого заурядного события . Либо ,повторяю тебе -ты просто обязан придумать себе собственную смерть в другом виде . Более менее подходящую с тем затмениям ,филинам - падучим звёздам ,и прикусывающему могучему языку свой русский язык.

Валерий Анатольевич Богданов   26.05.2020 18:37   Заявить о нарушении
Никаких сопряжений безобразного и прекрасного! Первая строчка на порядок
превосходит всё остальное. "Когда я однажды повешусь..." так должен подумать любой
культурный человек осознав где он находится(и снаружи - социум и все такое, и внутри - интеллект, ум - и язык как его производное).
Причем предварительно справившись у просветленных, а нет ли чего то ещё...? И когда это происходит,то уже дух (эстетика в чистом виде - без слияний и воззлияний) как трава пробивающая асфальт говорит: да у вас тут неплохо кормят, может даже и топят, но мне пора и я пойду дальше...
Все остальное в стишке это так, фон, для пущей наглядности...Потому что дуракам скажи
самое главное они не поверят и для начала тебя распнут, а потом будут две тысячи лет молиться...

Евгений Кожахметов   26.05.2020 21:24   Заявить о нарушении
А может ли ,так называемый культурный человек, осознать что-либо другое ,помимо -твоей строчки -Когда я однажды повешусь .-И не ускоряет ли искусственно ,процесс просветления , этот суицидальный мотив . В конце концов -это эгоистично , ведь ,если положим я тебя люблю -на кого ты меня оставишь ,ведь ,если я и вправду тебя люблю. И если -под этими словами -можно подставить любой фон , любые метафоры , солнцестояния , кровосмешения, сокодвижения ,- и бред романтического языка -исчезнет и Боратынский и Бродский -ведь этот фон не случаен. Он важен для будущего самоубийцы. А если он важен -значит ,что-то было дорого ему в этом мире . И это дорогое довольно-таки настойчиво прорисовано автором. Не так ли?Ты конечно ,можешь меня спросить -что такое любовь? -Для меня лично -это своего рода воспоминание,-память о человеке,которого не научили читать .Ну ,а ,если говорить о стихотворение твоём -более расплывчато - оно у тебя получилось ,и мне понравилось ,как-то я с первого раза его запомнил ,хотя скажу тебе откровенно - запоминать стало труднее - старость -это иные краски мира .

Валерий Анатольевич Богданов   26.05.2020 22:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Приметы» (Евгений Кожахметов)

Евгений, какое-то тревожное. Что за мысли? Не надо так себе колдовать. У Вас дар Божий есть, радуйтесь, зачем Вам эти закидоны? ( Или это так, мимолетный выплеск?)
Счастья Вам!

Николай Белых   19.05.2020 05:28     Заявить о нарушении
Спасибо Николай. Но "Божий дар" не в курсе
где закидоны, где выплеск а где парадоксы о
вкусной и здоровой пище...Считайте это метафорой... Всё вокруг насквозь метафорично...Лишь бы было красиво.
С уважением,Евгений

Евгений Кожахметов   19.05.2020 11:45   Заявить о нарушении
Ну, и слава богу!

Николай Белых   19.05.2020 14:12   Заявить о нарушении