Рецензия на «К 75-летию Великой Победы» (Людмила Руса)

Людмила, ваша стихотворная публицистика заставляют задуматься, хотя меньше всего вы бы хотели, чтобы я задумывался. Вы бы хотели открыть мемориал на месте госпитального кладбища, а я вот задумался.

Ваши стихи написаны в тот загадочный адрес, который в статьях былых времен назывался «соответствующие организации и ведомства», коим пора бы уже обратить внимание на вопиющее безобразие и т.д. Но я счел их адресованными мне и задумался. Чтить мертвых героев – это как? Это направить потоки финансирования в русло создания мемориалов? Допустим, мемориал создан. Но в чем должна состоять работа мемориала? Видимо, в воздействии на людей. И чем сильнее мемориал будет воздействовать на людей, тем больше от него пользы, не так ли? А польза состоит в воспитании постоянно обновляющейся части населения. Видимо, именно мемориалы имеют огромное воспитательное воздействие, и если бы соответствующие ведомства могли построить достаточное количество мемориалов, воспитательное воздействие совершалось бы автоматически: молодежь пропитывали бы духом почтения к героям расставленные в изобилии памятники.

И я задумался: вот создадим мы мемориал, поднимем из архивов госпитальные книги.
Высечем фамилии умерших в граните. И что? Дальше мы будем стоять у стены и удивляться обилию российских фамилий. Березин, Берёзин, Березухин, Березовский, Берёза, Березавин, Берестяный, Берестяной, Берест – и еще сто тысяч фамилий. И чем посещение такого мемориала будет отличаться от чтения телефонного справочника? Скажите, чтить героев – это читать их фамилии?

Или работа мемориала должна состоять в особом возбуждении воображения, вроде того – «а я бы смог? Или струсил бы?» Кстати, не факт, что мемориалы воспитывают героев. Узнав, сколь часто и много люди гибнут на войне, молодой человек может подумать: да ну на фиг, лучше дезертирую.

Мемориалы – это результат недоверия к памяти, нам кажется, что архивы сгорят, а вот если высечь в камне – то память будет вечной. Это попытка воспоминанием о фамилии человека как бы отблагодарить его за смерть на войне. Но я задумался: а может, они и не хотели геройствовать? Может, были у них совсем другие планы. Может, если предположить, что мертвые чудом способны наблюдать построенные в их честь мемориалы, вовсе не хотят помнить тот тошнотворный способ, которым их прикончила война? Может, души не хотят, чтобы мы читали их фамилии, список которых свидетельствует не о том, что мы их помним, а напротив – что забыли, и все, что осталось от воспоминания – ФИО, свист и зевота от скуки, которую навевают все мемориалы в мире.

Когда вы проходите мимо безымянных солдатских могилок, у вас хотя бы щемит сердце, и вид их вызывает хоть какое-то стыдливое беспокойство. А мемориал даже этого беспокойства вызвать не способен. Мемориалы – это не способ вспомнить, а способ забыть о долге помнить, поскольку их камни всё помнят вместо нас и без нас. Они не только не нужны, они даже вредны. Впрочем, это лишь мои мысли. Это не убеждения и не вера.

Илья Хабаров   28.04.2020 01:58     Заявить о нарушении
Александр, сегодня впервые прочитала Ваш отзыв. И задумалась. А ведь Вы правы! Подходя к мемориалу, мы обычно не читаем даже фамилии!Лишь родным важно знать, где захоронен их дед или отец, его могила, а не камень с его фамилией и множеством других. Но уже невозможно установить,чьё это захоронение.Тем более что часто хоронили в одну братскую могилу сразу несколько человек. Мы (взрослые и подростки) приходили сюда 9 мая, положили по цветочку на каждую могилку, но захоронения тянулись и дальше вдоль забора. Вы правы, мемориалы не несут воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Тогда зачем они?

Людмила Руса   14.09.2020 14:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Людмила Руса
Перейти к списку рецензий, написанных автором Илья Хабаров
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.04.2020