Рецензия на «Порох сохнет долго» (Александр Бам 46)
Вот стишок, чем-то понравился, решил отрецензировать его. По впечатлениям, не сразу понял о чём это, но потом вроде как появилась ясность. Как я понял литературный герой уже в годах, и что-то его гнетёт и гнетёт, и сожаления, и недолюбленность, и у самого стремена висят, и так всего хотелось, но не успел моргнуть глазами, вся жизнь пролетела, а тут ещё жена со своими тараканами, ну, вообщем, всё ни к чёрту. Есть у меня стишок на эту тему, в ответ, но пока ещё он не опубликован, и написал его я человеку со схожими думами, так что как опубликую, обязательно поделюсь. А сейчас немного по смыслам. Первое, что значит страсть разлилась буквами? Речь о татуировке? Что ж, могу лишь сказать, что не всем понятно это. Может сделать пояснительную сноску. Не знаю, просто когда есть что-то понятное лишь Вам, это нужно пояснять, либо в самом стихе уделить пару строк, мол "есть татуха на груди, "люблю тебя" как ни крути", либо сноску в конце делать. А то, неподготовленный читатель не врубится. Дальше, тавтологическая рифма "со мной" - "со мной". Так то она имеет место быть, но я сомневаюсь, что Вы использовали её, как литературный приём. Скорее всего, так получилось, потому что по-другому не сообразилось. В Вашем случае, это показатель бедности языка, не надо так. Слово "недопознанность", хм, самое забавное, что я его понял, на уровне чувств, но вот жеж дурацкий интренет говорит, не такого слова. Что ж, я предлагаю, заменить его на "непонятость". Дальше, что есть "недолюбленность в морали"? Вы о том, что поступаешь правильно, а тебя почему-то меньше любят? Ну, хорошо, допустим. Скажите, как строчка "Познания в профессии со мной" стыкуется с остальным текстом? Прочитайте. Не чувствуете, что она не совсем информативна, и из-за этого кажется лишней? Как говорила моя бабушка: "Чёрти что и с боку бантик". Всё! Дальше всё хорошо. Итак, перед нами белый стих, в нем рифмы нет, ну и ладно, давай разбирать. У Вас по этому стиху бегает ямб с дактилем, в принципе насколько я понял, это можно, можно мешать размеры. Насчет размеров есть куча информации, я не буду всё расписывать, изучайте сами, если не знаете. Их немного, всего пять. Впрочем я сам только учусь, так что, учитываем это. Коротко, ЯМБ - двухсложная стопа с ударением на второй слог, ДАКТИЛЬ - трёхсложная стопа с ударением на первый слог. Обозначения: В начальных скобках количество слогов, разделены чёрточкой, ` - ударение, В скобках в конце указал размер, там где ! - там есть проблемы. Вроде всё. Поехали. (11) У-же` про-со`х в по`-рох-ов-ни`ц-ах по`-рох, (!) (10) И ко`нь у-ста`л, и стре`-ме-на` ви-ся`т. (ямб) (11) Во мне` от мо`-ло-до-сти` стра`сть до-ста`л-ась (!) (10) И бу`к-ва-ми` по те`-лу ра`з-ли-ла`сь. (ямб) (11) И` со-жа-ле`нь-я ча`с-то по-се-ща`-ют, (!) (10) Да`, и не-по`-ня-тость все`г-да со мно`й, (дактиль) (9) И` не-до-лю`б-лен-ность в мо`-ра-ли. (дактиль) (10) По-зна`н-и-я в про-фе`с-си-и со мно`й (!) (6) Хо-те`-лось всё` по-зна`ть, (ямб) (6) Ши-ро`к был пу`ть до це`-ли. (ямб) (10) Не` по-ни-ма`л, что у-зо`к жиз-ни ша`г, (дактиль) (12) А ту`т же-на` с е-ё` при-ро`д-ной ле`нь-ю (ямб) (12) Ви-се`-ла про`-шлым, ка`к се-ки`-ра на` ру-ка`х. (ямб) Надеюсь, всё понятно, уж, извиняйте, коли чего. Более понятней лишь при личном общении. Последний катрен в порядке, работаем с первыми двумя. С теми строчками, что при восклицательных знаках. Что предлагаю я, в первом катрене, всё подогнать под ямб, во втором - под дактиль. Итак, первая строка. "У-же` про-со`х в по`-рох-ов-ни`ц-ах по`-рох" Тут проблема в слове пороховницах, ударение падает на "и", перед этим слогом два безударных, что хорошо может лечь на АНАПЕСТ. И да, можно первую строку сделать под этот размер, но это уже без меня. Я же, предлагаю, найти альтернативное слово или метафору, но работая с тем, что есть, я поменял местами "порох" и "пороховницах". Перед словом "порох" поставить союз "и". "У-же` про-со`х и по`-рох в по`-рох-ов-ни`ц-ах" - в идеале ударение должно падать на -ов-, "порохОвницах", тогда это чистый ямб. Но у нас так не принято, хотя многие поэты, специально нарушали некоторые нормы языка. Но это не точно. В общем - "Уже просох и порох в пороховнИцах". Не знаю, приемлемо так или нет, ну, что бы немножно нарушался размер, но это лучше, чем было. В принципе, там можно поработать и подогнать под другой размер, как я уже сказал. Это уже Ваша забота:) И вот, третья строка. "Во мне` от мо`-ло-до-сти` стра`сть до-ста`л-ась" Тут беда в слове "молодости", по сути та же, что и с "пороховницах". Что предлагаю я, сказать "младости" и поменять местами "страсть" и "досталась". "Во мне` от мла`-до-сти` до-ста`л-ась стра`сть" - получается нужный нам ямб. Заметил ещё кое-что, слово "досталась" не совсем идет, наверное лучше сказать "осталась". Решать Вам, но я же пример показываю, так что поменяю. Оставляем "Во мне от младости осталась страсть" - другой смысл, более логичный. Строка пятая. "И` со-жа-ле`нь-я ча`с-то по-се-ща`-ют". Для начала изменим "сожаленья" на "сожаления". Помним, теперь у нас дактиль. Нам не хватает между "часто" и "посещают" пары слогов. Один, чтобы закрыть стопу, начатую словом "часто", другой, чтобы начать стопу, законченную словом "посещают". Я передумал много вариантов, но для примера пришло словосочетание, которым я иногда пользуюсь - "друг мой". Слово "друг" закроет стопу начатую словом "часто", слово "мой" начнет стопу, законченную словом "посещают". "И` со-жа-ле`-ни-я ча`с-то, друг мо`й, по-се-ща`-ют". Вроде не плохо. Конечно, можно сделать всё иначе. Я просто показываю, как это работает, опять же из того, что понял сам. Оставляем "И сожаления часто, друг мой, посещают". И восьмая строчка. "По-зна`н-и-я в про-фе`с-си-и со мно`й" Как я уже сказал, это строка кажется немного не на своем месте. Я решил добавить ей информативности, убрав тавтологическую рифму "со мной". Поигравшись со словами, получилось так: "Ли`шь толь-ко зна`н-и-я, что` по про-фе`с-си-и Мне` всё е-щё` вер-ны." Я убрал предлог "по-" в слове "познания". Он мешал, а по смыслу "познания" и "знания" одно и тоже. Хотя я думаю в профессии больше знания, а вот я пока делюсь познаниями, это очень тонко. А остальное добавил так, чтобы вписать в размер, и немного добавить информативности. Получилось: "Лишь только знания, что по профессии, Мне всё ещё верны" Целиком вышло так: Уже просох и порох в пороховницах И конь устал, и стремена висят. Во мне от младости осталась страсть И буквами по телу разлилась. И сожаления часто, друг мой, посещают, Да, и непонятость всегда со мной И недолюбленность в морали. Лишь только знания, что по профессии, Мне всё ещё верны. Хотелось всё познать, Широк был путь до цели. Не понимал, что узок жизни шаг, А тут жена с её природной ленью Висела прошлым, как секира на руках. Постарался сделать по науке. Повторю ещё раз, я сам осваиваю всю эту размерную штуковину, поэтому не знаю всех нюансов. Может, как-то можно было по-другому. Но я лишь показал пример, как проработал бы я. Вы попросили сами, но творец Вы, стих Ваш, как его пилить и пилить ли, решать Вам. Что ещё сказать, это не всё, я ещё, что-то почитаю у Вас, и если надо будет, распишу также, мне как человеку, который осваивает новый пласт стихосложения будет полезно. Но если Вам это не надо, а нужны впечатления и размышления по поводу смысла, отпишитесь, чтоб я зря не тратил время. С уважением, Игорь Бес;) PS: Почему "Порох согнет долго"? Бессильный Игорь Юрьевич 26.04.2020 23:00 Заявить о нарушении
Благодарен Вам!Вы человек основательный,математический,изучу-отвечу подробнее.Мне полезно услышать, такое маститое заключение.С Уважением к Вашему профессионализму!Спасибо Игорь Юрьевич.
Александр Бам 46 27.04.2020 00:59 Заявить о нарушении
Знаете, что я еще подумал)
"Висела прошлым, как секира на руках" - это как, это что? Может "Висела прошлым, как секира над главой". Главой всмысле головой) Так больше смысла, хотя я может чего не знаю. И нет, я не проффесионал, пока еще) Бессильный Игорь Юрьевич 27.04.2020 01:13 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |