Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

О новом рецензенте на Стихи.ру
При дефиците примеров качественного рецензирования приятной находкой для автора оказалась публикация: «Сетевой Клуб Поэтов. Экспертный обзор Валерии Салтановой». http://www.stihi.ru/2019/04/04/2473
Перед Валерией Салтановой – поэтом, литературным критиком, членом Союза писателей России – возникла задача прорецензировать 29 стихотворений, написанных авторами нашего сайта. Она эту задачу, на мой взгляд, успешно выполнила, в чём читатель может сам убедиться, пройдя по указанной ссылке.
Рецензированные работы типичны для творчества авторов Стихиры. Это лирические произведения, ограниченные объёмом в несколько строф. Рецензент поставила перед собой просветительскую цель – помочь авторам в оптимальном совмещении формы и содержания.
Например, в стихотворении «Зимняя ночь» она пишет: «Хорошо бы всегда чётко представлять, что стоит за каждым твоим образом, чётко видеть картинку, которую ты показываешь, каким бы расплывчатым или опосредованным языком ты её ни создавал. И вот когда поэт не вполне чётко видит эту самую картинку – форма тут же начинает давать сбои, мстить, хотя и кажется вполне прочной». Мягкая манера подачи советов и замечаний оптимальна для восприятия нервным и самолюбивым поэтом и свидетельствует об опыте работы с читателями. Рецензент искренне радуется удачным работам в предложенной ей для рассмотрения коллекции. И вот как она пишет о своей находке – стихотворении «Шесть соток»: «Вот здесь удивительным образом, очень непринуждённо, я бы сказала – изящно, подаётся целый срез эпохи. Стихотворение длиной в жизнь. На мой взгляд, очень высокий уровень. Форма хороша, но она не бросается в глаза, нет швов – а отсутствие склеек и швов всегда признак живого. Много деталей, опознавательных знаков времени, выбор их произволен, словно автор выхватывает их из небытия своим уникальным волшебным фонариком – и они вспыхивают перед читателем, высвечиваются, будят память, будоражат самые потаённые, самые далеко запрятанные чувства, опрокидывают навзничь все эмоции, разбирают тебя по частям, как конструктор, и складывают уже обновлённым… В том и чудо, что поэт пользуется собственным набором слов, весьма субъективными событийными рядами – а читатель моментально узнаёт в них себя, слышит свою историю. Это, несомненно, талант – подобрать такой ключик, который будет подходить ко многим разным замочкам читательских душ. Ни «Полкан», ни «Хайф», ни «Иринка» не мешают читателю отстроить собственную картинку бытия, а в то же время в этих уточняющих деталях есть та самая правда жизни, которая так важна для полноценного художественного произведения. В этом ярком калейдоскопе стихотворения, сотканном из горечи и надежды, между бытийными складками запрятаны многие человеческие судьбы, чувствуется дыхание времени. И кажется, что стих написался сам, без чьего-либо участия – так легко уносит он тебя на своих волнах именно туда, о чём повествует.
Я думала, что не найду в этой подборке такого стихотворения, но – нашла. Здесь, собственно, нет ни формы, ни содержания, настолько они неразрывны, – есть сплошной праздник поэзии, торжество живого слова! С чем, собственно, всех нас и поздравляю».
Справедливости ради хочется поспорить с рецензентом применительно к её словам о стихотворении «Закрыв глаза»: «Меня могут обвинить в непрофессионализме, но я буду стоять на своём. Среди многих различных лакмусовых бумажек определения качества поэзии одна из самых проверенных и безотказных – мурашки по спине! Любое произведение искусства может или вызвать эти самые мурашки, или – увы. Это случается помимо твоей воли – когда что-то действительно цепляет внутри тебя за какой-то потаённый нерв, отзывается глубоко в сердце. Конечно, это происходит не просто так – всему «виной» особая точность выбора слов, особая лёгкость или плавность строки, особая выверенность всех составляющих стихотворения, особая, неповторимая, тревожащая интонация…
Данное стихотворение с первых же строк забирает внутрь себя, властно требует покориться. И не отпускает уже до самых последних слов. Такова власть всего подлинно прекрасного над нами! Есть над нами воля звука – он захватывает с первых слов, если волшебен, и разваливается, бренчит, если несовершенен. Здесь, на мой взгляд, – настоящее волшебство. Стихотворение пластично, эмоционально, изящно, упруго, авторски оригинально. Оригинально именно субъективизмом выхваченных картинок из огромного полотна жизни, именно выбором их, комплектацией мозаичных деталей. В этом всегда видится индивидуальность поэта, его живая воля. И повторить эту индивидуальность невозможно – ибо нет второго человека, обладающего той же палитрой впечатлений, тем же эмоционально-смысловым рядом ассоциаций. Тем и ценно это стихотворение – голосом своим и особостью. Такие стихи словно немного меняют структуру твоей души к лучшему, обогащают тебя».
Поспорить хочется по поводу пресловутых «мурашек» как критерия того, «зацепило» стихотворение читателя или – нет. На мой субъективный взгляд, стихи могут не «зацепить» по очень простой прозаической причине – из-за отсутствия необходимого рельефа на коре полушарий мозга читателя, т.е. «извилин», наличие которых предполагает наличие жизненного опыта, начитанности, хорошей практики размышлений о жизни, странствий, et cetera. Даже временная отвлечённость житейскими обстоятельствами может сделать читателя невосприимчивым к замечательным стихам! Хорошо, что аналогичные причины и обстоятельства не затруднили рецензента, и она отметила достоинства произведения!
Где-то близко к только что сказанному прозвучали слова отзыва о стихотворении «Родина моя, в часы печали...».
«Женская энергетика чувствуется сразу же – она выдаёт себя мягкостью и плавностью звучания ещё до слов «Вот и мне, стоящей у осоки…» Существует ли женская и мужская поэзия? Конечно же! Только эти понятия не идентичны понятиям «плохая» и «хорошая». Просто есть два взгляда на мир, два полушария, два полюса, инь и ян. Это ни хорошо и ни плохо само по себе. И сегодня женская поэзия приобрела особенную силу и красоту, нашла свой голос, завоевала любовь и признание читателя. Кажется, оставлен в прошлом и агрессивный мужской шовинизм по отношению к женщинам-поэтам. Женский взгляд на мир вышел из домашней гостиной, показал глубину своей особенной философии. И слава богу. Надеюсь, что джинна в бутылку обратно уже не загонишь. ))
Затаённо-глубинное стихотворение. И не только темой своей. Как раз эта тема сколь прекрасна, столь и опасна – можно так пересюсюкать, так пережалобить читателя, что собьёшь на лету птицу даже самого высокого полёта, даже в такой теме, как война. Но автору хватило целомудрия и вкуса не удариться в чрезмерный трагизм, не пойти по протоптанным дорожкам среднестатистических стихов о войне. Несколько знаковых упоминаний – таких, как рубцовская лирика, песни «Катюша», «Синий платочек» и гамзатовские «Журавли» – делают эти стихи подлинно русскими, российскими даже, по-настоящему народными».
Полностью согласен со словами о женской поэзии, занявшей в современной поэзии равное место с поэзией мужской. И восхищён словами о целомудрии и вкусе при разговоре о истинно кровоточащих вопросах современности. Очень отрадно признание достаточности только упоминания общеизвестных, ставших народными, песен без необходимости их цитирования.
*
На этом остановлюсь в надежде, что сказанное побудит обратиться непосредственно к публикации Валерии Салтановой. Поздравляю нас всех с появлением ещё одного бережного специалиста-рецензента на нашем сайте Стихи.ру.

Сергей Таллако   22.09.2019 15:09     Заявить о нарушении
Сергей, большое спасибо за такую замечательную поддержку! Прочитала Ваш отзыв — и аж самой понравились некоторые мысли в Ваших цитатах)) Не зря я тогда так тщательно поработала. Спасибо авторам, ведь именно благодаря их стихам все эти умные мысли пришли в мою голову.

С благодарностью

Валерия Салтанова   23.09.2019 01:30   Заявить о нарушении
Сергей, присоединяюсь к Вам.
Думаю, не то что лишне, а очень даже нужно сказать и повторить доброе слово подвижнику своего дела (а Валерия именно из этой стремительно вымирающей когорты славных), высокому профессионалу и вообще прекрасному и щедрому – на время, на знания, на душевные силы – человеку. Ещё и терпеливому как-то даже библейски – иной раз, читая диалоги с... академиками поэзии, диву давалась этому бесконечному терпению, умению найти нужные слова, доброжелательности...
Спасибо Вам за Валерию, Сергей.

Илина Гумер   23.09.2019 13:43   Заявить о нарушении
Дорогая Илина, мы с вами познакомились в не лучшем месте и в не лучшее время. Создателей сайта интересует не качество русской литературы, а духовное состояние массы его пользователей.
Поэтому мы с вами не найдём в перечне жанров публикаций пользователей» позиции: «рецензионная статья» или «критический анализ произведения». Мне уже приходилось писать, что в старину, чтобы узнать настроения в городе, шли на базар, а не в местную академию: важна была информация, а не литературная чистота её изложения. Я не вдавался в причины выбора упомянутых 29 стихотворений, не интересовался побуждениями тех, кто поставил перед Валерией задачу их анализа. Но мы с вами с удовольствием видим, что лучшие традиции критического рецензирования, известные со времён Белинского, живы и могут украсить репутацию сайта – стоить этого захотеть.
Я на сайте с 2005 года и свидетельствую, что заинтересованных в повышении своего мастерства не уменьшилось в наши дни. Нет, как и тогда, массового оповещения о существовании литературных аналитиков, к каковым я причисляю и Валерию Салтанову. Мы узнаём о них достаточно случайно.
Сергей

Сергей Таллако   23.09.2019 16:17   Заявить о нарушении
Не стоить, а стоит. Извините!

Сергей Таллако   24.09.2019 11:41   Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте! Вы поднимаете очень серьёзную и больную тему. "Времена не выбирают", как известно )) Сайт этот вообще коммерческий, что и не скрывается, и наивно ждать от него выполнения высокой миссии. Но он даёт нам возможность, пусть и путём блужданий, находить то, что мы ищем, и тех, кого мы ищем.
Рада знакомству с Вами!

Илина Гумер   24.09.2019 13:42   Заявить о нарушении
Илина, привет!
Мысль «Сайт этот вообще коммерческий, что и не скрывается, и наивно ждать от него выполнения высокой миссии,» - не совсем точна, с моей точки зрения. Сошлюсь на практику Голливуда. Это корпорация коммерческая, но «заточенная» на производство высококачественных фильмов, приносящих весомые кассовые сборы. Зарабатывать на честолюбии начинающих поэтов, издавая их творения в малотиражных альманахах за их деньги, вместо стимулирования «стихирян» к созданию высококачественных произведений, их отбора, издания и последующей продажи в книжных магазинах с отчислениями от выручки в пользу сайта и в качестве гонорара авторам? - Почему нет этой тенденции к воспитанию своей поэтической элиты? В этом деле такие как Валерия Салтанова могли бы оказаться крайне полезными. Я учитываю, что «времена не выбирают, в них живут и умирают».
Сергей

Сергей Таллако   24.09.2019 16:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сетевой Клуб Поэтов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Таллако
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.09.2019