Рецензии на произведение «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой»

Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

Здравствуйте, Валерия! С огромным и неослабевающим интересом прочла Ваш экспертный обзор 29 стихотворений. Меня поразил Ваш безукоризненный вкус и слух при разборе таких разных по форме, замыслу и воплощению стихов и, несмотря на высокую планку Вашего профессионализма, как критика, порадовала объективность и доброта высказываемых Вами суждений. Ваш труд заслуживает самой высокой оценки.
С глубоким уважением и благодарностью,

Виктория Волина   26.09.2021 01:32     Заявить о нарушении
Виктория, огромное Вам спасибо за внимание и высокую оценку моего обзора!
Как раз завтра открывается на этой площадке моя мастерская, где я с удовольствием проведу мастер-классы одного стихотворения любому желающему. Приглашаю и Вас принять участие.

С благодарностью

Валерия Салтанова   26.09.2021 01:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

Какая большая работа проделана! На мой взгляд очень профессиональный разбор каждого стихотворения.

Дмитрий Зотов 07   20.10.2020 15:17     Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо Вам большое за Ваше внимание и высокую оценку!

Валерия Салтанова   20.10.2020 21:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

Очень интересно было прочитать,вспоминаешь и свои ошибки . Вы правильно сделали что мы все можем это прочитать,тем более на стихи.ру.

Вальдемар Урбан   25.07.2020 16:43     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо большое за прочтение и отклик! Я рада, что такие разборы ошибок помогают даже после конкурсов.

С признательностью

Валерия Салтанова   25.07.2020 21:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

Валерия, здравствуйте!
Первая ассоциация по прочтению вашего высшего качества разбора полётов, что вы - безмерно добрый и терпеливый родитель, мама пёстрой пишущей братии, здесь собравшейся.
Колоссальный, невероятно интересный труд. Смаковала музыку текста, возвращалась, перечитывала, кивала головой, соглашаясь, хлопала в ладоши, радуясь вместе с вами поэтическим авторским удачам, переживала за знакомые тексты, ожидая вердикты. Кстати, один из них - Рисующий акварелью, рождался построчно на моих глазах, так что за него - особенно.
Может ли критика быть не только профессиональной, но и талантливой? Несомненно! И ваше эссе - яркий пример.
Спасибо вам огромнейшее!!!

Ирина Суворова 4   18.01.2020 10:08     Заявить о нарушении
Дорогая Ирина, спасибо огромное за высокую оценку моей критики! А главное, за то, что радовались и переживали вместе со мной - потому что я и сама писала этот разбор не равнодушным сердцем, а от всей души, болея за каждого. Мне кажется, только любя что-то, можно достичь действительно каких-то высот в деле. Наверное, в этом и секрет того, что написанное откликается в других.
Вообще, Вы меня меня несказанно окрылили!

С благодарностью

Валерия Салтанова   25.01.2020 00:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

О новом рецензенте на Стихи.ру
При дефиците примеров качественного рецензирования приятной находкой для автора оказалась публикация: «Сетевой Клуб Поэтов. Экспертный обзор Валерии Салтановой». http://www.stihi.ru/2019/04/04/2473
Перед Валерией Салтановой – поэтом, литературным критиком, членом Союза писателей России – возникла задача прорецензировать 29 стихотворений, написанных авторами нашего сайта. Она эту задачу, на мой взгляд, успешно выполнила, в чём читатель может сам убедиться, пройдя по указанной ссылке.
Рецензированные работы типичны для творчества авторов Стихиры. Это лирические произведения, ограниченные объёмом в несколько строф. Рецензент поставила перед собой просветительскую цель – помочь авторам в оптимальном совмещении формы и содержания.
Например, в стихотворении «Зимняя ночь» она пишет: «Хорошо бы всегда чётко представлять, что стоит за каждым твоим образом, чётко видеть картинку, которую ты показываешь, каким бы расплывчатым или опосредованным языком ты её ни создавал. И вот когда поэт не вполне чётко видит эту самую картинку – форма тут же начинает давать сбои, мстить, хотя и кажется вполне прочной». Мягкая манера подачи советов и замечаний оптимальна для восприятия нервным и самолюбивым поэтом и свидетельствует об опыте работы с читателями. Рецензент искренне радуется удачным работам в предложенной ей для рассмотрения коллекции. И вот как она пишет о своей находке – стихотворении «Шесть соток»: «Вот здесь удивительным образом, очень непринуждённо, я бы сказала – изящно, подаётся целый срез эпохи. Стихотворение длиной в жизнь. На мой взгляд, очень высокий уровень. Форма хороша, но она не бросается в глаза, нет швов – а отсутствие склеек и швов всегда признак живого. Много деталей, опознавательных знаков времени, выбор их произволен, словно автор выхватывает их из небытия своим уникальным волшебным фонариком – и они вспыхивают перед читателем, высвечиваются, будят память, будоражат самые потаённые, самые далеко запрятанные чувства, опрокидывают навзничь все эмоции, разбирают тебя по частям, как конструктор, и складывают уже обновлённым… В том и чудо, что поэт пользуется собственным набором слов, весьма субъективными событийными рядами – а читатель моментально узнаёт в них себя, слышит свою историю. Это, несомненно, талант – подобрать такой ключик, который будет подходить ко многим разным замочкам читательских душ. Ни «Полкан», ни «Хайф», ни «Иринка» не мешают читателю отстроить собственную картинку бытия, а в то же время в этих уточняющих деталях есть та самая правда жизни, которая так важна для полноценного художественного произведения. В этом ярком калейдоскопе стихотворения, сотканном из горечи и надежды, между бытийными складками запрятаны многие человеческие судьбы, чувствуется дыхание времени. И кажется, что стих написался сам, без чьего-либо участия – так легко уносит он тебя на своих волнах именно туда, о чём повествует.
Я думала, что не найду в этой подборке такого стихотворения, но – нашла. Здесь, собственно, нет ни формы, ни содержания, настолько они неразрывны, – есть сплошной праздник поэзии, торжество живого слова! С чем, собственно, всех нас и поздравляю».
Справедливости ради хочется поспорить с рецензентом применительно к её словам о стихотворении «Закрыв глаза»: «Меня могут обвинить в непрофессионализме, но я буду стоять на своём. Среди многих различных лакмусовых бумажек определения качества поэзии одна из самых проверенных и безотказных – мурашки по спине! Любое произведение искусства может или вызвать эти самые мурашки, или – увы. Это случается помимо твоей воли – когда что-то действительно цепляет внутри тебя за какой-то потаённый нерв, отзывается глубоко в сердце. Конечно, это происходит не просто так – всему «виной» особая точность выбора слов, особая лёгкость или плавность строки, особая выверенность всех составляющих стихотворения, особая, неповторимая, тревожащая интонация…
Данное стихотворение с первых же строк забирает внутрь себя, властно требует покориться. И не отпускает уже до самых последних слов. Такова власть всего подлинно прекрасного над нами! Есть над нами воля звука – он захватывает с первых слов, если волшебен, и разваливается, бренчит, если несовершенен. Здесь, на мой взгляд, – настоящее волшебство. Стихотворение пластично, эмоционально, изящно, упруго, авторски оригинально. Оригинально именно субъективизмом выхваченных картинок из огромного полотна жизни, именно выбором их, комплектацией мозаичных деталей. В этом всегда видится индивидуальность поэта, его живая воля. И повторить эту индивидуальность невозможно – ибо нет второго человека, обладающего той же палитрой впечатлений, тем же эмоционально-смысловым рядом ассоциаций. Тем и ценно это стихотворение – голосом своим и особостью. Такие стихи словно немного меняют структуру твоей души к лучшему, обогащают тебя».
Поспорить хочется по поводу пресловутых «мурашек» как критерия того, «зацепило» стихотворение читателя или – нет. На мой субъективный взгляд, стихи могут не «зацепить» по очень простой прозаической причине – из-за отсутствия необходимого рельефа на коре полушарий мозга читателя, т.е. «извилин», наличие которых предполагает наличие жизненного опыта, начитанности, хорошей практики размышлений о жизни, странствий, et cetera. Даже временная отвлечённость житейскими обстоятельствами может сделать читателя невосприимчивым к замечательным стихам! Хорошо, что аналогичные причины и обстоятельства не затруднили рецензента, и она отметила достоинства произведения!
Где-то близко к только что сказанному прозвучали слова отзыва о стихотворении «Родина моя, в часы печали...».
«Женская энергетика чувствуется сразу же – она выдаёт себя мягкостью и плавностью звучания ещё до слов «Вот и мне, стоящей у осоки…» Существует ли женская и мужская поэзия? Конечно же! Только эти понятия не идентичны понятиям «плохая» и «хорошая». Просто есть два взгляда на мир, два полушария, два полюса, инь и ян. Это ни хорошо и ни плохо само по себе. И сегодня женская поэзия приобрела особенную силу и красоту, нашла свой голос, завоевала любовь и признание читателя. Кажется, оставлен в прошлом и агрессивный мужской шовинизм по отношению к женщинам-поэтам. Женский взгляд на мир вышел из домашней гостиной, показал глубину своей особенной философии. И слава богу. Надеюсь, что джинна в бутылку обратно уже не загонишь. ))
Затаённо-глубинное стихотворение. И не только темой своей. Как раз эта тема сколь прекрасна, столь и опасна – можно так пересюсюкать, так пережалобить читателя, что собьёшь на лету птицу даже самого высокого полёта, даже в такой теме, как война. Но автору хватило целомудрия и вкуса не удариться в чрезмерный трагизм, не пойти по протоптанным дорожкам среднестатистических стихов о войне. Несколько знаковых упоминаний – таких, как рубцовская лирика, песни «Катюша», «Синий платочек» и гамзатовские «Журавли» – делают эти стихи подлинно русскими, российскими даже, по-настоящему народными».
Полностью согласен со словами о женской поэзии, занявшей в современной поэзии равное место с поэзией мужской. И восхищён словами о целомудрии и вкусе при разговоре о истинно кровоточащих вопросах современности. Очень отрадно признание достаточности только упоминания общеизвестных, ставших народными, песен без необходимости их цитирования.
*
На этом остановлюсь в надежде, что сказанное побудит обратиться непосредственно к публикации Валерии Салтановой. Поздравляю нас всех с появлением ещё одного бережного специалиста-рецензента на нашем сайте Стихи.ру.

Сергей Таллако   22.09.2019 15:09     Заявить о нарушении
Сергей, большое спасибо за такую замечательную поддержку! Прочитала Ваш отзыв — и аж самой понравились некоторые мысли в Ваших цитатах)) Не зря я тогда так тщательно поработала. Спасибо авторам, ведь именно благодаря их стихам все эти умные мысли пришли в мою голову.

С благодарностью

Валерия Салтанова   23.09.2019 01:30   Заявить о нарушении
Сергей, присоединяюсь к Вам.
Думаю, не то что лишне, а очень даже нужно сказать и повторить доброе слово подвижнику своего дела (а Валерия именно из этой стремительно вымирающей когорты славных), высокому профессионалу и вообще прекрасному и щедрому – на время, на знания, на душевные силы – человеку. Ещё и терпеливому как-то даже библейски – иной раз, читая диалоги с... академиками поэзии, диву давалась этому бесконечному терпению, умению найти нужные слова, доброжелательности...
Спасибо Вам за Валерию, Сергей.

Илина Гумер   23.09.2019 13:43   Заявить о нарушении
Дорогая Илина, мы с вами познакомились в не лучшем месте и в не лучшее время. Создателей сайта интересует не качество русской литературы, а духовное состояние массы его пользователей.
Поэтому мы с вами не найдём в перечне жанров публикаций пользователей» позиции: «рецензионная статья» или «критический анализ произведения». Мне уже приходилось писать, что в старину, чтобы узнать настроения в городе, шли на базар, а не в местную академию: важна была информация, а не литературная чистота её изложения. Я не вдавался в причины выбора упомянутых 29 стихотворений, не интересовался побуждениями тех, кто поставил перед Валерией задачу их анализа. Но мы с вами с удовольствием видим, что лучшие традиции критического рецензирования, известные со времён Белинского, живы и могут украсить репутацию сайта – стоить этого захотеть.
Я на сайте с 2005 года и свидетельствую, что заинтересованных в повышении своего мастерства не уменьшилось в наши дни. Нет, как и тогда, массового оповещения о существовании литературных аналитиков, к каковым я причисляю и Валерию Салтанову. Мы узнаём о них достаточно случайно.
Сергей

Сергей Таллако   23.09.2019 16:17   Заявить о нарушении
Не стоить, а стоит. Извините!

Сергей Таллако   24.09.2019 11:41   Заявить о нарушении
Сергей, здравствуйте! Вы поднимаете очень серьёзную и больную тему. "Времена не выбирают", как известно )) Сайт этот вообще коммерческий, что и не скрывается, и наивно ждать от него выполнения высокой миссии. Но он даёт нам возможность, пусть и путём блужданий, находить то, что мы ищем, и тех, кого мы ищем.
Рада знакомству с Вами!

Илина Гумер   24.09.2019 13:42   Заявить о нарушении
Илина, привет!
Мысль «Сайт этот вообще коммерческий, что и не скрывается, и наивно ждать от него выполнения высокой миссии,» - не совсем точна, с моей точки зрения. Сошлюсь на практику Голливуда. Это корпорация коммерческая, но «заточенная» на производство высококачественных фильмов, приносящих весомые кассовые сборы. Зарабатывать на честолюбии начинающих поэтов, издавая их творения в малотиражных альманахах за их деньги, вместо стимулирования «стихирян» к созданию высококачественных произведений, их отбора, издания и последующей продажи в книжных магазинах с отчислениями от выручки в пользу сайта и в качестве гонорара авторам? - Почему нет этой тенденции к воспитанию своей поэтической элиты? В этом деле такие как Валерия Салтанова могли бы оказаться крайне полезными. Я учитываю, что «времена не выбирают, в них живут и умирают».
Сергей

Сергей Таллако   24.09.2019 16:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

Размер в "Предвкушении счастья" (седьмое стихотворение) - не амфибрахий.

Стихотворение "Рисующий акварелью" написано с рифмовкой строк 1-5-2-6-3-7-4-8. Есть неудачные рифмы, но при разборе этого стихотворения странно видеть рассуждения о белом стихе.

Александр Ять   20.08.2019 16:14     Заявить о нарушении
Александр, конечно, не амфибрахий, а анапест, это я там зарапортовалась.
По поводу "Рисующего акварелью" я как раз и говорю, что стих и не белый, и не рифмованный, так как рифмы во многих местах настолько слабы, что кажется, что их и нет. В связи с этим лучше уж или без рифм вовсе сделать, или усилить рифмы. Так что мы не противоречим с Вами друг другу. Потому я и сказала, каким, на мой взгляд, должен быть полноценный белый стих, что я его здесь не вижу. Но и рифмованного не вижу.
Спасибо за внимательность, въедливость и неравнодушие!

Валерия Салтанова   25.08.2019 02:20   Заявить о нарушении
Пожалуйста! Спасибо за ответ, особенно за Ваше видение стихотворения "Рисующий акварелью"!

Александр Ять   12.11.2019 19:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «А3. Экспертный обзор Валерии Салтановой» (Сетевой Клуб Поэтов)

Уважаемая Валерия,здравствуйте! Несколько раз брался прочитывать статью и, каждый раз прерывая чтение, сетовал на отсутствие времени. Работа грандиозная,выверенная... Отмечена читательским вниманием и по достоинству оценена читателем. Мне хочется отметить её полезность и высокий профессиональный уровень.Меткими приёмами и ровным стилем казалось неискушенного исследователя озвучены стихи поэтов . Найдены авторы "единственного и неповторимого"(The one and only). Конечно,сочинители стихов "Волхвы" и "Шесть соток". В оценках присутствует мягкая непреклонная "жесткость", когда в словосочетаниях проскальзывают фальшивые нотки. Чувствительность абсолютного музыкального слуха не подводит Вас ни в одном из случаев. Такой дар называют бесценным, он настроен слышать гармонию слова , чувствовать образ , понимать совершенство стиля.

Век живи-век учись.С таким посылом изучаю Вашу страничку.

Я всегда испытываю чувство определенной неловкости, когда приходится писать "хорошую" рецензию на стихи того или иного автора, слог которого явно не дотягивает до похвалы, ведь в самокритичности оппоненты бывают весьма капризны и обидчивы. Если честно,то озвучивать рецензии на коллег, это ещё та заноза в известной части тела. У Вас получается отлично, Вы умело находите слова, легко и убедительно играете ими , сочетая в равных пропорциях логику и эмоции.

С признательностью,Владимир

Владимир Иксанов   18.06.2019 23:55     Заявить о нарушении
Владимир, с благодарностью прочитала Ваш отзыв.
Вы знаете, иногда очень нужны вот такие слова поддержки от человека, глубоко и серьёзно разбирающегося и в поэзии, и в литературоведении. Фиксирование результата просто необходимо, чтобы двигаться дальше, понимать, как отзывается в людях твоя работа, твои определённые усилия. Вы очень серьёзно прочитали мой обзор, что вызывает и мою признательность, и, несомненно, уважение.
Что касается переписки с авторами разного уровня, то действительно, менее всего хочется кого-то обижать, но и перехваливать нельзя тех, кто ещё способен к росту. Тут важен принцип "не навреди". Кто-то нуждается в серьёзной поддержке, кто-то — в волшебном пинке, а кому-то нужно просто доброе слово... Тут мне помогает большой опыт работы с молодыми (и не только!) авторами в литературном объединении и на всевозможных мастер-классах, которые я вела.
Кстати, труднее всего принимать не критику или напутствия, а именно искреннюю похвалу. Учусь это делать не смущаясь, лишь находя в одобрении точку опоры для новых задумок и дел.

Спасибо огромное!


Валерия Салтанова   20.06.2019 23:26   Заявить о нарушении