Рецензия на «о песне Перемен и клиповом мы шлении» (Борис Голутвин)

(1) Судя по всему, знания закладываемые со школьной скамьи (хотя моя первая учительница по Русскому языку и литературе, А. Н. Сметанина, в отличие от других учителей по этим же предметам, никогда не приводила "в дидактических целях" русскую поговорку "Повторенье - мать ученья", зная о завершающем фрагменте: "утешенье дураков"), ещё в советскую эпоху, культивировали это клиповое восприятие информации.

(2) г-н Соловьёв в своих интервью и пробах пера разливается о "неизвестном ему цо'е-мо'е, кине-вине-домине", которого он, ̶с̶а̶м̶ ̶с̶е̶б̶е̶ ̶р̶е̶ж̶и̶с̶с̶ё̶р̶ , снявший к тому времени известный всем шедевр "Чужая, белая, рябой", выбирал "для массовки". http://m.youtube.com/watch?v=JVRCbBhMsSM
Неизвестное тогда слово инфоповод, тем не менее, не изменило чутью г-на Соловьёва и если для просмотра продукции "Чужая, белая, рябой", "арендовались солдаты", то "Асса", благодаря, только и исключительно, В. Цою, не провалилась в прокате. На мой взгляд, заинтересованность г-на Соловьёва в В. Цое раскрыта в нескольких словах музой последних трех лет жизни В. Цоя, Н. Разлоговой: "Песня оказалась вконце вполне естественно, потому что это должно заставить зрителя досидеть до конца фильма, так как В. Цой в титрах идет четвертым, то есть на уровне исполнителя главных ролей, то люди, конечно, будут ждать его появления; если песню пустить в начале, то вдруг они уйдут. А так они будут сидеть до самого конца, наконец увидят его, и уйдут только после этого. То есть этим обеспечивается касса". Примечательна, на мой взгляд, фонетическая и фонематическая связь между "кассой" и "Ассой", по всей видимости, на завершающем этапе выпуска продукции г-ом Соловьёвым, потерявшей согласную "к".

г-н Шолохов, берущий интервью у В. Цоя.
- С. Соловьёв ... сказал серьезным людям - социологам, искусствоведам, киноведам - о том, что когда на картину "Чужая, белая, рябой", устроенной (неразборчиво), нужно было собрать народ, то арендовали специально солдат, для того... на всякий случай - а вдруг не придет зритель. Но когда ему понадобилось созвать стотысячную массовку на концерт Цоя...
В. Цой (поправляя г-на Шолохова)
- Не сто, десяти.
г-н Шолохов.
- Десятитысячную, да.
Дальше г-н Шолохов скатывается в полнейшую ахинею, говоря, что В. Цой согласился на предложение о сборе массовки при одном условии: "Обеспечьте милицию", на что лидер группы "Кино", с терпением, достойным лучшего применения, ответил, что не ставил никаких условий и никогда не был самоуверенным относительно возможности собрать большое количество зрителей, единственно, понадеявшись, что те, кому нравится творчество группы "Кино" придут на концерт. http://m.youtube.com/watch?v=tgf42-azgtI

(3) Хотя Сам В. Цой не считал "Перемен" "песней протеста", о чём говорит в начале интервью. http://m.youtube.com/watch?v=tgf42-azgtI

(4) Константинополь понимался как новый или второй Рим, провозглашение Москвы новым Константинополем открывало возможность ее восприятия в качестве третьего Рима.
Однако Константинополь был не только «новым Римом», он был также и «новым Иерусалимом» (см.: Дёльгер, 1937, с. 13 и сл.; Штупперих, 1935, с. 338-339; Стремоухов, 1970, с. 120) в качестве нового Рима Константинополь воспринимался как столица мировой империи, в качестве нового Иерусалима — как святой, теократический город. Обе эти идеи оказываются актуальными для русского культурного сознания — обе они находят воплощение в осмыслении Москвы как «нового Константинополя». Существенно при этом, что Москва сначала понимается как новый Иерусалим, а затем — уже на этом фоне — как новый Рим, т. е. теократическое государство становится империей (а не наоборот!).
[...] в первоначальной редакции «Изложения пасхалии» (редакции митрополита Зосимы) Константинополь именуется «новым Иерусалимом», а Москва объявляется новым Константинополем; иными словами, здесь эксплицитно подчеркнута связь Москвы именно с Иерусалимом (тогда как связь с Римом может лишь домысливаться). Выражение «новый Иерусалим» восходит к Апокалипсису (Откр. III, 12; XXI, 2) и в то же время непосредственно ассоциируется с пасхальным песнопением («Светися, светися, новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. . . »); соответственно, это выражение имеет сакральный смысл — оно объединяет апокалиптическую идею Второго Пришествия с пасхальной идеей Воскресения, обновления; все это вписывается в космологическую картину мира и, вместе с тем, вполне отвечает эсхатологическим ожиданиям, об условившим появление рассматриваемого нами текста. «Новый Иерусалим» понимается в Апокалипсисе как «невеста Агнца» (Откр. XXI, 9), которая противопоставляется Вавилонской блуднице: «новый Иерусалим» как святой град, олицетворяющий верную церковь Христову, противопоставлен древнему Вавилону как олицетворению церкви неверной; достойно внимания при этом, что в новозаветном тексте языческий Рим может именоваться Вавилоном (I Петр V, 13). с. 154-155) Таким образом, соотнесение Москвы с Иерусалимом имеет очевидные сакральные корни [...].
Б. А. Успенский. Избранные труды. Том I. М.; 1996. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим». стр. 87, 92-93.

(5) - Этот процесс необратим, еще Лев Давидович Троцкий предвидел разложение партии и термидор. Наша с вами стратегическая задача - восстановить истинный социализм, избавившись ото всех наслоений прошлого. - А вы уверены, что он нужен нашему народу, Юрий Владимирович? - позволил я себе некоторую идеологическую дерзость. - Я убежден в том, что эта страна создана для коллективного общежития. Большинство народа может жить не иначе как за счет энергичного и талантливого меньшинства. Эту массу невозможно заставить работать, более того, она сразу начинает бунтовать. Какой выход? Уничтожить почти весь народ? Но это сталинщина! Остается единственное: создать новое общество. - Извините меня за откровенность, Юрий Владимирович, но ваши первые шаги на ниве генсека, на мой взгляд, не ведут ни в малейшей степени к этому. Неужели вы думаете, что, ловя на улице бездельников, и строго учитывая время прихода на работу, мы подвигнем людей на строительство социализма? А ваше решение о снижении цены на водку, завоевавшее популярность в народе... - Цинично? - спросил Андропов, улыбаясь. - Да! - воспалился я. - Вы уяснили нашу стратегическую задачу, но пока не поняли пути ее достижения. Система умерла, и восстановить ее невозможно, да и не надо, зачем нам нужен живой труп? Задача состоит в том, чтобы окончательно уничтожить ее и построить на ее месте истинный социализм, который поддерживал бы весь народ! Весь народ, причем на свободных выборах! - Признаться, Юрий Владимирович, я не совсем вас понимаю. Не будет ли это опасной маниловщиной - поверить в социалистический энтузиазм народа?

- Вот тут мы и переходим к сути операции. Любовь к социализму вырастет у нас из ненависти к капитализму. Поэтому вам поручается составить план внедрения капитализма в СССР, причем не мягкого, шведского социал-демократического типа. Мы должны ввергнуть страну в дикий, необузданный капитализм, где царит закон джунглей. Председатель внимательно посмотрел на меня. - Я все понял, Юрий Владимирович. Но не слишком ли это будет большим испытанием для нашего народа? - Конечно, невероятно большим, но иного пути нет! Неужели вы считаете, что наша жалкая пропаганда может пробудить ненависть к капитализму? Только собственная практика. Для того чтобы прочувствовать пирог, его нужно съесть - это еще папаша Фридрих (он имел в виду Энгельса.-Авт.) писал.

Борис Голутвин   20.05.2019 22:12     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Голутвин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Голутвин
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.05.2019