Рецензия на «Интуиция, или мастерство?» (Маштаков)

Дискуссия под статьёй характерная, типичная.
Привычно высветила два непримиримых подхода.

1. "Стихосложение по закону, по шаблону", качество стихотворений определяется качеством соблюдения стандартизированной формы. "Цеховой", ремесленный подход от "табуреточных" мастеров.

2. "Поэзия - высшая форма красоты, особый вид творческого взаимодействия подсознания с реальностью, которое осуществляется мимо сознания". Подход к творчеству от его содержания, форма - вторична. Подход от мастеров скрипичного дела.

Первый подход до сих пор доминирующе-подавляющий.

Иван Иванченко 2   19.02.2019 09:41     Заявить о нарушении
То что, споры ведутся, показывает, что проблема существует. И она не проста.
Откуда берётся мастерство, к которому все стремятся? По какому пути следовало бы к нему идти? Что посоветовать начинающим авторам? И можно ли советовать, или разумнее пустить творчество автора на самотёк? Реальна ли, и чем полезна "поэтическая школа"? Не нивелирует ли она поэтическое творчество?

Поскольку "поэтические школы" всё-таки существуют, наверное, они чем-то полезны. Можно общаться, можно развивать свою эрудицию, можно кое-что перенимать у других.
А в отношении следования канонам, разумеется, нужно иметь свою голову на плечах.

Как можно выработать свой собственный подход к поэтическому творчеству? Приведу выдержку из дискуссии, возникший в другом месте -

//Меня также порадовал Ваш образ - шагать, с осторожностью поднимая и ставя ногу, задаваясь каждый раз вопросом - а туда ли я ногу поставил? Именно в таком стиле проходит любое научное исследование.
Конечно, творчество это не научное исследование, но в нём также очень важна точность - точность рифмы, точность высказывания, точность мазка краски на холсте. Тут тоже нужно тщательное обдумывание. Это постоянное обдумывание постепенно переходит в навык, становится быстрым и даже незаметным для художника.
И таким образом на первоначальной почве обдумывания формируется мастерство.
Так, мне кажется, происходит развитие художественных способностей.// Д.М.

Маштаков   19.02.2019 09:49   Заявить о нарушении
Научно-техническое и литературное творчество имеют гораздо больше общего, чем принято считать.
Сначала основательное обучение, а потом надо это обучение "забыть", чтобы груз "академичности" не мешал идти своей дорогой.
Те, кто не смог, (или вернее, побоялся) выйти из "академизма", пополнят цех "ремесленников" от литературы (или науки). И не более. Тем не менее, побеждают в "конкурсах", становятся "лауреатами", "дипломантами", и так далее.
Те, кто оторвался, могут открыть любые неизведанные вершины. А могут и не открыть. И в науке отрицательный результат далеко не всегда является неудачей на пути исследования.
Обучение - нужная вещь. "Муза" вполне программируема, но результат непредсказуем. Ни по времени появления, ни по качеству.
Иногда могут пройти годы, или даже десятилетия.
И в науке-технике и в искусстве, лучшие решения, лучшие результаты, как правило, получаются путём "туннельного эффекта" - озарения.
Остаётся только сожалеть, что до сих пор подавляющее количество стихотворений "штампуются" милллионами в стиле "мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...". В котором поэтики ноль, или незначительные следы.
Вот пусть и решает начинающий, какой выбрать из этих двух путей.

Иван Иванченко 2   19.02.2019 10:24   Заявить о нарушении
Я предполагаю, что так называемые "твёрдые формы", пользуются популярностью ещё и потому, что позволяют без особых помех вкладывать в стихи достаточно прозаические рассуждения, оттеняя в них ту поэтическую глубину, которая в них есть.
Вот автор, использующий сонетную форму - http://www.stihi.ru/avtor/uiman
А вот автор, склонный к лаконичным японским формам - http://www.stihi.ru/avtor/neut2
И читать стихи обоих очень даже интересно.
Онегинская строка, придуманная Пушкиным, тоже позволяет успешно реализовать вроде бы прозаическое содержание. Потому твёрдые формы и популярны.
Что это за такая особенность твёрдых форм, не совсем понятно. Может быть они снимают с автора обязанность демонстрировать свою оригинальность там, где его об этом не просят?

Маштаков   20.02.2019 01:40   Заявить о нарушении
Вполне понятно - реализуется привычное читательское ожидание.
Он искал сонет, пришёл, ознакомился с типичным сонетом, который без всяких затей, вполне ожидаем, от первой строки до последней предсказуем.
Потребитель, читая этикетку на упаковке пищевого продукта, находится примерно в такой же ситуации. Вот и весь секрет популярности таких текстов.
Вот только прозаических текстов в стихотворном виде (а-ля Пушкин) создано десятки миллионов.
Не скучно ли по-писательски и по-читательски миллионный раз жевать давно пережёванное?
Со вторым автором ознакомлюсь более подробно.
Японская поэзия очень трудный жанр, если относиться к ней серьёзно.


Иван Иванченко 2   20.02.2019 08:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Маштаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Иван Иванченко 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.02.2019