Рецензия на «В гостях у Феликса» (Большой Литературный Клуб)
Здравствуйте, Феликс! Буду признателен, если глянете мой январь февраль http://www.stihi.ru/2019/01/10/2929 январь февраль успеем насладиться горючих слёз где дым а где огонь в тяжёлом сне везёт никулинвицин двух моргунов на дальний полигон тудых тудах железней нет дороги пыхтит труба последнее прости воздушный след прокуренной тревоги кому труба а мы летим летим туда где свет величие и слава где долг и честь другие миражи и лысый чёрт и ангел многоглавый январь февраль скорее бы дожить ни встать ни лечь носы к окну примёрзли скребут ресницы мутное стекло мелькает свет и чахлые берёзы летят туда где всё белым бело Александр Ра 2 12.01.2019 15:51 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Не могу не вспомнить, после прочтения Вашего стихотворения, слова М.Бахтина, записанные им в тридцатые годы прошлого века: Каждая вещь имеет два имени — высокое и низкое. В последствии он расширил и углубил эту идею в книге о Рабле, представив историю культуры, как борьбу двух начал, высокого и низкого. Но сама постановка вопроса восходит к учению Гегеля о борьбе и единстве. Я пишу это для того, чтобы сказать, борьба и единство предполагает пересечение в точке, где одно переходит в другое. Разумеется, это - старая новость, но я посчитал необходимым именно так начать беглый разбор Вашего текста. В нём я углядел именно эту тенденцию. Начав с комичного обыгрывания путешествия веселой троицы, Вы постепенно переходите на отчасти высокий стиль. туда где свет величие и слава где долг и честь другие миражи и лысый чёрт и ангел многоглавый Лично я, вместо многоглавого ангела поставил бы величавый, но это из-за того, что в своих стихах я стараюсь пользоваться реализмом, как фильтром, линзой, через которую проходит весь доступный мне мир. По-моему, сочетание лысого с величавым будет достаточным, для поддержания гротескного тона. С другой стороны, многоглавый тоже может оказаться лысым. Крайне важно, что Вы не забыли о дополнении, миражи. Не хочу разбираться, что это - дань девяностым, озвученным Кибировым, Приговым и Иртеньевым, или отсыл к западной социальной антропологии, хоть мне бы больше понравилось второе, главное, что в этом стихотворении соблюден принцип необходимого и достаточного, принцип, который позаимствован из математической логики, но которого порой так не хватает некоторым образчикам изящной словесности. Еще меня остановила прокуренная тревога, подумалось, что авторская хватка не слаба, но тороплива, а зря, ведь поезд не должен выбиваться из графика. Вспомнились стихи Пастернака по ж/д поводу, там ведь тоже есть кое-что о ж/д расписани, которое он сравнивает, знаю удивитесь))), со Священным писанием. Мигая, моргая, но спят где-то сладко, И фата-морганой любимая спит Тем часом, как сердце, плеща по площадкам, Вагонными дверцами сыплет в степи. В этом отрывке нету писания, но зато есть след в пространстве от, спешащего навстречу судьбе, локомотива. Генезис Вашего образа понятен, прокуренные тамбуры, один из дурацких объектов моей ностальгии, но гипербола не имеет достаточного основания. И последнее. Ваш финал, прошлое, как бело снежная замять, как tabula rasa. И тут, по-моему, следует вспомнить другой артефакт, Постой, паровоз, не стучите колеса... Признаться, это сразу приходит на ум, когда речь заходит о Гайдаевской троице. Вы помните текст? На всякий случай, я приведу его кусочек, бытующий в народе, но не попавший в фильм. А если заметит тюремная стража, Тогда я, мальчишечка, пропал. Тревога и выстрел, и вниз головою Под стену тюремную упал. Тревога и выстрел, и вниз головою Под стену тюремную упал. Этот вариант вызывает сомнения у исследователей, но мне кажется, что даже, если это стилизация, то стилизация исключительно умелая. Если же вернуться к Вашему тексту, то мне хотелось бы отметить различие. Не жди меня, мама, просит аэд, и тем признает, прошлое существует, и оно актуально, а не белым бело. Как хотите, Александр, но по-моему, с этим надо что-то делать. Феликс Гойхман 15.01.2019 21:27 Заявить о нарушении
Спасибо, Феликс, за интересный текст. Хотел бы только добавить, что прокуренность здесь не просто ностальгический антураж, она помогает осознать вывернутость мира наизнанку, причём в том смысле, что между внутри и снаружи нет никакой особой разницы (как с бутылкой Клейна).
Что до прошлого, то ничего с ним, думаю, делать не надо. Let it R. I. P. Александр Ра 2 16.01.2019 00:35 Заявить о нарушении
Александр, вывернутость пространства в Вашем стихе для меня не очевидна. Наверное, вы знаете, что я - тоже стихотворец, и способов донести до читателя какую-нибудь мысль или настроение за сорок последних лет разработал множество, и говорю Вам со всей ответственностью, прокуренных подробностей для передачи названных Вами соображений, мало. Что до прошлого, то я предложил что-то сделать не с прошлым, а с отношением к нему. Опять мое мнение, это всего лишь - мое мнение, не больше не меньше.
Рад, что Вам было интересно. Феликс Гойхман 16.01.2019 01:00 Заявить о нарушении
Дым - сначала от горючих слёз, затем из трубы, затем прокуренный.
И холод - внутри как снаружи, ресницы скребут стекло (будто дворники, т.е. за окном). Ну да ладно, что после драки махать. Еще раз большое спасибо за внимательное, глубокое и небезразличное чтение. Александр Ра 2 16.01.2019 01:17 Заявить о нарушении
Честно, Александр, я бы нашел в стихе место и форму, чтобы о призрачности границы между наружным и внутренним сказать прямым текстом, повторюсь, место и форму, поскольку форма 'прямого' текста тоже может быть разнообразная. Что до косвенных примет, Вы правы, они есть. Но читатель, я, то есть, туп и неповоротлив, и 2 и 2 не сложит и суммы не получит, пока ему не разжуют и не положат в рот.)))) Вы говорите, ресницы по стеклу, здорово, но почему вагон не может быть выстужен из-за открытых дверей и отсутствия отопления. Для примера. Первый год срочной службы я провел в учебке, снаружи были крепкие морозы, в казарме выше 3 градусов температура не поднималась, и из наших ртов выходил пар. Всему можно найти сторонние объяснения. Читателю надо подсказать, где искать.
Феликс Гойхман 16.01.2019 02:18 Заявить о нарушении
Я не хотел проговаривать этого вслух, потому что здесь это для меня только способ, мне надо было вызвать ощущение беззащитности, не педалируя его.
Спасибо за интересную беседу! Александр Ра 2 16.01.2019 11:04 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |