Рецензия на «Ты правду молвишь или врёшь мне» (Макс Замшев)

Поэту, претендующему на роль повелителя дамских сердец, без собеседницы не обойтись, ибо в разговоре с ней можно поднять и разрешить любые философские вопросы, например, о жизни и смерти. По этой стезе идёт Максим Замшев в стихотворении "Ты правду молвишь или врешь мне…":

Что жизнь прошла, что смерть прошла,
Что жизнь опять в объятьях смерти,
Что смерть пропала за спиной…

Хотя поэт и дважды предлагает поговорить о жизни прошлой, ни одной его детали или подробности не возникает - всё остаётся за рамками авторского монолога. Сам же автор в такой ситуации может даже нарушить хронологичность действий, предлагая сначала отпить вина, а потом чокнуться. Но не в этом авторский акцент. Он - в звоне стекла, что "полон правдой неземною". Именно с этого звона ведётся обратный счёт прожитым годам, драматическим перепитиям, балансировавшим на грани жизни и смерти.
Концовка произведения неоднозначна, она даже двусмысленна: поэт предлагает поверить смерти и не верить ему, хотя отмечает присутствие Бога в себе. К тому же собеседница исчезает, и на её месте появляется солидная аудитория: "Поверьте ей, прошу, поверьте..." Боголюбие не должно порождать ни малейшего отступничества от веры, а оно здесь есть. И только при сверхвнимательном отношении к слову можно открыть третий смысл: фраза "Бог со мной" означает "Бог мне судья". В этом случае всё встаёт на свои места, и философ вновь превращается в поэта.

Ответное:

Мы старый, немощный народ:
Кто скособочен, кто контужен.
К нам очень скоро смерть придёт
И, нас увидев, сдохнет тут же.

Зевс   15.12.2018 19:31     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Макс Замшев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Зевс
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.12.2018