Рецензия на «В оправдание лени» (Вячеслав Снежков)

У Вас с Аней Акчуриной общая болезнь))) - любовь к логическим связкам... Вы эдакие интеллектуалы с духовными исканиями - с одной стороны, а с другой - есть эстетическая жилка и у тебя, и у неё. Творческая способность. Вот, скажем, в этом стихотворении сразу бросается в глаза замечательное двустишие:

Всё наше здесь, под этой бирюзой,
Средь этих криков детворы и галок.

Великолепная и чистая поэтическая формула! Но тебя она не удовлетворяет. И ты её начинаешь развивать дальше - логически ("А что не здесь - то... но... пусть..." - прямо-таки Булева алгебра пошла), наивно полагая, что если при этом поигрывать в разговорный стиль, то это прокатит как поэзия... Нет, не прокатит.

Что до начала стихотворения, то ты его "заболтал". Первая строка вполне естественно-поэтически выговорилась:

Так много дел, и голова трещит.

А что дальше? Зачем нам знать, что ты кофе заварил, но так и не выпил? Ритмически, эстетически ты уже это дал, сказал достаточно...
Дальше следовало переходить побыстрей к главному:

Прилёг. Вот на фиг всё. Как можно суетиться, делать вид,
Что где-то там есть жизнь, и смысл, и цель?!

(Абсолютно инертную в стихах фразу: "Такая дивная повсюду красота" - выкидывать надо без всякой жалости. Стихи - это такой жанр, в котором болтать просто абсолютно некогда, или уж надо болтать в каждой строчке, но тогда это особое искусство и тема для другого разговора...)

Что в итоге? В итоге, в чисто эстетическом плане, мы имеем два несклеиваемых почти самодостаточных куска:

1)
Так много дел, и голова трещит.
Прилёг. Вот на фиг всё. Как можно суетиться, делать вид,
Что где-то там есть жизнь, и смысл, и цель?!

и

2)
Всё наше здесь, под этой бирюзой,
Средь этих криков детворы и галок.

Склеил ты их очень искусственно-логически... Чтобы избегать подобной клейки, нужно задавать себе очень грамотные вопросы, скажем: "Что позвало эти два разных настроения к жизни одновременно?", "Что там, за контрастом?" и в том же духе, а не искать внешних логических связей, - сшивать подобные находки можно только равноценной им находкой....

Надеюсь, я понятно "ругаюсь"))))

Максим Печерник   19.10.2018 00:23     Заявить о нарушении
Ох, Макс, ты умилительно ругаешься — но куда опять понесло тебя?)) Привет!

В целом мне очень понравился твой серьёзный и точный разбор моего сиюминутного опуса, ты как всегда глубок, строг, и, повторюсь, точен. Я имею ввиду, что мне доставляет удовольствие читать это применительно к данному стишку, к этой ленивой бурчалке. Но Максим... Ты словно сидишь опять на некоей своей колокольне и оттуда вещаешь. И она хороша и прекрасна, колокольня эта. И там легко находится порой уютное место для нас, твоих друзей. Но она твоя. Твоя, понимаешь?

Куда ты вечно торопишься? «Дальше следовало переходить побыстрей к главному...» Господи, да к какому такому главному и для чего непременно побыстрей?!) Для меня главное вообще было в начале, в первых трёх (трёх!) строках. И в последующих трёх строках. А отмеченная тобой «великолепная и чистая поэтическая формула» была мною воспринята как заезженное и надоевшее клише, от которого у меня не хватило моральных сил отказаться.

Так много дел, и голова трещит.
Я кофе заварил, но нет, не выпил,
Прилёг ещё. Пускай. Вот нафиг всё.

Здесь настроение, здесь воздух. Здесь отчаяние от того, что даже не можешь выпить этот кофе, который до того заварил — и сил нет, и не желаешь искусственно бодрить себя для потери за будничной суетой способности к простому созерцанию красоты мира и естественному бытию в нём.

Ты опять аналитически разъял живой текст на мёртвые части для того, чтобы постичь, чем же таким они связаны и верна ли эта связка, логически и эстетически непротиворечива ли она. И вот эта твоя точность — она словно из иного измерения. Словно попытка учёного, едва не сходящего с ума от привычки к непрерывному логическому перенапряжению суметь улыбнуться прыжку кузнечика. Тебе, на мой взгляд, при чтении чужих стихотворений часто не хватает терпения, чтобы вслушаться. Ты чувствуешь себя профессионалом, ты скачешь по верхам и ...упускаешь из вида главное. А главное в том, что ты вдруг лицом к лицу сталкиваешься с новым для тебя лицом Бога, однако будучи обременён кошмарным тюком чьих-то идей о том, каким оно, это лицо, быть должно и каким оно быть не должно — отмахиваешься. Упускаешь возможность вглядеться в него, впустить его в твою личную реальность. И этим прирасти, сделаться шире и глубже.

Вячеслав Снежков   19.10.2018 12:26   Заявить о нарушении
Слав, обычно-то я как раз стараюсь вслушаться и читаю никак не меньше одного раза, прежде чем затею "ругаться". И "ругаюсь", согласись, не так часто. Чаще пишу о том, что меня радует.

На мой взгляд, этот твой текст — рыхлый, рыхлый вследствие именно что не в меру распространённой первой части. Но в нём есть и энергичные, с эстетической точки зрения замечательные фрагменты. Ведь неспроста же тебе "не хватило моральных сил отказаться" от одного из них: эстетическая жилка оказалась в тебе сильнее "моральных сил" [слава Всевышнему! :))].

Собственно, "колокольня" моя вот какая (и всегда такой была и будет): каков бы ни был ПО СМЫСЛУ (ПО ЗАМЫСЛУ АВТОРА) поэтический текст, он должен быть прежде всего хорош стилистически (стало быть и эстетически), а этот твой стишок рыхл, и должен же тебе кто-то об этом сказать, и почему бы не я...

Насчёт "склейки". Может быть, ты и не "склеивал" нарочно, но стилистически текст таковым воспринимается, может быть (кстати!) ещё и из-за некоторой нечёткости противопоставления "где-то там" и "здесь". Я ведь не анализирую, Слав, — а аналитики ты меня записал напрасно, — хотя и не брезгаю анализом, — я больше вслушиваюсь в свои ощущения от текста, которым доверяю. Конечно, этим моим ощущениям ты не должен так доверять, как я. Но не известить тебя о них я не мог)))))

Максим Печерник   19.10.2018 14:28   Заявить о нарушении
Лариса, спасибо за слово доброе!

Вячеслав Снежков   20.10.2018 13:39   Заявить о нарушении
Макс, ты меня не слушай. Ну то есть слушай, да не всему полностью верь, т.к. вот это твоё умение разобраться в каждой строке, в каждом повороте смысла — это очень дорогого стоит, и я хоть и жужжу обычно в ответ, но как правило очень благодарен тебе. Стихотворения часто делаются после этого лучше, и понимания иногда больше становится. Просто совсем ведь не пожужжать — да возможно ль?! Поэтому ты "ругайся" пожалуйста, если будешь видеть, что это нужно, хорошо?

Вячеслав Снежков   20.10.2018 13:40   Заявить о нарушении
Слав, представляешь, как было бы скучно, если бы в ответ на критику автор не жужжал, а критик не жужжал бы в ответ на ответ??))))))
По-моему, мы избавили себя на пару дней от зевоты таким вот диалогом)))))))
Так что будь спок: пока живы, ишшо нажужжимси...

Максим Печерник   20.10.2018 14:58   Заявить о нарушении
Ок!)))
Бжжжжжжжж........

Вячеслав Снежков   20.10.2018 16:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Снежков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Максим Печерник
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.10.2018