Рецензия на «В защиту Медеи» (Эльдар Ахадов)

Красивое предположение.

Но молва сохранила и другие имена. Брат Медеи Апсирт, убитый во время бегства аргонавтов из Колхиды то ли Ясоном в храме, то ли самой Медеей. Плюс убийство Пелия, затем Главки... Вот такой кровавый шлейф помимо детей.

Ещё один момент: Медея, помогая аргонавтам, действует против интересов отца. Она изначально совершает предательство. Ведь наверное, золотое руно не просто так хранилось у Ээта. И конец Ясона оказался бесславным, скорее всего только потому, что греки никак не смогли воспользоваться этим руном (барашек перестал летать).

А теперь такие вопросы: на какой гречанке женился Ясон? В каком городе он был царём? Чем могли помешать грекам дети-метисы, если царей в те времена как избирали, так и благополучно изгоняли из городов? Их бы просто не признали законными правителями и всё.

И что значит "местные эллинские законы"? Ведь Ясон спешно женился на Медее в земле феаков, поскольку иначе незамужнюю Медею следовало отдать её отцу Ээту. Думаете, это были местные феакские законы? А я уверена, что и в древнем мире наличествовали общепринятые практики. Если верить мифу о Вавилонской башне, то до её строительства всё человечество говорило на одном языке. Соответственно, у этой общности были и общие нормы поведения (мораль). Более наглядно это показано в истории Аврама и Сары. Придя в Египет, Аврам скрыл, что Сара не только сестра, но и жена ему. Сару берёт в жёны фараон. Еврейский бог наказывает фараона. Фараон вместо того, чтобы обратиться за защитой к своим жрецам и богам, просто пеняет Авраму на обман и возвращает ему законную супругу. Но ведь Аврам был женат на Саре вовсе не по местным египетским законам. Разве логично поступил фараон?

И последний довод в пользу того, что не было нужды расправляться с Медеей как с чужестранкой, причём даже и не любимой уже Ясоном: многожёнство в той или иной форме присутствовало в древнем мире у многих народов, в том числе и у греков. Пусть я читаю такие строки: "...Циммерман отмечает: «Моногамия, похоже, была сильна и пользовалась большим уважением в Греции. Всякий раз, когда Геродот упоминает о многоженстве, он оговаривается и указывает, что это является необычным явлением… Царь Спарты, имевший двух жен, по словам Геродота поступал против обычаев Спарты»..." Но тут же я смотрю информацию по гордости греков - македонцам - и вижу: жёны Филиппа II - Аудата, Phila of Elimeia, Nicesipolis, Филина, Олимпиада Эпирская, Meda of Odessa и Клеопатра; жёны Александра Македонского - Роксана, Статира, Парисатида. Правда, у героев греческих мифов действительно указывается только по одной жене. Но если посмотреть на богов, то у Зевса в жёнах Метида, Фемида и Гера; у Гелиоса - Персеида, Рода, Климена, Кето... Это помимо сонма просто возлюбленных. Поэтому полигамия, особенно среди знати, у греков наверняка присутствовала.

Вы же, обеляя Медею, выводите образ озверевшей толпы. Но ведь это тоже обвинение... Да, у финикийского царевича Кадма на греческой земле греческие боги извели почти всех его потомков. Боги. Но не толпа. Враги Кадма действовали более тонко. Возможно, позднее и у Медеи на греческой земле тоже появились враги. Но в любом случае, имя им не "толпа". А вот Медея ещё до рождения детей предавала своих родных ради предавшего её мужчины. Ревность здесь вполне уместна.

С уважением, Светлана.

Светлана Каплун   21.09.2018 00:50     Заявить о нарушении
Вы говорите о мифе. Миф он и есть миф. Если на человека "повесили" одно вымышленное преступление, то повесят и еще тысячу. Молва зла и глупа. Я же пишу о реальной женщине-матери. Тем более, изуверской выглядит выдумка толпы, опорочившей ее на тысячи лет. А Ясон трус. Герой добыл бы руно в бою, трус ворует.

Эльдар Ахадов   21.09.2018 06:30   Заявить о нарушении
Ясон - грек. Греки и Трою обманом взяли. Очевидно, они так воспитаны. Вспомните, сколько козней их боги друг другу учиняли. Они вероломны.

Что касается Медеи, предательство с её стороны невозможно отнести к простой молве. Без её участия греки никогда бы не получили руно. И здесь Медея сама очернила себя на всю историю. И у меня возник такой вопрос: если Вы отвергаете реальность мифа, то как можно говорить о реальности Медеи?

Могла ли она убить своих детей? Я знаю несколько случаев, когда любящие матери уходили из жизни сами и забирали детей с собой, чтобы не оставлять их здесь.

Сейчас заговорили о запредельной подростковой жестокости. Но я и 20 лет назад об этом слышала. А сейчас я больше обращаю внимание на то, как детей буквально корёжит от нашей действительности. Как они отвергают её, уходя в свой мир.

Ради будущего наших детей нужно менять мир на "добрее и лучше". Медея же начала своё замужество со зла, тем же оно и закончилось.



Светлана Каплун   21.09.2018 12:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана.Мне нравится Ваш эмоциональный порыв. ))) Я дал Вам развёрнутый ответ в новой работе "Медея реальная и мифическая". С уважением.

Эльдар Ахадов   22.09.2018 01:14   Заявить о нарушении
Позволю высказать несколько соображений по прочтении.

Начну с того, что и Гесиод (VIII—VII века до н. э.), и Креофил (VII век до н. э.) как первоисточники данных о Ясоне и Медее тоже не очень достоверны - промежуток в 500 лет срок немалый.

К тому же, от "Взятия Эхалии" сохранилось только «Зри, о жена, сама ты все это своими очами» (по-моему, единственный верный способ...) Нет в этих строках ничего о Медее.

Но почему-то имя Медеи ещё как сохранилось! Но будь она великой врачевательницей, то стала бы почитаться как богиня. Но нет этого. Значит, роль её, действительно очень важная, заключалась в чём-то другом.

И не ради бренного золота плавали аргонавты в Колхиду. За руном летающего барана. Помните как Армазд и некоторые другие изображались? Летящими на диске с крылышками. А самолёты в небо и сейчас далеко не каждый дурак поднимет. Для этого знающие люди нужны. (Санскрит: медха - разум, наша "мудрость"). Вот вам и Медея. Только руно барана таки не полетело.

А события, как Вы сами отметили, предшествуют Троянской войне. Точнее - бронзовому коллапсу. Грандиозная была заварушка. Побеждает как правило тот, у кого совершеннее оружие (как с Мохенджо-Даро получилось).

Я глубоко убеждена, что миф об аргонавтах, как и последующую Калидонскую охоту, нужно рассматривать как подготовку к этой самой Троянской войне. Кстати, греков как этноса тогда ещё не было: им ещё только предстояло появиться из весьма разношёрстной компании. Вот там как раз метис на метисе сидел. И женщин-то откуда они себе брали? Сомневаюсь, что все были свои... Ладно. По поводу детоубийства утверждать ничего не берусь. Тут действительно лучше было бы увидеть, чем сто раз услышать в разных пересказах.

Светлана Каплун   23.09.2018 00:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Эльдар Ахадов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Каплун
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.09.2018