В защиту Медеи

В ЗАЩИТУ МЕДЕИ
Ее вина была лишь в том, что она - чужестранка. Эллинам нужна была своя царица. Эту, которую привез их кумир - Ясон, они на дух не переносили, ведь само ее присутствие лишало их возможности влиять на царя через жену, через одну из дочерей Эллады. Им нужен был Ясон. Но холостой. Он ведь не был женат на этой иберийке по своим местным эллинским законам. Значит, она - незаконная. Ее нужно уничтожить или прогнать. А дети? Ведь это дети не только Медеи, но и Ясона. Они наследуют власть отца. Этого нельзя было допустить. Ночью возбужденная вооруженная толпа ринулась к дому Ясона и Медеи. Ей нужно было бежать, чтобы спасти себя. Но если бы толпа ее догнала, а дети были с ней? Убили бы не только ее, но и детей! И тогда Медея, как мать, желающая спасти своих детей, передает их под покровительство богов и родного отца! Дети Ясона укрываются вместе с отцом в храме, где убийство является святотатством. Но толпа ринулась именно за ними. Ворвавшись в храм, горожане убивают малолетних детей Медеи на глазах их слабовольного отца. Угрожая смертью и ему, они заставляют его жениться на гречанке. Медея жива, но с общего молчаливого согласия именно ее толпа обвиняет в убийстве родных детей. Убитая горем мать остается одна против всеобщей клеветы и мерзости. Слабовольному запуганному Ясону, насильно, но теперь уже официально женатому на гречанке, невыгодно брать на себя ответственность за умертвление родных детей и он поддерживает всеобщую чудовищную ложь против бывшей жены - дочери иберийского царя Эя. Тысячи лет гуляет по свету подлая ложь о матери, убившей родных детей из ревности к их отцу. И все верят в эту несусветную чушь: будто бы родная мать могла убить бесконечно любимых детей, рожденных ею от бесконечно любимого мужчины.


Рецензии
Красивое предположение.

Но молва сохранила и другие имена. Брат Медеи Апсирт, убитый во время бегства аргонавтов из Колхиды то ли Ясоном в храме, то ли самой Медеей. Плюс убийство Пелия, затем Главки... Вот такой кровавый шлейф помимо детей.

Ещё один момент: Медея, помогая аргонавтам, действует против интересов отца. Она изначально совершает предательство. Ведь наверное, золотое руно не просто так хранилось у Ээта. И конец Ясона оказался бесславным, скорее всего только потому, что греки никак не смогли воспользоваться этим руном (барашек перестал летать).

А теперь такие вопросы: на какой гречанке женился Ясон? В каком городе он был царём? Чем могли помешать грекам дети-метисы, если царей в те времена как избирали, так и благополучно изгоняли из городов? Их бы просто не признали законными правителями и всё.

И что значит "местные эллинские законы"? Ведь Ясон спешно женился на Медее в земле феаков, поскольку иначе незамужнюю Медею следовало отдать её отцу Ээту. Думаете, это были местные феакские законы? А я уверена, что и в древнем мире наличествовали общепринятые практики. Если верить мифу о Вавилонской башне, то до её строительства всё человечество говорило на одном языке. Соответственно, у этой общности были и общие нормы поведения (мораль). Более наглядно это показано в истории Аврама и Сары. Придя в Египет, Аврам скрыл, что Сара не только сестра, но и жена ему. Сару берёт в жёны фараон. Еврейский бог наказывает фараона. Фараон вместо того, чтобы обратиться за защитой к своим жрецам и богам, просто пеняет Авраму на обман и возвращает ему законную супругу. Но ведь Аврам был женат на Саре вовсе не по местным египетским законам. Разве логично поступил фараон?

И последний довод в пользу того, что не было нужды расправляться с Медеей как с чужестранкой, причём даже и не любимой уже Ясоном: многожёнство в той или иной форме присутствовало в древнем мире у многих народов, в том числе и у греков. Пусть я читаю такие строки: "...Циммерман отмечает: «Моногамия, похоже, была сильна и пользовалась большим уважением в Греции. Всякий раз, когда Геродот упоминает о многоженстве, он оговаривается и указывает, что это является необычным явлением… Царь Спарты, имевший двух жен, по словам Геродота поступал против обычаев Спарты»..." Но тут же я смотрю информацию по гордости греков - македонцам - и вижу: жёны Филиппа II - Аудата, Phila of Elimeia, Nicesipolis, Филина, Олимпиада Эпирская, Meda of Odessa и Клеопатра; жёны Александра Македонского - Роксана, Статира, Парисатида. Правда, у героев греческих мифов действительно указывается только по одной жене. Но если посмотреть на богов, то у Зевса в жёнах Метида, Фемида и Гера; у Гелиоса - Персеида, Рода, Климена, Кето... Это помимо сонма просто возлюбленных. Поэтому полигамия, особенно среди знати, у греков наверняка присутствовала.

Вы же, обеляя Медею, выводите образ озверевшей толпы. Но ведь это тоже обвинение... Да, у финикийского царевича Кадма на греческой земле греческие боги извели почти всех его потомков. Боги. Но не толпа. Враги Кадма действовали более тонко. Возможно, позднее и у Медеи на греческой земле тоже появились враги. Но в любом случае, имя им не "толпа". А вот Медея ещё до рождения детей предавала своих родных ради предавшего её мужчины. Ревность здесь вполне уместна.

С уважением, Светлана.

Светлана Каплун   21.09.2018 00:50     Заявить о нарушении
Вы говорите о мифе. Миф он и есть миф. Если на человека "повесили" одно вымышленное преступление, то повесят и еще тысячу. Молва зла и глупа. Я же пишу о реальной женщине-матери. Тем более, изуверской выглядит выдумка толпы, опорочившей ее на тысячи лет. А Ясон трус. Герой добыл бы руно в бою, трус ворует.

Эльдар Ахадов   21.09.2018 06:30   Заявить о нарушении
Ясон - грек. Греки и Трою обманом взяли. Очевидно, они так воспитаны. Вспомните, сколько козней их боги друг другу учиняли. Они вероломны.

Что касается Медеи, предательство с её стороны невозможно отнести к простой молве. Без её участия греки никогда бы не получили руно. И здесь Медея сама очернила себя на всю историю. И у меня возник такой вопрос: если Вы отвергаете реальность мифа, то как можно говорить о реальности Медеи?

Могла ли она убить своих детей? Я знаю несколько случаев, когда любящие матери уходили из жизни сами и забирали детей с собой, чтобы не оставлять их здесь.

Сейчас заговорили о запредельной подростковой жестокости. Но я и 20 лет назад об этом слышала. А сейчас я больше обращаю внимание на то, как детей буквально корёжит от нашей действительности. Как они отвергают её, уходя в свой мир.

Ради будущего наших детей нужно менять мир на "добрее и лучше". Медея же начала своё замужество со зла, тем же оно и закончилось.



Светлана Каплун   21.09.2018 12:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана.Мне нравится Ваш эмоциональный порыв. ))) Я дал Вам развёрнутый ответ в новой работе "Медея реальная и мифическая". С уважением.

Эльдар Ахадов   22.09.2018 01:14   Заявить о нарушении
Позволю высказать несколько соображений по прочтении.

Начну с того, что и Гесиод (VIII—VII века до н. э.), и Креофил (VII век до н. э.) как первоисточники данных о Ясоне и Медее тоже не очень достоверны - промежуток в 500 лет срок немалый.

К тому же, от "Взятия Эхалии" сохранилось только «Зри, о жена, сама ты все это своими очами» (по-моему, единственный верный способ...) Нет в этих строках ничего о Медее.

Но почему-то имя Медеи ещё как сохранилось! Но будь она великой врачевательницей, то стала бы почитаться как богиня. Но нет этого. Значит, роль её, действительно очень важная, заключалась в чём-то другом.

И не ради бренного золота плавали аргонавты в Колхиду. За руном летающего барана. Помните как Армазд и некоторые другие изображались? Летящими на диске с крылышками. А самолёты в небо и сейчас далеко не каждый дурак поднимет. Для этого знающие люди нужны. (Санскрит: медха - разум, наша "мудрость"). Вот вам и Медея. Только руно барана таки не полетело.

А события, как Вы сами отметили, предшествуют Троянской войне. Точнее - бронзовому коллапсу. Грандиозная была заварушка. Побеждает как правило тот, у кого совершеннее оружие (как с Мохенджо-Даро получилось).

Я глубоко убеждена, что миф об аргонавтах, как и последующую Калидонскую охоту, нужно рассматривать как подготовку к этой самой Троянской войне. Кстати, греков как этноса тогда ещё не было: им ещё только предстояло появиться из весьма разношёрстной компании. Вот там как раз метис на метисе сидел. И женщин-то откуда они себе брали? Сомневаюсь, что все были свои... Ладно. По поводу детоубийства утверждать ничего не берусь. Тут действительно лучше было бы увидеть, чем сто раз услышать в разных пересказах.

Светлана Каплун   23.09.2018 00:54   Заявить о нарушении